страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история новейшего - страница №1/1
![]() МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ![]() УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ) Специальность – 030401.65История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011 При разработке учебно-методического комплекса в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп 2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12 Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 21 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 24
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс по новейшей истории стран Европы и Америки (1918-1990-е гг.) является обязательной частью учебного плана для студентов, обучающихся на историческом факультете. Период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.) представляет особый интерес, так как он очень насыщен событиями как социально-экономического, так и идеологического характера, имеющими общемировое значение. Приход к власти в ряде государств прокоммунистических, а в других - фашистских правительств обусловил политическое многообразие и неустойчивость в странах Европы и Америки, в то время как мировой экономический кризис повлек за собой обострение противоречий между государствами. В основу содержания и структуры курса положено изучение экономических и политических процессов в странах Европы и Америки, а также воздействие на них внешних факторов. Вторая часть новейшей истории стран Европы и Америки охватывает период с 1945 по 1990-е гг. В рассматриваемый период определяющими факторами развития государств Запада являлись технологические революции и энергетические кризисы. Во многих странах Запада был совершен переход от принципов государственного вмешательства в экономику к неоконсервативной модели. Таким образом, предлагаемый для изучения курс дает представление об особенностях развития постиндустриальных обществ во второй половине ХХ века. Учебно-методические задачи курса: - дать студентам представление о новейшем периоде в истории стран Запада; - охарактеризовать Версальскую систему международных отношений, возникшую после окончания первой мировой войны, определить причины ее неустойчивости; -рассмотреть экономическую и политическую ситуацию в странах Европы и Америки в 1920-е-1930-е; - проанализировать факторы кризиса Версальского миропорядка, повлекшего за собой начало второй мировой войны; -рассмотреть особенности формирования Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений; -определить особенности расстановки политических сил в странах Запада после войны и проследить их изменение на протяжение второй половины ХХ века; -рассмотреть экономическую ситуацию в странах Европы и Америки в 1945-1990-е гг.; -обозначить последствия технологических революций, а также энергетических кризисов на экономическую и политическую жизнь государств; -дать представление о режимах «народной демократии» в странах Восточной Европы, выявить причины их краха. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ3.1 Содержание лекций Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. Аудиторное изучение: Понятие «новейшая история», его современная интерпретация. Современная западная цивилизация и ее основные черты. Теории «индустриального» и «постиндустриального» общества. Периодизация новейшей истории, предмет и содержание курса. Тема 2.ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СТАНОВЛЕНИЕ ВЕРСАЛЬСКОГО МИРОПОРЯДКА. Аудиторное изучение: Положение на фронтах в сер. 1918 г. Нарастание экономического, политического и военного кризиса в странах Четверного союза. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Компьенское перемирие. Самостоятельное изучение: Проекты послевоенного переустройства мира. Парижская мирная конференция: проблема послевоенных границ в Европе, проблема коллективной безопасности и разоружения. Создание Лиги наций. Мирные договоры с Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией. Основные принципы Версальской системы международных отношений. Тема 3. ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕВОЕННОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В США И СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. Аудиторное изучение: Усиление экономических и финансовых позиций США после Первой мировой войны. Поражение демократической партии на выборах 1920 г. Экономическая стабилизация в США. Десятилетие «всеобщего процветания». Особенности экономической стабилизации Великобритании после Первой мировой войны. Лейбористы у власти. Политический кризис 1924 г. Консервативное правительство С. Болдуина. Всеобщая стачка 1926 г. и поиск социальных компромиссов. Самостоятельное изучение: Франция после Первой мировой войны. Кризис «национального» правительства. Рурская авантюра и ее последствия. Победа Левого блока на выборах 1924 г. Вопрос национальной безопасности во внешней политике Франции. Локарнские соглашения. Правительство Р. Пуанкаре и экономическая стабилизация. Послевоенный политический кризис в Италии. Возникновение фашистского движения и его особенности в Италии. Б. Муссолини. Приход фашистов к власти, социально-экономическая политика фашизма. Хартия труда. Оформление тоталитарного режима. Конституирование Веймарской республики в Германии. Рурский кризис. Активизация радикальных движений. Особенности экономической стабилизации. План Дауэса и план Юнга. Формирование «большой коалиции» в 1928 г.
