Учебное пособие Волгоград 2010 ббк 87. 4я723 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическое пособие Волгоград 2010 ббк 78. 307(2Рос-4Вог) К79 4 639.93kb.
Учебное пособие Волгоград 2008 ббк 81. 2 Нем. 7я723 3 331.6kb.
Учебное пособие Волгоград 2009 ббк 63. 3(2)я73 5 1156.76kb.
Учебное пособие Волгоград 2011 ббк 65. 291. 212я73 9 1439.68kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2008 ббк 65В631 м 90 4 540.11kb.
Учебное пособие Под научной редакцией д э. н., профессора В. 1 96.54kb.
Учебное пособие Волгоград 2010 (075) 8 1263.82kb.
Учебное пособие Пенза Издательство пгу 2010 ббк 65. 050 Ф34 Рецензент ы 11 1036.69kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2006 ббк 65. 042. 7 1194.58kb.
Книга 4 учебное пособие Вторая редакция 2010 г., 141. 82, 061. 45 6165.61kb.
Учебное пособие для магистров Санкт-Петербург 2010 4 706.39kb.
Доклад о ситуации со свободой собраний в россии 4 602.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебное пособие Волгоград 2010 ббк 87. 4я723 - страница №2/4


2. Логические операции с суждениями

У
Пользуясь логическим квадратом (рис. 5), определите в каком варианте ответа правильно указано (-ы) отношение (-я) частной совместимости (субконтрарности) между суждениями:

а) А – I, Е – О;

б) А – Е;

в) I – О;

г) А – О, Е – I.

пражнение № 89.



у

a т

f в

f е

i р

r ж

m д

o а

ю

о

т n

р e

и g

ц o

а

ю

А Е




I О

Рис. 5


Упражнение № 90. Пользуясь логическим квадратом (см. рис. 5), определите в каком варианте ответа правильно указано (-ы) отношение (-я) противоречия (контрадикторности) между суждениями:

а) А – I, Е – О;

б) А – Е;

в) I – О;

г) А – О, Е – I.

Упражнение № 91. Частноутвердительное суждение выражается логической формулой:

а) некоторые S не есть Р (суждение О);

б) некоторые S есть Р (суждение I);

в) всякое S есть Р (суждение А);

г) ни одно S не есть Р (суждение Е).

Упражнение № 92. Суждения: «Данная река – приток Волги» и «Данная река не является притоком Волги»:

а) не могут быть одновременно ложными;

б) могут быть одновременно истинными;

в) порождают географическую ошибку, в основе которой лежит двусмысленность языковых выражений;

г) не могут быть одновременно истинными, если эти суждения относятся к одной и той же реке.

Упражнение № 93. В структуре суждения связкой называется:

а) понятие о предмете суждения;

б) само утверждение или отрицание, мыслимое в предикате суждения;

в) понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении;

г) суждение, в котором нельзя выделить правильную часть.
Упражнение № 94. Общеутвердительное суждение выражается логической формулой:

а) некоторые S не есть Р (суждение О);

б) некоторые S есть Р (суждение I);

в) всякое S есть Р (суждение А);

г) ни одно S не есть Р (суждение Е).

Упражнение № 95. В структуре суждения понятие о признаке рассматриваемого предмета называется:

а) субъектом суждения;

б) предикатом суждения;

в) связкой;

г) атрибутивным суждением.

Упражнение № 96.


На рис. 6 изображены распределения субъекта (S) и предиката (P) в суждениях. В данном случае S распределен, P не распределен. Какое из нижеследующих суждений соответствует такому распределению, и к какому типу (A, E, I или O) оно относится?

а) некоторые студенты – спортсмены;

б) ни один студент не является учащимся средней школы;

в) все студенты в процессе учебы подвергаются учебным испытания;







P

S



Рис. 6

г) некоторые студенты являются первокурсниками.

Упражнение № 97. В структуре суждения понятие о рассматриваемом предмете называется:

а) атрибутивным суждением;

б) субъектом суждения;

в) связкой;

г) предикатом суждения.

Упражнение № 98. Пользуясь логическим квадратом (см. рис. 5), определите в каком варианте ответа правильно указано (-ы) отношение (-я) подчиненности между суждениями:

а) А – I, Е – О;

б) А – Е;

в) I – О;

г) А – О, Е – I.

Упражнение № 99. Союзы «если и только если», «тогда и только тогда» применяются для образования сложных суждений:

а) эквивалентности (равнозначности);

б) импликативных (букв. «переплетающихся»);

в) конъюнктивных (соединительных);

г) дизъюнктивных (разделительных).

Упражнение № 100.


На рис. 7 изображены распределения субъекта (S) и предиката (P) в суждениях. В данном случае S не распределен, P распределен. Какое из нижеследующих суждений соответствует такому распределению, и к какому типу (A, E, I или O) оно относится?

а) некоторые студенты – спортсмены;

б) ни один студент не является учащимся средней школы;

в) все студенты в процессе учебы подвергаются учебным испытаниям;






S

P



Рис. 7


г) некоторые студенты являются первокурсниками.

Упражнение № 101. Пользуясь логическим квадратом (см. рис. 5), определите в каком варианте ответа правильно указано (-ы) отношение (-я) противоположности (контрарности) между суждениями:

а) А – I, Е – О;

б) А – Е;

в) I – О;

г) А – О, Е – I.

Упражнение № 102. Союзы «или», «либо», «то ли.., то ли» применяются для образования сложных суждений:

а) эквивалентности (равнозначности);

б) импликативных (букв. «переплетающихся»);

в) конъюнктивных (соединительных);

г) дизъюнктивных (разделительных).

