Учебное пособие Волгоград 2010 ббк 87. 4я723 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическое пособие Волгоград 2010 ббк 78. 307(2Рос-4Вог) К79 4 639.93kb.
Учебное пособие Волгоград 2008 ббк 81. 2 Нем. 7я723 3 331.6kb.
Учебное пособие Волгоград 2009 ббк 63. 3(2)я73 5 1156.76kb.
Учебное пособие Волгоград 2011 ббк 65. 291. 212я73 9 1439.68kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2008 ббк 65В631 м 90 4 540.11kb.
Учебное пособие Под научной редакцией д э. н., профессора В. 1 96.54kb.
Учебное пособие Волгоград 2010 (075) 8 1263.82kb.
Учебное пособие Пенза Издательство пгу 2010 ббк 65. 050 Ф34 Рецензент ы 11 1036.69kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2006 ббк 65. 042. 7 1194.58kb.
Книга 4 учебное пособие Вторая редакция 2010 г., 141. 82, 061. 45 6165.61kb.
Учебное пособие для магистров Санкт-Петербург 2010 4 706.39kb.
Доклад о ситуации со свободой собраний в россии 4 602.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебное пособие Волгоград 2010 ббк 87. 4я723 - страница №1/4



М. М. Ломиворотов, А. Г. Бондаренко





Логика

В задачах и упражнениях



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

М. М. Ломиворотов, А. Г. Бондаренко

Логика В задачах и упражнениях



Учебное пособие


Волгоград

2010

ББК 87.4я723

Л 74
Под редакцией доцента кафедры «Гуманитарные науки» А. Г. Бондаренко


Рецензенты: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», представительство в г. Камышине Волгоградской области; преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин Камышинского технического колледжа Н. Г. Кривошеев.
Ломиворотов, М. М. Логика в задачах и упражнениях: учеб. пособие / М. М. Ломиворотов, А. Г. Бондаренко. ─ ВолгГТУ, Волгоград, 2010. ─ 64 с.
ISBN 978-5-9948-0393-6

Содержит задачи и упражнения по дисциплине «Логика» на знание основных законов и форм мышления и просто на смекалку.

Поможет студентам в приобретении навыков решения проблемных логических задач в практических ситуациях.

Предназначено для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Правоведение», изучающих логику, а также для всех интересующихся занимательными задачами.

Ил. 14. Библиогр.: 22 наим.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета
ISBN 978-5-9948-0393-6  Волгоградский

государственный

технический

университет, 2010

ведение

Введение

Мышление человека протекает в сложившихся формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. И каждый человек обладает определенной логической культурой. У значительной части людей она формируется повседневными условиями жизни, опытом познания, практической деятельностью. У тех же, кто готовится стать специалистом социально-гуманитарного профиля, более высокий и зрелый уровень логической культуры формируется на основе изучения логики как науки.

Логика систематизирует правильные формы и способы рассуждений, вооружает средствами точного оформления и выражения мыслей, без чего воздействие на людей словом оказалось бы малоэффективным.

Знание логики является неотъемлемым компонентом юридического образования. Владение логикой необходимо для правильного построения судебно-следственных версий и их доказательства; планирования и организации расследования правонарушений; ведения профилактической и правовоспитательной работы; составления юридических документов и др.

Опыт профессиональной деятельности знаменитых юристов свидетельствует о том, что своих успехов на поприщах судей, следователей, адвокатов они добивались благодаря блестящим знаниям логики и умениям их применять в своей работе.

Большие возможности в освоении логики и развитии мышления несут в себе логические задачи и упражнения. Особенно, когда они построены не на сухих теоретических положениях, а на живом жизненном материале, когда логические головоломки, занимательные вопросы и загадки рождаются на страницах произведений художественной и научно-популярной литературы.

Эти соображения были положены в основу настоящего учебного пособия. Авторы рассчитывают на то, что оно будет полезным для подготовки будущих юристов, поможет формированию и закреплению умений правильного построения суждений, умозаключений, доказательств, позволит уверенно ориентироваться в лабиринтах логических ошибок и парадоксов.

