Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по профилю подготовки «Хореографическое искусство» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов 1, 2 курса заочного обучения... 29 1110.91kb.
Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений... 4 1047.93kb.
Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей... 5 277.55kb.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей... 14 1613.09kb.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся... 29 7567.51kb.
Учебно-методическое пособие для студентов сельскохозяйственных высших... 9 1112.82kb.
Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению... 10 1391.71kb.
Учебно-методическое пособие для энергетических специальностей высших... 8 463.97kb.
Учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов естественно-научных... 8 855.22kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности... 4 590.08kb.
Методическое пособие по устной речи для студентов высших учебных... 6 620.43kb.
5 Общие вопросы культуры 1 299.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по - страница №1/5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВ



История музыкального искусства:
Учебно-методическое пособие

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по профилю подготовки

«Хореографическое искусство»

Казань 2013

УДК 78.072.3 (075.8) (086)

ББК 85.313 (0)я73

С 16
Печатается по решению учебно-методической комиссии Ученого совета Института филологии и искусств Казанского федерального университета.
Рецензенты: Явгильдина Зилия Мухтаровна,

доктор педагогических наук, профессор КФУ
Анисимова Елена Валерьевна,

кандидат искусствоведения, ст. преподаватель

КГК (академии) им. Н.Г. Жиганова
Салихова Л.И. История музыкального искусства: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по профилю подготовки «Хореографическое искусство». – Казань: КФУ, 2013. – 48 с.
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с действующей учебной программой по истории музыкального искусства. Пособие включает две части. В первой части изложено содержание курса, список рекомендуемой литературы по каждой теме и материал для организации самостоятельной работы студентов. Вторая часть – это аудиопособие, включающее в себя наиболее известные образцы западноевропейской, русской, отечественной и частично татарской музыки, представляя весьма широкий обзор различных эпох, стилей, национальных школ. Подбор материала осуществлялся с учетом специальности студентов: с опорой на танцевальные жанры, номера из балетов.

Учебно-методическое пособие может быть использовано студентами в подготовке к занятиям, контрольным «угадайкам» и экзамену.

© Салихова Л.И., 2013

© КФУ, 2013



Часть I
Содержание курса
Тема 1. Введение. Музыка в истории культуры.
Глубинные связи внутренних проблем музыкального творчества с направленностью религиозного, философского, социального самосознания общества. Музыкально-историческое время. Скорость и тенденции культурного движения. «Центры» и «окраины» музыкальной культуры. История музыки как «галерея» шедевров.

Типы музыкального творчества: фольклорное творчество, профессиональное развлекательное творчество, каноническая импровизация, опус-музыка. Устность и письменность музыкального творчества. Теоретичность (потребность в самоописании) и нетеоретичность отдельных типов творчества. Критерии каноничности и новизны.

Периодизация музыкальной культуры. Автокоммуникация как типический признак фольклора и форм музыкально-поэтического творчества первобытной эпохи. Неотделенность «творца» (адресанта) и «аудитории» (адресата), импровизационность и невозможность авторского творчества в системе автокоммуникации.

Периодизация европейской опус-музыки. История европейской музыкальной культуры как последовательность музыкальных революций. Закономерности смены исторических вех.


Список литературы:

Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. – М., 1988.

Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. – М., 1982.

Сапонов М.А. Артистические профессии менестрелей // Старинная музыка в контексте современной культуры: Античность. Средневековье. Новое время. – Л., 1986.

Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. –М., 1989. – С. 195–213.

Шахназарова Н.Г. Музыка Востока – музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. – М, 1983.
Тема 2. Музыкальная культура античности.
Синкретизм поэзии и музыки в процессе профессионализации искусства в различных культурах (в музыкально-поэтических традициях Древнего Китая, Индии, Палестины, Древней Греции). Эпос как переходная форма от коллективного творчества к авторскому. Замещение автокоммуникации отношением: автор/певец  слушатели. Взаимоотношения музыки и поэзии в профессиональном синкретическом музыкально-поэтическом искусстве. «Триединая хорея» мусических искусств Древней Греции как синкретическое единство музыки, слова и танца. Разделение музыкально-поэтического целого на технический – озвучивающий и собственно творческий – словесно-поэтический компоненты.

