Учебное пособие Волгоград 2010 ббк 87. 4я723 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическое пособие Волгоград 2010 ббк 78. 307(2Рос-4Вог) К79 4 639.93kb.
Учебное пособие Волгоград 2008 ббк 81. 2 Нем. 7я723 3 331.6kb.
Учебное пособие Волгоград 2009 ббк 63. 3(2)я73 5 1156.76kb.
Учебное пособие Волгоград 2011 ббк 65. 291. 212я73 9 1439.68kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2008 ббк 65В631 м 90 4 540.11kb.
Учебное пособие Под научной редакцией д э. н., профессора В. 1 96.54kb.
Учебное пособие Волгоград 2010 (075) 8 1263.82kb.
Учебное пособие Пенза Издательство пгу 2010 ббк 65. 050 Ф34 Рецензент ы 11 1036.69kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2006 ббк 65. 042. 7 1194.58kb.
Книга 4 учебное пособие Вторая редакция 2010 г., 141. 82, 061. 45 6165.61kb.
Учебное пособие для магистров Санкт-Петербург 2010 4 706.39kb.
Доклад о ситуации со свободой собраний в россии 4 602.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебное пособие Волгоград 2010 ббк 87. 4я723 - страница №4/4


6. Гипотеза как научное предположение

Упражнение № 269. Гипотеза, выдвигаемая в ходе следствия или судебного расследования конкретного дела, является:

а) единичной;

б) общей;

в) частной (особенной);

г) гипотезой не является.

Упражнение (задача) № 270. Третий том своего романа «Война и мир» Л. Н. Толстой начинает размышлениями о предположительных причинах войны 1812 года, фрагмент которых приводится ниже:

«Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п. …

Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии, и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее…»

Заключительные главы романа, в центре которых все тот же вопрос о войне 1812 года, являются философским обоснованием законов истории, свободы и необходимости в деятельности не только отдельных личностей, но и огромных масс людей.

Можно ли эти сюжетные части произведения рассматривать как выдвижение гипотезы и построение теоретического знания на основе проверки гипотезы? Если да, то какие способы подтверждения гипотезы (прямые или косвенные) использованы автором? Свой ответ обоснуйте.

Упражнение № 271. Обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных факторов, единичных объектов действительности – это:

а) гипотеза единичная;

б) гипотеза общая;

в) гипотеза частная;

г) версия.

Упражнение (задача) № 272. Рассмотрите пример из истории науки:

В результате теоретических расчетов, выполненных на основе небесной механики Ньютона, было выявлено расхождение между теоретически вычисленным движением планеты Уран и наблюдаемым её движением на небесной сфере. При этом были учтены возмущающие действия других небесных тел на движение Урана. Таким образом, возникла ситуация, логическая суть которой – отсутствие тождества.

Однако уверенность ученных в правильности механики Ньютона и правильности результатов наблюдений была столь высока, что причину расхождения заподозрили в совокупности сведений. Было высказано предположение, что эта совокупность неполна, так как не учитывает существование еще одной, неизвестной планеты, орбита которой более удалена от солнца, чем орбита Урана, и возмущающее действие которой как раз и является причиной указанного расхождения.

В результате проведения астрономических наблюдений планета действительно была открыта в указанном месте и получила название Нептун.

На примере этого научного открытия выделите основные этапы построения гипотезы.

Упражнение № 273. Рассмотрите пример рассуждения героя мультфильма Винни Пуха: «Жужжит… А зачем тебе жужжать, если ты не пчела?»

Можно ли это рассуждение принять за гипотезу? Если да, то к какому виду ее можно отнести?

а) гипотеза единичная;

б) гипотеза общая;

в) гипотеза частная;

г) гипотезой не является.



Упражнение № 274. Предположение о свойствах, причинах, структуре, связях изучаемых объектов называ­ется:

а) гипотезой;

б) аналогией;

в) суждением;

г) понятием.

Упражнение № 275. В научном познании гипотетико-дедуктивный метод получил широкое распростране­ние и развитие в:

а) 15 – 16 вв.;

б) 19 – 20 вв.;

в) 13 – 14 вв.;

г) 17 – 18 вв.

Упражнение (задача) № 276. Рассмотрите пример из истории науки:

Создавая свою знаменитую таблицу химических элементов, Д. И. Менделеев оставил в ней некоторые клетки незаполненными, так как в то время соответствующие химические элементы не были известны. Одно из таких мест отводилось химическому элементу, который Менделеев назвал экаалюминием, он же теоретически вычислил атомный вес экаалюминия и предсказал его свойства. Через некоторое время французский исследователь П. Лекок экспериментально выделил новый химический элемент, названный им галлием. Химические свойства его совпадали с теми, которые предсказал Менделеев, но обнаружилось расхождение между предсказанным и выявленным атомным весом.

