Урок для учащихся старших классов «Мы славу предков сохраним » - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по основам экономического образования малого предпринимательства... 1 66.02kb.
Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и... 1 313.68kb.
Элективный курс для учащихся 8-9 классов Классный Васянкина Людмила... 1 97.05kb.
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное А. С. Грибоедову... 1 42.87kb.
«Русская коса девичья краса» для учащихся средних и старших классов 1 232.62kb.
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся старших классов,... 1 148.38kb.
Урок для учащихся старших классов (10-11 кл.) Цели: информировать... 1 57.92kb.
Урок-экскурсия. (Для учащихся старших классов и родителей) 1 88.79kb.
«Что такое свет? Корпускулярно-волновой дуализм» 1 33.07kb.
Программа для старшеклассников «как это было» 1 111.78kb.
Климов Е. А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов... 1 27.4kb.
Хасбулатов Р. И. Великая российская трагедия 47 9773.12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок для учащихся старших классов «Мы славу предков сохраним » - страница №1/1

УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
«Мы славу предков сохраним...»

Кто к минувшему глух

И к грядущему прост,

Устремляет свой слух

В преждевременный рост

Иосиф Бродский
Основная идея урока мысль о том, что история как наука является важнейшим фактором развития общества.

Основная проблема урока сформулирована в виде вопроса: «Как сформировать у старшеклассников понимание значимости истории как науки и как сформировать мотивацию постоянного изучения прошлого своей страны и человечества в целом?»

Цели урока:

  • актуализировать значение истории как науки для развития нашего Отечества;

  • раскрыть роль труда историка для понимания прошлого и будущего;

  • сформировать понимание неоднозначности и определенной субъективности в оценках исторических событий.


Структура урока


Этапы

Формы и методы

Время, мин

Осознание проблемы урока

Беседа

10

Определение позиции

Дискуссия

20

Организационно-деятельностный

Групповая работа в форме игры

10

Подведение итогов

Обсуждение, рефлексивный анализ

5


Ожидаемые результаты

Учащиеся должны:



  • осознать значение истории как науки для развития общества и государства;

  • на примерах деятельности историков разных эпох ознакомиться с трудом исследователя исторических событий;

  • задуматься о субъективности оценок исторических событий, которые дают разные историки и политики.


Ход урока

Постановка проблемы урока

Учитель. Сегодня в очередной раз в вашей жизни наступило первое сентября, дата, которая для всех школьников нашей страны означает начало нового учебного года. И сегодня мы с вами поговорим об истории. И не случайно, ведь в нашей стране 2012 год объявлен годом истории. Слово «история» в нашем сознании четко ассоциируется с наукой, с предметом, который вы изучали, или с теми рассказами, которые вы называете «интересной историей». Что же означает это слово? Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В древнеримской историографии (историография в современном значении – отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

История – это не только наше прошлое, это и настоящее – потому, что через несколько секунд прошедшее мгновение становится уже историей. Сегодня первое сентября. А что означает этот день в истории? Почему именно первого сентября начинается учебный год в наших школах?



На протяжении почти 17 веков не первое января, а первое сентября считалось началом нового года. Этот порядок летоисчисления был введен в 353 году н.э. императором Константином и получил название Константинопольской эры.

Согласно указу Императора, исчисление лет брало начало со дня сотворения мира – с субботы, 1 сентября 5509 года до нашей эры. Такого хронологического порядка длительное время придерживались в Византийской империи и во всем православном мире. На Руси последним днем Константинопольской эры стало 31 декабря 7208 года, и, начиная с 1 января, по указу Петра I, мы перешли и поныне придерживаемся нового летоисчисления – от Рождества Христова и находимся ныне в 2012 году. Кстати, 1 сентября отмечается как церковное новолетие.

Дата 1 сентября является днём начала великого испытания для многих стран и народов, за которой последовали долгие 6 лет Второй мировой войны – крупнейшей войны в истории человечества. 1 сентября 1939 года вооруженные силы Германии вторглись в Польшу, и за короткий срок в войну были втянуты 62 из 73 стран мира. Боевые действия распространились на три континента и четыре мировых океана.