Упражнение № 103. Проанализируйте высказывание: «Закон суров, но это закон». Является ли оно суждением? Если да, то к какому типу оно относится?

а) это сложное суждение (конъюнкция);

б) это сложное суждение (дизъюнкция);

в) это сложное суждение (эквиваленция);

г) высказывание суждением не является.

Упражнение № 104. Союзы «и », «а», «но», «не только.., но и» применяются для образования сложных суждений:

а) эквивалентности (равнозначности);

б) импликативных (букв. «переплетающихся»);

в) конъюнктивных (соединительных);

г) дизъюнктивных (разделительных).

Упражнение № 105. Проанализируйте сложное суждение: «Студент И. имеет хорошие способности к учебе, но готовится к занятиям недостаточно ответственно».

Определите тип суждения:

а) импликация;

б) эквиваленция;

в) дизъюнкция;

г) отрицание.



Упражнение № 106. Структурные элементы простого атрибутивного суждения (субъект, предикат, связка) входят в состав:

а) общеутвердительных и частноутвердительных суждений;

б) общеотрицательных и частноотрицательных суждений;

в) общеутвердительных и общеотрицательных суждений;

г) всех названных типов суждений.

Упражнение № 107. Общеотрицательное суждение выражается логической формулой:

а) некоторые S не есть Р (суждение О);

б) некоторые S есть Р (суждение I);

в) всякое S есть Р (суждение А);

г) ни одно S не есть Р (суждение Е).

Упражнение № 108. Суждение, выраженное предложением «Сады цветут», состоит из двух слов. Значит ли это, что в нем отсутствуют какие-либо элементы структуры?

а) отсутствует субъект высказывания;

б) отсутствует предикат высказывания;

в) отсутствует связка;

г) субъект, предикат и связка в данном суждении имеются.

Упражнение № 109. Частноотрицательное суждение выражается логической формулой:

а) некоторые S не есть Р (суждение О);

б) некоторые S есть Р (суждение I);

в) всякое S есть Р (суждение А);

г) ни одно S не есть Р (суждение Е).

Упражнение № 110. Суждение, выраженное предложением «Светает», образовано только одним словом. Значит ли это, что в нем отсутствуют какие-либо элементы структуры?

а) отсутствуют субъект и предикат высказывания;

б) данное предложение не образует суждения;

в) отсутствует связка;

г) субъект, предикат и связка в данном суждении имеются.

У
На рис. 8 изображены распределения субъекта (S) и предиката (P) в суждениях. В данном случае S и P не распределены. Какое из нижеследующих суждений соответствует такому распределению, и к какому типу (A, E, I или O) оно относится?

а) некоторые студенты – спортсмены;



пражнение № 111.




P



S

Рис. 8
б) ни один студент не является учащимся средней школы;

в) все студенты в процессе учебы подвергаются учебным испытаниям;

г) некоторые студенты являются первокурсниками.



Упражнение № 112. Проанализируйте фрагмент стихотворения:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

(А. Фет)

Если принять данный фрагмент за выражение законченной мысли, то можно ли обнаружить в нем суждение (-я)?

а) здесь представлен лишь набор понятий, а не суждение;

б) представлено сложное суждение (конъюнкция);

в) представлено сложное суждение (дизъюнкция);

г) представлено сложное суждение (отрицание).



Упражнение № 113. Союз «если.., то» применяется для образования сложных суждений:

а) эквивалентности (равнозначности);

б) импликативных (букв. «переплетающихся»);

в) конъюнктивных (соединительных);

г) дизъюнктивных (разделительных).

У
На рис. 9 изображены распределения субъекта (S) и предиката (P) в суждениях. В данном случае S и P распределены. Какое из нижеследующих суждений соответствует такому распределению, и к какому типу (A, E, I или O) оно относится?

а) некоторые студенты – спортсмены;


пражнение № 114.




P

S

Рис. 9
б) ни один студент не является учащимся средней школы;

в) все студенты в процессе учебы подвергаются учебным испытаниям;

г) некоторые студенты являются первокурсниками.



Упражнение № 115. Определите тип и структуру суждений:

1. Инспектор Борисов опрашивал свидетелей.

2. Свидетель назвал цвет машины.

Упражнение № 116. Проанализируйте высказывание: «Хочешь мира, готовься к войне». Является ли оно суждением? Если да, то к какому типу оно относится?

а) это сложное суждение (конъюнкция);

б) это сложное суждение (дизъюнкция);

в) это сложное суждение (импликация);

г) высказывание суждением не является.

Упражнение № 117.


На рис. 10 изображены распределения субъекта (S) и предиката (P) в суждениях. В данном случае S не распределен, P распределен. Какое из нижеследующих суждений соответствует такому распределению, и к какому типу (A, E, I или O) оно относится?







P



S

Рис. 10


а) некоторые студенты – не спортсмены;

б) ни один студент не является учащимся средней школы;

в) все студенты – учащиеся высших учебных заведений;

г) некоторые студенты являются первокурсниками.



У
На рис. 11 изображены распределения субъекта (S) и предиката (P) в суждениях. В данном случае S и P распределены. Какое из нижеследующих суждений соответствует такому распределению, и к какому типу (A, E, I или O) оно относится?

а) некоторые студенты – спортсмены;

б) ни один студент не является учащимся средней школы;

в) все студенты – учащиеся высших учебных заведений;


пражнение № 118.



