Урок литературы внеклассное чтение. Интегрированный урок географии и литературы в 8 классе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интегрированный урок кабардинской и русской литературы в 11-х классе. 1 49.4kb.
Урок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой. 1 86.39kb.
Интегрированный урок истории и литературы в 11-ом классе 1 137.19kb.
Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» 1 148.05kb.
Интегрированный урок русского языка и географии по теме «вокруг света... 1 83.72kb.
«Петербург Ф. М. Достоевского» (по роману «Преступление и наказание») 1 71.49kb.
Урок литературы в 9 классе 1 78.85kb.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы 1 95.76kb.
Интегрированный урок географии, русского языка, литературы и триз. 1 205kb.
Урок игра (интегрированный урок литературное чтение/ физическая культура) 1 40.53kb.
План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же... 1 287.92kb.
1 Периодизация Блок двенадцать 8 1425.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок литературы внеклассное чтение. Интегрированный урок географии и литературы в - страница №1/1

Конспект урока.

Урок литературы – внеклассное чтение.

Интегрированный урок географии и литературы в 8 классе.

География: Уникумы Дальнего Востока.

Литература: Природа в произведениях русских писателей и поэтов.

Цель: формирование чувства любви к родине, бережного



Отношения к природе;

развитие творческих способностей учащихся;

воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: картины о природе Дальнего Востока, пейзажи русских художников,

аудиокассеты с записями классической музыки для музыкального

сопровождения..

Все тексты – на столах у учащихся.


Эпиграфы к уроку: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.» К.Паустовский.

«Лик природы – красота и богатство беспредельное,безграничное,радость и богатство всем дарованное и одному тебе принадлежащее» Б.Шергин.

Словарная работа:уникум - редкий, единственный, своеобразный;

ассоциация – связь, возникающая при определённых условиях, ощущение, восприятие, идеи; интеграция - сочетание ; лирическая проза – преобладающее авторское «я», эмоциональный строй речи; романтический – необычный, изображение сильных чувств и одухотворённой и целительной природы.(На доске прикрепляются по мере необходимости и по ходу урока).

На доске (справа или слева) словосочетания, слова, которые помогут учащимся при написании творческой работы в конце урока.: « В центре внимания, художник охвачен вдохновением, богатство переживаний, личные тончайшие переживания, рисует мир, любит природу, зрительные и слуховые впечатления. Человек сам растворён в природе. Человек – дитя природы»


План урока.

  1. Вступительное слово об уроке.

Цели и задачи урока. Слайды 4,5

Учитель литературы. Вы встретитесь с писателями и поэтами, имена которых, может быть, услышите впервые. Мы только познакомимся с ними. В старших классах вы глубже будете изучать их творческий путь.



  1. Чтение эпиграфа: Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) Мастер лирической прозы. Произведения отличаются романтическим настроением, вниманием к высоким человеческим чувствам, проблемам к окружающему миру. Самое известное произведение в школе- «Мещёрская сторона», повесть, которая рисует непритязательную красоту среднерусской природы.

Как описывают природу поэты и писатели? Приведите примеры из известных вам жудожественных произведений. Всегда ли мы внимательны к этим описаниям?

  1. Чтение эпиграфа: Борис Викторович Шергин, сказочник, художник, родился 28 (по старому стилю 16) июля 1896 г. (по другим данным – 1893 г.) в Архангельске, в семье коренных поморов, рыбаков и корабелов. Род Шергиных – очень древний и известный в истории Севера, большинство его представителей были священниками. Есть произведения, написанные с юмором. Слайд 6.



  1. Слайд 7,8.

Краткие сведения о творчестве и поэте

Аполлон Николаевич Майков (1821-1897).Лирика, посвящённая темам искусства и стихи о природе. Музыка Моцарта.
«Пейзаж»

Люблю дорожкою лесною

Не зная сам куда,брести,

Двойной глубокой колеёю

Идёшь – и нет конца пути…

Кругом пестреет лес зелёный,

Уже румянит осень клёны,

А ельник зелен и тенист,

Осинник жёлтый бьёт тревогу,

Осыпался с берёзы лист

И,как ковёр,устлал дорогу.

Идёшь как будто по водам-

Нога шумит …а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще,там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные спят.

Найдите и выпишите понравившиеся эпитеты. Устно обоснуйте, почему.
Николай Михайлович Рубцов. (1936 – 1971) Проникновенная поэзия природы и сельской жизни» Сборник «Тихая моя родина». Стихотворение «Берёзы»


  1. Я люблю, когда шумят березы,
    Когда листья падают с берез.
    Слушаю - и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез.

    Все очнется в памяти невольно,


    Отзовется в сердце и в крови.
    Станет как-то радостно и больно,
    Будто кто-то шепчет о любви.


    Русь моя, люблю твои березы!


