Управление производительностью в организациях полиграфической деятельности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практическая реализация социоинженерной деятельности в организациях... 1 120.25kb.
Тема № Управление бизнес-процессами бюджетной организации 1 132.67kb.
Рабочая программа По дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»... 1 364.58kb.
Об организации деятельности детского 1 54.5kb.
Программа 2-ой Международной 1 59.58kb.
Методическое обеспечение формирования и развития систем управления... 3 548.43kb.
Определите их совместную кпв (объединенную) 1 10.13kb.
Программа «Организационная психология» 1 25.77kb.
Программа «Клиническая психология» 1 25.92kb.
Программа дисциплины «Управление персоналом в образовательных организациях» 1 387.59kb.
Субрегиональный офис ООН женщины в странах восточной европы и центральной... 1 76.01kb.
Исследование и разработка кабелей для систем связи, сигнализации... 1 302.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Управление производительностью в организациях полиграфической деятельности - страница №1/2



На правах рукописи

КОЖАНОВ

Михаил Владимирович

Управление производительностью в организациях полиграфической деятельности

Специальность: 08.00.05 – «Экономика и управление народным

хозяйством: экономика, организация и управление организациями, отраслями, комплексами» – промышленность (экономические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2012

Диссертация выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» на кафедре «Финансы, учет и анализ».


Научный руководитель: Доктор экономических наук, профессор

Никандрова Лариса Константиновна
Официальные оппоненты: Шумянкова Наталья Викторовна

доктор экономических наук,

профессор ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет приборостроения и информатики», профессор кафедры «Менеджмент»



Лукашевич Владимир Владимирович

кандидат экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», профессор кафедры «Управление персоналом»


Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Московский институт

предпринимательства и права»

Защита диссертации состоится «30» мая 2012 г. в 17.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.147.04 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» по адресу 125008 г. Москва, ул. Михалковская, 7.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова».
Автореферат разослан «28» апреля 2012 г.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап развития российской экономики характеризуется вхождением нашей страны в мировое экономическое сообщество и углублением рыночных отношений. Это сопровождается обострением конкурентной борьбы в большинстве видов экономической деятельности, все большей ориентацией производителей на максимальное удовлетворение массового потребителя, а также ускорением процесса поступления на рынок новых продуктов и технологий. В связи с этим новое значение приобретают проблемы изучения управления производительностью, являющейся одним из факторов повышения конкурентоспособности организации.

Рассмотрение производительности как результата протекания внутрифирменных процессов, связанных со стоимостью и себестоимостью конечного продукта, уровнем использования производственных мощностей и ресурсов хозяйствующего субъекта, безусловно, актуально. В то же время растущая зависимость рыночного предложения от запросов потребителей требует и другого подхода к рассмотрению сущности данного понятия.

На сегодняшний день состояние полиграфической деятельности характеризуется отставанием многих отечественных организаций от иностранных конкурентов по уровню производительности. Необходимость непрерывного улучшения качества полиграфических работ обусловливает актуальность оценки и повышения производительности организации не только за счет количественного увеличения выпуска продукции, но и с точки зрения ее качественных улучшений, перехода на новый уровень производства.

Производительность хозяйствующего субъекта, в частности, организации полиграфической деятельности, необходимо исследовать как один из важнейших показателей, связывающих внутреннюю среду организации с внешней, а именно, с позиции производственных факторов, от которых она зависит, и целевых установок, на достижение которых она направлена.



Степень разработанности проблемы. Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области управления.

Понятие производительности организации является сравнительно новым для отечественной практики, необходимость его появления связана, главным образом, с переходом России к рыночным условиям хозяйствования. Вопросы исследования производительности рассматривались в работах многих отечественных и зарубежных ученых, в результате чего на сегодняшний день существуют две основные концепции производительности, охватывающие внутренние процессы хозяйствующего субъекта: производительности труда и производительности всех факторов производства.

Наиболее существенный вклад в развитие теории и практики производственного планирования внесли отечественные ученые М.М. Алексеева, И.Э. Берзинь, М.И. Бухалков, Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, В.П. Грузинов, В.Д. Камаев, Г.Я. Киперман, В.А. Козловский, А.М. Ковалевский, Н.Д. Кондратьев, Г.А. Краюхин, Н.П. Лебединский, Л.Е. Стариков, О.Г. Туровец, Э.А. Уткин и др., а также зарубежные специалисты Р. Акофф, И. Ансофф, К. Боумэн, П. Друкер, У. Кинг, Ф. Котлер, М. Мескон, Т. Питерс, М. Портер и др.

