Урок №17. Темы сочинений по творчеству М. Горького Герои и проблематика ранней романтической прозы М. А. Горького - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» 1 24.46kb.
Горький м. Своеобразие романтических рассказов м горького 1 64.15kb.
Пьеса Горького 1 228.76kb.
Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. 1 321.01kb.
А. М. Горького Отдел научно-исследовательской и методической работы... 13 2493.91kb.
Справка об истории Литературно-мемориального музея А. М. Горького 1 28.54kb.
Конкурсе сочинений 1 «Государственность России: события, люди, символы» 1 67.74kb.
Рассказ м горького «макар чудра» 1 56.72kb.
Проблематика пьесы Горького На дне 3 586.75kb.
Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. 3 766.78kb.
А. М. Горького приглашает 13 ноября в 13. 00 1 17.88kb.
Сценарий кинозрительская конференция «И вечен шолоховский свет» 1 59.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок №17. Темы сочинений по творчеству М. Горького Герои и проблематика ранней романтической - страница №1/1

Приложения по литературе

11 класс


Приложение 1. Контрольно- измерительные материалы
Урок №17. Темы сочинений по творчеству М.Горького

  1. Герои и проблематика ранней романтической прозы М.А. Горького

  2. А. М. Горький: Правда - Бог свободного человека

  3. Безумство храбрых — вот мудрость жизни! (по ранним рассказам М. Горького)

  4. Человек в ранних рассказах А.М. Горького

  5. Что может человек (По ранним рассказам М. Горького)

  6. Что я принимаю и с чем я спорю в произведениях М.Горького.

II. Тест по творчеству М.Горького

1.Роматнизм предполагает утверждение исключительной личности. Какое произведение А.М.Горького не соответствует этому положению?

А) «Старуха Изергиль»

Б) «Челкаш»

В) «Макар Чудра»

Г) «На дне»

2.Что составляет своеобразие драмы как рода литературы (найдите лишнее):

а) предназначена для постановки на сцене

б) пространство, время и количество действующих лиц ограничено

в) активная динамика сюжета, авторская позиция выражена прямо

Г) основная нагрузка ложится на конфликт

3.Что является главным предметом изображения в пьесе М.Горького «На дне»:

а) социальные противоречия действительности

б) пути решения социальных противоречий

в) проблемы обитателей ночлежки

г) сознание и психология обитателей «дна» во всей их противоречивости.

4. «Маленькая драма» в пьесе «На дне» становится большой трагедией. В чем ее суть?

А) В том, что ночлежники оказались на «дне» жизни

Б) в трагическом финале

В) в развенчании мифа о возможности социального равенства.

Г) в отсутствии жизненных перспектив для обитателей ночлежки

5.Кому автор бросает своим произведением главное обвинение?

А) страннику Луке

Б) обитателям ночлежки

В) социальному устройству общества

Г)хозяевам ночлежки

6. В чем проявляется драматический конфликт в пьесе «На дне»?

а) в столкновении социальных противоречий

б) в столкновении лжи и правды

7.Кто из обитателей ночлежки прежде был:

а) чиновником в казенной палате

б) телеграфистом

в) скорняком

г) сторожем на даче

д) слесарем



8.Кто из персонажей по ходу пьесы меняет свое семейное положение?

9.В какой из перечисленных ниже пьес довелось выступать Актеру?

А) «Разбойники» Шиллера

Б) «Горькая судьбина» Писемского

В) «Лес» Островского

Г) «Гамлет» Шекспира

Д) «Горе от ума» Грибоедова


10.Почему Лука исчезает из ночлежки сразу после убийства Костылева?

А) у него не было прописки

Б) у него не было паспорта

В) он боялся, что вскроется ложь его обещаний

Г) он давно скрывался о полиции.

III.

1. Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».

1.Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дать описание ночлежки.

2.Разделить всех персонажей на две группы по социальному положению.

3.Проследите, как в пьесе «На дне» развивается ее первая сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает? Где достигает своего апогея?

4.Чем объединены одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?

5.Где, по – вашему, завязка пьесы? Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?

6.Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой?

7.Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами? Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?

8.С пьесами какого русского писателя сопоставима драма Горького по своей композиционной организации?
2. Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».

