Урок математики в 6 классе Учитель: Будаева Цыцыгма Хобисхаловна Раднаева Татьяна Хоцаевна Тема урока: «Действия с рациональными чис - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Действия с рациональными числами» 1 120.83kb.
Интегрированный урок (математика + основы потребительских знаний) 1 116.28kb.
Урок математики в 6-м классе по теме: "Решение уравнений" Мадаминова... 1 87kb.
Конспект урока-путешествия по математике в 6-м классе по теме «Решение... 1 78.92kb.
Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями" Миссюра... 1 47.85kb.
Уроков математики в 5 классе № урока, число Темы учебных занятий... 24 3011.08kb.
Урок алгебры в 7 «В» классе по теме: Шахнамазова С. П., учитель математики... 1 47.26kb.
Урок математики в 6-м классе. Тема: Действия с десятичными дробями 1 149.75kb.
Урок математики во 2 классе. Тема урока: «Закрепление пройденного. 1 25.72kb.
«Все действия с натуральными числами» 1 95.12kb.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с натуральными... 1 51.77kb.
Диагностическая работа по географии 8 класс 1 1 96.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок математики в 6 классе Учитель: Будаева Цыцыгма Хобисхаловна Раднаева Татьяна - страница №1/1


Урок математики в 6 классе

Учитель:Будаева Цыцыгма Хобисхаловна

Раднаева Татьяна Хоцаевна

Тема урока: «Действия с рациональными числами» и «Озеро Байкал»

Цель урока: закрепить действия с рациональными числами; выявить уникальности озера Байкал, как мирового наследия (слайд №1).

Задачи: 1) формировать представления об озере Байкал, как аквальном природном комплексе, взаимосвязи их компонентов как основы экологической устойчивости;

2) развить умения устанавливать различия озера по особенностям природы, условиям жизни людей, их хозяйственной деятельности и необходимости охраны;

3) развитие умений, навыков действий с рациональными числами;

4)воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за природное, историческое и культурное наследие родного края;

5) обучать учащихся различным видам самостоятельной деятельности; повышать интерес к предметам.

Тип урока: интегрированный урок географии, математики.

Время: 90 минут, сдвоенный урок

Форма проведения урока: урок - путешествие.

Оборудование урока: 1) выставка книг об озере Байкал; рисунки, связанные с Байкалом, карта Байкала;

2) видеофильм о Байкале;

3) таблицы, раздаточный материал;

4) проектор, интерактивная доска



Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

План:

  1. Организационный момент

2) Смотр видеофильма «Особенности озера Байкал»

3) Путешествие по Байкалу с шестью привалами:

а) «Ледяной покров озера Байкал»

б) «Водосборный бассейн озера Байкал»

в) «Рыбные запасы озера Байкал»

г) «Острова на Байкале»

д) «Ветры на Байкале»

е) «ЭКО»


Эпилог: В Сибири говорят: «Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал». Только увидев это озеро своими глазами, вы прочувствуйте его красоту и уникальность (слай№2).

Ход урока:

  1. Организационный момент: цели, задачи и план урока.



Учитель математики: Много экспедиций до сих пор изучают Байкал, насколько он таинственен и загадочен. Мы тоже продолжим знакомство с уникальным озером-морем и одновременно повторим правила действий с рациональными числами, пропорции и проценты.

Учитель географии: Когда мы начали изучать тему «Озеро Байкал», мы познакомились с его флорой и фауной и узнали, что:

- озеру 25 млн. лет и образовалось оно в результате землетрясения;

- озеро содержит 20% мировых запасов пресной воды

- на Байкале водится уникальное млекопитающее животное – нерпа, а её детёныша называют хубунок;

- чистоту Байкала поддерживает микроскопическое животное длиною 1 мм – эпишура. В нём водится уникальная рыбка голомянка, длина которой 15 см, целиком состоящая из жира, которой питается нерпа. Глядя сквозь эту рыбку, можно прочитать газетный текст. Это эндемики Байкала.



III. Демонстрируется фильм.

IV. Привал 1.Ледяной покров озера Байкал

Учитель математики: Это единственное море – озеро в мире, которое полностью покрывается льдом. Если прислушаться на мгновение, стоя на льду, то можно услышать, как гудит и стонет Байкал. Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3 -4 метров, а в воде – на глубине 12 -40 метров. Нагромождения льда называются торосами, они голубого цвета.

А теперь, ребята решим задачу: толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 сантиметров, а чтобы ездить на санях -15 -20 см. какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт? Выполним вычисления с помощью блок – схемы (на партах – раздаточный материал, ответ – на экране - слайд№3) – индивидуальная работа.


