Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблемы истины в логике и научном познании» по направлению подготовки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Основные проблемы... 5 456.78kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики... 1 243.44kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Науковедение» по... 1 412.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 6 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов юридического... 6 599.6kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 3 732.3kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 2 773.19kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 6 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 480.98kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология... 1 130.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблемы истины в логике и научном - страница №1/1



МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии


Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол №11 ___________________

от «14» июня 2011 г. «14» июня 2011 г.

Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д.

_________________________

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины «Проблемы истины в логике и научном познании»

по направлению подготовки

030100 Философия

(степень «магистр»)

Форма обучения

(дневная)


Составитель: к.ф.н., доц. Ляшов В.В.

Ростов-на-Дону

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. СВЕДЕНИЯ О ППС……………………………………………………….3

  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….4

    1. Цели и задачи курса…………………………………………………4

    2. Исходный теоретический уровень студентов……………………..5

    3. Профессиональные компетенции…………………………………..5

    4. Стратегия и методы обучения………………………………………6

    5. Контроль и оценка усвоения материала……………………………7

    6. Место курса в учебном процессе. Реализация госстандарта……...9

  3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………….11

  4. МОДУЛЬ 1. Проблема истины в истории философии……………………………

    1. Дидактические цели и задачи модуля…………………………….12

    2. Формы обучения…………………………………………………..13

    3. Методическое руководство……………………………………….13

    4. Система контроля…………………………………………………..18

  5. МОДУЛЬ 2. Общая теория истины. Истина в логике и логической семантике.………………………………………………………………….23

    1. Дидактические цели и задачи модуля…………………………….23

    2. Формы обучения……………………………………………………24

    3. Методическое руководство……………………………………….24

    4. Система контроля………………………………………………….29




  1. ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………......59



  1. СВЕДЕНИЯ О ППС.



Ф.И.О. преподавателя

Должность

Ученая степень, ученое звание

Какое учебное заведение окончи, год, квал. по диплому.

1.

Ляшов Вячеслав Васильевич

Профессор

К.филос.н., доцент

Ростовский государственный университет, философский факультет,

1982 г.


Философия, философ. Преподаватель.




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цели и задачи курса.


Изучение данной дисциплины магистрами философского факультета обусловлено следующими причинами. То, что категория истины продолжает оставаться объектом многосторонних философских изысканий и дискуссий, детерменируется тем, что в современной науке возникла необходимость включить в предметное поле анализа новые данности методологической рефлексии и подвергнуть рассмотрению не только соотношение теории и действительности, но и сами средства, способы, условия достижения соответствия абстракций и теорий своему объекту. Необходимость этого связана, во-первых, с тем, что в современном научном познании допускается плюрализм истин, формирующихся через множество мнений, возможностей, путей и средств достижения. Во-вторых, такая необходимость рефлексии над основаниями знания возникает тогда, когда обнаруживаются симптомы неблагополучия в теории – контрпримеры, парадоксы, неразрешимые задачи и т.п. Преобразование старой теории или создание новой начинается чаще всего с неудовлетворенности прежними понятиями и принципами.

Поэтому введение категории истины в контекст теории научной рациональности, равно как и в эпистемологический анализ вообще, в качестве не только необходимого, но и смыслозадающего понятия, позволяет осуществить проблемный сдвиг в методологическом исследовании.



ЦЕЛЬ изучения дисциплины «Проблема истины в логике и научном познании»: ознакомление студентов с характерными философскими учениями, персоналиями, проблемами и категориями в процессе формирования, становления и развития категории истина.

ЗАДАЧИ: - определение общей проблематики при формировании концепций истины в философии, науке и теоретической логике;

- рассмотрение онтологических и гносеологических предпосылок при формировании семантической теории истины;

- показать преемственность различных концепций истинности в философии, науке и логике;

- показать функциональную роль теорий корреспонденции и когеренции в теории познания и в логической семантике.



Исходный теоретический уровень студентов.

Изучение курса «Проблема истины в логике и научном познании» осуществляется на первом курсе первого семестра обучения магистров по специальности «философия», поэтому исходный теоретический и практический уровень студентов определяется теми знаниями, навыками и умениями, которые они приобрели в процессе обучения в предыдущий период. Предварительное изучение истории философии, логики, проблем онтологии и теории познания предоставляет возможность углубленного, специализированного подхода к изучению специфических методов философского и логико-семантического анализа концептуальных средств, выработанных в истории человеческого познания и культуры.



Профессиональные компетенции

Под компетенцией федеральный ГОС третьего поколения предлагает понимать способность успешно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. В результате изучения курса «Проблема истины в логике и научном познании» как дисциплины профессионального цикла подготовки магистра по специальности «философия» студент должен освоить следующие компетенции:



- грамотное изложение теоретических знаний;

- владение знаниями и умениями логико-семантического анализа различного рода контекстов;

- владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых теоретических знаний, в том числе в форме докладов, рефератов, , тестовых заданий;

- знание различных методов логико-семантическог исследования и умение их использования в практике;

- обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, умение пользоваться базами данных);

- владение навыками устной и письменной коммуникации;

- развитие способности публичного изложения и обсуждения изучаемых проблем.