1.Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.

2.Теплится ли надежда у героев пьесы в экспозиции? Докажите.

3.Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе?

4.Восстановите событийный рад пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие - за «кулисами»?

5.Странник недаром носит имя одного из апостолов Христа. Что он обещает, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?

6.При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?

7.Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле:»если веришь, то есть»?

8.Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция – Луки или Сатина – вам ближе?

9.Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода старика?


3. Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».

1.Изменилась ли жизнь ночлежников с появлением Луки?

2.Для чего живут герои? О чем мечтают обитатели «дна»?

3.Как утешает Лука ночлежников? Как они относятся к его словам?

4.Что привлекает в облике и суждениях Луки? Что вы принимаете в нем?

5.Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах?

6.Меняютмя ли в пьесе Актер, Пепел, Настя? Как и почему?

7.Нужна ли ложь слабым? Всегда ли жалость, сопереживание, сострадание унизительны?

8.Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции?

9.Почему именно Сатину Горький доверил важный монолог о человеке?


4.Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».

1.Какое событие опрокинуло все иллюзии, посеянные Лукой?

2.Что изменилось в жизни ночлежников после убийства Костылева и исчезновения Луки?

3.Судьбы каких героев вас особенно потрясли и почему?

4.Так что же нужнее: истина или сострадание?

5.Определите композиционные элементы пьесы.

6.Каков итог спора о правде?

7.В чем новаторство Горького – драматурга?

8.В чем философский смысл пьесы?

9.Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения?



Урок № 67. I. Тест по теме «Серебряный век» 11 класс.

Вариант 1


1.Каковы новые явления социальной и культурной жизни рубежа веков особенно серьезно повлияли на развитие литературы?

2. Объясните смысл понятий: импрессионизм, манифест, мировоззрение, меценат, экзотика

3.Дайте определение СИМВОЛИЗМА.

4.К какому направлению принадлежат поэты

а) Д.Мережсковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый

б) Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Хлебников.

в) Н.Гумилев, М.Кузьмин, С.Городецкий, А.Ахматова

5. Кто из поэто принадлежал к «эгофутуристам»?

А)И.Северянин б) В.Хлебников В)З.Гиппиус

7.Поэтов какого направления вдохновляла философия В.Соловьева?

а)футуристов Б)акмеистов в) символистов

8.Каой из сборников не принадлежит А.Ахматовой?

а) «Вечер» б) «Жемчуга» в) «Четки» г) «Белая стая»

9.Что называется ритмикой стихотворения:

а) способ организации художественной речи, когда прозаический текст членится на ритмические отрезки, создающие эффект внутренней мелодики

б) мерное повторение сходных элементов стихотворной речи: слогов, слов, строк, интонационной мелодии и пауз

в) звуковое совпадение последних слогов, находящихся в конце стихотворения.

10.Назовите двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге

а) ямб б) анапест в) дактиль г) амфибрахий

11.К какой группе символистов относился поэт В.Брюсов?

а) «старшие символисты» б) «младшие символисты»

12. Символ – троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе всегда наличествует скрытое сравнение ( найдите лишнее)

а)аллегоричность б) недосказанность в) неисчерпаемость г)расчет на восприимчивость читателя

13.Лирический герой – это:

а) условный образ в лирических и лиро – эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор

б)эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого, выраженное в литературе художественными средствами

в) не связанное с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в художественное произведение



Вариант 2

1.Объясните значение термина « серебряный век» .

2.Объясните смысл понятий : декадентство, модернизм, полифония, декларация, диссонанс.

3.Дайте определения ФУТУРИЗМА.

4.К какому направлению принадлежат поэты

а) Д.Мережсковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый

б) Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Хлебников.

в) Н.Гумилев, М.Кузьмин, С.Городецкий, А.Ахматова



5. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»?

А)И.Северянин б) В.Хлебников В)З.Гиппиус

7.Поэтов какого направления вдохновляла философия В.Соловьева?

а)футуристов Б)акмеистов в) символистов

8.Каой из сборников не принадлежит А.Ахматовой?