S P


Рис. 11
г) некоторые студенты являются первокурсниками.



Упражнение № 119. Проанализируйте суждения:

1. Если студент выполнит семестровое задание, он может получить зачетную оценку.

2. Студент может получить зачетную оценку, если и только если он выполнит семестровое задание.

Относятся ли эти сложные суждения к одному и тому же типу?

а) оба суждения типа импликации;

б) оба суждения типа эквиваленции;

в) первое суждение – импликация, второе – эквиваленция;

г) первое суждение – эквиваленции, второе – импликация.



Упражнение № 120. Проанализируйте высказывание: «Некоторый четырехугольник является квадратом тогда и только тогда, когда либо его стороны равны и углы равны, либо диагонали равны, взаимно перпендикулярны и делятся точно в пересечении пополам». Является ли оно суждением? Если да, то к какому типу оно относится?

а) суждением не является;

б) сложное суждение (эквиваленция в той части, которая образована союзом «тогда и только тогда…»);

в) сложное суждение (дизъюнкция в той части, которая образована союзом «либо»);

г) сложное суждение (импликация).

Упражнение № 121. Проанализируйте высказывание: «Разделяй и властвуй». Является ли оно суждением? Если да, то к какому типу оно относится?

а) это сложное суждение (конъюнкция);

б) это сложное суждение (дизъюнкция);

в) это сложное суждение (эквиваленция);

г) высказывание суждением не является.

Упражнение № 122. Проанализируйте высказывание: «Кролики – это не только ценный мех, но и 3–4 килограмма диетического легкоусваиваемого мяса». Является ли оно суждением? Если да, то к какому типу оно относится?

а) это сложное суждение (конъюнкция);

б) это сложное суждение (дизъюнкция);

в) это сложное суждение (импликация);

г) высказывание суждением не является.

Упражнение (задача) № 123. Используя шаблон «Все адвокаты – … ; ни один адвокат не…», составьте пару суждений, которые находились бы в отношениях противоположности (контрарности) между собой (А – Е). Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором(-ых) правильно выражено отношение истинности между суждениями этого типа.

а) Если А истинно, то Е является ложным;

б) если Е истинно, то А является ложным;

в) А и Е могут быть одновременно истинными;

г) если А ложно, то Е не обязательно является истинным.

Упражнение (задача) № 124. Используя шаблон «Все адвокаты – … ; некоторые адвокаты не…», составьте пару суждений, которые находились бы в отношениях противоречия (контрадикторности) между собой (А – О). Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором(-ых) правильно выражено отношение истинности между суждениями этого типа.

а) если А истинно, то О является ложным;

б) если О истинно, то А является ложным;

в) А и О могут быть одновременно истинными;

г) если А ложно, то О не обязательно является истинным.

Упражнение (задача) № 125. Используя шаблон «Некоторые свидетели… ; некоторые свидетели не…», составьте пару суждений, которые находились бы в отношениях подпротивоположности (субконтрарности) между собой (I – О). Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором(-ых) правильно выражено отношение истинности между суждениями этого типа.

а) I и О могут быть одновременно истинными;

б) I и О могут быть одновременно ложными;

в) если I истинно, то О является ложным;

г) если О истинно, то I является ложным.

Упражнение (задача) № 126. Используя шаблон «Все граждане … ; некоторые граждане …», составьте пару суждений, которые находились бы в отношениях подчиненности между собой (А – I). Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором(-ых) правильно выражено отношение истинности между суждениями этого типа:

а) если А истинно, то I также истинно;

б) если А ложно, то I также ложно;

в) если I истинно, то А не обязательно является истинным;

г) если I истинно, то А также является истинным.

Упражнение № 127. Проанализируйте высказывание: «Эрмитаж расположен на Дворцовой площади, и каждый желающий может его посетить». Является ли оно суждением? Если да, то к какому типу оно относится?

а) это сложное суждение (конъюнкция);

б) это сложное суждение (дизъюнкция);

в) это сложное суждение (импликация);

г) высказывание суждением не является.

Упражнение (задача) № 128. Используя шаблон «Ни один гражданин не … ; некоторые граждане не…», составьте пару суждений, которые находились бы в отношениях подчиненности между собой (Е – О). Укажите вариант(-ы) ответа (-ов), в котором (-ых) правильно выражено отношение истинности между суждениями этого типа:

а) если Е истинно, то О также истинно;

б) если О ложно, то Е также ложно;

в) если О истинно, то Е не обязательно является истинным;

г) если Е ложно, то О может быть истинным, а может быть ложным.

Упражнение № 129. Логическая операция с суждениями, при выполнении которой субъект и предикат меняют местами, называется:

а) превращение;

б) обращение;

в) противопоставление субъекту;

г) противопоставление предикату.

Упражнение (задача) № 130. Превратите следующее суждение: «Ни одна ссора не обошлась без драки». Объясните правила, следование которым позволяет в процессе превращения получать истинные новые суждения.

Упражнение № 131. Проанализируйте фрагмент стихотворения:

Любви утехи длятся миг единый,

Любви страданья длятся долгий век.

(М. Кузмин)

Содержится ли в нем суждение, если да, то к какому типу оно относится?

а) здесь представлен лишь набор понятий, а не суждение;

б) представлено сложное суждение (конъюнкция);

в) представлено сложное суждение (дизъюнкция);

г) представлено сложное суждение (отрицание).



Упражнение № 132. Определите тип следующего суждения: «Летом дети много купались, а также плавали на лодке».

