Учебно-методический комплекс Учебной дисциплины «История зарубежной философии» федерального компонента цикла опд специальности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс Учебной дисциплины «История философии... 1 117.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «история зарубежной литературы... 4 598.99kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»... 3 377.41kb.
Программа учебной дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины... 8 1258.99kb.
Учебно-методический комплекс историография зарубежной истории для... 3 699.59kb.
Учебно-методический комплекс Учебной дисциплины «Философия К. 1 144.05kb.
Исторический факультет 1 250.63kb.
Исторический факультет 1 323.08kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента по специальности... 4 439kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 5 755.07kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 2 773.19kb.
Семинар №17 Современная западная философия План семинара Культурно-исторические... 1 47.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс Учебной дисциплины «История зарубежной философии» федерального - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии




Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ


На заседании кафедры _______________ ЮФУ Декан факультета

Протокол №______ (зам.декана по учебной работе)

«___»____________200 г. __________________________

Зав.кафедрой________________ __________________________

«____»_______________200 г.


Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины «История зарубежной философии»

федерального компонента цикла ОПД

специальности 030101 (020100) – «философия (ОЗО)»
Составитель К.ф.н., доц. ТищенкоЮ.Р.

Ростов-на-Дону

2009




Пояснительная записка:



Цели курса: познакомить студентов с философскими идеями второй половины 19 века и начала 20 века, которые позволяют не только осознать интеллектуальные процессы того времени, но и подготовить студентов к восприятию современной мировой философии.
Задачи курса: осветить следующие философские школы и направления:

  • Формирование и разложение гегелевской школы. Возникновение и развитие младогегельянского движения.

  • Философия Фейербаха и Маркса.

  • Возникновение неокантианства с его попытками дать адекватное понимание математического естествознания и определить специфику наук о культуре.

  • Философия жизни и культуры в лице Бергсона, Зиммеля и Шпенглера



Место в учебном процессе: Изучение настояшего курса в 7м семестре опирается на изученную ранее проблематику фундаментальной философии, логики и предшествующие части дисциплины «История зарубежной философии». Вместе с тем данная часть в определенном объеме фундирует в дальнейшем изучение современной мировой философии.



Учебно-тематический план курса:

Название темы

Лекции

Семинары

СРС

Организационное

занятие


2 часа




2 часа

Философия Л.Фейербаха

2 часа

2 часа

3 часа

Философия К.Маркса

2 часа

2 часа

4 часа

Неокантианство

2 часа

2 часа

2 часа

Неокантианство

2 часа

2часа

2 часа

Книга О.Шпенглера «Закат Европы

2 часа

2 часа

4часа

Социология знания

2 часа




2 часа

Итого: 14 часов лекций, 10семинаров,19 СРС




Программа курса:


Философия младогегельянства.

Возникновение гегелевской школы и начало ее разложения. Становление левого гегельянства. Историко-критический метод Д. Штрауса. Философия истории В. Бауэра. Философия действия А. Цешковского и М. Гесса.

Книга М. Штирнера "Единственный и его собственность". Содержание книги Штирнера. Отчуждение личности как социально-психологическая проблема - центральный пункт философии Штирнера. Идея личности в учении Штирнера.
Философия Л. Фейербаха.

Философская биография Фейербаха. Критика философии Гегеля. Связь идеализма с религией. Критика идеализма с антропологической точки зрения. Коммуникативный характер сущностных свойств человека. Сущность религии. Соотношение теологии и спекулятивной философии. Религия и культура. Религия в перспективе эпох. Этической учение. Специфика эвдемонизма Фейербаха. Чувственность - основа морали. Этика и политика.


Философия К. Маркса.

Естественно-исторический характер природы человека. Человек - природа. материалистическое понимание истории. Человек - общество. Идеальное. Историческое назначение капитала. Первое изложение собственной философской концепции в общем виде (1844 г). Труд как процесс опредмечивания - распредмечивания и самоутверждения. Природа человеческой чувственности. Индивидуальное и общественное. Историко-материалистическое истолкование отчуждения труда. Механизм экономического исследования. Социологический анализ познавательного процесса в "Теориях прибавочной стоимости".




Неокантианство.