а) «Вечер» б) «Жемчуга» в) «Четки» г) «Белая стая»

9.Что называется ритмикой стихотворения:

а) способ организации художественной речи, когда прозаический текст членится на ритмические отрезки, создающие эффект внутренней мелодики

б) мерное повторение сходных элементов стихотворной речи: слогов, слов, строк, интонационной мелодии и пауз

в) звуковое совпадение последних слогов, находящихся в конце стихотворения.

10.Назовите двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге

а) ямб б) анапест в) дактиль г) амфибрахий

11.К какой группе символистов относился поэт В.Брюсов?

а) «старшие символисты» б) «младшие символисты»

12. Символ – троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе всегда наличествует скрытое сравнение ( найдите лишнее)

а)аллегоричность б) недосказанность в) неисчерпаемость г)расчет на восприимчивость читателя

13.Лирический герой – это:

а) условный образ в лирических и лиро – эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор

б)эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого, выраженное в литературе художественными средствами

в) не связанное с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в художественное произведение


II.





Карточка № 1.

Портрет Л. Андреева. андреев

«Безусловно, драматургия Андреева достойна того, чтобы воспринимать ее сейчас не только как целостное, художественно определившееся явление истории литературы и искусства, но и как ценнейшее достояние нашей современной культуры».

(Б.Бугров)

1. В каком городе родился Л.Андреев?

2. Назовите первый опубликованный рассказ Л.Андреева?

3. С каким издательством связывают имя Л.Андреева (в начале творческого пути писателя)?

4. Черты какого литературного направления преобладают в рассказах «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «На реке», «Из жизни штабс-капитана Каблукова»?



Карточка №2.

Портрет А.Ахматовой. ахматова

«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века».

(О.Мандельштам)

1. Как назывался первый опубликованный сборник стихов А.Ахматовой?

2. У А.Ахматовой есть сборник стихов «Anno Domini», что в переводе означает «Лето Господне». У кого из русских писателей есть произведение с таким же названием?

3. В каком университете А.Ахматова получила почетную степень доктора наук?

4. Вставьте недостающее слово.

Поэт не человек, он только дух -

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, ...

5. Восстановите строку.

Я на правую руку надела

....................................

6. Какой известный поэт был мужем А.Ахматовой?


Карточка №3.

Портрет А.Белого. белый

«Белому нельзя подражать, не принимая его целиком со всеми его атрибутами - как некий своеобразный мир, - как планету, на которой свой, - своеобразный растительный, животный и духовный миры». (М.Горький)

1. Назовите псевдоним А.Белого?

2. К какому литературному направлению относится творчество А.Белого?

3. Какой литературный жанр создал А. Белый?

4. Расположите эти «симфонии» в соответствии со временем их написания («Возврат», «Северная симфония», «Кубок метелей»)


Карточка №4.

Портрет А. Блока. блок

«Творчество Александра Блока - целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер символист Блок оказал большое влияние на всю современную поэзию».

(В.Маяковский)

1. С каким городом связана судьба А.Блока?

2. К какой группе символистов можно отнести А.Блока?

3. Вставьте пропущенное слово в строку стихотворения А.Блока «Незнакомка»?

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные .........

4. Кому посвятил А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме» ?

5. Из какого произведения А.Блока взяты следующие строки?

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пес безродный

Стоит за ним, поджавши хвост.

6. Цветовая символика чрезвычайно значима в поэзии А.Блока. Какие цвета символизируют борьбу двух начал в поэме «Двенадцать»?



Карточка № 5.

Портрет М.Булгакова. булгаков

«Булгаков нужен любому из нас. Каждая его вещь - это прежде всего захватывающее чтение. Обогащающее и облагораживающее».

(В.Г.Боборыкин)

1. В каком городе родился М.Булгаков?

2. Назовите профессию М.Булгакова?

3. Назовите периодическое издание, в котором сотрудничал М.Булгаков после переезда в Москву?

4. Назовите фамилию профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику?

5. Какой любимый музыкальный инструмент был у Полиграфа Полиграфовича Шарикова?

6. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке:

... с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели ... человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба ... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью...


Карточка № 6.

Портрет И. Бунина. бунин

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звездного сияния...»

(М.Горький)

1. Какие черты натуры И.Бунина вы можете выделить по его портрету?

2. Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности И.Бунина?

3. Какая тема является основной в раннем творчестве И.Бунина (1890-1910)?

4. В каком году И.Бунин получил Нобелевскую премию?

5. В области какого литературного жанра выступил И.Бунин как новатор?

6. Какому писателю посвятил сборник стихов «Листопад» И.Бунин?

7. Как называется автобиографический роман И.Бунина?


Карточка № 7.

Портрет М. Горького. горький

«Горький называл себя мастеровым-литератором, потому что всю жизнь не расставался с тем профессиональным ощущением своего труда, с каким живет мастер...».

(Конст.Федин)

1. Укажите настоящую фамилию М.Горького?

2. Назовите рассказ, впервые подписанный псевдонимом « Максим Горький»?

3. На сцене какого театра была осуществлена постановка пьесы М.Горького «На Дне»?

4. Какое произведение М.Горького является первым романом, в котором выступает герой-профессиональный революционер?

5. Назовите произведение, которое является автобиографией М.Горького?

6. Какую газету возглавил М.Горький после революции 1917., и на страницах которой напечатал « Несвоевременные мысли»?

7. В каком году М.Горький возглавил Союз писателей СССР?


Карточка № 8.

Портрет Н. Гумилева. гумилёв

«Гумилев сложил едва ли не самый величественный гимн слову, его таинству и чудотворству из всех, какие только знает русская поэзия».

(С.Чупринин)

1. В каком году в Париже вышла первая книга Н. Гумилева «Романтические цветы»?

2. Какая книга Н. Гумилева была благожелательно оценена В.Брюсовым?

3. Как Н. Гумилев называл свою поэзию?

4. Как называется первое акмеистическое произведение Н.Гумилева?



Карточка № 10.

Портрет В. Маяковского. маяк

«...Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать».

(М.Цветаева)

«Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Вл.Маяковский. Поэт. Большой поэт»

(М.Горький)

1. Какое литературное течение возглавил В.Маяковский?

2. В какую партию вступил В.Маяковский в 1908 году?

3. За что был арестован в 1909 году В.Маяковский и 11 месяцев провел в Бутырской тюрьме?

4. В каком театре были поставлены пьесы В.Маяковского «Клоп» и «Баня»?

5. Кому была посвящена поэма В.Маяковского «Люблю»?

6. Какую организацию, объединение поэтов, возглавил В.Маяковский после революции?



Карточка № 14.

Портрет М.Цветаевой цветаева

«Чтение истинного поэта - всегда труд души и мысли. Цветаеву нужно научиться читать и понимать глубже. И если это случается, она начинает отдавать много больше, чем мы способны взять при первом прикосновении».

(Семен Бучкин)

1. Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

В какой день недели родилась М.Цветаева? Какой праздник в этот день отмечает православная церковь?

2. Какому русскому поэту адресованы следующие строки:

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке,

Одно единственное движение губ..

. 3. К какому литературному направлению относилось творчество М.Цветаевой?

4. В 1910 году М.Цветаева издала на собственные средства небольшой сборник стихов. Как назывался этот сборник?

5. Продолжите строчку:

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет ......


III.


Вариант 1

1. Основоположником какого литературного направления был В.Я. Брюсов? Что вы знаете об этом направлении?

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

А. Блок был приверженцем кубофутуризма.

Автором сборника стихотворений «Чётки» является С. Городецкий.

Для поэтического языка символистов было характерно активное словотворчество (создание неологизмов).

Образ Прекрасной Дамы создал А. Белый.

В первом выпуске сборника «Русские символисты» (1894) его создатель В.Я. Брюсов охарактеризовал символизм как литературную школу, близкую авангардизму.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Жарбог! Жарбог!

Скрипят железные крюки и блоки,

Я в тебя грезитвой мечу,

И туши вверх и вниз сползать должны.

Дола славный стаедей,

Под бледною плевой кровоподтёки

О, взметни ты мне навстречу

И внутренности иссиня черны.

Стаю вольных жарирей.

1910

1908




В тумане утреннем неверными шагами

Здесь груды валенок и кипы кошельков,

Я шёл к таинственным и чудным берегам.

И золото зелёное копчушек.

