Урок №10 Свобода и ответственность - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Цель урока: способствовать формированию многоаспектного понимания... 1 52.39kb.
Свобода слова и свобода собраний в законодательстве Республики Беларусь 1 79.8kb.
Право на образование и свобода образования в российском законодательстве 1 74.96kb.
Коммерция (по отраслям) 1 154.44kb.
Социальные отношения. Модели заданий С5– Обществознание. Егэ – 2012 1 124.84kb.
Мифопоэтика свободы и воли: анализ трёх возможных положений  1 200.06kb.
Основными признаками российской рыночной экономической системы являются 1 75.95kb.
Авессалом Подводный Общественное подсознание Предлагаемые вниманию... 7 1413.95kb.
Методические рекомендации: При изложении 1 17.85kb.
Свобода своеобразие кровное родство со всеми. Свобода скромная мудрость... 1 71.68kb.
Вне всякого сомнения, свобода средств массовой информации как принцип... 1 106.83kb.
Ведущая: (на столике изображением вниз лежат указанные ниже иконы... 1 73.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок №10 Свобода и ответственность - страница №1/1


Модуль

Основы светской этики

Урок № 10

Свобода и ответственность

Авторы

Зимагулов Р.С., учитель Кузькинской СОШ Матвеевского района;

Халиков М.К., учитель Старокутлумбетьевской СОШ Матвеевского района;

Хамидуллин Р.Ф., учитель Кинельская СОШ Матвеевского района

Руководитель

Воронина Ю.В., к.п.н.. доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ



Цель урока: познакомить учащихся с понятиями ответственное поведение, свободный выбор личности, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

Задачи:

  1. Образовательная

  • сформировать представление о понятиях свобода, ответственность, выбор.

2. Развивающая

  • способствовать развитию мышления грамотной речи учащихся;

  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом;

  • учить применять знания в конкретной ситуации.

3. Воспитательная

  • воспитывать чувство уважения к окружающим, ответственность за своё поведение и за принятые решения;

  • способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

К концу урока учащиеся должны знать понятия: свобода, осознанный выбор, ответственность, осознанная необходимость; уметь: грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации.

Методы используемые на занятии:

Эвристический, метод моральных дилемм и дискуссий.



Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Словарь:

Свобода означает, что ты сам можешь решить, как тебе поступить в той или иной ситуации.

Ответственность перед кем-то означает, что ты обязан перед этим человеком отчитываться.

Ответственность за кого-то означает, что ты берешь на себя ответственность за этого человека.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, учебники по курсу ОРКСЭ.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания:

Для того, чтобы начать наш разговор проверим домашнее задание

а) Как можно проанализировать картину Федора Решетникова «Опять двойка», с точки зрения морального конфликта?

Плохая отметка - мама, семья

Сказать или не сказать?

Как правильно выйти из этого конфликта?

б) Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры.



Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступит правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.

  1. Притча Жили два соседа.
    Как водится - один из них был
    баснословно богат, был он удачлив в делах, у него была большая семья, он имел движимое и недвижимое имущество ( за что его очень уважали), с его мнением считались, и вокруг него всегда было много людей, всячески старавшихся снискать его внимания.
    Второй сосед традиционно был
    беден - семьи у него не было, из недвижимого имущества у него была хибара, а из движимого - один ишак. Мало кто считался с ним, и он всячески завидовал своему удачливому соседу. Как - то к бедняку пришел один из сыновей богатого соседа, мол он очень болен и просит, чтобы бедняк пришел к нему для важного разговора. Удивленный и заинтригованный таким приглашением бедняк пришел к богачу, который лежал в постели, окруженный своими домочадцами и лекарями. Попросив всех, кроме бедняка, удалиться, богач начал свой разговор. Он рассказал бедняку о том, что знает о его нелегкой доле и о том, что бедняк завидует ему и, поскольку сам он смертельно болен и вскоре собирается покинуть этот мир, решил подарить все свое имущество бедняку, поскольку ему не взять с собой своего богатства, и на том свете оно ему не поможет.

Бедняк, пораженный таким поворотом дел, всячески отнекивался, говорил, что нет - он не завидует, что богач обязательно исцелится (с такими деньгами да не найти лекаря), и что ему ничего не нужно..., но богач был непреклонен - он сказал, что таково его решение, но есть одно условие - бедняк должен обещать, что когда он (богач) умрет и его тело будут хоронить, бедняк должен провести одну ночь в могиле вместе с его телом, а на следующее утро его откопают и передадут все имущество. На том и порешили.
Через какое - то время богач умер, были устроены его похороны, и его сыновья пришли за бедняком с тем, чтобы он выполнил свое обещание, данное их отцу.