Традиция идти в школу осенью пришла к нам тоже со времен Византии, после введения Константинопольской эры на Руси в 1492 году. После указа Петра I дата начала нового календарного года изменилась, а дата учебного года – осталась. Занятия удобно было начинать осенью, когда заканчивалась горячая летняя страда, и детей различных сословий можно было привлечь к учебе. Конкретная дата начала учебного года с 1 сентября была утверждена на территории бывшего СССР в 1935 году. Начиная с 1980 года, день 1 сентября отмечается как государственный праздник – День знаний. Это праздник для всех учеников, учащихся, студентов, учителей и преподавателей.

Этап определения позиции

Вот такой день – первое сентября. И сегодня первого сентября 2012 года мы с вами постараемся ответить на ряд вопросов:

  1. Зачем нужно людям знать свое прошлое?

  2. Нужно ли нам изучать историю?

  3. Чему учит история?

  4. Насколько правдива история?

Но сначала послушаем, что говорили об истории известные люди, которые сами стали историческими личностями.


  1. История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (Сервантес)

  2. История пишется для установления строгой истины. (Плиний Младший)

  3. История – учительница жизни. (Цицерон)

  4. Исторический опыт показывает, что история ничему не учит тех, кто стремится делать историю. (Марк Аврелий)

  5. Одних история учит, а другим преподносит урок. (Константин Кушнер)

  6. Что такое история? Отголосок прошедшего в будущем. Отсвет, отбрасываемый будущим на прошедшее. (Виктор Мари Гюго)

  7. Легенда всегда берет верх над историей. (Сара Бернар)


Учитель: Давайте поспорим с великими. С какими высказываниями вы согласны, в каких сомневаетесь, а с чем категорически не согласны и почему?

(Учитель организует дискуссию. По завершении дискуссии подводит итоги)


Этап дискуссии

Учитель: Рассмотрим основные исторические события в жизни нашей страны и обсудим различные подходы к оценке этих событий.

В этом году исполняется 200 лет важнейшему историческому событию – Отечественной войне 1812 года.


12 июня 1812 года, собрав 600-тысячную армию, Наполеон форсировал Неман и вторгся в пределы России. У русской армии был план противостояния Наполеону. План был разработан прусским военным теоретиком Фулем и одобрен императором Александром I. Фуль предполагал, что армии будут планомерно отступать на укрепленные позиции, соединятся и сдержат натиск Наполеона. Но все обернулось катастрофой. Русские войска отступали, и вскоре французы оказались недалеко от Москвы. План Фуля полностью провалился, несмотря на отчаянное сопротивление русского народа.

Сложившаяся ситуация требовала решительных действий. 20 августа пост главнокомандующего занял Михаил Кутузов, который был одним из лучших учеников Александра Васильевича Суворова. Во время войны с Францией Кутузов произнесет интересную фразу: «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву». Русские войска дали генеральное сражение французам у деревни Бородино. Была великая сеча, получившая название Бородинской битвы.

О Бородинской битве историки высказывают разные мнения. Французский историк середины ХIХ в. Ж. Мишле считал, что победу одержала французская армия, хотя при этом отмечал, что победа была неполной и Наполеон не воспользовался ее плодами. Советский историк М. Н. Покровский писал, что русская армия в битве при Бородине смогла добиться лишь того, что не была разгромлена наголову. С. Б. Окунь, наоборот, считал, что Бородинское сражение явилось выдающейся победой России, а А. З. Манфред отмечал только нравственный характер победы русских войск. Нет единства во взглядах на исход битвы и сегодня. И. А. Троицкий подчеркивает, что Наполеон не решил главной задачи при Бородине – не сумел окончательно разгромить русскую армию. Б. С. Абалихин придерживается взгляда о ничейном исходе Бородинского сражения. А. А. Васильев определяет исход битвы как тактическую победу французов.
Учитель: Попытайтесь ответить на вопросы:

  1. Почему же такое неоднозначное мнение о важнейшем историческом событии?

  2. Кто же, по вашему мнению, победил в Бородинском сражении?

  3. Какую роль это событие сыграло в истории нашего Отечества?

Учитель: Рассмотрим еще одно событие недавнего прошлого. Это событие называют по-разному. «Разгон Верховного Совета», «Расстрел Белого дома», «Октябрьское восстание 1993-го», «Указ 1400», «Октябрьский путч».

