Учебно-методическое пособие Новокубанск 2011 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие 4-е издание Москва 2011 Учебно-научная... 5 515.45kb.
Учебно-методическое пособие Для студентов юридических специальностей... 1 276.7kb.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое... 3 420.6kb.
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям Красноярск сфу... 1 347.03kb.
Учебно-методическое пособие по неорганической химии Барнаул 1999 3 526.62kb.
Учебно-методическое пособие по предмету «Математика» 1 143.54kb.
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2006 ббк 81. 2 Англ. 6 550.99kb.
Учебно-методическое пособие А. В. Христофоров И. С. Абросимова Казань... 1 209.11kb.
Учебно-методическое пособие для лабораторной работы по дисциплине... 1 231.57kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 6 925.04kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 1 350.47kb.
Коротчук О. Н., преподаватель вгу значение 1 73.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методическое пособие Новокубанск 2011 - страница №1/3

ЧЕРКАШИНА ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА

ОСНОВЫ И ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ


Дополнительный образовательный курс
Учебно-методическое пособие

Новокубанск 2011



Предисловие
Для того, чтобы служить государственной идее, обществу нужно соответствующее воспитание – патриотическое и духовно-нравственное. Необходимо взрастить личность, для которой государство с её историей и культурой представляло бы главную ценность. Духовно-нравственным стержнем любого общества является религия, в России – это православие. Это не только признают, но этому весьма обязаны представители всех национальностей, которые поселились в России и смогли найти в ней свою родину. Если бы не историческая роль православия, многие вряд ли захотели и смогли бы здесь жить.

«Чтобы уничтожить народ, нужно отделить его от корней», – говорил Александр Солженицын. Эта истина давно известна. А как можно отделить народ от его корней? Уничтожить историческую и духовную память.

Этому, как и любви к Родине, как и культуре жизни и культуре творчества необходимо учить. Это не приходит с рождением. Только обучаясь, ребёнок узнаёт о своём народе, о стране, о добре и зле, о красоте и хрупкости этого мира, в котором он живёт.

Формирование личности - самое главное во всей педагогической деятельности. В основе понятия личности лежит качество взаимоотношений в обществе. Для чего нужны знания, умения и навыки человеку, если нет полноценной нравственной личности? Для того, чтобы направить эти ЗУНы против общества? Проблемы преступности, наркомании, безнаказанности, проблемы семьи, беспризорности, самоубийств, – это всё социальные проблемы. Духовные и культурные традиции всегда являлись основой формирования личности и здорового общества.

Понятие личности неразделимо с обществом, с системой нравственных общественных отношений. Полноценная личность – это личность деятельная, способная к образованию и самообразованию, к созданию семьи, к проявлению заботы о близких, к приобретению профессии, к саморазвитию и совершенствованию.

Формирование культурной и нравственной личности школьника как гражданина современной и будущей России – стало одной из важнейших задач, которые призван решать наш образовательный курс «Основы и ценности православной культуры».

Проверено на практике, что духовно-нравственные традиции отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании и образовании детей могут стать мощным механизмом развития культурного потенциала общества, профилактики национальных и религиозных конфликтов, интеллектуального, творческого и эстетического развития молодёжи, средством воспитания патриотизма и, в конечном счёте, формирования правового демократического общества.

Важно, чтобы занятия были интересными и полезными. Не просто развлекательными и не просто назидательными, а именно интересными и полезными. Ведь современная культура не принимает назидательности, современным детям нельзя диктовать нравственные и духовные постулаты, надеяться и требовать, чтобы они как аксиомы принимались на веру. Ведь, к сожалению, в жизни дети встречаются с прямо противоположным. Да и успешным может быть только такое преподавание, при котором ученик из объекта обучения переходит на уровень субъекта образовательного процесса.

Что же может нам помочь, чтобы изучение курса «Основы и ценности православной культуры» было более качественным, не насиловало волю, убеждения школьников, не заставляло лицемерить, лукавить, чтобы не нужно было делить детей по национальному или религиозному признаку, чтобы этот курс был применим для всех детей, которые хотят жить в России? Прежде всего, это культурологическая концепция. На это нас ориентирует принцип культуросообразности и принцип светскости образования.

Только историко-культурологическое содержание и историко-культурологическая концепция курса, опирающиеся на историю отечественной культуры, дают нам понятия о святости, о духовном подвиге, о ценности православного обряда, о соборности, о единстве духовности и художественности, о связи отечественной культуры с мировой культурой, о нравственных и духовных основах патриотизма, о соединении стремления к личному совершенству и служению окружающим, о евангельских основах социальной справедливости и милосердия, об утверждении созидательной жизненной позиции культурного человека.

