Учебное пособие Волгоград 2010 ббк 87. 4я723 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическое пособие Волгоград 2010 ббк 78. 307(2Рос-4Вог) К79 4 639.93kb.
Учебное пособие Волгоград 2008 ббк 81. 2 Нем. 7я723 3 331.6kb.
Учебное пособие Волгоград 2009 ббк 63. 3(2)я73 5 1156.76kb.
Учебное пособие Волгоград 2011 ббк 65. 291. 212я73 9 1439.68kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2008 ббк 65В631 м 90 4 540.11kb.
Учебное пособие Под научной редакцией д э. н., профессора В. 1 96.54kb.
Учебное пособие Волгоград 2010 (075) 8 1263.82kb.
Учебное пособие Пенза Издательство пгу 2010 ббк 65. 050 Ф34 Рецензент ы 11 1036.69kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2006 ббк 65. 042. 7 1194.58kb.
Книга 4 учебное пособие Вторая редакция 2010 г., 141. 82, 061. 45 6165.61kb.
Учебное пособие для магистров Санкт-Петербург 2010 4 706.39kb.
Доклад о ситуации со свободой собраний в россии 4 602.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебное пособие Волгоград 2010 ббк 87. 4я723 - страница №3/4


4. Логические операции в процессе доказательства

Упражнение (задача) № 212. Рассмотрите фрагменты юмористического рассказа С. Ликока «Лорды и образование»:

Палата лордов, 25 января 1920 года.

Сегодня палата приступила к комитетскому обсуждению девяностодвухтысячной статьи Билля об образовании, посвященного преподаванию геометрии в школе.

… Премьер-министр предложил их светлостям принять статью в следующей редакции: «Углы у основания равнобедренного треугольника равны и если продлить стороны треугольника, то образовавшиеся внешние углы также будут равны»…

Архиепископ Кентерберийский… внес поправку, чтобы статья читалась так: «Углы у основания равнобедренного треугольника в любой христианской общине равны, и если стороны треугольника будут продлены христианской конгрегацией, то образовавшиеся внешние углы также будут равны»…

…Лорд Розбери высказал мнение, что статья затрагивает интересы Шотландии и если предлагаемая им поправка не будет принята, может возникнуть необходимость пересмотреть Унию Англии с Шотландией 1707 года…

…Герцог Девоншир предложил изменить текст статьи следующим образом: «Если стороны будут продлены, тем, кто это сделает, должно быть предоставлено исключительное право их реализации на внутреннем рынке как нестандартного товара»…

К какого рода аргументам (логическим, нелогическим) прибегают участники этой парламентской дискуссии?



Упражнение № 213. Определите, какого рода аргументы использованы в утверждении: «С моим мнением, которое может быть и неправильным, согласился руководитель нашего учреждения, однако ко всем возражениям я внимательно прислушиваюсь».

а) аргумент к человеку;

б) аргумент к жалости;

в) аргумент к невежеству;

г) аргумент к авторитету.

Упражнение (задача) № 214. Проанализируйте фрагмент рассказа А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу»:

«Вы пишите, что на луне, то есть на месяце живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну. Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населенной луны. Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, а днем исчезает? И правительства не могут дозволить жить на луне, потому что на ней по причине далекого расстояния и недосягаемости можно укрывать от повинностей очень легко».

Определите избранные героем рассказа способ опровержения (опровержение тезиса, критика аргументов или критика демонстрации) и конкретный прием опровержения, а также оцените его результативность. Если опровержение неубедительно, то подтверждается ли тем самым истинность опровергаемого тезиса?

Упражнение № 215. Укажите наиболее важную черту диалектического спора:

а) изменяются аргументы;

б) изменяются способы демонстрации аргументов;

в) меняется состав участников;

г) изменению подвергаются тезисы сторон.

Упражнение № 216. Косвенным называется доказательство, в котором:

а) истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса;

б) устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения;

в) с помощью суждения обосновывается некоторый тезис;

г) истинность выдвинутого тезиса непосредственно обос­новывается аргументами.

Упражнение № 217. Искусство ведения спора принято называть:

а) дискуссией;

б) эристикой;

в) полемикой;

г) риторикой.

Упражнение № 218. Ссылка на неосведомленность или на невежество противника в вопросах, относящихся к существу спора, это аргумент к:

а) невежеству;

б) человеку;

в) физической силе;

г) тщеславию.

