Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 3 732.3kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 2 773.19kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 480.98kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 6 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 5 1013.66kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 5 1089.77kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 6 1159.89kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 6 1270.46kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины философия специальность... 5 1190.07kb.
К 70 летию со дня смерти 1 47.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - страница №4/4


Вариант 9
1. Дайте полную логическую характеристику понятию « Бескорыстие».
2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых диаграмм Эйлера:

Преступление против личности, преступление в сфере экономики, неисполнение приказа.


3. Установите правильность следующего определения; выпишите определяемое и определяющее понятие, видовое отличие:

Кибернетика - не искусство.


4. Проверьте правильность деления; выпишите делимое понятие, члены деления:

Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несправедливыми.

В случае обнаружения ошибки укажите, какое правило нарушено.
5. В данном атрибутивном суждении найдите и выпишите субъект, предикат, квантор и связку. Определите количественную и качественную характеристику суждения, запишите его схему:

Некоторые осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительно-трудовом учреждении.


6. Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношения между терминами с помощью круговых диаграмм Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката, выпишите субъект, предикат, квантор и связку:

70% всего мирового грузооборота провозится морским путем.


7. Проанализируйте суждение: определите его вид, запишите с помощью схемы, выпишите составляющие его простые суждения:

Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.


8. Сделайте вывод путем превращения, запишите схемы исходного и преобразованного суждений:

Приговор суда по делу Николаева является оправдательным.


9. Проверьте правильность обращения. Если обращение неправильно сделайте правильный вывод. Запишите схемы суждений:

Некоторые слушатели первого курса занимаются в научных кружках.

Некоторые занимающиеся в научных кружках - слушатели первого курса.
10. При помощи логического квадрата выведите суждение, противоположное, противоречащее и подчиненное данному. Установите их истинность или ложность, запишите их схемы:

Всякое суждение выражается в предложении.


11. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, запишите схему:

Большинство театров Иркутска находятся в центральной части города.


12. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запишите схему.

Апологическое доказательство - единственный вид косвенного доказательства.


Вариант 10
1. Дайте полную логическую характеристику понятию « Невменяемость ».
2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

« Убийство, истязание, преступление против личности ».


3. Установите правильность следующего определения; выпишите определяемое, определяющее понятие, видовое отличие:

Оговор - показание свидетеля, ложно изобличающее другое лицо в совершении преступления. В случае обнаружения ошибки, укажите, какое правило нарушено.


4. Проверьте правильность деления, выпишите делимое понятие, члены деления:

Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно. В случае обнаружения ошибки укажите, какое правило нарушено.


5. В данном атрибутивном суждении найдите и выпишите субъект, предикат, квантор и связку. Определите количественную и качественную характеристику суждения, запишите схему:

Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвиняемого, суду представлено не было.


6. Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношения между терминами с помощью круговых диаграмм Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката, выпишите субъект, предикат, квантор и связку:

Некоторые лица, достигшие 15 лет, могут быть приняты на работу.


7. Проанализируйте суждение: определите его вид, запишите с помощью схемы, выпишите составляющие его простые суждения:

Сахар, положенный в чай, тем быстрее растворяется, чем горячее чай.


8. Сделайте вывод путем превращения, запишите схемы исходного и преобразованного суждений:

Некоторые сделки являются односторонними.


9. Проверьте правильность обращения. Если обращение неправильно, сделайте правильный вывод. Запишите схемы суждений:

Некоторые правонарушения - преступления.

Некоторые преступления - правонарушения.
10. При помощи логического квадрата выведите суждение противоположное, противоречащее и подчиненное данному. Установите их истинность или ложность, запишите схему:

Ничто человеческое мне не чуждо.


11. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, запишите его схему:

Версия преступления предположенная следователем Лосевым, в процессе расследования не подтвердилась.


12. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запишите схему: Обвиняемый Соколов не имеет алиби.

Темы докладов и рефератов




  1. Формальная логика как теория правильного мышления.

  2. Место логики среди других наук.

  3. История становления логики.

  4. Язык как знаковая система.

  5. Естественные и искусственные языки.

  6. Логика и математики.

  7. Логика и философия.

  8. Роль понятий и определений в науке.

  9. Определение понятий и его виды.

  10. Сложные суждения: структура, виды, условия истинности.

  11. Модальность суждений.

