Урок 31. Сочинения-потешки Обсуждение сочинений - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок 28. Сочинения-пьесы Обсуждение пьес Вот так сюрприз! Из сочинений 4 528.71kb.
Потешки про еду 1 66.61kb.
Урок русского языка в 7 классе. Повторение и обобщение темы 1 35.48kb.
Тешки-потешки 1 122.87kb.
Иосиф Виссарионович Сталин сочинения 42 4139.02kb.
Подготовка к урокам :: рефераты, сочинения, краткие содержания здесь... 1 24.3kb.
Урок литературы. 8 класс 1 107.33kb.
Конкурс «Из жизни Ушакова» 1 57.81kb.
Ульрих С. Лойпольд Вступительное слово к четырем основным литургическим... 1 11.88kb.
Урок рр. 10 класс. Подготовка к написанию сочинения по роману И. 1 85.62kb.
Русский фольклор Русские народные песенки, потешки 1 24.93kb.
Урок 53. Сравнение жанров «потешка» и«скороговорка» 6 501.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок 31. Сочинения-потешки Обсуждение сочинений - страница №1/3


Уроки 31 - 42



Урок 31. Сочинения-потешки

Обсуждение сочинений



У. Сегодня обсудим сочиненные вами потешки. Удачные (а таких большинство) вы прочитаете в журнале. Но для того чтобы вы смогли сегодня поработать критиками, оценить то, что у вас получилось, прежде всего надо вспомнить, что такое потешка. Что же это такое? (Учитель открывает схему потешки в Классной книге, дети – в тетрадях.)

Д. Это такой жанр устного народного творчества. Их сочиняли для маленьких детей.

У. А зачем их сочиняли? Какова задача этого жанра?

Д. Весело учить малыша жестам, навыкам.

У. И движениям. И даже воспитывать аккуратность, трудолюбие, послушание («Маму, дочка, слушайся»). Но чтобы оценить, получилась ли у автора потешка, достаточно ли помнить только задачу жанра или надо еще что-то знать?

Д. Надо, чтобы и все уровни формы потешки помогали решать эту задачу.

Дети вместе с учителем «прочитывают» схему жанра.



У. Думаю, что теперь вы готовы критически отнестись к тому, что сочинили. Начнем с двух произведений разных авторов. Для оценки можно пользоваться схемой.
(1) (2)

Сидел Ваня у ворот, Ваня, Ваня-простота,

Широко разинув рот. Купил лошадь без хвоста.

И никто не разберет: Сел задом наперед

Где ворота, а где рот. И поехал в огород.

В огороде пусто -

Не выросла капуста.

Саша. Это интересные потешки.

Маня. А я знаю такие потешки. Были такие потешки.

У. Как же нам быть? Вы, конечно, знаете, что устное народное творчество передается из уст в уста, поэтому возможны варианты известных потешек. Вы даже читали четыре потешки про сороку. Но там каждый следующий автор вносил что-то свое, новое. А если вы уже именно этот вариант знаете, то можно ли говорить, что те дети, которые принесли эти потешки как свои, побыли авторами, что-нибудь сами сочинили?

Д. Нет, они только переписали то, что всем известно.

У. Да. Они никакой авторской работы не выполнили, ничего к народной потешке не добавили. Так что мы можем только сказать им спасибо за то, что они напомнили нам известные потешки. А от имени тех, кто это слышит впервые, мы можем сказать даже большое спасибо: они узнали новые для себя интересные произведения. А действительно ли это потешки?

Д.

Итог обсуждения. Первый текст - не потешка, а частушка, которая поется, а не рассказывается маленьким детям. Второй текст - потешка. Если дети не выявят в этой потешке связи слов с жестом, то учитель подсказывает, что в ней возможен игровой жест: ребенка сажают на колени и подбрасывают.

У. Заканчивая обсуждение первых двух текстов, хочу подчеркнуть, что вас все-таки просили поработать самостоятельно, попытаться что-то сочинить. И если вы этого не сделали, то давайте на будущее договоримся, что, принося в класс чужие произведения, вы будете указывать их настоящих авторов. Бывает, конечно, что сочинить свое трудно, но вы же еще не волшебники, вы только учитесь. Ничего страшного не случится, если получится не очень хорошо, но постараться, попробовать необходимо.
Примечание. Случаи плагиата возможны и в будущем. Мотивы таких поступков у маленьких детей самые разные. Важно, чтобы учитель старался в таких ситуациях не возбудить негодование класса и не обидеть ребенка, выдающего чужое произведение за свое собственное.
У. Теперь послушайте потешки Рафика (3), Иры (4) и Тани (5).
(3)

Наш Ванюша маленький,

А какой удаленький -

Встал на ножки и пошел,

И конфеточку нашел.
(4)

Маша наша маленька,

Машенька удаленька,

Топни, Маша, ноженькой,

Хлопни, Маша, ручкой.

Вот какая Маша,

Маша-неваляша!
(5)

Топни, Маша, ноженькой,

Пройди по дороженьке.

Потом кашку скушай,

Да сказку слушай.
У. Понравились вам эти потешки?

Д. Понравились. Но тут тоже есть строчки и слова, которые все знают из других потешек.

У. Некоторые строчки взяты из потешки про Катеньку. А остальное?

Д. Остальное они придумали сами.

У. Удачно они придумали? Посмотрите на схему и попробуйте с ее помощью оценить. Решена ли задача жанра? Есть ли картина жизни, связанная с жестами, действиями героев? Повторы слов? Есть ли слова-команды жестам и прочее?

Дети обосновывают свои оценки.



У. Значит, и Рафик, и Ира, и Таня вложили в то, что они сочинили, свой авторский труд, хотя и отталкивались от потешек, которые сочинил народ. Вот у них и получилось, как в настоящем народном творчестве. Мы ведь с вами - тоже народ. И можем войти в ту цепочку авторов, которые от поколения к поколению, «из уст в уста» передают произведения, естественно, что-то меняя.

Но каждое произведение когда-то возникает впервые, имеет первого автора, который, может быть, и не все удачно придумал, но зато был первым. Ему было труднее, чем всем тем, кто сочинял после: легче менять что-то в произведении, которое уже кто-то сочинил. А каково самому первому!

Теперь послушайте потешку Данилы и подумайте, использовал ли он на какие-то потешки, сочиненные до него, или всю ее целиком сочинил сам?
Маленький зайка Кто не спит,

Скачет по дорожке: Кто не ест,

Скок, скок, скок, скок, На того наскочу,

Скок, скок, скок, скок. Наскочу, наскочу.