Восстановление государственной независимости Польши. Ю. Пилсудский. Польско-советская война. Конституция 1921 г. Аграрная реформа. Движение за «санацию». Государственный переворот 1926 г. Укрепление режима «санации». Формирование чехословацкой государственности. Т. Масарик. Подьем национальной промышленности в 1920-е годы.
Особенности мирового экономического кризиса в Великобритании. Антикризисная политика второго лейбористского правительства и ее крах. Создание «национального правительства». Протекционизм. Вестминстерский статут. Оттавская конференция. Самостоятельное изучение: Особенности мирового экономического кризиса во Франции. Обострение политической борьбы. Авторитарные тенденции. Попытка фашистского путча в феврале 1934 г. Создание Народного фронта и его программа. Парламентские выборы 1936 г. Основные реформы Народного фронта. Мировой экономический кризис и его особенности в Италии. Политика автаркии. Корпоративная система. Массовые фашистские организации. Особенности мирового экономического кризиса в Германии. Политика кабинета Г. Брюнинга. Обострение политического кризиса в 1932 г. Приход национал-социалистов к власти. Формирование политической системы Третьего рейха. Экономическая система. Социальная политика.
Кризис польской экономики. Активизация политической оппозиции. Конституция 1935 г. Кризис режима «санации». Внешняя политика. Тема 7. СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В 1920-Е-1930-Е ГОДЫ. Аудиторное изучение: Особенности экономического развития Латинской Америки после Первой мировой войны. Роль иностранного капитала. Олигархические режимы. Активизация либерального реформизма. «Революционный каудилизм». Самостоятельное изучение: Влияние мирового экономического кризиса на Латинскую Америку. «Импортозамещающая индустриализация». Социально-политическая нестабильность. Демократические и авторитарные режимы. Народный фронт в Латинской Америке. Тема 8. КРИЗИС ВЕРСАЛЬСКОГО МИРОПОРЯДКА (1933-1939 ГГ.). Аудиторное изучение: Наступление Германии на Версальские постановления. Формирование блока фашистских государств. Нападение Италии на Эфиопию. Нацистский аншлюс Австрии. Великобритания, Франция, США: политика «умиротворения». Мюнхенское соглашение. Самостоятельное изучение: Расстановка сил в Европе после Мюнхена. Ликвидация Чехословакии. Переговоры Великобритании, Франции и СССР о создании военно-политического союза, их результат. Подписание пакта Молотова-Риббентропа. Тема 9. НАЧАЛО ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ «НОВОГО ПОРЯДКА» В ЕВРОПЕ. Аудиторное изучение: Нападение Германии на Польшу. Реакция Великобритании и Франции. Абвильское совещание. «Странная война». Германо-советский договор «о дружбе и границе». Захват Дании и Норвегии весной 1940 г. Разгром Франции. Самостоятельное изучение: Политика Германии на оккупированных территориях. Операция «Морской лев». Военные планы Германии по отношению к СССР. Тема 10. НАПАДЕНИЕ ГЕРМАНИИ НА СССР. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИФАШИСТСКОЙ КОАЛИЦИИ. Аудиторное изучение: Германская агрессия против СССР. Военные успехи Германии в 1941 г. Вступление США во Вторую мировую войну. Создание антифашистской коалиции. Атлантическая хартия. Декларация Объединенных наций. Самостоятельное изучение: Советско-британское и советско-американское сотрудничество. Проблема второго фронта. Военные действия союзников в 1941-1943 гг. Крах фашистского режима в Италии. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Тема 11. ЗАВЕРШЕНИЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ (1944-1945 ГГ.). ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Аудиторное изучение: Обсуждение послевоенного мироустройства на Тегеранской конференции. Взгляды правительств СССР, Великобритании, США на послевоенное строительство Европы. Освобождение стран Восточной Европы от фашистской оккупации в 1944 -1945 гг. и начало их советизации. Самостоятельное изучение: «Процентная» дипломатия. Формирование облика послевоенной Европы на Ялтинской конференции. Создание ООН. Разгром Германии. Германский вопрос. Потсдамская конференция. Тема 12. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945 – НАЧАЛО 1950-Х ГГ.). Аудиторное изучение: Итоги Второй мировой войны. «Справедливый курс» Г. Трумэна. Маккартизм. Политика США в Европе: план Маршалла, создание НАТО. Война в Корее и американское общество. «Новый республиканизм» Д. Эйзенхауэра. Экономическое и политическое положение Великобритании после войны. Углубление кризиса британской колониальной империи. Новые явления в политике Г. Макмиллана. Политическая борьба во Франции: голлисты, коммунисты и «третья сила». Национализация промышленности. «План Монне». Усиление этатизма в 1950-е годы.