Упражнение № 133. Определите тип следующего суждения: «Если поднести магнит к рассыпанным на листе бумаги железным опилкам, то они расположатся вдоль силовых линий магнитного поля».

3. Логические операции с умозаключениями

Упражнение № 134. В структуре умозаключения посылкой называется:

а) исходное понятие;

б) исходное суждение;

в) логическая связка «есть», «не есть»;

г) новое суждение, полученное по правилам логического вывода.

Упражнение № 135. В структуре умозаключения заключением называется:

а) исходное понятие;

б) исходное суждение;

в) логическая связка «есть», «не есть»;

г) новое суждение, полученное по правилам логического вывода.

Упражнение № 136. Непосредственное умозаключение, в котором субъектом заключения является понятие, противоречащее предикату исходного суждения, а предикатом – субъект исходного суждения, при этом связка меняется на противоположную, называется:

а) обращением;

б) превращением;

в) противопоставлением предикату;

г) заключением.

Упражнение № 137. Умозаключение, в котором с необходимостью выводится заключение от знания боль­шей степени общности к знанию меньшей степени общности, от общего положения к частному случаю, называется:

а) непосредственным;

б) дедуктивным;

в) индуктивным;

г) умозаключением по аналогии.

Упражнение № 138. Умозаключение, в котором заключение выводится из одной посылки путём её превращения, обращения или противопоставления предикату, относится к:

а) силлогизмам;

б) непосредственным умозаключениям;

в) сокращенным умозаключениям;

г) доказательствам.

Упражнение № 139. Основными видами умозаключений являются:

а) дедуктивные, индуктивные, умозаключения по аналогии;

б) собирательные, разделительные, обобщающие;

в) позитивные, негативные, условные;

г) главные и второстепенные.

Упражнение № 140. Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание, называется:

а) умозаключением;

б) простым суждением;

в) посылками умозаключения;

г) заключением.

Упражнение № 141. Умозаключение, в котором от знания меньшей степени общности (частных случаев) осуществляется переход к знанию большей степени общности, называется:

а) непосредственным;

б) дедуктивным;

в) индуктивным;

г) умозаключением по аналогии.

Упражнение № 142. Проанализируйте высказывание: «Воспитатель не чиновник: а если он чиновник, то он не воспитатель» (К. Ушинский).

Можно ли его вторую часть (суждение) принять за заключение, полученное в результате преобразования? Если да, то какая логическая операция могла быть применена в данном случае? Укажите правильную форму операции.

а) обращение (Все S есть P → Некоторые P есть S);

б) обращение (Ни одно S не есть P → Ни одно P не есть S);

в) превращение (Некоторые S есть P → Некоторые S не есть не P);

г) ни одна логическая операция не усматривается.



Упражнение № 143. Умозаключение, в котором заключение о принадлежности предмету (явлению) определенных свойств выводится на основании сходства в признаках с другими предметами (явлениями), называется:

а) непосредственным;

б) дедуктивным;

в) индуктивным;

г) умозаключением по аналогии.

Упражнение № 144. Условием умозаключения является наличие (укажите количество) …посылок:

а) не менее одной;

б) не менее двух;

в) одной утвердительной и одной отрицательной;

г) либо двух утвердительных, либо двух отрицательных.
Упражнение № 145. Основными типичными формами выводов из категорических суждений являются:

а) выводы, полученные посредством преобразования суждений;

б) исключение третьего;

в) силлогизмы;

г) достижение тождества.

Упражнение № 146. Простой категорический силлогизм – это умозаключение, атрибутами (существенными признаками) которого являются:

а) вывод по законам индукции;

б) вывод по законам дедукции;

в) в качестве посылок выступают два истинных суждения;

г) достаточно одной посылки;

д) достаточно одного среднего термина;

е) в структуре посылок и заключения можно выделить больший, меньший, средний термины.

Упражнение (задача) № 147. Согласно правилам посылок, которым необходимо следовать в простых категорических силлогизмах, истинные умозаключения нельзя вывести из двух отрицательных и двух частных посылок. Сформулируйте правила для случаев:

а) когда одна из посылок отрицательная;

б) когда одна из посылок частная.

Упражнение (задача) № 148 .





На рис. 12 изображено условие простого категорического силлогизма: наличие терминов и их распределение в посылках и заключении.

Пользуясь рисунком, а также знаниями о субъектах и предикатах суждений, объясните соотношение между терминами и их предназначение в простых категорических силлогизмах.




P



M



S


P – больший термин;

M средний термин;

S – меньший термин.

Рис. 12


Упражнение (задача) № 149. Согласно правилам посылок, которым необходимо следовать в простых категорических силлогизмах, истинные умозаключения нельзя вывести из двух отрицательных и двух частных посылок. Сформулируйте правила для случаев:

а) когда одна из посылок утвердительная, а другая отрицательная;

б) когда одна из посылок утвердительная, а другая частная.

Упражнение (задача) № 150. Согласно правилам посылок, которым необходимо следовать в простых категорических силлогизмах, истинные умозаключения нельзя вывести из двух отрицательных и двух частных посылок. Сформулируйте правила для случаев:

а) когда одна из посылок – общая, а другая – отрицательная;

б) когда одна из посылок – частная, а другая – утвердительная.

Упражнение № 151. Согласно правилам терминов, которым необходимо следовать в процессах умозаключений, в простом категорическом силлогизме средний термин:

а) если он не распределён, то его надо равномерно распределить в посылках;

б) должен быть распределён обязательно в двух посылках;

в) должен быть распределён хотя бы в одной из посылок.