Скок!
Д. Первая часть похожа на народную потешку «Маленькие ножки / бежали по дорожке: топ, топ…». Но здесь другой герой - зайка, и жест другой - зайка не топает, а скачет. А вторая половина похожа на потешку про козу, но коза говорит: «забодаю», а у Данилы заяц говорит: «наскочу».

У. Данила сделал еще один шаг к тому, чтобы стать первым автором: он не берет строчки из других потешек, как это сделали Ира, Рафик и Таня, а сочиняет свою. Но сочиняет не без влияния известных ему потешек. А вот потешка Мани.
- Козочка, козочка, где была?

- У бабушки, у бабушки.

- Козочка, козочка, с кем играла?

- С детками, с детками.

- Бабушка какая?

- Добренькая.

- Детки какие?

- Веселенькие.

Поиграли-поиграли,

По домам разошлись!


Д. Похожее что-то было в других потешках. И про бабушек было, и про деток было. Даже есть такой ход - разговор - в других потешках.

У. Маня использовала известные приемы, известных героев. Но в целом-то что-либо подобное мы встречали?

Д. Нет.

У. Маня - молодец. У нее получилась настоящая потешка. Когда вы работали над схемой жанра, разбирали разные потешки, то видели, что в них было много общего: и герои, и способы построения, и особые слова. В этом-то и состоит особенность народного творчества: оно основано на традиции - сохраняет общее, всем известное, это общее переходит из произведения в произведение. Вот теперь вы от каждой книжки ждете чего-нибудь новенького, а раньше, наоборот, ценили не только новое, но и старое, радовались, испытывали удовольствие от того, что узнавали давно знакомое. Кстати, вспомните, так все маленькие дети поступают: вечно просят взрослых перечитывать книжки, которые сами уже почти наизусть выучили. Детям тоже хочется еще и еще раз встретиться с любимой книгой, с ее героями. Вот и Маня, как настоящий народный автор, работает в традиции, сохраняет известное, но так использует традицию, что получается нечто новое. А что получилось у Наташи?
Котик-мурлышка, Ты мышонка поймай,

Пробежала мышка, Снова Машу укачай.

Разбудила Машу, Наступил вечерний час.

Девочку нашу. Маша спать будет у нас.


Дима. Эта потешка целиком Наташина, потому что она не берет строчек из других потешек.

Алеша. И у нее почти нет слов, которые во многих потешках встречаются.

Рафик. Картину она тоже пытается нарисовать свою, новую: котик должен поймать мышонка, который разбудил Машу.

Гриша. Я не понял, какой жест в этой потешке.

Оля. Поиграть - ловить мышонка.

Тата. Нет, убаюкать, укачать.

У. Спросим Наташу. Ты какой жест имела в виду?

Наташа. Не знаю, я не подумала.

У. Ну что ж, мы за тебя подумали. Теперь оцените потешку Максима.
Щегол, щеголенок, Он на почту пошел,

Острый носок, Шесть писем нашел:

Черный глазок, Пять отправил,

Синий хвосток. Одно оставил.

Зачем не отправлял?

Зачем оставлял?


Д. Это совсем новая потешка: новая картина жизни, герой совсем новый для потешки. И случай, которого в старину быть не могло: на почту пошел.

У. Видите, как в фольклоре автор может по-разному работать. Он может оттолкнуться от уже известной ему потешки и изменить в ней какую-то часть. Он может включить в свою потешку отдельные слова и выражения, уже ставшие привычными, традиционными. Он может из двух потешек сделать одну новую, изменив кое-что. А может взять только самые общие законы жанра, а все остальное сделать совсем по-своему.

Но когда мы имеем дело с авторской литературой, с творчеством конкретного известного нам поэта или писателя, тогда мы не имеем права брать за основу его произведение и что-то там менять. И это даже называется особенным словом - плагиат - и оценивается почти как воровство.

Есть среди ваших потешек и еще много интересных, очень забавных, но не всегда понятно, какие жесты имели в виду их авторы, и имели ли они в виду жесты вообще. Давайте попробуем выяснить это. Вот потешка Димы.
Шел козел на торжок.

Там купил он рожок.

Дунул в первый раз -

И услышал весь Кавказ.

Во второй -

Весь шар земной.


У. Какой жест или жесты имел в виду Дима?

Д. Дуть в трубочку.

У. А что имел в виду автор, какой жест?

Дима. Свистеть.

У. Понятно. А в потешке Дины какой жест?
- Киска, киска, - Ах, нигде я не была,

Где была? Разболелась голова!

Киска, киска, Мяу-мяу-тра-та-та,

Что пила? Дайте, дети, молока!


У. Дима нам объяснил, какой у него жест предполагается - дуть в дудочку. И нам стало понятно. Жест ведь в потешке не всегда называется словом, например, «вырывай», «пройди», «топни». Вот в потешке про сороку мы должны просто знать нужные жесты, а из текста их не вычитаешь. А какой жест имела в виду Дина?

Д. ...

У. Спросим автора.

Дина. Не знаю.

У. Ну что же, очень интересное произведение получилось, но раз оно не учит жесту, то это не потешка, а другой жанр. И такая возможность перехода в другой жанр у вас была. Ведь вы могли сочинить не только потешки, но и просто стихи для маленьких. Мне хочется, чтобы вы послушали стихи Алеши.
ДОЖДЬ В МОСКВЕ
Мне сегодня грустно. Вот я топнул в лужу,

Дождик без конца. Ноги промочил.

С неба так и льется. Мама рассердилась,

Лужи у крыльца. Просто нету сил.

Маму успокоил

Я с большим трудом.

Весело гуляли

С мамой мы потом.



Д. Алеша тоже использовал строки из чужого стихотворения: «Скучная картина! /Тучи без конца, / Дождик так и льется, / Лужи у крыльца». А вы сказали, что у авторов нельзя брать.

У. Действительно, Алеша использовал некоторые строчки из известного вам стихотворения Алексея Николаевича Плещеева. Но взял ли он это стихотворение, изменив там что-то, или он как-то иначе работал? Сравните.Вспомните начало этого стихотворения.
Скучная картина! Чахлая рябина

Тучи без конца, Мокнет под окном;

Дождик так и льется, Смотрит деревушка

Лужи у крыльца... Сереньким пятном.


Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла! [...]


Итак, какую картину рисует поэт, какое настроение выражает?

Д. Картину осени, его рассказчику-герою (осень к нам пришла) грустно: «скучная», «чахлая», «смотрит деревушка сереньким пятном». Не рад он, что осень пришла.

У. А какая картина у Алеши? Какое настроение передает нам, читателям, его рассказчик?

