Учебно-тематическое планирование по Искусству (изо) Класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) 1 223.71kb.
Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) 1 222.38kb.
Календарно-тематическое планирование по изо 5 класс 1 46.59kb.
Учебно-тематическое планирование по истории Класс 3 288.88kb.
Учебно-тематическое планирование по физической культуре Класс 8 1 91.53kb.
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 6 Учитель Закирова М. 5 1561.03kb.
Класс 6 класс учебно-тематическое планирование раздела «Следы во... 1 38.63kb.
Тематическое планирование по изобразительному искусству Класс: 3а... 1 204.28kb.
Тематическое планирование по истории 11 класса по учебнику Алексашкина Л. 1 141.12kb.
Календарно-тематическое планирование по биологии класс 4 628.09kb.
Учебно-тематическое планирование по курсу «Трудовое обучение» Общее... 1 236.83kb.
Начало творческого пути 1 222.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-тематическое планирование по Искусству (изо) Класс - страница №1/1


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______/ Маннапова Э.Н.

Приказ № __________

от _____________2011г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании МС школы

Протокол № _____________

от _________________2011г.

Заместитель директора по УР

______/ Латыпова Л.Р.




РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол № _________

от ______________ 2011г.

Руководитель МО

______/ Тукаева Г.З.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Муниципального общеобразовательного учреждения

Иж-Бобьинская средняя общеобразовательная школа

имени Братьев Буби Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Тукаевой Гульсины Закиевны,

учителя I квалификационной категории

Искусство (ИЗО)

6 класс

Принято на заседании

педагогического совета

протокол №______

от ____________2011г.
2011-2012 учебный год

Учебно-тематическое планирование

по Искусству (ИЗО)
Класс: 6

Учитель: Тукаева Г.З.

Количество часов всего: 35 часов; в неделю 1 час

Планирование составлено в соответствии с нормами и требованиями Государственного стандарта общего образования к преподаванию предмета «Изобразительное искусство», на основе программы основного общего образования «Изобразительное искусство» и программы под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2010), предполагающее реализацию компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного подходов к содержанию образования.



Учебники:

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 175 с.




Пояснительная записка

Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн и декоративно-прикладное искусство, которые изучаются во взаимодействии связей с жизнью общества и человека.

Данная рабочая программа составлена на основе программы изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией и руководством Б.М. Неменского. Программа Б.М. Неменского позволяет учителю менять блоки годов обучения — важно, сохранить единство каждого блока, обеспечивая целостность погружения в проблематику каждого вида искусства.

Главным смысловым стержнем программы является — связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

Формы и методы проведения уроков по ИЗО — (Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства).

Уроки изобразительного искусства ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.

Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, видеофильмы, слайды и т.д.), развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представления о культуре прошлого и настоящего.

Основные цели и задачи:

Развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях;

• Развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;

• Воспитание и развитие художественного вкуса учащихся;

• Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;

• Освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями искусства;

• Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

• Умение анализировать произведения искусства, высказывать собственные суждения о них;

• Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры.

• Учить дарить радость творчества, быть счастливыми от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

В связи с поставленными целями и задачами, в результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать:

• Основные виды ИЗО и жанры;

• Основы изобразительной грамоты;

• Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;

• Крупнейшие музеи мира и России;

• Значение ИЗО в художественной культуре;

• Направления и стили МХК;

• Шедевры МХК;

• Особенности языка искусства.

Уметь:

• Применять различные художественные материалы;

• Анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров

ИЗО;


• Определять средства выразительности;

• Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

• Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов

ИЗО;


• Выполнять учебные и творческие задания.

Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.

Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Типы уроков: Урок-образ, урок-поиск, урок-исследование, комбинированный, изучение новой темы ит.д.

В программе применяются принципы:

• От простого к сложному. Этот принцип проходит по всему циклу обучения, учитывается возрастная особенность восприятия учебного материала.

