Урок истории в 7 классе (2часа) Тема урока : Западная Европа: новый этап развития - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок биологии в 6 классе. Шкварцева В. А. ( высшая категория) 1 48.5kb.
№ урока в рамках курса Тема Основное содержание урока Основные виды... 1 217.26kb.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в... 1 144.54kb.
Интегрированный урок по всемирной истории и музыке в 7 классе. 1 129.41kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Урок истории в 5 классе Тема урока «Законы царя Хаммурапи» 1 84.39kb.
Урок истории в 5 классе. Тема урока. Афинская демократия при Перикле. 1 58.28kb.
Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период... 1 329.97kb.
Урок в 9-11 классе Тема урока: «Музыкальная гостиная» Тип урока:... 1 29.5kb.
Урок истории в 8 классе Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года. 1 154.61kb.
Урок истории в 6 классе Культура русских земель в XII xiii веках... 1 115.05kb.
Программа дисциплины «История и теория массовых коммуникаций» 1 128.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок истории в 7 классе (2часа) Тема урока : Западная Европа: новый этап развития - страница №1/1

Токарева М.В.

учитель истории

«МБОУ «Новонадединская СОШ»
Урок истории в 7 классе (2часа)

Тема урока: Западная Европа: новый этап развития.

Цели урока:


  1. Показать, что Европа к 15-16вв. вступила в новый период развития, связанный с возникновением мануфактурного производства, изменением миропонимания людей и церковной реформацией.

  2. Развивать умения работать с учебником, добывать нужную информацию, выделять главное и второстепенное, формулировать определения.

  3. Воспитывать гуманизм, сочувствие в борьбе за свободу.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: мануфактура, Реформация, Возрождение, религиозные войны, орден иезуитов, схизма, индульгенция, Триденский собор.



Средства обучения:

настенная карта «Европа в 15-16вв».

Учебные картины «В мастерской ремесленника» и «Английская мануфактура», таблицы и схемы.

Литература:

1.Агибалова Е.В. Методическое пособие по истории средних веков. М., 1988.

2.Алиева С.К. Всеобщая история (в таблицах и схемах). М., «Лист»,1999.

3.Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории. М., Владос, 2000.

4.Любимов Л. Искусство западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии: Книга для чтения. – М., 1976.

5.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история. Урок №2, слайды 1-5. 9-12, ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.

6. Дмитриева О. Новая история. 7 класс. «Русское слово». 2007.



План изучения нового материала:

  1. Мануфактурное производство.

  2. Эпоха Возрождения.

  3. Реформация в Европе. Религиозные войны.

  4. Борьба церкви против реформации.

Орг. момент: приветствие, настрой учащихся на продуктивную работу.

Вводно-мотивационный этап урока.

В 15-16 вв. жизнь и облик европейских государств изменились. Перемены были вызваны развитием мануфактур и духовной революцией, связанной с эпохой Возрождения и Реформацией. Об этом пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Мы рассмотрим два величайших феномена западноевропейской культуры, связь между экономической жизнью и духовной культурой, Эпохой Возрождения и периодом Реформации.



Учебные задачи учащимся:

1. Почему к 16в. произошло бурное развитие торговли? (колониальные захваты, развитие банковского дела и т.д.)

2.Покажите на карте Европы старые центры торговли (Генуя, Венеция) и новые Амстердам, Антверпен, Лондон)

3. Почему ремесленные мастерские к концу средневековья изживают себя? (цеховые правила, регламентировавшие работу мастерских, объём выпускаемой продукции препятствовали повышению производительности труда).

Цеховая организация изживала себя, но развитие производства продолжалось благодаря появлению новых технологий и новых видов продукции.

Учитель на доске задаёт алгоритм последующей работы учащихся в виде таблицы, которую учащиеся заполняют с помощью учебника с.189 вместе с учителем.



Технический прогресс и его последствия

Отрасль

Изобретение

Последствия

металлургия

Доменная печь

Увеличение выплавки металла, повышение его качества, появление новых сплавов

Военное дело

Применение пороха

Появление огнестрельного оружия, рыцарские доспехи и толстые стены замков стали не нужны

образование

книгопечатание

Распространение знаний

механика

Изобретение механических часов

Развитие часовой промышленности

Горное дело

Верхнебойное водяное колесо

Насосы для откачки воды, вагонетки для подъёма руды на поверхность

Изобретения и открытия способствовали появлению более крупного, чем ремесленная мастерская, производства – мануфактур.

Сравнительный анализ учебных картин «В мастерской ремесленника» и «Английская мануфактура» по вопросам:


  1. Кто работает на данном производстве?

