Учебное пособие института христианских организаций Джеймс В. Закрисон, директор службы развития церкви - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие «Программирование для биологов» 1 21.54kb.
Учебное пособие Санкт-Петербург 2012 18 3455.98kb.
Ю. А. Психология театра: Учебное пособие. Спб.: Ивэсэп, Данное учебное... 3 841.44kb.
Учебное пособие (075) Печатается 20 5189.84kb.
Учебное пособие по коллоидной химии для самоподготовки студентов. 5 511.28kb.
Учебное пособие по коллоидной химии для самоподготовки студентов. 3 425.42kb.
Журнал «Одаренный ребенок», №2, 2009. А. Д. Копытов, директор Института... 1 94kb.
Егорова Н. Ю. С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве... 25 6501kb.
Учебное пособие для з-го класса Составлено по учебникам 17 1380.74kb.
Учебное пособие для учащихся среднеспециальных учебных заведений... 4 826.38kb.
Учебное пособие кемерово 2003 введение 12 1964.98kb.
Эволюция идеи управления (классификация Бенгт Карлофа и Клода Ст. 1 131.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебное пособие института христианских организаций Джеймс В. Закрисон, директор службы - страница №1/7






КАК ТОЛКОВАТЬ БИБЛИЮ И ТРУДЫ ЕЛЕНЫ УАЙТ?

Учебное пособие института христианских организаций

Джеймс В. Закрисон, директор службы развития церкви.

Конференция адвентистов седьмого дня; Южная Калифорния.



О чем этот курс?

Этот курс предназначен для учителей субботних школ и всех, преподающих на библейских курсах или в классах изучения Библии при церквах адвентистов седьмого дня. В данном пособии изложены некоторые ключевые принципы толкования Библии, причем особое внимание уделяется тем проблемам толкования, которые представляют непосредственный интерес для адвентистов седьмого дня.

Первая часть курса посвящена толкованию Библии. В богословии этим занимается наука, известная под названием библейская герменевтика. Некоторые методы толкования Библии часто считаются не требующими доказательств. Адвентисты седьмого дня обычно принимают их, не подвергая тщательному анализу. Однако в них необходимо разобраться, чтобы убедиться: все, идущее от учителя к учащимся, важно и правильно.

Во второй части рассматриваются принципы толкования сочинений Елены Уайт. Адвентисты седьмого дня придерживаются того мнения, что Е. Уайт была наделена даром пророчества и что принципы, лежащие в основе толкования Библии, применимы и к сочинениям Е. Уайт.

Те же ошибочные методы, которые допускаются в толковании Священного Писания, часто принимаются на веру и используются интерпретаторами сочинений Е. Уайт. Как в случае с Библией, так и применительно к ним ложные методы ведут к неправильной интерпретации. Каждому учителю необходимо разобраться и в этих вопросах.

При изучении методов толкования Библии мы рекомендуем книгу Гордона Фи и Дугласа Стюарта «Как, читая Библию, извлекать все то ценное, что в ней имеется», так как содержащаяся в ней информация дается в интересной и доступной форме. Некоторые темы разработаны в учебнике Г. Фи и Д. Стюарта гораздо более глубоко, чем в данном пособии. Однако пособие не повторяет главу за главой содержание учебника. Надеемся, что все, кто пользуется данным пособием, будут читать и изучать учебник Г. Фи и Д. Стюарта. Он изобилует весьма полезной информацией.

Книги, перечисленные ниже, будут особенно полезны для последующей углубленной работы. Несколько слов в качестве предостережения. Существуют два взгляда на толкование Библии, которые адвентисты седьмого дня отвергают. Эти взгляды нашли отражение в большинстве книг, написанных авторами-евангелистами на данную тему. Первый взгляд, согласно которому не только каждая мысль, но и каждое слово Священного Писания боговдохновенны, будет несколько позднее рассмотрен в данном пособии. Второй — взгляд на толкование пророчеств, известный как диспенсационализм. Тот факт, что авторы большинства книг о Библии разделяют эти взгляды, не умаляет ценности информации, содержащейся в них, однако, читая их, особенно те разделы, в которых идет речь о толковании пророчеств, нужно всегда «быть начеку».