• От знаний к творчеству. Творческие задания всегда начинаются с информации, лекции, показа иллюстраций, слайдов по теме, рассказа о художниках, скульпторах, стилях художественной культуры.

• От натуры к фантазии. Творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм, а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения.

• От идеи к ее реализации. Этот принцип является формированием личности ребенка как творца. От эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения.

При распределении блоков программы в течение года учитываются особенности сезонов и календарные даты. Тематика учебных заданий соответствует содержанию самого изобразительного искусства. Как уже отмечалось, через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей с каждым годом накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается.

Программа построена по блочно-модульному принципу. Каждый блок свя­зан со всеми годами обучения и направлен на формирование творческой лич­ности. Каждый блок программы, в свою очередь, включает разделы, а иногда

и подразделы, касающиеся отдельных проблем. Для высвобождения твор­ческой энергии художника, учащиеся проходят ключевые этапы процесса:



  • Первый инсайт.

  • Насыщение.

  • Вынашивание.

  • Озарение («Aral).

  • Верификация.

В каждом блоке поставлены разделы и подразделы по отдельным про­блемам:

  • Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, простран­ство, перспектива, пересечение плоскостей в пространстве, загоражи­вание, изображения людей и животных, предметов).

  • Основы композиции (цвет, пятно, контраст, колорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия, ассиметрия).

  • Визуальное мышление (задания на развитие интуиции, ощущений, ас­социаций, рисование не той рукой, перевернутое рисование, штормо­вое рисование, фантазии, невозможные фигуры).

  • Художественные материалы, средства, технологии (кисть, карандаш, фломастер, гуашь, акварель, тушь, бумага, картон, работа в техниках печати, отмывки, техники граттажа, монотипии, художественной рос­писи по ткани, витраж, офорт, мятая бумага).

  • Мировая художественная культура (рисунок, живопись, декоративное рисование, письменность, музыка).

Блоки связаны между собой. При создании длительной работы по лю­бой творческой теме, выполняются короткие творческие задания на изу­чение необходимых отдельных элементов, касающиеся различных блоков программы.
Система оценки результатов

Глубокое и прочное овладение знаниями - важнейшая предпосылка фор­мирования мировоззрения. Основа, фундамент, на котором базируется ми­ровоззрение, - это знания и умения.

В связи с этим при оценке уровня знаний и умений учитываются следую­щие показатели:


  • знания учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений;

  • устойчивость знаний и умений;

  • проявление своей позиции в конкретной деятельности.

Все виды опроса неразрывно связаны с беседой. Беседа с целью провер­ки знаний способствует развитию памяти и мышления ученика, развивает его интерес к занятиям, вызывает желание применять полученные знания в прак­тической деятельности.

Предлагаются вопросы-сравнения «Парадоксы искусства», они направ­лены на более близкое знакомство с отвечающим, а с другой стороны - на разрушение его стереотипных представлений об искусстве, обыденного к нему отношения. Например: Можно ли общаться с художником, если он жил в дру­гую эпоху? Может ли рисунок быть живописным, а живопись - графичной? Есть ли разница между понятиями «Прекрасное» и «Красота»?

Подчеркивая личное мнение учеников, на занятии применяется доверитель­ный диалог - «Постигаю суть мастерства». Справиться с заданием может лишь тот, кто знаком с процессом художественного творчества не столько в теории, сколько на практике. Кто теоретически знаком с предметом, тот выберет более поверхностные ответы, кто хоть раз взволновался созданием художественного образа - выберет другие ответы. Например: Чем является природа для искусст­ва? Какие средства художественной выразительности являются главными для всех видов искусства? Что является основной композицией? Какими средствами жи­вописец может передать движение? Что необходимо для создания натюрморта?

Ученику предлагаются вопросы-тесты «Накапливаю знания». Выбор пред­полагает не только умение собеседника анализировать и различать понятия по их содержательному объему, но и классифицировать их, опираясь на свои знания выразительных средств языка искусства, его жанров, технологий, ма­териалов. Например: Какие из перечисленных понятий относятся к жанрам изобразительного искусства? Что является главным в языке живописи? Какие виды искусств относятся к графическим?

