Урок литературы в 6 классе «М. Ю. Лермонтов «Бородино. К 200-летию празднования Бородинской битвы» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «Музейная ночь-2012» 3 446.15kb.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного 200-летию... 1 74.11kb.
Урок литературы в 5-ом классе по теме: «М. Ю. Лермонтов «Бородино». 1 88.68kb.
Презентация «Бородино о подвиге, о доблести, о славе» 1 183.83kb.
Урок истории. 1-4 класс. Звучит музыка 1 68.3kb.
Цель: изучение роли барабанщика в русском войске 1 53.57kb.
Из древнерусской литературы 1 135.04kb.
Интегрированный урок кабардинской и русской литературы в 11-х классе. 1 49.4kb.
Конкурс «Занимательная математика» 1 98.29kb.
Урок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой. 1 86.39kb.
С идеей создания общества выступила инициативная группа энтузиастов... 1 99.08kb.
Сверхсветовая техника прорыв в будущее 1 332.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок литературы в 6 классе «М. Ю. Лермонтов «Бородино. К 200-летию празднования Бородинской - страница №1/1

Урок литературы в 6 классе

«М.Ю. Лермонтов «Бородино. К 200-летию празднования Бородинской битвы»

Цели и задачи: воспитание интереса к истории отечества в юбилейный год празднования 200-летия Бородинского сражения, любви к Родине, гордости за героические страницы истории своего государства. Знакомство с художественным произведением, отображающим историческое событие. Анализ художественного текста, развитие речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийное сопровождение – презентации.

Из истории России мы знаем, что многократно приходили на нашу землю жестокие и коварные враги. Ледовое побоище, Куликовская битва, битва под Полтавой со шведами – перечень можно продолжать. Но сегодня мы вспомним Отечественную войну 1812 года и грандиозное Бородинское сражение. Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр Великий… В ряду прославленных защитников Отечества и Михаил Илларионович Кутузов, чье имя навсегда связано прежде всего с войной 1812 года, когда на русскую землю пришла французская армия во главе с Наполеоном.



Сообщение учащегося:

Кутузов


Главнокомандующим русской армии в этот грозный час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, Происходил из старинного дворянского рода. Школой воинского мастерства стало для Кутузова участие во многих боевых сражениях, а особенно русско-турецкие войны. В одном из них под Очаковым Кутузов получил ранение в голову навылет "из виска в висок позади обоих глаз", оно было смертельным, но чудом судьба подарила Кутузову жизнь, верно, для чего-либо великого. Ученик самого Суворова, человек с широким кругозором, тонким умом, редким тактом, человек, умеющий находить общий язык с разными людьми и имеющий прирожденную хитрость, М.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией в войне с Наполеоном. Его очень любили солдаты и беззаветно ему верили.

Что же нам известно о Наполеоне?



Сообщение учащегося:

Наполеон

Сын небогатого дворянина, Наполеон Бонапарт за 10 лет прошёл всю карьерную лестницу в воинской службе. Начав молодым лейтенантом, при удобном случае, блеснул талантом полководца, что и принесло ему долгожданную известность. Воспользовался революционными настроениями, царившими во Франции, совершил государственный переворот, а в 1804 году объявил себя императором Франции Стремительно растущая популярность среди всех слоёв населения подтолкнула Наполеона к тому, чтобы попробовать завоевать весь мир… Отдадим должное сильному и коварному врагу.         Наполеон имел исключительную память и работоспособность, тонкий ум, полководческий и дипломатический гений, артистизм и необыкновенное обаяние. Начиная с 1805 года, Наполеон во главе французской армии ведет завоевательные войны. Северная Африка и Европа пали перед Наполеоном. Впереди были поистине наполеоновские планы: завоевать Россию.

Осенними ночами 1811 г. над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула - "гроза двенадцатого года". В ночь 24 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы Российского государства. "Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве", - любил повторять Наполеон.

"Гроза двенадцатого года"- это Отечественная война 1812 года – под таким названием вошло в историю государства Российского это событие. Время великих испытаний и великих потерь, время великих героев и великих побед. А Россия долго была вынуждена отступать, чтобы сохранить силы, сохранить армию, ведь армия французская превосходила русскую по численности в 3 раза. Затянувшееся отступление вызывало всеобщее недовольство. По настоянию императора Александра 1 главнокомандующий Кутузов остановился близ села Бородино в 108 верстах от Москвы. Здесь суждено было произойти решающему сражению. Было 26 августа (по старому стилю), 7 сентября (по новому) 1812г. А это значит, что в 2012 году Россия отмечала 200-летие Бородинского сражения.

7 сентября 1812г. Битва под Бородино длится целый день. Бомбы и ядра сыпятся с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливаются в один гул... Земля дрожит... От дыма не видно даже солнца... (Панорама Бородинской битвы)

Кто победил в этой битве? Никто.

«Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…», - говорил Наполеон, часто до то повторявший, что за три месяца завоюет Россию.

После длительной битвы к вечеру бой стих, русские собирались продолжать бой с наступлением утра, но в 12 ночи пришел приказ отступать. Конечно, многие роптали, ведь француза была сдана Москва. Но русская армия сохранилась и окрепла. А враг получил достойный отпор: всем миром навалился русский народ, защищая отчизну.

«При чём тут литература?» – спросите вы. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведением М.Ю.Лермонтова балладой «Бородино». А имя Лермонтова золотыми буквами вписано в историю русской литературы.

Как же Лермонтов был связан с Бородинской битвой, войной 1812 года?

Сообщение учащегося:

Лермонтов

Лермонтов родился в 1814 году в уже перенесшей французское нашествие Москве. Ему было меньше года, когда родители увезли его в пензенскую деревню Тарханы, принадлежавшую его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Там прошли детские годы будущего поэта. В Тарханах его окружали люди 12-го года. Крестьянин бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Фёдоров с рассказами о боевой жизни. Дворяне Столыпины, братья бабушки поэта. Воспитателем и учителем французского языка Миши Лермонтова был мосье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе верность своему императору, он считал Наполеона великим полководцем и государственным деятелем. Шестилетним, бабушка привозила Мишеля в Москву, еще со следами разрушений: сожженные дворцы и дома, взорванные башни Кремля, сотни трофейных орудий у стены арсенала в Кремле. Это не могло не произвести глубокого впечатления на мальчика. Библиотека покойного генерала Столыпина, богатая литературой об Отечественной войне, была к услугам Лермонтова. Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Н.А. Дуровой (женщины-партизанки); стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник".

Лермонтов, одаренный необыкновенной силой воображения, словно сам становится очевидцем событий. И в 1837 году поэт, сам уже участвовавший в боях на Кавказе, возвращается к юношескому наброску "Поле Бородина", а результатом работы над ним становится знаменитое, замечательное стихотворение "Бородино". Написано оно к 25-летию Бородинской битвы. Это, несомненно, лучшее во всей русской литературе произведение великом сражении.



Театрализованное чтение наизусть «Бородино»

  1. Каковы ваши впечатления от произведения?



  1. Как и почему описаны события Бородинского сражения? Лермонтов использует диалог в начале произведения, почему он переходит в монолог?

(в балладе диалог обязателен, но в монологе старый солдат повествует о героических событиях, участником и свидетелем которых он был)

  1. О каких событиях рассказывает баллада?

(Отступление, недовольство в рядах русской армии, ожидание боя, утро первого дня сражения, гибель офицеров, ожидание самого грозного дня, атака врага, рукопашный бой, вечер после битвы, сдача Москвы)

  1. Встретились ли слов, значение которых вам непонятно. Можно ли было без них обойтись?(Это слова, которые передают специфику того времени.)

Презентация и сообщение ученика.

Словарная работа

а. Редут - применяемое до Первой мировой войны полевое укрепление в виде многоугольника с наружным валом и рвом.

б. Лафет - станок, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия.

в. Бивак - стоянка войск для ночлега или отдыха вне населенного пункта.

г. Кивер - высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы с козырьком и подборочным ремнем (в некоторых европейских армиях XVIII–XIX вв., в том числе и в русской кавалерии до 1917 г.)

д. Уланы - вид легкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями (в армии Российского государства до 1917 г. и некоторых других государств).

е. Картечь - разрывной артиллерийский снаряд, начиненный пулями, для массового поражения противника на близком расстоянии. // Огонь, стрельба такими снарядами. // Пули, которыми начинен такой снаряд.



ж. Драгун – солдат или офицер некоторых кавалерийских частей (первоначально предназначенных для действий как в конном, так и в пешем строю) в армии Российского государства до 1917 г. и в ряде иностранных армий XVII–XX вв.

  1. Как вы считаете, почему рассказ о Бородине идет от лица старого солдата?

(он опытный боец, многое видел и знает, прошло много лет со времени войны, солдат мудрый, может оценить прошедшее, он сам был в центре событий)

  1. Описания внешности старого солдата нет, как вы его себе представляете? (Старый, седой, в морщинах, мудрый, спокойный)



  1. Где рассказчик находился во время боя?

(он артиллерист, на редуте, в центре событий)

  1. В каких словах звучат гордость и торжество?

(Могучее, лихое племя)

  1. Что мы узнаем об однополчанах старого артиллериста, как они проявляют себя во время боя?

(каждый бьется, не жалея жизни, в том числе и полковник, это настоящие герои Бородина, без которых было не победить врага).