Д. У него РГ - мальчик, он рассказывает тоже об осени, но совсем другие приметы осени описывает. Говорит, как ногой в лужу топнул, как мама рассердилась. И кончает веселым настроением: «Весело гуляли с мамой мы потом».

У. Как видите, нельзя сказать, что Алеша сделал то, чего делать нельзя: брать чужой авторский текст и кое-что менять. У Алеши своя картина. Но вы правы, в первых строках есть перекличка с рассказчиком Плещеева. И вот такая перекличка - как бы разговор автора с другим автором - часто используется в литературе. Так бывает тогда, когда автор хочет, чтобы читатель обязательно узнал, чьи же чужие строки он использовал. Это вопрос сложный и интересный, и мы еще к нему вернемся. А пока послушайте стихи Оли (1) и Насти (2).
(1) (2)

Мы пошли на Птичий рынок, Бежал ежик, ежик-пыжик.

Не купили там мы рыбок, Нес иголки и фырчал.

Ни котенка, ни тигренка, Он фырчал о том, что восемь,

Ни лохматого щенка. Десять лет уже искал.

Не купили попугая, Он искал нору большую,

Не купили мы чижа. Чтобы можно было жить,

Я так больше не могу! Чтобы жить в ней можно было

Купи мне, мама, кенгуру! Жить и сказки говорить.

У. Вот какие вы все молодцы! Но, заканчивая обсуждение, хочу снова вернуться к одному важному моменту: к форме записи потешек. Коли уж потешка пишется стихами, то и записываться она должна так, чтобы выявить все стихотворные строки, четко отсечь конец строки. Этому надо учиться.

Вы уже один раз «поймали» ошибку автора в записи стихотворной формы считалки. Помните: «Желтая поляна. / Белые дома. / Серый зайчик / скачет у окна»? В ней автор неправильно записал две строки, нарушив тем самым закон стихотворного ритма - закон конца строки. И сегодня у нас с одним из авторов случилась такая же беда. Обидно, что неправильно записана интересная потешка. Вы ее уже прочитали – это потешка Димы. А теперь посмотрите, как он ее записал (открывает доску с записью потешки).


Шел козел на торжок.

Там купил он рожок.

Дунул в первый раз - и услышал весь

Кавказ. Во второй - весь шар земной.


Д. Да, действительно, он записал неверно две последние строки.

У. А как их надо записать?

Д. Дунул в первый раз / И услышал весь Кавказ. / Во второй / Весь шар земной.

У. А как доказать, что теперь верно? Как показать Диме, в чем его ошибка, и, главное, почему он ошибся?

Д. Надо выделить концы стихотворных строк.

И еще здесь есть концевые рифмы в словах «раз» = «Кавказ»; «второй» = «земной». Они тоже помогают найти конец строки.



У. Молодцы. Давайте поможем Диме: выделим концы строк и рифмы.

На доске получается следующая запись:


Шел козел на торжок

Там купил он рожок.

.Дунул в первый раз -

И услышал весь Кавказ.

Во второй -

Весь шар земной.



Ж Ó К

а

а

б



б

в

в



ЖÓ К

Р Á С

К Á С

Р Ó Й'

Н Ó Й'



У. Теперь, надеюсь, всем ясно, как правильно записывать стихи. И что помогает правильной записи стихов.
Примечание. С подобными ошибками в записи стихотворных строк придется столкнуться, видимо, еще не раз. Здесь мы попытались показать, как может проходить работа по их преодолению.

Урок 32. Запись текста как средство выразительности



ТЕКСТ К УРОКУ

А.Милн «Вини-Пух и все-все-все» в пересказе Б.Заходера. Отрывок («Вот однажды, гуляя по лесу, Пух вышел на полянку… всё из-за того, что я слишком люблю. Мёд! Мама!...»)




У. Когда читаем ваши сочинения, то часто приходится спрашивать у авторов: «А кто это говорит? Рассказчик или герой? А где кончаются слова этого героя и начинаются слова другого?» В последнее время мы говорим и о том, как записывать стихи, почему их надо записывать иначе, чем прозу.

Попробуйте сегодня встать на место читателя, который вынужден читать такой плохо записанный текст. Откройте Задание 7 в своих тетрадях. В тексте, который вы перед собой видите, все слова написаны правильно... но... чего-то там не хватает. Чего?


вот однажды гуляя по лесу пух вышел на полянку на полянке рос высокий-превысокий дуб а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал жжжжжжж винни-пух сел на траву под деревом обхватил голову лапами и стал думать сначала он подумал так это жжжжжж неспроста зря никто жужжать не станет само дерево жужжать не может значит тут кто-то жужжит а зачем жужжать если ты не пчела по-моему так потом он еще подумал-подумал и сказал про себя а зачем на свете пчелы для того чтобы делать мед по-моему так тут он поднялся и сказал а зачем на свете мед для того чтобы я его ел по-моему так а не иначе и с этими словами он полез на дерево он лез и лез и все лез и по дороге он пел про себя песенку которую сам тут же сочинил вот какую мишка очень любит мед почему кто поймет в самом деле почему мед так нравится ему вот он влез еще немножко повыше и еще немножко и еще совсем-совсем немножко повыше и тут ему пришла на ум другая песенка-пыхтелка если б мишки были пчелами то они бы нипочем никогда и не подумали так высоко строить дом и тогда конечно если бы пчелы – это были мишки нам бы мишкам было незачем лазить на такие вышки по правде говоря пух уже порядком устал поэтому пыхтелка получилась такая жалобная но ему осталось лезть уже совсем-совсем немножко вот стоит только влезть на эту веточку и тррах мама крикнул пух пролетев добрых три метра вниз и чуть не задев носом о толстую ветку эх и зачем я только пробормотал он пролетев еще метров пять да ведь я не хотел сделать ничего пло попытался он объяснить стукнувшись о следующую ветку и перевернувшись вверх тормашками а все из-за того признался он наконец когда перекувырнулся еще три раза пожелал всего хорошего самым нижним веткам и плавно приземлился в колючий-преколючий терновый куст все из-за того что я слишком люблю мед мама

Д. Нет запятых, точек, нет заглавных букв.

У. Этот текст написал человек, который не знает никаких знаков: ни заглавных букв, ни точек, ни запятых. И много еще чего не знает. Но, несмотря на это, вы, наверное, уже поняли, что это за текст?

Д. Да, это про Винни-Пуха.

У. Верно, это отрывок из повести «Винни-Пух и Все-Все-Все» английского писателя Алана Милна в пересказе Бориса Заходера. Узнать-то вы узнали, но попробуйте-ка его все-таки прочитать.