Глубокой ночью появились два ангела, в чьи обязанности входило получать от душ умерших людей подробный отчет за каждое мгновение, проведенное умершим в земной жизни, прежде чем будет решено, куда отправить его душу - в Ад или Рай. В одной из могил они заметили два тела, причем одно из них было живым - это был бедняк, находившейся в могиле рядом с телом своего соседа и читавший молитвы. Ангелы задались вопросом, как быть и с кого начать, но, рассудив, что покойник от них никуда не денется и прежде, чем забрать с собой его душу, решили сначала допросить бедняка о прожитой им жизни.

На следующее утро сыновья богача пришли на кладбище и, раскопав могилу, освободили бедняка, исполняя последнюю волю своего отца. Только его освободили, как бедняк, поседевший, как лунь, бросился бежать прочь. Вслед за ним побежали сыновья богача, крича ему, что они должны передать ему всё имущество их отца, на что бедняк ответил, что не нужно ему никого богатства, и что за всю жизнь у него кроме хибары и его ишака ничего не было, и то - всю ночь его допрашивали ангелы, требуя ответа за каждый его шаг и даже за то, почему его ишак без ведома забрел в соседский огород и пощипал там травы...

Поразмышляем

  • Кто герои этой притчи?

  • Чем отличается жизнь одного героя от жизни другого?

  • О чём догадался богач и с какой целью он пригласил бедняка к себе в дом?

  • Почему богач решил передать своё имущество бедняку?

  • Какой ценой должен был бедняк получить богатство?

  • Какая роль в этой притче отводится ангелам?

  • Почему первым они начали спрашивать бедняка?

  • Каким образом эта притча связана с темой нашего урока?

Целевая установка: продолжим разговор о свободе, узнаем какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.

  1. Изучение нового материала:

Сегодня мы как раз и будем учиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

а) Работа с высказыванием:



СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ. /Б. ШОУ/

- Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)

б) РАБОТА С УЧЕБНИКОМ



- Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность. (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)

в)РАБОТА В ПАРАХ

- Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.

1. ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

2.Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)

3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.

- Стр. 25, 1 абзац. Что такое внутренняя обязанность человека? (способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок. )

- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков).

г)ПРАКТИКУМ /ситуации/

- Стр. 25, 2 абзац. Прочитайте. Коллективно.

КТО? ЗА ЧТО? ПЕРЕД КЕМ?

д) Определите отношения ответственности и заполните таблицу

Кто?

За кого?

Родители




Учителя




Дети




Ученики




Люди




Друг




Человек







  1. Закрепление изученного. Упражнение «Да-нетка»

Инструкция: если называемую форму поведения вы считаете благоприятной, то поднимаете руку; если, по-вашему, эта форма неудобна, соответственно, ваша рука спокойно лежит на парте.

  • Умение внимательно слушать и слышать;

  • Перебивание друг друга, нетерпение;

  • Похвала, согласие с правом других на иное мнение;

  • Стремление разобраться, понять чужую точку зрения;

  • Обвинения упрёки, угрозы в адрес другого человека;

  • Интересоваться заботами и делами родных и близких;

  • Оскорбление, обзывание;

  • Совет, предложение;

  • Утешение, подбадривание;

  • Поддержка;

  • Приказ, указание;

  • Уважение;

  • Благожелательность;

  • Осуждение, критика;

  • Вежливо разговаривать, не повышать голоса, не хлопать дверью, сдерживаться в любой ситуации;

  • Обращаться по имени, потому что имя – самое приятное для человека слово.


РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ТЕКСТОМ. /РЕЗЕРВ/

В.А.Сухомлинский

Как воспитать настоящего человека

(Отрывок)

Самое большое счастье для отца и матери - твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.

Если люди считают тебя плохим человеком - это большое горе для твоей матери и твоего отца.

По-настоящему любить отца и мать - это значит приносить в дом мир и покой.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья - это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, - это большое несчастье.

Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери - быть послушными детьми. Подчинение воли родителей - первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу - ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.



ВОПРОСЫ:

1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?

2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?

3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?




  1. Итог урока: Легко ли быть свободным?

  2. Домашнее задание:

прочитать урок № 10. Записать в тетрадь условия ответственного поведения (учебник страница 24)

  1. Работа с «Деревом достижений»

Приложения

Свобо́да — это наличие возможности выбора варианта исхода события. Отсутствие такого выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе.

В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

Свобода — средство для достижения цели и смысла жизни человека. У язычников идеалы свободы послужили основой создания демократического общества, классическим примером которого стали Афины в Древней Греции. В последние столетия к этим идеалам вернулось и современное общество.

Свобода — это осознанные действия человека, основанные на этике окружающего его общества



С. Баруздин.