Для Лекока это послужило основанием для заявления о неверности открытия Менделеева. Однако Менделеев не согласился с этим выводом и настоял на перепроверке результатов опыта. При более тщательной проверке результаты экспериментов совпали с предсказанными Менделеевым, а источником первоначального расхождения оказалось наличие галлия в образцах, по которым эмпирически устанавливался атомный вес, и примесей других химических элементов.

На примере этого научного открытия выделите основные этапы построения гипотезы и основные способы ее подтверждения.



Упражнение № 277. Рассмотрите пример рассуждения О. Бендера, героя произведений И. Ильфа и Е. Петрова: «Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много?»

Можно ли это рассуждение принять за гипотезу? Если да, то к какому виду ее можно отнести?

а) гипотеза единичная;

б) гипотеза общая;

в) гипотеза частная;

г) гипотезой не является.



Упражнение (задача) № 278. Проанализируйте фрагмент романа известного фантаста Г. Уэллса «Первые люди на луне»:

Все известные нам вещества «проницаемы» для тяготения. Можно употреблять различные экраны для защиты от света или теплоты.., от электрических волн Маркони, но ничто не может защитить от тяготения Солнца или от притяжения Земли.

… Кейвор полагал возможным сделать вещество, непроницаемое для притяжения… Казалось, что нет предела удивительным свойствам этого вещества. Какие чудеса, какой переворот во всем! Например для поднятия тяжести, даже самой громадной, достаточно было бы подложить под нее лист нового вещества, и ее можно было бы поднять соломинкой.

Усматривается ли в этом фрагменте гипотеза? Если да, то можно ли ее отнести к научным или ненаучным? Обусловлено ли выдвижение такой гипотезы практическими потребностями?



Упражнение (задача) № 279. В известном рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» следователь и крестьянин, обвиняемый в умышленном повреждении железнодорожного пути, обмениваются такими фразами:

– А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две – три гайки, вот тебе и крушение!

– Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение… людей убил… Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! гайка!

– Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

– Это мы понимаем… Мы ведь не все отвинчиваем… оставляем… Не без ума делаем… понимаем…

Усматривается ли в этом диалоге выдвижение (либо опровержение) гипотезы? Если да, то к какому виду ее можно отнести? Какие приемы доказывания (опровержения) применяются?



Упражнение (задача) № 280. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» описан момент, когда один из товарищей Раскольникова, не зная, кто именно совершил убийство старухи-процентщицы и ее сестры, удивительно точно выстроил версию о том, как именно было совершено преступление:

… Убийца был наверху, когда Кох и Пестряков стучались, и сидел на запоре. Кох сдурил и пошел вниз; тут убийца выскочил и побежал тоже вниз, потому никакого другого у него не было выхода. На лестнице спрятался он от Коха, Пестрякова и дворника в пустую квартиру, именно в ту минуту, когда Дмитрий и Николай из нее выбежали, простоял за дверью, когда дворник и те проходили наверх, переждал, пока затихли шаги, и сошел себе вниз преспокойно, ровно в ту самую минуту, когда Дмитрий с Николаем на улицу выбежали… А коробку он выронил из кармана, когда за дверью стоял, и не заметил, что выронил, потому не до того ему было. Коробка же ясно доказывает, что именно там он стоял.

Можно ли данное рассуждение принять за гипотезу? Если да, то что выступает отправным пунктом ее выдвижения, и каковы ее составляющие (частные гипотезы)?

Упражнение (задача) № 281. Рассмотрите научно-популярное описание явления, названного падением Тунгусского метеорита:

«Тайга в долине Подкаменной Тунгуски стояла в солнечном сиянии. Внезапно с неба упал в тайгу огромный шар. Люди, ехавшие в тот день, 30 июня 1908 года, по Транссибирской железной дороге, рассказывали об огненном столбе, который, как фонтан, взметнулся с поверхности Земли. Края огненного столба светились голубым светом и достигали нижних слоев стратосферы. Взрыв сопровождался землетрясением, которое охватило всю Центральную Сибирь. Сейсмические волны были отмечены многими геофизическими станциями мира. Расчеты, сделанные уже теперь, показывают, что взрыв на Тунгуске был равносилен взрыву 20-мегатонной водородной бомбы. Воздушная волна, вызванная им, дважды обогнула весь земной шар… Обращает на себя внимание отсутствие в районе катастрофы какого-либо кратера и остатков метеоритной материи».