Данное учебно-методическое пособие предлагается в качестве одного из возможных вариантов работы педагогов с учащимися начальных классов по развитию их представлений об основах и ценностях православной культуры, а также формированию культурной и нравственной личности школьника как гражданина современной и будущей России.

Рабочая программа

дополнительного образовательного курса


ОСНОВЫ И ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Нормативно-правовую базу преподавания дополнительного образовательного курса составляют:

1. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 18 мая 2006 года № 01.5/2329 «О введении с 2006/2007 учебного года в ОУ Краснодарского края регионального учебного предмета «Основы Православной культуры» (см. Нормативно-методические материалы по предмету «Основы Православной культуры» / сост.: Еременко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г. Краснодар, 2006).

3.Дополнение к письму департамента образования и науки от 25.12.2007 № 47-550/07-14 «О постановке на баланс школьных библиотек учебно-методической литературы, пособий на бумажных и электронных носителях по духовно-нравственному воспитанию, в том числе для преподавания основ православной культуры» 05.02.2008 № 47-1103/08.14.

4. Примерное содержание образования по предмету «Православная культура. М., 2002.

5. Разъяснения Минобразования РФ к письму, сопровождающему примерную программу курса «Основы Православной культуры» от 18.12.2002 г. № 09/41.

6. Соглашение о сотрудничестве департамента образования и науки Краснодарского края с Екатеринодарской и Кубанской епархией Русской Православной церкви.9 февраля 2010 года.

7. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

8. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения) начального общего образования– http://standart.edu.ru

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А. Данилюк, А. Кондаков и др.- М.: Прсвещение, 2010.), (Стандарты второго поколения).

Содержание, формы и методы реализации духовно-нравственного образования в рамках предлагаемых занятий соответствуют принципам государственной политики в сфере образования, изложенным в Конституции Российской Федерации, Законах …Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру, который в соответствии с общепризнанными международными принципами означает, что каждый обучающийся имеет право на изучение или отказ от изучения основ религиозного мировоззрения, а деятельность учреждений образования не преследует цели формирования у учащихся того или иного отношения к религии. В данном контексте изучение основ и ценностей православной культуры является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение дополнительного образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, которое призвано обеспечить духовное становление личности, способствовать воспитанию гражданина России, формированию глубоких нравственных убеждений. Содержание предлагаемого образовательного курса в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.

Цель проведения занятий заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей отечественной православной культуры.

Исходя из цели, задачами факультатива являются:



  • раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных ценностей;

  • формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;

  • создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.

Содержание программы образовательного курса построено в соответствии с концентрическим принципом и учитывает возрастные особенности учащихся. В первом и втором классах происходит знакомство учащихся с библейским учением о картине мира, нравственными заповедями и житиями святых, а также с православным образом жизни. Именно этот возрастной период педагог может наиболее эффективно использовать для закладки прочного духовно-нравственного фундамента личности школьника. В третьем классе учащиеся знакомятся с историей православной религии и культуры. Темы занятий, изучаемых в четвёртом классе, посвящены истории православия. Через знакомство с содержанием житий святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского у учащихся воспитывается потребность в собственном духовном росте и пробуждается желание следовать нравственному идеалу.

Знакомство младших школьников со Священным Писанием может осуществляться по текстам адаптированной детской Библии. Чтение и обсуждение с учащимися библейских сюжетов углубляет восприятие описываемых событий, помогая понять, почему церковь на протяжении тысячелетий сохраняла память о нем, и какой нравственный урок каждый человек может извлечь из него. Знакомство с основами православной нравственности продолжается чтением Нагорной проповеди и подкрепляется доступными для детей притчами Иисуса Христа или иллюстрируется евангельскими историями. Все это позволит перейти от эмоционального восприятия евангельских текстов к размышлению, рассуждению и выходу на самостоятельный духовно-нравственный выбор в определенной жизненной ситуации.

Большое внимание в содержании программы в I–IV классах уделяется теме семьи. На примере историй о рождестве Богородицы, рождестве Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, их младенчестве и отрочестве ученик получает представление о благочестивой семье и благословенном роде.

