Урок литературы в 11 классе Человек и мир абсурда (по новелле Ф. Кафки «Превращение») Учитель русского языка и литературы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературы 11 класс 1 92.13kb.
Урок русского языка в 11 классе «Сложноподчинённые предложения с... 1 48.52kb.
Урок литературы в 7 классе с использованием Интернет ресурсов Цель... 1 232.06kb.
Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко... 1 47.81kb.
Уроки Пришвина (урок внеклассного чтения по творчеству М. М. 1 87.82kb.
Жигло И. В., учитель английского языка, Ступак Л. В., учитель русского... 1 131.23kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 69.15kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе... 3 408.99kb.
Анализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ... 1 453.93kb.
Нестандартные уроки литературы в 5 классе 5 660.86kb.
Над проектом работали 1 248.15kb.
Рабочая программа «Литература» 6 класс из расчета 3 часа в неделю... 2 522.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок литературы в 11 классе Человек и мир абсурда (по новелле Ф. Кафки «Превращение») - страница №1/1

Родниковский УВК

«общеобразовательная школа I-III ступеней – гимназия»

Симферопольского района АРК

Урок литературы

в 11 классе

Человек и мир абсурда

(по новелле Ф. Кафки « Превращение»)

Учитель русского языка и литературы,

старший учитель,

учитель-методист,

заслуженный учитель АРК

Бондарчук


Цели:

образовательная: основываясь на материале новеллы Ф. Кафки «Превращение», познакомить учащихся с мировоззрением и философией писателя, которые легли в основу его мировосприятия; выяснить в ходе беседы идейное содержание произведения.

развивающая: развивать у учащихся умение анализировать текст, видеть причинно-следственные связи, мыслить абстрактно, логически и оформлять свои мысли в виде логической схемы-конспекта (далее ЛСК); продолжать работу над развитием речи учащихся, формированием навыков монологической речи.

воспитательная: воспитывать уважение к «маленькому человеку», чувство сострадания к боли другого, желание бороться с обстоятельствами, а не покоряться им, прививать уважение к семейным ценностям.

Оборудование: портрет Франца Кафки, выставка его произведений,

репродукция картины Э. Мунка «Крик»,

рабочие тетради учащихся по литературе,

сборники с новеллой «Превращение»,

телевизор, DVD,

диск с художественным фильмом «Превращение»

режиссера В. В. Фокина (Россия, 2002)

Эпиграф : Абсурд Кафки признан, принят, человек подчиняется ему,

и с этого момента мы знаем, что это больше не абсурд.

А. Камю


Ход урока.

I. Орг. момент.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о самом странном, самом загадочном писателе в мировой литературе ХХ века, споры о котором не утихают и по сей день, о Франце Кафке. Ф. Кафка – писатель-философ, писатель-предсказатель. Б. Брехт говорил о нем: « … с великолепной фантазией описал он будущие концлагеря, будущее бесправие. Глухую, управляемую непостижимыми силами жизнь одиночек…» Мы поговорим о новелле «Превращение», которая занимает центральное место в творчестве писателя. В ней отражены все основные проблемы, идеи автора, его концепции мира.

II. Мотивация учебной деятельности (создание ассоциативного куста)

Учитель (или ученик) читает эпиграф, слова известного французского писателя, философа-экзистенциалиста о новелле Ф. Кафки «Превращение», записанные на доске.

Учитель предлагает учащимся, познакомившимся с содержанием новеллы дома, выразить свое впечатление одним-двумя словами. Слово ( слова) нужно записать на кусочке цветной бумаги. Затем прикрепить к магнитной доске под записью «Расколотый мир Кафки» ( этот термин использовался на предшествующем уроке).

В результате на доске появляются кусочки цветной бумаги со словами : абсурд, бред, страшная сказка, вымысел, трагическая реальность, нелепость, фантастика, сон, кошмар, страшный сон, сумасшествие и т.д.

Как показывает опыт, дети чаще используют слово «абсурд», и учитель обращает их внимание на то, что впечатление от новеллы у всех практически одинаковое, хотя выразили его разными словами. Более того, значение слова «абсурд» /Толковый словарь С.И. Ожегова/ - нелепость, бессмыслица, фантастика. Целесообразно выделить из предложенных учащимися слов сочетание «трагическая реальность».

Делая вывод, учитель говорит о том что, насколько абсурдна или реальна ситуация, описанная в произведении, и предстоит убедиться на уроке.



III. Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию нового материала.

Прежде, чем приступить к анализу содержания произведения, учитель предлагает обратиться к фактам из личной жизни писателя и жизни общества и вспомнить, какие же из них сформировали мировоззрение Франца Кафки, каким человеком был австрийский писатель.

Опираясь на материал предшествующего урока, учащиеся расскажут о семье Кафки, утратившей национальные корни, о сложных взаимоотношениях с отцом, о том, что писатель всю жизнь был трагически одинок, о его «служебной карьере» (будучи доктором юриспруденции, он занимал незначительные должности). Юридическое образование, работа в суде и страховых организациях мистическим способом подпитывали его творчество (мистическим потому, что он не проявлял сознательного интереса к службе): тема суда, законов, вины, наказания, образы суда и обвиняемого приобрели у Кафки статус стержневых. Обязательно вспомнят об отношении автора к творчеству: не стремился напечатать написанное. Расскажут о том, какие глобальные потрясения в мире пережил писатель (первая мировая война, революции, падение Австро-Венгерской монархии). Не забудут о принципиально неразрешимом конфликте с отцом длиною в жизнь, прогрессирующем физическом недомогании, вылившемся в 1917 году в туберкулез, постоянном предчувствии смерти и ранней смерти (умер в возрасте 41 года).

Подводя итог, учителю целесообразно акцентировать внимание на том, что в результате всех этих факторов у писателя сложился свой, особый взгляд на мир, сформировалось ощущение катастрофичности бытия. Бытия, которое, с точки зрения самого писателя, не имело ни смысла, ни ценности, ни внешней событийности (отсутствие динамики стало характерной чертой его сюжетов). И именно этот взгляд отразился в новелле «Превращение», которую и предстоит проанализировать в течение урока.

Сам автор признавался: «Какой чудовищный мир теснится в моей голове. Превращение – страшный сон, страшное видение. Сон снимает покров с действительности, с которой не может сравниться никакое видение. В этом ужас жизни…». А Томас Манн называл произведения Кафки «поэзией сновидений».

IV. Работа по теме урока


  • Анализ содержания новеллы предлагаем проводить последовательно, начиная с заголовка.

Учащиеся объясняют значение слова «превращение», вынесенного в качестве заглавия новеллы: принятие иного вида, переведение в другое состояние, качество.

В ходе эвристической беседы выясняется, что тема превращения издавна существует в творчестве всех народов. Она была ведущей в творчестве античных писателей: великий римский поэт Овидий в своих «Метаморфозах» описал 250 сюжетов всевозможных превращений богов, героев, царей, обыкновенных людей в животных, насекомых, деревья. Учащиеся вспоминают русские народные сказки, сказки народов мира, произведения Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова и др.

А в новелле Кафки превращение связано с главным героем этого произведения – Грегором Замзой.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в новелле австрийского писателя есть очень интересная деталь, которая не только подчеркивает трагическое одиночество героя, оторванность от семьи, от людей, постигших его в связи с произошедшим несчастьем, но и станет центром той опорной схемы (ЛСК), которую нужно составить в процессе анализа произведения. Прочитавшие новеллу учащиеся сразу скажут, что это дверь, постоянно захлопывающаяся перед героем. Это своеобразный барьер, который навсегда оградит Грегора и от родных, и от привычной жизни. Именно поэтому центром схемы будет символическая дверь (см. приложение).

Дальше считаем целесообразным организовать работу на уроке в форме эвристической беседы с элементами комментированного чтения. Предлагаем варианты возможных вопросов и ответов учащихся:


  • Передайте кратко сюжет произведения.

«Превращение» - новелла, написанная осенью 1912 и опубликованная в 1915 году, одна из немногих опубликованных при жизни писателя. Главный герой Грегор Замза – сын пражских обывателей, людей, чьи жизненные потребности полностью сведены к материалистическим. Около пяти лет назад его отец разорился и сын был вынужден поступить на службу к одному из кредиторов коммивояжером, торговцем сукном. Практически Грегор стал единственным кормильцем семьи, состоящей из матери, больной астмой, отца и младшей сестры Греты. Жизнь Грегора - постоянные разъезды. Но в начале истории он ночует дома, и наутро с ним происходит ужасная метаморфоза. Он превратился из доброго и жертвенного человека в отвратительного жука. Получив новое тело, Грегор со временем теряет все человеческое. Ужасна реакция членов семьи, у которых естественные чувства и христианские порывы какое-то время борются с отвращением и ненавистью к тому, кто своим превращением разрушил их скромный достаток, вынудил искать работу, сдавать комнату жильцам, а главное — скрывать страшную семейную тайну.