Учитель предлагает не очень хорошо читающим детям прочитать этот текст. По ходу чтения выясняется, что читать трудно. Особенно трудно читать диалог, песенки Винни-Пуха. В процессе чтения необходимо фиксировать причины неудовлетворительности прочтения.



У. Ну и как, удобно читать такой текст?

Д. Нет, конечно.

У. И так же трудно было первым читателям после изобретения азбуки. Ведь люди, когда придумали буквы, сначала записывали текст даже еще сложнее, чем тут. Они на слова его не делили, все буквы шли сплошной «стеной» (желательно показать древний манускрипт такого типа). Потом люди поняли, что это трудно, и стали делить текст на отдельные слова. Но оказалось, что и этого мало, все равно было трудно читать. И тогда придумали другие знаки, которые помогают читателю, и о которых должен помнить пишущий, если он хочет быть понятым.

А теперь прочтите тот же текст, но со всеми нужными знаками препинания.



«Вини-Пух и Все-Все-Все». Глава первая, в которой мы знакомимся с Вини-Пухом и несколькими пчелами» (отрывок). Пересказ Б.Заходера.

Вот однажды, гуляя по лесу, Пух вышел на полянку. На полянке рос высокий-превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: жжжжжжж!

Винни-Пух сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать. Сначала он подумал так: "Это – жжжжжж – неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем жужжать, если ты – не пчела? По-моему, так!"

Потом он еще подумал-подумал и сказал про себя:

"А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед! По-моему, так!"

Тут он поднялся и сказал:

- А зачем на свете мед? Для того, чтобы я его ел! По-моему, так, а не иначе!

И с этими словами он полез на дерево.

Он лез, и лез, и все лез, и по дороге он пел про себя песенку, которую сам тут же сочинил. Вот какую:
Мишка очень любит мед!

Почему? Кто поймет?

В самом деле, почему

Мед так нравится ему?


Вот он влез еще немножко повыше… и еще немножко… и еще совсем-совсем немножко повыше… И тут ему пришла на ум другая песенка-пыхтелка:
Если бы мишки были пчелами,

То они бы нипочем

Никогда и не подумали

Так высоко строить дом;

И тогда (конечно, если бы

Пчелы – это были мишки!)

Нам бы, мишкам, было незачем

Лазить на такие вышки!


По правде говоря, Пух уже порядком устал, поэтому Пыхтелка получилась такая жалобная. Но ему осталось лезть уже совсем-совсем немножко. Вот стоит только влезть на эту веточку – и…

Т Р Р А Х!

- Мама! – крикнул Пух, пролетев добрых три метра вниз и чуть не задев носом о толстую ветку.

- Эх, и зачем я только… – пробормотал он, пролетев еще метров пять.

- Да ведь я не хотел сделать ничего пло… –попытался он объяснить, стукнувшись о следующую ветку и перевернувшись вверх тормашками.

- А все из-за того, - признался он, наконец, когда перекувырнулся еще три раза, пожелал всего хорошего самым нижним веткам и плавно приземлился в колючий-преколючий терновый куст, - все из-за того, что я слишком люблю мед! Мама!..


У. Давайте сравним оба текста. Какие же знаки, какие способы записи помогают читателю понять, почувствовать выразительность картины жизни?

Что первое бросается в глаза, даже если не читать еще текст?

Какое самое резкое отличие, даже если текст находится далеко и не видны буквы?

Д. Песенки напечатаны в столбик.

У. Значит, первое различие - стихи и прозу печатают по-разному. Почему?

Д. Так легче читать: сразу видно, что стихи. Видно, где концы стихотворных строк.

У. Такой способ записи стихотворных строк помогает читателю сначала настроиться, а потом «удержать» стихотворный ритм. Ведь вы уже знаете, что в конце стихотворных строк надо делать маленькую паузу.

А что в прозе видно издали? Как начинаются все прозаические строки: от края листа одинаково или нет?



Д. Нет, некоторые строки чуть отходят от края. Так начинаются абзацы.

У. Таким способом автор отмечает «абзац». Абзац - начало текста с новой строки и чуть-чуть отступив от края. Зачем автору абзацы?

Д. Чтобы выделить кусочки, где одна общая мысль. А там, где начинается другая, - новый абзац.

У. В этом тексте одно слово можно прочитать издали. Какое и почему?

Д. Слово «ТРРАХ!» Оно напечатано большими буквами.

У. А зачем автор это слово написал все большими буквами?

Д. Он, наверно, хотел выделить это слово.

У. Это еще один «секрет». Когда автору нужно, чтобы читатель обратил внимание на какое-то слово, он может его как-то выделить: либо написать большими буквами, либо, как у вас в учебниках бывает, подчеркнуть толстой линией или напечатать другим шрифтом. Вам ясно, почему именно это слово выделяет Милн?

Д. Потому что веточка обломилась, и мишка полетел.

У. Вместо того чтобы написать словами «и веточка обломилась с треском», он ставит очень важный знак после «и» - знак «многоточие». Этот знак помогает домыслить, довообразить то, чего автор не выразил словами. Более того, чтобы еще сильнее подчеркнуть, что ветка сломалась с громким треском, и, следовательно, мишка полетел вниз, он слово «трах» ставит на новой строке, пишет его большими буквами и даже удваивает в нем букву «р», чтобы мы услышали этот треск и грохот.

Ну, а теперь посмотрим на текст повнимательнее. Какие знаки появились в первом абзаце?



Д. Точка, запятые, двоеточие, восклицательный знак.

У. Зачем? Есть у них какая-то выразительная роль?

Д. Да, ясно, где паузы делать. А где голос повысить, там восклицательный знак.

У. Просмотрите второй абзац. Что особенно трудно в этом абзаце понять, если в нем нет никаких знаков препинания?

Д. Трудно было отличить, где слова рассказчика, а где Винни-Пуха.

У. Когда говорит или думает сам герой, тогда автор использует так называемую «прямую речь». И здесь у нас прямая речь Винни-Пуха, его собственные мысли. И чтобы не спутать речь Винни-Пуха и речь рассказчика, существуют специальные знаки. Какие?

Д. После слов рассказчика, перед речью Винни-Пуха стоит двоеточие, потом кавычки. А слова Винни-Пуха начинаются с большой буквы. А когда слова Винни-Пуха кончились, опять кавычки.

У. Да. Кавычками «открывается» прямая речь и «закрывается». Кавычки отмечают границы прямой речи, речи героя. И представьте, как трудно читать ваши сочинения без этих знаков, как трудно понять, где речь героя, а где речь рассказчика без этих знаков.

Но бывает и другой способ выделять прямую речь героя. Другими знаками. В этом тексте это есть?