Боролася заря с последними звездами,

Грибы сушёные, соленье, связки сушек

Ещё летали сны – и, схваченная снами,

И постный запах тёплых пирожков.

Душа молилася неведомым богам.

1911

1884




Я – КТО я

Я – вроде яркоплатка

На с ягодами девушке

Пой со мной

Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ.

1918
Вариант 2

1. Что вы знаете об акмеизме? Кто из перечисленных поэтов не принадлежал этому литературному направлению: О. Мандельштам, С. Городецкий, Д. Мережковский, А. Ахматова, И. Анненский?

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Шумный успех имела ранняя книга Н.С. Гумилёва «Дохлая луна».Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного «самовитого» слова была характерна для символистов и особенно для А. Ахматовой.

О.Э. Мандельштам был самым ярким поэтом-футуристом.

Традиция называть эпоху конца XIX – начала XX века в России «Серебряным веком» (или «русским культурным романтизмом») возникла в русском зарубежье.

Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо; расцвет, вершина, остриё) возник в 1899 году в «кружке молодых», изначально чуждых символизму поэтов.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Один лишь сон – и в тяжком пробужденье

хушок жапарясай

Ты будешь ждать с томительной тоской

захуху выеючячь

Вновь отблеска нездешнего виденья

вуЕнит зюнчь

Вновь отзвука гармонии святой.

бужачяй сагтЕг

Июнь 1883

чакит




Епша

На поле за горкой, где горка нижает

сиячая тронть.

Где красные луковки солнце сажает

1922

Где жёлтая рожь спорыньёй поросла,

Париж

Пригнулась, дымится избёнка седая,




Зелёные брёвна, а крыша рудая,

Для (внимательных) миопов

В червонную землю давненько вросла.

Лижущих отвратный круп

1906

Жадною (ухваткой) эфиопов.




Звёзды-черви - (гнойная живая) сыпь!!

Воз обступили хозяйки-молодки

1913

Знатно горшеня пошёл торговать!




Ну да известно: горшок – товар ходкий,




Надо же людям варить и жевать!






Вариант 3

1. Дайте краткую характеристику футуризма. Назовите самых ярких, на Ваш взгляд, представителей этого литературного направления.

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Брюсов был знаком с творчеством английских символистов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Мелларме.

Поэты А. Блок и Н. Гумилёв до конца жизни поддерживали тёплые дружеские отношения.

Настоящая фамилия Анны Ахматовой – Гасенко.

Программные статьи акмеизма публиковались в журналах «Аполлон» и «Вехи».

Важной для русского символизма была идея упадка русской культуры.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Пускай судьба лишь горькая издевка

Я дам лазурные мгновения.

Душа – кабак, а небо – рвань.

Приди – и сердце обнови

ПОЭЗИЯ – ИСТРЁПАННАЯ ДЕВКА

Полётом вольного забвения

А красота кощунственная дрянь.

Меж белых роз моей любви.







Живу, как вор, в трущобе одичавший,

Другое дело сантиметром

Впивая дух осиновой коры

Обмеришь всесторонне труп:

И перегноя сонные пары

Готовно влез каюту фертом -

И по ночам бродя, покой поправши.

Червекомпактнорьяный суп.

1912

1916

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

И выси гор.







Урок №73. Темы сочинений по творчеству М. Шолохова
1. Трагедия Григория Мелехова.

2. Женские образы в эпопее «Тихий Дон».

3. Две любви Григория Мелехова.

4. Человек и природа в романе М. Шолохова.

5. Роль семьи в романах Л. Н. Толстого и М. Шолохова.

6. Казаки хутора Татарский.

7. «Тихий Дон» как роман-эпопея.

8. Портрет эпохи в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

9. «На каждом человеке лежит отблеск истории» (Ю. Трифонов).

110. «Очарование человека» в произведениях Шолохова.

11. Изображение войны у М. Шолохова.

12. «Миротворцы» в романе Шолохова.

13. «Вечные проблемы» в романе Шолохова.

14. Идея правды в «Тихом Доне».

15. Смысл названия романа «Тихий Дон» М. Шолохова.

16. Идеал любви по М. Шолохову.