Новелла строится на тончайшем изображении изменения чувств внутри семьи. По мере того, как мать и сестра утрачивают надежду на обратное превращение Грегора, возрастает ненависть к нему отца. В одной из сцен отец загоняет Грегора в комнату, швыряя в него красными яблоками; одно из них застревает в спине Грегора и становится причиной смерти. Но смерть героя — освобождение для семьи, которая тем временем поправила свои дела: все нашли работу, расцвела сестра, теперь они наконец могут переменить квартиру на более дешевую и удобную (пока был жив Грегор, нельзя было никуда переехать). В последней сцене они втроем едут на трамвае на загородную прогулку и планируют новую жизнь.



  • Кто такой Грегор Замза?

Грегор Замза – коммивояжер, ему около 30 лет. Жизнь его проходит в разъездах, работа поглощает все время, он плохо питается, мало спит. Но ему нужно уплатить долги родителей, на это уйдет еще лет 5-6, т. е. вся молодость

  • Какова жизнь героя до превращения?

Грегор учился в обычной школе, затем в торговом училище, служил в армии в чине лейтенанта, смог купить родителям квартиру, чем очень гордился. Время проводил на работе, радовася, когда мог положить на стол большую сумму денег, чем вчера, увидеть счастливые лица близких и ощутить их теплоту.

  • Есть ли у героя увлечения?

Да, но они очень примитивны: выпиливание лобзиком рамочек из дерева, чтение газет, общение с приятелями.

  • Были ли у Грегора друзья, возлюбленная?

Нет. Он вспоминал кассиршу из одного шляпного магазина, «за которой он всерьез, но слишком долго ухаживал»

  • Каким он был сыном, братом?

Прекрасным, заботливым, любящим, внимательным.

  • Какие слова чаще всего использует Кафка, когда говорит об отношении Грегора к родителям и почему?

Чаще всего употребляются слова «долг», «должен». Потому что Грегор исполнителен, обязателен, трудолюбив. Это человек с развитым чувством долга.

  • Как относится Грегор к своей службе?

Он работает добросовестно, хотя работу свою не любит

Подводя итог сказанному, учащиеся с помощью учителя формулируют положительные качества главного героя (доброта, чувство долга, добросовестность, исполнительность, альтруизм) и отрицательные (ограниченность, пустота жизни, отсутствие достойной цели) и заносят их в ЛСК.

  • Как ощущает себя герой Кафки в мире людей?

Он бесконечно одинок.

  • А если бы с героем ничего не случилось, какой была бы его дальнейшая жизнь?

Серой, будничной, лишенной радостей, однообразной, т. е. бездуховной.

  • Что мы узнаем о семье героя? Как близкие относились к нему?

Мать, отец и сестра вначале относились к Грегору тепло и сердечно, когда он приносил домой деньги и содержал всех. А потом стали принимать его заботу как должное и «особой теплоты больше не возникало». Семья как будто давила на молодого человека, использовала его. Ведь и отец, и сестра могли бы работать, облегчить его жизнь, но они этого не делают.

Делая вывод о членах семьи, учащиеся говорят о том, что самые родные и близкие Грегору люди оказались настоящими эгоистами и потребителями. (Выводы заносятся в ЛСК)

  • Какое превращение произошло с героем? Расскажите, как это случилось?

Учащиеся пересказывают отрывок из новеллы близко к тексту.

  • О чем думает герой, увидев, что с ним произошло что-то страшное и непонятное?

Грегор думает, что все это временно, что он должен встать и ехать на работу. В первые минуты он даже не понимает, какая трагедия случилась с ним. А чувство долга не дает реально оценить сложившуюся ситуацию, пока он не понимает, что ничего уже не изменится и не будет так, как прежде.

  • Что чувствуют и как ведут себя члены семьи, о чем они думают?

Сначала они обеспокоены, ищут слесаря, хотят вызвать врача.

  • Как изменилось отношение членов семьи, когда они поняли, что с ним произошло и что его превращение необратимо?

