страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методическое пособие по истории России посвящено изучению событий российской - страница №1/1
![]() ИСТОРИЯ РОССИИ (история России с начала XVII в. до первой половины XIX в.) Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ 3 Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы 5 Таблица 2. Содержание семинарских занятии, виды учебной работы 5 Таблица 3. Виды деятельности и сроки выполнения учебной работы 6 Рейтинг-план по дисциплине «История России XVII
Тема I. Виды и формы социального протеста в России XVII-XVIII вв. 7 Тема II. Феодальное землевладение в Московском государстве XVII в. (по Соборному Уложению 1649 г.) 10 Тема III. Правовой статус сословий
Тема IV. Развитие абсолютизма в XVIII в. – от Екатерины I до Павла I 13 Тема V. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII- начале XIX вв. 16 Тема VI. Развитие правомерной монархии в первой половине XIX в. 18 Вопросы для подготовки к экзамену 23 ВВЕДЕНИЕУчебно-методическое пособие по истории России посвящено изучению событий российской истории с начала XVII до конца XVIII века. Модуль «история России с начала XVII до конца XVIII века» (дисциплина «История») относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1). Цель освоения дисциплины состоит в формировании систематизированных знаний об истории России данного периода, способности выпускника применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области преподавания контроля и оценивания учебных достижений учащихся. Для освоения дисциплины «истории России с начала XVII до конца XVIII века» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «история России с древнейших времен до конца XVI в.», «Археология», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение дисциплины «истории России с начала XVII до конца XVIII века» является необходимой основой для последующего освоения модуля дисциплин истории России, «Основ источниковедения», «Историографии», а также курсов по выбору студентов. Методические рекомендации. При изучении фактов, событий и явлений Российской истории начала XVII до конца XVIII века рекомендуется пользоваться следующими методами исторического исследования: герменевтическим анализом текста документа, т.е. анализ его внутреннего содержания, извлечение фактов из содержательной структуры документа; методом сравнительного анализа; эволюционным методом, который позволяет реконструировать развитие судебной и законодательной системы, а также политических институтов; методом компаративистики, т.е. всесторонним сравнением текстов по разным параметрам и соотнесение их с реальной исторической обстановкой, что позволит воссоздать как деятельность отдельного учреждения, так и личности или группы лиц в разных аспектах – политическом, социальном, экономическом и культурном. Необходимо обращать особое внимание на дискуссионные вопросы, которые по-разному решались в научных концепциях представителей различных историографических школ. Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа организована в соответствии с рейтинговой системой, основные положения которой обозначены в рейтинг-плане. Там указаны виды учебной деятельности, сроки выполнения и количество баллов за конкретное задание. Самостоятельное работа студентов предполагает тщательное изучение исторических источников и научной литературы с целью развития навыков самостоятельного анализа документального материала и научных концепций. Методические рекомендации содержат довольно обширные списки рекомендуемой и дополнительной литературы, как по каждой теме, так и обобщающего характера. Изучение двух-трех работ по теме поможет студенту справиться с аналитической работой, даст дополнительную информацию по изучаемому периоду. Также предполагается составление студентами сравнительных таблиц, контурных карт, работу с интернет-сайтами, подготовку докладов. Преподаватель организует проверку форм самостоятельной работы студентов. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК - 15); - определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1); - анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2); - характеризовать модели общественного развития (СК-3); - ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4); - применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5); - использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6); - соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8). В результате изучения дисциплины студент должен знать: - основные процессы истории России с начала XVII до конца XVIII века; - даты и периоды отечественной истории, а также основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса;
- анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
- технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории России; - историческими понятиями и терминами.
Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы
Таблица 2. Содержание семинарских занятии, виды учебной работы
Таблица 3. Виды деятельности и сроки выполнения учебной работы
Рейтинг-план по дисциплине «История России XVII
|
Виды деятельности студента |
Балл за конкретное задание |
Число заданий |
Баллы | ||
мин |
макс | ||||
ДЕ 1. Смутное время в России | |||||
1. Составление сводной таблицы по теме |
3 |
1 |
2 |
3 | |
2.Устный ответ по теме |
11 |
1 |
7 |
10 | |
ДЕ 2. Внешняя политика России XVII века | |||||
1.Работа с контурной картой |
1 |
3 |
2 |
3 | |
ДЕ 3. Внутренняя политика России XVII в. | |||||
1.Устный ответ по теме/ Доклад |
11 |
1 |
7 |
10 | |
ДЕ 4. Внутренняя и внешняя политика России XVIII в. | |||||
1.Устный ответ по теме/ Доклад |
11 |
1 |
7 |
10 | |
2.Работа с контурной картой |
1 |
3 |
2 |
3 | |
1. Коллоквиум |
1 |
7 |
8 |
16 | |
2. Итоговый контроль (тестирование) |
1 |
15 |
10 |
15 | |
Итого |
|
|
45 |
70 | |
Поощрительные баллы | |||||
1. Выступление с презентацией |
|
|
|
3 | |
2. Участие в олимпиаде по истории России |
|
|
|
3 | |
3. Творческий подход к выполнению заданий |
|
|
|
2 | |
4. Прилежание |
|
|
|
1 | |
5. Высокая степень самостоятельности |
|
|
|
2 | |
6. Подготовка презентаций к докладу |
|
|
|
3 | |
Штрафные баллы | |||||
1. Отказ от ответа |
|
|
|
2 | |
2. Нарушение сроков сдачи работы |
|
|
|
2 | |
3. Недисциплинированное поведение, препятствие работе группы |
|
|
|
2 |
1. Городские выступления середины XVII - начала XVIII в.
2. Стрелецкие выступления 1682 г. и 1698 г.
3. Выступления казаков в Центральной России и на ее окраинах.
4. Крестьянские бунты и волнения второй половины XVII - первой половины XVIII в.
5. Крестьянские войны:
а) начала XVII в.;
б) 1670-1671 гг.;
в) 1773-1775 гг.;
г) схожесть и отличия крестьянских войн в России XVII - XVIII вв.
6. Оценка антиправительственных выступлений в отечественной исторической науке:
а) XIX-начала XX в.;
б) советского периода;
в) постсоветские концепции.
Главная задача изучения темы состоит в сравнительно-историческом анализе народных форм протеста XVII-XVIII вв. и их оценке в исторической науке. Без знания народных выступлений невозможно объективное усвоение эволюции государственного строя России Данного периода, внутренней политики и законотворческой деятельности правительства. Помимо этого, изучение массовых движений социального протеста позволяет уяснить специфику российского общества, законы его развития как целостной системы в позднем Средневековье и начале Нового времени.
На основе анализа исторических документов охарактеризуйте причины того или иного выступления, социальный состав и движущие силы, лозунги и требования, выделите основные этапы, рассмотрите меры правительства, принятые для подавления восстания, бунта и т.п., определите причины поражений антиправительственных выступлений.
Дайте определение следующим понятиям: народ, народное выступление, социально-политические представления, движение, выступление, волнение, мятеж:, бунт, восстание, крестьянская война.
Составьте сравнительную таблицу видов и форм социального протеста, дайте оценку значению «народных движений - протестов» в истории России.
Источники
1. Абрамович Г.В. Князья Шуйские и российский трон. Л., 1991.
2. Буганов В.И. Московские восстания конца XVII в. М., 1969.
3. Буганов В.И. Московское восстание 1662 г. М., 1964.
4. Голиков Н.Б. Астраханское восстание 1705-1706 гг. М., 1975.
5. Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. М., 1974.
6. Мавродин В.В. Крестьянская война 1773-1775 гг. Т.II. М., 1966.
7. Мавродин В.В. Рождение новой России. Л., 1988.
8. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX вв.). Т. 1,2. СПб., 2000.
9. Москович С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. М.,
1996.