    С первых лет я с ними жил и рос.
    Потому и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез...




Слайд 9, 10.

Как описание природы связано с настроением пэта?



  1. Иван Алексеевич Бунин (1870 -1953). Эмиграция (1920) и ностальгия по русской деревне.Слайд 11.

Весело жить –

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе,

И счастьем простым дорожить…



Что такое счастье? Простое счастье? Как вы понимаете?


  1. Борис Леонидович Пастернак (1890-1960).Краткие сведения о творчестве и поэте. Постижение мира человека и мира природы в их единстве.Лауреат Нобелевской премии, но отказался получать под угрозой выдворения из СССР. Сын получил в 1990 году. Прочитаем стихотворение «Глухая пора листопада…» и отрывок из романа «Доктор Живаго»

Слайд 12,13.

«…Осень уже резко обозначила границу хвойного и лиственного мира….Земля во рву, под ногами у доктора и в колеях лесной,утренниками прихваченной и протвердевшей дороги была густо засыпана и забита сухим мелким,как бы стриженным,в трубку свернувшимся листом опавшей ивы.Осень пахла эти горьким коричневым листом и ещё множеством других приправ.»



Чем отличается это описание от предыдущих? Почему?



  1. Алексей Константинович Толстой.(1817-1875). Стихи с ярко выраженным музыкальным началом. Романсы.

Слайд. 14,15. Музыка Брамса.

Смотри,всё ближе с двух сторон

Нас обнимает лес дремучий;

Глубоким мраком полон он,

Как будто набежали тучи.

Иль меж деревьев вековых

Нас ночь безвременно настигла,

Лишь солнце сыплет через них

Местами огненные иглы.

Зубчатый клён, и гладкий бук,

И твёрдый граб,и дуб корнистый

Вторят подков железный звук

Средь гама птичьего и свиста;

И ходит трепетная смесь

Полутеней в прохладе мглистой,

И чует грудь,как воздух весь

Пропитан сыростью душистой.

Вон там украдкой слабый луч

Скользит по липе,мхом одетой,

И дятла стук,и близко где-то

Журчит в траве незримый ключ…

Понаблюдайте за каждой строчкой? Что интересного в этом стихотворении? Что представляете? Какие полевые цветы знаете? Какие любите? Стихотворение «Колокольчики мои» - чтение на слайде. Поделиться впечатлениями.


  1. Даниил Леонидович Андреев.(1906-1959). Мистическое созерцание. Трактат «Роза мира» - путь спасения человечества. Чтение стихотворения. Затем просмотр слайда 16. Музыка. Рубинштейна.

Здесь нет земли.Пласты лесного праха

На целый метр.Коряжник,бурелом;

Исчерчен воздух,точно злая пряха

Суровой нитью вкось,насквозь,кругом

Его прошила- цепкой нитью прутьев,

Сучков, ветвей,скрепив их,как бичом,

Черномалинниками и плющом.

Как пробиваться? То плечом,то грудью

Кустарник рвать;то прыгать со ствола

На мёртвый ствол сквозь стебли копор-чая;

Ползти ползком,чудных жуков встречая,

Под сводами,где липкая смола;

Сорваться вниз,в колдобы,в ямы с гнилью,

В сыпучую древесную труху,

И наконец, всё уступив бессильно,

Упасть на пень в зеленоватом мху.



Почему так много глаголов? На что обращает наше внимание поэт?



  1. Леонид Максимович Леонов(1899-1994). Краткие сведения о творчестве писателя. Роман «Русский лес» - о сродстве русского характера и и русской природы и губительности для народа её бездумного покорения. Слайд 17,18.

Музыка Прокофьева.

« Бор начинался прямо,без подлеска.Неохватные,стрела к стреле,сосны возвышались там,как подпорка неба. Видная издалека вековая надломленная лесина запирала вход. И , словно ведьма на празднике, стояла поодаль зловещая,вся в синих лохмотьях,разбитая громом ель..»



Какова природа в этом отрывке? Какое настроение?Какие эпитеты помогают понять настроение героя?



  1. Заключение. Человек находит в природе успокоение,вдохновение. А вы как думаете?

В заключении: «Когда вы уезжаете и думаете о своих родных местах,что вы прежде всего вспоминаете?»

Ещё раз возвращаемся к началу урока. Чтение эпиграфа и слов К.Паустовского на слайде 19.: «Нет более трудной задачи,чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так,чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину» Музыка Брамса.
Правда, это трудно?


  1. Письменная творческая работа. Сочинение-миниатюра, ассоциация.

«Природа и человек». «Природа в моей жизни». «Природа моего края.» « Любимое время года». Или письменный краткий анализ – ассоциация любого стихотворения, предложенного на уроке.




Красивую женщину можно целовать без конца и ни разу не попасть в одно и то же место. Януш Макарчик
ещё >>