Учащиеся рассказывают об отношении к Грегору матери, отца, сестры. Отмечают, что самый близкий человек – мать - не только не спешит помочь своему сыну и поддержать его в трагические минуты, она сама нуждается в помощи (падает в обмороки, потому что не может видеть это страшное насекомое). Отец применяет физические меры насилия, чтобы загнать Грегора в комнату, и по сути становится убийцей своего сына. Ведь Грегор умер от загноения раны, которая появилась на спине после того как яблоко, брошенное отцом, ранило спину. А нежно любимая героем сестра Грета, для которой он ничего не жалел и мечтал дать ей музыкальное образование, произнесла страшные слова: « Мы должны попытаться избавиться от него… Пусть убирается отсюда».

  • Кто наиболее жесток по отношению к Грегору и почему?

Конечно, это сестра, потому что она предает брата

  • Как характеризует этих людей отношение к их сыну и брату, оказавшемуся в чудовищной ситуации?

Они жестоки, так как думают только о себе. Они чувствуют досаду и раздражение, совершенно не умеют сочувствовать, черствы, они утрачивают естественные человеческие качества, а значит, перестают быть людьми, оставаясь ими внешне.

  • Перестал ли Грегор быть человеком или человеческие чувства еще более обострились в нем?

Грегор не только остался человеком, но человеческие чувства еще более обострились: он стал деликатнее, бережнее относиться к людям, ему стыдно, что он не может содержать семью. Человеческая суть Грегора особенно проявляется в эпизоде, когда сестра играет на скрипке. Если раньше он был равнодушен к музыке, то теперь он испытывает истинное наслаждение и думает, был ли он животным, если музыка так волновала его. У Грегора-животного развивается чувство прекрасного.

Учитель обращает внимание детей на то, что Грегор остался человеком, внешне став животным, а его близкие, оставаясь внешне людьми, перестали ими быть. Абсурдная ситуация, которую понять очень трудно.

  • Где герой чувствует себя в безопасности и почему именно там?

В своей комнате, потому что здесь он избавлен от страданий, которые причиняли ему родные. Он трагически одинок. Большую часть времени он проводит под диваном, забившись в угол. Здесь он не только не наносит никому душевных ран своим страшным видом, но и чувствует себя в полной безопасности. Весь мир Грегора Замзы сузился до этих нескольких метров под диваном.

  • Какая деталь в тексте подчеркивает его трагическое одиночество, оторванность от мира людей?

Конечно же, дверь, которая постоянно захлопывается перед ним.

Первый раз эта деталь появляется после встречи Грегора-насекомого с семьёй: «Дверь захлопнули палкой, и наступила долгожданная тишина». Пока дверь не заперли. Потом, когда «Грегор вырвался», дверь запирают на ключ. Теперь же, «как только он оказался в своей комнате, дверь поспешно захлопнули, заперли на задвижку, а потом и на ключ».

«А теперь что? – спросил себя Грегор, озираясь в темноте». И невольно вспоминается дневниковая запись Ф. Кафки: «Всё фантазия – семья, служба, друзья, улица и жена; ближайшая же правда только та, что ты бьёшься головой о стенку камеры без окон и дверей».


  • Что заставляет Грегора принять решение об уходе из жизни?

Он принимает это страшное решение, когда осознает, что мешает жить своим близким, т. е. вести привычный обывательский образ жизни.

  • Что было последней каплей, переполнившей чашу его страданий?

Гнев сестры: « Мы должны попытаться избавиться от него…» и слова отца: « Если бы он понимал нас…». Он не уверен в том, что Грегор не человек.

  • Как описана смерть героя?

Очень сухо, лаконично. Но при этом Ф. Кафка отмечает, что, умирая, герой думает о семье с нежностью и любовью.

Учитель еще раз обращает внимание детей на абсурдность происходящего: сострадают не здоровые близкие люди больному, а он – им.

  • Как на смерть Грегора отреагировали родные?

Спокойно, почувствовали облегчение.

  • Каков финал произведения, каково его значение?

Здесь уместно показать один из завершающих фрагментов фильма режиссера В. В. Фокина. Фрагмент интересен во многих отношениях. Оставив труп Грегора в квартире, чтобы его убрала прислуга, мать (Т.Лаврова), отец (И. Кваша) и сестра (Н. Швец) уезжают отдохнуть за город. Учащиеся смогут увидеть прекрасную игру актеров, которые воссоздают облики этих героев. Они едут на трамвае радуясь, что все позади. Думают о том, как незаметно похорошела Грета и о ее возможном замужестве. За окном – чудесный пейзаж, которым герои не могли любоваться последнее время. И самое главное – они испытывают облегчение. А со стороны на эту ситуацию смотрит Грегор-человек (роль блестяще исполняет Е. Миронов), которого уже нет в живых, и продолжает жалеть родных.