Смысл теста-контроля в том, что к вопросу предлагается несколько вари­антов ответов.

Тестовые задания как бы воспроизводят живой процесс восприятия, об­ращены к эстетическим чувствам собеседника, направлены на выявление его эмоциональной чуткости к искусству, способность выходить на обобщения. Именно в этом блоке проверяются способности ученика к образному мышле­нию, импровизации, развитость его интуиции, готовность к художественно­му процессу. Например: Какому из этих художников вы заказали бы свой пор­трет? Дайте живописный образ вашей любимой музыки. Какие бы предметы выбрали вы для натюрморта, в каком колорите?

Тесты - задания на создание художественного образа; поиск поэтичес­ких или живописных аналогий для выражения своего эстетического восприя­тия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции. Например: Какие природные формы являются для вас источником гармонии и фантазии? (сделать зарисовки). Сделайте декоративную композицию, со­ставленную из различных природных форм. Изобразите с помощью «живой линии» порыв ветра, морскую волну или любой образ по желанию, используя этот приём. Создайте графический образ в технике «от пятна».

Подведение итогов подводятся в игровой форме. Через различные игро­вые моменты педагог без труда определяет степень подготовленности ре­бенка. При этом учитывается индивидуальные особенности ученика.

Игра проводится только с отчетливо-познавательной целью. Разгадай ребус, кроссворд.

По мере перечисленных методов и приемов у ученика постепенно выявля­ются различные признаки художественных способностей. Художественные способности одного и того же человека в каждом разделе теста ранжируется по разным уровням развития: человек одновременно вмещает в себя раз­личные по своему качеству признаки художественных способностей (от фраг­ментарных до творческих) - это есть характеристика его творческой индиви­дуальности. Выводить ее средний уровень будет прямой ошибкой и исказит объективную картину проявленности художественных способностей в конкрет­ном человеке.

У каждого человека есть свой индивидуальный темп развития, а главным является сам момент его включенности в творческий процесс.

Основные признаки художественной способности для каждого возраста

Ученики младшего возраста.

Прочувствование специфики каждого вида искусства, его жанров, направ­лений, языковых средств с точки зрения построения художественного образа.

Овладение на практике средствами художественной выразительности как центральным моментом переживания искусства.

Эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности и ис­кусству.

Развитость художественного воображения, образного мышления, связу­ющего эмоциональную оценку явлений жизни с ее духовной наполненностью.

Подростки - дополнение к предыдущим способностям обязательно: Знание художественного наследия, его «золотого фонда».

Умение проникать за поверхность явления искусства, видеть его пара­доксальную сущность.

Сознательное овладение культурным кодом художественной деятельно­сти как при восприятии искусства, так и в собственном творчестве.



Умение слушать и слышать другого, вести диалог с человеком, стоящим и на иной позиции;

В юношеском возрасте предыдущие художественные способности до­полняются такими признаками:

Наличие собственного эстетического идеала.

Самостоятельный подход к оценке произведений искусства и явлений культуры с позиции этого идеала.

Умение видеть взаимосвязь между культурой и искусством, искусством и природой, искусством и жизнью, то есть иметь целостную картину мира.

Умение самостоятельно ставить перед собой художественные задачи и решать их.


урока


Тема урока

Коли-чество часов

Формирование
новых знаний


Практическая работа

Материалы

Зрительный ряд

и дополнительное
оборудование


Домашнее

задание

Дата

Примечание

План

Факт

1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.



Виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура; декор, архитектура). Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные
и декоративные. Художественные материалы
и их выразительность
в изобразительном искусстве.

Сообщение новых знаний. Коллективный коллаж по видам искусства.

Карандаш, бумага, ножницы, клей, вырезки
из газет

и журналов.