  12. Основные законы классической формальной логики.

  13. Дедукция и индукция.

  14. Прямые умозаключения логики высказывания.

  15. Методы установления причинных связей между явлениями.

  16. Силлогизм как вид дедуктивных умозаключений.

  17. Полисиллогизмы и сокращенные силлогизмы.

  18. Аналогия как вид недедуктивных умозаключений.

  19. Статистическое обобщение как вид неполной индукции.

  20. Логическая характеристика гипотезы как формы знания.

  21. Доказательство и опровержение.

  22. Логическое и юридическое доказывание.

  23. Логические и внелогические принципы и правила полемики.

  24. Логика вопросов и ответов.

  25. Апории Зенона.

  26. Роль софизмов в становлении логики.

  27. Значение парадоксов в развитии научного знания.

  28. Парадокс «Лжец».

  29. Значение логики в профессиональной деятельности юриста.

  30. Классическая и неклассическая логика.

Вопросы к экзамену
1. Понятие форм и законов мышления.

2. Методологическое значение логики.

3. Культурологическое значение логики.

4. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.

5. Отношения между понятиями. Диаграммы Эйлера-Виена.

6. Логические операции с понятиями.

7. Определение понятий. Логические требования к определению и возможные ошибки.

8. Правила деления понятий. Классификация как сложное деление понятий.

9. Суждение как форма мышления. Суждение о существовании, релятивные и атрибутивные суждения.

10. Модальности суждений: эпистемичекая, деонтическая и алетическая.

11. Состав и деление простого атрибутивного суждения по количеству и качеству.

12. Распределенность терминов в суждении.

13. Сложные суждения, логические связки.

14. Отношения между простыми суждениями. Логический квадрат.

15. Отношения между сложными суждениями.

16. Понятие и символический язык логики высказывания.

17. Табличный метод исчисления логики высказывания.

18. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания.

19. Умозаключения логики высказывания.

20. Непосредственные силлогизмы.

21. Простой категорический силлогизм, его состав, правила построения. Фигуры и модусы категорического силлогизма.

22. Индуктивные умозаключения. Их роль в познании.

23. Научная индукция и ее методы.

24. Умозаключения по аналогии. Способы повышения вероятности аналогии.

25. Доказательство и его структура. Особенности юридического доказывания.

26. Виды доказательства.

27. Логические требования к доказательству и возможные ошибки.

28. Способы опровержения.

29. Вопрос и ответ: их структура, виды. Логически некорректные вопросы и ответы.

30. Гипотеза и ее виды. Построение и проверка гипотез.

31. Выдвижение версий в юридической практике.

32. Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория.

33. Классические парадоксы и софизмы.
Словарь-справочник









Распределенность терминов в суждении


Исключения:

1. В общеутвердительных суждениях (А) при S и P в отношении равнозначности S и P распределены.




2. В частноутвердительных суждениях (I) при S и P в отношении включения, когда S включает в себя P, S не распределен, а P распределен.



Логический квадрат



Таблицы истинности логических операторов



Умозаключения логики высказывания



Непосредственные силлогизмы
Превращение

А превращается в Е:

Все S есть P Ни одно S не есть не-P

Е превращается в А

Ни одно S не есть P Все S есть не-P

I Превращается в О

Некоторые S есть P Некоторые S не есть не-P

О превращается в I

Некоторые S не есть P Некоторые S есть не-P
Обращение

Е обращается в Е:

Ни одно S не есть P Ни один P не есть S

I Обращается в I:

Некоторые S есть P Некоторые P есть S

А обращается в I:

Все S есть P Некоторые S есть P

О не подлежит обращению!


Противопоставление предикату

А переходит в Е:

Все есть S есть P Ни одно не-P не есть S

Е переходит в I:

Ни одно S не есть P Некоторые не-P есть S

О переходит в I:

Некоторые S не есть P Некоторые не-P есть S

I нельзя подвергнуть противопоставить предикату.



Фигуры и модусы силлогизмов

Словарь терминов



Абстрагирование – процесс мысленного выделения отдельных или общих свойств и отношений конкретного предмета.

Алетическая модальность – это выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности или возможности-невозможности информация о логической или фактической обусловленности суждения.

