Урок изучение нового материала. Задачи: Научить учащихся: а распознавать растения отдела Голосеменные - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок окружающего мира 2 класс (По программе кандидата педагогических... 1 42.3kb.
Программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый... 1 203.29kb.
Программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый... 1 163kb.
Урок знакомства, изучение нового материала. Учащихся в классе (аудитории) 1 98.61kb.
Урок №31 Тип урока : Изучение нового материала 1 64.03kb.
Тип урока: урок изучение нового материала. Тема: Виды графики Продолжительность... 1 184.17kb.
Урок географии в 6-м классе на тему "Ветер". Вид урока: традиционный... 1 67.99kb.
Урок по истории 5 класс Зайцева 1 126.1kb.
И это всё о них… (строение клетки) 1 115.94kb.
Урок биологии в 6 классе. Тема «Внешнее строение листа» 1 60.15kb.
Ход урока I. Изучение нового материала 12 2232.14kb.
«Сохраним лесную красавицу» 1 100.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок изучение нового материала. Задачи: Научить учащихся: а распознавать растения - страница №1/1

Тема: Голосеменные.

Урок - изучение нового материала.

Задачи:

1.Научить учащихся:

а) распознавать растения отдела Голосеменные;

б) находить черты усложнения их в процессе исторического разви­тия;

в) устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания.

2. Развить у учащихся стремление охраны голосеменных в связи со средой обитания.


Оборудование:

таблица «Сосна», гербарный материал по многообра­зию голосеменных, раздаточный материал «Шишки и ветки сосны, ели, лиственницы», иллюстрации картин И. И. Шишкина или их слайд – презентация, диск «Электронные уроки и тесты, 6 класс»


Ход урока:
Цель урока: выяснить особенности голосеменных растений.

Для того чтобы понять, о каких растениях будем говорить, предлагается отгадать несколько загадок.


1.По округе славится зеленая красавица,

Сарафан - как колокол,

по земле да волоком,

шапочка с опушечкой, с острою макушечкой. (Ель.)


2.У меня длинней иголки, чем у елки,

очень прямо я расту в высоту. (Сосна.)


3.Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

но в отличие от елки опадают те иголки. (Лиственница.)


Сегодня мы будем говорить о сосне, ели, лиственнице, а также можжевельнике, кипарисе, кедре (демонстрация гербарий) - растениях, которые относятся к голосеменным. Почему их так назвали – голосеменные?
1 .Голосеменные - высшие семенные растения.

Сравнение внешнего строения дерева с ранее изученными отделами растений: водорослей, моховидных, папоротниковидных.


Диск «Электронные уроки и тесты, 6 класс»

Стр. 3,4: Водоросли состоят из ризоида и слоевища. Относятся к низшим расте­ниям.

Стр. 5,6: Моховидные состоят из стебля, листьев, размножаются спорами. Относятся к высшим споровым.

Стр. 7,8, 9, 10: Папоротниковидные растения состоят из корневища, стебля, листьев, размножаются спорами. Относятся к высшим споровым.

Стр. 11: Деление семенных растений на голосеменные и покрытосеменные.

Стр. 12: Голосеменные состоят из корня, стебля, листьев-иголок (хвои), шишек с семенами. Из-за более сложного строения сосну относят к высшим семенным рас­тениям.



2. Выполнение лабораторной работы «Строение шишек, хвои хвойных»

(п. 1,2)

1.Рассмотрите форму, размер, окраску шишек. Заполните таблицу:




название растения


шишка

хвоя

размер

форма чешуек


плотность


длина


окраска особен­ности

расположение на ветке


сосна обыкнов.


4см

10-1 5 см



трехгранная


плотная


5-7 см


тёмно- зеленая

по 2 вместе


ель

овальная

не плотная

1см

тёмно-зеленая

по одному

лиственница

3 см


овальная


рыхлая


2см

светло-зелёная

пучками










2.Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним стро­ением семян. Почему изученное растение называют голосеменным? (Семена расположены по 2 на одной чешуйке. Семена с крылышками.)

3.Рассмотрите форму хвои, расположение ее на стебле. Измерьте длину, обратите внимание на окраску.

4.Пользуясь таблицей "Признаки хвойных деревьев" определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

-Хвоинки длинные (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и ок­руглые с другой, сидят вместе по 2... Сосна.

-Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырехгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку... Ель.

-Хвоинки светло – зеленные, мягкие, сидят пучками, на зиму опадают...

Лиственница.

Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат от­крыто на поверхности чешуи шишек, не спрятаны внутри плода. Семенные чешуи плотно смыкаются, склеиваются смол ой, поэтому семена защищены. Отсюда количество семян, по сравнению с количеством спор, намного меньше. Кроме того, семена содержат запас питательных веществ, за счет которого питается зародыш при прорастании.

