Урок №13 Альтруизм и эгоизм - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок 13. Альтруизм и эгоизм 1 38.86kb.
Урок №13 Альтруизм и эгоизм 1 57.72kb.
«Альтруизм и эгоизм» 1 75.52kb.
Урок №13 Альтруизм и эгоизм 1 43.84kb.
«альтруизм и эгоизм» 1 45.25kb.
Разработка урока по теме: «Альтруизм и эгоизм» 1 76.96kb.
«Альтруизм и эгоизм» 1 75.82kb.
Чрезмерный эгоизм и чрезмерный альтруизм 1 145.78kb.
Основы светской этики 1 23kb.
Духовные корни секса Причина стеснительности "Эгоизм" и "альтруизм"... 3 401.59kb.
Хладнокровный альтруизм 1 62.42kb.
18 сентября в эскадре «Альтруист» прошло торжественное посвящение в 1 7.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок №13 Альтруизм и эгоизм - страница №1/1


Модуль

Основы светской этики

Урок № 13

Альтруизм и эгоизм

Авторы

Сизова О.Я., учитель Илекской СОШ № 2 Илекского района;

Мухтаренкова Е.П., учитель Подстепинской ООШ Илекского района;

Стативкина Е.П., учитель Кардаиловской СОШ Илекского района;

Демченко Т.Г., учитель Сладковской СОШ Илекского района;

Трофимова Е.С., учитель Яманской СОШ Илекского района;

Измухамбетова Г.Б., учитель Цветочной ООШ Беляевского района;

Портнова И.М., учитель Затонновской СОШ Илекского района;

Лёвина Л.Н., учитель Студеновской СОШ Илекского района;

Павлова М.В., учитель СОШ № 1 Акбулакского района

Руководитель

Воронина Ю.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ


Тип урока: открытие нового знания
Цель: дать представление о нравственных понятиях «альтруизм» и «эгоизм», показать их противоположность
Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе

предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм». При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.
Оборудование: жетоны для работы в группах, задания для групп, контрольные листы (для каждого ученика), клей (для группы № 2, № 3), странички «Азнаете ли вы, что…», подборка материала для групп, толковые словари (не менее двух), оценочная шкала
Используемый учебный материал:

для учителя: учебное пособие «Основы светской этики», толковый словарь, сказка В.Г.Губарева «Старик Хоттабыч», материалы Интернет, презентация, «Большая книга афоризмов.» Душенко К. В. Изд. 5-е, исправленное. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.)

для ученика: учебное пособие «Основы светской этики»,тетрадь «Мудрые мысли»

Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности

- Доброе утро, а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день принесёт нам удачу,

И здоровье, и счастье нам всем.

Пожелаем друг другу удачи.

Слов при этом не будем жалеть.

II.Актуализация знаний учащихся

1. Работа в парах. Взаимопроверка домашнего задания.(рассказ о справедливом и несправедливом человеке)

2. Фронтальная беседа

- Ребята, давайте вспомним, как называется наш курс.

- О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса?

- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях



III. Открытие «нового» знания». Проблемная ситуция противоречие
Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение слов: альтруизм и эгоизм.
- Благодарю вас за ответы.. Теперь нам предстоит доказать, правы ли в наших суждениях.
- Чтобы решить проблемную ситуацию предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо создать 4 группы:

I группа – «Экспресс-группа»


II группа – «Аналитики I»
III группа – Аналитики II»
IY группа – «Учёный совет»
Сегодня способ объединения в группы я хочу предложить вам сама. У меня подготовлена коробочка с жетонами (см. Приложение 1). На каждом жетоне определенный рисунок. Согласно выбранному жетону объединимся в группы.

- Выбирайте жетоны и занимайте свои места. (Учебное пространство заранее организовано для групповой работы, задания для групп (см. Приложение 2).


- Слово для выступления представляется экспресс-группе. Что же ответили прохожие?

- Благодарим членов группы за работу.


- Слово группе «Аналитики I», которая рассматривала понятие «альтруизм».
- Слово группе «Аналитики II», работавшей над значением слова «эгоизм».
- Ребята, у нас с вами сложились определенные представления о двух новых нравственных понятиях. А что же скажет ученый совет? Согласится ли он с нами?

- Слово представляется нашим ученым.

- Ученому совету было предложено рассмотреть значения слов «альтруист», «эгоист».