Анализ – логический метод, связанный с мысленным расчленением предмета на составляющие части или элементы и исследование их в отдельности друг от друга

Антиномия – противоположность между двумя суждениями, взаимоисключающими друг друга и в равной степени обоснованными.

Апория – неразрешимая логическая задача.

Апостериорный - приобретенный с помощью опыта.

Априорный – предшествующий опыту.

Аргументация – обоснование каких-либо суждений, в котором наряду с логическими приемами применяются речевые, эмоционально-психологические, морально-этические и другие методы и приемы убеждающего воздействия.

Большая посылка – посылка простого категорического силлогизма, в которую входит больший термин.

Больший термин – термин, который является в заключении простого категорического силлогизма предикатом.

Верификация – принцип установления осмысленности, т.е. возможности какого-либо высказывания оказаться истинным или ложным.

Видовое отличие – признак, отличающий предмет данного вида от предметов других видов, входящих в один и тот же род.

Восприятие – целостный образ предмета, непосредственно воздействующий на органы чувств.

Гипостазирование – утверждение факта существования каких-либо предметов на том основании, что существуют слова, обозначающие такие объекты.

Гипотетико-дедуктивный метод – способ научного исследования, согласно которому выдвигаются несколько гипотез о причинах изучаемого явления, а затем дедуктивным путем из гипотез выводятся следствия.

Дедуктивное умозаключение – это умозаключение в котором вывод делается с необходимостью, а полученное знание не расширяет имеющееся знание, а изначально содержится в нем в латентном состоянии. Суждение, полученное в заключении, является частным случаем некоторого общего правила, формулируемого в посылках.

Дедукция – в широком смысле, это 1. последовательность мыслей, каждая из которых вытекает из предыдущей мысли; 2. подведение некоторого частного суждения под общее правило.

Деонтическая модальность – это выраженная в суждении просьба, приказ, предписание, побуждающие кого-либо к конкретным действиям.

Дихотомическое деление понятия – вид деления понятия, когда объемделится на два противоречащих друг другу видовых понятия А и не - А, полностью исчерпывающих объем делимого понятия.

Доказательство – обоснование истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Единичное понятие – понятие, объем которого состоит ровно из одного предмета.

Единичное суждение – суждение, в котором признак утверждается или отрицается у отдельного предмета, в результате чего данный предмет мыслится как особенный, уникальный.

Закон достаточного основания – всякая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

Закон исключенного третьего - из двух противоречивых высказываний об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении, - одно обязательно истинно.

Закон тождества – установив значение какой-либо мысли, необходимо сохранять это значение на протяжении всего рассуждения.

Закон противоречия – невозможно утверждать что-либо об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении и вместе с тем отрицать то же самое.

Знак – материально-чувственный объект, который символически отсылает нас к реальному объекту, обозначает его.

Значение – характеристика предмета, то, чем данный предмет является для познающего субъекта; соответствующая знаку предметная реальность.

Индуктивное умозаключение – это умозаключение. в котором на основании суждений о присущности некоторого признака отдельным предметам производится обобщение о присущности данного признака всему классу данных предметов.

В этом типе умозаключений вывод делается с вероятностью, а полученное знание расширяет имеющееся знание.



Индукция – в широком смысле, это наведение мысли на некоторое общее правило, присущее всем отдельным предметам данного класса.

Категорический силлогизм – силлогизм, в котором вывод получается из двух посылок, каждое из которых является простым категорическим суждением.

Категорическое суждение – это атрибутивное суждение, в котором определены его количество и качество.

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам.

Константа – постоянное выражение, значение которого не меняется.

Корреспондентная теория истины – теория, в которой истина понимается как совпадение мысли о предмете с самим предметом. Основателем этой теории считается Аристотель.

Логика формальная – это наука о формах и законах мышления.

Логический закон – это 1. необходимая устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения; 2. это такая логическая форма, которая при подстановке значений вместо переменных всегда приводит к истинному знанию.

Меньшая посылка – посылка категорического силлогизма, в которую входит меньший термин.

Меньший термин – термин, который является в заключении простого категорического силлогизма субъектом.

Метаязык – язык, на основе которого производится исследование другого языка.

Модальная логика – неклассическая логика, изучающая виды дополнительной информации, содержащейся в суждении (о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, регулятивных, оценочных, временных и др. характеристиках).

Модальность суждений – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, оценочных, регулятивных, временных и др. характеристиках.