Период зарождения (О. Либман, Ф. Ланге, Г. Гельмгольц). Книга Ф. Ланге "История материализма". Период расцвета (90-е годы XIX века - 20-е годы XX века). Русское неокантианство. основные принципы неокантианской философии. Марбургская школа. Понимание философии и культуры Г. Когеном. Истолкование предмета познания. Логика, этика и эстетика - "истинная философия культуры". Г. Коген и Марно. Теория этического социализма. П. Наторп: проблемы социальной педагогики и характеристика трансцендентального метода. Философия Э. Кассирера. Баденская школа. Принцип классификации наук. Два научных метода. Понятие субъекта и трансцендентального долженствования. Учение о ценностях. Ценности и действительность. истолкование смысла.


Г. Зиммель: философия культуры.

Философия истории. Понимание предмета философии. Метафизика жизни и смерти. Сущность культуры и ее трагедия.


Книга О. Шпенглера "Закат Европы".

Философия истории. Душа - жизнь - мир. Исторический и естественно-научный способы познания мира. Критика теории прогресса. Понятие замкнутых культурных циклов. Морфология культур. Физиогномика. Философия культуры. Становление и ставшее. Различение двух фактов сознания. Противоположность живого и мертвого. Культура как процесс и результат заклинания страха. Культура цивилизация.


Социология знания.

Предмет социологии знания. Предпосылки социологии знания. Немецкая философско-социологическая традиция. Дюркгеймовская школа социологии и психологии. Идеи социологического анализа сознания в работе Маркса и Энгельса "Немецкая идеология". Идеи историзма Дильтея и культурно-исторического синтеза Трельча. Сборник "Попытка социологии знания" (1924), составленный М. Шелером. Работа Д. Лукача "История и классовое сознание"(1924). М. Шелер "Формы знания и общество" (1926). К. Мангейм "Идеология и утопия" (1929). Проблематика социологии познания в СССР.



Литература

по курсу
Список является дополнительным к той литературе, которая указана в планах семинарских занятий.


  1. Дюркгейм. Э. Социология и теория познания. // Новые идеи в социологии. Вып. 2. СПб., 1914

  2. Давыдов Ю. Н. Макс Шелер как социолог науки. // Концепции науки в буржуазной философии и социологии. М., 1973.

  3. История философии. Учебник для высших учебных заведений. "Феникс", Ростов-на-Дону, 1999.

  4. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976.

  5. Старк Г. В. Социологический анализ познавательного процесса в "Теориях прибавочной стоимости" К. Маркса. Изд-во РГУ, 1976, с. 44 - 144.

  6. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры. // Вопросы философии, 1995, № 8.


Учебно-тематиченский плаг семинарских занятий

Семинар № 1

Л. Фейербах: критика идеализма и специфика собственной материалистической концепции.
Доклады:

  1. Л. Фейербах о сущности религии.

  2. Л. Фейербах о сущности человека.

  3. Этическое учение Л. Фейербаха.


Примерные вопросы для выступлений:


  1. Л. Фейербах о соотношении теологии и спекулятивной философии.

  2. Религия и культура.

  3. Религия в перспективе эпох.

  4. Чувственность - основа морали.

  5. Специфика эвдемонизма Л. Фейербаха.

  6. Критика Фейербахом философии Гегеля.


Тексты:

Фейербах Л. К критике философии Гегеля. // Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1, М., 1955, с. 53-96.

Фейербах Л. Отношение к Гегелю. // Л. Фейербах. История философии. Собрание произведений в трех томах, Т. 3, 1967, с. 373-389.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего. // Л. Фейербах. Избранные философские произведения. Т.1, М., 1955, с. 136-204.

Фейербах Л. Эвдемонизм. // Там же, разделы 1, 2, 5, 6, 10, 11.

Онтология мировой философии 4-х томах, Т. 3, М., 1971, с. 443-490.



Семинар № 2

К. Маркс. "Экономическо-философские рукописи 1844 года": первое изложение собственной философской концепции в общем виде.
Доклады:

  1. Природа человека (Единство человека и природы, естественного и общественного в человеке. Труд как процесс опредмечивания-распредмечивания и самоутверждения. Природа человеческой чувственности. Индивидуальное и общественное. Соотношение позиций Фейербаха и Маркса о сущности человека.)

  2. Историко-материалистическое истолкование отчуждения труда. (Отчуждение продукта труда. Самоотчуждение рабочего. Отчуждение труда и частная собственность. Критика уравнительного коммунизма. Различие в понимании отчуждения Марксом и Гегелем.)