-2,5



× 2


+7, 5



× 1



× (-4)


< 0
нет да


×)


3

× (-3,5)



?см

Вывод: При толщине льда, равной 35 см, по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый берег с левым. Заметим, что Байкал может промерзнуть при больших морозах на толщину от 1,3 м до 2,5м.

Выступление ученика: Ледовый панцирь на Байкале держится от 4,5 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в ноябре – декабре, а таять начинает в апреле – мае, но иногда еще и в июне есть лед. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает, - это полынья длиной 3 -5 км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в данном месте и ее положительной температуре. Здесь зимуют 8 – 12 тысяч водоплавающих птиц.

Учитель математики: Как называется это место, мы узнаем, проведя математическую разминку. Под правильным ответом «спрятана» буква, входящая в его название (слайд№4) – устная работа




  1. -2,5+2=

  2. 3,2+4,5=

  3. -4,5(-2)=





  4. (-4,7) + (-1,3)=



  5. -4,7 0=

  6. 0 (-101)=

  7. =

Ответ:

  1. - 0,125 0=

  2. - 0,125 =









-0,5

-7,7

9

-1



-6

3

нельзя

0

-7

0

0

-3

1

-2

ш

а

м

а

н

с

к

и

й

к

а

м

е

н

ь



Выступление ученика: Это место называется Шаманский камень. Во время строительства Братской ГЭС (в 1960 году) для того, чтобы заполнить водохранилище водой не за 4 года, а гораздо быстрее и раньше получить электроэнергию, был предложен проект, согласно которому Шаманский камень должен был быть взорван. Если бы этот проект был принят, то пострадали бы не только флора и фауна Байкала, а порты, лесоперевалочные базы, железная дорога, были бы затоплены многие селения. Но, к счастью, он не осуществился.

Привал 2. Водосборный бассейн озера Байкал

Учитель математики: более 120 лет назад, в 1886 году, Ян Черский привел число 336. Однако благодаря постоянно работающим экспедициям это число было уточнено и оказалось, что их не 336.

Задание: а сейчас подсчитайте, сколько рек впадает в озеро Байкал, выполнив следующий пример (примеры у каждого на столах)

(() +(3,42 -12,52)) (-40) =

Вывод: в озеро Байкал впадает 544 рек. Это число назвал в 1964 году Бояркин. Со стороны восточного берега в Байкал впадают 324 реки, с западного – 220 рек.

Привал3. Рыбные запасы озера Байкал

Учитель географии: На протяжении многих веков Байкал славится своими рыбными запасами. У вас на столах у каждого имеется кроссворд. Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд. По вертикали в выделенном столбце, вы должны получить это слово.

Выступление ученика: длина осетра достигает 1 -2 метра, а вес 20 кг. Осетровые относятся к деликатесной красной рыбе. В 1823 году его улов составлял 1000 пудов. Водится в Байкале исключительно пресноводная рыба таймень, вес ее достигает 50 кг, а местами 60 -80 кг.



Учитель математики: пуд – это старинная единица измерения массы. Вспомним, чему равен 1 пуд. 1 пуд – 16,4 кг. Сколько килограммов в 1000 пудах? (ответ:16400кг).

- рыбные промышленники скупали осетра на Байкале по 2 рубля серебром за пуд, а в городе продавали по 4 рубля за пуд. Какой процент прибыли получал промышленник? Решаем задачу, составляя пропорцию

2р - 100%
4р – Х %
Х=200%,

- что это означает? (прибыль в 2 раза).

- но как удавалось (с помощью какого приспособления) в свежем виде доставлять осетров в город? Ответ на этот вопрос вы узнаете, решив следующую задачу (слайд№5):
- к прибавьте заданные дробные числа

- расположите результаты в порядке возрастания

- из заданных букв составьте слово

-2

3




2

3





1











4
У К
А К Н

Ответ: кукан


Выступление ученика: специально свитую пеньковую веревку длиной 2 сажени продергивают через специальную железную трубку, вбитую в хрящевую часть носа рыбы. Образовывался поводок – петля. Осетров вылавливали, продергивали кукан и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плавала в воде несколько дней, пока ее не набиралось определенное количество. Затем на подводу стелили мох, обливали его водой, укладывали рыбу, сверху опять клали мох. На половине пути рыбу сгружали, помещали в воду, привязывая за куканы, давали отдохнуть. На следующий день опять грузили на подводу и ехали дальше, до Ангары. Здесь рыбу за куканы привязывали к лодке и по реке сплавляли в Иркутск, сохраняя живой.

Но уже в 1918 году запас осетра в озере сократился. В 1930 году было принято решение о запрете лова осетровых, стали создаваться заказники. В 1935 году был разрешен лов осетра с 1 августа по 1 мая. В годы войны был разрешен лов сетями, что нанесло большой урон, так как в сети попадала молодь. Потребовалось много лет и усилий, чтобы возобновить разведение осетровых. То же самое произошло с деликатесной рыбой омулем.