Политика оккупационных властей в Италии. А. Де Гаспери. Провозглашение республики. Конституция 1947 г. Итальянский вариант неолиберализма. Тема 13. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЖИМОВ «НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ» В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 1945-НАЧАЛЕ 1950-Х ГГ. Аудиторное изучение: Экономическое и политическое положение стран Восточной Европы после войны Сущность режима «народной демократии». Утверждение компартий у власти. Переход к строительству социализма. Самостоятельное изучение: Решение национального вопроса в Чехословакии. Особенности советизации Польши. Югославия после «конфликта Сталин-Тито»: разработка концепции самоуправляемого социализма. Тема 14. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1950-Е-НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ.: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО». Аудиторное изучение: Технологические революции середины ХХ века. Завершение в США «эры Эйзенхауэра» (1953-1961 гг.). Политика «новых рубежей» Дж. Кеннеди. Социально-экономические реформы. Карибский кризис 1962 г., его значение. Экономическая политика Г. Вильсона в Великобритании. Отношение к европейской интеграции. Ольстерский кризис и политика британского правительства. Самостоятельное изучение: Обострение политической обстановки во Франции в середине 1950-х гг. Выборы 1956 г. «Суэцкая авантюра» и ее последствия. Мятеж в Алжире и политика французского правительства. Падение IV республики и приход к власти Ш. де Голля. Эволюция центризма в Италии. Формирование коалиции «левого центра». Тема 15. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА И ПОПЫТКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ (1953-КОНЕЦ1960-Х ГГ.). Аудиторное изучение: Восточная Европа после Сталина: попытки либерализации. Состояние экономики стран социалистического лагеря в 1950-е-1960-е годы. События 1953 г. в ГДР и его последствия. Самостоятельное изучение: В. Ульбрихт и установление «берлинской стены». Обострение внутриполитической борьбы в Венгрии и советское военное вмешательство в 1956 г. Политика «кадаризма». Экономические реформы середины 1960-х гг. в Чехословакии. «Пражская весна». Тема 16. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1970-Е -НАЧАЛЕ 1980-Х ГГ. Аудиторное изучение: Крах Бреттон-Вудской валютной системы и его последствия. Энергетические кризисы 1970-х годов. США: война во Вьетнаме и американское общество. Президентство Р. Никсона. «Дело Уотергейт». Антикризисная стратегия Дж. Форда. Экономическая политика правительства Э. Хита в Великобритании. Забастовка шахтеров в 1974 г. Антикризисная политика правительств Г. Вильсона и Дж. Каллагэна. Падение лейбористского правительства. Самостоятельное изучение: Переход к политике «жесткой экономии» во Франции. Ж. Ширак и реорганизация голлистского движения. Неофашизм в Италии. Итоги выборов 1972 г. Политика «национальной солидарности». Тема 17. СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ НА ПУТИ К РАЗРУШЕНИЮ ТОТАЛИТАРИЗМА (1970-Е-СЕРЕДИНА 1980-Х ГГ.). Аудиторное изучение: Нарастание кризисных явлений в социально-экономической жизни стран соцлагеря. Движение диссидентов. Проблема внешнего долга. Самостоятельное изучение: Особенности экономической и внутренней политики в Венгрии, ГДР, Чехословакии. Режим Н. Чаушеску в Румынии. Образование профсоюза «Солидарность» в Польше. Л. Валенса. Польша в период военного положения. Тема 18. НЕОКОНСЕРВАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В США И СТРАНАХ ЕВРОПЫ В 1980-Е-НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ. Аудиторное изучение:Сущность неоконсервативной политики. Приход к власти в США Р. Рейгана. Особенности «рейганомики», ее последствия. Внешняя политика администрации Р. Рейгана. Финансовая политика Дж. Буша-старшего. США и окончание «холодной войны». М. Тэтчер и тэтчеризм. Приватизация. Социальная политика М. Тэтчер. Фолклендский кризис, его значение. Британия и СССР. Президентство Ф. Миттерана во Франции. Политика «сосуществования» президента и парламента.