Освоение этих общенаучных (ОНК), профессиональных исследовательских (ПК) и инструментальных (ИК) компетенций для современного образованного человека является крайне важным.



Стратегия и методы обучения

Данная программа строится в соответствии с принципом структуризации образовательного процесса по отдельным функциональным узлам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Модуль является одновременно банком информации и методическим руководством по ее усвоению. Он представляет собой отдельный блок, включающий мини-модули: Первое – лекции, второе – практические занятия, включающие либо семинары, либо иные формы коллективного обсуждения материалы, а также – третье - дополнительные вариативные задания для проверки знаний с темами и заданиями для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы и литературу к каждому модулю.

Стратегия обучения строится на следующих принципах:


    1. Стимуляция обучение через создание проблемной ситуации, визуализации материала, игрового момента.

    2. Принцип вариативности. Для изучения материала и контроля за качеством знания предлагаются не только традиционные занятия – лекции и семинары по школьному принципу, но иные формы: консультации (индивидуальные и групповые), выполнение вариативных заданий, тестовых заданий и самостоятельная работа в форме защиты рефератов или проведения коллоквиума, сдача зачета.

    3. Принцип самоконтроля в усвоения учебного материала модуля, что выражается в расширении возможностей самостоятельной работы студентов, повышение ритмичности учебного процесса, усиление индивидуальной ответственности студента за результаты своей работы, поскольку они складываются из результатов («кредитов») за каждое занятие.

Контроль и оценка усвоения материала

  1. Фонд оценочных средств контроля

Контроль за процессом освоения программы курса осуществляется по следующим направлениям:

1. Контроль посещаемости занятий;

2. Контроль самостоятельной работы;

3.Оценка активности студентов на лекциях и семинарских занятиях (вопросы, реплики, комментарии);

4.Оценка докладов студентов на семинарах;

5. Оценка рефератов (в случае их инициативной подготовки);

7. Выполнение тестовых заданий;

9. Зачетная оценка, которая выступает окончательным результатом, подводящим итог работе студента.



  1. Оценка качества усвоения материала

Предлагается данный рейтинг оценок:

- Посещаемость – 3 балла за каждое занятие;

- Активность на семинаре, самостоятельно разработанное выступление - 5 балл за каждое занятие;

- Дополнения на семинаре – 3 балла;

- Доклады – от 1 до 5 баллов;

- Тесты – от 1 до 10 баллов;

- Зачет – 30% в дополнение к максимальному числу баллов по вышеуказанным факторам оценки, принятым за 100 (70%).

Полученное число баллов пропорционально переводится в семестровую пятибалльную оценку:

60-70 баллов – удовлетворительно;

71-90 баллов – хорошо;

Свыше 91 – отлично.

Преподаватель может использовать как традиционную (пятибалльную) систему, так и рейтинговую, переводя показатели различных форм контроля в баллы. Последний вариант представляется предпочтительным, поскольку позволяет свести разноплановые оценки.


Место курса в учебном процессе. Реализация госстандарта.


Курс «Проблема истины в логике и научном познании» читается на 1-м курсе магистратуры в 1-ом семестре. Курс является обязательным для магистров специальности «философия» и относится к специализирующимся по кафедре философии и методологии науки.

Форма обучения — дневная

Количество лекционных часов - 14.

Количество часов, отведенных на семинарские занятия – 14.

Количество часов, отведенных на самостоятельное обучение – 16.

Формы текущей аттестации.

Аттестация осуществляется:


  1. В формах контроля за выполнением заданий к семинарам.

  2. В форме проверки теста в конце каждого модуля.

  3. В форме проверки рефератов и заданий для самостоятельной работы.

Выбор той или иной формы контроля выбирается в зависимости от особенностей изучаемого материала. Общий балл оценки набирается: а) посещением лекций, б)посещением семинаров в) участием в их работе г) участием активным – обширные выступления и дополнения, е) подготовкой докладов ж) ответами на тестовые задания.

Форма итоговой аттестации: зачет в 1-ом семестре.



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.




Модуль

Теор

Практ

СРС

Всего

Подмодули

1. Истина в философии, науке и логике

8

8







  1. Основные концепции и теории истины

6

6







  1. Истина в логике и логической семантике.

4

4







2. Нестандартные теории истинности в логической семантике.


8

8







Истина в логически и эпистемически возможных мирах.

4

4







Проблема несуществующих объектов, корреспондентская и когерентная теории истины в логической семантике.

4

4







Всего

18

18










  1. МОДУЛЬ 1. ИСТИНА В ФИЛОСОФИИ, НАУКЕ И ЛОГИКЕ

Модуль может содержать 2 подмодуля и промежуточный контроль:



Модуль

Истина в философии, науке и логике

Подмодули

Основные концепции и теории истины

Истина в логике и логической семантике




Учебные единицы

л

с/з

срс

л

с/з

срс




часы

6

6




4

4










  1. Дидактические цели и задачи модуля:

а) Предполагает изучение основных этапов формирования понятия истины в истории философии и роль этого понятия в теоретической логике и логической семантике.

Цель Модуля «Истины в философии, науке и логике»: ознакомление студентов с процессом становления категории истины, основными концепциями истины и их связь с логическими и семантическими проблемами.