Упражнение № 219. Исчерпывающе утвердить обоснованность доказываемого тезиса – это задача:

а) умозаключения;

б) одного аргумента;

в) доказательства;

г) тезиса.

Упражнение № 220. Одно из правил доказательств, относящихся к тезису, гласит: «Тезис должен быть…

а) обоснованным утверждением;

б) сформулирован на искусственном языке формальной логики;

в) ясным и четким;

г) доказуемым утверждением.

Упражнение № 221. Какую уловку в споре называют «чрезмерным требованием уточнения тезиса»?

а) требование разъяснения происхождения тезиса;

б) требование разъяснять каждый аргумент;

в) требование разъяснить причины выдвижения тезиса;

г) требование разъяснять даже ясные выражения.

Упражнение № 222. Одно из правил доказательств, относящихся к демонстрации, требует:

а) в демонстрации следует избегать определений понятий;

б) в демонстрации не должны фигурировать факты;

в) демонстрация должна быть правильной логической связью между аргументами и тезисом;

г) форму демонстрации необходимо описать на искусственном языке формальной ло­гики.

Упражнение № 223. Одно из правил доказательств, относящихся к тезису, гласит: «Тезис должен быть…

а) обоснованным утверждением;

б) сформулирован на искусственном языке формальной логики;

в) тождественным, одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения;

г) доказуемым утверждением.

Упражнение № 224. Проанализируйте диалог матери и дочери (речь идет о юноше):

Мать: Что ты так сухо обошлась с ним? Он, бедный, чувствовал себя у нас так неловко.

Дочь: А как же прикажешь мне с ним обращаться? Поместить в угол вместо образов и молиться?

Какой прием применяет дочь в споре с матерью?

а) подмена тезиса;

б) переход в другой род;

в) доводы к личности;

г) использование аргументов, не относящихся к делу.



Упражнение № 225. В знаменитой басне И. А. Крылова Лисица обольщает Ворону следующими словами:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! Какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Какого рода приемы применяет героиня басни?

а) подмена тезиса;

б) доводы к тщеславию;

в) доводы к личности;

г) использование аргументов, не относящихся к делу.



Упражнение № 226. Проанализируйте выражение одного из персонажей И. Ильфа и Е. Петрова: «Почему я должен быть сознательным, если я ехал на извозчике!»

Какого рода ошибка допущена в рассуждении?

а) ошибка тезиса;

б) ошибка аргументов;

в) ошибка демонстрации;

г) все указанные выше ошибки.



Упражнение (задача) № 227. Рассмотрите пример доказательного рассуждения:

«Диагонали данного четырехугольника равны, поскольку он является прямоугольником, а известно, если четырехугольник – прямоугольник, то его диагонали равны».

Выделите в рассуждении тезис и аргументы, определите вид аргументов. Оцените степень истинности доказательства.

Упражнение (задача) № 228. Рассмотрите пример доказательного рассуждения:

А. Число 221 не делится на 6, так как если число делится на 6, то оно делится на 2 и 3, но оно не делится на 2.

Б. Число 221 не делится на 6. Если допустить, что число 221 делится на 6, то придётся признать, что оно делится на 2 и 3. Но оно не делится на 3. Значит допущение ложно, и истинно, что число 221 не делится на 6.

В. Число 221 является непростым. Оно может быть либо простым, либо непростым. Если оно простое, то оно делится только на единицу и самое себя. Однако оно делится на 13, и, следовательно, ложно, что оно делится только на единицу и на само себя. Поэтому ложно, что оно является простым. Следовательно, оно непростое.

Установите вид каждой части доказательства.

Упражнение (задача) № 229. Необходимо разделить поровну 5 пряников между шестью мальчиками, не разрезая ни одного пряника на 6 равных частей.

Найдите правильное решение задачи и постройте соответствующее доказательное рассуждение.



Упражнение (задача) № 230. В одной сказке хозяин, нанимая работника, предложил ему следующее испытание: «Вот тебе бочка, наполни ее водой ровно наполовину, ни больше, ни меньше. Но смотри, палкой, веревкой или чем-либо другим для измерения не пользуйся». Работник справился с заданием. Как он это сделал?

Найдите правильное решение задачи и постройте соответствующее доказательное рассуждение.