Вывод: Хвойные - высшие семенные растения. Своего расцвета они дос­тигли 150 млн лет назад. Тогда они господствовали на нашей планете.
3.Размножение сосны.
Обратим внимание на пленчатые крылышки. Для чего они?

(Для распространения ветром.)

Кроме ветра, кто еще помогает расселению семян?

(Дятел, клесты, белки.)

Когда высыпаются семена хвойных?

(У сосны - на второй год, у ели - зимой, на первый год.)

Как образуются семена?

Рассмотрение размножения сосны по стр. 12 электронного диска. (Рассказ учителя).

Весной на молодых ветках сосны можно видеть шишки двух типов. Одни из них зеленоватые, собраны в группы - мужские, другие, красноватые, одиночные, расположенные на вершинах молодых веток - женские. Каждая шиш­ка состоит из оси и сидящих на ней чешуй. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по 2 пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Оболочка каждой пылинки имеет 2 пузырька, заполненные воздухом. Такие пылинки легко переносятся ветром на семязачатки (семяпочки) красноватых шишек, происходит опыление. Чешуи красноватых шишек смыкаются и склеивают­ся смолой. В пылинках образуются мужские гаметы - спермии, а в семязачатках – женские - яйцеклетки. Оплодотворение происходит в семязачатках за­крывшихся шишек. Из зиготы развивается зародыш, а из всего семязачатка - семя. Шишки растут и одревесневают. Сначала они зеленные, затеем - коричне­вые.

В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас пита­тельных веществ - эндосперм, окружающий зародыш. Таким образом - семя голосеменных состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.


4.Многообразие голосеменных.
Сообщения учащихся с последующим заполнением таблицы из лабораторной работы (п 3,4).

1)Сосна светолюбива. (Показ иллюстрации «Корабельная роща»). В сухих сосно­вых лесах (борах) всегда светло. Там стоят высокие, стройные, как колонны, деревья, ветви на которых остались только вблизи вершин, поэтому они пропускают много света. (Иллюстрации «Рожь»). А на открытых местах сосны раскидистые.

Сосны неприхотливы. (Иллюстрация «На Севере диком»). Их можно встретить на песках, на болотах, в горах, а также на голых скалах, в трещинах которых они укореняются. У сосен, растущих на плотных почвах, главный корень хорошо развит и уходит глубоко. У сосен, растущих на песчаных почвах, вблизи поверхности почвы развиваются боковые корни. На болотистых поч­вах у сосен главный корень развивается плохо. Сосны достигают 30-40 м в высоту и живут 350-400 лет.

Кроме сосны обыкновенной есть сосна сибирская. Ее в Сибири называют неправильно кедром. Настоящие кедры растут в горах Северной Африки и Гималаях. (Показ гербарий).


Крошку-деревце береза охраняла от мороза,

а как выросла та «кроха» няньке стало очень плохо.

О какой крохе и няньке идет речь рассказ в следующем сообщении.
2) Под кроной берез часто поселяются молодые елочки. Когда ель подрас­тет, она вытесняет березы, которой из-за ели не хватает цвета. (Показ иллюстрации «В лесу графини Мордвиновой»)

Ель – теневыносливая порода. Хорошо растет на богатой питательными ве­ществами, хорошо увлажненной почве. Главный корень ели развит слабо, боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит ель, вырывая ее корнями. (Показ иллюстрации «Бурелом»)

Ели любой снегопад нипочем. Узкая верхушка не держит много снега. Широкие ветви - лапы Эластичны, пружинисты. Снег гнет лапу к земле, гнет, но не ломает. Лапа прижимается к стволу, и снег сползает с нее. А лапа вновь поднимается.

В еловом лесу темно, сыро, тихо. Лучи солнца с трудом достигают поверх­ности почвы, поэтому даже весна сюда приходит поздно. Растут здесь мхи, черника, кислица, майник, брусника. (Показ рисунков).

Ученые говорят, что у ели самая главная «тайна» находится на верхушке ствола. Если у ели повредить верхушку, рост ствола прекратится, и будут рас­ти боковые ветки. Такие уродцы-деревья можно видеть вдоль линий железных дорог. Здесь их специально подрезали, чтобы они лучше выполняли свою роль защитных насаждений.

Живет ель до 250 лет, достигая высоты 40 м. Чтобы узнать возраст ели надо подсчитать количество мутовок ветвей, которые каждый год появля­ются на стволе и прибавить 3-4 года, помня, что сеянец ели образует мутов­ки лишь с 3-4 года жизни.