Задачи модуля:

- определение общей проблематики формирования истинного знания в историко-философском процессе;

- рассмотрение предмета логических исследований, специфики метода экспликации в современной теоретической логике;

- показать неразрывную связь между онтологической, гносеологической и семантической истиной.


б) в результате

Студент-магистр должен знать:

Студент-магистр должен уметь:

- основные исторические этапы становления категории истины;

- специфику онтологической, гносеологической и семантической истины;

- основные философские теории и концепции истины;

- историко-философскую и теоретико-логическую специфику подхода к анализу проблем истины.



- понимать специфику философского подхода к рассмотрению категории истины;

- выявлять специфику основных видов истины в нестандартной классификации;

- анализировать фрагменты оригинальных философских текстов;

- осуществлять процедуру сравнения философских концепций, рассматривающих теорию истины.





  1. Формы обучения - теоретические (лекции) и практические (семинары и самостоятельные творческие задания – рефераты, доклады, вариативные задания) занятия.

3. Методическое руководство.

3.1. Теоретический блок учебных единиц

3.1.1. Теоретическое резюме курса.

Подмодуль 1: « Основные концепции и теории истины»

Античная философия и зарождение воззрений на природу истины. Истина и логическая проблематика у первых философов. Классическая концепция истины в философии Платона и Аристотеля. Фома Аквинский: экспликация понятия истины. Три вида истины и шесть значений истинного. Критерий истины в картезианской гносеологии. Опытно-индуктивный метод исследования и проблема обоснования истины в концепции Ф.Бэкона. Теория реальных и номинальных истин Д.Локка. Истины разума и истины факта Лейбница. Генетическая и логическая схемы формирования истины. . Эмпирические и априорные суждения, аналитические и синтетические истины в философии И.Канта. Системность и проблема истинности знания у И.Фихте. Онтологическая истина Гегеля. Истина как процесс. Марксистско-ленинская концепция истины.



Подмодуль 2: «Истина в логике и логической семантике».

Семантическая теория истины и современная эпистемология и логика. Субъект предиката истинности и нестандартная классификация концепций. Понятие семантической истинности. Сущность и роль метода экспликации в современной теоретической логике. Логика и истина. Истинность в логической семантике. Стандартная и нестандартные теории истины в логической семантике. Семантическая теория истины А.Тарского. Истинность, денотация, выполнимость. Гносеологический смысл его теории истины и современная эпистемология.

.

3.2. Практический блок учебных единиц.

3.2.1. Вопросы для систематизации материала, виды вариативных заданий и литература.
Семинар 1. «Истина в античности и средневековье» (2 часа)


  1. Формирование первых представлений об истине в античной философии.

  2. Классическая концепция истины Платона и Аристотеля.

  3. Классическая концепция истины Ф.Аквинского

Литература

  1. Аристотель. Сочинения. В четырех томах. Т.1,2,3,4, М.,

Мысль. 1975-1961.

  1. Курсанов Г.А. Ленинская теория истины и кризис буржуазных воззрений. М.,1977.350 с.

  2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., Мысль. 1979

  3. Платон. Кратил. Собр. Соч. в 4-х т. Т 1. М. Мысль.1990.

  4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа. 1981.


Виды вариативных заданий:

1. Доклад «Путь истины» и «путь мнения» у Парменида».

Литература:

1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа. 1981.



  1. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2-х т. – Т. I. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.



  1. Доклад «Концепция относительности истины у софистов».

Литература:

1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа. 1981.

2. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2-х т. – Т. I. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.

3. Доклад «Экспликация понятия истины в философии Фомы Аквинского».



  1. Аквинский Фома. Дискуссионные вопросы об истине // Знание и традиция в истории мировой философии: Сб.ст. М.,2001. с.207-235.

  2. Бандуровский К.В. Основные положения теории истины у Фомы Аквинского // Знание и традиция в истории мировой философии: Сб.ст. М.,2001. с. 196-207.

Семинар 2. «Проблема истины в философии Нового времен, Немецкой классической философии и философии марксизма (2 часа)

1.Формирование новой методологии в философии Нового Времени и обоснование истинности знаний.

2. Истина в Немецкой классической философии

3 Марксистско-ленинсткая теория истины.

Литература:

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

2.Вахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта. М., 1986.

3. Гулыга А.В. Гегель – М., 1994.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М,.2003.

5. Заиченко Г.А. Джон Локк, М., 1988

6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- началаXIX века. М., 1989.

7. Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Уильям Оккам, М., 1978

8. Курсанов Г.А. Ленинская теория истины и кризис буржуазных воззрений. М.,1977.350 с.

9. Нарский И.С. Кант. М.,1976.

10. Нарский И.С Западно-европейская философия ХУ11 века. М.,1974.

11. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУ11 веков. М., 1984.



Виды вариативных заданий:

  1. Доклад «Лейбниц о необходимой истине»

Литература:

1. Пап А. Семантика и необходимая истина. Исследования основания аналитической философии. М., 2002.




  1. Доклад «Дж. Локк: необходимая истина как непреложное отношение идей».

Литература:

1 Пап А. Семантика и необходимая истина. Исследования основания аналитической философии. М., 2002.