Комментируя фрагмент, учащиеся отмечают совершенно неожиданный финал. Смерть Грегора приносит освобождение членам его семьи. Ни скорби, ни печали по поводу потери сына и брата никто не испытывает. И это ужасно и бесчеловечно!



  • Подумайте, был ли у Грегора шанс выжить в этой ситуации?

Нет, не было. Спасти его могла только любовь, но мать, отец и сестра любить не умели.

Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть репродукцию картины норвежского писателя Э.Мунка «Крик», которую можно расценивать как возможную эмблему экспрессионизма (об этом художественном направлении говорили на предыдущих уроках), и подумать, можно ли считать эту репродукцию иллюстрацией к новелле Ф. Кафки « Превращение».

Учащиеся обязательно обратят внимание на тематическое единство двух произведений искусства. И новелла Ф. Кафки, и картина Э. Мунка посвящены одной теме: трагическому одиночеству и бессилию человека в этом огромном мире. На картине Э. Мунка изображен человек, крик которого не слышит никто. Люди идут мимо, занятые своими проблемами. Болезненный кровавый тон картины основной. Он будоражит зрителя и усугубляет тему одиночества. Так же, как одинок герой картины, трагически одинок и Грегор Замза. Ему не на кого надеяться в этом страшном мире. Он бессилен перед абсурдностью бытия. И это бессилие страшно, потому что от него отвернулись самые близкие люди. Это понять совершено невозможно: семья должна быть оплотом в бедах и радостях.

V. Рефлексия.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:



  1. Что нового на уроке ты узнал о Ф. Кафке, анализируя содержание новеллы «Превращение»?

  2. Каким видел окружающий его мир автор? Почему его называют экспрессионистом?

Многое в творчестве Ф. Кафки: пессимизм, разлад с действительностью, который усилился в годы первой мировой войны, необычные способы изображения – сближает его с экспрессионистами. Он совмещает реальное и фантастическое – и это превращает жизнь его героев в нечто реально-абсурдное. Он использует гротеск, контраст, иносказание, метафору, чтобы подчеркнуть дисгармонию, разлитую в мире.

  1. Какова идея новеллы, ставшей центральным произведением австрийского писателя?

Мир кошмарен, катастрофичен, человек в нем одинок. Жизнь – цепь страданий. Человек не может изменить ход событий, разорвать эту цепь

  1. Можно ли согласиться со словами А. Камю, которые вынесены в качестве эпиграфа к уроку?

К сожалению, да. В современном мире происходит деградация общества, обесцениваются нравственные ценности. А материальные становятся основой нашего бытия. Как следствие – одиночество каждого человека, который остается один на один со своими проблемами. И то, что кажется нелепым и абсурдным, становится трагической реальностью.

  1. Видел ли Кафка выход из такой трагической ситуации?

Судя по содержанию новеллы, автор не видел выхода из кошмара действительности. Но, может быть, где-то на краю сознания теплилась мысль: человек все же способен бороться за право на жизнь в этом мире. Не случайно Кафка в своем дневнике (об этом говорили на предыдущем уроке) писал: « Счастлив я был бы только в том случае, если бы смог привести мир к чистоте, правде, незыблемости».

  1. Так как же человек может все-таки выжить в этом страшном мире?

Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Но бесспорно, что каждый должен бороться за свое место на этой Земле. Но это возможно только при поддержке, взаимопонимании и сочувствии окружающих. И нельзя забывать, что многое в жизни зависит от нравственного выбора каждого из нас. От правильности выбора и зависит, будете ли вы человеком, или с вами произойдет страшное превращение.

Приложение

В процессе анализа произведения на доске будет заполняться схема-конспект урока. В конце она может выглядеть таким образом:




Духовность



Одиночество



Семья и общество

Потребительство, эгоизм

потреиельств



Грегор –животное

Сострадание, альтруизм, чувство прекрасного, стыд, жертвенность





Дверь



Грегор-человек

Доброта, чувство долга, альтруизм

Ограниченность, пустота



Превращение

Семья и общество

Жестокость , черствость, эгоизм





Одиночество

Деградация

Существование

Бездуховность





Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица. Альберт Эйнштейн
ещё >>