Почему лиственницу так называют можно узнать из следующего рассказа.
3) Лиственницу так назвали потому, что это единственное в мире листопад­ное хвойное дерево. Она светолюбива, холодостойка. Много ее за Уралом и в Сибири. Она может расти на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах. Живет до 400-500 лет, достигая 30м в высоту.
4) Можжевельник - небольшое деревце или кустарник. Растет в еловых и сос­новых лесах. Чешуйки шишек мясистые, сочные, срастаются вместе, образуя шишкоягоду, созревающую за два года. Можжевельник растет очень медленно, но очень долговечен, живет до2000 лет. В настоящее время он стал ред­костью в наших лесах и нуждается в охране.
Заполнение таблицы.
5. Значение голосеменных.
Не только можжевельник, но и другие голосеменные требуют охраны, т.к. они все играют большую роль в жизни человека. Перед вами схема, пока­зывающая какие продукты можно получить из хвойных растений. Я читаю вопросы, а вы из схемы подберите правильный ответ.
витамины медикаменты пища для животных янтарь кислород строительные
материалы - хвойные растения - пища для человека
музыкальные инструменты искусственный шелк бумага каучук спирт лаки

краски фотопленку спирт


1.Как сосна спасала мореплавателей? Объясните смысл загадки.
Зеленый настой совсем не простой:

глоток невелик, а болеть не велит.


Витамины. Свежая хвоя очень богата витамином С. Мореплаватели исполь­зовали хвою как средство против цинги.
2.Хвойные выделяют газ, которым дышат животные.
Кислород.
3.Для чего на Руси жевали "живицу"- сосновую смолу.
Медикаменты. На Руси смолу жевали, употребляя как средство для укрепле­ния десен. Хвойные растения выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые подавляют развитие вредных бактерий. Можжевельник выделя­ет фитонцидов в 6 раз больше, чем остальные хвойные. Можжевеловые ягоды - одно из старинных мочегонных средств. Они улучшают пищеварение, обладают отхаркивающим действием. Из них делают веники.
4.В зиму у тетерки на белой скатерке

Даже в день студённый витамин зеленый.


Пища для животных. Хвою клюют лесные птицы, глухари, тетерева, лоси едят молодые сосновые побеги и кору, белки, бурундуки лакомятся сосновыми семенами. Даже рыбы – ценители сосны: весной много пыльцы сосны попадает в водоемы, её и поедают мальки.
5. Что такое «плач» сосны?

Кожа рассечена – ранка залечена

Мазью душистой и золотистой.
Янтарь. У сосен удивительная способность – приранении ствола они выделяют янтарные «слёзы», которые закрывают ранку и предохраняют растение от вредных микробов. Именно из этих «слёз» древних сосен образовался янтарь.
6. Почему сосну корабельщики называют «мачтовым» деревом, а историки утверждают, что город Санкт-Петербург стоит на лиственнице?
Строительный материал.

Древесину сосны использовали в кораблестроении. Во время строительства Петербурга (город строился на болотистом месте) Пётр 1 приказал вбивать в землю брёвна лиственницы, прежде чем строит на них дома. Постройки из лиственницы стоят более 500 лет. Древесина лиственницы стойка к воде, это свойство использовалось в судостроении.


7. У хвойных деревьев самый звучный голос.
Музыкальные инструменты.

Скрипки из еловой древесины завораживают нас своим голосом, который умеет плакать и петь. Ни одно дерево не даёт такого резонанса, как ель. Вероятно оттого, что её древесина отличается исключительно равномерным распределением волокон.


8. Почему хвойные деревья называют «щедрым деревом», «помощником всех дел»?
Получают искусственный шёлк, пластмассы, краски, скипидар, лаки, дубильные вещества, фотоплёнку, бумагу, спирт, кедровое масло и многое другое.
6.Охрана голосеменных.
Так как из голосеменных можно получить много продуктов, их надо охранять. Замечено, что в городах, где воздух грязный, верхушки хвоинок сосны желтеют. Вырубаются деревья. Опять загадка. О какой беде в ней речь? Можно ли ее предотвратить?
Жду в лесу я вас в любой день и час,

К вам сама приду только раз в году:



На свою беду, а вам на радость.
Ель срубается для новогодних праздников. Вместо дерева можно использовать ветки, искусственную елку. Лесоводы придумали способ сохранения новогод­них елок. Они выдирают ель из земли, чтобы не повредить корень и высаживают в плоский ящик. После праздников елочку выносят на улицу. Там она и живет до следующего нового года, превращаясь в "вечную" елку.
7. Домашнее задание.
Оказывается, по хвойным деревьям можно предсказать погоду.

Если у хвойных ветви опущены вниз - жди дождя, подняты вверх - к ясной погоде. Шишки на ели растут низко - к ранним морозам, высоко - к холодам в конце зимы. Понаблюдайте.




Будь хозяином своей воли и слугой своей совести. Мария Эбнер-Эшенбах
ещё >>