Привал 4. Острова на Байкале.

Учитель математики: но Байкал богат не только рыбными запасами, но и своими достопримечательностями. Одна из них – острова. Сколько островов на Байкале? Ян Черский более 100 лет назад говорил, что их27. Затем считалось, что их 22, и только в 1976 году после тщательных подсчетов окончательно установили, что их…. Сколько же островов на Байкале? Ответ на этот вопрос вы узнаете, выполнив следующие вычисления (раздаточный материал):
=

Ответ: 30



Учитель географии: да, на Байкале 30 скалистых островов, на которых есть хоть небольшая растительность или могут гнездоваться птицы. Самым большим по величине является остров Ольхон. На всех островах, кроме Ольхона, любые формы хозяйственной деятельности запрещены (слайд №5 - карта Бурятии). Площадь – 750 км2. По форме и местоположению остров представляет собой ветвь приморского хребта, отделенную от материка Малым морем т проливом Ольхонские ворота. На острове нет рек, всего два ручья, осадков выпадает мало. Большая часть острова покрыта сосновым и лиственным лесом. Ольхон объявлен государственным памятником природы. Фауна острова: один вид земноводных, 3 – пресмыкающихся, 146 видов птиц, 20 млекопитающих. Здесь один поселок Хужир и несколько сел.

Привал 5. Ветры на Байкале.

Учитель географии: на следующей остановке нашего путешествия мы поговорим о ветрах. На Байкале они имеют много названий и выделяются в две группы: северо-восточные и юго-западные, охватывающие озеро на всем протяжении, продувая его из конца в конец. Это Верховик, Баргузин, Култук, Ангара, Бугульдейка.

Учитель математики: Но есть еще один ветер, название и скорость которого вы сейчас узнаете, если правильно выполните вычисления. Каждая буква этого названия «спрятана» под числами, определяющими номер буквы в алфавите.

  1. -3,8: (-0,2)=

  2. (-2,- 5,76=

  3. (-13,7+4,7)(-2)=

  4. 8,40,5 + 9,8=

  5. -3 + 4,6=



19

1

18

14

1

С

А

Р

М

А

-Да, это ураганный ветер называется сарма. Его скорость вы определите, если сложите все ответы и из суммы вычтите 13. (ответ: 40м/с). Он образуется в Сарминском ущелье в районе поселка Сарма. Были случаи, когда он срывал с домов крыши, сбрасывал скот с берега в Байкал.



Привал 6. ЭКО

Учитель географии. Но не все так хорошо и красиво на Байкале, как кажется с первого взгляда. Цивилизация шагнула и сюда. По побережью Байкала началось строительство заводов, комбинатов. Задымили трубы, отравляя воздух, начались всевозможные эпидемии, начала гибнуть рыба. В 1987 году какая-то болезнь обрушилась на нерпу. Ученые до сих пор не установили причину этой болезни.

Учитель математики: Из имеющегося поголовья 70000 нерп погибло 10%. Сколько это нерп?

Учитель географии: более 30 лет назад на Байкале был построен Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат БЦБК. Это самый большой загрязнитель озера. Из 41 предприятия в бассейне Байкала он давал 95% загрязнения. После многолетней борьбы экологов города Иркутска и республики Бурятия с различными ведомствами и министерствами на сегодня комбинат закрыт. Со сточными водами в Байкал попадают отравляющие вещества такие, как сульфаты, хлориды, фенолы, ртуть, алюминий и многое другое. Начиная с 1992 года смертность превышает рождаемость. Причина этого – пренебрежительное отношение к экологии. Самое сложное, самое трудное – это решить, как относится к Байкалу. Либо этот «музей живых древностей» сделать национальным парком, либо промышленным районом. К сожалению, второй путь все более побеждает. Не случайно забили тревогу ученые. Академик РАЕН Бирюкова разработала проект, по технологии которого можно изготовить прекрасные, экологичные строительные материалы из тех твердых отходов, которые накопил на берегу озера комбинат за все годы существования (слайд 6).

Давайте выясним жизнь озера


естественная под влиянием человека
расширяется загрязнение отходами

его берега удаляются друг изменение уровня воды



от друга до 2 см в год сокращение и уничтожение обитателей
Итог урока: итак, мы, с вами путешествуя по озеру Байкал закрепили знания, умения, навыки действий с рациональными числами. Какие новые сведения вы узнали? (заслушивается мнение учащихся). Выставляются оценки за урок.

Домашнее задание: составить примеры и задачи по флоре и фауне Байкала.





Скорбь — это один из видов праздности. Сэмюэл Джонсон
ещё >>