Урок литературы по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» Возрастная группа (класс): 7 класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» 1 33.01kb.
Конкурс эссе: «книга, перевернувшая мою жизнь» Даниэль Дефо «Робинзон... 1 18.58kb.
Книга Д. Дефо «Робинзон Крузо» слайды: портрет Д. Дефо,картинки с... 1 41.76kb.
Урок русского языка Возрастная группа (класс): 3 класс Название презентации 1 28.28kb.
Литература 5 класс тема дидактического модуля 1 74.9kb.
Технология проведения недели чтения «Остаться в живых» по книге Д. 1 54.21kb.
Урок: Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика. Задачи урока 1 24.46kb.
Филологические науки. Вопросы теории и практики. В статье рассматривается... 1 123.61kb.
Рыбаков Иван 1 30.04kb.
Классный час беседа Возрастная группа (класс): 12-13 лет ( 6 класс) 1 215.86kb.
1 (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013... 1 28.77kb.
Приложение 2 Прототип героя романа 1 25.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок литературы по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» Возрастная группа (класс): 7 класс - страница №1/1

Автор: Постовар Елена Александровна

Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 79 Калининского района Санкт-Петербурга

Предметная область: литература

Название урока, мероприятия, классного часа, в рамках которого будет использоваться презентация Урок литературы по роману Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Возрастная группа (класс): 7 класс

Название презентации: На необитаемом острове… (по роману Д.Дефо «Робинзон Крузо»)

Количество слайдов: 37

Среда(редактор), в которой выполнена презентация: Microsoft PowerPoint

Рекомендации в свободной форме:

Презентация отражает построение уроков литературы (2 академических часа), завершающих разговор о романе Д.Дефо «Робинзон Крузо». Урок построен по технологии РКМЧП с использованием приемов: Верите ли Вы…(на стадии вызова), Двухчастный дневник (на стадии осмысления), Синквейн (на стадии рефлексии).



1 слайд – Титульный слайд Необитаемый остров…Сколько тайн, загадок, открытий несут в себе эти слова. Попробуем и мы вместе с Д. Дефо и его героем сделать для себя открытия.

2 слайд - Стадия вызова. Географическое открытие.
Верите ли ВЫ…
, что остров, описанный в романе, можно найти на карте? (ребята высказывают свои предположения, обосновывая свои знания или догадки).

3 слайдКакой из островов? Идем к разрешению загадки.
Многие считают, что остров Робинзона Крузо мог существовать лишь в богатом воображении автора. Отчасти это так, но… Боцман Селькирк (прототип героя) был списан с судна у берегов Чили на необитаемый остров Мас-а-Тьерра (см. карту). Остров относится к архипелагу Хуан Фернандес, открытому в 1563 году. Земля там плодородна, растут съедобные корнеплоды, злаки, фрукты, живёт потомство тех коз, которых оставил на острове Хуан Фернандес. Но всего этого, включая описание флоры и фауны, Даниель Дефо знать не мог. В те времена, когда на картах мира кое-где значились «ещё не открытые места», найти подробное описание острова Мас-а-Тьерра не представлялось возможным. Что делать? Переселить Робинзона. Отправить на более или менее знакомый остров. Куда? В Атлантический океан, в устье реки Ориноко, на землю, географические координаты которой совпадают с островом Тобаго (см. карту). Разумеется, сам писатель там не был. Но под рукой иногда очень кстати оказываются подходящие книги.

4 слайд – Остров Робинзона Крузо. В 1935 году остров Мас-а-Тьерра был объявлен Национальным парком. А в 1960-70-е годы Чилийское правительство переименовало его в остров Робинзона Крузо.
Географическое открытие сделано! Пришла пора вернуться на страницы романа, где мы оставили героя, чудом спасшегося после страшного шторма: «Боже! Каким чудом мог я добраться до берега?» До берега… (презентация слайда сопровождается звуками прибоя).

5 слайдСтадия осмысления. Вспомним, как Робинзон Крузо назвал свой остров.

6 слайд – Остров отчаяния!?...(см. первую запись в дневнике от 30 сентября 1659 года: «Я несчастный Робинзон Крузо…был выброшен на берег этого угрюмого, злополучного острова, который я назвал островом Отчаяния»)
Что стоит за этими словами? Окончательный приговор (!), вопрос, требующий незамедлительных действий (?) или повод для размышления о своей жизни и жизни всего человечества, побуждаемый чрезвычайными обстоятельствами (…)

7 слайд – ОТЧАЯНИЕ. Погружение в слово, которое лишний раз подтверждает бедственное положение героя. Предоставим слово самому Робинзону Крузо:

8 слайд – «Мое положение представлялось мне в самом мрачном свете» (см. цитаты на слайде) Но ведь должен же быть выход?!