    1. Доклад «Априорное знание и необходимая истина у И.Канта»

Литература:

1. Пап А. Семантика и необходимая истина. Исследования основания аналитической философии. М., 2002.

4. Доклад «Проблема истины в работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»».

Литература:



  1. Ленин В.И. «Материализм и эмпириокритицизм». ПСС, т.18.


Семинар 3. «Экспликация и истинность в современной теоретической логике. Семантическая теория истины А.Тарского». (4 часа).

1. Истина и истинность в логике и логической семантике.

2. Семантическая теория истины А.Тарского.

Литература:



  1. Бессонов А.В. Предметная область в логической семантике, Новосибирск, 1965.

  2. Бессонов А.В. Теория объектов в логике, Новосибирск, 1967.

  3. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка, М., 1999.

  4. Логическая семантика и модальная логика, М., 1967.

  5. Смирнов В.А., Таванец Д.В. О взаимоотношении символической логики и философии// Философия в современном мире. М.Наука. 1974. С.7-34.

  6. Смирнова Е.Д. Логика и философия, М., 1996.

Виды вариативных заданий:

  1. Доклад «Философия, логика и истина».

Литература:

  1. Гладких Ю.Г. Логика без экзистенцианальных предпосылок. Ростов-на-Дону. 1984. 110с.

  2. Смирнов В.А., Таванец Д.В. О взаимоотношении символической логики и философии// Философия в современном мире. М.Наука. 1974. С.7-34.

  3. Смирнова Е.Д. К вопросу о природе логического знания// Современная логика и методология науки. М. Изд-во МГУ. 1967. С.4-18.

  4. Смирнова Е.Д. Логика, научные идеализации и онтологи­ческие допущения// Методология развития на­учного знания. М. Изд-во МГУ. 1982. 160 с.

  1. Доклад «Истинность и обоснование логических систем».

Литература:

  1. Смирнова Е.Д., Таванец Д.В. Семантика в логике// Логи­ческая семантика и модальная логика. М.Наука. 1967. С.3-63.

  2. Смирнова Е.Д. Формализованные языки и проблемы логичес­кой семантики. М. Изд-во МГУ. 1962. 183 с.

  3. Смирнова Е.Д. Логическая семантика и философские основа­ния логики. М. Изд-во МГУ. 1986. 161 с.

  4. Смирнова Е.Д. Истинность и вопросы обоснования логических систем. // Исследования по неклассическим логикам. М.,1989.

  1. Доклад «А.Тарский об истинности».

Литература:

  1. Тарский А. Истина и доказательство// Вопросы философии. № 8, 1972.с.

4. Система контроля.

4.1. Тесты.

1. Для какого периода науки характерен «интерпретирующий» субъект?

1. Классический

2. Неклассический

3. Постнеклассический

2. Для какого периода науки характерен объект как система?

1. Классический

2. Неклассический

3. Постнеклассический

3. Что из представляемых форм является чисто отражательной процедурой?

1. Реферирование

2. Представление

3. Именование

4. Какие теории истины относятся к классическим?

1. Прагматическая

2. Корреспондентская

3. Когерентная

4. Семантическая

5. О каком виде истины говорит Платон в диалоге «Кратил» - «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжёт»?

1.Онтологическая

2.Гносеологическая

3.Логическая

6. По мнению И.Канта

1. «понятия…сообразуются с предметом»

2. «предметы…сообразуются с понятиями»

7. Каков высший тип истины у Ф. Аквинского?

1. Онтологическая

2. Гносеологическая

3. Формальная

8. Кто первым определил истину как «истина есть соответствие вещи и интеллекта»?

1. Аристотель

2. Ф. Аквинский

3. Декарт

9. Какая из этих структур выражает гносеологическую истину?

1. Если ARB, то T(A)

2. Если BRA, то T(B)

3. Все T суть R

10. Когерентная теория истины является:

1. Логической

2. Гносеологической

3. Онтологической

11. Каким понятием является категория истины?

1. Конкретным

2. Абстрактным

12. Что может быть истинным в гносеологическом подходе?

1. Вопрос

2. Желание

3. Знание

13. Какие понятия шире?

1. Объективная истина

2. Эмпирическая истина

3. Теоретическая истина

14. Теоретическая логика – это:

1. Наука о мышлении как психологическом процессе

2. Наука об идеальных связях в сознании

3. Наука о языковых соглашениях

4. Наука, проясняющая логическую практику

15. Какой аспект не входит в предмет семантики?

1. Морфологический

2. Семантический

3. Прагматический

4. Синтаксический

16. Денотат является предметным значением

1. Единичного имени

2. Предикатора

3. Общего имени

17. Общее имя

1. Именует класс предметов

2. Представляет класс предметов

18. Семантическая истинность – это:

1. Адекватное соответствие объективной реальности

2. Соответствие приписывания предиката суждения его субъекту

3. Соответствие знака и вещи

19. Какая из этих теорий истины является стандартной?

1.В экстенсиональном метаязыке для экстанционального объектного языка.

2. В экстенсиональном метаязыке для интенсионального объектного языка.