Иллюстрации по теме (произведения разных видов искусств).

Подобрать иллюстрации к разным видам искусства.










2.

Рисунок – основа изобразительного творчества.



Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок
как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Графические материалы и их выразительные возможности. Изучение приёмов нанесения штриховки.

1 вариант:
Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения
и др.). Навык работы линией и штрихом.

2 вариант:

Графический орнамент в круге.



Карандаши разной твёрдости, уголь, чёрная тушь и ватные палочки, бумага.

Иллюстрации по теме. Гербарий.













3.

Чёрное и белое – основа языка графики.



Знакомство с произведениями печатной графики, техникой производства гравюр
на различных материалах
(с доски – ксилография,
на линолеуме – линогравюра,
на известковом камне – литография, на металле – офорт). Приёмы построения композиции в графике. Понятие силуэта.

1 вариант:

Силуэт. Аппликация (основной фон белый или чёрный).



2 вариант:

Чёрно-белая аппликация (например «Открытое окно»).



3 вариант:

Графический рисунок «Нарцисс».



Уголь, чёрная тушь и ватные палочки, бумага, цветная бумага, ножницы, клей.

Иллюстрации по теме разных жанров, созданные разными материалами.













4 .

Линия и её выразительные возможности.



Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тематическое рисование
«Чёрно-белый мир».

Карандаши разной твёрдости, уголь, чёрная тушь и ватные палочки, бумага.

Разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В.Серова, О. Верейского и др.













5.

Пятно
как средство выражения. Композиция
как ритм пятен.



«Формула» хорошей работы – «линия» плюс «пятно». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное – светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно.

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце
и тени).

Чёрная и белая гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например европейские гравюры и офорты
XVII – XVII веков, графические рисунки
И. Левитана, графика
А. Дейнеки и др.

Подумать над созданием сказочного царства.










6.

Цвет. Основы цветоведения.



Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета
и его светлота. Изучение свойств цвета.

Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца»
и т. д.)

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Таблицы
и наглядные пособия
по цветоведению. Произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века
с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью (К. Моне, Врубель, О. Ренуар, Рембрандт и др.)













7.

Цвет
в произведениях живописи.



Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Растяжка цвета. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Пуантилизм. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

1 вариант:

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный, грустный, тихий, торжественный и т. д.



2 вариант:

Коллективное выполнение диптиха «Цветы» для украшения интерьера (по сырому, используя смешение,


напыление красок
и аппликацию).

3 вариант:

Выполнение работы


в технике пуантилизма «Отражение в воде» или «Цветущая сирень».

Гуашь или акварель, кисти, бумага, ватные палочки, ножницы, клей.

Таблицы
и наглядные пособия
по цветоведению. Живописные произведения с изображениями букетов: В. Ван Гог. Ирисы; Караваджо. Корзина
с фруктами;
И. Хруцкий. Цветы
и плоды;
И.Грабарь. Хризантемы;
С. Герасимов. Сирень; А. Пластов. Сенокос.













8.

Объёмные изображения
в скульптуре.



Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы
в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. – и их выразительные свойства.

Объёмные изображения животных в разных материалах (лепка, бумагопластика).

Пластилин, стеки, глина, мятая бумага, природные материалы.

Рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра – работы
В. Ватагина,
И. Ефимова и др.;
В. Серов. Рисунки животных;
А. Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон.













9.

Основы языка изображения (обобщение темы).



Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, выставка работ учащихся.

Карандаш, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 1 четверти. Примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.

Найти дома памятные вещи для вашей семьи, узнать их историю, поговорив с родителями.










2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт.

10.

Реальность и фантазия
в творчестве художника.



Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность
и правдоподобие
в изобразительнм искусстве. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Сообщение новых знаний. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая
из поколения
в поколение (выступления учащихся)? Выполнение наброска памятной вещи.

Карандаш, бумага.

Произведения искусства, характерные для различных эпох
и контрастные между собой по языку изображения.













11.

