Похожие работы
|
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения - страница №1/3
![]() О.А. Золотов КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа» очной и заочной форм обучения 2012 СТРУКТУРА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур. Краткий очерк истории науки. Первые университеты. Методология естественнонаучного познания. Наблюдение, эксперимент, моделирование. Анализ и синтез, индукция и дедукция. От гипотезы к теории. Научная картина мира. Научный метод.
Понятие и принципы симметрии: однородность, изотропность, обратимость пространства и времени. Закон движения, кинематические характеристики. Законы Ньютона. Силы в природе, принцип суперпозиции. Импульс. Область применимости законов Ньютона. Система материальных точек, закон изменения и сохранения импульса системы. Реактивное движение. Работа и энергия. Закон сохранения и изменения механической энергии. Модель абсолютно твердого тела. Число степеней свободы. Поступательное и вращательное движение, два типа пространств состояний. Момент инерции, момент силы, момент импульса. Закон сохранения и изменения момента импульса системы.
Закон сохранения. Закон взаимодействия, близкодействия и дальнодействия. Состояние. Тема 4. Динамические и статистические закономерности в природе. Модель осциллятора. Колебания вблизи равновесия. Спектр. Резонанс. Звучание музыкальных инструментов. Волны поперечные и продольные. Волновое уравнение, принцип Гюйгенса-Френеля. Явления дисперсии, интерференции, дифракции, поляризации. Цвета тонких пленок, радуга.
Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Второе начало термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Гипотеза о тепловой смерти Вселенной. Необратимые процессы переноса: диффузия, теплопроводность, вязкость. Третье начало термодинамики. Тема 6. Электростатика Закон Кулона. Электростатическое поле. Закон Гаусса. Потенциал. Ток. Закон Ома. Диполь. Диэлектрики. Электростатические поля в быту и природе. Пробой. Магнитостатика. Природа магнитного поля. Сила Лоренца. Магнитосфера - магнитный щит Земли. Магнитный момент. Магнетики. Закон Гаусса для магнитного поля. Магнитные поля в быту и природе. Электродинамика. Закон электромагнитной индукции Фарадея-Ленца. Приложения закона в технике и повседневности. Нестационарные токи, закон Ампера, ток смещения. Система уравнений Максвелла. Электромагнитные волны. Тема 7. Разрешение противоречия между классической механикой и электродинамикой. Постулаты теории относительности Эйнштейна. Следствия теории относительности: относительность одновременности, сокращение продольных размеров движущихся тел, замедление хода движущихся часов. Парадокс близнецов. Преобразования Лоренца. Мир Минковского. Инвариантность причинной связи в теории относительности. Релятивистские энергия, импульс. Обобщение закона Ньютона. Общая теория относительности. Принцип эквивалентности гравитационной и инертной массы. Уравнения Эйнштейна. Эволюция звезд. Черные дыры и возможность их косвенного наблюдения. Тема 8. Неопределенность и даполнительность. Гипотеза квантов Планка. Явление фотоэффекта и теория фотонов Эйнштейна. Корпускулярно-волновой дуализм света. Модель атома Бора. Постулаты Бора. Волны материи де-Бройля. Уравнение Шредингера. Операторы и современный формализм квантовой механики. Соотношение неопределенности Гейзенберга и принцип дополнительности Бора. Фермионы и бозоны. Тема 9. Физика и современные технологии. Зонная теория. Металлы, полупроводники, диэлектрики. Сверхпроводимость. Лазер, когерентное излучение, голография. Монокристаллы, поликристаллы, аморфные тела. Электронно-микроскопический и рентгеновский анализы. Отличие в формировании изображений в электронном и оптическом микроскопе. Прохождение света и электронов через вещество. Характеристическое и тормозное рентгеновское излучение. Дефекты твердых тел. Нарушения кристаллической решетки. Вакансии. Междоузельные атомы, дислокации. Современные технологии производства полупроводниковых приборов. Легирование, ионная имплантация, диффузия, отжиг, закалка, эпитаксия, литография. Наноструктуры. Сверхрешетка. Тема 10. Химические системы. Химические процессы. Реакционная способность веществ. Химические вещества. Энергетика химических процессов. Типы химической связи. Валентность. Химические процессы. Реакционная способность веществ. Периодическая система элементов. Неорганические и органические соединения. Катализ. Синтез. Биополимеры. Тема 11. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Структура и эволюция Вселенной. Солнечная система. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Тема 12. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли. Солнечная активность и биосфера. Радиационные пояса Земли. Современные геофизические условия жизни. Тема 13. Живые системы. Особенности биологического уровня организации материи. Структурная организация и поведение живых систем. Саморегуляция, самообучение, самовоспроизведение. Нуклеиновые кислоты, генетический код, биосинтез белка. Белки: ферменты. Особенности биологического уровня организации материи. Биологические мембраны. Жизнь в потоке вещества, энергии и информации. Основные свойства живых систем (целостность, гомеостаз и способность к адаптации, трансформация энергии, наследственность и изменчивость, иерархичность и разнообразие структурной организации, открытость, неравновесность, самовоспроизведение, эволюция). Основные функции живого (питание, дыхание, движение, размножение, рост и развитие, раздражимость). Тема 14. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы Организм. Эволюция организмов. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Микроэволюция и макроэволюция. Факторы эволюции. Скорость эволюции. Критические эпохи геологической истории. Глобальные экологические кризисы. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Многообразие клеточных типов, разделение и интеграция основных жизненных функций. Роль эндокринной и нервной систем в осуществлении целостных реакций организма животных. Понятие о генотипе и фенотипе; современные представления о геноме. Тема 15. Генетика и эволюция. Принципы универсального эволюционизма. Пути к единой культуре. Различные представления о зарождении жизни (гипотезы самозарождения, панспермии; креационизм). Основы эволюционной теории Дарвина. Теория самоорганизации и индивидуальное развитие. Синергетика как универсальный язык описания эволюционирующих систем. Принципы универсального эволюционизма. Пути к единой культуре. Концепция “устойчивого развития” (экоразвития). Экологическое прогнозирование. Модель хищник - жертва в природе и обществе. Экологические модели и проблемы устойчивости, роль разнообразия видов. Тема 16. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Современная экология. Основные понятия и законы экологии. Популяции, сообщества, экосистемы и биосфера как уровни биологической организации. Экологическая ниша; трофические цепи и сети, биопродуктивность. Экологические пирамиды. Экологическое равновесие. Гомеостаз экосистем. Биосфера, ее эволюция и космические циклы. Человек в биосфере. Понятие о ноосфере (В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден). Замкнутые экологические системы – экспериментальные модели биосферы (БИОС-3, БИОСФЕРА -2….). Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Проблемы демографии, развития технологической цивилизации, ресурсов биосферы. Антропогенное воздействие на природу. Экологический кризис. Критерии кризиса и катастрофы.
Принципы синергетики. Неравновесная термодинамика (Г.Хакен, И.Пригожин). Нелинейность, незамкнутость, неустойчивость. Самоорганизация. Самоорганизация в физике, химии, биологии, геологии, экологии. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. порядок и беспорядок в природе. Хаос. Фракталы. Бифуркации и историчность развития. Бифуркационное дерево как модель эволюции природы, человека, общества. Диалектика и теория катастроф. Принципы синергетики в экономике, физике, биологии, развитии человека и общества. Список литературы Основная
Дополнительная
Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения
Методическое обеспечение самостоятельной работы и контрольных работ студентов очной и заочной форм обучения Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания» состоит из:
Темы контрольных работ по курсу Концепции современного естествознания и методические указания по их выполнению 1. Методические указания Выполнение контрольной работы направлено на углубление теоретических знаний студента по дисциплине «Концепции современного естествознания» с целью проверки качества этих знаний и закрепления их. При написании контрольной работы необходимо соблюдать следующее:
Варианты контрольных работ сформулированы по следующим блокам:
При выполнении контрольных работ необходимо пользоваться списком литературы, приведенной в конце раздела, а также литературой, рекомендованной лектором. 2. Варианты контрольных работ по дисциплине «Концепции современного естествознания» Вариант № 1. Естественно - научная и гуманитарная культуры 1. Выявите специфику и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур. 2. Объясните необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе. В вопросе 1 следует выявить причины различий естественнонаучной и гуманитарной культур; далее, во 2 вопросе обратите особое внимание на факторы, которые требуют единства естественно – научной и гуманитарной культур. Вариант № 2. Наука в духовной культуре общества 1. Покажите генезис науки в развитии духовной культуры общества. 2. Выявите особенности и структуру научного знания в дисциплинарной организации науки. 3. Дайте анализ науки как социального института и изложите основные принципы этики науки.
2. Дайте определение понятия метод, охарактеризуйте основные типы методов и их взаимосвязь. 3. Проанализируйте основные методы эмпирического и теоретического познания.
2. Дайте анализ роли эмпиризма и рационализма в истории науки. 3. Изложите современное понимание единства эмпирического и теоретического в научном познании.
и концепции науки. М., 2000. Вариант № 5. Критерии и нормы научности 1. Охарактеризуйте теорию как высшую форму организации научного знания. 2. Проанализируйте принципы «верификации» и «фальсификации». 3. Изложите суть проблемы границ научного метода и научности.
2. Дайте анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке. 3. Изложите идеи Н. Локатоса на закономерности развития науки.
2. Проанализируйте процессы интеграции в развитии науки. Объясните взаимосвязь дифференциации и интеграции. 3. Дайте анализ процессов математизации науки.
2. Охарактеризуйте основные принципы построения научной картины мира. 3. Опишите общие контуры современной естественно - научной картины мира.
2. Определите сущность макромира, микромира и мегамира. 3. Дайте анализ классического и современного понимания концепции макромира.
2. Объясните взгляды М. Планка, Луи де Бройля, Э. Шредингера, В. Гейзенберга, Н. Бора и др. на природу микромира. 3. Подчеркните особенности волновой генетики.
2. Изложите суть современной теории атомизма. 3. Дайте анализ квантовой модели атома. Объясните роль элементарных частиц и физического вакуума в строении атома.
2. Изложите сущность проблемы происхождения и эволюции Вселенной. 3. Дайте анализ структуры Вселенной.
2. Проанализируйте развитие взглядов на пространство и время от античности до Ньютона. 3. Оцените познание пространства и времени в классической науке.
следующая страница >> |
ещё >> |