Упражнение (задача) № 231. Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на одной лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали?

Найдите правильное решение задачи и постройте соответствующее доказательное рассуждение.



Упражнение № 232. Поезд отправляется из Москвы в Санкт-Петербург. Через час-другой поезд отправляется из Санкт-Петербурга в Москву. Оба поезда идут с одной и той же скоростью.

Какой из них в момент встречи будет находиться на меньшем расстоянии от Москвы?

Постройте соответствующее доказательное рассуждение по существу заданного вопроса.

Упражнение (задача) № 233. Расстояние от г. Камышина до г. Волгограда составляет 180 км. Из Камышина по направлению к Волгограду вышел поезд и шел без остановок со скоростью 30 км/час. В то же время из Волгограда по направлению к Камышину вылетела ласточка. Ее скорость составляла 60 км/час. Долетев до встречи с поездом, она повернула обратно в Волгоград. Долетев до Волгограда, она снова повернула по направлению к поезду и долетев до него, снова повернула к Волгограду. Так она летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в Волгоград.

Сколько километров пролетела ласточка?

Найдите правильное решение задачи и постройте соответствующее доказательное рассуждение.

Упражнение № 234. Рассмотрите пример из истории науки:

К. А. Тимирязеву принадлежит открытие влияния света и кислорода на образование хлорофилла. "Чтобы доказать это, – писал он, – прорастим в темноте какие-нибудь семена. Известно, что ростки получаются не зеленые, а желтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки, одни оставим на обыкновенном воздухе, а другие заключим в прибор с воздухом, лишенным кислорода и вынесем на свет. Первые через какие-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зеленую окраску; вторые, сколько бы мы их не держали на свету, останутся желтыми. Но допустим к ним кислород и они немедленно позеленеют».

Какой метод установления причинной связи применен для доказательства этого явления?

а) метод сходства;

б) метод различий;

в) метод сопутствующих изменений;

г) метод остатков.

Упражнение № 235. Некто живет на двадцать пятом этаже тридцатиэтажного здания. Каждое утро (кроме субботы и воскресенья) он входит в лифт, спускается вниз и отправляется на работу. Вечером, вернувшись домой, он входит в лифт, поднимается на двадцать четвертый этаж, а оттуда – пешком – еще на один этаж. Почему он выходит из лифта на двадцать четвертом этаже вместо того чтобы подняться еще на один этаж?

Постройте соответствующее доказательное рассуждение по существу заданного вопроса.



Упражнение (задача) № 236. Однажды в Стране чудес Королева устроила прием на 30 персон. Ей потребовалось разделить между гостями 100 кренделей. Вместо того, чтобы разрезать крендели на кусочки, Королева предпочла раздать по четыре кренделя каждому из своих фаворитов, а остальным гостям по три кренделя. Как действовала Королева?

Найдите правильное решение задачи и постройте соответствующее доказательное рассуждение.



Упражнение № 237. Проанализируйте фрагмент стихотворения И. А. Бунина «В степи»:

А к нам идет угрюмая зима;

Засохла степь, лес глохнет и желтеет,

Осенний ветер, тучи нагоняя,

Открыл в кустах звериные лазы,

Листвой засыпал долы и овраги,

И по ночам в их черной темноте,

Под шум деревьев, свечками мерцают,

Таинственно блуждая, волчьи очи ...

Да, край родной не радует теперь!

Если суждение «Край родной не радует теперь» принять за вывод, полученный путем доказательства, то какого рода аргументы применяются в данном случае?

а) удостоверенные факты;

б) определения;

в) аксиомы;

г) художественные образы.

Упражнение № 238. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» имеется следующее описание: «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглой ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своей чешуею».

Что в данном описании можно принять в качестве тезиса, а что считать аргументами доказательства?



Упражнение № 239. Какая ошибка аргументации содержится в рассуждении: «Это – пьяница, посмотрите, какой у него красный нос»?

а) это вообще не рассуждение;

б) в рассуждении никакой ошибки нет;

в) применен необоснованный аргумент;

г) допущен круг в аргументации.

Упражнение (задача) № 240. В стихотворении «Движение» А. С. Пушкин описал следующий спор:

«Движенья нет», – сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Какие способы опровержения представлены в данном фрагменте?



