Упражнения по развитию навыка чтения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами 1 113.87kb.
Самоанализ урока 1 91.88kb.
Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных... 6 1456.51kb.
Контрольная работа по чтению 4 класс (2010-2011 уч год) Цель: проверка... 1 9.91kb.
«Животные», «Числительные». Совершенствование навыков перевода 1 50.47kb.
Консультация для родителей Домашние упражнения по подготовке руки... 1 41.01kb.
Занятие по лексической теме "Зима. Зимующие птицы" Лексическая тема... 1 126.77kb.
Приёмы формирования навыка чтения. Прогнозирование-один из основных... 1 60.75kb.
«По грибы» 1 24.76kb.
Литература для учащихся 1 149.97kb.
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса 1 71.6kb.
Л автоматизация звука Л 1 87.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Упражнения по развитию навыка чтения - страница №1/1

Упражнения по развитию навыка чтения


Все упражнения разделены на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.

1.Упражнения для развития сознательного (осознанного чтения).

Первая группа – логические упражнения.



  1. Что общего в словах и чем они отличаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил




  1. Назовите одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

ножницы, клещи, молоток, пила, грабли, шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

картофель, свекла, лук, капуста;

лошадь, корова, свинья, овца;

туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;

липа, береза, ель, сосна;

курица, гусь, утка, индейка;

зеленый, синий, красный, желтый.
3.Какое слово лишнее и почему?

Красный, синий, красивый, желтый;

время, час, секунда;

дорога, шоссе, тропинка, путь;

молоко, сметана, простокваша, мясо;

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;

ель, сосна, кедр, осина;

лук, огурец, морковь, яблоко;

гриб, ландыш, ромашка, василек.

4.Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа стакан.

У них одинаковое количество букв;

Они одного рода:

Они состоят из двух слогов.

5.Путем перестановки букв составь слово.

Уклбо, сноас, упкс.


6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксер.

Молоко, нерест, тарелка.

7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама.

Пуговица, молоток, лава.

Укор, бузина, тина.

Поворот, пороша, канава.

8.Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружье.

Соломка, пора, мель.

Лиса, бельмо, полет.

Смола, слеза , берет.

9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти существительных тоже связь. Найди четвертое слово.


а) Песня-композитор; самолет- ?


- аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;

б) школа- обучение, больница-?



  • доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

в) нож- сталь; стул - ?

-вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

г) лес -деревья , библиотекарь, театр, книги;

д) утро- ночь, зима-?

-мороз, день, январь, осень, сани.

10. Раздели слова на группы.



Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.

Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.



Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

12. Какие буквы, слог, слово лишние.



а у р о ы

ма ра ла ны та

ку на ды ти ло

река, речка, ручей, ручка, ручеек

Вторая группа – игры по составлению слов со словами.



  1. Найдите слово в слове.

Гроза газета кустарник


поднос шоколадка

шутка щепка ярмарка

часовщик

  1. Подбери пару.

а)

песня

практичный

площадь

примерный

подруга

прилежный

почтальон

праздничный

подарок

полосатый

полотенце

полотняный

портфель

прекрасный

парикмахер

приятный

б)

загар

золотистый

звонок

занимательный

забор

знаменитый

зубр

звонкий

задача

зрелый

земляника

зеленый

3.Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы:

З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.

Шарады.


Начало – голос птицы,

Конец - на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда. (Картина)

С буквой к живу в лесу.

С буквой ч овец пасу. (Кабан – чабан

5. Ребусы:

рона (ворона) рота (ворота) ка (канава) ком (комната)

ва та

7. Найди животное среди строк.



насос сосет речную воду;

и шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

8.Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м



ма ти си ра му ло ка до

Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.



  1. Составь текст (перестановка предложений).

Тексты подбираются к теме урока.

2.Составь предложения (3-4) к теме урока.



В школе.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов,

чайки.

  1. Закончи рассказ.


Забота о птицах


Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Дежурные.
Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…

Четвертая группа – работа с текстом (учебник).



  1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.



  1. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос (Вопросы написаны на доске.)



  1. Задай вопросы по тексту или по части текста.



  1. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

  2. Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его тестом.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части.

6.Выборочное чтение.

7.Пересказ по вопросам и без них.

8.Составление плана текста.



II. Упражнения для формирования правильности чтения.

Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

1. Назови картинки – 5 предметов (далее больше).

Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.

2. Опиши предмет (показать и убрать).

3. Опиши движущийся предмет (взять в руку – поднять и опустить).

4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по

звучанию).



Бочка-точка, бабушка-бабочка, кошка-ложка.

5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений , текста).

6.Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить

обед.


7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

8.Выбери из всех слогов- слоги-слияния, слоги со стечением согласных,

закрытые слоги.

9. Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог,

два слога и т.д.

10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8-10 слов.

11.Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-ый слог (2-й,3-й)

(показать 5-6 предметов).

12.Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т.д.

13.Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.

14.»Фотоглаз».

15. Повтори скороговорку, предложение, текст.

16.Заучивание четверостиший.

Вторая группа –упражнения со словами.



  1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел-мель-мыл-мал-мял; мышка-мошка-мишка-миска

  1. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст- стук, сосна-насос, мех-смех, мышка-камыш, марка-ромашка.

3.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.



Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

4. Чтение «перевертышей».