Проблемы управления производственной деятельностью рассматрива­лись в научных исследованиях экономистов полиграфического профиля. На отраслевом уровне ученые С.А. Бескоровайная, В.А. Богомолова, Н.М. Гущина, М.В. Данилова, И.М. Ефимова, М.Е. Исакова, О.Г. Исаева, В.К. Кондрашова, Ю.С. Левин, М.В. Ливсон, В.Б. Лукин, Е.М. Марголин, Е.М. Мерзликина, Г.В. Миронова, Р. В. Марушков, А.В. Некрасов, Э.В. Николь­ская, Н.М. Сперанская, Г.Н. Степанова, Т.А. Уколова, Р.А. Чванов, Л.А. Черномырдина и др. много внимания уделили проектированию полиграфических организаций, органи­зации производства, ассортиментной политике, совершенствованию форм и методов организации труда, эффективности производственной деятельности.

При этом отдельные аспекты пробле­мы управления производственными системами в условиях современных экономических реалий проработаны недостаточно глубоко. Недостаточно разработаны вопросы управления производительностью в условиях высокого уровня неопределенности и нестабильности рыночного пространства.

Цель диссертационной работы состоит в разработке рекомендаций по повышению производительности полиграфических организаций на основе использования экономических показателей и измерителей.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

– определить понятие производительности полиграфической организации;

– исследовать существующие показатели производительности на уровне хозяйствующего субъекта;

– обосновать актуальность измерения и оценки производительности как элемента управления хозяйствующим субъектом в условиях рыночной экономики;

– систематизировать методики оценки производительности в организации и установить целесообразность их применения в условиях рыночных отношений;

– разработать систему показателей оценки производительности полиграфической организации и провести апробацию разработанной системы в конкретных полиграфических организациях.

– классифицировать факторы повышения производительности полиграфической организации.


Объектом исследования является система управления организацией.

Предметом исследования является производительность организаций полиграфической деятельности.

Базой исследования послужили данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также управленческого учета четырех полиграфических организаций: ОАО «Первая Образцовая типография», ООО «Август Борг», типографии им. Скворцова-Степанова ФГУП Издательство «Известия». Период исследования – 2007–2010 гг.

Теоретико-методологической основой настоящего исследования стали научные труды и практические разработки российских и зарубежных ученых в области производительности факторов производства, управления хозяйствующим субъектом, состояния и развития полиграфической промышленности, материалы научных конференций, докладов, периодической печати. Исследование проводилось с использованием системного подхода, методов анализа и синтеза, оценки причинно-следственных связей.

Научная новизна диссертационной работы заключается в получении следующих результатов:

– сделан вывод, что производительность полиграфической организации как один из важнейших показателей, связывает внутреннюю среду организации с внешней и должна рассматриваться с позиции производственных факторов, от которых она зависит, и целевых установок, на достижение которых она направлена;

– установлена взаимосвязь производительности хозяйствующего субъекта с показателями деловой активности, с одной стороны, и показателем доходности капитала, характеризующим уровень его конкурентоспособности, с другой;

– разработана система управления производительностью полиграфической организации, включающая показатели оценки производительности хозяйствующего субъекта;

– разработана структурно-логическая модель управления производительностью полиграфической организации.

Результаты, полученные лично автором, и их научная новизна

– классифицированы формы и виды производительности, что позволит организациям комплексно подходить к решению вопросов повышения производительности ресурсов в процессе производственной деятельности, а также расширить круг факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;

– обосновано и доказано существование взаимосвязи между производительностью и эффективностью бизнеса, которая должна найти отражение при создании модели управления различными сферами деятельности организации, так как рост производительности характеризует успешность деятельности экономического субъекта и должна рассматриваться во взаимосвязи выгод и потерь экономического субъекта;

– систематизирована и дополнена инструментальная база управления производительностью, что позволит реализовать требования системного подхода к повышению эффектности деятельности организации;

– разработана система оценки производительности, основанная на расчете показателей продуктивности потенциальных (плановых) результатов и (или) бюджетных (плановых) затрат, что позволит выбирать оптимальное управленческое решение, способствующее усилению конкурентной позиции полиграфической организации.

Соответствие паспорту специальности

Диссертационное исследование соответствует п. 1.1.1 «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями в промышленности» и п. 1.1.13 «Инструменты и методы менеджмента промышленных организаций, отраслей, комплексов» паспорта специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление организациями, отраслями, комплексами» – промышленность (экономические науки).