20. К какому виду парадоксов относится «Лжец»

1. Теоретико-множественный

2. Семантический

3. Логический


4.2. Вопросы для самоконтроля по каждому подмодулю:

      1. Подмодуль 1: «Основные концепции и теории истины».

  1. Каковы первые представления об истине в мифологии, религии и искусстве?

  2. В чем отличие классической концепции истины Платона от концепции Аристотеля?

  3. Как связаны между собой истина и откровение в средневековой философии?

  4. Какие виды истины выделяет Фома Аквинский?

  5. Каковы критерии научной истины у Р. Декарта.

  6. В чем заключается путь становления истины в генетическом подходе Г.Лейбница?

  7. Логические и фактуальная истины в системе Г.Лейбница.

  8. В чем специфика классификации истин у Дж.Локка?

  9. В чем заключается копернианский переворот в вопросе об истине у И.Канта?

  10. Как связано понятие системы и истины в философии Фихте?

  11. В чем сущность онтологической концепции истины Гегеля?

  12. Что такое суверенность человеческого мышления в философии марксизма?

  13. Каково соотношение понятий объективная, абсолютная и относительная истина в ленинской философии?

  14. В чем заключается эволюция взглядов на трактовку субъета и объекта познания в истории гносеологии?

  15. В чем специфика становления гносеологического образа с точки зрения репрезентации?

  16. В чем заключается тезис гносеологического плюрализма?

  17. В чем сущность стандартной классификации концепции истины?

  18. Каковы функции теории истины?

  19. В чем суть онтологической концепции истины?

  20. В чем суть эпистемической концепции истины?

  21. Что такое собственное определение истины?

Подмодуль 4.2.2. «Истина в логике и логической семантике».

  1. Какова область определения истинности?

  2. Каковы взгляды на предмет логики?

  3. Что является предметом и целью исследования современной теоретической логики?

  4. Каковы задачи и основные этапы метода экспликации?

  5. Каким образом современная теоретическая логика связана с понятиями истина и истинность?

  6. Каковы основные аспекты и понятия логической семантики?

  7. Чем отличаются предложение, суждение и высказывание?

  8. В чем различие между формальной и содержательной теориями?

  9. Что такое семантическая истинность?

  10. Каковы классификация теории истины в логической семантике?

  11. Какие требования необходимо выполнить, чтобы дать адекватное, непротиворечивое определение истинного высказывания?

  12. Какие требования предъявляются к метаязыку при построении такого определения?

  13. В чем заключается требование материальной адекватности?

  14. Что называется моделью?

  15. В чем разница между истинностью и истинностью в модели?

.

4.3. Заключительное семинарское занятие модуля реализует Промежуточный рейтинг-контроль, который может проводиться в форме письменной самостоятельная работа, представляющая собой ответы на поставленные преподавателем контрольные вопросы и задачи.
4.4. Индивидуальные собеседования для пропустивших занятия студентов. Вопросы для индивидуального собеседования по каждому подмодулю совпадают с вопросами для самоконтроля.
4.5. Вопросы модуля, выносимые в зачет (экзамен).

1. Современное научное познание и истина.

2. Первые представления и понятийные оформления термина «истина»

3. Истина у первых философов

4. Формирование классической концепции истины у Платона и Аристотеля.

5. Экспликация и виды истины в философии Ф. Аквинского.

6. Критерий истины в рационализме Р. Декарта.

7. Теория номинальных истин Д. Локка.

8. Генетическая и логическая классификация Г. Лейбница.

9. Трансцедентальная истина И.Канта.

10. Системность и проблема истин И. Фихте

11. Онтологическая и гносеологическая истины Гегеля.

12. Истина в Марксизме-ленинизме.

13. Прагматическая концепция истины.

14. Истина и Логика.

15. Истинность в логической семантике.

16. Семантическая теория истины А. Тарского.

4.7. СРС




Тема

Формы контроля

Количество часов

1

Становление понятия истины в истории философии

Реферат

6


Рефераты:


  1. Первые представления об истине у античных философов.

Литература:



  1. Курсанов Г.А. Ленинская теория истины и кризис буржуазных воззрений, М., 1977.

  2. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности, М., 1990.

  3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии, М., 1981.




  1. Истина и логика в философии Аристотеля.

Литература:



  1. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля, М., 1960.

  2. Аристотель Соч. в 4 т., М., 1961-1975.

  3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии, М., 1981.



  1. Истина у стоиков, эпикурейцев и скептиков.

Литература:

1. Богомолов А.С. Диалектический логос, М., 1982.

2. Рожанский И.Д. История естествознания вэпоху эллинизма и римской империи, М., 1988.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии, М., 1981.
4. Ф. Энгельс об истине в работах «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».

Литература:

1.Энгельс Ф. Анти-Дюринг. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т. 20

2. Энгельс Ф. Диалектика природы. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т. 20


.


  1. МОДУЛЬ 2. НЕСТАНДАРТНЫЕ ТЕОРИИ ИСТИННОСТИ В ЛОГИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКЕ

  2. Модуль может содержать 2 подмодуля и промежуточный контроль:

Модуль

Нестандартные теории истинности в логической семантике.

Подмодули

Истина в логически и эпистемически возможных мирах.

