Урок географии в 7 классе по теме «Климат южных материков. Африка» - страница №1/1
Урок географии в 7 классе
по теме «Климат южных материков. Африка».
Цель: сформировать представление об особенностях климата Африки.
Задачи:
-
вспомнить основные понятия темы (материк, атмосфера, погода, климат, изотерма, ветер, пассаты, атмосферное давление, циркуляция атмосферы, воздушная масса, климатообразующие факторы, климатический пояс); повторить материал по теме «Климатообразующие факторы» и «Климатические пояса»;
-
закрепить умение работать с учебником, оформлять результаты работы в тетрадь (схема, таблица); формировать умение работать с картами атласа и контурными картами; формировать умение давать полный устный ответ у карты и с места;
-
развивать умение устанавливать причину и следствие; формировать навыки культуры общения и коллективного труда; формировать работоспособность и требовательность к себе и другим.
Оборудование: УМК «Сферы» (учебник «География. Земля и люди» авт. Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П.; атлас авт. Кузнецов А.П.; контурные карты авт.Кузнецов А.П., Котляр О.Г.), настенные карты «Климатическая карта Африки (мира)», «Климатические пояса Африки (мира)», «Физическая карта Африки (мира)», инструктивные карточки для групповой работы (приложение №№ 1, 2, 3, 4), набор символов для аппликации (стрелки-направление ветра, облако-количество осадков, солнце-положение в зените, цветные контуры климатических поясов Африки).
Ход урока.
№
п/п
|
время
|
этап урока
|
деятельность
|
учителя
|
учащихся
|
1
|
3 м.
|
Организация урока.
Формируемые качества:
-объективная самооценка;
-самостимулирование
|
1.Объявление даты, темы,
№ урока, формы урока,
назначение командиров групп, определение их обязанностей (приложение №1)
2.Организация самоанализа
результатов работы учащимися, мотивация деятельности.
3.Организация работы с инструктивной карточкой в
группах.
|
1.Запись в тетрадь даты, темы,
№ урока.
2.Оформление левой части листа самоанализа «Что я знаю о климате Африки?»
3. Распределение командиром обязанностей в группе по выполнению задания в инструктивной карточке.
|
2
|
10 м.
|
Актуализация знаний
по теме.
|
1.Организация и контроль работы в группах.
2. Организация предствления результатов работы группы, их обсуждение, оценивание работы группы (приложение № 7)
3. Постановка цели урока. Мотивация.
|
1. Выполнение задания для группы в инструктивной карточке (приложение №№ 2, 3, 4, 5)
2. Представление классу результатов работы в группе, ответы на дополнительные вопросы учащихся и учителя. Запись в тетрадь схемо-конспекта.
|
3
|
20 м.
|
Изучение нового материала.
Формируемые качества:
-прилежание;
-объективность;
-трудолюбие,
- коллективизм;
-требовательность.
|
1. Организация работы в группах по сбору материала по картам атласа и оформлению результатов в таблицу:
1гр.- экваториальный пояс;
2гр.- тропический пояс;
3 гр. – субэкваториальный пояс;
4 гр. – субтропический пояс.
2. Заслушивание ответов, оформление на настенной карте аппликации.
3. Оценивание работы группы (приложение № 5)
|
1. Самостоятельная индивидуальная работа учащихся и обсуждение результатов работы в группе. Назначение отвечающего.
2. Заполнение таблицы в тетради (приложение №6)
3. Оценивание работы членов группы командиром.
|
4
|
5 м.
|
Закрепление знаний.
|
Организация работы в контурной карте.
|
Выполнение заданий в контурной карте.
|
5
|
5 м.
|
Контроль
знаний.
Формируемые качества:
-честность;
-решительность.
|
1.Организация решения тестов
в тетради-тренажёре на с-38 №№ 6-9
2. Проверка учителем работ командиров.
|
1.Решение тестов учащимися.
2. Проверка командирами работ учащихся группы.
|
6
|
2 м.
|
Информация о д/з.
Подведение итогов.
|
1.Объявление д/з.
2.Оценивание работы учащихся.