17. Художественное своеобразие романа М. Шолохова «Тихий Дон».
Тест по творчеству М.А.Шолохова. 1 вариант

1.Укажите годы жизни М.Шолохова

А) 1905-1984

Б) 1895-1950

В) 1900-1985

Г) 1910-1990

2. Первый сборник рассказов, сделавший имя М.А.Шолохова известным, назывался:

А)Лазоревая степь

Б «Донские рассказы»

В) «Чужая кровь»

Г) «Наука ненависти»

3. Какое сословие изображает М.Шолохов в своих произведениях

А) купечество

Б) крестьянство

В) казачство

Г) дворянство

В каком году состоялся литературный дебют Шолохова?

а)1922;


б)1923;

в)1925.


2. В каком журнале печатались первые главы «Тихого Дона»?

а)«Октябрь»;

б)«Новый мир»;

в)«Дон».


3. Какой премии был удостоен Шолохов за роман «Поднятая целина»?

а)Сталинской;

б)Нобелевской;

в)Ленинской.



Роман «Тихий Дон»

4.В каком году начинается действие романа «Тихий Дон»?

а)1912; 6)1913; в)1914.

5.Когда состоялась свадьба Григория и Натальи?

а)В Пасху;

б)в мясоед;

в)в Рождество.

6.Где получил Григорий свое первое ранение?

а)Под г. Каменка-Струмиловом;

б)под г. Луцком;

в)под г. Новороссийском.

7.Каким воинским подразделением командовал Григорий в Конной армии Буденного?

а)Взводом;

б)эскадроном;


в)дивизией.

8.В какой войне участвовал Прокофий Мелехов?

а)В русско-турецкой 1828—1829 годов;

б)в Крымской;

в)в русско-турецкой 1877—1878 годов.

9.В каком из исторических событий участвовал Евгений Листницкий?

а)Брусиловский прорыв;

б)взятие Перекопа;

в)Ледяной поход.

10.Кто из жителей хутора Татарский получил офицерский чин?

а)Григорий Мелехов, Прохор Зыков, Илья Бунчук;

б)Григорий и Петр Мелеховы, Митька Коршунов;

в)Григорий и Петр Мелеховы, Евгений Листницкий.

11.Найдите среди перечисленных персонажей историческое лицо.

а)Илья Дмитриевич Бунчук, Иосиф Давыдович Штокман, Михаил Васильевич Кривошлыков;

б)Калмыков, Павел Кудинов, Капарин;

в)Листницкий, Лукомский, Котляров;

г)Чернецов, Степан Астахов, Атарщиков;

д)Зыков, Подтелков, Мохов;

е)Погудко, Полковников, Яков Подкова.

12. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а)Первой мировой войны

б)гражданской войны

в)Вел. Отечественной войны

г)установл. советской власти

13.Описания каких персонажей приведены?

а)«Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеленоватых глаз»; «коричневые волосы на тыльной стороне ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»; «твердо загнутые челюсти»;


б)«Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

в)«Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд... текуч, неуловим»; походка «увалистая, напоминает о «волчьей» породе;


г)«вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины горячих глаз», сутулость.

14.Если Дон не только название реки, но и имя, то какое у него должно быть отчество?
15Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну
а) Георгиевским крестом в) орденом А. Первозванного

б) медалью «За отвагу» г) отпуском на родину



16. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

а)героизм Красной Армии в) трагедию народа

б)героизм белых г) ее неизбежность
17.Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?
18. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?
2 вариант

1. Какой из «Донских рассказов» Шолохова был опубликован первым?

а)«Продкомиссар»;

б)«Нахаленок»;

в)«Родинка».



2. Кто из писателей помог Шолохову опубликовать первую книгу романа?

а)А. Фадеев;

б)М. Горький;

в)А. Серафимович.


3. В каком году Шолохов получил Нобелевскую премию?

а)1958;


б)1965;

в)1974.
Роман «Тихий Дон»

4.Каков примерный возраст Григория Мелехова в конце романа?

а) 28; 6)37; в) 46.



5.В каком полку начинает службу Григорий?

а)В Атаманском;

б)в 12-м Донском;

в)в 11-м гусарском Изюмском.



6. Как относится автор романа «Тихий Дон» к гражданской войне?