Изображение предметного мира. Натюрморт.



Многообразие форм изображения мира вещей
в истории искусства.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость
и декоративность плоского изображения в древности
и сейчас.

Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари)
с акцентом
на композицию, ритм.

Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например наскальные рисунки, росписи из гробниц, натюрморты разных эпох (Средневековье, возрождение, XVII – XVIII, XIX – XX века).













12.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.



Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть
в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения
и средства выразительности. Выразительность формы.

Бумагопластика. Конструирование
из бумаги простых геометрических тел.

Бумага, ножницы, клей.

Предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции. Гипсовые фигуры (призма, пирамида, конус, шар…).













13.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.



Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объёмного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Изображения конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

Карандаш, мелки, уголь, бумага.

Иллюстрации по теме (предметы и архитектурные постройки эпохи Возрождения), таблицы и наглядные пособия. Геометрические тела
из гипса и бумаги.













14.

Освещение. Свет и тень.



Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике
и живописи. Свет как средство организации композиции
в картине.

Изображение геометрических тел
из гипса с боковым освещением.

Чёрная и белая гуашь или акварель, кисти, бумага.

Освещённые боковым светом геометрические тела. Натюрморт из простых предметов
с боковым освещением. Наглядные пособия и таблицы. Натюрморты из европейской живописи XVII - XVIII веков.













15.

Натюрморт
в графике.



Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра, её виды и выразительные возможности. Печатная форма (матрица)
и оттиски.

Оттиск с аппликации на картоне.

Бумага, картон, ножницы, клей, масляная краска, валик.

Иллюстрации по теме (гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV – XVIII веков, например
А. Дюрер «Святой Иероним в келье»), гравюра В. Фаворского, печатная графика
Д. Митрохина.

Принести предметы для составления натюрморта.










16-17.

Цвет
в натюрморте.



Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

1 вариант:

Самостоятельное составление натюрморта, обоснование своего решения, выполнение натюрморта в цвете.



2 вариант:

Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии: праздничный («Цветы


в вазе», «Натюрморт
с грибами», «Новогодний», «Спортивный»), грустный, таинственный и т. д.

3 вариант:

Натюрморт


с добавлением предметов «Комнатный цветок в горшке».

Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например К. Петров-Водкин. Скрипка. Утренний натюрморт; А. Никич. Кларнет. Торжественный натюрморт; И. Машкоа. Натюрморт с камелией. Бегония. Синие сливы; И. Грабарь. Хризантемы;
А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; М. Сарьян. Цветы и фрукты;
М. Асламазян. Сказочный натюрморт;
В. Стожаров. Чай
с калачами;
А. Матисс. Красные рыбки.

Предметы и драпировки для составления натюрмортов.















18.

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).



Предметный мир
в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт
и выражение творческой индивидуальности художника.

Эскиз натюрморта- автопортрета. Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.

Акварель или гуашь, кисти, мелки, фломастеры, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 2 четверти. Примеры произведений изобразительного искусства в жанре натюрморта.

Сообщения о художниках-портретистах разных эпох.










3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет.

19.

Образ человека – главная тема
в искусстве.



Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и развития жанра портрета. Изображение человека
в искусстве разных эпох (Древний Рим, Возрождение, Новое время…). Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Сообщение новых знаний. Выступления учащихся о художниках-портретистах.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например древнеегипетский
и древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, портреты эпохи Возрождения. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса. Русский портрет XVIII – XIX веков: портреты
Ф. Рокотова,
В. Боровиковского,
Д. Левицкого,
И. Репина,
И. Крамского,
В. Серова. Портрет
в русском искусстве
XX века.













20.

Конструкция головы человека и её пропорции.



Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Изображение головы
с соотнесёнными
по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.),
с различными характерными выражениями лица (радость, испуг, грусть, удивление, скука, гнев, смех и т. д.).

Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Таблицы и наглядные пособия. Рисунки
и фотографии различных лиц.

Графическая практика (изображение отдельных черт лица).