Упражнение (задача) № 152. Пользуясь рис. 12., проверьте наличие терминов и соблюдение правил простого категорического силлогизма в следующих умозаключениях:

1

2

Все студенты проходят учебную практику.

Петров – студент.

Петров проходит учебную практику.


Учебная практика – один из способов проверки знаний студентов.

Петров – студент.

Петров проходит учебную практику.


В каком из умозаключений (1, 2 или 1 и 2) правила соблюдены и умозаключение (-я) является (-ются) истинным (-и)?

Упражнение № 153. Согласно правилам терминов, которым необходимо следовать в процессах умозаключений, в простом категорическом силлогизме должно быть (укажите количество) …терминов:

а) не менее трех;

б) только три;

в) достаточно одного;

г) по количеству посылок.



Упражнение (задача) № 154. Пользуясь рис. 12., проверьте наличие терминов и соблюдение правил простого категорического силлогизма в следующих умозаключениях:

1

2

Все студенты проходят учебную практику.

Петров – не студент.

Петров не проходит учебную практику.


Учебная практика – один из способов проверки знаний студентов.

Петров – не студент.

Петров не проходит учебную практику.


В каком из умозаключений (1, 2 или 1 и 2) правила соблюдены и умозаключение (-я) является (-ются) истинным (-и)?

Упражнение (задача) № 155.


Все М есть (не есть) Р Все Р есть (не есть) М

(некотор.)

Все S М Все S М

(некотор.) есть (некотор.) не есть (есть)

─────────────── ───────────────

Все S есть (не есть) Р Все (некотор.) S не есть Р

(некотор.)
Все М есть (не есть) Р S М

(некотор.)

М S М Р

есть
Некоторые S есть Р Некоторые S есть Р



Все S не есть Р





На рис. 13 представлены фигуры силлогизма. Используя рисунок, а в качестве большей посылки ─ суждение «Всякое преступление должно быть раскрыто», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий первой фигуре и модусу Barbara. Проверьте его на истинность.




II

I










III


IV






Рис. 13


Упражнение (задача) № 156. Используя рис. 13, а в качестве большей посылки суждение «Ни одно преступление не является законным», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий первой фигуре и модусу Celarent. Проверьте его на истинность.

Упражнение (задача) № 157. Используя рис. 13, а в качестве большей посылки суждение «Всякое преступление должно быть раскрыто», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий второй фигуре и модусу Camestres. Проверьте его на истинность.

Упражнение № 158. Распределенным считается термин (понятие):

а) если его объем поддается регистрации;

б) если оно мыслится в полном объеме;

в) имеющее самый большой объем среди понятий, фигурирующих в посылках;

г) имеющее единичный объем.



Упражнение (задача) № 159. Используя рис. 13, а в качестве большей посылки суждение «Всякое преступление должно быть раскрыто», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий первой фигуре и модусу Darii. Проверьте его на истинность.

Упражнение (задача) № 160. Дано суждение: «Все грибы – растения». В результате логических операций с данным суждением получены следующие заключения (новые суждения):

  1. Ни один гриб не является растением.

  2. Некоторые растения являются грибами.

  3. Ни одно не растение не есть гриб.

Определите по каждому новому суждению, каким способом произведено преобразование исходного суждения (посылки) и какова истинность каждого заключения.

Упражнение (задача) № 161. Используя рис. 13, а в качестве большей посылки суждение «Ни одно преступление не является законным», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий второй фигуре и модусу Festino. Проверьте его на истинность.

Упражнение (задача) № 162. Проверьте правильность обращения суждения и истинность заключения:

Теория овладевает массами.

––––––––––––––––––––––––

Массы овладеют теорией.



Упражнение (задача) № 163. Используя рис. 13, а в качестве большей посылки суждение «Ни одно преступление не является законным», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий первой фигуре и модусу Ferio. Проверьте его на истинность.

Упражнение (задача) № 164. Используя рис. 13, а в качестве большей посылки суждение «Ни одно преступление не является законным», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий второй фигуре и модусу Cesare. Проверьте его на истинность.

Упражнение (задача) № 165. Проверьте правильность обращения суждения и истинность заключения:

Кто не умеет с толком распоряжаться свободным временем, тот

первый жалуется на его нехватку.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кто жалуется на нехватку времени, тот бестолково его тратит.

Упражнение (задача) № 166. Используя рис. 13, а в качестве большей посылки суждение «За некоторые преступления к виновным лицам применяется наказание в виде штрафа», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий третьей фигуре и модусу Disamis. Проверьте его на истинность.

Упражнение (задача) № 167. Определите, что является причиной ошибочного заключения в следующем рассуждении:

Лук – грозное оружие первобытного охотника.

Лук содержит много витаминов.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Некоторые растения, содержащие много витаминов, были

грозным оружием первобытного охотника.



Упражнение (задача) № 168. Используя рис. 13, а в качестве большей посылки суждение «Всякое преступление должно быть раскрыто», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий первой фигуре и модусу Barbari. Проверьте его на истинность.

Упражнение (задача) № 169. Проанализируйте высказывание: «Карточная игра – явное обнаружение умственного банкротства. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами» (А. Шопенгауэр). Является ли оно сокращенным силлогизмом (энтимемой)? Если да, то восстановите его до полного категорического силлогизма. Каким способом можно выделить посылку в этом случае?

Упражнение (задача) № 170. Используя рис. 13, а в качестве большей посылки суждение «Всякое преступление должно быть раскрыто», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий второй фигуре и модусу Baroco. Проверьте его на истинность.