  2. Какие орудия труда применяются?

  3. Что можно сказать об объёме производства? Почему на мануфактуре он больше?

Следующая схема вывешивается на доске и комментируется учителем или учащиеся находят отличительные черты мануфактур в учебнике на с. 189-190.


Мануфактура –

капиталистическое промышленное производство,

основанное на ручном наёмном труде с применением разделения труда рассеянная смешанная

централизованная



Последствия развития мануфактурного производства в Европе.

(записываются в тетрадь)

1. Увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренного развития товарно-денежных отношений.

2.Происходили изменения в социальной структуре общества. Возросла значимость предпринимателей, увеличилось количество неимущих

3.Развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков.


Перемены в характере деятельности и кругозоре европейцев оказали огромное влияние на их миропонимание, которое не совпадало с миропониманием церковным. Изменилось понимание благородства, изменились потребности городских богачей, отношение к человеку, которого церковь рассматривала как ничтожество. В эпоху Возрождения проявился интерес к человеку, вера в его силы и способности. Развитие новых буржуазных отношений было бы невозможно без утверждения личности, индивидуализма и представления об особой ценности трудовой деятельности. Люди стремились открыть причины явлений, интересовались природой. Первый деятель Возрождения Петрарка однажды поднялся в гору только для того, чтобы полюбоваться окружающим пейзажем, потому что мир открывался перед ним во всём его богатстве и красоте. Кроме того, Возрождение основано на интересе к античной культуре и является величайшим переворотом в науке и искусстве, в представлениях людей о мире.

Гуманизм, ставящий человека сего судьбой, проблемами, особенностями в центре внимания, актуален как никогда и в наше время.

Учащимся предлагается попробовать назвать черты Возрождения, дать определение.

Учитель кратко знакомит учащихся с основными представителями эпохи и их произведениями. Можно на предыдущем уроке дать опережающее задание, сделать краткие сообщения о некоторых представителях эпохи Возрождения.

Заполнение данной таблицы можно предложить в качестве домашнего задания для слабоуспевающих.

Эпоха Возрождения

Имя

Область

Данте Алигьери

литература

Франческо Петрарка

Литература

Джованни Боккаччо

Литература

Д. Чосер

Поэзия

Уильям Шекспир

Драматургия

Эразм Роттердамский

Литература

Франсуа Рабле

Литература

С. Боттичелли

Живопись

Леонардо Да Винчи

Живопись

Микеланджело Буонаротти

Живопись

Рафаэль Санти

Живопись

Формирование гуманистического взгляда на мир сказалось на мировоззрении, которое, по сути, было религиозным. Раскол церкви (схизма) значительно ослабил влияние церкви. В Европе началось движение за переустройство церкви, которое, в сущности, было антифеодальным.


Мультимедийный урок «Реформация в Европе», работа со слайдами 1-6,

9-12:


  • Католическая церковь и Реформация;

  • Карта «Реформация в Европе»;

  • Основы протестантского учения;

  • Мартин Лютер – основатель протестантского учения;

  • 95 тезисов М. Лютера;

  • Учение М. Лютера;

  • Томас Мюнцер и его учение;

  • Крестьянская война в Германии;

  • Жан Кальвин и кальвинизм;

  • Учение Ж. Кальвина.

Работа со слайдами по материалу мультимедийного урока и (или) с учебником с.193-195, заполняются первые две строки вместе с учителем, остальное предлагается выполнить дома.

Реформация. Религиозные войны


Страна

Руководитель

Взгляды

Итоги

Чехия

Ян Гус

Создание национальной церкви

Яна Гуса казнили
Секуляризация (конфискация) церковных земель

Чехия

Ян Жижка

Обличение римско-католических священнослужителей в грехах

Германия

Мартин Лютер

Выступал против продажи индульгенций – отпущения грехов за деньги

1524-1525-крестьянская войн в германских землях

Германия

Томас Мюнцер

Ниспровержение монахов, уничтожение монастырей и замков, равенство, отмена феодальных повинностей, реформа церкви

Войска германских князей разгромили плохо организованную крестьянскую армию




Швейцария

Жан Кальвин

Жизнь человека должна проходить в трудах, запрещались развлечения

Учение получило большое распространение среди предпринимателей

В результате реформации и религиозных войн захват церковных земель и подчинение церкви светским властителям стали неизбежными.

Обращается внимание на карту в учебнике с. 196 «Христианские церкви в Европе после Реформации».

Что же такое реформация? Религиозные войны?

