Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - страница №1/5
![]() РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп 2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6. ![]() СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 |
Дидактические единицы (ДЕ) |
Наименование тем |
Максимальная нагрузка студентов, час. |
Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения |
Самостоятельная работа студентов, час. | |||
Лекции |
Семинары |
Лабораторные работы |
| ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
ДЕ 1 (60 баллов) |
1. Философия, ее роль в жизни человека и общества |
4 |
2 |
|
|
2 | |
2. Философия Древнего Востока. |
2 |
|
|
|
2 | ||
3. Античная философия |
6 |
2 |
2 |
|
2 | ||
4. Философия европейского Средневековья. |
2 |
2 |
|
|
| ||
5. Философия эпохи Возрождения. |
2 |
|
|
|
2 | ||
6. Философия Нового времени (XVI-XVII вв.) |
2 |
|
2 |
|
| ||
7. Философия Просвещения (XVIII в.) |
2 |
|
|
|
2 | ||
8. Немецкая философия XVIII-XIX вв. |
4 |
2 |
|
|
2 | ||
9. Неклассическая философия XIX века. |
2 |
|
|
|
2 | ||
10. Современная западная философия. |
4 |
|
2 |
|
2 | ||
11. Русская философия. |
4 |
2 |
2 |
|
| ||
Промежуточный контроль |
Контрольная работа | ||||||
ДЕ 2 (40 баллов) |
12. Учение о бытии (онтология). |
4 |
2 |
2 |
|
| |
13. Природа человека и смысл его жизни. |
2 |
2 |
|
|
| ||
14. Социальная философия. |
2 |
|
|
|
2 | ||
15. Проблема сознания |
2 |
|
|
|
2 | ||
16. Философия познания (гносеология). |
2 |
|
2 |
|
| ||
17. Философия науки и техники. |
4 |
2 |
|
|
2 | ||
18. Человек в информационно-техническом мире. |
4 |
|
|
|
4 | ||
19. Глобальные проблемы современности и будущее человечества: философский аспект |
2 |
|
|
|
2 | ||
Промежуточный контроль |
Тестирование | ||||||
Итоговый контроль |
Экзамен | ||||||
Итого часов |
56 |
16 |
12 |
|
28 |
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство. Время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ 1. Историко-философское введение.
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Аудиторное изучение.
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии.
Философия как особый тип духовной деятельности. Зарождение философского знания в античном мире.
Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития.
Изменение предмета философии в ходе культурно-исторического развития общества.
Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное.
Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, философская антропология, социальная философия, этика, эстетика, философия религии, философия науки и техники.
Природа философских проблем. Плюралистичность философского знания. Основные направления и школы. Социальные функции философии: ценностная, эвристическая, методологическая, прогностическая, практическая.
Место и роль философии в жизни человека и общества. Роль философии в формировании духовной культуры личности.
Самостоятельное изучение.
Философия и наука. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
Культурно-исторические особенности становления цивилизации Востока и возникновение философской мысли. Космоцентризм и антропоморфизм древневосточной философии.
Мифология и предфилософия Древнего Китая («И-цзин», «Ши-цзин»). Космогоническая концепция китайской натурфилософии и ее влияние на социально-политические и этические воззрения. Философствующий тип мудреца. Лао-цзы и Кун Фу-цзы о природе человека и знания. Основные школы «золотого века» классической философии: конфуцианство, даосизм, моизм, фа-цзя.
Влияние Вед на становление индийской философии. Идея первоначала. «Бхагавадгита»: учение о дхарме как всеобщем законе бытия. Древнеиндийская философия о мире, человеке и его предназначении: единство и многообразие взглядов. Классические индийские школы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Философские основы буддизма.
Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии. Особенности Древнеиндийской философии.
Древняя Греция – колыбель европейской философской культуры. Космоцентризм ранней греческой философии. Мудрецы и первые философские школы (милетская, элейская, пифагорейская): натурфилософия и понимание человека как «микрокосма». Смещение предмета философии на осмысление человека и его души (Сократ). Платон и Аристотель как систематизаторы древнегреческой философии, их влияние на формирование европейской философии. Нравственно-этические учения древних греков (киники, стоики, эпикурейцы). Плотин и неоплатонизм – завершение античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.
Первые философские (досократические) школы Древней Греции. Система объективного идеализма Платона. Метафизика Аристотеля. Древний Восток и Древняя Греция две тенденции философствования.
Трансформация позднеантичной (эллинистической) философии в процессе становления христианства. Теоцентризм – фундаментальный принцип миропонимания в эпоху европейского Средневековья. Особенности христианского понимания человека: разум и свобода воли, соотношение души и тела, Бога и человека. Патристика и схоластика. Основные проблемы средневековой философии: рациональное доказательство бытия Бога, соотношение веры и разума, проблема универсалий (реализм и номинализм).
Теологическая философия Средних веков.
Антропоцентризм, гуманизм – отличительные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения. Зарождение итальянского гуманизма и его распространение в Европе. Гуманизм неоплатонизма – философская основа Ренессанса. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский). Философское учение Н.Кузанского. Натурфилософия Возрождения: пантеизм и учение о Бесконечности Вселенной (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей).
Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин).
Самостоятельное изучение.
Возрождение как общекультурный феномен. Гуманизм и натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения.
Научная революция XVI-XVII вв. и ее влияние на философию. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Разработка методологии научного познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. Эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира, ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Учение о природе и субстанции (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц).
Философия Ф. Бекона: критика схоластики, развитие эмпирического метода и индукции. Рационалистическая философия Р. Декарта. Учение о субстанции. Основные идеи философии XVI-XVII вв.
Свободомыслие и рационализм эпохи Просвещения. Культ разума, его роли в усовершенствовании мира и улучшении жизни человечества. Просветительский материализм (Гельвеций, Гольбах, Дидро), деизм (Дж. Толанд, Вольтер), учение о естественных правах человека (Руссо). Формирование понятия «гражданское общество». Английское и американское Просвещение: теоретические основания новоевропейской демократии.
Влияние западноевропейской науки и философии на становление светской философии в России. М.В.Ломоносов и развитие русской материалистической традиции. Философская антропология конца XVIII в. (А.Н. Радищев).
Самостоятельное изучение.
Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII века. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII века.
ещё >> |