3.Организация рефлексии учащимися личностных качеств.
|
1.Запись д/з в дневник.
2.Рефлексия учащегося – заполнение средней части листа самоанализа «Что я узнал? Чему научился?»
3. Заполнение правой части листа самоанализа «Какие личные качества я проявил на уроке»
|
Приложение № 1
ТЕМА: КЛИМАТ ЮЖНЫХ МАТЕРИКОВ. АФРИКА.
Инструкция для командира группы:
1.Организовать самостоятельную индивидуальную работу в группе (1 минута).
2. Организовать обсуждение в группе, выслушать предложение каждого.
3. Сформулировать общий ответ, выбрать лучший ответ, назначить отвечающего по заданию.
Лист контроля для командира группы:
ФИ учащегося
|
Участие в
|
Отметка
|
О обсуждении
|
ответах
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
Командир
|
|
|
|
Приложение № 2
Задание группе «Знатоки терминов»
Используя свои знания и текст учебников географии 6 и 7 классов, сформулируйте объяснение терминов (11):
материк – атмосфера –
изотерма - ветер –
пассаты - атмосферное давление –
циркуляция атмосферы - воздушная масса –
климатообразующие факторы – климатический пояс –
Приложение № 3
Задание группе «Знатоки темы «Погода и климат»
Используя свои знания и текст учебников географии 6 и 7 классов, установите равнозначность (или неравнозначность) терминов «погода» и «климат» и обоснуйте свою точку зрения. Ответ оформите в виде схемы:
ПОГОДА ? КЛИМАТ
? ?
(что общего и чем отличаются)
Приложение № 4
Задание группе «Знатоки темы «Климатообразующие факторы»
Используя свои знания и текст учебника географии 7 класса, перечислите основные климатообразующие факторы и дайте их краткую характеристику.
Результат работы оформите в таблицу:
Климатообразующий фактор
|
Краткая характеристика фактора
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
Приложение № 5
Задание группе «Знатоки темы «Климатические пояса»
Используя свои знания и текст учебника географии 7 класса, перечислите основные и переходные климатические пояса и объясните их принципиальное отличие:
-
климатические пояса
|
принципиальное отличие
|
основные
|
переходные
|
1.
|
|
|
|
1.
|
2.
|
|
|
2.
|
Приложение № 6
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦЫ «КЛИМАТ ЮЖНЫХ МАТЕРИКОВ. АФРИКА»
План описания
|
Африка
|
Австралия
|
Ю. Америка
|
Антарктида
|
Климатические пояса
|
|
|
|
|
1) экваториальный
|
|
|
|
|
- ВМ (июль)
(январь)
|
|
|
|
|
-ср. температура (июль)
(январь)
|
|
|
|
|
- -ср/год. кол-во осадков (И)
(Я)
|
|
|
|
|
2) субэкваториальный
|
|
|
|
|
- ВМ (июль)
(январь)
|
|
|
|
|
-ср. температура (июль)
(январь)
|
|
|
|
|
- -ср/год. кол-во осадков (И)
(Я)
|
|
|
|
|
3) тропический
|
|
|
|
|
- ВМ (июль)
(январь)
|
|
|
|
|
-ср. температура (июль)
(январь)
|
|
|
|
|
- -ср/год. кол-во осадков (И)
(Я)
|
|
|
|
|
4) субтропический
|
|
|
|
|
- ВМ (июль)
(январь)
|
|
|
|
|
-ср. температура (июль)
(январь)
|
|
|
|
|
- -ср/год. кол-во осадков (И)
(Я)
|
|
|
|
|
Приложение № 7
Таблица оценивания работы групп
№ группы
|
Баллы за
|
сумма баллов
|
место
|
выступление
|
вопросы
|
дополнения
|
коэффициент
участия
|
штраф
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительные баллы группа получает за уточняющие вопросы другим группам после их выступления, за дополнения к ответу другой группы.
Коэффициент участия – баллы, которые получает группа в зависимости от количества участников группы, привлечённых к ответу на задание.
Штрафные баллы – снимаемые за нарушение дисциплины (возможно учитывать другие недочёты).