По просьбе многих читателей нашего учебного пособия для обозначения адвентистских источников в нем используется аббревиатура АСД. За исключением сочинений Е. Уайт, все источники, не помеченные этим символом, не являются адвентистскими.

Все тексты Библии, кроме особым образом отмеченных, цитируются по Синодальному изданию Библии.

Как пользоваться данным учебным пособием

Пособие построено таким образом, что изучать его можно в самых различных ситуациях.

· Вы можете изучать его самостоятельно.

· По нему можно заниматься в маленькой группе или с классом субботней школы.

· Его можно использовать как учебный материал на молитвенном собрании среди недели.

Его можно изучать в большой группе в масштабах региона или конференции.

Пособие написано в стиле, называемом «информационная картография». Вот его особенности:

· В начале каждого раздела дается формулировка цели. Из нее вы узнаете, о чем пойдет речь в данном разделе.

· Далее идет перечень задач. Этот перечень — ключ к изучению пособия. Все в данном разделе направлено на решение этих задач. Если вы в состоянии успешно решить их, значит, вы усвоили материал раздела.

· В колонке слева находятся ключевые слова — понятия. Правая колонка содержит объяснения, указания на дополнительные источники, связанные с ключевыми понятиями.

· Внутри каждого раздела время от времени встречается рубрика «Прямое попадание». Материал каждой такой рубрики поможет вам обобщить изучаемую информацию и самостоятельно ответить на предложенные вопросы.

· В конце каждого раздела есть рубрика «Обратная связь», с помощью которой можно проверить, насколько хорошо вы справились с задачами раздела и усвоили его материал. В рубрику «Обратная связь» вы можете заглянуть даже до того, как приступите к изучению материала данного раздела, чтобы выяснить, на какие вопросы у вас уже есть готовый ответ. Пометьте те вопросы, на которые вы еще не можете ответить, и держите их в уме, изучая данный раздел.


Обзор принципов, излагаемых в данном курсе

Обзор основных положений и принципов поможет вам ориентироваться в данном курсе. Эти основные принципы исследуются и иллюстрируются на протяжении всего курса, не становясь при этом предметом отдельного рассмотрения. Работая с пособием, помните о них.

1. Библия — это главная Книга христианства. Это авторитетный источник, изучая который можно установить происхождение и подлинность всех христианских доктрин и обычаев.

2. Библия — это «воплощенная» Книга, в которой сочетается Божественное и человеческое, точно так же, как в природе Иисуса Христа. Библия провозглашает истинность и точность некоторых убеждений, называемых нами доктринами, и вместе с тем показывает нам, приводя весьма практические примеры, как жить согласно этим утверждаемым ею истинам. Говоря словами Е. Уайт, «Библия была дана для практических целей» (Избранные вести, т. 1, с. 20)

3. Библия явилась результатом «динамического» боговдохновения, при котором использовались интеллектуальные и эмоциональные качества пророков и та культурная среда, в которой они пребывали. Она не была внушена вербально, как готовый текст.

4. Нет «степеней» боговдохновенности. Хотя мы и считаем Библию «божественно-человеческой» Книгой, она, тем не менее, несет нам подлинное Слово Божье.

5. Тщательный выбор перевода является важнейшим фактором для правильного понимания Библии и помогает донести библейскую весть в точной и интересной для слушателей форме.

6. Библия сама себе толкователь. Этот принцип называется также «аналогией веры».

7. Библия подразумевает только то, что говорит, если нет указаний на символическое толкование.

8. Эгзегеза (выяснение того, что говорит по тому или иному поводу Библия) должна предшествовать практическому применению (как я использую то, что говорит Библия), потому что эгзегезы без применения недостаточно для достижения конечной цели Библии.

9. Главным ключом к толкованию текста служит контекст, в котором этот текст появляется.

10. Дары Духа не иссякли со времен апостолов. Они по прежнему реальны и сегодня.