Упражнение № 241. Проанализируйте следующее математическое рассуждение: «Две прямые могут пере­секаться только в одной точке. В самом деле, предположим, что это не так, тогда полу­чится, что через две различные точки проходят две различные прямые, что противоре­чит аксиоме, которая гласит, что через две различные точки можно провести только одну-единственную прямую. Следовательно, наше первоначальное предположение неверно, и две прямые пересекаются только в одной точке». Это рассуждение пред­ставляет собой:

а) косвенное доказательство «от противного»;

б) доказательство только по видимости; на самом деле оно не является правильным рассуждением;

в) косвенное разделительное доказательство;

г) прямое доказательство.

Упражнение № 242. О. Бендер, литературный герой И. Ильфа и Е. Петрова в своей речи, произнесенной в «Клубе четырех коней», убеждал членов клуба в возможностях превратить деревню Васюки в мировую шахматную столицу.

Какого рода аргументы использовал этот литературный герой?

а) к человеку;

б) к жалости;

в) к невежеству;

г) к публике.



Упражнение (задача) № 243. Проанализируйте диалог инспектора, расследующего кражу денег, и кассира:

– Исчезло ровно 2056 марок. Я дважды пересчитывал сумму, – сообщил кассир.

– Кого вы подозреваете в преступлении? – спросил инспектор.

– Откровенно говоря, не знаю.

– Расскажите, как было дело.

– Это произошло при следующих обстоятельствах. Я пересчитывал деньги. Вдруг в комнате стало темно. Потухла лампа. Я поставил на стол стул, вскарабкался на него и схватился за лампу. От сильного ожога я пошатнулся и свалился на пол. Некоторое время я был без сознания, а очнувшись, увидел весь этот беспорядок. Деньги исчезли. По телефону я известил о случившемся заводскую охрану. Вот, пожалуй, и все, что я могу вам сообщить.

– Я обвиняю вас в краже денег! Всё рассказанное вами – сплошной вымысел, так как...

Выстройте доказательное рассуждение инспектора.



Упражнение (задача) № 244. Хозяин поручил работнику продать гуся за 20 рублей. Работник, чтобы оставить деньги (5 рублей) себе на выпивку, продал гуся двум домохозяйкам за 25 рублей.

Отдав хозяину 20 рублей, работник сообщил, что продал гуся за 25 рублей, но 5 рублей оставил себе. Хозяин потребовал, чтобы работник вернул домохозяйкам 5 рублей.

Но и в этом случае работник словчил, отдав женщинам по 1 рублю, он оставил себе 3 рубля.

При покупке гуся каждая из домохозяек уплатила 12,5 рублей. Когда работник вернул им по 1 рублю, то получилось, что они затратили по 11,5 рублей, а всего гусь обошелся в 23 рубля.

У работника осталось 3 рубля.

23 + 3 = 26 рублей.

Найдите корень ошибки. Выстройте доказательное рассуждение в процессе решения задачи.

Упражнение (задача) № 245. Проанализируйте спор, возникший в кругу героев чеховского рассказа «Учитель словесности»:

… – Вы скажите мне, какой же Пушкин психолог?

– А то разве не психолог? Извольте, я приведу вам примеры…

– Никакой не вижу тут психологии, – вздохнула Варя.

– Психологом называется тот, кто описывает изгибы человеческой души, а это прекрасные стихи и больше ничего.

– Я знаю, какой вам нужно психологии! – обиделся Никитин. – Вам нужно, чтобы кто-нибудь пилил мне тупой пилою палец и чтобы я орал во все горло – это, по-вашему, психология.

… Штабс-капитан Полянский стал уверять Варю, что Пушкин в самом деле психолог.., и в доказательство привел два стиха из Лермонтова; поручик Гернет сказал, что если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника.

Какие способы доказательства (опровержения) усматриваются в этом фрагменте рассказа? Имеются ли ошибки доказательства (опровержения), если да, то какие?



5. Логические законы

Упражнение № 246. Принцип (правило), согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении, следует из логического закона:

а) исключенного третьего;

б) достаточного основания;

в) непротиворечия;

г) тождества.
Упражнение № 247. Проанализируйте фрагмент воспоминаний о С. П. Королеве:

… С. П. Королёв принес Цандеру путевку в санаторий в г. Кисловодск и предложил ему взять у врача разрешение на продление отпуска. Вечером С. П. Королёв спросил у Цандера: – Врач продлил вам отпуск?