Музыкально-поэтические жанры и инструментарий крито-микенского периода. Возникновение гомеровского эпоса. Развитие хоровой и сольной (монодической) лирики. Рождение античной трагедии: значение музыкального компонента в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Некоторые сведения о музыкальной теории древних греков. Упадок древнегреческой культуры и ее влияние на эволюцию музыкального искусства.


Список литературы:

Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. – Л., 1986.

Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. – М., 1973.

Тронский И.М. История античной литературы. – М., 1983.

Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. – М., 1972. – С. 221–274.

Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. – М., 1986.

Шестаков В.П. От этоса к эффекту: История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. – М., 1975.
Тема 3. Музыка в эпоху Средневековья.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Утверждение христианства. Хронологические границы Средневековья. Становление сословной и военной организации феодальной Европы. Формирование господствующего класса – рыцарства. Переселение народов и синтез музыкальных традиций.

Средневековье с историко-культурной точки зрения. Кульминационные вершины в литературе и архитектуре Средневековья. Средневековая западноевропейская церковная музыка. Невменная нотация – графическая запись, фиксирующая уже состоявшееся музицирование.

Одноголосное церковное пение и система ладов, воспринятая от древнегреческой теории музыки. Символическое толкование чисел и этическое воздействие ладов.

Некоторые особенности римско-католической литургии. Определение мессы. Римский папа Григорий I (Великий) и его роль в утверждении основ латинской мессы. Господство псалмодии в латинском богослужении VI–VIII вв. и преобладание гимнографии в богослужении греко-византийском. Определение григорианского хорала.

Основные жанры и формы гимнографического творчества в музыкально-поэтической культуре западноевропейского средневековья – тропы и секвенции. Появление гимнографии как авторского поэтического творчества на латинском языке. Прекращение практики тропирования после Тридентского собора (1545 — 1563), упразднение всех секвенций, кроме наиболее распространенных: «Dies irae», «Stabat mater», «Lauda Sion salvatorem» и ряда других.

Светская музыка средневековья. Музыкально-поэтические традиции менестрелей.

Особенности политического положения Южной Франции (Прованс, Лангедок) – родины искусства трубадуров. Формирование рыцарской культуры и кодекса куртуазного поведения. Установка на индивидуализированное выражение переживаний. Зарождение профессиональной поэзии на народных языках в Западной Европе в VIII — X вв. Лирические поэты, писавшие на провансальском наречии.

Круг тем и образов в творчестве трубадуров, система жанров.

Альбигойские войны и развитие на севере и северо-западе Франции (Брабант, Фландрия, Шампань) лирики труверов. Песенные и песенно-танцевальные жанры труверов.

Распространение в странах немецкой культуры музыкально-поэтического искусства миннезанга в XII–XIII веках. Преемственность традиций трубадуров, труверов и миннезингеров. Распространение принципа контрафактуры: подтекстовки на популярные напевы стихов, переведенных с провансальского или старофранцузского на немецкий язык. Жанровые формы миннезанга.

Средневековый профессионализм устного типа (менестрельное творчество) и его теснейшая связь с искусством трубадуров, труверов и миннезингеров.



Зарождение многоголосия.

Усовершенствование нотной письменности: переход от невменной нотации к нотной. Реформа Гвидо Аретинского. Зарождение в IX и X веках параллельного многолосия: параллельные органумы. Понятия vox principalis (голос основной) и vox organalis (голос вычисленный).

Школа св. Марциала, ее роль в развитии органума в первой половине XII века. Возникновение мелизматического (двухголосного) органума. Утверждение музыкальной практики «res facta» (букв. «вещь сделанная», т.е. сочиненная и записанная до того, как быть исполненной).

Школа Нотр-Дам и ее доминирующее положение во второй половине XII – XIII веков. «Magnus liber organi» («Большая книга органумов») магистра Леонина. Появление трех- и четырехголосных органумов у Перотина. Тенор в роли vox principalis или cantus firmus.



Ars antique. Трактаты Иоганнеса де Гарландиа, Вальтера Одингтона и Маркетто Падуанского. Утверждение модальной ритмической системы. Принцип троичности – совершенного (перфектного) деления длительностей.

