Урок чтения по рассказу Л. Н. Толстого "Лев и собачка" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок чтения в 3 м классе по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ быль «Лев... 1 45.74kb.
Урок литературы в 3-м классе Л. Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"... 1 80.63kb.
Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» 1 148.05kb.
Рассказу К. Г. Паустовского «Барсучий нос» 1 50.33kb.
Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова "Человек на часах" 1 75.13kb.
Рассказу К. Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»(1961 год) 1 39.04kb.
Л. Толстой «Лев и мышь» 1 70.64kb.
Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка". 1 102.4kb.
Русский характер (по одноименному рассказу А. Н. Толстого) Материал... 1 18.66kb.
Урок внеклассного чтения по рассказу Н. Н. Куратовой "Волшебный цветок" 1 54.69kb.
«Л. Н. Толстой «Лев и собачка» 1 66.34kb.
«Изображение характера и настроения музыки в рисунке на примере сюиты... 1 64.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок чтения по рассказу Л. Н. Толстого "Лев и собачка" - страница №1/1

Урок чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Лев и собачка", 3-й класс
Цели:

обеспечить условия для:

открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы и музыки;

освоение детьми приемов художественного анализа рассказа (выявление ключевых слов для понимания сути произведения).


Чуткому сердцу откроются тайны
Оборудование:

портрет Л.Н.Толстого, на партах конверты с кружочками черного, темно-синего, розового, желтого, красного цветов, магнитофонная запись пьесы Э.Грига “Смерть Озе”.

Ход урока

I. Организация художественного восприятия произведения


Каждый человек в течение жизни испытывает разные чувства: радость, грусть, печаль.
Размышляя над этим, я часто представляю себе, как падает с неба звезда, как стучит дождь, как светит яркое солнце, как осенью улетают журавли.
Человек почувствовал радость и грусть и поведал об этом другим людям.
Сядьте поудобнее. Настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, никогда не слышали о нем, но который прислал вам звуковое письмо.
Звучит музыка Э.Грига “Смерть Озе”.
– Какие чувства испытал автор, создавая это произведение?
(Ответы детей.)
Эдвард Григ показал сцену смерти пожилой женщины, которая была брошена собственным сыном. Она умирает одна от голода и холода.
– Покажите, какого цвета печаль? (Черная.)
– Вы очень чуткие. Это помогло мне понять, как вы прочувствовали это произведение.
– Когда вам тяжелее: когда вы кричите и плачете, или когда комок к горлу подкатывается и хочется плакать, а заплакать не получается или нельзя?
– Приходилось ли вам читать грустные произведения? Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого “Лев и собачка”
Учитель вывешивает на доске портрет Л.Н. Толстого.
Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)
– Как он относится к людям?
Нашим помощником будет эпиграф “Чуткому сердцу откроются тайны”. Прочитайте его про себя.
– Что помогают понять эти слова?
(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

II. Чтение художественного произведения


Послушайте рассказ “Лев и собачка”.
Учитель читает рассказ.
– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
– Какой эпизод показался вам самым напряженным?
– Какие слова помогли это определить?
– Давайте перечитаем рассказ и выделим карандашом важные слова.

III. Организация художественного анализа текста


1) Чтение первой части (начало)
– Какие чувства вызвал поступок этого человека?
– Подчеркните слова, которые характеризуют этого человека?
Выслушиваются ответы детей.
Подчеркните слова, которые раскрывают поведение собачки.
– Что она чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)
На доске – слово “тревога”.
2) Чтение второй части
– Я знаю, что вы любите читать. Что вы знаете о льве?
– Какое это животное? (Хищник, царь зверей.)
– Как ведет себя лев? Прочитайте.
– Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделимся. Лев оторвал кусок.)
– Какое это чувство? (Забота.)
На доске – слово “забота”.
Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча.
3) Чтение третьей части
– Какие чувства испытывает собачка? (Вечером ... и сложила свою голову.)
– Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)
На доске – слово “доверие”.
– Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.
4) Чтение четвертой части
– Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)
На доске – слово “тоска”.
– Подчеркните слова, с помощью которых автор передает эту тоску?
– Что лев не может понять?
Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла.
Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев – хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.
Прочитайте два последних предложения.
– Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)
– Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)
Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце – ледяное, спящее.)
А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?
Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

IV. Организация художественного исполнения


Прочитайте этот рассказ друг другу с чувством, выделяя голосом ключевые слова, чтобы еще раз подумать о прочитанном произведении.
– Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление, прочитайте его.
– Что потеряет текст, если убрать из него описание дружбы между львом и собачкой?
Вывод: в произведении все важно.
– Кто желает прочитать этот рассказ вслух, выделяя ключевые слова?

V. Организация художественного творчества


Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы – печальную музыку. Зачем? (Чем больше это произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль, тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя счастья в жизни.)
Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость.

VI. Итог урока


Какого цвета радость? Покажите.
– Как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ?
– Кому удалось понять что-то новое о себе?
– Что нового узнали об авторе?
Спасибо, что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл этого рассказа.




Да здравствует черное прошлое Африки! Станислав Ежи Лец
ещё >>