Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история науки - страница №1/6
![]() РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп 2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6. ![]() СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 4.МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 24
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУчебно-методический комплекс курса «Теория и история науки» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ. Современное состояние историко-научной и историко-технической мысли характеризуется наличием множества дискуссионных проблем, которые наиболее ярко проявляются в конкурирующих концепциях развития науки. Основной момент рассуждений - возникновение науки (классического естествознания). По времени это практически весь XVII в. До этого все должно быть отнесено к предыстории науки, и только после начинается собственно история науки. Основные критерии выделения науки: • экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом); • теоретическая форма представления научного знания с логико- математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием (демаркация с религиозно-мистической и мифопоэтической формами); • наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значениями и смыслами обыденного языка). В предыстории можно выделить этапы: архаико-мифологический, доксографический, ранней формы научности; ритуально-рецептурный; в исторический период - этапы классической науки (XVII-XIX вв.), «неклассической науки» (конец XIX - середина XX в.), «постнеклассической науки» (с середины XX в.). Как бы в особый этап может быть выделен период современных концепций развития науки - с 60-х гг. XX в. В предлагаемом описании речь идет о естествознании, однако выделяемые этапы неплохо коррелируют с основными этапами развития гуманитарного знания и техники. Цели и задачи курса Главную цель можно сформулировать так: базе комплексного исторического материала предоставить студенту возможность осуществлять учебно-научную деятельность и самостоятельно оценивать место и роль науки и техники в социокультурном развитии. Предмет курса - основные познавательные модели, факты, законы и закономерности научного и технологического развития человечества как формы его культурного развития от древности до современности.
• сформировать у студентов целостное представление о развитии науки и техники как историко-культурном явлении; • структурировать информацию о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; • обобщить сведения, полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества; • показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных специальностей, в деле построения гармоничного, здорового демократического общества XXI в. Задачи курса: • обучить студентов методике профессиональной оценки событий истории науки и техники; • обучить студентов пользованию основными источниками по истории науки и техники; • обучить студентов системному подходу в восприятии развития любой научной дисциплины.
Студент должен знать: • системную периодизацию истории науки и техники и основные направления развития их важнейших отраслей и проблем; • основные даты, события и достижения мировой истории науки и техники; • имена и краткие биографии выдающихся ученых и инженеров; • историографию, основные методологические концепции и исследовательские школы в истории науки и техники. Студент должен уметь: • аналитически представлять важнейшие события в истории науки и техники, роль и значение выдающихся ученых и инженеров; • проследить истоки возникновения научного знания, важнейших направлений отраслей науки и техники; • дать квалифицированную оценку соотношения рационального и альтернативного знания в различных культурно-исторических условиях; • провести рациональную реконструкцию отдельных фактов и явлений истории науки и техники; • грамотно прокомментировать основное содержание конкретных важнейших научных теорий и основополагающих научно-концептуальных моделей; • воспроизвести графически и словесно информацию, касающуюся предмета обсуждения, связанного с историей науки и техники.
• комплексного подхода к оценке истории науки и техники; • самостоятельной постановки локальной исследовательской историко-научной проблемы; • работы с основными видами источников по истории науки и техники; • пользования компьютерными программами и базами данных по истории науки и техники, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей. следующая страница >> |
ещё >> |