10. Павленко Н.И. К вопросу о роли донского казачества в крестьянских войнах // Социально-экономическое развитие России. М., 1986.
12. Румянцева B.C. «Чумной бунт» 1654 г. в Москве // ВИ. 1980. № 5.
13. Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII в. М., 1986.
14. Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. Л., 1988.
15. Скрынников Р.Г. Спорные вопросы восстания Бодотникова // ИС. 1989. №5.
16. Смирнов И.И. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVIII века. Т.II. М.-Л., 1948.
17. Станиславский А.А. Гражданская война в России в XVII в. М., 1990.
18. Тихомиров М.Н. Классовая борьба в России в XVII в.. М., 1969.
19. Черепнин Л.В. Крестьянские войны в России периода феодализма // Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования. М., 1981.
20. Чумичева О.В. Страницы истории Соловецкого восстания (1666-1676 гг.) // ИС. 1990. №1.
1. Характеристика эпохи.
2. Источники и составные части Соборного Уложения.
3. Поместное землевладение.
4. Вотчинное землевладение.
5. Церковно-монастырское землевладение.
6. «Государевы земли», «городские земли», формы землевладения.
Методические рекомендации
Изучение темы следует начать с повторения материала о социально-экономическом и политическом состоянии России в первой половине XVII в. Затем выявите изменения в развитии российского общества со времени Судебника 1550 г. и определите причины, приведшие к созыву Земского собора 1649 г.
Обратите внимание на источники, которые легли в основу Уложения (судебники, уставные книги, указные книги, указы и боярские приговоры, Литовский статут и др.). Почему именно они были привлечены для создания первого в истории России систематизированного свода законов. Кратко охарактеризуйте составные части Уложения. Подумайте, можно ли назвать этот документ кодексом, сводом законов?
Найдите в научной литературе определение понятиям: феодальная собственность, поместье, вотчина, феодальная рента, земельная рента, дифференциальная рента. Анализируя статьи Уложения, покажите укрепление поместной системы, проследите процесс сближения поместья с вотчиной.
Рассматривая вотчинное землевладение, домните, что оно было связано со службой. Объясните рост в первой половине XVII века вотчинного землевладения, преобладания в его составе пожалованных вотчин. Назовите основные виды вотчин, определите различия между ними в правах наследования, родового выкупа.
В пятом вопросе объясните, почему Уложение запрещало церкви принимать земельные вклады и производить покупки земли? Как вы полагаете, кто был инициатором включения данных статей в Уложение, т.е. кому это было выгодно?
Составьте сводную таблицу, кто и на каких правах владел землей. Определите границы (юридические) данных землевладений. Дайте оценку формам землевладения посредством исторической ретроспективы - выявите новаторство или консерватизм авторов «земельного кодекса». Подумайте, какое влияние оказали нормы Уложения на дальнейшую эволюцию феодальной земельной собственности во второй половине XVII-первой четверти XVIII вв.
Источники
1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д., 1995.
2. Исаев И.А. История государства и права в России: Учебник. М., 2000.
3. Кобрин В.Б. Законодательные памятники Русского государства второй половины XVI - первой половины XVII в. // ВИ. 1990. № 1.
4. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права в России. Л., 1980.
5. Развитие русского права в XV-первой половине XVII в. М., 1986.
6. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г.: Учеб. пособие для высшей школы. М., 1961.
7. Маранов С.Л. Соборное Уложение 1649 года: Учеб. пособие для исторических факультетов. СПб., 1999.
8. Паранов Г.Н. Экономическое развитие России в XVII в. М., 2000.
1. Правовой статус крестьян.
2. Статус различных категорий городских жителей.
3. Правовое положение дворянства.
4. Дворянство: его права и обязанности.
5. Историческое значение Уложения как законодательного комплекса.
Правовое положение различных сословий занимает важнейшее место в Соборном Уложении, Начиная работу с текстом, необходимо помнить, что сословия не являлись неким однородным монолитом, поэтому выпишите все категории населения и дайте их определения.