ФРГ: христианско-либеральная коалиция во главе с Г. Колем. Падение «берлинской стены». Объединение Германии. Особенности итальянского варианта неоконсерватизма. Б. Кракси. Усиление борьбы с коррупцией и ее значение. Тема 19. РЕВОЛЮЦИИ 1989 Г. В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. Аудиторное изучение: Перестройка в СССР и ее последствия. Общие и национальные черты демократизации в странах Восточной Европы. Власть и гражданские движения в Венгрии. Самостоятельное изучение: Выборы 1989 г. в Польше, правительство Т. Мазовецкого. «Бархатная революция» в Чехословакии. Распад Югославии, его причины. Демократизация ГДР. Восточные немцы и объединение Германии. Тема 20. СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В 1945-1990-Е ГГ. Аудиторное изучение: Особенности социально-экономического развития стран после Второй мировой войны. Роль США в регионе. Аргентина и перонистское движение. Революция на Кубе и установление личной власти Ф. Кастро. Самостоятельное изучение: Военные перевороты в регионе в 1970-е годы. Модернизация Чили при правлении А. Пиночета. Революция в Никарагуа и ее последствия. Проблема внешней задолженности стран региона в 1980-е – 1990-е годы. Демократизация Чили. Тема 21. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1990-Е – НАЧАЛЕ XXI В. Аудиторное изучение: Технологическая революция конца ХХ – начала ХХ вв. Новые явления в «постиндустриальном обществе». Глобализация, антиглобализм и идея «столкновения цивилизаций». Особенности экономического развития США в 1990-е гг. Борьба за профицит бюджета. Внешняя политика администрации Б. Клинтона. Президент Дж. Буш-мл. и его предвыборная программа. Террористические акты 11 сентября 2001 г. «Фактор Ирака» во внутриполитической борьбе. Самостоятельное изучение: Эволюция лейборизма в Великобритании в 1990-е гг. Дж. Мэйджор. Т. Блэр и «новый лейборизм». Социальные реформы. Начало разоружения Ирландской республиканской армии. Завершение «эры Миттерана» во Франции. Президент Ж. Ширак. Парламентские выборы 1997 г. и третье «сосуществование». Социальные реформы Д. де Вильпена. ФРГ: проблема интеграции восточногерманских земель. Формирование «красно-зеленой» коалиции во главе с Г. Шредером. Тема 22. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 1990-Е-НАЧАЛЕ XXI В. Особенности развития стран региона в условиях глобализации. Смена внешнеполитических ориентаций стран. Этнические конфликты в бывшей Югославии и попытки их урегулирования международным сообществом. Приход к власти социал-демократических правительств в середине 1990-х гг. Вступление Венгрии, Польши и Чехии в НАТО и ЕС. 3.2 Содержание семинаров Тема 1. Парижская мирная конференция .
Тема 2. Ноябрьская Революция в Германии (1918-1919 гг.)
Тема 3. Болгария в 1918-1923 гг.
Тема 4. Итальянский фашизм (1918-1929 гг.)
Тема 5. Германский фашизм
Семинар 6. Шарль де Голль и французское общество (1958-1969 гг.)
Тема 7. Демократизация Испании в середине 1970-х – начале 1980-х гг.
Тема 8. Чили в 1970-е – 1980-е гг.: от военного режима к демократии.