Упражнение (задача) № 171. Закончите следующий силлогизм:

Все адвокаты – юристы.

Некоторые адвокаты – шахматисты.

–––––––––––––––––––––––––––––––

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Укажите его логическую формулу, определите вид заключения и фигуру силлогизма.



Упражнение № 172. Закончите следующий силлогизм:

Все кашалоты – киты.

Ни один кит – не рыба.

–––––––––––––––––––

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение (задача) № 173. Проанализируйте высказывание: «Нельзя судить о человеке с первого взгляда. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия» (Ж. Лабрюйер). Является ли оно сокращенным силлогизмом (энтимемой)? Если да, то восстановите его до полного категорического силлогизма. Каким способом можно выделить посылку в этом случае?

Укажите его логическую формулу, определите вид заключения и фигуру силлогизма.



Упражнение (задача) № 174. Используя рис. 13, а в качестве большей посылки суждение «Ни одно преступление не является законным», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий второй фигуре и модусу Cesaro. Проверьте его на истинность.

Упражнение (задача) № 175. Преобразуйте суждение:

Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом (Д. Бруно).

Укажите, каким способом произведено преобразование, и какова истинность заключения.

Упражнение № 176. В умозаключении по утверждающе-отрицающему модусу производится:

а) исключение посредством разделения;

б) отрицание посредством утверждения;

в) разделение посредством исключения;

г) утверждение посредством отрицания.

Упражнение № 177. Рассмотрите силлогизм:

Слово «бег» обозначает действие.

Слово «бег» – существительное.
Некоторые существительные обозначают действия.

Какая ошибка допущена в данном умозаключении?

а) отсутствие среднего термина;

б) неоднозначное употребление среднего термина;

в) несоответствие силлогизма какой-либо фигуре и модусу.

Упражнение № 178. Силлогизм, в котором одна посылка – условное суждение, а другая – категорическое, называется:

а) условно-категорическим;

б) чисто условным;

в) условным;

г) разделительным.

Упражнение (задача) № 179. Является ли знаменитое высказывание Р. Декарта «Я мыслю, следовательно я существую» сокращенным силлогизмом (энтимемой)? Если да, то восстановите его до полного категорического силлогизма.

Упражнение № 180. Разновидность условно-категорического силлогизма, в котором ход заключения направлен от утверждения основания к утверждению следствия, называется:

а) отрицающим модусом;

б) утверждающе-отрицающим модусом;

в) утверждающим модусом;

г) отрицающе-утверждающим модусом.

Упражнение № 181. Силлогизм, в котором, по крайне мере, одна из посылок – условное суждение, называется:

а) условным;

б) условно-категорическим;

в) чисто условным;

г) разделительным.

Упражнение (задача) № 182. Рассмотрите ситуацию, описанную в рассказе Т. Тэсс «Поединок в море».

Танкер «Ростов» взял около десяти тысяч тонн автомобильного бензина и уже готовился в Туапсе к отплытию... Сейчас танкер должен сняться с якоря... Якорь уже вышел из воды... На лапе якоря висит авиабомба, пролежавшая на дне моря двадцать лет. Капитан танкера «Ростов» Александр Котляров думал не только о своем судне, а и о других танкерах, тоже залитых бензином и нефтью, стоящих неподалеку от причалов. «Сколько времени пройдет, пока из Севастополя в Туапсе придут минеры? Бомба может взорваться каждую минуту»…

Капитан принимает такое решение: «Немедленно, не дожидаясь прибытия из Севастополя минеров, уйти из порта в море». Танкер ушел из порта, и со второй попытки бомбу удалось утопить в море.

Решение капитана было основано на сложном умозаключении. Попытайтесь его выстроить. Определите его тип:

а) дилемма;

б) энтимема;

в) трилемма;

г) эпихейрема.



Упражнение № 183. Проанализируйте известное высказывание Сократа: «Женись несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом». Представляет ли оно собой сложное умозаключение. Если да, то каков его тип?

а) сложным умозаключением не является;

б) сложное умозаключение – энтимема;

в) сложное умозаключение – трилемма;

г) сложное заключение – дилемма.

Упражнение № 184. Рассмотрите краткое описание научных опытов:

Затылочные доли головного мозга являются необходимыми условиями зрительного рефлекса. Это установлено рядом опытов удаления этих долей у животных. При удалении затылочных долей полушарий зрительный рефлекс исчезает.

Какой метод установления причинных связей применен в данных опытах?

а) метод сходства;

б) метод различия;

в) метод сопутствующих изменений;

г) метод остатков.

Упражнение № 185. Согласно легенде, Калиф Омар, обосновывая необходимость сожжения Александрийской библиотеки, рассуждал так: «Если ваши книги согласны с Кораном, то они излишни. Если же ваши книги не согласны с Кораном, то они вредны. Но вредные и излишние книги следует уничтожать. Поэтому ваши книги следует уничтожать».

Демонстрацией какого типа умозаключения является это рассуждение?

а) дилемма;

б) энтимема;

в) трилемма;

г) эпихейрема.



Упражнение № 186. Рассмотрите краткое описание научных опытов:

Было замечено, что в некоторых случаях различные маятники имеют один и тот же период колебаний. Возник вопрос о том, что является причиной равенства колебаний. Для получения ответа на вопрос было проделано несколько экспериментов. В процессе проведения одного из них, например, жестко фиксировался вес маятника, который рассматривался как возможная причина исследуемого события, а все остальные факторы варьировались различным образом. Если при всех этих условиях интересующее исследователей явление (равенство периодов колебаний) не возникало, они делали вывод, что тот фактор, который был неизменным, не влияет на интересующее явление, и переходили к построению новой серии опытов, в которой постоянной величиной был иной фактор (в конце концов пришли к фактору длины маятника).