Д. Да. Когда слова Винни-Пуха идут с красной строки, а перед ними стоит палочка-тире.

У. Этот способ записи очень удобен, когда идет диалог героев. Тогда удобнее использовать не кавычки, а вот так писать: каждый раз, когда начинается речь одного героя, начинать ее с красной строки знаком «тире». А когда начнет говорить другой герой, опять выделить его слова тем, что начать записывать их с красной строки, а перед словами поставить знак «тире».

А нет ли тут еще какой-нибудь хитрости? Почему в одних случаях речь героя выделена с помощью кавычек, а в других - с помощью красной строки и тире?



Д. В тех случаях, когда Винни-Пух думает «про себя», прямая речь передается с помощью кавычек. А когда он говорит вслух - тогда используется другой способ.

У. Молодцы, догадались.

Далее урок протекает в намеченном русле. В заключение учитель выражает надежду, что теперь дети в своих сочинениях будут более внимательны к знакам, которые изобрело человечество для облегчения понимания и для того, чтобы придать тексту бóльшую выразительность. Выражает надежду на то, что его ученики-авторы будут использовать эти изобретения человечества, будут жалеть и любить своих читателей.


Задание на дом. Прочитать рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово».

Урок 33. Л. Пантелеев «Честное слово»

Акцентное вычитывание эпического произведения


ТЕКСТ К УРОКУ

Л.Пантелеев «Честное слово»






Фронтальная проверка домашнего чтения.

1. Кто автор рассказа? (Л.Пантелеев).

2. Почему рассказ называется "Честное слово"?

3. Кто там рассказчик? (РГ – "мне". "я").

4. Какие черты характера мальчика вам нравятся?

5. Что такое "настоящий человек" с вашей точки зрения?


У. Сегодня мы будем работать с текстом рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово». В прошлом году вы уже знакомились с этим рассказом. Кто помнит, о чем вы тогда беседовали?

Д. О мальчике. Он честный, храбрый. Он вырастет настоящим человеком. Он умеет держать слово. Умеет перебороть, победить свой страх.

У. Правильно, вы тогда говорили о поступках и характере главного героя. О том, что маленький мальчик, который боится темноты и плачет, может показаться с первого взгляда трусом, а на самом деле он - смелый и честный человек, умеющий держать слово. Надежный человек, которому можно любое дело доверить.

Но в рассказе, кроме мальчика, есть и другие герои, о которых вы в прошлый раз почти не говорили. И даже, наверное, большого внимания не обратили на них, потому что при первом прочтении трудно все охватить, все понять. Поэтому настоящие читатели, особенно если им произведение нравится, любят возвращаться к нему вновь и вновь. Любят в известном тексте открывать для себя что-то новое.

Сегодня мы сделаем еще один шаг к настоящему чтению, попробуем, перечитывая рассказ, внимательно отнестись к другим героям рассказа.

У. Какой здесь рассказчик?

Д. Рассказчик-герой – он рассказывает про себя, как летом зашел в садик, зачитался, а потом пошел к выходу.

У. Он «боялся, что сад закроется», но, услышав, «что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет», «свернул на боковую дорожку» и нашел мальчика. Как это характеризует РГ?

Д. Он добрый. Отзывчивый. Хотя и торопился, но не мог пройти мимо плачущего ребенка.

У. И сначала рассказчик хотел поступить так, как поступил бы на его месте другой добрый взрослый человек. Он хотел попробовать увести ребенка: «давай пошли», «и я хотел взять мальчика за руку». Но мальчик «поспешно отдернул руку» и отказался идти. Почему?

Д. Он сказал, что он – часовой, что «мы играем», А вот с кем – он не знает.

У. И как на это отреагировал взрослый?

Д. Он «подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке».

У. Но вот мальчик сказал, что он не может уйти, потому что дал большим ребятам честное слово. Рассказчик на это отвечает: «Ну и что?» И даже улыбается. Почему?

Д. Взрослый не может себе представить, что можно так серьезно относиться к игре. Поэтому и улыбается.

У. И когда мальчик еще раз пытается объяснить взрослому, что стоит потому, что «честное слово сказал», рассказчик сначала «хотел засмеяться, но потом спохватился». Почему?

Д. Он понял, «что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни. А игра это или не игра – все равно».

У. «Честное слово» - это слово особое, недаром и рассказ так называется. "Честное слово" - это надежное слово, которому можно доверять. И дать такое слово может только честный человек, в котором, как сказано в словаре Владимира Ивановича Даля, есть «честь, достоинство, благородство, доблесть и правда». А само слово «честь» В.И.Даль объясняет так: «...внутреннее достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

И все это понял взрослый про мальчика. Поэтому и решил ему помочь. Как?



Д. Он решил найти военного, потому что только военный мог освободить мальчика от честного слова.

У. И рассказчик нашел военного. Как тот отреагировал на просьбу рассказчика?

Д. Сначала он ничего не понял и очень рассердился, так как его трамвай ушел. А когда понял, в чем дело, то сказал не раздумывая: «Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?»

У. Оба взрослых сумели понять мальчика. Всякий ли взрослый может понять ребенка? Или только тот, кто сумеет встать на место ребенка, посмотреть на эту ситуацию его глазами, с его точки зрения?

Д. Тот, кто может посмотреть на мир глазами мальчика.

У. Да. Далеко не каждый взрослый умеет понять душу ребенка.

Выводы. Сегодня вы обратились к этому рассказу во второй раз и открыли для себя новых героев: героя-рассказчика и военного. Оба они взрослые люди, но такие, которые сумели понять ребенка и включиться в игру. Они поняли, что для мальчика «честное слово» - это святое.

Поэтому-то в конце рассказчик подумал, что из мальчика вырастет настоящий человек. И дальше: «...и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком. И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку».

Теперь вам должно быть ясно, какого человека наш РГ считает «настоящим» - человека благородной души и чистой совести, того, кто держит слово и обладает чувством чести.

. Ясно теперь и каким человеком является сам рассказчик. Он добрый, отзывчивый, ценит людей, у которых есть чувство чести. Ведь сначала он просто жалел мальчика, как ребенка, а потом отнесся к нему уважительно, этот малыш для него «маленький человек». И теперь понятно, почему в первых же строках рассказа, описывая и коротенькие штанишки на лямочках, и веснушки, рассказчик называет его не «малыш», а «маленький человек». Понятно, почему он пошел искать военного, который бы снял часового с поста, т.е. как бы включился в игру, внутри которой и было дано «честное слово».

Можно было бы поговорить и о мальчиках, которые «забыли» своего часового. Представьте себе, как же был рад, наверное, «маленький человек», когда большие мальчики приняли его в свою игру, доверие ему оказали. Он всеми силами старался оправдать это доверие, держал свое честное слово... А большие мальчики? Какими людьми выглядят они?