Формирование в XII веке жанров, отпочковавшихся от органума. Кондукт – органум на нелитургический текст и без григорианского напева. Возникновение из клаузул (свободных многоголосных заключений к частям мессы) жанра мотета – центрального полифонического жанра XIII века. Соединение в мотете литургических и нелитургических, духовных и светских, латинских и народных (старофранцузских, провансальских, фламандских, итальянских) текстов. Сложность композиторской работы – один из главных критериев художественности. Появление инструментальных вариантов мотета во второй половине XIII в.


Список литературы:

Баранова Т.В. Ars antiqua // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 42.

Баранова Т.В. Ars nova// Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 43.

Баранова Т.В. Месса // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 340.

Баранова Т.В. Секвенция // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990.– С. 490 – 491.

Баранова Т.В. Троп // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 553.

Герцман Е.В. Гимн // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 136.

Грубер Р.И. История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI века. – М.;Л., 1941–1959. – Т.I. Ч.2.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981.

Евдокимова Ю.К. История полифонии. Многоголосие средневековья: X — XIV вв. – М., 1983. – Вып.1. – 454 с. (С. 11– 234).

Жизнеописания трубадуров. Подгот. М. Б. Мейлах. – М., 1993.

Карцовник В.Г. Григорианское пение //Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 150.

Лебедева И.Г. Невмы // Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1990. – С. 376.

Лебедева И.Г. Псалмодия, псалмы // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С.445.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. — М., 1983. – Т. I. – С. 25 – 108.

Мейлах М.Б. Средневековые провансальские жизнеописания и куртуазная культура трубадуров// Нострадам Ж. Жизнеописания древних и наиславнейших провансальских пиитов, во времена графов провансских процветших. – М., 1993. – С. 507 – 549.

Песни трубадуров / Пер. со старопрованс. А. Наймана. – М., 1979.

Сапонов М.А. Менестрели: книга о музыке средневековой Европы. – М., 2004.

Холопов Ю.Н. Органум // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 400.
Тема 4. Музыкальная культура в эпоху Возрождения.
Возникновение крупных торговых центров в Западной Европе и формирование новых, капиталистических отношений. Роль буржуазии как передовой общественной силы в создании культуры и искусства Возрождения.

Значение гуманизма как идеологического направления в формировании светского мировоззрения и борьбе против средневековой схоластики.

Протестантизм – религиозные движения в Западной Европе. Реформация и крестьянская революция: песни и гимны.

Основные этапы развития полифонии Возрождения:

– Первая половина XV века – английское многоголосие (Дж. Данстейбл).

– XV–XVI века – нидерландская полифоническая школа (Ж. Беншуа, Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Ж. Депре, О. Лассо). Творчество Дюфаи. Жанр мессы и проблемы построения «крупной формы». Формирование в творчестве композитора принципов «новой концепции полифонии» (Ю.К. Евдокимова) — полифонии «строгого стиля». Переход от средневекового и раннеренессансного ансамблевого многоголосия к хоровому многоголосию в творчестве Окегема. Кристаллизация основ полифонии строгого стиля. Обобщение и типизация характерных для нидерландской полифонии XV в. черт в сочинениях композитора. Увеличение значимости имитаций, сквозное имитационное письмо, индивидуализация мелоса в творчестве Депре. Предвосхищение композитором ряда стилевых особенностей полифонии XVI в. Влияние нидерландской полифонии на музыкальную культуру Западной Европы XV — XVI вв. Творчество О. Лассо (1532 — 1594) как завершающий этап развития нидерландской полифонической школы.

– Вторая половина XVI – начало XVII вв. – римская и венецианская полифонические школы. Некоторые особенности развития итальянской музыки в XV в. Обращение музыкантов Кватроченто к традиции импровизационного творчества. Сольное пение под аккомпанемент (canto accompagnato, canto sulla lira), культ исполнителя — отличительные черты итальянской музыкальной культуры XV в. Синтез национальной (устной) и франко-фламандской (письменной) культур в конце XV в. Музыкальная культура Италии XVI в. Римская школа и творчество Дж. Палестрины (ок. 1525 — 1594). Полифония Палестрины как завершение доновоевропейского периода развития композиторской музыки. Отличительные черты полифонии композиторов римской школы, воздействие на стилистику их сочинений эстетических установок деятелей Контрреформации. Венецианская школа (А. Вилларт, К. де Роре, А. Габриели, Дж. Габриели).