Какой метод установления причинных связей применен в данных опытах?

а) метод сходства;

б) метод различия;

в) метод сопутствующих изменений;

г) метод остатков.

Упражнение № 187. Рассмотрите пример умозаключения:

Если три угла одного треугольника равны трем углам другого треугольника, то эти треугольники подобны.

К какому типу и виду относится данное умозаключение?

а) строгая аналогия;

б) нестрогая аналогия;

в) дедукция.



Упражнение № 188.

В настоящее время большую роль в научных изысканиях играет сравнение между работой головного мозга и компьютера. Это сравнение, с одной стороны, позволяет на основе знаний о том, как работает компьютер, лучше понимать, каким образом осуществляется переработка информации живыми биологическим системами, в частности человеком. С другой стороны, исследования в области нейрофизиологии и информатики позволяют переносить на искусственные системы всё более и более тонкие детали работы головного мозга, приближаясь тем самым к созданию искусственного интеллекта.

Какие умозаключения выступают основой научных выводов в таких случаях?

а) индуктивные;

б) дедуктивные;.

в) умозаключения по аналогии;

г) индуктивно-дедуктивные.

Упражнение № 189. Рассмотрите пример:

В одном английском городе было совершено ограбление банка. Подозрение пало на известных рецидивистов Смита, Джонса и Брауна. В ходе следствия выявилось следующее. Джонс никогда не ходит на дело без Брауна. По крайне мере один из рецидивистов, Смит или Джонс – замешан в преступлении. У Брауна есть прочное алиби. Инспектор полиции, проводивший расследование, на основании этих данных предъявил обвинение Смиту.

Какой метод установления причинных связей применен инспектором полиции?

а) метод сходства;

б) метод различия;

в) метод сопутствующих изменений;

г) метод остатков.

Упражнение № 190. Рассмотрите пример:

Резерфорд на основании проведённых им экспериментов установил целый ряд сходных отношений, существующих между электронами и атомным ядром, с одной стороны и планетами и Солнцем – с другой. Исходя из этого он сделал вывод о планетарном строении атомов, допустив, что электроны вращаются вокруг ядра по определённым орбитам наподобие того, как планеты вращаются вокруг Солнца.

Какое умозаключение стало основой научного вывода, сделанного Резерфордом?

а) индуктивное;

б) дедуктивное;.

в) умозаключение по аналогии;

г) индуктивно-дедуктивное.

Упражнение № 191. Рассмотрите пример:

Сравнивая свойства, присущие Марсу и Земле, установили, что Марс и Земля являются планетами, что они вращаются вокруг Солнца, светят отраженным светом, вращаются вокруг своей оси. И Марс, и Земля имеют спутники, обе планеты подчиняются законам тяготения. Таким образом их сходство является очевидным. Отсюда можно заключить, что на Марсе есть жизнь. Недостаток этого рассуждения состоит в том, что подобие двух этих планет установлено с помощью признаков, не имеющих отношения к жизни (температурный режим, наличие атмосферы, воды).

Какое рассуждение здесь применяется?

а) строгая аналогия;

б) нестрогая аналогия;

в) дедукция.



Упражнение № 192. Рассмотрите пример:

В своё время И. Кеплер утверждал, что Земля подобно человеку имеет внутреннюю теплоту, о чём убеждает нас вулканическая деятельность. Соответственно сосудам живого тела на Земле имеются реки. Существует ещё целый ряд соответствий. Следовательно, Земля, как и человек, имеет душу.

Какое рассуждение здесь применяется?

а) строгая аналогия;

б) нестрогая аналогия;

в) дедукция;

г) ложная аналогия.

Упражнение № 193. Рассмотрите пример:

В расшифровке древней письменности различных народов специалисты часто прибегают к сравнению исследуемых текстов с ранее расшифрованными. На основании устанавливаемого сходства отдельных элементов текстов, например, в начертании знаков, используя умозаключения по аналогии, делают вывод. Для сравнения используется метод "билингва" или "трилингва" – два или три параллельных текста, написанных на разных языках.

Какая аналогия применяется в таких исследованиях?

а) строгая;

б) нестрогая;

в) дедуктивная;

г) ложная.

Упражнение № 194. Проанализируйте умозаключение:

Есть «гаишники» добрые – берут взятки.

Есть «гаишники» злые – отбирают права.


«Гаишники» берут взятки и отбирают права.

Какая преднамеренная ошибка допущена в данном умозаключении?

Упражнение № 195. Рассмотрите пример:

Модели кораблей испытывают в бассейне и делают заключение о том, что настоящий корабль будет обладать теми же характеристиками.

Какая аналогия применяется в таких исследованиях?

а) строгая;

б) нестрогая;

в) дедуктивная;

г) ложная аналогия.

Упражнение № 196. Определите вид аналогии в следующем примере:

Лошадиная фамилия – Овсов (в сюжете рассказа А. П. Чехова).

а) строгая;

б) нестрогая;

в) фигуральная;

г) ложная.



Упражнение № 197. Проанализируйте рассуждение и определите вид аналогии: «Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь – два посмотришь и уже ни с чем не перепутаешь».

а) строгая;

б) нестрогая;

в) фигуральная;

г) ложная.

