Урок химии по теме «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по теме «Основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 126.17kb.
Урок по теме: основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 97.38kb.
«Основные классы неорганических соединений» 2 292.5kb.
Основные классы неорганических соединений Урок-игра Цель 1 108.68kb.
Урок №39 Вид урока: комбинированный. Девиз урока: «В химии все возможно». 1 58.61kb.
Урок химии в 8 классе «Ионная связь» 1 37.51kb.
Классы неорганических соединений 1 50.43kb.
Урок по химии в 9 классе по теме 1 115.79kb.
Лабораторная работа №1 «Важнейшие классы неорганических соединений» 1 64.27kb.
Урок по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических... 1 46.85kb.
Лабораторная работа №2 Важнейшие классы неорганических соединений. 1 104.81kb.
Качественные реакции на ионы металлов 1 23.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок химии по теме «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» - страница №1/1

Урок химии по теме

«Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
8 класс.
Цели:


  • закрепление материала об основных классах неорганических соединений и выявление генетической связи между ними;

  • овладение умениями проводить химический эксперимент, который является основой формирования теоретических знаний;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента.


Оборудование и реактивы:

серная и уксусная кислоты, гидроксид натрия, карбонат кальция, индикаторы, сульфат железа(II), сульфат меди(II), пробирки для проведения опытов, спички, подставка для пробирок.
Ход урока:
I. Организационный момент.

Проведение инструктажа по ТБ при проведении опытов.
II. Фронтальная работа с учащимися.
На доске записаны формулы следующих соединений:
железо, оксид кальция, соляная кислота (хлороводород), гидросульфит натрия, гидроксид бария, карбонат магния, оксид азота (V), оксид алюминия, дигидроортофосфат калия, сульфат кальция, азотная кислота, кремниевая кислота, едкий калий (гидроксид калия), иод, гидроксид железа (III), основной хлорид магния.
Учитель

Назовите класс соединения (вещество) и дайте ему краткую характеристику.



  1. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

(Практическая деятельность и теоретическая основа изучаемого материала)
Вопрос классу:
Можно ли из веществ одного класса получить вещества другого класса?

(Ответ - да)

Докажите, что при взаимодействии карбоната кальция с кислотами образуется оксид углерода (IV).
Один из учащихся проводит опыт. Предварительно необходимо напомнить о правилах техники безопасности при выполнении экспериментов и работе с кислотами.

Для проведения реакции ученик использует карбонат кальция и раствор серной кислоты. Наблюдается бурное выделение углекислого газа, доказать наличие которого можно внесением горящей лучинки (спички) к отверстию пробирки. При этом пламя гаснет, так как углекислый газ горение не поддерживает.
По окончании работы необходимо записать

уравнение соответствующей реакции.




CaCO3 + H2SO4 = CaSO4 + CO2+ H2O
Вопрос:

Можно ли узнать, какое соединение перед вами? Чем можно воспользоваться, чтобы отличить, например, щелочь от кислоты?
Ответ:

Можно воспользоваться индикаторами: лакмусом, фенолфталеином или метиловым оранжевым.
Вопрос классу:

Какие вещества называются индикаторами?
Ответ:

Вещества, которые под действием растворов щелочей и кислот по-разному изменяют свой цвет.
Проведение опыта — определение кислой, щелочной и нейтральной среды.

Выполняется учеником.
Вывод по окончанию эксперимента:

В кислой среде лакмус краснеет, метиловый оранжевый приобретает розовый цвет, фенолфталеин остается бесцветным.

В щелочной среде фенолфталеин - малиновый, метиловый оранжевый — желтый, а лакмус - синеет.
Вопрос классу:

На лабораторном столе у нас есть соль - сульфат железа(II). Можно ли из данной соли получить гидроксид железа(II)?

Каким реактивом нужно воспользоваться?
Ответ:

Можно воспользоваться едким натром.
Проведение опыта учеником.
Что наблюдается?
Ответ:

Выпадает осадок зеленоватого цвета, характерный для гидроксида железа(II).

Ученик записывает уравнение соответствующей реакции.
FeSO4 + 2 NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4
Учитель

К какому типу относится данная реакция?

Ответ:

К реакциям обмена.
Можно ли из нерастворимого гидроксида железа(II) получить оксид железа(II)?

Ответ:

Можно, если провести прокаливание нерастворимого гидроксида железа(II).

Проводится опыт.