Светские многоголосные контрапунктические песни строгого стиля: шансон (Дюфаи, Окегем, Обрехт, Депре, Лассо, Жанекен), немецкие лид (Л. Зенфль), кводлибет (нидерландские композиторы). Шансон XV-XVI веков как энциклопедия французского быта.

Развитие светского концертирования и расцвет органного, лютневого, скрипичного искусства. Проникновение инструментов (тромбонов, виол и др.) в церковную музыку.

Демократические вокально-хоровые жанры итальянского музыкального Возрождения – качча, баллата, фроттола, виланелла, лауда. Тенденция к гомофонной фактуре с выделением в качестве мелодии верхнего голоса и гармонического баса. Формирование аккордового стиля письма.

Мадригал – олицетворение аристократического мышления. Три этапа развития итальянского мадригала:


  1. Ранний четырехголосный мадригал – вторая треть XVI века (Я. Аркадельт, А. Вилларт);

  2. Пятиголосный мадригал – вторая половина XVI века (Ч. Де Роре, А. Габриэли, Дж. Палестрина);

  3. «Хроматический мадригал» – конец XVI – начало XVII века (Л. Маренцио, Дж. ди Веноза, К. Монтеверди).

Характерные особенности мадригала. Свобода текста и музыкальной композиции. Рост выразительных и изобразительных средств. Мадригальная комедия А. Стриджо, А. Банкьери, О. Векки и ее влияние на зарождение и развитие оперного жанра.
Список литературы:

Грубер Р.И. Музыкальная культура Италии XV — XVI веков // Грубер Р.И. История музыкальной культуры. – М., 1953. – Т. 2. Ч. 1. – С. 21 – 198.

Дубравская Т.Н. Мадригал (жанр и форма) // Теоретические наблюдения над историей музыки. – М., 1978. – С. 107 – 126.

Евдокимова Ю.К. История полифонии. Музыка эпохи Возрождения: XV в. – Вып. 2 А. – М., 1983.

Евдокимова Ю. К., Симакова Н.А. Музыка эпохи возрождения: 15 век. – М., 1982.

Конен В.Д. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса // Этюды о зарубежной музыке. – М, 1975.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М.: Музыка, 1983. – Т. 1. – С. 125 – 193.

Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М., 1985.

Симакова Н.А. Мелодия «L ‘homme arme» и ее преломление в мессах эпохи Возрождения // Теоретические наблюдения над историей музыки. – М., 1978. – С. 17– 53.

Симакова Н.А. Музыка и слово // Методы изучения старинной музыки. – М.: МДОЛГК, 1992. – С. 56 – 64.
Тема 5. Эпоха барокко. Basso continuo – новая парадигма письма. Развитие итальянской инструментальной музыки – органной и скрипичной. Кончерто гроссо и «камерный» концерт.
Демократические движения и долголетние войны. Кризис ренессансного гуманизма. Противоречия в психологии общества. Барокко в архитектуре, скульптуре и живописи. Главные художественные тенденции эпохи барокко. Временные границы и ярчайшие имена барокко.

Возникновение практики аккомпанемента в итальянской музыкальной культуре второй половины XVI в. Утверждение в музыке гомофонно-гармонического склада с длящимся басом – basso continuo. Мажорно-минорная ладовая система. Фуга как высшая форма свободного письма. Возникновение ряда новых жанров: инструментальных (концерта, увертюры, сонаты, симфонии) и вокально-хоровых (оперы, оратории, кантаты).

Цифровое обозначение аккордов в практике генерал-баса – «цифрованный бас» (basso numerato). Первые образцы использования генерал-баса в творчестве А. Банкьери (1565 — 1634), Э. Кавальери (ок. 1550 — 1602), Я. Пери (1561 — 1633), Л. Виаданы (1560 — 1627), А. Агаццари (1578 — 1640).