1. Логические операции с понятиями

Упражнение № 1. Отважная американская исследовательница Дайан Фосси, 13 лет наблюдавшая за особенностями жизни горилл, буквально вписавшись в их сообщество, даёт объяснение понятия «гнездо гориллы», используя деление понятия: «Нам удалось увидеть несколько гнезд горилл ─ наземных и древесных. Наземное гнездо ─ не что иное как обычная для наземных млекопитающих лежка, устланная наломанными ветками кустарника и травой. Зато древесное гнездо ─ заметное издалека сооружение на высоте 3─5 метров на крупных ветвях у ствола дерева».

Определите вид деления по видообразующему признаку:

а) мысленное расчленение целого на части; б) дихотомическое.

Упражнение № 2. Дано понятие «Волк».

1

2

а. Хищное млекопитающее семейства собачьих.

б. Хищное млекопитающее.

в. Млекопитающее.

г. Позвоночное животное.

д. Животное.

е. Организм.


а. Североамериканский койот.

б. Североамериканский койот, обитающий в североамериканских прериях.

в. Североамериканский койот, живущий

в настоящее время в североамериканских прериях.



Определите, в каком варианте ответа (в 1-м или 2-м) проведено обобщение понятия «волк»?

Упражнение № 3.





Определите отношения между понятиями: дом, недостроенный дом, каменный дом, строение (рис. 1).
Варианты ответов:

а) противоположность;

б) соподчинение;

в) противоречие.



Строение

Дом


Камен- Недостро-

ный дом енный

дом

Рис. 1

Упражнение № 4. Дано несколько определений:

1. Трапеция ─ четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие ─ не параллельны.

2. Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами.

3. Флорой называют видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории.

4. Естественный отбор ─ процесс выживания наиболее приспособленных особей, который ведет к преимущественному повышению или понижению численности одних особей и популяций по сравнению с другими.

Какие из названных определений можно отнести к номинальным?

Варианты ответов: а) 1-е; б) 4-е; в) 1-е и 4-е; г) 2-е и 3-е.

Упражнение № 5. Даны пары понятий: «храбрость» ─ «трусость»; «белая крыса» ─ «черная крыса».

Определите тип несовместимости данных понятий:

а) соподчинение;

б) противоположность;

в) противоречие.

Упражнение № 6. Даны определения:

1. Правильный многоугольник ─ многоугольник, у которого все стороны конгруэнтны и все углы равны.

2. Барометр ─ прибор для измерения атмосферного давления.

3. Гротеск ─ один из способов сатирического изображения, отличается резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического.

Укажите вариант ответа, в котором названы родовые понятия для данных определений:

а) все углы равны; атмосферное давление; сочетание реального и фантастического;

б) прибор; способ сатирического изображения; многоугольник.

Упражнение № 7. Даны сравнимые понятия: «бизнесмен» и «феномен»; «школьник» и «филателист»; «спортсмен» и «студент».

Определите тип совместимости данных понятий:

а) подчинённость;

б) соподчинённость;

в) перекрещивание;

г) противоположность;

д) соподчиненность.

Упражнение № 8. Даны сравнимые понятия:

1) «река Волга» и «самая длинная река в Европе»;

2) «автор рассказа "Человек в футляре"» и «автор комедии "Вишневый сад"»;

3) «квадрат» и «равносторонний прямоугольник";

4) «квадрат» и «равноугольный ромб».

Определите тип совместимости этих понятий:

а) перекрещивание;

б) подчинение;

в) соподчинение;

г) тождество;

д) противоположность.

Упражнение № 9. Даны определения :

1. Кислотами называются сложные вещества, образующиеся из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов или обмениваться на них.

2. Коррозия металлов ─ это окислительно-восстановительный процесс, образующийся в результате окисления атомов металла и перехода их в ионы.

Определите, к какому виду относятся данные определения:

а) это неявные определения;

б) это реальные определения;

в) это явные генетические определения;

г) это неявные определения через ближайший род и видовое отличие.



Упражнение № 10. Деление какого понятия и по какому основанию было произведено в высказывании: «Мы знаем, что Лев Толстой писал романы и рассказы»?