11. Сочинения Е. Уайт имеют те же цели, что и Библия (см. 2 Тим. 3:16). Они согласуются со Священным Писанием, однако не имеют запретительной силы Библии.

12. Принципы, из которых мы исходим в толковании Библии, применимы и для толкования сочинений Е. Уайт.


Книги для последующего изучения

Гордон Фи, Дуглас Стюарт «Как, читая Библию, извлекать все то ценное, что в ней имеется». Переведена на русский язык. Настоятельно рекомендуем прочитать эту книгу. Она содержит основные сведения о Библии и написана доступным для понимания языком. Ссылки на эту книгу будут вам часто встречаться в данном курсе.

Бернард Ремм «Протестантское толкование Библии». Бостон, W. A. Wild Company, 1956. Это основной учебник по герменевтике. Стал почти классическим, будет для вас очень полезным.

Герхард Ф. Хазел «Постигая живое Слово Божье». Boise, ID. Pacific Press Publishing Association, 1980. Доктор Хазел преподавал в семинарии университета Андрюса. В книге изложена история толкования Библии и рассматриваются различные элементы герменевтики. Особенно ценна как дополнительное чтение к разделу о толковании пророчеств.

Герхард Ф. Хазел «Толкование Библии сегодня», Институт исследования Библии, Генеральная Конференция АСД, 1985. Эта книга представляет собой очерк идей, касающихся толкования Библии. Книга рассчитана на специалистов-богословов и полемически направлена против либерального подхода в вопросах толкования Библии.

Фредерик В. Данкер «Многоцелевые инструменты изучения Библии». Сент Луис, М. О. Concordia Publishing House. 1960. Это сугубо профессиональная книга, но содержит золотые россыпи информации. Предоставит вам информацию самого разнообразного характера, например, тексты Библии на языке оригинала, а также лучшее описание многочисленных инструментов изучения Библии, таких, как библейские словари.

Рик Уоррен «Динамические методы изучения Библии». Wheaton, ILL., Victor Books. 1981. Уоррен рассматривает 12 способов организации изучения Библии. Книга содержит много схем и диаграмм, представляющих интерес для преподавателей Библии. Рекомендуется для обязательного прочтения.

Олден Томпсон «Богодухновенность: трудные вопросы, честные ответы». Hagerstown, MD. Review and Herald, 1991. Книга освещает некоторые вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются адвентисты седьмого дня, исследуя феномен боговдохновенности. Каждый учитель субботней школы должен прочитать ее, так как в ней он найдет дополнительную информацию и идеи, не содержащиеся ни в одном другом учебнике. Возможно, вы согласитесь не со всеми выводами этого автора, но, несомненно, извлечете из этого тома чрезвычайно полезную для вас информацию.

Лео Ван Долсон «Как оптимизировать процесс изучения Библии». Boise, ID., Pacific Press Publishing Association. Эта книга, написанная специально для учителей субботней школы, анализирует метод изучения и преподавания Библии, называемый «индуктивным». Рекомендуется для обязательного прочтения.

Ховард Ф. Вос «Эффективное изучение Библии». Grand Rapids: Zondervan Publishing Home. Книга необыкновенно богата идеями. Была впервые опубликована в 1956 году, но с тех пор неоднократно переиздавалась.

Словарь специальных терминов, употребляемых в данном пособии

Приведенные ниже термины часто употребляются в исследованиях, посвященных вопросам толкования Библии, а также в адвентистских исследованиях, касающихся сочинений Е. Уайт. Следующие определения помогут понять те термины, которые встретятся вам в процессе изучения способов толкования Библии.



Аналогия веры. Это другое название принципа, согласно которому Библия толкует сама себя. Аналогия веры означает, что даже в том случае, когда имеют место несообразности, то есть вещи, которые, как кажется, не согласуются друг с другом, собрав и сопоставив все противоречивые факты, мы обнаружим, что Библия объяснит себя сама.