Составьте сводную таблицу правового положения населения России того времени со следующими графами: доступные виды собственности, право на наследование, право на деятельность, право на передвижение, возможности правовой зашиты личности и имущества, государственные и иные обязанности и повинности, политические права.
Отвечая на пятый вопрос, дайте оценку исторического значения Соборного Уложения. Выявите его отличия от Судебника 1550 года. Определите степень его прогрессивности в исторической перспективе.
См. тему II.
1. Абсолютизм в России XVII-XVIII вв. М., 1964.
2. Бушуев СВ. История государства Российского. Историко-библиографические очерки XVII-XVIII вв. М., 1994.
3. Греков Б.Д. Краткий очерк истории крестьянства. М., 1958.
4. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало ХХ вв.) Т.1,2. СПб., 2000.
5. Три века. Россия от Смуты до нашего времени. T.I-II. М., 1997.
1. Реформационные мероприятия конца 20-х-начала 60-х гг. XVIII в.
а) преобразование высших органов государственного управления;
б) реформирование местного управления и городского самоуправления.
2. Реформы Екатерины II и Павла I.
а) центрального управления;
б) местного управления;
в) органов городского и дворянского самоуправления.
3. Дворцовые перевороты и их влияние на развитие абсолютизма.
Методические рекомендации
С указа Екатерины I об учреждении Верховного тайного совета начинается период реформирования петровской системы управления государством, нарушение стройной иерархии государственных учреждений. Выявите причины, побудившие императрицу пойти на подписание этого указа. Рассматривая динамику развития компетенций и полномочий таких органов центрального государственного управления, как Верховный тайный совет - Кабинет министров - Кабинет Ее Величества - Конференция при высочайшем дворе - Императорский совет, особое внимание следует уделить вопросам регламентации отношений между данными учреждениями, императорской особой, Сенатом, генерал-прокурором. Определите соотношение устремлений монархов в 20-50-х гг. к усилению личной власти с государственными интересами и политической необходимостью.
Реформирование местного управления и городского самоуправления начните разбирать с реформы 1726-1727 гг. Особенно подробно проработайте «Наказ губернатору и воеводе», которым вводилось трехстепенное административно-территориальное деление. Определите степень централизации власти в губерниях. Охарактеризуйте исполнительные и судебные органы в их сравнении с «петровскими». Рассматривая вопрос о реорганизации органов городского самоуправления, проследите судьбу магистратов и ратуш. Выясните, изменилась ли степень их самостоятельности и независимости от губернских и воеводских властей.
Делая общий вывод по этим вопросам, постарайтесь обосновать свое мнение о необходимости послепетровских преобразований вплоть до правления Петра III. Выскажите свою точку зрения на личное участие императорских особ в проведении этих реформ.
Разбирая второй вопрос, определите, насколько в царствование Екатерины II роль центральных органов государственного управления была сведена к общему руководству, наблюдению и контролю и в какой мере вопросы управления стали решаться на местах; докажите, что при Павле I этот процесс шел в диаметрально противоположном направлении. Раскройте данную политику монархов, анализируя их мировоззрение и личностные качества. Подробно рассмотрите и дайте характеристику деятельности Комиссии для составления нового уложения, при этом особое внимание уделите «Наказу» Екатерины II.
Проведите комплексный анализ следующих законодательных актов: «Учреждения для управлений губерний Российской империи» 1775 г., «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г., «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785 г., «Устав благочиния, или полицейский» 1782 г. Дайте характеристику социально-экономического и правового положения сословий российского общества во второй половине XVII в.