Упражнение № 11. Деление какого понятия и по какому основанию было произведено в высказывании: «Среди множества химических элементов мы знаем металлы и неметаллы»?

Упражнение № 12. Деление какого понятия и по какому основанию было произведено в высказывании: «Маленький Петя ещё не умеет писать буквы: А, Б, В, Г, Д, Е»?

Упражнение № 13. Дано высказывание: «Некоторый четырехугольник является квадратом тогда и только тогда, когда либо его стороны равны и углы равны, либо диагонали равны, взаимно перпендикулярны и делятся точно в пересечении пополам».

Выделите в этом высказывании три логические формы различной степени общности.



Упражнение № 14. Даны пары понятий:

1) «трамвай» и «троллейбус»;

2) «катет» и «треугольник»;

3) «черный квадрат» и «красный квадрат»;

4) «лейтенант» и «старший лейтенант»;

5) «железнодорожная линия Москва – Варшава» и «железнодорожная линия Минск – Брест»;

6) «грамм» и «килограмм».

Являются ли какие-либо пары понятий совместимыми? Если да, то какие, и к какому типу совместимости их можно отнести?



Упражнение № 15. Рассмотрите предложения:

1. Современные хоровые партитуры записываются в скрипичном и басовом ключе.

2. Жизнь бьёт ключом.

Какое свойство слова «ключ» используется в этих предложениях?



Упражнение № 16. Какое слово является лишним в этом ряду: тигр, шакал, леопард, гепард, рысь, лев, кошка?

Упражнение № 17.

Какое слово является лишним в этом ряду: треугольник, квадрат, окружность, тетрадь, параллелограмм, трапеция, ромб, эллипс?



Упражнение № 18. Дано определение: «Бочка – сосуд для хранения жидкостей».

Какие ошибки содержатся в данном определении?

а) широкое определение;

б) узкое определение;

в) определение в одном отношении – широкое, в другом – узкое.

Упражнение № 19. Естественная классификация – это:

а) классификация, которая создается с целью наиболее легкого отыскания того или иного предмета;

б) распределение предметов по классам;

в) классификация, полученная в результате деления;

г) распределение предметов по группам на основании их существенных признаков.

Упражнение № 20. Определение, в котором указывается способ, каким образуется данный предмет, на­зывается:

а) семантическим;

б) определением через род и видовое отличие;

в) контекстуальным;

г) генетическим.

Упражнение № 21. Перечислены отношения между понятиями: 1) тождество; 2) пересечение; 3) частичное совпадение; 4) подчинение. Какие из названных отношений можно отнести к типу совместимых?

Упражнение № 22. Перечислены логические операции с понятиями: 1) обобщение; 2) ограничение; 3) определение; 4) деление. В каких операциях используется отношение «род» – «вид»?

Упражнение № 23. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется:

а) обобщением;

б) умозаключением;

в) делением;

г) ограничением.

Упражнение № 24. Понятия, в которых отражаются присущие предмету признаки, называются:

а) абстрактными;

б) конкретными;

в) положительными;

г) отрицательными.

Упражнение № 25.

Рассмотрите рис. 2. Какие отношения между понятиями изображены с помощью рисунка: 1) объединение; 2) пересечение; 3) вычитание?




А

С

В

Рис. 2


Упражнение № 26. Если высказывание относится к каждому предмету класса, то такое употребление по­нятия называется:

а) собирательным;

б) разделительным;

в) нерегистрируемым;

г) регистрируемым.

Упражнение № 27. Понятия, в которых обобщаются конкретные предметы и явления действительности по тем или иным признакам, называются:

а) абстрактными;

б) положительными;

в) отрицательными;

г) конкретными.

Упражнение № 28. Нарушение правила соразмерности деления понятий ведет к:

а) перекрещиванию объемов понятия;

б) тому, что деления не будут исключать друг друга;

в) неполному делению;

г) скачку в делении.

Упражнение № 29. Что из представленного можно отнести к логическим операциям над понятиями: 1) обобщение; 2) ограничение; 3) определение; 4) деление?

Упражнение № 30. Между объемом и содержанием понятия имеется следующее соотношение: чем больше (шире) информация о предметах (признаках), заключенная в понятии, тем объем понятия:

а) шире (больше); б) уже (меньше).