Идея солирования и новое понимание термина «кантилена». «Монодический стиль» и начало формирования гомофонно-гармонического многоголосия.

Развитие органного искусства. Дж. Фрескобальди – основоположник итальянской органной школы. Значение смычковых инструментов в итальянской концертной жизни XVII века. Болонская скрипичная школа.

Поиски новых форм и жанров инструментальной музыки. Влияние принципа тематического контраста органных канцон, сонат и ричеркаров Дж. Габриели на развитие жанра Concerto grosso. Опора новых инструментальных жанров на ритмоинтонационные формулы популярных танцев (бранлей, вольт, балетов, гальярд и др.)

Зарождение струнного трио (две скрипки и бас) – основной модели будущего концертино. Значение Sonata da camera (камерная соната) и Sonata da chiesa (церковная соната) в формировании сюитообразного цикла Concerto grosso. Концертные циклы Дж. Легренци, А. Корелли.

Трехчастные «камерные» концерты Дж.Торелли, Т. Альбинони и А. Вивальди – наиболее устойчивая инструментальная форма барокко. Трехчастная итальянская увертюра.

Театральная и аллегоричная программность инструментальной музыки. Английские вёрджиналисты и французские клавесинисты. Связь итальянского и французского инструментализма с развитием оперного искусства.

Сюиты и партиты в клавирном творчестве. Произведения для органа: хоральные прелюдии, токкаты, фуги. Тесная связь немецкой инструментальной музыки с протестантским хоралом и кантатно-ораториальным творчеством.


Список литературы:

Барсова И.А. Из истории партитурной нотации // История и современность. – Л., 1981. – С. 6–33.

Друскин М. С. Клавирная музыка XVI – XVII веков. – Л., 1960.

Зейфас Н. Concerto grosso в музыке барокко // Проблемы музыкальной науки. – Вып. 3. – М., 1975.

Катунян М. И. Генерал-бас// Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 131–132.

Катунян М. И. Гомофония // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 143–144.

Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1983. Т. I.
Тема 6. Зарождение оперы, оратории и кантаты. «Dramma per musica» флорентийской камераты. Римская, венецианская и неаполитанская оперные школы. Кризис жанра в творчестве композиторов венецианской оперной школы. Музыкально-драматические жанры во Франции, Англии, Германии XVII — начала XVIII века.
Домашнее собрание графа Джованни Барди. Древнегреческая трагедия – идеал нового жанра «dramma per musica». Первые образцы «драмы на музыке» Я. Корси и Я. Пери. Единство поэтического слова, музыки и драматического действия и значение выдвинутого идеала для последующих реформаторов оперы.

Зарождение жанров оратории и кантаты. «Священная опера» Э. де Кавальери «Представление j душе и теле» (1600). Два вида итальянской оратории: «простонародная» (связь с ранней оперой) и латинская (опора на мотет). Развитие жанров оратории и кантаты в творчестве Дж. Кариссими, В. Грациани, А. Страделлы, А. Скарлатти.

Творческое наследие К. Монтеверди. Взаимосвязь мадригалов и музыкально-драматических жанров. Параллельное развитие жанра мадригальной комедии и «dramma per musica». «Орфей» (1607) Монтеверди – первая попытка реформировать музыкальную драму.

Римская опера. Лидирующее положение Рима в сфере музыкального театра. «Эра Берберини» – золотой век римской оперы (вторая четверть XVII века). Религиозно-моральная проблематика римских «драм на музыке». Сюжетная и музыкальная многоплановость, зрелищно-декорационное начало. Особенности театрально-музыкальной жизни в Риме и ее зависимость от вкуса главы католической церкви. Римские композиторы-певцы С. Ланди, Л. Виттори, А. Аббатини. Отказ от ряда принципов камераты и, в частности, от «благородного пренебрежения к пению».

Господствующее положение венецианской оперы во второй половине XVII века. Открытие в 1637 году первого публичного театра «Сан Кассьяно». Социально-политические основания интенсивности развития оперного жанра Венеции. Выдвижение фигуры импресарио. Утверждение театрального сезона. Либреттистика венецианской оперы. Опора внутренней организации музыки на зрелищность как на ведущий компонент.