Проблема несуществующих объектов, корреспондентская и когерентная теории истины в логической семантике

Учебные единицы

л

с/з

срс

л

с/з

срс

часы

4

4

2

6

4

4




  1. Дидактические цели и задачи модуля:

Цель Модуля «Нестандартные теории истинности в логической семантике»: ознакомление студентов с логико-семантическими подходами к анализу онтологических, когнитивных контекстов, а также гносеологическим статусом истинности в рассматриваемых моделях.

Задачи модуля:

- рассмотреть основные подходы к обоснованию модальных логик;

- выявить специфику эпистемически возможных миров;

- произвести анализ теоретико-игрового подхода и поверхностной семантики.


Результаты:

Студент-магистр должен знать:

Студент-магистр должен уметь:

- основные идеи семантик возможных миров;

- суть теоретико-игровой и поверхностной семантик;

- проблемы истины в свободных логиках;

- основные идеи истинностно-значной семантики;

- определяющие черты когерентной теории истины.


- определять виды семантик;

- устанавливать отношения между различными теориями истины, лежащих в основе теоретико-модельной и истинностно-значной семантик;

- производить анализ функциональной роли корреспондентского и когерентного подхода в логико-семантических исследованиях.


2. Формы обучения - теоретические (лекции) и практические (семинары и самостоятельные творческие задания – рефераты, доклады, вариативные задания) занятия.
3. Методическое руководство.

3.1. Теоретический блок учебных единиц

3.1.1. Теоретическое резюме курса.

Подмодуль 1: «Истина в логически и эпистемически возможных мира».

Истинность, модальность и возможные миры. История становления понятия возможный мир. Концепция Р.Карнапа. Проблемы модальной логики. Семантики С.Крипке, Р.Монтегю, У Сталнакера. Субъект познания в логико-семантических исследованиях. Истина и эпистемические контексты. Логика пропозициональных установок и семантика невозможных миров. Парадокс «всеведения» и субъективность. Истинность в теоретико-игровой и поверхностной семантиках. моделирование структуры деятельности субъекта познания. Понятие выигрышной стратегии. Познавательная деятельность субъекта в теории дистрибутивных-нормальных форм. Понятие «глубинной» и «поверхностной» информации.



Подмодуль 2: «Проблема несуществующих объектов, корреспондентская и когерентная теории истины в логической семантике».

Специфика проблемы несуществующих объектов и неклассические расширения стандартной концепции А.Тарского. Основные черты истинностно-значной семантики. Специфика когерентной теории истины. Соотношение теоретико-модельной и истинностно-значной семантики. Функциональное соотношение теории корреспонденции и когеренции в логической семантике.



3.2. Практический блок учебных единиц.

3.2.1. Вопросы для систематизации материала, виды вариативных заданий и литература.
Семинар 1. «Истинность в возможных и невозможных мирах» (4 часа).

1. Истинность в экстенсиональных и интенсиональных контекстах.

2. Истинность в теоретико-игровой и поверхностной семантиках.

Литература:



    1. Герасимова И.А. «Возможные миры» и «ситуации» в анализе познавательных установок, Неклассические логики, М.,1985.

    2. Исследования по неклассическим логикам, М., 1989.

3. Мадарас А. От Фреге до современной интенсиональной логики.// Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки. М.1984., с.273-289.

4. Скрипник К.Д. Теоретико-игровая семантика и интенсиональная логика. Философские проблемы модальной и интенсиональной логики, М., 1982.



Вариативные задания:

  1. Доклад «Окрестностные семантики С. Крипке».

Литература:

  1. Крипке С. Семантическое рассмотрение модальной логики. // Семантика модальных и интенсиональных логик. М., 1981, с.27-41.

  2. Смирнов В.А. Современные семантические исследования модальных и интенсиональных логик. Вступи­тельная статья. // Семантика модальных и ин­тенсиональных логик. М.Прогресс. 1981.с.5-26.)

  1. Доклад «Прагматика Монтегю».

Литература:

  1. Монтегю Р. Прагматика и интенсиональная логика. // Семантика модальных и интенсиональных логик. М., 1981, с.223-253.

  2. Монтегю Р. Прагматика. // Семантика модальных и интенсиональных логик. М., 1981, с.254-280.

  3. Саболчи А. Моделирование естественного языка в работах Р.Монтегю. // Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки. М. 1984. с.289-302.



  1. Доклад «Семантики для эпистемических логик».

Литература:

  1. Мадарас А. От Фреге до современной интенсиональной логики.// Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки. М.1984., с.273-289.

  2. Малкольм Н. Мур и Витгенштейн о значении выражения «Я знаю» // Флософия, логика, язык. М. 1987. с.234-263.

  3. Рантала В. Знание и интенсиональность. // Исследования по неклассическим логикам. М. 1989. с.86-101.

  4. Смирнов В.А. Современные семантические исследования модальных и интенсиональных логик. Вступи­тельная статья. // Семантика модальных и ин­тенсиональных логик. М.Прогресс. 1981.с.5-26.)


Семинар 2. «Истинность в логике без экзистециальных предпосылок и теории истины» (4 часа)

1. Логики без экзистенциальных предпосылок и проблема установления истинностного значения.

2. Сущность истинностно-значной семантики.