Упражнение № 31. Общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов, называются:

а) регистрируемыми;

б) нерегистрируемыми;

в) конкретными;

г) абстрактными.

Упражнение № 32. В зависимости от объема, понятия могут быть:

а) единичными;

б) общими;

в) пустыми.



Упражнение № 33. Классы (подмножества), получаемые в результате деления понятий, называются:

а) основанием деления;

б) содержанием понятия;

в) членами деления;

г) объемом понятия.

Упражнение № 34. Предметы, существующие только взаимосвязано и одновременно друг с другом, отра­жаются в понятиях:

а) безотносительных;

б) положительных;

в) отрицательных;

г) соотносительных.

Упражнение № 35. Правила определения понятий содержат требования, чтобы определения:

а) были соразмерными;

б) не включали в себя круга;

в) были ясными;

г) по возможности не были отрицательными.

Упражнение № 36. Понятия, объемы которых включают только один предмет (явление, событие), называются:

а) единичными;

б) общими;

в) пустыми;

г) регистрируемыми.

Упражнение № 37. К логическим операциям над понятиями относятся:

а) обобщение;

б) ограничение;

в) определение;

г) деление.

Упражнение № 38. Общими называются понятия, объемы которых:

а) включают число мыслимых предметов, поддающихся реальному учету, регистра­ции;

б) включают только один предмет;

в) не включают ни одного предмета;

г) включают два или более однородных предметов.

Упражнение № 39. Понятия, имеющие некоторые общие признаки, т. е. объем одного из них частично вхо­дит в объем другого, находятся в отношении:

а) подчинения;

б) пересечения;

в) противоречия;

г) равнозначности.

Упражнение № 40.

Рассмотрите рис. 3. Какие отношения между понятиями изображены с помощью рисунка: 1) подчинение; 2) пересечение; 3) соподчинение; 4) противоречие?




А

С

В

Рис. 3


Упражнение № 41. В сравнении с делением операция классификации понятий представляет собой:

а) противоположность делению;

б) многоступенчатое деление;

в) распределение предметов по классам;

г) распределение предметов по группам на основании их существенных признаков.

Упражнение № 42. Понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, заменяя их исключающими признаками, находятся в отношении:

а) противоположности;

б) противоречия;

в) соподчинения;

г) пересечения.

Упражнение № 43. Перечислены отношения между понятиями: 1) соподчинение; 2) про­тивоположность; 3) противоречие; 4) подчинение; 5) тождество. Какие из названных отношений можно отнести к типу несовместимых?

Упражнение № 44. Правила деления понятий содержат требования, чтобы деление:

а) было соразмерным;

б) члены деления исключали друг друга;

в) деление было непрерывным.



Упражнение № 45. Для того чтобы определить объем того или иного понятия, необходимо произвести операцию:

а) обобщения;

б) ограничения;

в) деления;

г) выявления ошибок.

Упражнение № 46. Отношения тождества, частичного совпадения, подчинения понятий являются отношениями:

а) совместимости;

б) несовместимости;

в) пересечения.



Упражнение № 47. Определение, в котором раскрывается смысл термина (названия), обозначающего предмет, является:

а) номинальным;

б) определением через род и видовое отличие;

в) контекстуальным;

г) определением не является.

Упражнение № 48. Правила определения понятий содержат требования, чтобы определения:

а) состояли из имен существительных;

б) не включали в себя круга;

в) были ясными;

г) не включали имен числительных.

Упражнение № 49. Для того чтобы перейти от большего объема понятия к меньшему, необходимо произвести операцию:

а) обучения;

б) ограничения;

в) деления;

г) выявления ошибок.

Упражнение № 50. Перечислены отношения между понятиями: 1) тождество; 2) про­тивоположность; 3) частичное совпадение; 4) подчинение; 5) соподчинение; 6) пересечение; 7) противоречие. Сгруппируйте отношения по типам совместимости и несовместимости.

Упражнение № 51. Понятие «солнечная система» относится к виду (видам) понятий:

а) собирательных;

б) конкретных;

в) нулевых;

г) абстрактных.