9 слайд – Да! «Во всяком зле можно найти добро» «С полным беспристрастием я, словно должник и кредитор, записывал все претерпеваемые мной горести, а рядом – все, что случилось со мной отрадного» (см. цитаты на слайде)

Помогло! «…вняв голосу рассудка, я начал мириться со своим положением» И начал действовать: «я решил все-таки добраться до корабля», чтобы обеспечить себя всем необходимым.



10 слайд – «Нужда изощряет изобретательность…» «…как хорошо я обеспечил себя всем необходимым». А насколько хорошо вы знаете текст романа? Вспомним первые дни Робинзона на острове, его экспедиции на корабль. См. иллюстрацию к роману (в презентации использованы канонические иллюстрации Жана Гранвиля).

11-13 слайды – Проверь себя! Ученикам предлагается тест на знание текста романа.

14 слайд – Ключ к тесту

15 слайд – Двухчастный дневник. На первом этапе работы с текстом «Первые дни на острове» делаем записи в дневнике (каждый работает самостоятельно!) Давая осмысление цитат текста, после обсуждения (зачитывают свои наблюдения и размышления) приходим к выводу: понадобилось много дней и много труда, чтобы «всего было вдоволь», чтобы заглушить в себе голос отчаяния и уверенно смотреть в глаза будущему.
А что дальше? Дальше – описание «полной безмолвия, печальнейшей жизни, какая когда-либо доставалась в удел смертному». «Я начну с самого начала и буду рассказывать по порядку». Итак,…

16 слайд – Точка отсчета. Нового мира… Новой жизни… Нового человека… «…я водрузил большой деревянный столб в том месте берега, куда меня выбросило море, и вырезал на доске ножом крупными буквами надпись: (см. цитату на слайде)

17 слайд – Сам герой разделил время пребывания на острове на несколько периодов. Три периода жизни на острове.

18 слайд – Первый период жизни на острове.

19-24 слайд – Иллюстрации Жана Гранвиля к первому периоду жизни Робинзона Крузо на острове, сопровождающиеся цитатами из текста (подготавливают восприятие и обобщение, которое сделаем в двухчастном дневнике).

25 слайд – Двухчастный дневник. Безмятежные годы. После самостоятельной работы и обсуждения, подводим итог. Следя за тем, как Робинзон преодолевает отчаяние, понимаем, что природа создала человека всесильным. Прилежанием и каждодневным трудом герой преодолевает трагические обстоятельства и тоску одиночества. Преобразуя мир вокруг себя, заново возделывая его, меняется сам! «Никогда не поздно поумнеть».

26-27 слайд – Второй период жизни на острове. Отправной эпизод: «…вдруг увидел след голой человеческой ноги, ясно отпечатавшийся на песке».
Иллюстрации Жана Гранвиля.

28 слайд – Двухчастный дневник. Второй период. Испытание страхом, которое проходит герой, рождает в нем противоречивые чувства. С одной стороны, естественное желание наказать, уничтожить жестоких людоедов, негодование, порожденное отвращением. С другой, размышление о том, что «они не имеют в жизни иных руководителей, кроме своих извращенных инстинктов и зверских страстей». Робинзон осознает, что вправе расправиться с дикарями, но что это было бы «безнравственно и неблагоразумно». Спасение дикаря стало новым этапом жизни Робинзона…

29-30 Робинзон и Пятница. Третий период жизни на острове.
Спасенный Пятница, ставший рабом героя, олицетворяет начало новых отношений. «Поучая и наставляя Пятницу, я учился и сам… и я радовался своему прибытию на остров, который прежде считал источником всех моих бедствий и страданий».

31 слайд – Король острова. Освобождение близко.

32 слайд – Двухчастный дневник. Робинзон и Пятница. Спасенный Пятница, ставший рабом героя, олицетворяет начало новых отношений. «Поучая и наставляя Пятницу, я учился и сам… и я радовался своему прибытию на остров, который прежде считал источником всех моих бедствий и страданий».

33 слайд – Час избавления. …капитан заключил меня в свои объятия и, указывая на корабль, промолвил: «Мой дорогой друг, вот ваш корабль…»

34 слайд – Сколько времени Робинзон Крузо провел на острове? Много это или мало? Достаточно, для того чтобы понять, что…

35 слайд – Стадия рефлексии. Необитаемый остров – это остров отчаяния или… (выслушать ответы учеников). Итогом рефлексии будет составление синквейна.

36 слайд – Синквейн. Остров отчаяния стал местом рождения нового человека, жизнь которого начиналась безрассудно, а кончилась гораздо счастливее…

37 слайд - Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  • http://irunyahelena.livejournal.com/3563

  • http://www.robinson-crusoe.ru/

  • http://bibliogid.ru/articles/1828

  • http://www.lib.ru/PRIKL/DEFO/crusoeall.txt

  • http://www.detskiysad.ru/raznlit/zarubezhnaya12.html





Если свечи в именинном пироге обошлись вам дороже самого пирога, значит, старость не за горами. Боб Хоуп
ещё >>