Тема 9. Режим Ф. Кастро на Кубе (конец 1950-х гг. – начало XXI в.) .
Тема 10. Югославия после 1945 года .
4. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ4.1 Вопросы к зачету (темы контрольных работ) Часть 1 (1918-1945 гг.)
Часть 2 (1945 г. – 1990-е г.)
17. Режим И.Б. Тито в Югославии: складывание «самоуправляемого социализма» на Балканах.
20.Франция во второй пол. 1970 –1980-х гг.: от В.Ж. д’Эстена до Ф. Миттерана. 21. Италия во второй пол. 1970-х -1980-е годы. 22. Страны ЦВЕ в конце 1970-х –1980-е гг.: особенности экономического и политического развития.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА5.1 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины Курс реализуется в традиционной схеме ведения учебного процесса, которая включает в себя: последовательное изложение материла на лекционных занятиях, проработку отдельных тем на основе источников на практических занятиях и самостоятельное написание студентами творческих работ по предложенной тематике. Итоговая форма контроля – экзамен. При подготовке к зачету/экзамену следует ориентироваться на программу курса и учитывать распределение материала между лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельным изучением. Вопросы, сформулированные в планах лекций и семинарских занятий, соответствуют экзаменационным. Перечень тем и вопросов для самостоятельного изучения предлагается в начале изучения дисциплины. При подготовке ответа на экзамене необходимо учитывать содержание соответствующих вопросам разделов программы, это является важным критерием итоговой оценки. Оценка «отлично» ставится, если студент демонстрирует
Оценка «хорошо» ставится, если студент
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент
5.2 Самостоятельная работа студентов При подготовке к семинарским занятиям необходимо учитывать специфику материала источников и особенности историографии. Тема 1 по итогам Парижской мирной конференции предполагает анализ позиций стран Антанты после окончания военных действий, опираясь на текст мирных договоров с Германией, Австрией, Венгрией, Болгарией и Турцией. Ключевым понятием темы является «формирование Версальской системы международных отношений». Изучение общественно-политических процессов в Германии в рамках темы 2 предполагает выявление национальной специфики рабочего движения в стране и причин неэффективности действий коммунистической партии. При ответе на вопрос о состоянии и перспективах германской социал-демократии в начале ХХ в. необходимо привлечь историографический материал и представить позиции современных исследователей германского и международного рабочего движения. Тема 3 включает исследование особенностей положения послевоенной Болгарии и попыток социально-экономических преобразований. Необходимо, основываясь на программе и политической практике реформирования БЗНС определить степень их причастности к социалистическому течению. Подготовка к темам 4 и 5 предполагает на основе анализа послевоенного положения Италии и Германии выявить основные факторы и причины зарождения фашистского движения. При исследовании основных политических, экономических и социальных реформ правительства Б. Муссолини необходимо определить сущность «корпоративного государства» в Италии и его отличия от модели германского фашизма. Механизм возникновения Второй мировой войны должен рассматриваться в совокупности с характеристикой внешнеполитических доктрин обоих государств. В теме 6 необходимо исходить из специфики положения Франции в постколониальный период.
Реферат должен иметь содержание, введение, основную часть, разбитую на несколько глав, заключение и список литературы. Во введении автору нужно объяснить причину выбора данной темы, подчеркнуть ее актуальность, коротко охарактеризовать использованную литературу. В заключении сделать выводы по основной части, дать авторские оценки той проблемы, которая рассматривалась в реферате. Примерные темы контрольных работ содержатся в разделе «Материалы к промежуточной и итоговой аттестации» При определении круга литературы при подготовке к зачёту, семинарскому занятию и при написании реферата можно обратиться к спискам, предложенным к теоретической части курса, к планам семинарских занятий, а также самостоятельно подобрать ряд публикаций.. Солидный корпус материалов для подготовке контрольной работы и семинарских занятий находится в методическом кабинете кафедры. Объем реферата –15-20 стр. машинописного текста. Особо ценится авторская позиция и авторское отношение к проблеме. 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Основная учебная литература
Дополнительная литература
Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:
|
ещё >> |