Модус простого категорического силлогизма – комбинация суждений в простом категорическом силлогизме, различающихся по количеству и качеству.

Натуральный ряд – множество целых положительных чисел в порядке ихследования.

Неполная индукция – вид индуктивного умозаключения, в котором делается вывод о принадлежности признака всему классу предметов на основании знания о принадлежности этого признака только некоторым предметам данного класса.

Неявное определение – определение, в котором определяемое проясняется контекстуально.

Номинальное определение – объяснение значения слова, имени или термина, обозначающего данное понятие.

Общее понятие – понятие, объем которого состоит более чем из одного предмета.

Объем понятия – множество предметов, которые объединены общими существенными признаками, составляющими содержание данного понятия.

Основание деления понятия – признак, который дает возможность разбить объем родового понятия на виды.

Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств материального мира.

Парадокс – это рассуждение, содержащее два несовместимых высказывания, для каждого из которых имеются аргументы, представляющиеся убедительными. Парадокс связан не с преднамеренной логической ошибкой, а с развитием научного знания.

Паралогизм – это непреднамеренное нарушение законов логики, связанное с незнанием этих законов, и приводящее к ложным заключениям.

Полисиллогизм - сложный силлогизм, состоящий из нескольких простых силлогизмов.

Полная индукция – вид индуктивного умозаключения, в результате которого делается общий вывод о принадлежности какого-либо признака всему классу предметов на основании знания о принадлежности данного признака всем без исключения предметам данного класса.

Понятие – это форма мышления, позволяющая выделить изучаемый предмет из универсума других предметов.

Посылка – часть рассуждения, в которой содержится известная информация о предмете изучения.

Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше посредством органов чувств.

Распределенность терминов в суждении – отношение между объемами терминов (субъектов и предикатов) в суждении.

Термин распределенный – это термин, взятый во всем объеме в данном суждении, т.е. полностью включенный в объем другого понятия или полностью исключенный из объема другого понятия.

Реальное определение – определение понятия, отображающее существенные признаки предмета, имеющее своей целью отличить определяемый предмет от всех других предметов.

Сведение всех фигур к первой фигуре силлогизма – логическая операция, которая имеет своей целью проверку правильности силлогистического вывода, поскольку в первой фигуре силлогизма наиболее ясно видно соответствие силлогизма требованиям аксиомы силлогизма.

Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков; познание предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей.

Собирательно понятие – понятие, в котором отображены признаки совокупности однородных предметов.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков, отличающих множество предметов, входящих в объем данного понятия.

Сокращенный силлогизм (энтимема) – силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или вывод.

Софизм – логическая уловка, при помощи которой из правильных посылок умышленно выводится ложное заключение.

Средний термин силлогизма – термин, который является общим для посылок силлогизма.

Строгая аналогия – аналогия, которая основана на том, что признаки сравниваемых предметов находятся в зависимости друг от друга.

Суждение – форма мысли, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. Суждение может быть истинным или ложным.

Тезис – положение, которое требует доказательства.

Фигура силлогизма – форма силлогизма, определяемая положением среднего термина в посылках.

Эпистемическая модальность – это выраженная в суждении информация об основаниях его принятия и степени его обоснованности.

Язык – это знаковая информационная система, выполняющая функции кодирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Язык естественный – это исторически сложившиеся в общении звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы.

Язык искусственный – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономичной передачи научной и другой информации (язык логики, азбука Морзе, эсперанто и т.д.)

Язык формализованный– искусственный язык формально-логических исчислений, язык знаков, формул, символов.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ
Курс «Логика» представляет собой вариант перехода от классической организации учебного процесса к модульно-рейтинговой системе. Для получения экзаменационной оценки студент должен набрать от 60 до 100 балов. Менее 60 баллов соответствует оценке «неудовлетворительно», от 60 до 69 – «удовлетворительно», от 70 до 79 – «хорошо», от 80 и выше - «отлично».

60 баллов студент может набрать в течение семестра на аудиторных занятиях (работа на семинаре – 0-2 балла, посещение лекции – 1 балл), по итогам промежуточного контроля (0-3 балла) и за подготовку докладов (0-5 баллов). Максимальное количество баллов за работу на семинаре можно получить, выполняя практические задания и упражнения по курсу, демонстрируя хорошее знание теоретического материала. Ответ на экзамене дает студенту от 0 до 40 баллов.