Практическая значимость исследования состоит в возможности использования системы управления производительностью полиграфической организации, в том числе показателей оценки, в практической деятельности типографий, вне зависимости от объемов деятельности и форм собственности, что будет способствовать повышению удовлетворенности заказчиков полиграфических работ и достижению конечных целей деятельности полиграфических организаций.

В диссертации рассмотрена взаимосвязь производительности хозяйствующего субъекта с показателями деловой активности, с одной стороны, и показателем доходности капитала, характеризующим уровень его конкурентоспособности, с другой. Это позволяет выявить рычаги управления производительностью, что, в свою очередь, приводит к разработке мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности.



Апробация: Основные положения диссертации и результаты проведенных исследований докладывались и обсуждались на научно-технических конференциях молодых ученых ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» в 2009–2011 гг., на заседаниях кафедры «Финансы, учет и анализ».

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе МГУП имени Ивана Федорова при чтении лекций по дисциплинам «Экономика организации», «Стратегический менеджмент», «Производственный менеджмент», «Комплексный экономический анализ деятельности организации», «Учет затрат калькулирование и бюджетирование в полиграфии».

Результаты авторских разработок применены в типографии им. Скворцова-Степанова ФГУП Издательство «Известия», доказана эффектность разработанной системы управления производительностью полиграфической организации.

Публикации:

Основные теоретические и методологические разработки диссертационного исследования опубликованы в 4 статьях общим объемом 1,7 п.л., в том числе 2 статьи опубликованы в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендуемом ВАК РФ (личный вклад автора составил 1,5 п.л.).



Структура и объем диссертации: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Иллюстративный материал представлен таблицами и рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дана общая характеристика работы: обоснована актуальность темы диссертационного исследования, показана степень изученности вопроса российскими и зарубежными авторами, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект, предмет, информационная база исследования, раскрыты элементы научной новизны и основные результаты, выносимые на защиту. Показана практическая значимость и апробация результатов проведенного исследования.

В первой главе диссертации рассмотрены теоретические аспекты производительности хозяйствующего субъекта: экономическая сущность понятий «производительность», «производительность процесса», взаимосвязь видов производительности и конкурентоспособности организации.

Наряду с понятием производительность существуют такие понятия как результативность и эффективность.

Результативность и эффективность. По словам Питера Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи». А эффективность является следствием того, что «Правильно создаются те самые вещи». И первое и второе одинаково важно. Иногда переводится и то и другое как «Эффективность». Следует иметь ввиду важные различия:

– effective, effectiveness – результативный, результативность – это внешняя эффективность, измеряющая достижения целей организации;

– effecticient, efficiency – эффективный, эффективность – это внутренняя эффективность, экономичность, измеряющая наилучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов в организации.

Производительность – это результативность в том смысле, что «делаются правильные вещи», является чем-то неосязаемым, что трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Но эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому, что можно определить денежную оценку ее входов и выходов, т.е. потребленных ресурсов и выпускаемой продукции.

Если рассматривать производительность как предельно широкую экономическую категорию, то она характеризует и сравнительно показывает степень эффективности работы организации: использование ресурсов; целесообразность организационной структуры; уровень квалификации ее работников и их мотивации к труду; современность технологий и методов работы; информационное взаимодействие в пространстве конкуренции и многое другое. Иными словами оценивает возможности, потенциал организации, т.е. затраты на свою деятельность – с одной стороны. С другой – определяются результаты деятельности организации, реализованные на рынке в виде продажи товаров, услуг и других видов и форм.

Соотношение этих величин: затрат организации на свою деятельность и результаты составляет концептуальное понятие производительности в странах с развитой рыночной экономикой.

Термин productivity – «производительность» отражает комплексную, факторную производительность (которая является следствием использования всех видов ресурсов), а не только производительность труда, что характерно для методологии, принятой в традиционной советской и российской практике.

Таким образом, производительность можно рассматривать как общий показатель, характеризующий результативность (эффективность) использования ресурсов для производства продукции.

Основные определения производительности представлены в табл. 1.

Производительность хозяйствующего субъекта, в частности, организации полиграфической деятельности, необходимо исследовать как один из важнейших показателей, связывающий внутреннюю среду организации с внешней, а именно, с позиции производственных факторов, от которых она зависит, и целевых установок, на достижение которых она направлена (рис. 1).

Отсутствие общепризнанного определения производительности порождает путаницу в подходе к содержанию производительности, способам ее измерения и определения резервов повышения.

По-нашему мнению, право на существование имеют обе точки зрения. Кроме того, они не исключают друг друга.

В первом случае (отечественный опыт) определяется производительность живого труда, а степень использования материалов и основных средств (прошлый труд) и влияние их на производительность труда определяются при помощи специальных экономических показателей.

