Похожие работы
|
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе обучающихся, имеющих отклонения - страница №1/7
![]()
УЧЕБНая ДИСЦИПЛИНа ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья по специальностям 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) 230115 Программирование в компьютерных системах 080118 Страховое дело (по отраслям) 2012
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья разработаны на основе программы учебной дисциплины Физическая культура и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) для специальностей среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта), 230115 Программирование в компьютерных системах 080118 Страховое дело (по отраслям). Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кемеровский профессионально-технический колледж Автор-составитель: Бережной Алексей Николаевич, преподаватель ГОУ СПО Кемеровского профессионально-технического колледжа. Рецензенты: Французов Дмитрий Александрович, руководитель физического воспитания, преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО Кемеровского профессионально-технического колледжа; Куприев Андрей Николаевич, преподаватель высшей квалификационной категории физической культуры Кемеровского колледжа статистики, информатики и инфор мационных технологий (филиал Московского государственного университета экономики, статистики, информатики). Содержание
Введение Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в дошкольном и школьном возрасте. Целевая установка в физическом воспитании детей и учащихся определяется требованиями современного этапа развития общества и формирования личности – необходимостью единства и преемственности физкультурного образования (ФО) на всех ступенях образования; возможностью ее конкретизации в критериях эффективности воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, интегральной целью физического воспитания для всех ступеней системы образования выступает физическая культура личности, как органическое единство знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребительской сферы, физического совершенства и практической деятельности. Физическая культура получает свое воплощение в определенном уровне физического развития, в подготовленности и образованности, в создании путей и способов их достижения и проявляется в разнообразных видах и формах деятельности, в том числе, в профессиональной, семейной, общественной, физкультурно-спортивной, рекреативной и др. Такой надежный фундамент, приобретенный в детские и юношеские годы, в дальнейшем позволяет человеку успешно и неограниченно принимать участие, как в желательных, так и в общественно необходимых видах трудовой (учебной), общественной деятельности без моральных и психологических издержек, усиливает адаптационные возможности организма и стимулирует на этой основе социальную отдачу (в том числе и в учебной деятельности); определяет способность полностью и эффективно реализовывать свои физические возможности в двигательных действиях. К тому же по данным Академии медицинских наук (АМН) России, сегодня около 36,5 % детей рождаются здоровыми, а среди детей школьного возраста могут быть признаны здоровыми лишь 15-19 %, а так называемый коэффициент жизнеспособности, измеряемый по пятибалльной шкале экспертами международной организации ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), у школьников России составил всего 1,4 балла. Радикальные качественные изменения в процессе физического воспитания учащейся молодежи осуществляются посредством комплексного решения проблем следующими средствами: - совершенствованием обязательных учебных программ в направлении «спортизации» при сочетании с внеклассной физической культурой; - расширением внеурочных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с молодежью; - соответствующей подготовкой кадров и повышением квалификации учителей и преподавателей физического воспитания для различных учебных заведений. В процессе довузовской подготовки (НПО и СПО), освоение основ знаний по физической культуре является необходимой частью для дальнейшего профилированного обучения по выбранным специальностям. В соответствии с этим, целью написания настоящего пособия, является знакомство абитуриентов с наиболее общими, необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта. В пособии представлены разделы, отражающие общую характеристику физической культуры, физических качеств, спортивных игр и здорового образа жизни. Таким образом, у учащихся обеспечивается формирование целостного представления о рациональной организации своей жизнедеятельности в области физической культуры и спорта. Освоение основ знаний по физической культуре обеспечивает глубокое теоретическое осмысление основ физического воспитания и спорта, а также дает возможность привить учащимся умения практической реализации их основных положений. Область и объекты профессиональной деятельности Цель учебной дисциплины:
Задачи курса: студент должен знать исторические аспекты возникновения физической культуры; основы здорового образа жизни; основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями; гигиенические основы и иметь представление о правильном питании, режиме сна и отдыха. Настоящая программа состоит из трех разделов. Первый раздел «Культурно-исторические основы физической культуры и спорта» раскрывает сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе; роль физической культуры в системе профессиональных качеств специалиста ССУза; Второй раздел «физическая культура в режиме здорового образа жизни.» освещает темы, характеризующие основные понятия физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, основы спортивной тренировки). Третий раздел «физические качества студента» содержит ряд тем, посвященных особенностям, принципам, методам и структуре обучения в физическом воспитании. Четвёртый раздел «Медико-биологические основы физической культуры и спорта». В результате усвоения курса студент должен
Уметь: - применять систему определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья; - самостоятельно составлять индивидуальные программы тренировок для развития определенных физических качеств; - правильно применять средства личной гигиены в повседневной жизни, основываясь на полученные знания. Данная дисциплина изучается в течение семестра, выполняется контрольная работа. Изучение данной дисциплины завершается сдачей экзамена.????? Наблюдается связь дисциплины «физическая культура» с дисциплинами «анатомия», «физиология», «биология», «гигиена» и др. Раздел 1. Культурно-исторические основы физической культуры и спорта.
Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором все его органы и системы работают эффективно и экономно, легко переносят неблагоприятные климатические условия, различные отрицательные экологические ситуации, а также высокие физические напряжения. Человек с крепким здоровьем обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после трудового дня. Он бодр и жизнерадостен. Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье человека, оказывают благоприятное воздействие на жизнедеятельность его организма. Например, под влиянием регулярных занятий физической культурой повышаются возможности сердца. Оно оптимально увеличивается в объеме и работает с большей силой. Сердечная мышца легко проталкивает кровь по сосудам. Хорошая циркуляция крови в организме обеспечивает своевременное и достаточное поступление питательных веществ к различным мышечным тканям, и их активность постоянно поддерживается на высоком уровне. Занятия физическими упражнениями повышают возможности дыхательной системы. Увеличивается емкость легких, и благодаря этому в организм поступает большее количество кислорода, который необходим для образования энергии. Увеличение же энергетических возможностей позволяет человеку больше и плодотворнее трудиться, вести активный образ жизни. Кроме того, при достаточном энергообеспечении организм легче справляется с болезнями, эффективно противостоит простудным и инфекционным заболеваниям. Большое значение в процессе занятий оздоровительной физической культурой имеет соблюдение режима дня. Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком более-менее постоянно в течение каждого дня. Режим составляется с таким расчетом, чтобы в течение дня обеспечить оптимальное чередование работы с отдыхом. Например, в режим дня школьника входят: пробуждение от сна, утренняя гигиеническая гимнастика и туалет; завтрак; дорога в школу и обучение в ней; обед; послеобеденный отдых или оздоровительные прогулки; приготовление домашних занятий; помощь по дому; ужин; подготовка ко сну и сон. Режим дня нужно соблюдать каждому человеку. Его выполнение позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, рационально планировать свои дела в течение дня и, что самое главное, обеспечивать ритмичность работы своего организма. Такая ритмичность положительно сказывается на физическом состоянии человека, предупреждает развитие процессов перенапряжения, содействует укреплению здоровья.
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурино-спортивной деятельности, и др. И развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.). Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект. Но основным (специфическим) средством физической культуры является физическое упражнение. 1.3. Олимпийские игры Древности Нет числа мифам о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776г. до нашей эры. Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога - громовержца. Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни. В олимпийских состязаниях участвовали только свободорожденные греки. Ни рабы, ни варвары (иноземцы) не имели на это права. Не участвовали в соревнованиях и женщины. Атлеты выступали на Играх как посланцы определенных государств, и победа в состязаниях любого из них воспринималась как успех государства или города, которые он представлял. Вначале на Олимпийских играх атлеты состязались в стадио-дроме — беге на дистанцию, равную длине стадиона (192,27 м), которая именовалась «стадием». Затем в программу соревнований добавили бег на 2 стадия и долиходром (на выдержку), борьбу, пентатлон (многоборье из 5 видов), кулачные бои (панкратион), гонки на колесницах. Победителям вручали оливковую ветвь, а позже - лавровый венок. Однако в IV в. н. э. в 394 г. римский император Феодосий I усмотрел в Олимпийских играх языческие обряды, которые не соответствовали канонам насильственно насаждаемой им христианской религии, и запретил проведение Игр. Возрождение современных Олимпийских игр связано с именем выдающегося французского общественного деятеля, педагога Пьера де Кубертена. Занимаясь вопросами развития образования, Пьер де Кубертен увлекся изучением различных систем физического воспитания, что и навело его на мысль о возрождении Олимпийских игр. В это время в Европе и Америке складывались благоприятные условия для развития спорта. Так, например, в Англии организуется первое национальное объединение — футбольная лига, а несколько позже образуется Европейская ассоциация гимнастики. В США создается любительский легкоатлетический союз. Учитывая широкое развитие международного спорта, Пьер де Кубертен вместе с единомышленниками организовал в 1894 г. конгресс возрождения Олимпийских игр, на котором был избран состав Международного олимпийского комитета (МОК) и принята Олимпийская хартия — сборник уставных документов по вопросам олимпийского движения. МОК рассмотрел вопрос об организации первых Олимпийских игр современности и принял решение об их проведении в 1896 г. в столице Греции Афинах. В Олимпийской хартии, основные положения которой разработал Пьер де Кубертен, были определены цели и задачи Международного и национальных олимпийских комитетов, структура и основополагающие принципы олимпийского движения. Эти принципы отражали: содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой любительского спорта; интернациональный характер Олимпийских игр и добровольное участие в них спортсменов-любителей, содействие дружбе и взаимопониманию между народами; развитие спортивных связей и обмен мнениями с целью укрепления мира во всем мире; уничтожение дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам. Так, по предложению Кубертена был утвержден символ Олимпийских игр, который представляет собой пять переплетенных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов. Олимпийский символ начинают использовать с 1913 г. Затем в 1920 г. появляется олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее», который вместе с пятью цветными переплетенными кольцами составил олимпийскую эмблему. Олимпийский флаг, представляющий собой белое полотнище с изображением в центре олимпийской эмблемы, также становится с 1913 г. символом Олимпийских игр (впервые он был поднят в связи с 20-летием современного олимпийского движения). Следующий символ Олимпийских игр — олимпийский огонь, который был впервые зажжен на IX Олимпийский играх 1928 г. в Амстердаме и на VI Зимних Олимпийских играх 1952 г. в Осло. В этот же период отрабатывается ритуальная часть Олимпийских игр — церемонии открытия и закрытия (с произнесением клятв от имени спортсменов — с 1920 г., от лица судей — с 1968 г.; завершением факельной эстафеты зажжением олимпийского огня в специальной чаше на центральном стадионе города — организатора Игр; поднятием национальных флагов в олимпийской деревне; парадом участников; выносом на стадион олимпийского флага и передачей его по завершению Игр представителям города, принимающего следующие Игры; выступлением с приветственным словом Президента Международного олимпийского комитета (МОК); открытием Игр высшим лицом государства, в которое входит город — организатор Игр, и т.д.), награждение олимпийских победителей.
1. Культурно-исторические основы физической культуры и спорта. 2. Оздоровительное значение физкультурной деятельности. 3. Физическая культура и её компоненты. следующая страница >> |
ещё >> |