Классическое пророчество. Мы склонны думать, что пророки — это люди, которые главным образом предсказывают будущие события. Однако основное занятие пророков состояло в возвещении Божественных истин своим современникам, и истины эти касались насущных проблем, а не предсказаний будущего.

Контекст. Это часть текста Священного Писания, предшествующая изучаемому стиху (или стихам), и часть текста, следующая за ним. Контекст отрывка, как правило, объясняет, почему отрывок имеет тот, а не иной смысл.

Если вырвать некоторые слова из контекста, не подвергнув его тщательному изучению, то можно вычитать в Библии все, что вам угодно.



Эгзегеза. Эгзегезис — греческое слово, означает «вытаскивать». Библейская эгзегеза — это умение анализировать отрывок текста Библии, анализировать каждое слово в нем, учитывать все оттенки значения, которое оно имело в языке оригинала; анализировать исторические события, на фоне которых писался текст, и т. д. Эгзегеза — это первый шаг всякого толкования Библии, она отвечает на вопрос: «Что означали эти слова тогда?»

Дар пророчества. Это один из духовных даров, упоминаемых в Новом Завете. Этот дар включает в себя как способность предсказывать будущее, так и способность принимать непосредственно от Господа послания для современной церкви. Адвентисты седьмого дня полагают, что Е. Уайт была наделена даром пророчества.

Герменевтика. Герменевтика — греческое слово; означает «толковать». Происходит от имени греческого бога Гермеса, который, согласно греческой мифологии, передавал человеческому роду послания других богов. Это искусство разработки и применения правил толкования Библии.

Воплощенный. Воплощенный — значит сочетающий в себе Божественное и человеческое. Как Иисус был воплощенным Существом, так и Библия является воплощенной Книгой, потому что, вдохновленная Богом, она была написана людьми.

Непогрешимость (безошибочность). Термин, употребляемый многими консервативно настроенными исследователями Библии, означает, что в Библии не содержится никаких ошибок, что она абсолютно точна в том, что касается науки, истории, хронологии, теологии и вообще любой темы, к которой обращается. Хотя мы, адвентисты седьмого дня, в своем большинстве верим в непогрешимость Библии, мы редко употребляем слово «безошибочность», так как оно тесно связано с понятием вербальной боговдохновенности Библии.

Литературный жанр. Незаметный при поверхностном рассмотрении способ письма или метод использования языка. Особую трудность представляет для тех людей, которые редко им пользуются. Стихотворение и притча — это литературные жанры.

LXX. Распространенный символ для обозначения Септуагинты, перевода на греческий язык еврейского Ветхого Завета. Смысл символа прост: 70, так как по преданию в переводе участвовало 72 толкователя.

Неоортодоксальность. Сложная теологическая система, последователи которой считают, что сама по себе Библия не есть Слово Божье. Согласно этой теории, в Библии «заключено» Слово Божье, но открывается оно только тому, кто найдет в Библии нечто, относящееся лично к нему. Это очень субъективная идея, не признающая аналогии веры, непогрешимости Библии и даже достоверности исторических фактов, приведенных в Библии.

Парафраз. Очень вольный перевод отрывка из Библии, помимо собственно перевода включающий также и толкование. Это своего рода комментирование, дополнение, которое, по мнению автора, сделает текст Библии более доступным для понимания.

Предсказывающее пророчество. Это предсказание будущего. Примером такого пророчества служат видения Даниила.

Перевод. Переложение оригинальных языков Библии на другие языки. Это трудное и сложное дело, но без него большинство из нас никогда бы не получило возможности читать Библию.

Вербальная (словесная) боговдохновенность. Идея о том, что в подлинных манускриптах (называющихся «автографами», то есть «подписанными» подлинными авторами) не только идеи, но и сами слова Библии были вдохновлены Богом. Если придерживаться этой идеи, то Библия становится более сверхъестественной и менее воплощенной.

Часть I


Раздел 1. Природа, цель и авторитет Библии.

Раздел 2. Как выбрать хороший перевод?

Раздел 3. Герменевтика: как толковать Библию?

Раздел 4. Инструменты для изучения и преподавания Библии.
Раздел 1. Природа, цель и авторитет Библии.