Экономисты стран с развитой рыночной экономикой под производительностью понимают эффективность работы организации с учетом всех действующих факторов. Иными словами производительность представляется как интегральный показатель, учитывающий все факторы, влияющие на деятельность организации.

Таблица 1 – Основные определения производительности


Авторы

Определению производительности

Д. Кендрик, С.Дж. Синк

Отношение количества продукции, произведенной данной системой за данный период времени, к количеству ресурсов, потребленных для создания или производства этой продукции за тот же период

Г.Р.Кремнев


Отношение объема произведенной продукции, работ или услуг, реализованных организацией, к затратам на их созидание

Е.М. Мерзликина.


Отношение произведенной продукции в договорных ценах (или натуральном выражении, если речь идет о внутренней единице анализа – отдельном подразделении) к совокупности производственных затрат, включенных в себестоимость этой продукции

Е.К. Фролова


Представляет собой объем выполненных, принятых и удовлетворивших требования потребителя полиграфических работ установленного образца в расчете на единицу затраченных для этого ресурсов
В диссертации рассмотрена взаимосвязь производительности хозяйствующего субъекта с показателями деловой активности, с одной стороны, и показателем доходности капитала, характеризующим уровень его конкурентоспособности, с другой. Это позволяет выявить рычаги управления производительностью, что, в свою очередь, приводит к разработке мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности.

Формирование производительности хозяйствующего субъекта отражено через блок «производительность процесса», что актуально для полиграфических организаций, в которой печатная продукция производится последовательно, проходя необходимые стадии полиграфического производства, на каждой из которых создается соответствующий результат и формируются затраты (рис. 1).






Рисунок 1 – Взаимосвязь производительности и конкурентоспособности хозяйствующего субъекта


Рассмотрев производительность как часть внутренней системы организации, исследуем, насколько она зависима от факторов воздействующих на нее.

В частности, Д.С. Синк рассматривает повышение производительности как результат управления и вмешательства в ключевые процессы преобразования и труда.

Повышение производительности организации будет иметь место в ряде случаев:

– увеличение выручки – неизменные затраты факторов;

– увеличение выручки – уменьшение затрат факторов;

– неизменная величина выручки – уменьшение затрат факторов;

– уменьшение выручки – уменьшение затрат факторов большими темпами;

– увеличение выручки – увеличение затрат факторов меньшими темпами.

Схематично это можно представить в табл.2.

Изучение представленных выше условий позволяет создать рычаги воздействия на показатели результатов и затрат, способствующие достижению параметров, свидетельствующих об эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо произвести выбор критериев эффективности, которыми могут служить нормативы, заложенные в бюджете (плане) организации. В частности, это может быть превышение темпов роста выручки от продаж над темпами роста себестоимости продаж, обеспечивающее получение необходимого прироста собственного капитала. Этот прирост, измеряемый показателем доходности капитала, в свою очередь, будет обеспечивать необходимый уровень дивидендов учредителей и инвесторов, а также рост капитализации хозяйствующего субъекта, то есть удовлетворение экономических интересов участников рынка.

Таким образом, производительность хозяйствующего субъекта как категория рыночной экономики выполняет свою стимулирующую функцию в современных условиях. Показатель производительности служит связующим звеном между внешней и внутренней средой в организационной системе, каковой является хозяйствующий субъект – участник современного экономического процесса.




Условие

Затраты уменьшаются


Затраты остаются неизменными


Затраты возрастают, но более низкими темпами

Затраты

уменьшаются, но более

высокими темпами

Выручка

увеличивается

Растут цены на продукцию, объемы производства. Изменения в ассортименте вызывают уменьшение трудоемкости, техникоемкости, материалоемкости затрат, проводится режим экономии ресурсов, внедрение инноваций

Растут цены на продукцию, объемы производства и ассортимент не меняются. Осущест-вляется политика повышения цен


Растут цены на продукцию, объемы производства. Изменения в ассортименте вызывают рост трудоемкости, техникоемкости, материалоемкости затрат. Проводится режим экономии ресурсов, внедрение инноваций

X

Выручка неизменна

Ассортимент, цены, объемы производства не изменяются. Проводятся мероприятия по повышению технической эффективности (режим экономии ресурсов)

X

X

X

Выручка уменьшается

X

X

X

Осуществляется политика понижения цен, изменений в ассортименте, со­кращения объемов производства. Проводится режим экономии ресурсов.

Таблица 2 – Условия повышения производительности полиграфических организаций



следующая страница >>



Лучше уж петь в опере, чем ее слушать. Дон Херолд
ещё >>