Особенности культурной и политической жизни Неаполя. Роль «консерваторий» в музыкальном образовании певцов-виртуозов. Формирование стиля bel canto, понимаемого как «колорированное пение». Педагоги и певцы-кастраты. Окончательный отход неаполитанских композиторов от крайностей stile rappresentativo. Кристаллизация форм ариозной мелодики в оперном творчестве Ф. Провенцале, А. Скарлатти. Творчество А. Скарлатти и формирование придворно-церемониального жанра оперы-сериа. Установка на отказ от драматургического воплощения внешнего действия и внешнего конфликта в опере. Историко-героические, мифологические сюжеты. Однотонные и двутонные арии. Значение арии da capo для искусства bel canto. Типы арий (арии-жалобы, бравурные, патетические, характерные) и дуэтов. Типы речитативов и их действенная функция.



Музыкально-драматические жанры во Франции, Англии, Германии.

Академия поэзии и музыки Ж. А де Баифа и ее значение для развития музыкально-драматического искусства во Франции. Комические балеты, балеты с выходом и драматические балеты. Первостепенное место балета в зарождающемся жанре музыкальной трагедии. Открытие Королевской академии танца (1661) и Королевской академии музыки (1671). Знакомство парижан с итальянской «dramma per musica» (постановка итальянской труппой «Орфея» Л. Росси в 1647 году). Поиски драматического стиля в творчестве П. Перрена и Р. Камбера.

Франция эпохи Людовика XIV. Родство флорентийской речитативной драмы и французской лирической (музыкальной) трагедии, созданной Ж.Б. Люлли. Влияние классицистского театра на драматургию лирической трагедии. Особенности либретто французской музыкальной трагедии XVII века. Участие выдающихся литераторов Франции (Кино, Мольер, Вольтер) в создании музыкально-драматических произведений. Комедии-балеты Мольера. Космополитичность французского музыкального театра. Музыкальный театр Ж.-Б. Люлли. Школа Люлли и ее представители. Дальнейшее развитие музыкальной трагедии в творчестве Ж. Ф. Рамо.

Английский театр XVI века и музыкальные интермедии. Комедии Шекспира с музыкой. Итальянские традиции в Англии. Некоторые особенности политической жизни Англии XVII в. и развитие музыкального искусства. Традиции английского театра и музыкально-драматические жанры в Англии XVII — XVIII вв. Г. Пёрселл и его опера «Дидона и Эней».

Опера в Германии XVII — начала XVIII вв. «Дафна» Г. Шютца (1627) – первая опера на немецком языке. Гамбургская «Gänsemarktopera» (1677– 1738) и ее представители. Попытки синтеза итальянских и французских музыкально-драматических традиций в гамбургской опере. Опора на немецкую песню и бытовую музыку в операх Г. Телемана и Р. Кайзера (первая половина XVIII в.).
Список литературы:

Бронфин Е.Ф. К. Монтеверди. – Л., 1970.

Брянцева В.Н. Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр. – М., 1981.

Браиловский М.М. Оратория в творчестве зарубежных композиторов (XVII – XIX вв.). – Л., 1973.

Каччини Дж. Предисловие к сборнику «Новая музыка» // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII – XVIII веков. – М, 1977. – С. 70.

Конен В.Дж. К. Монтеверди. – М., 1971.

Конен В.Дж. Пёрселл и опера. – М., 1978.

Конен В.Дж. Театр и симфония (Роль оперы в формировании классической симфонии). – М., 1968.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1982. –Т. I.

Луцкер П.В., Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века. Ч. 1.: Под знаком Аркадии. – М., 1998.

Роллан Р. Заметки о Люлли // Роллан Р. Музыканты прошлых дней. – М., 1938. – С. 136 – 253.

Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8 вып. – Вып. 1,2. – М., 1986 –1987.

Уэстреп Дж. Г. Пёрселл. – Л., 1980.

Черная Е.С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М., 1963. – С. 158 – 170

Ширинян Р. Оратория и кантата. – М., 1960.

Штейнгард В. Генрих Шютц. Очерк жизни и творчества. – М., 1980.



следующая страница >>



Воспитывать — значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению. Маршалл Маклюэн
ещё >>