Цель данного раздела

Цель данного раздела — попытаться понять, какое место занимает Библия в жизни каждого христианина и христианской церкви в целом.

Библия — это главный инструмент в руках христиан, с помощью которого они совершает работу Царства Божьего. Однако многие активные христиане, возможно и обладающие так называемым «рабочим знанием» Библии, тем не менее не вполне понимают природу Библии, ее авторитет или ее роль в жизни каждого христианина и всей христианской церковной организации. Данный раздел снабдит вас такого рода знанием.

Сама Библия свидетельствует о том, что она единственная в своем роде сверхъестественная Книга. В этом утверждении, по мнению христиан, и состоит отличие Библии от других книг. Хотя некоторые христиане не признают авторитета Библии, подавляющее большинство все же признает его. Однако разные люди по-разному понимают то, как происходит процесс передачи Божественной информации. В этом разделе мы изучим свидетельства самой Библии и различные взгляды по поводу того, как она стала богодухновенной.



Содержание раздела

В данном разделе рассматриваются 4 темы:

1. Место Библии в христианском мире.

2. Предназначение Библии (цель Библии).

3. Авторитет Библии.

4. Смысл понятий «откровение», «богодухновенность» и «озарение».



Библия о Библии

В конце раздела вы найдете указатель текстов Библии о ней самой. Его можно использовать в том виде, в каком он напечатан, а можно отметить приведенные в нем тексты в своей Библии, чтобы их было легче найти в дальнейшем.



Задача раздела

По окончании работы над этим разделом вы сможете:

· устно или письменно объяснить, какое место занимает Библия в христианстве;

· устно или письменно объяснить предназначение Библии;

· понимать и объяснять авторитет Библии;

· объяснить смысл фразы «единственное правило веры и практики»;

· объяснить смысл выражения «Слово Божие» применительно к Личности Иисуса и к Библии;

· объяснить соотношение авторитета Библии и авторитета личного опыта;

· устно или письменно объяснить различия между такими понятиями, как откровение, богодухновенность и озарение.

Знак Ионы

В ходе изучения раздела вам неоднократно встретится рубрика «Знак Ионы». В каждой такой рубрике на примере Книги Ионы показывается, как практически применять изученные принципы толкования Библии. Рубрика разработана как урок по Книге Ионы, а также в качестве образца «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).



Место Библии в христианстве

Введение

Христианство — религия Божественного откровения. Она появилась не потому, что кто-то решил основать новую религию. И не потому, что кому-то не нравилась вера, которую он до этого исповедовал. Сам Бог явил Себя человеческому роду в Книге, называемой нами Библией. Авторы Библии действовали как представители Бога и записали для всех людей и всех времен то, что апостол Павел называет «пророчествами Бога» (Рим. 3:2 — совр. англ. перевод). Эта Книга открывает нам милосердные деяния Бога на протяжении всей истории человечества, открывает Его характер, Его величайшее откровение — Личность Иисуса.

Бог предоставил нам возможность личного знакомства с Ним. Он явил Себя в человеческом образе и в письменном тексте.

Две категории откровения

Существуют две обширные категории Божественного откровения.



Общее откровение

Это не специфический вид откровения. Бог «вложил мир в сердце их» (Еккл. 3:11а), но грех заглушил Его голос; «человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Еккл. 3:11б). Павел говорит, например, что почитание язычниками идолов не имеет под собой никакого основания, потому что сама природа дает нам свидетельства существования Творца (см. Рим. 1:18—20). Тем не менее посмотреть на дерево и признать, что его кто-то сотворил, не одно и то же, что вступить в общение с Творцом.

Бог говорит с людьми, «озвучивая» голос их совести. «И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: “вот путь идите по нему”» (Ис. 30:21). Но на голос совести можно полагаться лишь в том случае, если «владелец» совести настроился на волну «небесного передатчика».

Общее откровение ценно, но оно безлично, неопределенно и субъективно.