21.

Изображение головы человека в пространстве.



Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции
и бесконечность индивидуальных особенностей
и физиономических типов.

Наброски пропорций головы человека в фас, в профиль, с изящным наклоном головы. Камеи.

Карандаш, мелки, акварель
или гуашь, кисти, бумага.

Таблицы и наглядные пособия. Рисунок гипсовой головы
со стадиями работы. Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы;
П. Рубенс. Девять различных голов
на одном листе;
Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе; Рембрандт. Девять штудий голов.


Графическая практика (дорисовыва-ние черт лица
по готовой половине).










22.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.



Рисунок головы человека
в истории изобразительного искусства.
Образ (индивидуальные особенности, характер, настроение) человека
в графическом портрете. Выразительные средства
и возможности графического изображения. Расположение
на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Рисунок с натуры (набросок) головы одноклассника
в разных ракурсах.

Карандаш, уголь, мелки, бумага.

Г. Гольбейн Младший. Графические портреты. Графические портреты О. Кипренского,
И. Репина, В. Серова,
З. Серебряковой,
К. Сомова, М. Врубеля.

Принести круглые пузырьки
для каркаса головы. Выбрать литературного героя
для лепки.










23.

Портрет
в скульптуре.



Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет
в истории искусства. Выразительные возможности, материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи
в скульптурном портрете.

Лепка двух эскизов головы выбранного литературного героя

с ярко выраженным характером.



Пластилин, стеки, круглые пузырьки для каркаса.

Иллюстрации по теме, например скульптурный портрет в Древнем Египте (царицы Нефертити) в Древнем Риме; Ж. Гудон. Бюст Вольтера; Ф. Шубин. Портрет князя Голицина;
А. Голубкина. Мальчик.













24.

Сатирические образы человека.



Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.

Акварель или гуашь, кисти, уголь или тушь, карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; сатирические образы
О. Домье в скульптуре
и графике; сатирические рисунки В. Денни,
Д. Кардовского; политическая сатира
Б. Ефимова, Кукрыниксов.













25.

Портрет
в живописи.



Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека
в живописи Возрождения,
в XVII – XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном
и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Карандаш, акварель
или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например портреты Рафаэля, Тициана,
А. Ван Дейка,
Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты
Д. Левицкого,
Ф. Рокотова,

В. Боровиковского;


И. Крамской. Неизвестная;
В. Серов. Портрет
О. М. Орловой,
М. Н. Ермолова; портреты М. Врубеля.

Принести семейные фотографии.










26.

Роль цвета
в портрете. Образные возможности освещения
в портрете.



Цветовое решение образа
в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Создание автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, близкого друга).

Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например О. Ренуар. Портрет Ж. Самарии; Леонардо да Винчи. Джоконда;
В. Серов. Девочка
с персиками;
В. Ван Гог. Портрет доктора Гаше;
А. Архипов. Крестьянка в красном;
А. Рублёв. Троица.

Сообщения о художниках-иконописцах, о музеях мира.










27.

Музеи мира. Великие портретисты (обобщение темы).



Выражение творческой индивидуальности художника
в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Лувр (Франция). Национальная галерея (Великобритания). Прадо (Испания). Пинакотека (Германия). Эрмитаж


и Третьяковская галерея (Россия). Русская иконопись.

Обобщающая беседа, сообщения учащихся, выставка работ учащихся.
Анализ портрета, предложенного учителем.

Карандаш, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 3 четверти. Примеры произведений зарубежных и русских художников-портретистов, художников- иконописцев.

Сообщения о русских художниках-пейзажистах.










4 четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве.

28.

Жанры в изобразительном искусстве.



Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры
в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Сообщение новых знаний. Выступления учащихся о русских художниках-пейзажистах.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации
по каждому жанру.













29.

Изображение пространства.