Упражнение № 52. Перечислены логические операции с понятиями: 1) обобщение; 2) ограничение; 3) определение; 4) деление. В каких операциях используется отношение «термин» – «смысл (название)»?

Упражнение № 53. Пустыми называются понятия, объемы которых:

а) включают малоизученные явления;

б) включают только один предмет;

в) не включают ни одного предмета;

г) включают предметы, взаимно исключающие друг друга.

Упражнение № 54. Понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, но не заменяет их другими признаками, находятся в отношении:

а) противоположности;

б) противоречия;

в) соподчинения;

г) пересечения.

Упражнение № 55. Пределом ограничения понятия является:

а) предельно общее понятие;

б) единичное понятие;

в) пустое понятие.



Упражнение № 56. Понятия, по смыслу исключающие друг друга, объемы которых входят в объем более общего родового понятия, между собой находятся в отношении:

а) подчинения;

б) соподчинения;

в) противоречия;

г) равнозначности.

Упражнение № 57.




Рассмотрите рис. 4. Какие отношения между понятиями изображены с помощью рисунка: 1) соподчинение; 2) противоположность; 3) противоречие; 4) подчинение; 5) тождество?




С



А В

Рис. 4


Упражнение № 58. Понятие «студенты этой группы» относится к виду (видам) понятий:

а) собирательных;

б) разделительных;

в) регистрируемых;

г) нерегистрируемых.

Упражнение № 59. Нарушением правил определения понятий будет случай (случаи), когда определение:

а) окажется соразмерным;

б) будет включать в себя круг;

в) будет слишком простым и ясным;

г) окажется отрицательным.

Упражнение № 60. Словами «русалка», «леший», «домовой» обозначены понятия, имеющие объемы:

а) единичные;

б) общие;

в) пустые;

г) нерегистрируемые.

Упражнение № 61. Признаки, по которым производится деление объема понятия, называются:

а) основанием деления;

б) объемом делимого понятия;

в) членами деления;

г) объемом понятия.

Упражнение № 62. Предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от других, отражаются в понятиях:

а) безотносительных;

б) положительных;

в) отрицательных;

г) соотносительных.

Упражнение № 63. Требование, согласно которому сумма объемов членов деления должна быть равна объему делимого понятия, вытекает из правила:

а) соразмерности деления понятий;

б) непрерывности деления понятий;

в) деления понятия только по одному признаку.



Упражнение № 64. Деление понятия, в результате которого возникают лишние члены деления, является нарушением правила:

а) соразмерности деления понятий;

б) непрерывности деления понятий;

в) деления понятия только по одному признаку.



Упражнение № 65. Нравственные понятия «честность», «порядочность», «ответственность» относятся к виду (видам) понятий:

а) абстрактных;

б) конкретных;

в) положительных;

г) отрицательных.

Упражнение № 66. Нравственные понятия «бесчестие», «непорядочность», «безответственность» относятся к виду (видам) понятий:

а) абстрактных;

б) конкретных;

в) положительных;

г) отрицательных.

Упражнение № 67. Между объемом и содержанием понятия имеется следующее соотношение: чем меньше (уже) информация о предметах (признаках), заключенная в понятии, тем объем понятия:

а) шире (больше); б) уже (меньше).



Упражнение № 68. Дано несколько определений:

1. Бочка – сосуд для хранения жидкостей.

2. Количество – количественные показатели предмета.

3. Точность – вежливость королей.

Нарушено ли в каком-либо из данных высказываний правило недопустимости круга в определении, если да, то в каком?

Упражнение № 69. Требование, согласно которому объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия, вытекает из правила:

а) соразмерности определения;

б) недопустимости круга в определении;

в) ясности определения понятия.



Упражнение № 70. Если в процессе выполнения операций с понятиями осуществляется переход от видового понятия к родовому, такая операция называется:

а) определение понятия;

б) ограничение понятия;

в) обобщение понятия;

г) уточнение понятия.

Упражнение № 71. Дано несколько определений:

1. Бочка – сосуд для хранения жидкостей.

2. Количество – количественные показатели предмета.

3. Точность – вежливость королей.