СТАРАЯ ИСТОРИЯ

В одном приличном доме долго спорили: заводить или не заводить собаку. Мама категорически возражала. Папа поддерживал маму. А сын продолжал настаивать. Мама говорила:

- Это ужасно! От собаки одна грязь! И хлопот с ней не оберёшься!


  • Пожалуй, верно,— говорил папа.

  • А я хочу! — повторял сын.

Мама сдалась тогда, когда вспомнила, что собака может охранять дом. Ведь у многих соседей были собаки. Папа согласился с мамой:

- Правда, у нас много дорогих вещей, и, когда мы уходим из дома...

Так в доме появился трёхмесячный щенок — водолаз, по кличке Бобик. Белый, лохматый и очень смешной.

Поначалу все радовались появлению Бобика. Ласкали его и кормили, а сын выводил его на участок возле дома — на прогулку. Сын радовался.

Мама молчала, пока Бобик не погрыз её туфли и не покорябал ножку у современного шкафа и ещё одну ножку у старинного кресла. Папа перестал замечать Бобика, словно его не было.

Сын пока ещё выводил Бобика на прогулку. Но уже не пять раз и не три, как было прежде.

Споров в доме теперь не было, только часто возмущалась мама:

— Эта собака загадила весь дом! Эта псина испортила всю обувь и всю мебель!


Папа подтверждал:

Мы же говорили!..

А сын уже забывал выводить Бобика на прогулку даже один раз.

И никто не называл Бобика — Бобиком, а только собакой и псиной...

Как-то ночью Бобик заскулил, у него что-то болело или он просто просился на улицу. Папа и сын спали. Мама не спала.

Мама взяла скулившего Бобика, вынесла из дому и, когда щенок сделал все необходимое, проводила его за ограду.

— Катись отсюда, и чтобы духу твоего здесь не было! Хорошо?

В словах мамы была даже ласка.

Утром никто не заметил отсутствия Бобика.

Когда заметили, мама сказала:



  • Он ночью выходил на улицу и пропал. Не вернулся... Куда он мог деться, никак не
    пойму!

  • Ничего, не волнуйся,— сказал папа.— Может, он ещё вернётся...

  • Собаки всегда возвращаются к хозяевам,— авторитетно заявил сын и занялся
    своими делами.

Больше о Бобике никто в доме не вспоминал. Через неделю прохожий мальчишка подобрал на улице щенка. Грязного, лохматого и очень несчастного. Сначала щенок куснул его, а потом облизнул. Мальчишка приласкал щенка и принёс его в дом.

- Это ужасно! — сказала мама мальчишки.— Он же мог погибнуть на улице.

- Верно,— сказал папа мальчишки.— Молодец, что принёс его!

- Давайте его накормим отмоем! — сказал мальчишка.

Никто в доме не знал, что щенок зовётся Бобиком.

И Бобик не мог сказать, что он — Бобик. Щенка отмыли, накормили и стал он жить в новом доме. Потом дали ему имя Шустрик, и он стал откликаться на него. Даже тогда, когда его ругали. А ругать приходилось: Шустрик по молодости таскал и грыз обувь и ножки стульев, и бедокурил, как мог.



Год прошел, и другой. Подрос Шустрик. Стал большим, красивым, гордым. И ласковым.

Уроки Соломона О свободе


  Однажды некто пришел к Соломону в миг, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и сказал:
   — Царь, помоги мне, я в печали. Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они закидали мой дом камнями.
   Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:
   — Для чего освобождал ты рабов своих?
   Так ответил пришедший за советом:
   — Мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех из рабов, с кем провел детство. Я мнил сделать их счастливыми.
   Тогда Соломон спросил:
   — А кто сказал тебе, что свобода — это счастье, а счастье — это свобода?
   И еще сказал он:
   — Взгляни на этого хищного сапсана. Хотя он содержится в клетке, на охоте он — господин и повелитель. Если он не захочет охотиться, его никто не заставит — и все равно вечером он получит своего кролика. Он волен улететь, и его никто не задержит — значит, он со мной, покуда сам того желает. Для него свобода — не счастье, она для него — жизнь.
   И добавил он:
   — Есть и другая птица — курица. День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. Если ее выпустить в степи, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Для нее свобода — не счастье, она для нее — смерть.
   Спросил тогда отчаявшийся проситель:
   — В чем же тогда мудрость?
   И ответил Соломон:
   — Мудрость хозяина в том, чтобы отделить сапсанов от кур. Первых ты погубишь неволей, вторых — свободой.
   И еще сказал он:
   — Сапсанов мало, кур много, но нужно беречь и тех, и других.
   Муж ответил:
   — Я понял тебя, о царь.
   — Тогда иди же и впредь умей отделять одно от другого.
   Проситель поклонился до земли и вышел в задумчивости.
   




Я философ; это значит, что у меня есть вопрос на любой ответ. Роберт Зенд
ещё >>