Вместе с учащимися формулируется определение реформации – борьба за переустройство церкви Религиозные войны – гражданские войны внутри государства за переустройство церкви.
В ответ на реформацию и религиозные войны церковь созвала

инквизиция преследования учёных


Был создан орден иезуитов во главе с Игнатием Лойолой для борьбы с реформацией.

Контрреформация – борьба католической церкви за сохранение своего влияния.

Рефлексия.

  1. О чём мы сегодня говорили на уроке?

  2. Что такое мануфактура? Что подготовило переход к мануфактурному производству?

  3. Какие типы мануфактур вы знаете?

  4. Последствия распространения мануфактур.

  5. Что такое Возрождение? Основные черты мировоззрения человека этой эпохи.

  6. Что такое Реформация?

  7. Вспомните представителей идеологий Реформации в Европе

(Кто изображён на портретах? Каковы основные идеи этих реформаторов?)




Мартин Лютер Томас Мюнцер Жан Кальвин

Выводы формулируются совместно с учащимися:

Новое время породило новый подход к личности человека, освобождающейся от пут коллективизма и традиционной морали.

Развитие новых буржуазных отношений было бы невозможно без утверждения личности, индивидуализма и представления об особой ценности трудовой деятельности.

Связь Возрождения и Реформации заключается в том, что в обоих случаях в центре внимания ставится самоутверждающаяся человеческая личность. Но Возрождение и Реформация принесли разные плоды: Возрождение сопровождалось необычайным взлётом искусства, философии, литературы. Главной заслугой Реформации считается то, что она создала предпосылки перехода к капитализму.



Домашнее задание: п.25, заполнить таблицу «Религиозные войны», составить кроссворд из новых понятий и имён (7-10 слов).
В помощь учителю

( таблицы, используемые на уроке)




Разложение феодальных порядков,

зарождение элементов раннего капитализма


1.



Растущее самосознание

личности, освобождающейся

от средневековой системы ценностей





Гуманизм

- движение за новую светскую культуру (борьба против схоластики, критика церковной обрядности; защита свободы слова; пропаганда единого нового государства, независимой от Рима церкви, развития культуры на гуманистической основе.



Реформация
(лат. Преобразование) – широкие религиозные и социально-политические движения, выдвигавшие требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных её учением.



  1. Крестьянская война в Германии



Причины

    • Ужесточение феодальной эксплуатации

    • Имущественное расслоение деревни

Задачи

  • Ликвидация феодальной эксплуатации

  • Преодоление политической раздробленности

3.

Начало крестьянской войнылето 1524г. на юге Германии (в районах Верхнего Дуная и Рейна)

Томас Мюнцер – вождь народного движения в период «Крестьянской войны» и Реформации в Германии, автор «Статейного письма».

Период наивысшего подъёма – весна 1525г. (Тюрингия, Саксония, Швабия, Франкония).

4.


Реформация

I этап (1517-1521гг.)

1517г. – выступление М. Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций. Он считал, что: 1) человек спасается только верой; 2) он обретает её только через милость Божию; 3) единственным авторитетом в делах веры является Священное писание.

1517-1521гг. – слово и действия Лютера получили широкую поддержку во всех слоях немецкого общества.



II этап (1521-1524гг.)

- дальнейшая идейная и социально-политическая дифференциация реформационного движения.




5.

Программные документы повстанцев



«12 статей»


  1. Отмена личной зависимости.

  2. 2. Возврат общинной собственности.

  3. Ликвидация церковной десятины.

  4. Ограничение барщины, оброка, штрафов.

  5. Разрешение каждой деревне самостоятельно выбирать священника.

Гейльброннская программа


  1. Централизация страны, ограничение самовластия князей, подчинение всех властей императору.

  2. Лишение духовенства власти в светских делах, конфискация церковных имений.

  3. Общеимперское законодательство и выборный суд.

  4. Требование единства монеты, мер и весов.

6.


Причины поражения Крестьянской войны


  • Разрозненность крестьянских выступлений;

  • Неумение всех слоёв оппозиции возвыситься над местными и провинциальными интересами.

7.


Главные результаты Реформации

1555г. – Аугсбургский религиозный мир (признание равноправия католиков и лютеран).

  1. Была сломлена духовная диктатура католической церкви.

  2. Экономическая основа её мощи была подорвана секуляризацией владений.

  3. Возникновение новых христианских вероисповеданий.

  4. Укрепление светской власти и развитие национальных государств.











«Очень приятно!» — самая распространенная ложь на свете. Герд Хайзе
ещё >>