Неоднократно по телевизору мы видели исторические кадры, когда танки из пушек стреляют по Дому правительства Российской Федерации и из окон Белого дома вырываются клубы черного дыма. В результате этих действий погибло 157 человек и 384 были ранены. Между тем в российской и зарубежной печати приводились многократно большие цифры погибших и без вести пропавших. После завершения событий официальный траур по погибшим не объявлялся.



Что же произошло 4 октября 1993 года?

События начались с издания президентом Б. Н. Ельциным указа № 1400 о роспуске Верховного Совета, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция. Все окончились силовым разгоном Верховного Совета и Съезда народных депутатов. По заключению комиссии Государственной думы, значительную роль в обострении обстановки сыграли действия сотрудников московской милиции по разгону митингов и манифестаций в поддержку Верховного Совета и задержанию их активных участников в период с 27 сентября по 2 октября 1993 года, что в некоторых случаях приобретало характер массовых избиений манифестантов с применением спецсредств.

С 1 октября при посредничестве патриарха Алексия II под эгидой Русской Православной Церкви проводились переговоры противоборствующих сторон, на которых предлагалось выработать «нулевой вариант» – одновременные перевыборы президента и Верховного Совета. Продолжение этих переговоров, назначенное на 16:00 3 октября, не состоялось из-за начавшихся в Москве массовых беспорядков, вооружённого нападения группы защитников Верховного Совета во главе с Альбертом Макашовым по призыву вице-президента Александра Руцкого на здание мэрии и отъезда группы вооружённых сторонников Верховного Совета на угнанных армейских грузовиках к телецентру «Останкино». Мнения о позиции Конституционного суда Российской Федерации с В. Д. Зорькиным во главе расходятся: по мнению самих судей и сторонников ВС России, он сохранял нейтралитет; по мнению стороны президента, – участвовал на стороне ВС России.

Большинство историков считают, что внутриполитический конфликт в Российской Федерации 21 сентября4 октября 1993 года произошел вследствие конституционного кризиса, развивавшегося с 1992 года.

Расследование событий не было завершено, следственная группа была распущена после того, как в феврале 1994 года Государственная дума приняла решение об амнистии для всех лидеров противостояния.

Общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о происходивших трагических событиях, в частности: о роли политических лидеров, выступавших как на одной, так и на другой стороне, о принадлежности снайперов, стрелявших по мирным гражданам и сотрудникам милиции, действиях провокаторов, о том, кто виноват в трагической развязке.
Учитель: Как видите, оценка этого события очень разная. Попытайтесь сами оценить это событие и ответить на вопросы:

  1. Действительно ли был необходим разгон Верховного Совета для дальнейшего успешного развития России как государства?

  2. Можно ли оправдать действия военных, открывших огонь по Белому дому?

  3. Как вы считаете, какой путь бы избрала Россия, если бы сторонники Ельцина не одержали победу?


Организационно-деятельностный этап

Игра «Взгляд из будущего»

Учитель предлагает старшеклассникам составить список 10 вещей и список 10 фактов, которые позволили бы историкам 22 века представить нашу жизнь в начале 21 века.

После того как каждый составит такой список класс делится на группы, и каждая группа выбирает самые важные вещи и факты.

После этого класс обсуждает решение групп и большинством голосов составляется общий список.

Можно на основе этого составить условное письмо потомкам о нашей жизни.
Подведение итогов

В последней части урока учитель проводит рефлексию, в ходе которой ученики отвечают на следующие вопросы:

1.Как вы считаете, какую роль играет наука история в нашей жизни?

2. Какое событие мы можем назвать историческим и почему именно его описывают историки?

3. Что важнее в оценке исторических событий – факты или мнения и оценки?

4. О чем заставил задуматься этот урок?



Закончить урок можно словами поэта Вадима Шефнера:
Старея, живу в нестареющем мире.

Как встарь, в своих частностях он необъятен.

Что будет со временем в этой квартире,

Вот в этом объеме, вот в этом квадрате?

Истории ход хоть вчерне предсказуем,

Фантасты грядущее предугадали,

Но как подступиться мне к той амбразуре,

Откуда просматриваются детали?

Что будет вот здесь, где пишу эти строки,

Где их перестукиваю на машинке, –

Высотного зданья цементные блоки 

Иль просто пространство, где вьются снежинки?




Секс должен быть высшей ступенью общения, а не заменой общения. Мэрианн Уильямсон
ещё >>