Нарушено ли в каком-либо из данных высказываний правило соразмерности определения, если да, то в каком?

Упражнение № 72. Такие виды понятий, как «общие», «единичные», «пустые» выделены по основанию:

а) содержания понятий;

б) объема понятий;

в) отражения в понятиях целых предметов либо отдельных от самих предметов свойств.



Упражнение № 73. Если в процессе выполнения операций с понятиями осуществляется переход от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию родового понятия видообразующих признаков, такая операция называется:

а) определение понятия;

б) ограничение понятия;

в) обобщение понятия;

г) уточнение понятия.

Упражнение (задача) № 74. Изобразите кругами Эйлера отношения между понятиями: А транспорт личного пользования; В – транспорт; С – транспорт общего пользования; D – автомобильный транспорт.

Упражнение № 75. Дано несколько определений:

1. Бочка – сосуд для хранения жидкостей.

2. Количество – количественные показатели предмета.

3. Точность – вежливость королей.

Нарушено ли в каком-либо из данных высказываний правило ясности, точности определения, если да, то в каком?

Упражнение № 76. Пределом обобщения понятия является:

а) предельно общее понятие;

б) единичное понятие;

в) пустое понятие.



Упражнение № 77. Составление телефонного справочника является примером классификации:

а) естественной;

б) вспомогательной;

в) примером классификации не является.



Упражнение № 78. Даны пары понятий:

1) «белое» и «черное»;

2) «белое» и «небелое»;

3) «ярко белое» и «бело-серое»;

4) «белое» и «беловатое».

Находятся ли какие-либо пары понятий в отношениях противоречия (контрадикторности)? Если да, то какие (какая)?



Упражнение (задача) № 79. Изобразите кругами Эйлера отношения между понятиями, фигурирующими в высказывании: «Некоторый четырехугольник является квадратом».

Упражнение № 80. Упорядочение химических элементов, вошедшее в науку как периодический закон Д. И. Менделеева, является примером классификации:

а) естественной;

б) вспомогательной;

в) примером классификации не является.



Упражнение № 81. В сравнении с классификацией операция деления понятий представляет собой:

а) противоположность классификации;

б) многоступенчатую классификацию;

в) одну из фаз классификации.



Упражнение № 82. Составление библиотечного каталога книг является примером классификации:

а) естественной;

б) вспомогательной;

в) примером классификации не является.



Упражнение № 83. Даны пары понятий:

1) «белое» и «черное»;

2) «белое» и «небелое»;

3) «ярко белое» и «бело-серое»;

4) «белое» и «беловатое».

Находятся ли какие-либо пары понятий в отношениях противоположности (контрарности)? Если да, то какие (какая)?



Упражнение № 84. Таблица, в которой в упорядоченном виде (в зависимости от характера преобразований) представлены технологические революции (внедрение паровой машины, изобретение и внедрение двигателя внутреннего сгорания, изобретение и внедрение электрических машин) является примером классификации:

а) естественной;

б) вспомогательной;

в) примером классификации не является.



Упражнение № 85. В результате дихотомического деления объем понятия делится на:

а) объемы понятий со своими видообразующими признаками;

б) объемы противоречащих друг другу понятий;

в) объемы противоположных понятий;

г) объемы соподчиненных понятий.

Упражнение № 86. Составление каталога файлов, размещенных в памяти персонального компьютера, является примером классификации:

а) естественной;

б) вспомогательной;

в) примером классификации не является.



Упражнение № 87. В результате деления по видообразующему признаку объем понятия делится на:

а) объемы тождественных понятий;

б) объемы противоречащих друг другу понятий;

в) объемы противоположных понятий;

г) объемы соподчиненных понятий.

Упражнение № 88. Даны пары понятий:

1) «белое» и «черное»;

2) «белое» и «небелое»;

3) «ярко белое» и «бело-серое»;

4) «белое» и «беловатое».

Находятся ли какие-либо пары понятий в отношениях соподчиненности? Если да, то какие (какая)?



следующая страница >>



Совершенствуя дилижанс, можно создать совершенный дилижанс; но первоклассный автомобиль — едва ли. Эдуард Де Боно
ещё >>