Физминутка(подвижная с мячом)

Предлагает поработать с нравственными понятиями, противоположными по смыслу:

Добро - …

Любовь - …

Порок - …

Правда - …

Альтруизм - …

IY. Первичное закрепление

- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?

- Действительно. Альтруизм противостоит эгоизму.

Работа с учебным пособием (с. 30-31).

- Предлагаю вам познакомиться с материалом учебного пособия.

- О каком новом понятии вы узнали? Что оно обозначает?

Работа с тетрадью

Запишите мудрые мысли


Работа над осмыслением предложенных ситуаций

Предлагает проанализировать ситуации и соотнести с новыми понятиями, рассмотренными на уроке (см. Приложение 4).



Работа с контрольным листом.

Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить задание на контрольном листе (см. Приложение 5).



Y. Домашнее задание (на выбор)

1. Сделать подборку ситуаций, на основе которых можно просмотреть новые изученные понятия.


2. Создать иллюстративный материал, раскрывающий изученные понятия.
3. Придумать задание-тест для товарища.

4.Учебник с.31 (вопросы и задания)



YI. Оценка деятельности учащихся

Подводят итоги своей деятельности – «зажигают» звездочки (зеленый, синий цвета) – (см. Приложение 7).


Оценивают работу групп (см. Приложение 8, 9).
YII. Рефлексия деятельности (внешняя и внутренняя)

Чтение стихотворения учителем

О человечестве

А.Барто


Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!

Пока еще он подвига

Себе не приглядел.

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

- Я тоже человечество!

И мне гулять пора!


Предлагает рефлексию в технике «Закончите предложения».

Учащиеся должны закончить предложения:

1. Я сегодня узнал…

2. Самым сложным для меня было…

3. Докажите, что вы сегодня учились, а не просто присутствовали на уроке.

Приложение 1

Жетоны для деления на группы (лежат в коробочке).





Приложение 1

Жетоны для деления на группы (лежат в коробочке).















Приложение 2



Задание группе «Ученый совет»

Ребята, вы - представители ученого мира. Вам необходимо поработать со словарями. Правильно распределите обязанности в группе и заполните странички «А знаете ли вы, что ….».



Подготовьтесь к защите своей работы. Говорите четко, внятно, уверенно. Не забывайте, ведь вы – ученые!

Время работы – 5 минут.


Задание группе «Аналитики I»

Ребята, перед вами ½ листа ватмана с изображением солнышка. Ваша задача – из набора карточек со словами и словосочетаниями, находящимися в файле, выбрать те, которые на ваш взгляд больше всего подходят к понятию «альтруизм» и наклеить эти карточки на лучики солнышка. Будьте внимательными.



Подготовьтесь к защите своей работы. Четко объясните, что же такое АЛЬТРУИЗМ.

Говорите внятно, уверенно.

Время работы – 5 минут.


Задание группе «Аналитики II»

Ребята, перед вами ½ листа ватмана с изображением тучи. Ваша задача – из набора карточек со словами и словосочетаниями, находящимися в файле, выбрать те, которые на ваш взгляд больше всего подходят к понятию «эгоизм» и наклеить эти карточки на «вспышки» молний. Будьте внимательными.



Подготовьтесь к защите своей работы.

Четко объясните, что же такое ЭГОИЗМ.

Говорите четко, внятно, уверенно.

Время работы – 5 минут.


Задание экспресс-группе

Ребята, ваша задача – покинув учебную аудиторию на несколько минут, узнать у прохожих на улице, у работников школы, что означают понятия «альтруизм» и «эгоизм». Затем вам необходимо вернуться в аудиторию, обсудить полученные ответы и подготовиться к защите своей работы. Ваше выступление должно быть чётким, толковым.



Время работы – 5 минут.

Примечание: прежде чем отправиться на встречу с прохожими, подумайте, как вы к ним обратитесь и что спросите. Вопросы можно записать на карточке-планшете заранее.

Приложение 3



Приложение 3



Приложение 4

Ситуации


Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки», Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты – уроками».

Что вы можете сказать о Пете?

Сереже не везло. Играл с ребятами «в прятки» и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут еще Димка нет-нет да и закричит из-за угла: «Води, води, кашу не вари!» Ребята видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого кона игры говорили: «Ты смотри, отводись. А то будешь «неотвожа, красна рожа!». Совсем обидно стало Сереже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это несправедливо! – закричали ребята. – Ты нарушаешь правила игры».