Темы образовательного курса позволяют устанавливать синхронные и перспективные межпредметные связи с историей, русской литературой, музыкой. Отдельные темы в содержании изучаемого материала в каждом классе посвящены истории Православной Церкви на Кубани. При их изучении рекомендуется обращаться к краеведческому материалу. Возможно составление краеведческого словаря «Православное духовное наследие Кубани», в котором учащимися могут быть собраны сведения о местных святынях.

Формы проведения занятий определяются возрастными особенностями учащихся и могут включать совместные чтения рассказов о святых и подвижниках благочестия, беседы, тематические и творческие занятия, самодеятельные театральные постановки, просмотр и обсуждение духовно-нравственных, исторических фильмов, посещение музеев, памятников архитектуры, экскурсии и историко-краеведческие поездки по святым и памятным местам Кубани, практические занятия (в частности, участие в делах милосердия). Для чтения учащимся предлагаются тексты Библии, житий святых, притч, сказок, произведений классической литературы и современных авторов. Важным аспектом проведения занятий является ознакомление учащихся с музыкально-певческой культурой, которое предусматривается в содержании ряда учебных тем. Все это обуславливает возможность установления и реализации межпредметных связей с содержанием таких учебных предметов, как «Музыка», «Изобразительное искусство», «Русская литература».

Содержание программы пронизано темой православного краеведения, которое предусматривает знакомство с историей создания древних и современных храмов, монастырей, часовен, исторических памятников, появления святых источников, а также с судьбами исторических лиц и простых граждан, связанных с изучаемыми местами. Поскольку многие православные храмы Кубани освящены в честь великих православных праздников (Свято-Троицкие, Покрова Пресвятой Богородицы и т. д.), знакомство с историей их постройки будет логическим завершением цепи: евангельское событие – православный праздник – икона праздника – тропарь – традиции – соответствующие храмы на территории Кубани. Включение в содержание занятий краеведческого материала предоставляет учителю широкие возможности для организации самостоятельного поиска и творческой работы учащихся, а также оформления и презентации результатов проведенного учебного исследования.



На проведение занятий в соответствии с учебным планом предусматривается: в I классе – 30 учебных часов, во II – IV классе – 34 учебных часа (по одному часу в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I класс

(30 часов)

Библейские истории о сотворении мира.

Жизнеописание Иисуса Христа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


п/п

Название темы

Количество часов

  1. 1

Вводное занятие

1

  1. 2

Библия – книга истории Ветхого и Нового Заветов

1

  1. 3

История Ветхого Завета о борьбе добра и зла

1

  1. 4

История Ветхого Завета о грехопадении

1

  1. 5

История Ветхого Завета о всемирном потопе

1

  1. 6

Библейское повествование о Боге

1

  1. 7

Главная библейская заповедь о любви

1

  1. 8

Главный символ православия

1

  1. 9

Символика православной иконы

1

  1. 10

Евангельская история о Пресвятой Богородице

1

  1. 11

Евангельская история о Рождестве Христовом

1

  1. 12

Евангельская история о детстве Иисуса

1

  1. 13

Евангельская история о крещении Иисуса Христа

1

  1. 14

Евангелие о чудесах Иисуса Христа

1

  1. 15

Евангелие о благословении детей

1

  1. 16

Евангелие о молитве «Отче наш»

1

  1. 17

Традиции и история праздника Сретение Господне

1

  1. 18

Защитники Отечества

1

  1. 19

Традиции прощеного воскресения

1

  1. 20

Евангельское учение об осуждении

1

  1. 21

Евангельское учение о благодарении

1

  1. 22

Евангельское учение о милосердии

1

  1. 23

Евангельское повествование о празднике Благовещения

1

  1. 24

Традиции и история праздника Вербноговоскресения

1

  1. 25

Главный православный праздник Воскресения Христова

1

  1. 26

Традиции празднования Пасхи

1

  1. 27

Евангельское повествование о празднике Вознесения

1

  1. 28

Православный храм

1

  1. 29

Итоговое занятие

1

  1. 30

Экскурсия в местный храм

1




ВСЕГО

30



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Вводное занятие (1 ч.)

Знакомство. Тайна вежливых слов («здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо»). Имена и клички. Душа и совесть человека. Добрые и недобрые мысли, чувства, желания. Рассказы Б. Ганаго «На скамейке», А.Чумак «Колина совесть».



Основные понятия: душа, совесть.

Библия – книга истории Ветхого и Нового Заветов (1 ч.)

История создания и авторство. Книги в составе Библии. История Ветхого Завета о сотворении мира (и человека). Игра «Рукотворный и нерукотворный мир».