Прежде чем разбирать вопрос о дворцовых переворотах, определите основания легитимности императорской власти в XVIII веке. Выявите соотношение церковно-православной традиции и рационального обоснования путем рассмотрения учения о богоустановяенности царской власти и теории общественного договора. Для этого сравните библейскую традицию («Всякий государь от Бога власть приемлет») с рационалистическими построениями («Воля монарха превыше всего»). И далее объясните изменение смыслового насыщения принципа «Глас народа – глас Божий», а также определите место и роль в идеологических обоснованиях, легитимности верховной власти лозунга «общее благо». Выясните причины ограничения участия народа в церемонии «венчания на царство». Почему это участие перестало служить средством придания данной церемонии легитимности через свою публичность, т.е. перестало быть обязательным элементом получения народного одобрения воцарению нового монарха? Подумайте чем можно объяснить факты грубого нарушения царскими особами в XVIII в. церемониальных обычаев (например, во время коронации в 1730 г. Анна Иоанновна вошла в алтарь и причастилась по священническому чину, а Елизавета Петровна не дозволила митрополиту возложить на себя корону и порфиру, а сделала это самолично и др.). Что снимало с их поведения ограничения, освященные традицией? Подумайте, каким образом в XVIII в. сочеталась традиция монархического патернализма с феминократией? Выявите причины, вызвавшие появление Закона о престолонаследии от 5 апреля 1797 г. Определите общую парадигму социальных отношений русского общества того времени. Все это позволит вам, дать, верную характеристику социальных и политических предпосылок дворцовых переворотов, определить возможные варианты развития абсолютизма в России XVIII века.
Источники
1. Российское законодательство Х-ХХ вв. T.V. М., 1987.
2. Чернов А.В. Государственные учреждения в России в XVIII в. (Законодательные материалы): Справочное пособие. М., 1960.
3. Хрестоматия по истории СССР. Т.II. М., 1961.
1. Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.). М., 1964.
2. Богданов А.П. Чины венчания российских царей // Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. М., 1995.
3. Буганов В.И., Преображенский А.А. и др. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980.
4. В борьбе за власть. Страницы политической истории России XVIII в. М., 1988.
5. Волкова И.В., Куркин И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII-XX вв. // ВИ. 1995. № 5-6.
6. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений в дореволюционной России. М., 1983.
7. Каменский А.Б. Российская империя XVIII века: традиции и модернизация. М., 1999.
8. Кафенгауз Б.Б. Внутренняя политика царизма и Просвещенный абсолютизме 1762-1772 гг. М, 1962.
9. Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762-1914 гг. М., 1995.
10. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительно-историческое исследование. М, 1994.
11. Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.
12. Никонова В.М. Контент-анализ при изучении дворянских наказов в Уложенную комиссию 1767-1768 гг. // Вестник МГУ, 1991. Сер. 8: История. №2.
13. Общество и государство феодальной России. М., 1985.
14. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России. М., 1993.
15. Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия по второй половине XVIII в. М., 1956.
16. Проблемы истории абсолютизма. М., 1983.
17. Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX в. М, 1998.
18. Система государственного феодализма. М, 1993.
19. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
1. Внутренняя политика Александра I.
а) реформа высшего и центрального государственного аппарата;
б) реформа системы просвещения;
в) крестьянский вопрос.
2. Движение декабристов:
а) тайные организации;
б) программные документы;
в) итоги, значение.
3. Внутренняя политика Николая I:
а) перестройка административного аппарата;
б) социальная политика;
в) кодификация законодательства;
г) развитие просвещения.
4. Итоги двух правлений.
Методические рекомендации
Ответ на первый вопрос начните с рассмотрения деятельности Непременного совета и Негласного комитета. Затем дайте характеристику указа 1802 г. о Сенате и об образовании министерств. Особое внимание обратите на указы 1809 г. о придворных званиях и об экзаменах на чин. Определите роль Государственного совета в структуре государственной власти. Найдите объяснение новой формуле санкционирования закона императором: «Вняв мнению Государственного совета, постановляем». Проследите процесс восстановления политического сыска. Дайте оценку проектам Александровского времени об усовершенствовании системы государственного управления. Охарактеризуйте идеологические течения того времени.