Лев ел волов, Иди искать такси,иди.

5.»Сквозная буква», «Лесенка»:

-з- ч___

-з- ч____

-з- ч______

-з- ч_________

6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед

чтением


7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой

или морфемный состав.



Ш. Упражнения для развития беглости чтения.

Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.



  1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.)



  1. Работа по таблицам Шульте.

Развитие поля зрения по горизонтали.

8 4 7

22 9 14 18 7

2 1 5

3 12 6 23 20

639

21 4 1 25 15




13 5 24 11 17




10 8 19 2 16

Развитие поля зрения по вертикали:

Комплект № 1



13

33

9

4

26

3

22

19

2

30

28

31

12

24

6

7

10

21

27

14

35

18

1

16

8

23

5

29

32

11

15

34

17

25

20

Комплект № 2













26

31

23

5

21

17

3

35

11

29

14

22

8

24

6

20

33

27

16

13

12

30

18

2

34

1

7

25

28

9

32

10

15

4

19

3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.



сок

Света

ива

носки

место

кресло

Сам

каток

клетка




кукла

кукла




магазин

рак

Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка

4. Чтение столбиков с трафаретами.

(Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках I класса – 3-5 слов,II класса – 10-12 слов,III класса – 15-18 слов,IV класса – 20-25 слов.


чек

красный

защелка

универмаг

зуб

бегать

лаборант

продовольствие

дом

игра

молоко

учебники

5. Определи разницу.

Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование.

Беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.

6. Назови по порядку.



беседа

буря

Плач

несчастье

вьюга

Рев

горе

поземка

Слезы

печаль

метель

Рыдания




Ветер






Вихрь







Ураган







шторм




7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом.

Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать

буквы, которые увидели.

№ 1 № 2 № 3


г я

а

с



с

с


о м

з а


б

ж к


п я

а

р щ





ю й

а

д



э й
№ 4

8. Наборы Т.Н. Федосенко.

Тесты зрительных диктантов.

9. «Фотоглаз».

10. «Угадай-ка».

Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.

11. «Кто быстрее?»

У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.

12. «Бегущая строка».

13. Работа по таблице.

Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков

(слова из словаря).

















1. агроном

ж железо



медведь

осина

календарь

метал

билет

пенал

растение

комната

инженер

деревня

дорога

ребята

лисица

заяц

капуста

одежда

месяц

самолет

орех

дежурный

аллея

Москва

огурец

язык

метро

топор

ветер

сирень

2 .интересный

морковь

к желтый



праздник

овощи

русский

молоко

север

пальто

посуда

сапог

комбайн

осина

телефон

мороз

коньки

путешествие

сверкать

магазин

ужин

трактор

лагерь

корабль

шоссе

сеялка

солома

шофер

завод

сорока

погода

3. октябрята

хлебороб

директор

с аккуратно



командир

трамвай

космонавт

черный

желать

квартира

горизонт

пассажир

председатель

лестница

земляника

картофель

столица

солдат

Россия

костер

ворона

город

тетрадь

хорошо

корова

народ

билет

берег

улица

ягода

4.правительство

воробей

з свобода



библиотека

революция

коллектив

ракета

девочка

фамилия

вагон

медленно

богатство


спасибо

песок

учитель

карандаш

Родина

пшеница

урожай

ученик

товарищ

малина

субботник

газета

класс

герой

портрет

машина

вокзал

платок

Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается

(звездочка, синяя, точка снизу, круг, желтая, точка, пятое, сверху и т. д.).

Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.

1. Артикуляционная гимнастика:

а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги.

б) слова, трудные для произношения.

2. Скороговорки.

3. «Бегущая лента».

Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо

Успеть прочитать.

4. Чистоговорки.

5.Различные виды чтения:

а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя,

б) хоровое чтение,

в) чтение в парах,

г) чтение одновременно с ведущим,

д) чтение с убыстрением темпа,

е) чтение с переходом на незнакомый текст,

ж) чтение в темпе скороговорки,

з) чтение - «спринт»,

и) жужжащее чтение,

к) скачкообразное чтение «Кенгуру». И т.д.



IV.Упражнения для развития выразительности чтения

1. Чтение слова с разными оттенками интонации.

2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

3. Упражнения для дыхания.

4. Упражнения для развития голоса.

5. Упражнения для дикции.

6. Чтение небольших стихов, например:

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

И несут меня не кони,

А блестящие коньки.

7. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости

от текста.

8. Чтение по ролям, в лицах.

9. Использование «памятки»:

а) представь себе то, о чем читаешь, подумай, какое чувство можешь передать

при чтении,

б) читай четко слова и окончания,

в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

В паре:


  1. обратитесь к собеседнику, назвав его по имени, пригласите к беседе.

  2. задайте вопрос о его планах на сегодня.

  3. выразите свое отношение к его планам, начав со слов:

Я думаю, что ….

Расскажите об услышанном в предыдущем диалоге, точно передавая имена авторов слов, используйте такие выражения:



Аня спросила: «

Андрей ответил: «

Напишите, что может говорить каждый из героев:

Весна в тундре.

Старый охотник в беличьей шапки и сапогах из оленьей кожи шел по тундре.




Мужчинам — их права, и не больше того; женщинам — их права, и не меньше того. Сьюзен Энтони
ещё >>