Основные понятия: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет.

Музыка: песня «Чудесный дом» (сл. Е.Королевой, муз. Л.Ершовой).

История Ветхого Завета о борьбе добра и зла (1 ч.)

Представление об ангелах. Противостояние добра и зла: зависть и гордость Денницы. Ангел-Хранитель. Тема Ангела Хранителя в живописи, поэзии и фольклоре. Иконописные традиции изображения ангелов. Поделка «Ангел Хранитель».



Основные понятия: ангелы, духовный мир, Ангел Хранитель.

История Ветхого Завета о грехопадении (1 ч.)

Детская Библия о жизни первых людей в раю. Грехопадение - нарушение первой заповеди. Непослушание и изгнание из рая. Понятие греха и раскаяния.



Основные понятия: заповедь, грех, раскаяние.

Музыка: песня «Такие были времена» (сл. И. Языковой, муз. Л. Ершовой).

История Ветхого Завета о всемирном потопе (1 ч.)

Богатство природы до потопа. Беспечность людей и жизнь Ноя. Строительство ковчега и спасение животных. Изменение природы после потопа. Светлый образ Радуги. Аппликация «Ноев ковчег».



Основные понятия: всемирный потоп, ковчег.

Библейское повествование о Боге (1 ч.)

Библия о свойствах Бога. Любовь – главное свойство. Рассказ-притча Г. Юдина «Следы». Ветхозаветная история об Аврааме и Сарре. Бог – Троица. Икона Святой Троицы.



Основные понятия: икона, Бог-Троица.

Музыка: песня «Город золотой» (сл. и муз. Б. Гребенщикова).

Главная библейская заповедь о любви (1 ч.)

Двуединая заповедь о любви к Богу и людям. Проявления любви к Богу и людям в поступках человека. Рассказ А. Суздальцева «Свечечка».



Основные понятия: вера, надежда, любовь.

Главный символ православной культуры (1 ч.)

Символ креста как знак победы. Изображения креста и крестного знамения. Нательный крестик. Победы византийского императора Константина и традиция установления крестов на храмах. Рассказ Б. Ганаго «Крестик».



Основные понятия: символ, крест, крестное знамение.

Символика православной иконы (1 ч.)

Мир православной иконы. Предание о возникновении первой иконы. Иконы Богородицы. Иконы Спасителя. Иконы святых. Иконы ангелов. Иконы праздников. Особенности написания и почитания икон. Нимб – символ святости.



Основные понятия: икона, святой, иконописец.

Евангельская история о Пресвятой Богородице (1 ч.)

Предание о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы. История праздника Введения Богородицы во храм.



Основные понятия: предание, Богородица, Пресвятая.

Музыка: Д. Каччини «Аve Maria»

Евангельская история о Рождестве Христовом (1 ч.)

История праздника Рождества Христова. Начало современного летоисчисления от Рождества Христова. Икона Рождества. Русские и белорусские поэты о Рождестве. Традиционные постановки рождественской батлейки. Кроссворд-викторина «Юные знатоки».



Основные понятия: Рождество Христово, колядка..

Музыка: рождественские колядки.

Евангельская история о детстве Иисуса (1 ч.)

Бегство святого семейства в Египет. Возвращение и жизнь в Назарете. Учение в Иерусалимском храме. Стихотворение В. Афанасьева «Христос Отрок».



Основные понятия: святое семейство, отрок, храм.

Евангельская история о крещении Иисуса Христа (1 ч.)

История праздника Крещения Иисуса Христа. Святой Иоанн Креститель. Икона Крещения. Традиции праздника Крещения (Богоявления). Освящение воды. Таинство Крещения.



Основные понятия: Богоявление, освящение воды, Иордан.

Евангелие о чудесах Иисуса Христа (1ч.)

Первое чудо Иисуса Христа. Помощь Христа страдающим людям. Преображение Господне. Чудеса по молитве в наше время.



Основные понятия: чудо, преображение.

Музыка: песня «Чудесная песенка» (сл. И. Языковой, муз. Ю. Пастернака).

Евангелие о благословении детей (1 ч.)

Любовь Иисуса Христа к детям. Предание о житии святого Игнатия Богоносца. Послушание Богу и родителям. Чтение и разбор стихотворения «Христос и дети» А. Лаврова. Икона «Христос и дети».



Основные понятия: благословение, житие, богоносец.