В заключение можно провести беседу-размышление о том, кого и почему сами дети считают настоящим человеком.




Урок 34-35. «Разговор кастрюль»
Урок 34.

Коллективная творческая работа
У. (показывает две кастрюли. Одна - большая, старая, что называется, «видавшая виды». Другая - небольшая, украшенная, новая). Догадываетесь, что вы сейчас будете делать?

Д. Сочинять разговор кастрюль.

У. Как вы догадались?

Д. Вы нам показали кастрюли, а в прошлом году мы сочиняли «разговор кочанов капусты».

У. Надеюсь, вы помните, какие интересные сочинения вы написали после такой работы. Итак, сегодня вам предстоит поговорить об этих кастрюлях, но поговорить так, чтобы вы после этого разговора смогли дома сами написать сочинение на тему «Разговор кастрюль». Как же вам подготовиться к такому сочинению?

Д. ...

Учитель и дети, вспоминая прошлогоднюю работу с кочанами капусты, действуют по следующему плану:

1. Внимательно рассматривают обе кастрюли и выявляют их внешние признаки (сходные и отличающие их друг от друга).

2. Рассматривают каждую кастрюлю отдельно и выявляют связь между внешними признаками и чертами характера - очерчивают возможные характеры предметов именно с такими внешними признаками. (Желательно, чтобы через один и тот же признак дети «высветили» не менее двух различных черт характера, то есть чтобы они поняли, что возможны варианты характеров, но обязательно оправданные внешними признаками.)

3. Выбирают возможную «основу» сочинения: различия в характерах, разные отношения между героями и т. д. Допустимо одно сказочное условие: что могли бы сказать кастрюли, если бы умели думать и чувствовать.

Примечание. Подробнее о том, как проводить подобную работу, см. предыдущее методическое пособие, урок «Разговор кочанов капуты».
Задание на дом. Написать сочинение «Разговор кастрюль».
Урок 35

Обсуждение сочинений
У. Сегодня мы обсудим сочинения, которые вы написали после того, как все вместе рассматривали две кастрюли и пытались представить, какие у них могли быть судьбы, характеры, о чем и как они могли разговаривать. Все вы были авторами. Какая задача стояла перед вами?

Д. Надо было по внешнему виду представить жизнь и характер этих кастрюль. Написать их разговор.

У. И главное, чтобы это были именно наши кастрюли, чтобы мы могли их узнать. Разберемся, что же получилось. Кем вы будете?

Д. Критиками.

У. И критикам будет трудно. Хороших сочинений очень много, смотрите (показывает журнал), сколько ваших работ вошло в журнал, хотя задание было не из легких. Но и вы стали писать лучше, поэтому и сочинения мы в журнал отбираются более строго. А некоторые хорошие сочинения еще требуют доработки.

Послушайте два сочинения. Сравните их, скажите, какое из них вам больше нравится, и попробуйте обосновать свое мнение.


(1) Встретились две кастрюли. Одна маленькая, но чистая. А вторая - большая, но грязная. Маленькая кастрюля говорит:

- Я маленькая и чистая, а ты - грязная.

- Ну и что, - говорит большая кастрюля, - зато мною часто пользовались, разные супы варили во мне. Подо мною часто зажигали газ.

- А я никогда не стану такой грязной, - говорит маленькая кастрюля.

- Посмотрим, - сказала большая, и они разошлись.
(2) На полке стояли две кастрюли. Одна - старая, кое-где побитая и поцарапанная, а другая - новенькая, недавно купленная в магазине. Она-то и была разговорчивее всех.

- Вот я какая красивая, - говорила она, показывая на свои бока. - Какие у меня ручки, какая я блестящая, а какой у меня цветочек на боку. Прямо хоть на выставку.

И так она всем надоела своими разговорами, что старая кастрюля не выдержала и говорит:

- А ты кашу варить умеешь?

- Нет, - отвечает новенькая.

- А картошку?

- Нет.

- Ну, а суп из рыбы - уху?



- Тоже нет.

- Ну тогда тебя не на выставку, а на свалку отправить надо.

Приумолкла новенькая и тихонько спрашивает другую соседку:

- А кто это такая некрасивая и старая кастрюлька?

- А это, - отвечает ей соседка, - наша самая любимая и самая уважаемая кастрюля. Ее хозяева всегда первую берут. Чего она только не видела и где только не побывала. Она варила и в лесу на снегу, и в пустыне, и на море. А что главное - такую еду, что нам здесь и не снилось. Как-нибудь она нам расскажет.

Притихла новенькая кастрюлька. Ей стало стыдно, что она так хвасталась, и решила научиться так же хорошо варить.


У. Какое же сочинение вам понравилось больше и почему?

Д. ...

У. А кто из авторов решил наши задачи: изобразил наши кастрюли и выразил их характеры?
Примечание. Здесь, как и в других подобных случаях, дается лишь «канва» содержания разговора. Но это должен быть именно разговор, диалог, в котором дети, отвечая на вопросы учителя, сами оценивают, «вычитывают» текст и делают выводы. Учитель может делать часть работы сам только тогда, когда дети не справляются с трудным вопросом.
Итог обсуждения. В сочинении 1 внешних признаков только два – «маленькая, но чистая», «большая, но грязная». Этих признаков явно недостаточно, чтобы наши кастрюли были узнаваемы. Намечены характеры - обе кастрюли любят похвастаться. Маленькая: «Я маленькая и чистая, а ты – грязная», «А я никогда не стану такой грязной». Большая: «Ну и что, зато мною часто пользовались, разные супы варили во мне. Подо мною часто зажигали газ». Из слов рассказчика его отношение определить трудно: «маленькая кастрюля говорит», «говорит большая кастрюля», «говорит маленькая кастрюля», «сказала большая, и они разошлись». Совсем нет слов-оценок. А как кастрюли могли «разойтись»? У них же ног нет! Помните, мы только одно «сказочное» условие допустили: что бы могла сказать кастрюля, если бы умела думать и чувствовать, как человек. А все остальное она должна делать как настоящая кастрюля. Так что ходить она не может. А вот увидеть мир «глазами» кастрюли автору удалось. По словам большой видно, что она ценит «кастрюльи» доблести: «зато мною часто пользовались, разные супы варились во мне».

В сочинении 2 внешних признаков вполне достаточно, чтобы узнать именно наши кастрюли, особенно маленькую: «новенькая, недавно купленная в магазине», «какая я блестящая, какой у меня цветок на боку». О второй говорится меньше, чем о первой, но больше, чем в предыдущем сочинении: «старая, кое-где побитая».

