Урок-дискуссия «Откуда пошла есть русская земля» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Стал первым княжить и kak возникла русская земля поход Олега на Царьград 1 58.96kb.
«откуда есть пошла земля ржевская?» (топонимы Ржевского района) 1 176.32kb.
«Откуда есть пошла славянская письменность…» 1 133.48kb.
«Откуда пошла Русь» 1 107.64kb.
Откуда есть пошла благотворительность на руси 1 136.71kb.
Из истории естествознания. Опасные связи: И. И. Иванов и опыты скрещивания... 24 4054.36kb.
Урок «Земля отцов моя земля» 1 90.16kb.
«Откуда есть пошла славянская письменность» 1 140.31kb.
Термины (понятия) по истории 1 63.72kb.
Урок-дискуссия «А любовь остаётся жить» 1 80.25kb.
Идеи космизма в педагогическом сознании1 1 101.87kb.
Загадки Хроноса к поход Олега на Констатинополь У 1 14.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок-дискуссия «Откуда пошла есть русская земля» - страница №1/1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Поселок Джонка»

Нанайского муниципального района

Хабаровского края




Урок-дискуссия

«Откуда пошла есть русская земля»

(Дискуссия с элементами игрового моделирования)


Разработала: Марутяк Н.Г.,

учитель истории

2012г
Слава нашей стороне!



Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Н.П.Кончаловская


Цель: ознакомление учащихся с разнообразием оценок роли варягов в образовании Древнерусского государства, выяснение сути спорных вопросов, развитие умений анализировать источники по ранней истории Руси, сопоставлять сведения из исторических источников с существующими в науке точками зрения на происхождение государства, развитие логических умений сравнивать, анализировать, обобщать, давать оценку.

Опережающие задания:

  1. Выяснить значение понятий: норманны, викинги, варяги. Какие из этих понятий определяют происхождение, а какие – профессию?

  2. Прочитайте отрывки из «Повести временных лет», ответьте на вопросы и выполните задания:

  • Какие племена обратились к варягам и почему?

  • Найдите на исторической карте все упоминаемые в источнике географические объекты.

  • Основанием для какой теории послужили сведения Нестора?

  • Можно ли полностью доверять сведениям летописца?

  1. Познакомьтесь с трудами русских историков Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, Н.И.Костомарова, С.Ф.Платонова и др., выясните их позиции по поводу «норманнской теории» и призвания варягов на Русь.

  2. Познакомьтесь с работами современных ученых по проблеме образования Древнерусского государства (см.список литературы). Какие точки зрения вы бы выделили особо?

Вводная часть дискуссии.

  1. Вводное слово учителя об объяснении важности и актуальности поставленной проблемы.

На различных этапах развития нашего государства этот вопрос становился средством политической и идеологической борьбы, поэтому важно иметь объективное представление о его сути. Каждый образованный человек должен определиться в этом ключевом вопросе российской истории.

Чтение цитаты из «Повести временных лет»:

«Отъкудуесть пошла Русьская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и отъкуду Русьская земля стала есть».

- Какие вопросы волнуют автора «Повести»?

- Прочитайте эпиграф к уроку. Какой смысл вкладывает Н.П.Кончаловская в эти слова?

Киев и Новгород – два центра возникновения славянской государственности. Около Киева объединяются поднепровские славяне, пришедшие на Днепр через Карпаты из придунайских земель, откуда и началось расселение славян. Вокруг Новгорода объединились северо-западные славяне, пришедшие к Волхову и Ладоге из Южной Балтики (Польши, Германии).

Вопросы для обсуждения:


  • Почему начальный период образования Русского государства известен как норманнская проблема?

  • Н.М.Карамзин говорит о цивилизирующей роли норманнов в становлении русского общества и государства, другие историки отмечают обратное. Выскажите свое мнение об уровне развития восточных славян к IX веку.

  • Означает ли варяжское происхождение первых князей, что государственность была привнесена на Русь иноземцами?

  • Современный английский археолог, норманнист Д.Вильсон утверждает, что археологических древностей норманнского происхождения в России больше, чем в Англии, подвергшейся норманнской колонизации. Как вы объясните этот факт? Не хотите ли вы возразить археологу, сказав, что эти находки сами по себе еще не доказательство степени проникновения варягов на Русь и их влияния?