Евангелие о молитве «Отче наш» (1 ч.)

Понятие о молитве и ее видах. Содержание молитвы «Отче наш». Сила молитвы. Поэтические переложения молитвы «Отче наш» классиками русской литературы.



Основные понятия: славословие, переложение молитвы.

Музыка: «Отче наш» (обиходный распев).

Традиции и история праздника Сретения Господня (1 ч.)

История праздника о встрече праведного Симеона с Младенцем Христом. Святые Симеон и Анна. Значение имени «Иисус Христос». Икона праздника Сретения. Народные традиции праздника. Сретенские свечи.



Основные понятия: сретение, предсказание, жертва.

Защитники Отечества (1 ч.)

Понятие мужества. Подвиг Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в Куликовской битве. Мультфильм «Лебеди Непрядвы».



Основные понятия: мужество, Отечество, подвиг.

Традиции прощеного воскресения (1 ч.)

Благочестивый обычай просить друг у друга прощение. Притча о блудном сыне. Осознание вины и просьба о прощении.



Основные понятия: прощение, притча, блудный сын.

Музыка: песня «Прощеное воскресенье» (сл. и муз. Л. Ершовой).

Евангельское учение об осуждении (1 ч.)

«Не судите, да не судимы будите». Притча о мытаре и фарисее. Гордость и смирение. Опасность осуждения других людей. Горечь обиды и радость прощения. Стихотворение Н. Орловой «Фарисей».



Основные понятия: осуждение, мытарь, фарисей.

Евангельское учение о благодарении (1 ч.)

Благодарность Богу и людям. Притча об исцелении десяти прокаженных.



Основные понятия: благодарение, прокаженный.

Музыка: песня «Простая песенка» (сл. и муз. Е. Королевой).

Евангельское учение о милосердии (1 ч.)

Понятие о милосердии и равнодушии. Притча о милосердном самарянине. Сочувствие и жалость к страдающим людям. Забота и помощь нуждающимся. Сестры милосердия. Рассказ Т. Клещенок «Милосердие», стихотворения М. Ю. Лермонтова «Каменное сердце», Т. Дашкевич «В дороге», Е. Екимовой «Жалость».



Основные понятия: самарянин, левит, сестра милосердия.

Евангельское повествование о празднике Благовещения (1 ч.)

История праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Благая весть архангела Гавриила. Икона праздника Благовещения. Благовещенские храмы Беларуси, России, Украины.



Основные понятия: благая весть, архангел, пречистая.

Музыка: песня «Благовещенское солнышко» (сл. и муз. А. Крячко).

Традиции и история праздника Вербное воскресение (1 ч.)

Евангелие о воскрешении Лазаря. Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим. Вербное воскресение – традиции празднования. Икона праздника. Стихотворение А. Блока «Вербочки». Аппликация «Весенние вербы».



Основные понятия: вербное воскресение.

Главный православный праздник Воскресения Христова (1 ч.)

Евангелие о Тайной вечери. Установление таинства причастия. Предательство Иуды. Страдания и воскресение Христа. Икона «Распятие», Стихотворение С. Надсона «У креста». Пасхальный тропарь.



Основные понятия: Тайная вечеря, Голгофа, тропарь.

Музыка: пасхальные песни.

Традиции празднования Пасхи (1 ч.)

Предание о первом пасхальном яйце. Святая Мария Магдалина. Пасхальные обычаи. Свято-Воскресенские храмы России. Раскрашивание пасхальных яиц.



Основные понятия: Пасха, пасхальное приветствие.

Евангельское повествование о празднике Вознесения (1 ч.)

История праздника Вознесение Христова. День Святой Троицы. Проповедь апостолов. Стихотворение К. Романова «Христос с тобой!»



Основные понятия: вознесение, проповедь.

Православный храм (1 ч.)

Церковь – дом Божий. Особенности внешнего устроения храма: купол (глава), крест, колокольня (звонница). Особенности внутреннего устроения храма: паперть, притвор, средняя часть, алтарь, иконостас. Символика. Свечи и их назначение. Колокольный звон. Правила поведения в храме. Лепка храмов из пластилина.



Основные понятия: притвор, иконостас, алтарь.

Итоговое занятие (1 ч.)

Викторина «Путешествие по страницам Священной истории».



Экскурсия в местный храм (1 ч.)

II класс

(34 часа)

Праздники и заповеди жизни


следующая страница >>



Магазин закрывается за 15 минут до закрытия. Правило советской торговли
ещё >>