– Да. Я говорю: «Продлите мне отпуск на неделю».

– А что такое? Зачем продлевать? – спрашивает врач.

– Устал.

– Что у вас за работа? На морозе или в горячем цеху? Что это вы так устали?

– Да нет, не на морозе. Я занимаюсь полетами на другие планеты.

– А – а, тогда понятно. Может вам дать месяц? Соратники Цандера и Королёв полегли со смеху. Только один человек не понимал, что здесь смешного, – это Цандер.

Нарушение какого закона мышления создало ситуацию, которая так рассмешила участников и свидетелей разговора.?

а) закона достаточного основания;

б) закона тождества;

в) закона непротиворечия;

г) закона исключенного третьего.

Упражнение № 248. Проанализируйте диалог покупателя и продавца:

– Значит, это самая новая ткань?

– Только вчера получил, прямо с фабрики!

– А она не линючая?

– Да что вы! Больше месяца висела на витрине, и ничего ей не сделалось!

Нарушение какого закона мышления усматривается в этом диалоге?

а) закона достаточного основания;

б) закона тождества;

в) закона непротиворечия;

г) закона исключенного третьего.



Упражнение № 249. Принцип (правило), согласно которому в процессе рассуждения всякая мысль (понятие, суждение) должна быть тождественна самой себе, следует из логического закона:

а) исключенного третьего;

б) достаточного основания;

в) непротиворечия;

г) тождества.

Упражнение № 250. Проанализируйте диалог учителя и ученика:

– Как нужно писать: «подставка» или «падставка»? – спрашивает учитель.

– Падставка, – отвечает ученик, – потому что есть слово «падать», где четко слышится буква «а».

Нарушение какого закона мышления усматривается в этом диалоге?

а) закона достаточного основания;

б) закона тождества;

в) закона непротиворечия;

г) закона исключенного третьего.



Упражнение № 251. Допущена ли логическая ошибка в следующем занимательном вопросе: «В какой руке должен держать вилку джентльмен, если в правой он держит котлету»? Если имеется ошибка, то какая?

а) нарушен закон достаточного основания;

б) нарушен закон тождества;

в) нарушен закон непротиворечия;

г) нарушен закон исключенного третьего.

Упражнение № 252. Допущена ли логическая ошибка в следующем занимательном вопросе: «Крыша одного дома не симметрична. Один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой – угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо – в сторону более пологого или крутого ската»?

Если имеется ошибка, то какая?

а) нарушен закон достаточного основания;

б) нарушен закон тождества;

в) нарушен закон непротиворечия;

г) нарушен закон исключенного третьего.



Упражнение № 253. Определите, какая логическая ошибка может возникнуть, если восстановить полное рассуждение Бывалова, персонажа кинофильма «Волга-Волга»: «Какое там может быть несчастье, когда я здесь!»

Упражнение № 254. Принцип (правило), согласно которому всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной, следует из логического закона:

а) исключенного третьего;

б) достаточного основания;

в) непротиворечия;

г) тождества.

Упражнение № 255. Формула а = а (А = А) или а – а выражает закон:

а) исключенного третьего;

б) достаточного основания;

в) непротиворечия;

г) тождества.

Упражнение № 256. Рассмотрите пример:

На суде адвокат заявил: «Подсудимый виновен и невиновен». Противоречит ли это заявление законам логики? Если да, то какому (каким)?

а) законам логики не противоречит;

б) противоречит закону тождества;

в) противоречит закону непротиворечия;

г) противоречит законам тождества и исключенного третьего.



Упражнение № 257. Рассмотрите пример:

На вопрос «Ты сдал зачет по логике или нет?» студент ответил, что преподаватель от­несся к нему предвзято.

Противоречит ли этот ответ законам логики? Если да, то какому (каким)?

а) законам логики не противоречит;

б) противоречит закону тождества;

в) противоречит закону непротиворечия;

г) противоречит законам тождества и исключенного третьего.

Упражнение № 258. Определите принцип (правило), вытекающий из закона тождества.

а) если нет второго, то нет и первого;

б) если высказывание истинно, то оно истинно;

в) если есть первое, то есть второе;

г) если из высказывания следует его отрицание, то истинным является отрицание, а не само высказывание.