Разбирая политику правительства в отношении крестьян, сопоставьте ее прогрессивные начинания (указ 1801 г. о покупке земли, указ 1803 г. о свободных хлебопашцах и др.) и регрессивные черты (военные поселения и т.д.), Проанализируйте проекты П.Д. Киселева, П.А. Вяземского, Н.С. Мордвинова, Н.Г. Репнина и др. Дайте сравнительную характеристику социального положения крестьян и других сословий.
Рассматривая реформу системы просвещения, определите ее социальную направленность и этапы. Внимательно изучите Положение об устройстве учебных заведений 1803 г. и Университетский устав 1804 г. Выявите причины преобразования Министерства просвещения в Министерство народного просвещения и духовных дел и изменения политики правительства в области просвещения и культуры.
Анализ декабристского движения необходимо начинать с причин и предпосылок, вызвавших его. Далее нужно проследить динамику «предцекабристских» и первых декабристских организаций, определить их организационно-тактические принципы, выявить причины, приведшие к их распаду (от «артелей» и «орденов» до «Союза благоденствия»). Затем подробно исследуйте деятельность «Южного» и «Северного» обществ, «Общества соединенных славян», «Общества военных друзей». Определите социальный состав членов тайных организаций.
Изучая «Зеленую книгу», «Катехизис», «Правила» и «Клятвенное обещание», «Русскую правду» и «Конституцию», проанализируйте их политическую и социальную направленность, прогрессивные и консервативные составляющие. Докажите правильность или несостоятельность предположения ряда историков о том, что декабристы преследовали цель превращения дворянства в правящий класс де-юре.
Ответ на третий пункт начните с оценки деятельности «Комитета 6 декабря 1826 года». Затем определите причины реформирования центрального и местного административного аппарата. Дайте характеристику «Собственной его императорского величества канцелярии», «секретных» и «несекретных» межведомственных комитетов и комиссий. Ответьте на вопросы: почему роль министерств значительно снизилась? К чему привело уменьшение роли сословного элемента и повышения значения бюрократического элемента в государственном управлении? Можно ли утверждать, что во время правления Николая I сословная монархия трансформировалась в монархию бюрократическую?
Социальную политику правительства необходимо рассматривать через призму понижения политического статуса дворянства вследствие освобождения императорской власти от дворянской зависимости. Проанализируйте, насколько дворянство перестало быть правящим сословием и насколько осталось сословием привилегированным. Докажите, что для верховной власти сословно-дворянские интересы стали приоритетны не сравнительно с государственными, а сравнительно с интересами других сословий.
Далее рассмотрите изменения положения крепостных крестьян, анализируя указы 1827-1828 гг. - о запрете отдавать крестьян на заводы и ограничения права помещиков ссылать крестьян, 1845-1848гг. - по которым были определены юридические нормы наказаний крестьян, варианты получения ими свободы, возможность приобретать недвижимость и т.д.
Подробно разберите деятельность 5-го Отделения императорской канцелярии и Министерства государственных имуществ для управления государственными крестьянами, а также Секретных комитетов 1835 г. и 1839 г.
Проследите динамику развития буржуазии в России того времени и дайте характеристику закона 1832 г. о почетных гражданах. Определите, какую роль играло Министерство финансов в развитии отечественной промышленности. Кодификацией законов занималось 2-е Отделение собственной канцелярии царя, а непосредственным исполнителем - М.М. Сперанский. Перечислите причины необходимости кодификации, ее цели и результаты. Определите, есть ли противоречие между 1-й статьей Основных законов, которая утверждала характер власти императора как «верховной, самодержавной и неограниченной», и 47-й статьей, где указывается, что осуществление самодержавной власти императора подчиняется принципу законности: «Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов».
Найдите объяснение тому факту, что в 1831 г. к числу российских орденов был причислен польский орден Белого Орла, который имел девиз «За веру, царя и закон».
