Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 3 732.3kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 2 773.19kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 480.98kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 6 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 4 866.52kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 5 1089.77kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 6 1159.89kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 6 1270.46kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины философия специальность... 5 1190.07kb.
Источник: "Das Jahr 2000," 1 61.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины - страница №1/5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ
Специальность – 030401.65

История

Форма обучения: очно – заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск – 2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.


Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6.

боровков

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ.

Изучение философии играет важную роль в подготовке специалистов с высшим образованием любой специальности. Такая роль философии предопределена ее спецификой.

Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания и к раскрытию предельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучение развивает способности к теоретическому мышлению.

Философский мировоззренческий плюрализм требуя уважения к другим мнениям, признания и за другими права на защиту своих идей создает непреодолимое препятствие догматизму, нетерпимости, узости, формирует способность мыслить свободно и критически. Широкое поле философских идей дает возможность размышлять, сомневаться, синтезировать представления, создавая собственную научную (или иную) картину мира.

Кроме того, философия – это рефлексивный тип мировоззрения, т.е. такой, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире, о месте в нем человека. Философия развивает способность взглянуть на свое мышление со стороны.



Цели и задачи дисциплины

Цель данной дисциплины - развитие у студентов способности к теоретическому мышлению, умения оперировать понятиями. Студенты должны научиться обосновывать свои собственные взгляды (в том числе и научные), оценивать их, относясь с уважением к чужим мнениям. Но так же у студентов должен сформироваться критический подход как к своим, так и чужим достижениям в науке и профессиональной деятельности.

Кроме того, занятия философией помогают раскрыть и развить интеллектуальный потенциал личности. Широкий, рационально выверенный взгляд на мир, полученные на занятиях по философии знания, а также умение самостоятельно мыслить и применять знания на практике являются необходимыми качествами любого хорошо подготовленного специалиста.

Место дисциплины в учебном плане

Философия является дисциплиной цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Учебный курс "Философия" тесно связан с другими дисциплинами: социологией, политологией, философией. Философское знание призвано формировать у студентов умение обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, гибкое творческое мышление, способность чутко реагировать на изменения в развитии общества, научно-технического прогресса.

Дисциплина "Философия" изучается в течение одного семестра и является важнейшим элементом общей и профессиональной культуры специалиста, закладывает основы мировоззрения, служит фундаментом эрудиции и культурной компетенции, формирует будущего специалиста.

Данная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами гуманитарного и негуманитарного профилей.



Для изучения основ философии студентам необходимы

- прочные знания по общенаучным дисциплинам программы средней школы (астрономия, математика, физика, химия, биология, история и др.);

-знание отечественной и зарубежной художественной литературы в рамках школьной программы;

-общая информированность по ключевым вопросам современной истории.



Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

- иметь представление о роли и месте философии в системе духовной культуры со временного человечества;

- понимать особенности предмета философии, ее функции и роль в жизни общества и каждого человека. Иметь представление о мировоззрении;

- ориентироваться в особенностях развития философского знания и в специфических особенностях наиболее известных философских школ прошлых эпох и современности, знать главные современные философские, религиозные и научные картины мира;

- обладать определенными навыками философского анализа применительно к природным, социальным и индивидуальным формам бытия;

- иметь общие представления о современных методах философского и научного познания и их особенностях. Иметь представление о многообразии форм человеческого знания, особенностях его функционирования в современном обществе;

- иметь достаточные сведения о философских, религиозных и морально-этических концепциях человека.

- знать особенности формирования личности в современных условиях, иметь представление о свободе воли и ответственности человека, о специфике современного бытия и существования человека, о превращении человека в субъекта истории;

- обладать знаниями глобальных проблем, понимать роль и значение решения глобальных проблем современности, знать важнейшие средства и методы их решения;



- иметь достаточные знания о проблемах исторической необходимости и свободы, о роли и значении исторических действий человека в современном мире.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Семинары

Лабораторные работы




1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 (60 баллов)

1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

4

2







2

2. Философия Древнего Востока.

2










2

3. Античная философия

6

2

2




2

4. Философия европейского Средневековья.

2

2










5. Философия эпохи Возрождения.

2










2

6. Философия Нового времени (XVI-XVII вв.)

2




2







7. Философия Просвещения (XVIII в.)

2










2

8. Немецкая философия XVIII-XIX вв.

4

2







2

9. Неклассическая философия XIX века.

2










2

10. Современная западная философия.

4




2




2

11. Русская философия.

4

2

2







Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 2

(40 баллов)



12. Учение о бытии (онтология).

4

2

2







13. Природа человека и смысл его жизни.

2

2










14. Социальная философия.

2










2

15. Проблема сознания

2










2

16. Философия познания (гносеология).

2




2







17. Философия науки и техники.

4

2







2

18. Человек в информационно-техническом мире.