3. Основные характеристики когерентной теории истины.

4. Теория корреспонденции и теория когеренции в логической семантике.

Литература:



  1. Гладких Ю.Г. Логика без экзистенцианальных предпосылок. Ростов-на-Дону. 1984. 110с.

  2. Ляшов В.В. Истинностно-значная семантика и когерентная теория истины. Таганрог, изд. ТГПИ.2005, 73 с.

  3. Ляшов В. В. Семантическая теория истины: гносеологические и логические аспекты. Ростов н/Д, РГУ., 2006.

Вариативные задания:

  1. Доклад «Основные проблемы логики без экзистенциальных предпосылок».

Литература:

  1. Гладких Ю.Г. Логика без экзистенцианальных предпосылок. Ростов-на-Дону. 1984. 110с.

  1. Доклад «Сущность истинностно-значной семантики».

Литература:

  1. Ляшов В.В. Истинностно-значная семантика и когерентная теория истины. Таганрог, изд. ТГПИ.2005, 73 с.

3. Доклад «Основные характеристики когерентности».

Литература:



  1. Ляшов В.В. Истинностно-значная семантика и когерентная теория истины. Таганрог, изд. ТГПИ.2005, 73 с.

  2. Ляшов В.В. К вопросу о когерентной теории истины// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003, №6.

  3. Ляшов В. В. Семантическая теория истины: гносеологические и логические аспекты. Ростов н/Д, РГУ., 2006.


4. Система контроля.

4.1 Тест

1. Определить какие термины изучаются в логике без экзистенциональных предпосылок?

1. Единичные имена

2. Функторы

3. Термины-фикции

2. Кто предлагал использовать «пустой объект» в качестве несобственной дескрипции?

1. Р. Карнап

2. У. Куайн

3. Д. Скотт

3. Кто предложил трактовать высказывания с дескрипциями с помощью контекстуальных определений?

1. Б. Гильберт

2. П. Бернайс

3. Б. Рассел

4. Кто считал, что высказывания с необозначающими терминами являются ложными?

1. Б. Фрассен

2. Я. Хинтикка

3. Х. Леблан

5. Что является значением переменных подстановочной трактовке кванторов?

1. Объекты

2. Термины

3. Предикаты

6. Какие формулы не интерпретируются в истинностно-значной семантике?

1. Замкнутые

2. Содержащие свободные индивидные переменные

7. Какой аспект теории истины присутствует в теоретико-модельной семантике?

1. Прагматический

2. Логический

3. Корреспондентский

8. С каким понятием связан корреспондентский аспект в семантике?


  1. Доказуемость

  2. Выводимость

  3. Именование

9. Каково основное свойство когерентности?

1. Референтность

2. Определимость

3. Системность

10. Какую функциональную роль играет когерентный аспект в теоретико- модельной и истинностно-значной семантике?

1. Дефиницальную

2. Критериальную

3. Экспликативную




4.2. Вопросы для самоконтроля по каждому подмодулю:

4.2.1. Подмодуль 1 «Истинность в логически и эпистемически возможных мирах»

1. Что такое модальность?



  1. Что такое «описание состояний» Р. Карнапа?

  2. В чем главная идея подхода С. Крипке?

  3. В чем заключается его расширения в прагматике Р. Монтегю?

  4. Какие контексты называются когнитивными?

  5. Что подразумевается под термином «когнитология»?

  6. В чем специфика «невозможных миров»?

  7. Как трактуется субъект в теоретико-игровой семантике?

  8. Как связаны между собой понятия истинности и верификации в теоретико-игровой семантике?

  9. В чем различие между глубинной и поверхностной информацией?

10. Чем отличаются эпистемически возможные миры от логически возможных?

4.2.2. Подмодуль 2 «Проблема несуществующих объектов, корреспондентская и когерентная теории истины в логической семантике»

  1. Как модифицируется проблема истинности несуществующих объектов в науке влогико-семантических исследованиях?

  2. Какие взгляды существовали на истинность высказываний, содержащих необозначающие термины?

  3. В чем заключается нестандартное расширение семантической теории Тарского при анализе контекстов с возможно необозначающими терминами?

  4. В чем особенность истинностно-значной семантики?

  5. Каковы основные формы когерентной теории истины?

  6. В чем заключаются главные черты когерентного подхода?

  7. Как соотносятся между собой теоретико-модельная и истинностно-значная семантики?

  8. Как соотносятся между собой когерентная и корреспондентская теории истины в логико-семантических исследованиях?



4.3. Заключительное семинарское занятие модуля реализует Промежуточный рейтинг-контроль, который может проводиться в виде письменного теста, представляющего собой ответы на поставленные преподавателем контрольные вопросы и задачи;
4.4. Индивидуальные собеседования для пропустивших занятия студентов. Вопросы для индивидуального собеседования по каждому подмодулю совпадают с вопросами для самоконтроля.
4.5. Вопросы модуля, выносимые в зачет (экзамен).

1. Парадоксы модальной логики, истина и возможные миры.

2. Окрестностные семантики С. Крипке и прагматика Р. Монтегю.

3. Истина в эпистемических контекстах.

4. Специфика истинности в теоретико-игровой семантике.