В результате обсуждения учащиеся составляют перечень спорных проблем для дискуссии норманнистов и антинорманнистов:

  1. Историчность персонажей ранней истории Руси.

  2. Происхождение названия «Русь»

  3. Роль варягов в становлении государства российского.

  4. Первый князь: славянин или варяг?

Задание. Составить краткие справки по вопросам:

  1. Возникновение «норманнской теории».

  2. Норманнисты и их противники в XIX-XX вв.

Основная часть дискуссии.

Цель: вывить суть легенды о призвании варягов, имена первых князей, источники по истории ранней истории Руси.

Читаем отрывок из «Повести временных лет»: «»Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата – Рюрик, Трувор и Синеус поспешили на призыв.

Учитель предлагает комментарий:


  • легенда похожа на западноевропейские сказания о братьях – иноземцах, ставших королями («Саксонская хроника» Видукинда Корвейского о призвании бриттами справедливых саксонских князей);

  • перевод имен призванных варягов – неверно понятые шведские слова: Синеус – «свои родичи»(sine use), Трувор – «верная дружина» «tru war».

Вопросы для дискуссионной беседы:

  1. Жители каких территорий и почему были инициаторами призвания варягов? Были ли случаи приглашения князей – иностранцев в других странах?

  2. Рюрик и другие варяги стали жить вместе со славянами. Можно было бы ожидать, что при столь тесном общении друг с другом пришельцы окажут значительное влияние на быт и обычаи славян. Однако этого в русских землях не произошло. Разрешите данное противоречие.

  3. Слово «варяжить», по мнению некоторых исследователей, означает торговать. Может ли это пролить свет на появление варягов на Руси?

  4. Почему варяги имели с Русью в отличие от Западной Европы не враждебные, а дружеские отношения?

При рассмотрении последнего вопроса приводится высказывание Б.А Рыбакова: «Восточных славян защитила природа. На севере она отняла главный козырь у варягов – внезапность нападения. Чтобы попасть к ильменским словенам или кривичам, варяги должны были войти в Финский залив, где их флотилия просматривалась с берега, и 500км пройти по рекам против течения Нервы, Ловати и Волхова. Ладьи могли быть обстреляны с обоих берегов. Если бы варяги задумали добраться до южных владений славян, то их ждал волок».

В итоге беседы выявляются три различных подхода:



  1. Начало государственности было положено пришельцами из Скандинавии – варягами.

  2. К моменту призвания варягов на Руси уже сложились предпосылки для образования государства. По уровню развития славяне превосходили балтов и скандинавов. Скандинавские королевства появились позже, чем Киевская Русь.

  3. Русь – это славянское государство, созданное при активном участии варягов. Однако предпосылки государственности у славян были в IX в. налицо.

Вторая часть урока посвящена обсуждению термина «Русь».

Примерный круг обсуждаемых вопросов:



  1. Что рассказывают о «Руси» источники?

  2. Почему летописи и иноземные рукописи «спорят» об истории Руси?

  3. Какие существуют подходы к определению начала русской истории?

  4. Каково происхождение термина «Русь»?

Обзор историка Т.В Черниковой сведений о «Руси», содержащихся в «Повести временных лет»:

  1. «Русь» - это название варягов, которые пришли с Рюриком.

  2. «Русь» - это жившие на юге восточные славяне.

  3. Русский язык летописец считал славянским.

  4. Термин «Русская земля» употребляется как название некой территории.

  5. «Русь» противопоставлена и славянам, и скандинавам, и угро – финнам.

Иностранные авторы о «Руси»

  1. Византийские и восточные авторы IV-VIвв. и готский историк Иордан знают какой – то народ «рос» или «рус», который жил в Причерноморье.

  2. Арабский писатель Ибн- Хордадбех в «Книге путей и государств» называет русских купцов, приезжавших на Восток, славянами. То есть русы - племя из славян.

  3. Арабские и византийские источники IX-XI вв. видят в «руссах» господствующий класс, который подчинил себе славян.

  4. Из трактата византийского императора Константина Багрянородного «о русах, приезжающих на моноксилах в Константинополь…» следует, что русский язык – это шведский.

