страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных - страница №1/1
![]() Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет АНТРОПОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения Красноярск СФУ 2012
УДК 316.243(07) ББК 87.61я73 А728 Составитель Плющ, И.В. Антропология: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И.В. Плющ. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 25 с. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр) © Сибирский федеральный университет, 2012 Методические указания для семинарских занятий, самостоятельной работы и контрольных работ студентов очной и заочной форм обучения
Учебные программы для высшего профессионального образования в качестве обязательного элемента включают самостоятельную работу студентов по каждой изучаемой дисциплине. Самостоятельная работа студентов по курсу «Антропология» включает четыре направления деятельности:
Организация выполнения самостоятельных заданий производится совместно преподавателем и студентами. Преподаватель определяет темы и виды деятельности, готовит методические рекомендации к заданиям, обозначает сроки предоставления выполненных работ для их учета в личном рейтинге студента. Студенты самостоятельно организуют деятельность по выполнению заданий: распределяют весь объем работы по времени, последовательности выполнения, по видам деятельности внутри группы (если задание выполняется группой), разрабатывают инструменты для выполнения задания (анкеты, опросники, алгоритмы и др.), проводят необходимые мероприятия получения и обработки информации, подготовки отчета. Затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются ни по объему, ни по режиму деятельности. Выполнение самостоятельных работ по курсу «Антропология» будущими специалистами и бакалаврами по социальной работе обусловлено необходимостью развития навыков использования теоретических знаний в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студента играет существенную роль при формировании навыков анализа, критического мышления, способности к обобщению. Для самостоятельного изучения теоретического материала используются учебники и учебные пособия, Интернет-ресурсы, приведенные в списке дополнительной литературы учебной программы по предмету (п. 4.1). Самостоятельную работу студентов можно разделить на два методических блока: 1. работа с теоретическим материалом; 2. выполнение самостоятельных заданий. Блок 1 «РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ» Включает: 1. Рекомендации по подготовке к семинарским заданиям и проработке лекционного материала; 2. Темы семинарских занятий по курсу и списки литературы к ним; 3. Методический материал к семинарским занятиям; 4. Вопросы для самоконтроля; 5. Вопросы к зачету. 1. Рекомендации по подготовке к семинарским заданиям и проработке лекционного материала В данном виде самостоятельной работы существенным моментом является корректировка студентом получаемых в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует включения в режим жизнедеятельности студента значительного количества часов на самостоятельную работу. Связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети интернет, анализ и конспектирование текстов) во многом будут формироваться непосредственно в процессе работы. Семинары — форма учебных занятий, на которых под руководством преподавателя студенты обсуждают вопросы изучаемой темы. Цель семинарских занятий, проводимых по дисциплине «Антропология» - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также совершенствование практических навыков применения антропологической информации. Эти занятия служат не только пространством для дискуссий, обмена мнениями, но и средством постановки, рассмотрения и решения проблемных ситуаций. Семинарские и практические занятия позволяют также контролировать усвоение студентами учебного материала. Успеху проведения семинарских и практических занятий по антропологии способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов. Необходимо в первую очередь: ознакомиться с заданием к семинарскому занятию, его тематикой; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, ответы на которые без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем источников, рекомендуемых для изучения. Предлагаемый перечень может быть дополнен или сокращен преподавателем в связи с появлением новых данных, новых источников. Об этом студенты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует иметь в виду и то, что в библиотеке Университета не всегда имеются в наличии все рекомендованные источники и для подготовки к занятию может понадобиться посещение городской, краевой научной библиотеки или поиск информации из других источников (Интернет). Большая часть теоретических материалов подготовлена также в электронной версии, она рассылается методистом кафедры на электронный адрес группы в начале семестра. Для видеофрагментов обозначен адрес в интернете. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующий источник и автора. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ/вывод. Возможна и иная стратегия ответа, но обязательным требование является построение некой логической цепочки. При подготовке к занятиям студенты могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, видеофильмами и др.), которыми располагает Университет. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому студенты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Основные требования – в процессе обсуждения держаться в рамках обозначенной темы занятия и соблюдать нормы коммуникации (не перебивать друг друга, не переходить к субъективным оценкам взглядов другого и т.д.). Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, выполненные во время подготовки к ним, научные источники, другие документы. Главное требование – не быть «привязанным» к бумаге, свободно ориентироваться в материале и самостоятельно формулировать основные мысли и положения. Информация на бумажном носителе может использоваться как справочная – для уточнения цифр, точного приведения цитат и т.д., а также в качестве «психологического якоря» – помочь при волнении восстановить логику рассуждения, вспомнить аргумент, почувствовать уверенность. Рекомендуется подготовка презентации (см. мет. рек.) по теме доклада, использование презентации позволяет эффектней представить материал, следовать логике изложения, не беспокоиться за поиск цифрового материала. Визуальная информация информативнее и воспринимается эмоциональнее. Как за устные, так и за письменные ответы студентам выставляются оценки по рейтинговой системе (в баллах, суммирующихся к общей сумме по каждому модулю). Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии (обзор) и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель определяет задание к следующему семинарскому или практическому занятию. Работа на семинарах также учитывается в рейтинговой системе. В целом студент может получить 30-35 баллов за работу на семинарах (2 балла за каждый семинар, на котором студент присутствовал и работал, активность участия поощряется дополнительными баллами, например, доклад дополнительно 1-4 баллов). При самостоятельной работе с литературой необходимо четко поставить перед собой цель такой работы. Поиск ответов на вопросы для самоконтроля – это и есть, например, при подготовке к семинару цель самостоятельной работы студента. При поиске ответов на вопросы для самоконтроля студенту необходимо:
В соответствии с целью осуществляется первичная обработка материала: после прочтения выделяются и отмечаются необходимые факты и теоретические положения. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках или листах бумаги с одной стороны листа. Выписки делаются дословные: если это определение, закон или цитата – в виде краткого конспекта, рядом с выпиской указывается источник и страница, которые в дальнейшем могут быть включены в самостоятельную письменную работу (реферативную или курсовую). Ссылка на источник дается во всех случаях использования источника информации. Конспект – наиболее универсальный вид записи. С конспектом у студента меньше риск «заблудиться в чужих мыслях». При его составлении нужно стремиться к форме краткого связного пересказа. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте должно найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу (например, на полях). Однако всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было легко разобраться, где авторское, а где личное понимание вопроса. Лекция – форма работы, где преподаватель предъявляет свою логику изложения материала (устно или письменно); активность студентов проявляется в прослеживании логики подачи материала, закреплении информации в конспекте, ответе на вопросы преподавателя. К проработке материалов лекции относится чтение литературы по темам лекций, чтение и дополнение своих конспектов, составление определенной системы расположения информации, удобной прежде всего самому студенту для понимания, усвоения и закрепления материала.
«Антропология» Тема 1. Антропология как наука
Литература:
Тема 2. Эволюционная теория как основа научного изучения человека
Литература:
М.С. Гельфанд. Полит.ру: портал//http://www.polit.ru/article/2008/04/24
Тема 3. Антропогенез: начальный этап.
Литература:
Тема 4. Антропогенез - зарождение Homo sapiens
Литература:
Тема 5. Род Homo sapiens
Литература:
Тема 6. Единственный вид человека разумного
Литература:
Тема 7. Спорные моменты антропогенеза Вопросы для подготовки к «круглому столу»:
Литература:
Тема 8. Палеолитическая культура
Литература:
Тема 9. Морфотипические признаки.
Литература:
С 72-78.
Примечание. При подготовке к семинару или «круглому столу» студенты могут использовать литературу из дополнительного списка и другие, самостоятельно найденные научные источники. 3. Методический материал к семинарским занятиям Использование компьютерных технологий для презентации учебной работы Наиболее часто презентацию используют в качестве сопровождения научного доклада (иллюстративный ряд). С одной стороны, демонстрационная компьютерная версия доклада не является обязательным требованием к участию в мероприятии. Следовательно, наличие/отсутствие демонстрационной версии доклада (или презентации) не влияет на оценку экспертами вашей работы. Красивое представление не заменит глубины исследования. С другой стороны, такая презентация совершенно точно поможет и вам, и вашим слушателям. Для вас презентация доклада будет хорошей подсказкой и страховкой от ошибок, помогающей выдерживать логику доклада, отразить наиболее значимые и существенные моменты работы. Еще одним плюсом будет дополнительный резерв, возникающий при использовании презентации. В дополнение к устному сообщению появится возможность использовать наглядные средства презентации. Иными словами, в один и тот же промежуток времени (7-10 мин.) вы можете вместить большее количество информации, при этом повысив качество ее представления. Чтобы эффективно использовать этот ресурс, рекомендуем - в устном сообщении не дублируйте полностью текст на экране. Делая это, вы существенно ограничиваете ваши возможности использования демонстрационной модели доклада. В демонстрируемый в презентации текст необходимо включить информацию, которую проще увидеть, чем рассказать (таблицы, иллюстрации к тексту, сложные определения, схемы и т. д.). И наоборот, только проговаривайте текст, объясняющий ваши выводы, аналитику, полученные выводы, логические переходы между слайдами (не отражая эти фразы на экране). Для слушателей наглядное изображение текста легче для восприятия, более информативно, позволяет фиксировать значимые моменты, знакомиться с информацией в своем темпе и т. д. Поэтому разработка презентаций к докладу приветствуется организаторами мероприятий как способ выразить уважение к слушателям, облегчить восприятие сложной информации. Рассмотрим основные нормы работы по подготовке презентации. В рамках создания презентационного материала необходимо провести следующие действия:
- создание интерактивной составляющей вашей модели (т. е. элементов управления презентацией, или тех элементов, которые позволят взаимодействовать с ней). Интерактивность заключается в следующем:
Наличие звукового сопровождения и звуковых комментариев создает дополнительные преимущества в освоении информации. При разработке презентации оптимальной основой может стать технология Macromedia Flash, web-технологии, средства Power Point. Наиболее простой и доступной из них является программа Power Point. Представление презентации. Фактически у вас должно быть два текста, не полностью совпадающих друг с другом: информация фиксированная (та, что будет отражаться на экране) и текст условно свободный (тот, что вы будете произносить). Текст на экране составляется по более формальным нормам, т. е. он строго выдерживается в стиле научной речи, представлен тезисно, более того, он может состоять из фрагментов предложений. И в нем совершенно недопустимы ошибки (он должен соответствовать нормам русского языка). Но самое главное - он в меньшей степени текст, в большей степени изображение. Презентация - это некое приложение наглядного материала к работе, расширение вашего доклада за счет дополнительного визуального ряда. Презентация – дополнительный стимул для восприятия вашего доклада. Роль презентации - активизировать внимание к тому, что вы произносите с помощью переключения внимания. Поэтому в презентации наряду с таблицами (не слишком громоздкими), диаграммами, могут встречаться и фотографии, рисунки. Более того, эти рисунки или фото могут быть направлены на эмоциональное восприятие зрителей (например, они могут быть в юмористическом ключе). Текст «проговариваемый» может быть более свободным. В устной речи не обязательно придерживаться строго научного стиля - он может быть более эмоционален. В устной речи ошибки менее заметны. Необходимо также учитывать особенности восприятия устной речи (строить более короткие предложения и использовать простые формы предложений). Но предложения должны быть законченными, темп речи - медленнее обычного общения. Необходимо использовать различные интонации, паузы, подчеркивать логическим ударением и жестами важные моменты.
Например, достаточно эффективные способы начать свое выступление такими словами.
Дальнейшая логика выступления определяется вами и может быть различна. Возможны следующие варианты: 1. актуальность — формулировка проблемы — получение новых данных — методы разрешения проблемы — вывод; 2. определение понятий — введение в проблему — ретроспекция проблемы (её развитие) — прогноз развития проблемы — возникающие риски —
3. формулировка проблемы — взгляды различных авторов на проблему —авторская точка зрения на проблему и ее интерпретация и т. д. Но в любом случае вы обязательно должны объяснить суть вашего выступления и обозначить, какой результат получен в итоге. В общем объеме выступления изложение сути текста может занимать примерно третью часть (1/3).
На некоторые вопросы вы можете не знать ответа. Если вопрос касается материала, который вы не рассматривали (в науке это называется «выходит за рамки исследования»), то проще всего так и ответить - такой задачи не ставилось, это не входило в проделанную работу. Вы совершенно точно не обязаны знать ответы на все вопросы. Воспринимайте задаваемые вопросы как попытку разобраться и понять, а не в качестве критики. Расчет времени и объема «фиксированного» текста. При времени выступления 7 мин должно быть использовано 14 или менее слайдов. Это означает, что слайды необходимо менять каждые 30 секунд. На вступление и заключение должно быть отведено не более 2 + 2 слайда. Остается 10 слайдов на основную часть выступления. 15-й слайд будет содержать информацию об авторе (с полным именем) и возможные координаты связи с ним (телефон, адрес электронной почты). Это количество является максимальным при таком объеме выступления. Если на слайдах отражены достаточно сложные для восприятия материалы (сложная таблица, схема), то возможны два варианта - дать возможность зрителям дольше задержать внимание на этом слайде за счет сокращения общего количества слайдов, или этот материал готовится в стендовом виде. 4. Вопросы для самоконтроля Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается список вопросов для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебную литературу. Работа над вопросами для самоконтроля направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при самостоятельном изучении учебного материала. Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, то есть целенаправленной, непрерывной и последовательной. Вопросами для самоконтроля являются приведенные выше вопросы для обсуждения на семинарах. 5. Вопросы к зачету
Блок 2 «ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ» Включает:
1. Общие рекомендации к самостоятельным заданиям Важной частью самостоятельной работы является выполнение заданий. Тематика самостоятельных работ охватывает основное содержание курса. В течение семестра студенты должны отчитаться по ряду заданий для самостоятельного выполнения. Всего за семестр студенты должны отчитаться за 4 задания. Задания для самостоятельного выполнения достаточно объемны, предполагают работу по сбору, фиксации и обработке информации. Задания могут быть выполнены индивидуально или в малых группах (2-3 человека). Каждое задание в среднем должно быть выполнено за 3-4 недели учебного времени. В процессе подготовки самостоятельных заданий студенты самостоятельно ищут информацию, используя как готовые источники (научные тексты, статистику), так и создавая информацию в результате собственной деятельности. При необходимости студент может обратиться к преподавателю за консультацией. При выполнении самостоятельной работы студент выполняет следующую последовательность действий: 1. прочитать методический материал к теме; 2. выполнить задание; 3. составить отчет о проделанной работе и сдать его преподавателю. Каждая самостоятельная работа должна быть обязательно оформлена в соответствии с правилами оформления печатных работ и представлена в виде отчета преподавателю в электронном варианте. Отчет о достижении учебных целей оценивается по полноте отражения, правильном аргументировании и логичности приведенных выводов. Результат выполнения некоторых заданий разбирается в последующем на семинарских занятиях. Отчет о проделанной работе должен быть представлен в виде разработок – видеоматериалов, презентаций, отчета, который используется в выступлениях на семинарах. Итак, в качестве самостоятельной работы по антропологии предлагаются групповые и индивидуальные задания, при выполнении которых необходимо использовать научную литературу, Интернет-ресурсы (см. 4.1.), проводить исследования, создавать продукт применения различных методик деятельности. Результаты выполнения самостоятельных заданий используются в рейтинговом накоплении баллов. Всего за выполнение полного объема самостоятельных заданий можно получить 20 балла (по 5 баллов за каждую выполненную работу). Студенты, систематически занимающиеся освоением данной учебной дисциплины и желающие получить автоматический зачет по результатам обучения в семестре, обязаны успешно защитить пакет самостоятельных заданий до начала зачетной недели в сроки, предусмотренные графиком защит контрольных работ.
Задание 1. Антропологические находки Сибири: формирование электронного архива Для выполнения зад. 1 необходимо из различных теоретических научно-ориентированных источников (печатных и электронных – учебников, монографий, статей и т.д.) собрать материал о нахождении на территории Сибири палеонтологических антропологических находок, их описание, значение и интерпретации. Каждый студент должен найти не менее 20 фактов и представить описание. Тем самым формируется архивный банк данных по антропологической изученности сибирского региона. Сформированный банк данных будет нанесен на общую карту (эта часть работы – групповая).
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, а также феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации. Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера. Наибольший исследовательский эффект опросы дают в сочетании с контент-анализом, наблюдением, экспериментом или другими методами. Опрос - метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. Метод опроса является наиболее распространенным в социологии. Качество социологических данных, полученных в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых инструментов опроса. В самом общем плане опрос сводится к двум разным видам:
Эти виды имеют множество вариантов. Они представлены в виде почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику. Социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока нет предельной ясности, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, введению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Основным элементом опроса является вопрос. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа. Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется исследовательской программной. Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих правил:
Специфика социологического опроса состоит в следующем:
Однако информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью в силу своей субъективности. Необходимо постоянно учитывать возможность ее искажения. Основные этапы подготовки и проведения опроса:
4) содержательное представление проблемы исследования в формулировках вопросов; 5) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника информации; 6) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по ведению опроса; 8) обоснование сроков опроса, тиражирования документов опроса, сбора контрольных листов и кодировки, обработки. 9) определение формы отчета.
Задание 5 (дополнительное). Визуальный метод антропологии: видеофильм об элементах городской культуры Задание 5 предлагается к выполнению при необходимости набрать дополнительные рейтинговые баллы. Для выполнения зад. 5 студенту требуется определить, какой элемент городской культуры он имеет возможность и испытывает желание зафиксировать. Продумать экспозицию, содержание и снять видеофрагмент продолжительностью 3-5 мин. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЗАЧЁТНАЯ ВЕДОМОСТЬ Здесь можно фиксировать баллы по каждой теме для индивидуального управления образовательным процессом
Учебное издание Составитель Плющ Ирина Владимировна Антропология Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ Компьютерная верстка: Т.М. Зырянова Подписано в печать 9.07.2012 г. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать плоская. 1,6 усл. печ. л. Тираж 40 экз. Заказ Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru
Отпечатано Полиграфическим центром Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а |
ещё >> |