А) как к бессмысленной , жестокой войнке

Б) как справедливой войнке, ведущейся ради свободы и равенства сословий

В) как к противному человеческому разуму явлкеию

Г) как к трагическим, но неизбежным событиям

7.Кем Аксинья нанимается служить в Ягодном?

а)Горничной;

б)прачкой;

в)черной стряпухой.

8.Какова рабочая специальность Штокмана?

а)слесарь;

б)машинист;

в)кузнец.

9.Что подарил командир конной разведки Мишке Кошевому после взятия Таганрогским полком станицы Каргинской?

а)Именной револьвер;

б)часы с цепочкой;

в)шашку.

10.Кто из названных героев может быть отнесен к « иногородним » ?

а)Федот Бодовсков;

б)Валет;

в)Семен Ахваткин.



11.С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а)показать героизм народа

б)показать, что делает с человеком война,

в)показать бессмысленность войны

г)поднять дух народа

12. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а)1928 г., в) 1940 г.

б)1932 г. г) в 1946 г.

13. Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а)Николай II в) Каледин

б)Корнилов г) Долохов.

14. Узнайте героя по портрету

а)«Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка.


Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь
вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пуговками торчали остренькие соски».

б)«От потрескавшегося козырька казачьей слинявшей фуражки падала на черные веки закрытых глаз черная тень; от тени морщины щек казались глубже, седая борода


отливала сизью. По пальцам, скрещенным над костылем, по кистям рук, по выпуклым черным жилам шла черная, как чернозем в логу, медленная в походе кровь».

в)«Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд... текуч, неуловим».

г)«Был он коренаст, одинаково широк и в плечах и в бедрах, оттого казался квадратным; на чугунно-крепком устое сидела плотная, в кирпичном румянце, шея, и странно выглядела на этой шее красивая в посадке небольшая голова с женским очертанием матовых щек, маленьким упрямым ртом и темными глазами под золотистою глыбой курчавых волос».

д)«На большом, чуть рябоватом выбритом лице его светлели заботливо закрученные усы, смоченные волосы были приглажены расческой, возле мелких ушей взбиты, с


левой стороны чуть курчавились начесом. Он производил бы приятное впечатление, если бы не крупный приподнятый нос да глаза. На первый взгляд не было в них ничего необычного, но, присмотревшись, Григорий почти ощутил их свинцовую тяжесть. Маленькие, похожие на картечь, они светлели из узких прорезей, как из бойниц, приземляли встречный взгляд, влеплялись в одно место с тяжелым мертвячьим упорством».

е) «Она была... полна той тугой полнотой, которая присуща всем здоровым, физического труда девушкам, — может быть, немного сутула и, пожалуй, даже некрасива, если б не большие синие глаза, диковинно красившие всю ее... У нее от напряжения (неловко было управляться с волосами, не скинув платка) чуть шевелились просвеченные низким солнцем розовые ноздри. Линии рта были мужественны и в то же время — детски нежны. На приподнятой верхней губе темнел крохотный пушок, четче оттеняя неяркую белизну кожи».



15. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а)«Среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая... лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б)«... кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в)Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался»;

г)«Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

16. Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?



17.Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?
18. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

Урок № 135. Итоговая контрольная работа

И.А.Бунин

  1. Укажите рассказ И.А.Бунина, в котором автор использовал образ блоковской Незнакомки:

  • «Лёгкое дыхание»;

  • «Солнечный удар»;

  • «Натали»;

  • «Антоновские яблоки».

  1. Какая из перечисленных черт не характерна для рассказов И.А.Бунина?

  • Предметная детализация;

  • Подробная, развёрнутая характеристика героя;

  • Анонимность персонажей;

  • Незавершённость, открытость концовки.

  1. В области какого литературного жанра И.А.Бунин выступил как новатор?

  • Повесть;

  • Роман;

  • Рассказ;

  • Очерк.

  1. Укажите, какой из перечисленных рассказов не принадлежит И.А.Бунину?

  • «Сны Чанга»;

  • «Лёгкое дыхание»;

  • «Солнечный удар»;

  • «Цветы запоздалые».

  1. Членом какого писательского товарищества, возглавляемого М.Горьким, был И.А.Бунин ?