Учитель зачитывает стихи Н Глазкова:

Русь – Гардарик, городов гряда,-

Так со шведского переводили,

Чепуху при этом городили,

Зря притягивали города.

Потому я утверждать берусь,

Что потуги лженауки жалки,

А загадочное слово Русь

Происходит от речной русалки.

В процессе дискуссии выясняются основные точки зрения на происхождение названия «Русь»:

1. В древнеславянском языке река называлась «руса». Поскольку древнейшие поселения славян располагались в основном вдоль рек (рус), то отсюда происходит и название государства;

2. Слово «Русь» неславянского происхождения, оно заимствовано у варяжских пришельцев. Корень «рус» широко распространен в скандинавских языках. В «Повести временных лет» говорится: «И от тех варягов» прозвалась Русьская земля»;

3. Русами или росами называли южных славян. Среди полян особо выделялось племя «рос», располагавшееся на реке Рось, отсюда и название;

4. Русью называли просто дружинников – норманнов, финнов, славян, представителей других народов, которые бродили по Северо – Восточной земле в поисках добычи.



Заполнение таблицы «Основные теории образования Древнерусского государства»


Основные вопросы

«Норманская теория»

Теория двух центров

«Славянская теория»












В результате обсуждений по главному вопросу выявляются две различные позиции:



  1. Призвание варягов оказало существенное влияние на образование Древнерусского государства. Эти два события тесно связаны друг с другом.

Обоснование:

VIII-IX вв.- время завоевательных походов викингов, которые охватили весь европейский континент;



  • Викинги стимулировали процессы образования государств в Западной Европе;

  • Призвание варягов, возможно, преследовало цель защиты рубежей славян;

  • Древняя Русь развивалась так же, как и государства Западной Европы;

  • название «Русь» происходит от шведского ruotsi – шведы;

  • недалеко от Стокгольма стоит памятник Рюрику.

  1. Варяги не играли особой роли в возникновении русской государственности.

Обоснование:

  • Образование Руси, судя по сведениям исторических источников, не было связано с эпизодом призвания варягов;

  • Название «Русь» было распространено и в Европе (в Прибалтике, Южной Германии, на Дунае), а не только в Скандинавии;

  • Варяги- наемные дружинники, и именно в таком качестве они были приглашены на Русь;

  • Русы – племя западных славян, живших в районе Новгорода, именно они создали Древнерусское государство.

Заключительная часть урока. Итоги обсуждений.

(В итоге дискуссии ученики окончательно определяют свою позицию в вопросе о роли варягов в образовании Древнерусского государства)

О.Ю.Стрелова предложила систему оценки работ учащихся:

оригинальное самостоятельное выступление по основному вопросу – от 5 до 10 баллов;

существенное дополнение от 3 до 5 баллов;

ответ на вопрос, решение познавательной задачи - от 1 до 5 баллов;

формирование интересного вопроса, вычленения новой проблемы в фактах и источниках – от 1 до5 баллов;

конспективные записи источников, озвучивание домашних заготовок от 1 до 3баллов.

В конце урока все баллы суммируются и подводятся итоги дискуссии.

Домашнее задание. Напишите сочинение «Норманнская проблема на исходе XXвв.»



Дополнительная литература;

  1. Богданов А.П.Степанищев А.Т. История России с древнейших времен до Петра I. М., 1998г, гл.2

  2. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX-начала XX века. М., 1995г

  3. История Отечества. Люди, идеи, решения. М., 1991г

  4. Кацва Л.А, Юрганов А.Л.История России VIII-XVвв. М., 1995г

  5. Карамзин Н.М.Предания веков. М., 1987г

  6. Ключевский В.О.Курс лекций по русской истории. М., 1987г

  7. Костомаров Н.И.Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. М., 1991г

  8. Платонов С.Ф.Лекции по русской истории. М., 1993г

  9. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987г

  10. Соловьев С.М. Об истории Древней России. М., 1993г

  11. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996г

  12. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII века/ Сост. И.В.Бабич, В.Н.Захарова, И.Е.Уколова. М., 1994

  13. Черникова Т.В.История России. IX-XVI. М., 2001г





Этот труд я посвящаю своей дочери Леоноре, без деятельного участия и ободрения которой книга была бы написана вдвое быстрее. Пелем Вудхауз
ещё >>