Список основной и дополнительной литературы составлен из фондов центральной городской библиотеки и библиотеки Рубцовского института (филиала) АлтГУ.

При подготовке к семинарским занятиям следует внимательно изучить соответствующую теорию из курса лекций либо учебного пособия. Особое внимание необходимо уделить приведенным в них примерах, являющихся образцами выполнения заданий, а также применению данных знаний в сфере права.

Подготовка докладов включает в себя написание реферата. Реферат выполняется на бумаге формата А4 (шрифтTimes New Roman, размер 14, интервал межу строк полуторный). Титульный лист оформляется в соответствии с принятыми в РИ Алт ГУ нормами.

Реферат имеет содержание, введение, основную часть, разбитую на несколько глав, заключение и список литературы. Во введении автору нужно объяснить значение данной темы в контексте науки логики, ее актуальность, кратко охарактеризовать использованную литературу. В заключении сделать выводы, дать авторскую оценку проблемы, которая рассматривалась в реферате. В качестве темы студент вправе выбрать любую из предложенных в соответствующем разделе данного учебно-методического комплекса. Объем реферата должен составлять 18-25 стр. машинописного текста.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-лабораторная база

Кабинеты:

Аудитории для лекционных и семинарских занятий

Учебно-методический кабинет по специальности «История».

Учебный класс, оснащенный видеотехникой для проведения лекций и семинарских занятий.

Компьютерный класс для тестирования


Лицензионные компьютерные программы
Системное программное обеспечение:

  1. Windows XP Professional Service Pack 3

  2. Windows 7 Enterprise Service Pack 1

  3. Windows 7 Professional Service Pack 1

Пакеты прикладных программ:

1.Excel 2007

2.Excel 2010

3.Excel 2013

4.PowerPoint 2003

5.PowerPoint 2007

6.PowerPoint 2010

8.Word 2003

9.Word 2007

10.Word 2010

11.Word 2013

12.SPSS 11.5 for Windows Пакет STATISTICA



Специализированное ПО:

  1. Консультант+ 4000

  2. ПрофКонсультант+ 4000 (региональный выпуск)

  3. Консультант «Деловые бумаги 4000»

  4. Консультант - Судебная практика 4000

  5. Консультант «Комментарии к законодательству 4000»

  6. Консультант «Международное право»

  7. Гарант F1 «Законодательство России»

  8. Гарант F1 «Суд и арбитраж»

  9. Гарант F1 «Комментарии к законодательству»

  10. Гарант F1 «Практическая налоговая энциклопедия»

  11. Гарант F1 «Архивы Гарант-Россия»

  12. Система документооборота Дело 8.8

8. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Основная литература
1. Ивлев, Ю.В. Логика для юристов. М., 2001.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2001


Дополнительная литература
1. Берков, В.Ф. Логика: задачи и упражнения (практикум). Минск, 1998.

2. Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.

3. Гетманова, А.Д. Логика. М.,1986.

4. Горский, Д.П. Логика. М., 1963.

5. Зегет, В. Элементарная логика. М., 1985.

6. Иванов, Е.А. Логика. Учебник. М., 1996.

7. Ивин, А.А. Логика. Учебное пособие. М., 1997.

8. Сергеич, П. Искусство речи на суде. М., 1988.

9. Рузавин, Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.

10. Никифоров, А.Л. Книга по логике. М, 1995.

11. Петров, Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991.

12. Свинцов, В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М., 1998.



13. Солодухин О.А. Логика. Ростов-на Дону, 2000.
Базы данных, интернет-ресурсы,

информационно-справочные и поисковые системы


  1. Соционет – разнообразная информация по общественным наукам. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.socionet.ru

  2. Философский портал [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.philosophy.ru

  3. Электронная версия журнала «Вопросы философии». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.logic.ru/Russian/vf -

  4. Электронная библиотека Ихтика (г. Уфа) – содержит архивированные текстовые файлы (монографии, учебные пособия, статьи, авторефераты диссертаций). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ihtik.lib.ru

  5. Поисковые системы: Google, Yandex, Rambler.

  6. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

<< предыдущая страница  



Нет ничего конфузнее, чем видеть, как шеф делает то, что, по вашему уверению, сделать было никак невозможно.
ещё >>