Выделите факты, которые могут служить основанием для выдвижения гипотезы(-з). С какими из них согласуется выдвинутая версия о падении огромного метеорита, а какие лишают эту гипотезу основания?

Список использованной литературы



а) учебная

  1. Гетманова, А. Д. Учебник по логике / А. Д Гетманова – 2-е изд. – М. : Владос, 1994. – 303 с.

  2. Кириллов, В. И. Логика: учебник для юридических вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко – 5-е изд., перераб. и доп. – М . : Юрист, 1999. – 256 с.

  3. Кондраков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондраков – М. : Наука, 1976. – 717 с.

  4. Курбатов, В. И. Логика: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Курбатов – Р н / Д. : Феникс, 1996. – 320 с.

  5. Кириллов, В. И. Упражнения по логике: учеб. пособие / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 184 с.

  6. Тымцяс, В. Г. Логика: курс лекций / В. Г. Тымцяс – М. : Приор, 1999. – 160 с.


б) научно-популярная и художественная
1. Воронцов, В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов / В. Воронцов. – М. : Молодая гваридия, 1977. – 688 с.

2. Гржегорчик, А. Популярная логика / А. Гржегорчик. – М. : Наука, 1979. – 112 с.

3. Гоголь, Н. В. Избранные сочинения / Ред. кол.: Г. Беленький, П. Николаев и др. – М. : Худож. лит., 1987. – 703 с.

4. Достоевский, Ф. М. Избранные сочинения / Ред. кол.: Г. Беленький, П. Николаев и др. – М. : Худож. лит., 1988. – 696 с.

5. Ильф, И. А. Двенадцать стульев. Золотой теленок / И. А. Ильф, Е. П. Петров. – М. : Эксмо, 2008. – 560 с.

6. Лермонтов, М. Ю. Избранные сочинения / Ред. кол.: Г. Беленький, П. Николаев и др. – М. : Худож. лит., 1987. – 623 с.

7. Ликок, С. Юмористические рассказы / С. Ликок. Пер. с англ. – М. : Худож. лит., 1986. – 196 с.

8. Русская басня / Под общ. Ред. В. П. Степанова. – М. : Правда, 1986. – 544 с.

9. Старостин, А. Адмирал вселенной: С. П. Королев / А. Старостин. – М. : Молодая гвардия, 1973. – 240 с.

10. Толстой, Л. Н. Избранные сочинения. В 3-х т. Т. 2 / Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Овчаренко и др. – М. : Худож. лит., 1988. – 687 с.

11. Тунгусский метеорит. Еще один вариант объяснения (От факта к гипотезе) // Неделя. 1974. № 4.

12. Тэсс, Т. Н. Несколько часов одной жизни / Т. Н. Тэсс. – М. : Известия, 1970. – 254 с.

13. Уэллс, Г. Первые люди на Луне. Пища богов / Г. Уэллс. Пер. с англ. – М. : Правда, 1986. – 448 с.

14. Фосси, Д. Гориллы в тумане / Д. Фосси. Пер. с англ. – М. : Прогресс, 1990. – 288 с.

15. Чехов, А. П. Избранные сочинения / Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Овчаренко и др. – М. : Худож. лит., 1988. – 639 с.

16. Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. В 2-х кн. Кн. 1. – М. : Худож. лит., 1988. – 447 с.; Кн. 2. – М. : Худож. лит., 1988. – 431 с.


Оглавление

Введение …………………………...........…...……………………

3

1. Логические операции с понятиями ………….…...............

4

2. Логические операции с суждениями ……………..........…

18

3. Логические операции с умозаключениями ……..….....….

27

4. Логические операции в процессе доказательства …...…..

43

5. Логические законы ………………………..…......…….......

52

6. Гипотеза как научное предположение.…………………….

58

Список использованной литературы……………………………..

62

Учебное издание

Михаил Михайлович Ломиворотов

Александр Григорьевич Бондаренко

Логика в задачах и упражнениях

Учебное пособие
Редактор Л. В. Попова

Компьютерная верстка Н. М. Сарафановой

Темплан 2010 г., поз. № 34К.

Подписано в печать 07. 04. 2010 г. Формат 60×84 1/16.

Бумага листовая. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 4,0. Усл. авт. л. 3,81.

Тираж 100 экз. Заказ №
Волгоградский государственный технический университет

400131, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 1.

Отпечатано в КТИ

403874, г. Камышин, ул. Ленина, 5, каб. 4.5







<< предыдущая страница  



Если абсолютная власть развращает абсолютно, то как же быть с Господом Богом? Джордж Дакон
ещё >>