Ученик составляет соответствующее уравнение реакции.

t0

Fe(OH)2 = FeO + H2O
Возможно ли вновь гидроксид железа превратить в растворимую соль — сульфат железа?

Ответ:

Необходимо добавить серную кислоту.

Проводится опыт.

Составляется уравнение реакции.
Fe(OH)2 + H2SO4 = FeSO4 + 2 H2O

Задание самостоятельное.
Что произойдет, если в раствор сульфата меди бросить кусочек натрия?

Запишите уравнения возможных реакций.
Объяснение.

Ожидаемой реакции сульфата меди с натрием не произойдет, так как реакции идут в водных растворах, натрий как активный металл, прежде прореагирует с водой, а затем, полученный раствор гидроксида натрия взаимодействует с сульфатом меди(II). При этом образуется осадок синего цвета — нерастворимое основание — гидроксид меди(II).
Ученик проводит опыт
Составляется два уравнения реакций. Необходимо запомнить, что для опытов (соль + металл) нельзя применять литий, натрий, калий, барий, кальций, т.е. активные металлы.

2 Na + 2H2O =2 NaOH + H2

2 NaOH + CuSO4 = Na2SO4+ Cu(OH)2
( См.вытеснительный ряд металлов, составленный

Н.Н. Бекетовым).

Записать уравнения растворов солей с данными металлами нельзя.

Проблемная задача

(можно использовать как дополнительное задание для сильных учащихся)
В лаборатории потерялась этикетка от склянки, в которой находится некий черный порошок. Проводя исследование, лаборант обработал порцию данного вещества серной кислотой. При этом порошок растворился, а раствор приобрел синюю окраску. Предположите, какое вещество было в склянке. Напишите уравнение реакции, осуществленной лаборантом.
Ответ: черным порошком был оксид меди(II), при добавлении к которому серной кислоты образуется сульфат меди(II) синего цвета и вода.

При затруднении в выполнении задания можно вспомнить физические свойства некоторых оксидов.
Вывод:

учащиеся

Из веществ одного класса можно получить вещества другого класса.

При написании формул веществ и уравнений нужно пользоваться такими понятиями, как валентность кислотных остатков, основность и т. д.
На некоторых примерах мы увидели, что между классами неорганических соединений существует взаимная связь, которую можно назвать генетической. (от греч. «генезис» - происхождение). Действительно, из основных оксидов можно получить основания, из кислотных — кислоты, из оснований и кислот мы получаем соли, которые в свою очередь могут обмениваться своими составными частями друг с другом.

IV. Закрепление материала.
Даны схемы в общем виде. Необходимо составить уравнения реакций по данным схемам.
1) Металл - основной оксид — основание — соль.


  1. Неметалл — кислотный оксид — кислота — соль.



  1. Домашнее задание


Составить схемы уравнений с участием реакций обмена, замещения, разложения и замещения.

Подготовиться к практической работе №6

Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».


Основная общеобразовательная школа

при Посольстве РФ в Республике Мадагаскар

«Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей».

Д. Пойа.
Информационная карта урока
«Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
8 класс.
Учитель химии и биологии Портненкова Елена Иосифовна
Химия — одна из сложнейших дисциплин в школьном курсе. Особенно сложным оказывается первый год обучения: на восьмиклассника обрушивается огромная масса теоретического материала. В то же время химия — прежде всего экспериментальная наука.

Опыт — источник знаний о веществах и химических реакциях. В отрыве от эксперимента преподавание химии становится простым «натаскиванием» учащихся писать химические формулы, уравнения по определенным правилам. Поэтому всеми силами надо стремиться, чтобы знания учащихся не были исключительно абстрактными, чтобы ребята четко могли сопоставить реальное вещество и его формулу на бумаге и на доске.


Целевые установки урока:



Закрепление материала об основных классах неорганических соединений и выявление генетической связи между ними.




Овладение умениями проведения химического эксперимента, который является основой формирования теоретических знаний.



Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента.





Представляемая педагогическая технология


Практико- ориентированное обучение с опорой на ранее изученный материал








Практика



Синтез

Анализ

(Получение сложных химических (Метод рассмотрения

соединений из простых или

более простых). отдельных свойств,

состава и т.д.)

Применение полученных знаний


в области естественных дисциплин

в области медицины

(оказание первой медицинской помощи)


в быту




Во времена политических кризисов для честного человека самое трудное не в том, чтобы исполнить свой долг, а в том, чтобы уяснить его себе. Луи де Бональд
ещё >>