4










4

19. Глобальные проблемы современности и будущее человечества: философский аспект

2










2

Промежуточный контроль

Тестирование

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

56

16

12




28


ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К СОДЕРЖАНИЮ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство. Время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ 1. Историко-философское введение.

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аудиторное изучение.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии.

Философия как особый тип духовной деятельности. Зарождение философского знания в античном мире.

Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития.

Изменение предмета философии в ходе культурно-исторического развития общества.

Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, философская антропология, социальная философия, этика, эстетика, философия религии, философия науки и техники.

Природа философских проблем. Плюралистичность философского знания. Основные направления и школы. Социальные функции философии: ценностная, эвристическая, методологическая, прогностическая, практическая.

Место и роль философии в жизни человека и общества. Роль философии в формировании духовной культуры личности.

Самостоятельное изучение.

Философия и наука. Философия в системе духовной культуры человека и общества.


Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Аудиторное изучение.

Культурно-исторические особенности становления цивилизации Востока и возникновение философской мысли. Космоцентризм и антропоморфизм древневосточной философии.

Мифология и предфилософия Древнего Китая («И-цзин», «Ши-цзин»). Космогоническая концепция китайской натурфилософии и ее влияние на социально-политические и этические воззрения. Философствующий тип мудреца. Лао-цзы и Кун Фу-цзы о природе человека и знания. Основные школы «золотого века» классической философии: конфуцианство, даосизм, моизм, фа-цзя.

Влияние Вед на становление индийской философии. Идея первоначала. «Бхагавадгита»: учение о дхарме как всеобщем законе бытия. Древнеиндийская философия о мире, человеке и его предназначении: единство и многообразие взглядов. Классические индийские школы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Философские основы буддизма.



Самостоятельное изучение.

Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии. Особенности Древнеиндийской философии.


Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аудиторное изучение.

Древняя Греция – колыбель европейской философской культуры. Космоцентризм ранней греческой философии. Мудрецы и первые философские школы (милетская, элейская, пифагорейская): натурфилософия и понимание человека как «микрокосма». Смещение предмета философии на осмысление человека и его души (Сократ). Платон и Аристотель как систематизаторы древнегреческой философии, их влияние на формирование европейской философии. Нравственно-этические учения древних греков (киники, стоики, эпикурейцы). Плотин и неоплатонизм – завершение античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.



Самостоятельное изучение.

Первые философские (досократические) школы Древней Греции. Система объективного идеализма Платона. Метафизика Аристотеля. Древний Восток и Древняя Греция две тенденции философствования.


Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Аудиторное изучение.

Трансформация позднеантичной (эллинистической) философии в процессе становления христианства. Теоцентризм – фундаментальный принцип миропонимания в эпоху европейского Средневековья. Особенности христианского понимания человека: разум и свобода воли, соотношение души и тела, Бога и человека. Патристика и схоластика. Основные проблемы средневековой философии: рациональное доказательство бытия Бога, соотношение веры и разума, проблема универсалий (реализм и номинализм).



Самостоятельное изучение.

Теологическая философия Средних веков.


Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Аудиторное изучение.

Антропоцентризм, гуманизм – отличительные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения. Зарождение итальянского гуманизма и его распространение в Европе. Гуманизм неоплатонизма – философская основа Ренессанса. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский). Философское учение Н.Кузанского. Натурфилософия Возрождения: пантеизм и учение о Бесконечности Вселенной (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей).

Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин).

Самостоятельное изучение.

Возрождение как общекультурный феномен. Гуманизм и натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения.


Тема 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVII вв.)

Аудиторное изучение.

Научная революция XVI-XVII вв. и ее влияние на философию. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Разработка методологии научного познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. Эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира, ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Учение о природе и субстанции (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц).



Самостоятельное изучение.

Философия Ф. Бекона: критика схоластики, развитие эмпирического метода и индукции. Рационалистическая философия Р. Декарта. Учение о субстанции. Основные идеи философии XVI-XVII вв.


Тема 7. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.)

Аудиторное изучение.

Свободомыслие и рационализм эпохи Просвещения. Культ разума, его роли в усовершенствовании мира и улучшении жизни человечества. Просветительский материализм (Гельвеций, Гольбах, Дидро), деизм (Дж. Толанд, Вольтер), учение о естественных правах человека (Руссо). Формирование понятия «гражданское общество». Английское и американское Просвещение: теоретические основания новоевропейской демократии.

Влияние западноевропейской науки и философии на становление светской философии в России. М.В.Ломоносов и развитие русской материалистической традиции. Философская антропология конца XVIII в. (А.Н. Радищев).

Самостоятельное изучение.

Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII века. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII века.



следующая страница >>



Есть книги, из которых можно узнать обо всем и ничего не понять. Иоганн Вольфганг Гёте
ещё >>