Ярко выражены характеры. Маленькая кастрюля: «Вот я какая красивая, какие у меня ручки, какая я блестящая, а какой у меня цветочек на боку. Прямо хоть на выставку». И характер дан в развитии: поняв, что еще ничего не умеет делать, кастрюля «приумолкла», «притихла», «ей стало стыдно, что она так хвасталась, и решила научиться так же хорошо варить». Намечен и характер старой кастрюли: «И так она всем надоела своими разговорами, что старая кастрюля не выдержала и говорит». И спрашивает она новенькую не про внешний вид, а про работу. По словам старой кастрюли видно, что она в других ценит умение что-то делать. И осуждает за неумение новенькую: «Ну тогда тебя не на выставку, а на свалку отправить надо». Интересно, что в этом сочинении появляется и третий герой - еще одна кастрюля. Она-то и дает старой кастрюле характеристику: «Она варила и в лесу на снегу, и в пустыне, и на море. А что главное - такую еду, что нам здесь и не снилось».

Выражена и позиция РП. Он начинает описание с «внешности», подчеркивает, что действительно одна "старая, кое-где побитая и поцарапанная", а другая – «новенькая, недавно купленная в магазине». Но тут же показывает, что дело не во внешности. Симпатии РП явно на стороне большой кастрюли. Новенькую кастрюлю он осуждает за разговорчивость: «Она-то и была разговорчивее всех» («то» и «всех» выражают недовольство рассказчика), «И так она всем надоела своими разговорами» (слова «И так» подчеркивают недовольство не только всех, но и РП, это же его речь). И затем РП говорит «приумолкла», «притихла». Ему нравится, что она «решила научиться так же хорошо варить».

Если сравнить сочинения, то все будет говорить в пользу второго: и «внешность» кастрюль передана богаче, и характеры ярче, и отношение РП. Хочется еще обратить внимание на язык сочинений. В первом явно не хватает разнообразия, выразительности, как в речи героев, так и в речи РП (например, «говорит», «говорит», «говорит» в первом сочинении, а во втором - и «приумолкла», и «тихо спрашивает», и «притихла» - вот какая яркая речь Р). Да и речь кастрюли выразительно передает ее характер, например: «Вот я какая красивая, какие у меня ручки, какая я блестящая, а какой у меня цветочек на боку. Прямо хоть на выставку».

У. Послушайте сочинение Рафика. Решил ли он наши задачи? Все ли ему удалось? (При чтении акцентирует слово «очень».)
В кухне на полке стояли две кастрюли - большая и маленькая. Большая кастрюля была очень старая. Она очень сильно закоптилась. Маленькую кастрюлю недавно купили, и поэтому она была очень чистой. Старая кастрюля была очень умной, она много повидала на своем веку. Маленькая кастрюля была очень глупой. Хозяева очень любили старую кастрюлю, потому что она была очень удобной и в ней получалась очень вкусная каша. Но когда они купили новую алюминиевую маленькую кастрюльку, про старую, большую и удобную кастрюлю они совсем забыли. Старая кастрюля была очень обижена, когда ее поставили в чулан, но она решила спокойно дожить свой век.

Новая кастрюля очень гордилась собой: ведь она так блестела на солнце! Однажды она подумала, что она такая красивая, а должна коптиться, в ней должны варить каши. Она ведь может потерять свой блеск! И кастрюля решила убежать. Она покатилась по кухне в коридор, потом на лестницу и выкатилась во двор. Вдруг она увидела, что к ней приближается мальчишка. Он схватил ее и кинул на крышу старого чулана. И кастрюля, грязная, побитая, осталась там лежать.



А хозяйка, увидев, что новая кастрюля исчезла, пошла в чулан, взяла старую кастрюлю, почистила, помыла ее и сварила в ней на обед очень вкусную кашу.
Д. Автор решил наши задачи: можно узнать большую и маленькую кастрюли, видны их характеры, их настроения.

У. А отношение РП понятно?

Д. Да, ему нравится старая кастрюля, она - труженица, он осуждает маленькую хвастунишку.

У. И строит рассказ так, что хвастунья наказана, стала «грязная, побитая», а старую кастрюлю вернули и сварили в ней вкусную кашу. И еще важно, что автор сумел показать, как могла «убежать» кастрюля - она «покатилась». Много удач у автора. А что у него не получилось? Вы заметили это?

Д. Там все время повторяется слово «очень». (Если дети не ответят, надо еще раз перечитать отдельные предложения со словом «очень».)

У. Мы уже говорили о повторах в тексте и выяснили, что закономерный повтор слов может придавать тексту особый «ритм слов», красоту, выразительность. А может, наоборот, мешать, портить текст. Повтор слова «очень» в сочинении Рафика мешает или помогает?

Д. Мешает.

У. Действительно, этот повтор какой-то назойливый и портит хороший текст. Давайте поможем автору. Каким словом можно было бы заменить слово «очень» в разных случаях? В первом предложении – «большая кастрюля была очень старая» - можно его оставить, а вот дальше надо бы заменить: «Она очень сильно закоптилась». Можно, правда, и просто убрать это слово: «Она сильно закоптилась». Ну, а если все-таки автор хочет подчеркнуть, что не просто «сильно», а «очень сильно», тогда как помочь ему выразить это?

Дима. Можно повторить слово «сильно» два раза – «сильно-сильно»?

Саша. Она так закоптилась, что аж почернела вся...

У. Спасибо за помощь. Теперь возьмем другое предложение: «Она была очень чистой». Как изменить?

Д. (наперебой). Чистой-пречистой. Чистой-чистой. Чистенькой.

У. Предложение: «Старая кастрюля была очень умной». Как здесь быть?

Д. (друг за другом). Самая умная. Мудрая. Умнее других кастрюль.

У А подходит ли к сочинению Рафика название «Разговор кастрюль»?

Д. Нет, в этом сочинении кастрюли вообще не говорят.

У. Значит, нужно что-то сделать. Что же?

Д. (наперебой). Сменить название. Сочинить разговор героев.

У. Надеюсь, Рафик будет доволен нашей помощью. И если ты, Рафик, хочешь, чтобы твоя работа была в журнале, то поработай над ней еще, поищи новые слова. Ведь твое сочинение нам понравилось и жаль, что оно пока не попало в журнал.
Примечание. Подобная стилистическая работа над текстом - один из примеров того, как задачи по развитию речи решаются внутри эстетических задач, как они приобретают личностный смысл для ребенка. Хотя, разумеется, все уроки по творчеству и чтению «работают» на развитие речи.
У. А теперь послушайте некоторые сочинения, вошедшие в журнал. Какие из них вам больше понравятся и почему?
Сочинение Наташи

Меня зовут Большая Кастрюля. Я живу на полке. Хозяйка у меня плохая: она меня никогда не моет и обращается со мной плохо.