Система образования во второй четверти века находилась в сфере постоянного внимания со стороны правительства. Составьте сравнительную характеристику состояния образования при Александре I и Николае I по следующим линиям: Министерство народного просвещения и духовных дел Комитет по устройству учебных заведений; «Наставление ученому комитету» - Рескрипт 19 августа 1827 г.; Университетский устав 1804 г. - Университетский устав 1835 г.; М.Л.Магницкий - С.С.Уваров. Отвечая на последний вопрос, выясните, в чем заключается отличие доктрины официальной народности С.С. Уварова - «Самодержавие как высшая форма государственной власти, православие как единственно истинная вера, народность как неприкосновенное святилище народных понятий» - от доктрины Ф.Прокоповича - «Воля монарха превыше всего». Охарактеризуйте развитие монархии в России первой половины века, дайте её определение.
Источники
1. Захарова Л.Ф., Кузнецов И.В. Практикум по истории СССР XIX в. Вып. l.M.,1988.
2. Федоров В.А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. М., 1974.
Обязательная литература
1.Труайя А. Александр I. М.: Эксмо, 2008. 475 С.
2. Балязин В.Н. Александр I: десятый император России. М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2009. 316 С.
3. Боханов А.Н. Николай I. М.: Вече, 2008. 459 С.
4. Декабристы. Архивы рассказывают: (каталог документов, исследованных сотрудниками музея) / ГУК "Читинский обл. краеведческий музей им. А. К. Кузнецова", Музей декабристов. Чита: ИПК «Забтранс», 2006.
5. Шкерин В.А. Декабристы на государственной службе в эпоху Николая I. Екатеринбург: ИИиА УрО РАН, 2008.
2. Правление Федора Ивановича. Царь Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика.
3. Земский собор 1613 г.и его историческое значение.
4. Внешняя политика России во второй половине XVII в.
5. Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Внутренняя и внешняя политика.
6. Внешняя политика России и Смоленская война.
7. Источники и составные части Соборного Уложения.
8. Историческое значение Соборного Уложения как законодательного комплекса.
9. Статус крестьян и посадских людей по Соборному Уложению.
10. Вотчинное, поместное и монастырское землевладение по Соборному Уложению.
11. Кружок «ревнителей древлего благочестия».
12. Реформы патриарха Никона.
13. Боярская дума: роль и место в сословно-представительной монархии, состав, этапы эволюции.
14. Земские Соборы: виды, состав, деятельность, этапы эволюции.
15. Культура России XVII в.
16. Виды и формы социального протеста в России в XVII-XVIIIвв.
17. Предпосылки, причины и стратегия петровских преобразований.
18. Реформы местного и центрального управления при Петре I.
19. Важнейшие социально-экономические и социально-политические реформационные мероприятия Петра I.
20. Церковная реформа Петра I. Феофан Прокопович.
21. Внешняя политика Петра I: основные направления, стратегия и тактика.
22. Итоги петровских преобразований. Личность Петра Великого.
23. Азовские походы Петра I.
24. Прутский поход. Персидский поход Петра I.
25. Балтийский вопрос. Россия в годы Северной войны.
26. Военные реформы XVIIIв.
27. Внешняя политика России и стран Европы в 40-60-е гг. XVIII в.
28. Культура России первой половины XVIII в.
29. Эпоха Просвещения. Просвещенный абсолютизм в России.
30. Культура России во второй половине XVIII в.
31. Реформы центрального и местного управления Екатерины II.
32. Социально-экономическая политика Екатерины II.
33. Восточный вопрос во внешней политике России в 30-90-е гг. XVIII в.
34. Внешняя политика Екатерины II.
35. Эпоха дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя политика.
36. Польский вопрос в политике Екатерины II.
37. Генезис абсолютизма в России.
38. Сельское хозяйство, промышленность и торговля в России XVIII в.
39. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
40. Внутренняя политика Александра I.
41. Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.
42. Тайные организации первой четверти XIX в. Программные положения декабристов.
43. Восстание декабристов.
44. Внутренняя политика Николая I.
45. Крымская война.
46. Развитие общественно-политической мысли России 30-50-х гг. XIX в.
47. Внешняя политика правительства Николая I.
48. Военная Реформа Николая I.
ещё >> |