Упражнение (задача) № 198. Встретились два человека, друзья с детства, и у них состоялся следующий разговор:

– Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!

– А у меня уже дочь!

– Как её зовут?

– Как и её мать!

– А сколько же лет Леночке?

Как собеседник узнал имя дочери? Выстройте последовательность движения мысли к заключению.

Упражнение № 199. Вдоль улицы стоят сто домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ, он должен запастись цифрами.

Не пользуясь карандашом и бумагой, подсчитайте в уме, сколько девяток потребуется мастеру.



Упражнение № 200. Определите закономерность чередования чисел и поставьте недостающее число (рис. 14):

7

9

5

11

4

15

12

7

13

8

11

?

Рис. 14

Упражнение № 201. Рассмотрите умозаключение:

Диалектика (ранее) – это искусство выяснения истины в столкновении противоположных мышлений.

Диалектика (сегодня) – это учение о всеобщей связи и развитии.


Беседа Сократа с Евтидемом о постижении справедливости – это учение о связи и развитии, так как искусство выяснения истины в столкновении противоположных мнений Евтидема и Сократа называется диалектикой.

Допущены ли ошибки в умозаключении. Если да, то какие?

Упражнение (задача) № 202. Некий мистер Смит ехал на машине со своим сыном Артуром. Их машина попала в катастрофу. Отец погиб на месте, а сын в тяжелом состоянии был доставлен в ближайшую больницу. Взглянув на пострадавшего, дежурный хирург побледнел и сказал: «Я не могу оперировать его. Ведь это же мой сын»! На основе какого умозаключения сделан этот вывод? Выстройте последовательность движения мысли к заключению.

Упражнение (задача) № 203. Два наездника поспорили, кто кого обгонит. Не раз тот и другой были победителями. Наконец это им надоело.

Решили поступить по-иному, а именно: приз достанется тому наезднику, чей конь придет в назначенное место вторым.

Начались соревнования. Спорщики ни с места. Один старик подошел к наездникам, сказал им что-то и через полминуты наездники неслись по степи во всю прыть, стараясь обогнать друг друга. Но выиграл тот, чья лошадь пришла второй. Что сказал старик?

Упражнение (задача) № 204. Необходимо разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. Обоснуйте решение.

Упражнение № 205. Необходимо число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий.

Упражнение (задача) № 206. Двоих судили за убийство. Присяжные признали одного из обвиняемых виновным, а другого невиновным. Судья обратился к тому, кто был признан виновным, и сказал: «Это самое странное дело из тех, что приходилось разбирать. Ваша вина вне всяких сомнений установлена, но по закону я должен выпустить вас на свободу».

Как объяснить столь неожиданное заявление судьи?



Упражнение № 207. Определите тип умозаключения, представленный в данном примере:

Земля в 1982 г. была расположена вместе с другими планетами по одну сторону от Солнца в секторе с углом приблизительно в 95 градусов.

Марс в 1982 г. был расположен вместе с другими планетами по одну сторону от Солнца в секторе с углом приблизительно 95 градусов.

Меркурий в 1982 г. был расположен вместе с другими планетами по одну сторону от Солнца в секторе с углом приблизительно 95 градусов.

Земля, Марс, Венера, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер, Меркурий­ – планеты Солнечной системы.


Все планеты Солнечной системы в 1982 г. были расположены вместе по одну сторону от Солнца в секторе с углом приблизительно 95 градусов.

Вывод получен на основании:

а) популярной индукции;

б) неполной индукции;

в) полной индукции.



Упражнение № 208. Определите тип умозаключения, представленный в данном примере:

С древности на основании многолетних наблюдений люди заметили, что серебро очищает питьевую воду. Соли серебра добавляли в составы, которыми лечили от ожогов. Постепенно люди пришли к выводу, что серебро обладает целебными свойствами. Впоследствии научные исследования показали, что серебро активирует кислород, уничтожающий бактерии. Следовательно, первоначальный вывод оказался правильным.

Вывод получен на основании:

а) популярной индукции;

б) неполной индукции;

в) полной индукции.



Упражнение № 209. Рассмотрите пример:

В аэропорту, чтобы выяснить, нет ли у пассажиров крупных металлических предметов, им предлагают пройти через устройство, снабженное электромагнитом и присоединенным к нему электрическим звонком. Когда один из туристов группы проходил через данное устройство, зазвенел звонок. Ему предложили вынуть из карманов все металлические предметы. После удаления им связки ключей и металлических денег, когда он повторно прошел через данное устройство, звонок не зазвенел. Следовательно. причиной звонка было наличие именно данных металлических предметов у этого пассажира. Все остальные предшествующие обстоятельства были теми же самыми.

Какой метод установления причинных связей применен в данном случае?

а) метод сходства;

б) метод различия;

в) метод сопутствующих изменений;

г) метод остатков.

Упражнение (задача) № 210. У меня две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монета? Найдите решение. Какие операции с суждениями необходимо выполнить для решения этой задачи?

Упражнение № 211. Этот вопрос обращен к читателям, которые хоть что-нибудь знают о католицизме. Может ли католик жениться на сестре своей вдовы?

Нарушено ли какое-либо условие истинности умозаключения?



<< предыдущая страница   следующая страница >>



ДВА ПРАВИЛА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ: 1. Никогда не задавай вопроса, если тебе неизвестен ответ. 2. Никогда не задавай вопроса, на который правительство может ответить без ущерба для своей репутации. Джон Дифенбейкер
ещё >>