  1. Как вы думаете, правильно поступила Марина?

  2. Каким можно назвать ее поступок?

Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда кончались уроки.

Он первым выбегал из-за парты, и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперед, громко крича, что это было его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.

Есть один мальчик, который часто поступает так: попросит мама сходить в магазин – он сходит, но за это ему покупают мороженое; попросят накрыть на стол – он накроет, но за это его сводят в кино. И так растёт этот мальчик. Что не попросят, он все сделает…

Приложение 4

Печенье

В.Осеева


Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вовка и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба…



  1. Выскажите свое мнение о поступках ребят.

  2. Что чувствовали взрослые – мама и бабушка?

  3. Как нужно было мальчикам поступить, чтобы всем было радостно?

  4. Расскажите, как вы поступаете в таких случаях.

Приложение 4

История без конца…

Л.Прунцова

В этот день Машина мама, медсестра в районной больнице, пришла с работы усталая. Нелегко дежурить в больнице, особенно ночью. За смену не присядешь: уколы, процедуры, перевязки. А это дежурство у Клавдии Николаевны особенно тяжелым выдалось. Поэтому шла домой и мечтала поскорей до подушки добраться… А дома… Какая там подушка! По всем стульям разбросаны Машины вещички, в раковине грязная посуда, по полу огрызки яблок валяются. Среди крошек на кухонном столе записка: «Пошла на мультики. Маша».

И принялась Клавдия Николаевна за уборку квартиры: подметала, раскладывала, убирала… И только потом прилегла…

Маша в это время смотрела мультфильм «Ежик в тумане». Сколько в нем было доброго, тонкого, таинственного! Замечательный фильм! Надо скорей рассказать о нём маме…

- Мама! – громко закричала она с порога, даже не вспомнив, что мама вернулась с ночной смены, после трудного и долгого дежурства. Клавдия Николаевна подняла голову с подушки, затем встала и подошла к окну.

- Какое я кино видела! – Маша, не разуваясь, прошла по свежевымытому полу и плюхнулась в кресло. – Там ежик такой смешной! А медвежонок!

Клавдия Николаевна смотрела на веселую и беспечную дочку. Ныло сердце – от усталости, от обиды…

- Да ну тебя, мама! – обиделась вдруг Маша. – Тебе рассказываешь, а ты даже и не слушаешь. Совсем тебя моя жизнь не интересует…

Приложение 5

Контрольный лист

Фамилия, имя____________________________________________ Дата ____________



  1. Соедините понятия со сказочными героями.

(Если сомневаешься, над изображением героя поставь знак вопроса).






АЛЬТРУИСТ

ЭГОИСТ



















  1. Соедините высказывания, которые на Ваш взгляд, ассоциируются с данными понятиями.

Подчерните высказывание, которое на Ваш взгляд, может являться девизом альтруистов.

Скромность

каждому к лицу.



Жизнь дана

на добрые дела.



Всё для меня, всё ради меня.




АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ


Влюблённый

в себя соперников

не видит.


Жить для других!

Друга – ищи, а нашёл – береги.

Приложение 6

О человечестве

А.Барто


Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!

Пока еще он подвига

Себе не приглядел.

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

- Я тоже человечество!

И мне гулять пора!



Приложение 7

Оцени свою работу на уроке




Всё на уроке удалось,

всё получалось.

С понятиями разобрался, их значение понимаю.




На уроке испытывал затруднения. Необходимо ещё поработать над понятиями (обсудить их значение с родителями, товарищами, учителем).

Приложение 8

Умение работать в группе

I группа (оценивают группы № 2, № 3, № 4)











II группа (оценивают группы № 1, № 3, № 4)











III группа (оценивают группы № 1, № 2, № 4)











IY группа (оценивают группы № 1, № 2, № 3)











Приложение 9

Оценивание работы группы




Группа работала спокойно, быстро, четко, слаженно. Работу свою защищали прекрасно.




Группа работала хорошо, дружно. Работу свою защищали хорошо, но порой звучала позиция одного члена группа.




Группа работала хорошо, но не всегда членам группы удавалось договориться. Работу свою защищали хорошо.


Приложение 10

Материалы для работы группам № 2, № 3













Приложение 10

Материалы для работы группам № 2, № 3







































Искусствоведы часто напоминают людей, которые знают химический состав запаха, не чувствуя аромата. Станислав Ежи Лец
ещё >>