Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока русского языка. Учитель русского языка и литературы Бекленищева И. 1 40.06kb.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы 1 95.76kb.
Урок литературы в 7 классе с использованием Интернет ресурсов Цель... 1 232.06kb.
Разработка урока литературы в 8 классе Современность звучания памятников... 1 97.9kb.
Жигло И. В., учитель английского языка, Ступак Л. В., учитель русского... 1 131.23kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 69.15kb.
Урок русского языка в 11 классе «Сложноподчинённые предложения с... 1 48.52kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе... 3 408.99kb.
Анализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ... 1 453.93kb.
Нестандартные уроки литературы в 5 классе 5 660.86kb.
Урок мастерская учитель русского языка и литературы Волкова Ирина... 1 164.98kb.
«Пословица в художественном тексте: проблемы интерпретации и перевода» 1 44.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко Екатерина - страница №1/1

Урок литературы в 6 классе

Тема урока: «Пословицы и поговорки»

Ткаченко Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: преподавание литературы.

Цели урока: формировать понятие о пословицах и поговорках русского народа, их тематике и особенностях употребления; научить пользоваться пословицами и поговорками в речи.

Задачи урока: развивать творческую активность учащихся; обогащать словарный запас учащихся; развивать речь учащегося; совершенствовать учебные умения и навыки.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Методы обучения: проблемно-поисковый, репродуктивный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, игровая технология.

Оформление урока: мультимедийное сопровождение (презентация по теме урока).
Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Работа по новой теме урока

Слайд 1.

Слайд 2.

Эпиграф к уроку



Что за роскошь, что за смысл,

какой толк в каждой поговорке нашей!

Что за золото!

А.С. Пушкин


  1. Слайд 3. Презентация книг Владимира Даля.

  2. Слово учителя.

Пословицы и поговорки живут в народной речи. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые дошли до нас из литературы ХI-ХII вв.: «Слово о полку игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в ХVI веке, а может и раньше, но записи того времени не дошли до нас. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к ХVII-ХVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В. Ломоносов. Лишь со второй половины ХVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные от крестьян, ремесленников, солдат. Даль больше тридцати лет собирал по крупицам пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.



Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал великий труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка» (1803-1866), где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Сам В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, пословица – ягодка; и это верно». И далее: «Это одна первая половина пословицы».

  1. Слайд 4, 5. Литературная разминка. Продолжите пословицу.

Лучше синица в руке… (чем журавль в небе).

Маленькое дело лучше… (большого безделья).

Семь раз отмерь... (один раз отрежь).

Как аукнется… (так и откликнется).

Терпенье и труд… (всё перетрут).

Один в поле… (не воин).

Друзья познаются… (в беде).

Куй железо… (пока горячо).

С миру по нитке …. (голому рубаха).

Поспешишь – (людей насмешишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда) (нет плода).

Верный друг … (лучше новых двух).

На чужой каравай… (рта не разевай).


  1. Слайд 6. Часть пословиц и поговорок к нам пришла из сказок. Вспомните, из какой сказки или басни следующая пословица или поговорка.

  1. «А Васька слушает, да ест» (И. Крылов, «Кот и Повар»)

  2. «У сильного всегда бессильный виноват» (И. Крылов, «Волк и Ягненок»)

  3. «Битый небитого везет» (Сказка «Лиса и Волк»)

  4. «Не плюй в колодезь, пригодится воды напиться» (И. Крылов, «Лев и мышь»)

  5. «Рыльце у тебя в пуху» (И. Крылов, «Лисица и сурок»)

  6. «За тридевять земель» («Сказка «Царевна-Лягушка»)

  1. Слайд 7. Определите значение следующих поговорок.

Заткнуть за пояс – победить кого-либо

При царе Горохе – давно

Медведь на ухо наступил – нет слуха

Водить за нос – обманывать

Льет как из ведра – сильно

Засучить рукава – взяться за дело

Намылить шею – проучить

Пальчики оближешь – вкусно

  1. Слайд 8, 9. Работа в группах. Каждая группа выбирает тематику пословиц и поговорок. Из приведенных примеров команда должна выбрать подходящую по теме пословицу и поговорку.

  1. Про книги

  2. Про хлеб

  3. Про дружбу

  4. Про родину




  1. Книга мала, а ума придала.

  2. Хлебу – мера, деньгам – счет.

  3. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  4. Будет хлеб – будет и обед.

  5. Книги читать – скуки не знать.

  6. Будь друг, да не вдруг.

  7. На родной стороне и камешек знаком.

  8. Не красна книга письмом, а красна умом.

  9. Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.

  10. Без беды друга не узнаешь.

  11. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  12. Добрый друг лучше ста родственников.

  13. Всякому мила своя сторона.

  14. Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.

  15. Береги землю родимую, как мать любимую.

  16. Книги не говорят, а правду сказывают.

  17. Друг до поры – тот же недруг.

  18. За морем теплее, а у нас светлее.

  19. Работные дети – отцу хлеб.

  20. Родина – мать, умей за нее постоять.


Слайд 10, 11, 12, 13.


  1. Слайд 14, 15, 16, 17. Демонстрация картинок по пословицам и поговоркам.

  2. Итог урока.

Каждая группа должна выбрать понравившуюся пословицу и написать мини-сочинение.
Домашнее задание: составить тематический сборник пословиц и поговорок.




Настоящий джентльмен — это человек, который с вами приветлив и вежлив, даже если ничего вам не продает.
ещё >>