Виды перспективы. Отсутствие изображения пространства
в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы
в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Сообщение новых знаний. Тренировка приёмов расположения линии горизонта и передачи расстояния при изображении предметов
на плоскости.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика; древнерусская иконопись; эпоха Возрождения (работы Пьеро дела Франчески, Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, пространство

в произведениях


П. Веронезе и Тициана).













30.

Правила линейной
и воздушной перспективы.



Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Перспективные сокращения – уменьшение удалённых предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

1 вариант:

Изображение уходящей вдаль аллеи, реки или дороги с соблюдением правил линейной


и воздушной перспективы.

2 вариант:

Родные картины (иллюстрирование стихов русских поэтов-классиков XIX века, например


Н. Некрасова «Колосья», «Нива», А.Кольцова «Урожай», В. Сурикова
«В ночном»,
А. Майкова «Сенокос» и др.).

Карандаш, акварель
или гуашь, кисти, бумага.

Таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы. Иллюстрации по теме, например И. Левитан. Владимирка. Осенний день. Свежий ветер;
И. Шишкин. Рожь. Лесные дали;
Ф. Васильев. После дождя.













31.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.



Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.



Коллективное изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Дорога, по которой мне хотелось бы пойти», «Путь реки» и прочее
с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

Акварель или гуашь, кисти, бумага, цветная бумага, ножницы, клей.

Иллюстрации по теме, например П. Брейгель. Времена года; С. Щедрин. Вид на Капри; И. Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи.

Выбор яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).










32.

Пейзаж-настроение. Природа
и художник.



Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.
Роль колорита в пейзаже-настроении. Создание
с помощью цвета художественного образа природы, передача настроения
в рисунке.

Создание пейзажа-настроения – работа
по представлению
и памяти.

Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например К. Моне. Впечатления. Восход солнца. Поле маков;
В. Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы;
И. Левитан. Золотая осень; И. Грабарь. Февральская лазурь. Мартовский снег; пейзажи К. Юона,
Н. Крымова,
А. Пластова и др.













33.

Городской пейзаж.



Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XXвека. Рационально организованная руками человека пространственная среда городского пейзажа, включающая в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Создание коллективной графической композиции «Наш город» или «Архитектурный пейзаж, который мы хотели бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».

Гуашь с ограниченной палитрой или
оттиски с аппликацией на картоне. Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX – начала XX века, город
в живописи и графике
в русском искусстве XXвека.













34.

Отношение художника
к миру природы. Анималистическийжанр.



Неразрывная связь человека и животного. Первые наскальные рисунки – животные и сцены охоты. Образ животного – первое и основное изображение в древнем мире. Священные животные Древнего Египта. Символичность изображения животных (сфинкс, кентавр – единство человека и животных, кошка – мудрость и грация, лев – сила и ярость…).
Появление анималистического жанра. Связь анимализма
с литературой. Наделение образа животных человеческими чертами (лиса – хитрая, ворона – глупая, заяц – трусливый, сова - мудрая…). Необходимость изучать, любить, беречь животный мир, природу.

Выполнить наброски любимого домашнего (по памяти, наблюдениям) и диких (по представлению) животных в различном эмоциональном состоянии
(как вариант – «Подводный мир», «Птичий рынок», «Все любят цирк»).

Любые графические или живописные средства, бумага.

Иллюстрации по теме, например Е. Чарушин. Иллюстрации;
Л. Дюрер. Носорог. Сфинкс; В. Серов. Иллюстрации к басне Крылова «Квартет»;
В. Ватагин. Пума.













35.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык
и смысл (обобщение темы).



Значение изобразительного искусства в жизни людей и его виды. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка
и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Понимание искусства – труд души. Эпоха, направление в искусстве
и творческая индивидуальность художника.

Обобщение материала учебного года. Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств. Занимательная викторина. Выставка работ учащихся.

Любые графические или живописные средства, бумага.

Работы учащихся. Произведения живописи, графики, скульптуры; пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.

















Иных знают так хорошо, что никто не желает их знать. Владислав Гжегорчик
ещё >>