5. Поверхностная семантика, информация и истина.

6. Проблема определения истинности высказываний с возможно необозначающими терминами.

7. Основные характеристики истинностно-значной семантики.

8. Когерентные теории истины. Основные характеристики.

9. Функции теорий истины. Корреспондентская и когерентная теории истины в логической семантике.



4.6. СРС




Тема

Формы контроля

Количество часов

1

Проблемы построения модальных и интенсиональных логик.

реферат

4


1. Проблема построения модальной логики

Литература:



  1. Логическая семантика и модальная логика, М., 1967.

  2. Мадарас А. От Фреге до современной интенсиональной логики. // Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки, М., 1984.

  3. Хинтикка Я. Возможна ли алетическая модальная логика?// Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки, М., 1984.

  1. Истинностно-значная семантика Леблана Х.

Литература:

1.Ляшов В.В. Истинностно-значная семантика и когерентная теория истины. Таганрог, изд. ТГПИ.2005, 73 с.

2.Ляшов В.В. К вопросу о когерентной теории истины// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003, №6.

3.Ляшов В. В. Семантическая теория истины: гносеологические и логические аспекты. Ростов н/Д, РГУ., 2006.

3. Сравнительный анализ когерентных теорий истины Эвина А. и Решера Н.

Литература:

1. Ляшов В.В. Истинностно-значная семантика и когерентная теория истины. Таганрог, изд. ТГПИ.2005, 73 с.

2. Ляшов В.В. К вопросу о когерентной теории истины// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003, №6.



3.Ляшов В. В. Семантическая теория истины: гносеологические и логические аспекты. Ростов н/Д, РГУ., 2006.


  1. ГЛОССАРИЙ.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об изучаемом предмете. Такой элемент в нашем знании, который не может быть опровергнут в будущем.

Аналитические и синтетические суждения:-

Аналитические суждения, истинность которых устанавливается на основе логико-семантического анализа их логических и дескриптивных терминов.

Синтетические суждения – суждения, истинность которых может быть обоснована лишь при условии сопоставления их с действительностью, с обращением к внелогической информации о внешнем мире.

«Бритва Оккама» - методологический принцип, сформулированный английским философом и логиком У. Оккамом и требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте.

Возможность логическая – одна из модальных характеристик высказывания. Высказывание возможно, если его отрицание не является логически необходимым.

Высказывание – предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении заключений из гипотез и других посылок.

Денотат (десигнат, референт, предметное значение) – в логике и семантике предмет, обозначаемый собственным именем некоторого языка (константой или термом).

Знак – материальный предмет, служащий в процессе мышления и коммуникации, представителем другого материального предмета.

Интенсионал – смысл общего имени.

Истинностное значение – одна из возможных характеристик высказывания сточки зрения соответствия его описываемому фрагменту действительности (денотат высказывания).

Логика эпистемическая – раздел модальной логики , исследующей логические связи высказываний, включающих понятия «знаю», «полагаю», «убежден» и т.д.

Математическая логика – занимается построением формальных систем и исследованием таких формальных свойств, как полнота и непротиворечивость.

Метаязык – язык, средством которого исследуются и описываются свойства другого языка (объектного).

Модальная логика – раздел неклассической логики, в котором исследуются логические связи модальных высказываний (высказываний, включающих модальность).

Модальность – способ существования какого-либо объекта, способ протекания какого-либо процесса или же способ понимания суждения об объекте, явлении, событии или процессе. В семиотике модальность указывает на статус реальности, требуемой знаком, текстом или стилем, а также выражает онтологический статус сообщения и его значимость в качестве истины или факта.

Модель семантическая – система значений, приписываемых выражениям некоторого формализованного языка (интерпретация).

Необходимость логическая – одна из модальных характеристик высказывания: необходимым является высказывание, отрицание которого логически невозможно.

Объектный язык – язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их свойств и отношений.

Описание состояния – термин Р.Карнапа для обозначения одного из возможных распределений истинностных значений атомарных высказываний некоторого языка. Это конкретизация идеи возможного мира.

Относительная истина – истина приблизительная, неполная, включающая элементы знания, которые могут уточняться, изменяться, исправляться.

Предметная область – универсум рассуждения – множество объектов, рассматриваемых в пределах отдельного рассуждения, научной теории (объекты, свойства и функции).

Семантика логическая – раздел металогики исследующий отношения языковых выражений к обозначаемым объектам и выраженному содержанию.

Семантическое понятие истины – классическое понятие, уточненное с помощью средств логической семантики А. Тарским.

«Р» истинно, если и только если Р



Семантическая истинность – соответствие приписывания предиката суждения его субъекту на основе присущности свойств или отношений, обозначаемых предикатом, объектом, обозначаемым субъектом суждения.

Философия логики – изучает формальные системы, рассматривая вопрос об области их применения.

Философская логика – исследует «словарь»: что входит в состав высказывания, в чем состоит «логическая форма», следование, модальность и т.д.

Экспликация – уточнение понятий и утверждений естественного и научного языка с помощью средств символической логики.

Экстенсионал – класс объектов, обозначаемым общим именем.




Ставить кому-нибудь памятник при жизни значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет. Артур Шопенгауэр
ещё >>