Однажды она поставила во мне греть манную кашу, а сама ушла в магазин и забыла про меня. В магазине хозяйка купила новую Маленькую Кастрюльку. Новая кастрюля была чистая и красивая. Мне она очень понравилась. Я поздоровалась с ней. Она ответила:

- Привет!

Я ей сказала:

- Какая ты красивая! Жаль, что наша хозяйка - грязнуля, видишь, какая я немытая! Скоро и ты такой станешь!

Новая кастрюля ответила:

- В таком случае я от нее уйду. Давай убежим вместе?

- Но ведь я же стою на плите!

Весь наш разговор услышала хозяйка. Она вошла в кухню и увидела, что я подгорела. Хозяйка выключила огонь, взяла меня в руки и сказала:

- Бедная ты, чумазая кастрюля! Жалко мне тебя. Сейчас я тебя вымою, и ты станешь, как новая, как эта Маленькая Кастрюлька.

С тех пор на полке живут две кастрюли - и обе чистые.


Сочинение Дины

Я кастрюля Столетка. Меня так назвали потому, что я очень старая. Хозяйка меня моет и чистит, а я от старости внизу все равно потемнела. Крышка у меня тоже кривая - ведь меня так часто роняли: я падала и старела.

Однажды я стояла на плите, во мне варился борщ. Вдруг я увидела на полке маленькую, новенькую, красивую кастрюльку. Она была чистенькая, крышечка красненькая, вся блестела. Я посмотрела на себя и чуть не заплакала, а в это время хозяйка еще уронила в меня ложку. Маленькая кастрюлька засмеялась, а потом сказала:

- Ой, как есть хочется.

И тут я предложила хорошенькой кастрюльке свой борщ.

Она с удовольствием поела мой борщ ложкой, которую уронила хозяйка.

- Спасибо, - сказала она. - Я еще ничего не умею варить. Давай с тобой дружить.

Я, конечно, согласилась.

Теперь у меня есть веселый друг, я его научу варить все, что умею сама.
Сочинение Маши

На плите стояли две кастрюли.

Одна была большая, старая, закопченная кастрюля. Другая - маленькая, совсем новая, с красивой розовой крышечкой. Когда хозяйка поставила на плиту новую, маленькую кастрюльку и ушла, старая кастрюля стала пыхтеть:

- Ох, кто это еще к нам пожаловал?

- Это я, маленькая кастрюлька, - сказала кастрюлька и приподняла свою розовую крышечку. Из нее очень ароматно пахло клубничным компотом.

Старая кастрюля смотрела на гостью и думала: "Когда-то и я была такой же блестящей и красивой, как эта новая кастрюлька. Она, наверное, вообразила себе, что теперь самая главная в доме и что должны готовить только в ней. Но ведь в ней нельзя приготовить первое. А наш хозяин так любит щи и уху..."

А маленькая кастрюля глядела на свою старую соседку и тоже думала: "Наверное, эта кастрюля прожила долгую жизнь и знает все блюда, какие есть на свете".

И она с восхищением сказала:

- Ах! Как вкусно пахнет... Вы, наверное, варите чудесную уху.

Старая кастрюля улыбнулась маленькой кастрюле и сказала:

- Давай вместе помогать хозяйке.
Сочинение Алеши

Однажды в мастерскую, где ремонтируют посуду, девочка принесла кастрюльку, а археолог принес старую походную кастрюлю. Их поставили на одну полку.

Вечером, когда все разошлись, кастрюли и другие вещи начали знакомиться. И вот какой разговор произошел между походной Кастрюлей и Кастрюленком.

Первой заговорила Кастрюля:

- Ты как сюда попал?

- Мне ручку оторвали, - ответил Кастрюленок.

- А-а-а, понятно, дело житейское, - протянула Кастрюля. - Вот и я в поход ходила - вон как обгорела. А ты куда ходишь: в школу или детсад?

- Я уже в школу хожу, в кастрюлью.

- И нравится тебе там?

- Конечно, у нас там очень хорошие уроки: варения, подогревания и кипения.

- Да, я это тоже любила в молодости. А что это ты такой поцарапанный и ручка сломана?

- А, это на переменке мне ручку сломали, и поцарапался, когда пробовал камешки варить.

- Видно, шустрый ты. Я раньше тоже такой была. Я уж старая, да не очень. Слышала я однажды про такую кастрюлю, которая еще в Древнем Риме варила пищу римским солдатам, а потом ее археологи в раскопе нашли. Чего только не наслушаешься, когда они у костра за ужином собираются...

Кастрюленок слушал, как завороженный.

А наутро пришел мастер и починил Кастрюлю и Кастрюленка.

Вот такая вышла история.


Сочинение Павлика

- Здравствуй, Кастрюленок! Если ты хочешь, я расскажу тебе о своей жизни. Вот что со мной приключилось.

Ты видишь, как я потерта и грязна. Меня купили очень давно. Я переходила из рук в руки и побывала у трех хозяев. У первого хозяина я не знала, что такое копоть и что такое грязь. Я жила на чисто убранной полке и не знала горя. Иногда в меня заливали воду, клали картофель и ставили на маленький ласкающий огонек. Мне было очень приятно. Иногда, когда во мне варил суп мужчина, я узнавала, что такое грязь и копоть. Но потом меня кому-то передали. И жизнь моя стала чуть-чуть похуже.

У третьей хозяйки жизнь моя намного ухудшилась. Но об этом потом. У второй хозяйки меня плохо мыли. Я вся закоптилась. Со мной небрежно обращались, не ставили на полку, а бросали у мойки. Так я, немного побитая, в копоти, перешла в руки к третьей хозяйке.

Как я тебе уже говорила, тут со мной обращались совсем плохо. Во мне уже совсем перестали варить супы, а мыли грязную посуду. Так что, кастрюленок, я уже навидалась на своем веку!

А теперь расскажи про свою жизнь.

- Меня купили совсем недавно в большом магазине. Со мной обращаются очень ласково и хорошо. Меня не ставят на огонь, со мной только играют. Моя хозяйка - очень хорошая девочка. Она никогда меня не бросает, всегда моет и убирает.
Задание на дом. Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина "Пороша".
Урок 36. С. Есенин «Пороша»


следующая страница >>



Я бы не поверил, что Гитлер умер, даже если бы услышал это от него самого. Хьяльмар Шахт
ещё >>