Упражнение № 259. Принцип (правило), согласно которому из двух противоречащих друг другу высказываний одно истинно, другое ложно, а третьего не дано, следует из логического закона:

а) исключенного третьего;

б) достаточного основания;

в) непротиворечия;

г) тождества.

Упражнение № 260. Проанализируйте рассуждение:

«Этот вор – профессор своего дела. Все профессора преподают в вузах. Следовательно, этот вор преподает в вузе». Обнаруживается ли в этом рассуждении нарушение какого-либо закона логики? Если да, то какого (каких)?

а) законы логики не нарушены;

б) нарушен закон тождества;

в) нарушен закон непротиворечия;

г) нарушены законы тождества и исключенного третьего.



Упражнение № 261. Допущена ли логическая ошибка в следующем вопросе: «Предположим, что на границе США и Канады произошла авиационная катастрофа. В какой из двух стран, по вашему мнению, должны быть похоронены уцелевшие пассажиры»? Если имеется ошибка, то какая?

а) нарушен закон достаточного основания;

б) нарушен закон тождества;

в) нарушен закон непротиворечия;

г) нарушен закон исключенного третьего.

Упражнение № 262. Определите, какая логическая ошибка может возникнуть, если продолжить следующее рассуждение барона Мюнхгаузена: «Господа! Все глупости в этом мире делаются с серьезным выражением лица. Улыбайтесь, господа » (Г. Горин).

Упражнение (задача) № 263. Проанализируйте некоторые записи, сделанные в чеховской «Жалобной книге»:

«… Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».

«…В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

«… Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».

Обнаруживаются ли в этих записях нарушения законов логики? Обоснуйте свой ответ.

Упражнение № 264. Проанализируйте диалог героев чеховского рассказа «Злоумышленник» – следователя и крестьянина, обвиняемого в умышленном повреждении железной дороги:

– Послушай… Ттысяча восемьдесят первая статья Уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье…понимаешь? Знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание… он приговаривается к ссылке в каторжные работы.

… Я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму…

– В тюрьму… За что? И не крал, кажись, и не дрался… А ежели вы насчет недоимки сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте…:

а недоволен.

Нарушение какого закона мышления усматривается в этом диалоге?

а) закона достаточного основания;

б) закона тождества;

в) закона непротиворечия;

г) закона исключенного третьего.



Упражнение № 265. Определите, к какой логической ошибке может привести следующая посылка «Молодая была уже не молода» (И. Ильф, Е. Петров).

Упражнение № 266. В знаменитой басне И. А. Крылова Волк, голодный, но желавший «делу дать… законный вид и толку дать...дный, но желавший "уждении нарушение какого-либо закона логикиа третьего не дано», кричит Ягненку:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое


С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву».

Обнаруживается ли в доводах Волка нарушение законов логики? Если да, то какого (каких)?

а) законы логики не нарушены;

б) нарушен закон достаточного основания;

в) нарушен закон непротиворечия;

г) нарушены законы тождества и исключенного третьего.



Упражнение № 267. Определите, какая логическая ошибка может возникнуть, если развернуть в полное рассуждение следующий афоризм: «Если хочешь быть счастливым, будь им» (Козьма Прутков).

Упражнение (задача) № 268. Проанализируйте фрагмент рассказа А. П. Чехова «О вреде табака»:

Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табака… О табаке, так о табаке – мне решительно все равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должной серьезностью, иначе как бы чего не вышло. Кого же пугает сухая, научная лекция, кому не нравится, тот может не слушать и выйти. Особенно врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть, главным образом, растение. Когда я читаю лекцию, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания, это от волнения. Я очень нервный человек, вообще говоря, а глазом начал подмигивать в 1889 году тридцатого сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвертая дочь Варвара. У меня все дочери родились тридцатого числа. Впрочем, ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции. Надо вам заметить, жена моя содержит музыкальную школу и частный пансион. То есть не то, чтобы пансион, а так, нечто вроде. Между нами говоря, жена любит пожаловаться на недостатки, но у нее кое-что припрятано, этак тысяч сорок или пятьдесят. У меня же ни копейки за душой, ни гроша – ну, да что толковать!

Соотнесите монолог лектора с требованиями законов логики, определите имеющиеся логические ошибки.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



В искусстве укладывать максимум слов в самую крохотную мысль ему не было равных. Авраам Линкольн об одном адв
ещё >>