А.И.Куприн

  1. Какова основная мысль рассказа «Гранатовый браслет»?

  • Изображение «маленького человека»;

  • Любовь сильнее смерти;

  • Дворянство не способно к возвышенным чувствам

  1. Что в рассказе является основным средством характеристики героев?

  • Авторская характеристика;

  • Внутренние монологи;

  • Отношение героев к чувству Желткова;

  • Пейзажи, художественные детали

  1. Кому принадлежат слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться»?

  • Князь Мышкин;

  • Генерал Амосов;

  • Вера Николаевна.

  1. Почему Желтков дарит гранатовый браслет?

  • Браслет – самое дорогое, что у него есть;

  • Стремится напомнить о себе;

  • Мечтает подчеркнуть избранничество Веры.

  1. Какую музыку использует Куприн для утверждения основной идеи произведения?

  • П.И.Чайковский «Реквием»;

  • Г.Свиридов «Метель»;

  • Л.Ван Бетховен «Соната № 2»?

М.Горький

  1. Определите жанр пьесы М.Горького «На дне».

  2. Кого из персонажей ранних рассказов М.Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других?

  3. По портретной характеристике определите героя произведения М.Горького: «Это был товарищ! И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал. Бывало, пойдет говорить - век бы не спал, слушал его! А играет - убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь так играл!»

  4. Укажите, какой тип композиции использует М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль»:

  • Зеркальную;

  • Циклическую;

  • Последовательную;

  • Обрамляющую (рамочную).

Серебряный век русской поэзии
1. Укажите, к какому литературному направлению наиболее близок символизм:

  • Романтизм;

  • Реализм;

  • Классицизм;

  • Сентиментализм.

2. Назовите поэта 20 века – младосимволиста:

  • А.А.Ахматова;

  • А.А.Блок;

  • З.Гиппиус;

  • В.Брюсов

3. Поэтов какого направления вдохновляла философия В.С.Соловьёва? футуристов; акмеистов; символистов

4. Соотнесите название модернистского течения начала века и основные принципы, присущие ему:

А) символизм 1) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов

Б) акмеизм 2) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность». Ориентация на читателя - соавтора

В) футуризм 3) бунтарство, анархичность, эпатажность мировоззрения, экпериментаторство в области ритмики и рифмы

5. Представители трёх основных модернистких течений в русской литературе – символисты, акмеисты, футуристы – имели постоянные места встреч и сборов. Соотнесите название литературного течения и традиционное место общения поэтов, близких той или иной поэтической группе:

А) символизм 1) вечера в Политехническом музее

Б) акмеизм 2) «башня» Вячеслава Иванова

В) футуризм 3) кабаре «Бродячая собака»


  1. Укажите фамилию главного героя в рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

  2. Укажите фамилию писателя, который является автором рассказов «Чудики», «Микроскоп», «Срезал».

  3. Укажите фамилию писателя, который является автором произведений «Живи и помни», «Деньги для Марии», «Последний срок».

  4. Кто из перечисленных поэтов 60-90-х гг. XX века представляет литературу русского зарубежья:

  • А.А.Вознесенский;

  • Е.А.Евтушенко;

  • И.А.Бродский;

  • Р.А.Рождественский?

  1. В приведённом ниже фрагменте из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» определите художественный приём, дважды использованный поэтом:

Как плоты, пошли понтоны,

Громыхнул один, другой,

Басовым, железным тоном,

Точно крыша под ногой.


  1. Чьё появление в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» описано так: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…» «вышел в открытую колоннаду»?

  2. Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны….»

  3. Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А.Ахматовой.

  4. Как называется произведение А.А.Блока, в основу сюжета которого, по словам литературоведа, положены «не только «революцьонный шаг» героев, «но и весьма значимая… любовная история Петрухи, Катьки и Ваньки» ?

  5. Почему в поэзии С.А.Есенина почти нет городских пейзажей? (в городе Поэт не находит себе места)

  6. Что играет особую роль при «озвучивании» художественного мира С.А.Есенина? (ритмика и фоника стиха)


Приложение 2

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:



  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.



Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.



3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:



«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.




После того как мы окончательно потеряли из виду цель, мы удвоили наши усилия. Возможно, перефразированный
ещё >>