Специальное откровение

Специальное откровение имеет место тогда, когда Бог заявляет о Себе каким-то особенным, объективным способом. Главные источники специального откровения — Иисус и Библия. В наши дни, когда с нами уже нет Иисуса в Его человеческом облике, письменное повествование об отношениях Иисуса с человечеством служат для нас главным источником специального откровения.

О различии между специальным откровением как объективной истиной и вашим собственным «специальным откровением» как элементом вашего личного религиозного опыта читайте в разделе «Библия и личный опыт».

Дополнительный материал

Если вам интересно изучать эту тему и далее, обратитесь к книге «Мир в сердце их» Дона Ричардсона, изданную в Regal Books, Ventura, CA. Книга захватывающе повествует о тех необыкновенных и чудесных моментах в истории человечества, когда Бог являл Себя миру.



Ценность Библии

«В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).



В Библии содержится вся необходимая информация

«В Библии — разум Бога, величие человека, осуждение нераскаявшихся и вечное счастье верующих во Христа. Ее учения святы, ее заповеди обязательны, ее истории правдивы, ее решения непреложны. Читайте ее, чтобы быть мудрыми; верьте ей, чтобы быть в безопасности; применяйте ее, чтобы быть святыми. В ней — свет, который вас направит, пища, которая вас поддержит. Она — залог веры христианина. Иисус — ее тема, наше благо — ее замысел, а слава Бога — ее венец» (Г. В. Макферсон).



Библия — это надежная педагогическая система

Е. Уайт пишет: «Как средство развития мышления Библия является более эффективной, чем любая другая книга или все другие книги вместе. Величие и обширность ее тем, облагораживающая простота ее изречений, красота ее образов оживляют и возвышают мысли как ничто другое. Никакое другое учение не может дать столько мыслительной энергии, сколько дает изучение изумительных истин Божественного откровения. Разум, соприкасающийся с мыслями Вечносущего, не может не расширяться и не укрепляться.

Вмещая в себя разнообразные стили и самые различные темы, Библия может заинтересовать любой ум и прикоснуться к каждому сердцу. На ее страницах можно найти историю глубокой древности, рассказы о благородной жизни, принципы правления государством, семейные вопросы — то, чего человеческая мудрость самостоятельно никогда бы не достигла. В Библии заключена самая глубокая философия; таится приятнейшая и величественнейшая поэзия. Библейские писания по ценности неизмеримо выше произведений любого автора, с какой бы стороны они ни изучались» (Воспитание, с. 125).

Как адвентисты седьмого дня относятся к Библии

Священное Писание, Ветхий Завет и Новый Завет есть письменное Слово Божье, данное Божественным вдохновением святым людям Божьим, которые изрекали и писали, будучи движимы Святым Духом. В этом Слове Бог передал человеку знания, необходимые ему для спасения. Священное Писание — это точное выражение Божьей воли. В Священном Писании вы найдете образец характера, критерий опыта, авторитетного проповедника догм и заслуживающую доверия летопись деяний Бога. (2 Петр. 1:20, 21; 1 Тим. 3:16, 17; Пс. 119:105; Притч. 30:5, 6; Ин. 17:17; 1 Фес. 2:13; Евр. 4:12).



Итог:

Библия — главная Книга христиан. Это авторитетный источник, изучая который, можно установить происхождение и подлинность всех христианских доктрин и обычаев.



«Прямое попадание»:

1. Прочитайте Послание к Евреям 1:1, 2. Что говорят вам эти стихи о месте Библии в христианстве и о роли Иисуса как Откровения, данного Богом?

2. Прочитайте Деяния 17:16—34. Какое откровение, общее или специальное, имеет в виду Павел? Если в вашем распоряжении есть книга Дона Ричардсона «Мир в сердце их», прочитайте с. 14—28, чтобы узнать «конец истории».

3. Если бы вы были авторами доктрины о Священном Писании, написали ли бы вы ее иначе? Если вы ответили «да», перепишите ее, обоснуйте и защитите свой ответ цитатами из Писания.


следующая страница >>



Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью. Жюль Ренар
ещё >>