  1. О чем же рассказал старый воин, непосредственный участник событий?

(не о себе, не о своем подвиге, а о масштабе события, величии битвы)

  1. Воспринимали ли участники Бородинского сражения свою битву с французами как подвиг? Почему?

(они сражались за Отечество не ради подвига и славы, а ради своего будущего, будущего народа России)

  1. Как мы, читатели баллады, воспринимаем события?

(гордимся, славим героев войны, негодуем на врага, помним до сих пор и празднуем событие)

  1. К какому поколению относится сам Лермонтов?

(молодой, знающий о войне по рассказам, книгам…)

  1. Почему молодой солдат не выразил несогласия с репликой «Богатыри – не вы!»

(спорить не с чем, он это понимает и отдает должное героям войны)

  1. Мы не только познакомились с основными событиями, но и услышали, как это происходило. Этот прием, имеющий художественно-выразительное значение, называется звукописью. Найдите и зачитайте строки, в которых с помощью звуков мы услышали бой.

(звучал булат, картечь визжала и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел)

  1. Найдите рефрен (припев, группа слов, слово, строка или несколько строк, повторяющихся в произведении) и подумайте, почему им начинается и заканчивается рассказ старого солдата?

Да, были люди в наше время…

  1. Что такое баллада? Какие виды баллад вы знаете? «Бородино» - это баллада какая? – героическая

(Это лиро-эпическое произведение, в нем обязательно есть событие и диалог, баллада, прославляющая подвиг и непримиримость к врагам, была распространена в России.)

(Волшебная баллада, юмористическая, любовная, героическая баллада и т.д.)

  1. Почему для рассказа о Бородинском бое Лермонтов выбрал именно жанр баллады?

(диалоговость, живая речь, возможность и передачи событий (эпическое) и передачи чувств, эмоций (лирическое)).

Одна из причин долговечности баллады заложена в правдивом изображении характеров: они обрисованы выпукло, рельефно. С особой выразительностью народных дух дает знать себя в диалоге. Диалог позволяет открыть черты, свойственные национальному характеру. Живой и естественный, диалог помогает движению стиха, сюжет развивается занимательно и динамично.

Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, это переломное событие, после которого стал очевиден исход войны. Такие события невозможно забыть. О мужестве, патриотизме русских солдат и офицеров слагались легенды, песни. Их героизм нашел отражение в художественных произведениях, среди которых не только «Бородино» Лермонтова, но и другие, «Война и мир» Л.Толстого, например.

«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству…» был построен на пожертвования народа Храм Христа Спасителя в Москве. (Его строили 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в19941997 годах).

Прошло ровно 200 лет с 1812 года, когда праздновали победу русского народа над Наполеоном Бонапартом, приведшим на русскую землю враждебную многотысячную армию.

Баллада «Бородино» Лермонтова в годы самых тяжелых испытаний в России помогала укрепиться духом, стоять насмерть за Родину. «Ребята, не Москва ль за нами, умремте ж под Москвой, как наши братья умирали» - это слова сраженного в Бородинской битве полковника. А вот другие, преемственные слова: «Велика Россия, да отступать некуда: позади Москва». И сказаны они политруком Клочковым Василием Георгиевичем в 20 веке во время ВОВ, когда другой завоеватель мира, Гитлер пришел, чтобы поработить и уничтожить нашу страну.

В России прошло масштабное празднование победы в Отечественной войне 1812г. Среди многих мероприятий, которые проводились в нашей стране, - возложение венков к памятнику героям 1812 года в музее-заповеднике «Бородинское поле», реконструкция битвы под Бородино (посетили 165 зрителей), торжественные мероприятия с участием первых лиц государства и французских представителей. А кроме названных событий и наш урок, посвященный балладе Лермонтова «Бородино», когда, читая художественное произведение, мы непременно вспоминаем подвиг воинов и всего русского народа. Они сражались за свое будущее и наше настоящее.

Индивидуальные задания:



  1. Найти средства художественной выразительности и определить их роль в балладе (звукопись, просторечные слова и выражения, эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.)



  1. Посчитать количественное соотношение местоимений мы и я в балладе. Чего больше и почему, какой в этом смысл?



  1. Сравнить два произведения М. Лермонтова «Бородино» и «Поле Бородина»? Чем они отличаются? Какие замечательные строки из раннего стихотворения перешли позже в «Бородино»? Какие строки, слова, выражения в рассказе солдата из стихотворения «Поле Бородина», по-вашему, не свойственны простонародной речи?

Общее задание: выразительно читать «Бородино», готовить отрывок наизусть.



Бородино

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,


Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,


Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:


Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго


И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.


Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,


И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,


Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:


"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий


Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..


Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,


Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...


Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,


Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!






В войне не бывает выигравших — только проигравшие. Артур Невилл Чемберлен
ещё >>