Тексты:

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 42, с. 41-174, в особенности с. 43-45, 86-99, 113-127, 152-174.

(Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 519-521, 559-572, 585-598, 621-642.)
Литература:

Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1988, с. 224-238, 200, 221. (Марксистская философия в XIX веке. Книга первая. М., 1979, с. 131-146, 124-131, 114-124)

Любутин К. Н. Уроки философии Л. Фейербаха. Проблема единства субъекта и объекта. // Философские науки, 1975, № 2

Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 187-209. (Его же. Проблемы общей психологии. М., 1976, с. 47-66)

Чангли И. И. Труд. М., 1973, с. 340-354.

Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980, с. 283-296.

Кешелава В. В. Гуманизм действительный и мнимый. М., 1973, с. 103-112, 161-181.
Дополнительная:

Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., 1962, с. 41-70.

Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972, с. 110-134.
Семинар № 3

Неокантианство: марбургская и баденская школа.
Доклады:


  1. Проблема предмета познания и интерпретация кантовской "вещи в себе". Требование трансцендентального метода в философии марбургской школы.

  2. Этика марбургской школы. Концепция "этического социализма".

  3. Действительность и ценность. Понятие смысла.

  4. Науки о природе и науки о культуре.


Тексты:

Наторп П. Кант и Марбургская школа. // Новые идеи в философии. Вып. 5. СПб., 1913

Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912, с. 5-24, 31-86.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология. XX век. Антология. М., 1995, с. 69-101.

Виндельбанд В. История и естествознание. // В. Виндельбанд. Прелюдии. СПб., 1904.
Литература:

Бакрадзе К. . Избранные философские труды. Тбилиси, 1973, Т. 3, с. 152-217, 217-297.

Мотрошилова Н. В. Неокантианство.// История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3, М., 1998, с. 65-81.

Богомолов А. С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969, с. 29-45, 45-56.

(Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX - начала XX века. М., 1988, с. 118-152, 152-179; Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 1977, с. 98-120)

Семинар № 4

Философия Э. Кассирера.
Доклады:


  1. Проблема человека в философии Э. Кассирера. (Анализ эволюции философско-антропологических воззрений от Древней Греции до Нового времени. Кассирер о двух подходах к выявлению сущности человека. Отличие человеческого символизма от животного.)

  2. Философия символических форм. (Понятие символической формы. Функция знака. Проблема значения. Проблема репрезентации. Идеальные смыслы знака.)

  3. Техника современных политических мифов

  4. Реферат статьи М. Е. Соболевой "Система и метод в философии символических форм Э. Кассирера".


Тексты:

Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. М., 1988, с. 3-30

Кассирер Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы. // Культурология. XX век. Антология. М., 1995, с. 163-212.

Кассирер Э. Техника современных политических мифов. // Вестник Московского ун-та ,серия 7, философия, 1990, № 2, с. 58-69.


Литература:

Иванов А. В. Философская судьба Э. Кассирера. // Вестник Московского ун-та, серия 7 философия, 1990, № 2, с. 44-58.

Соболева М. Е. Система и метод в философии символических форм Э. Кассирера. // Вопросы философии, 2000, № 2, с. 87-100.

Эрнст Кассирер и философия символических форм. // Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4 От романтизма до наших дней. СПб., 1977, с. 280-282.



Семинар № 5

Книга О. Шпенглера "Закат Европы".
Доклады:

  1. Философия истории О. Шпенглера. (Душа и мир. Природа и история. Идея прогресса и идея круговорота. Историческая закономерность и идея судьбы. Морфология культур. Физиогномика. От локальных цивилизаций к всемирному историческому процессу.)

  2. Апполоновская, фаустовская и магическая души и соответствующие им культуры.


Тексты:

  1. Шпенглер О. Закат Европы. Том 1. Образ и действительность. - Новосибирск, 1993, с. 34-82, 86-95, 156-181, 259-291.

  2. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность. - М., 1993, с. 128-176, 183-188, 248-272, 345-387.

  3. Шпенглер О. Закат Европы. Том 2.// Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991, с. 37-45.



Литература:

  1. Свасьян К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу.// Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность. М., 1993, с. 5-122.

  2. Аверинцев С. С. Морфология культуры О. Шпенглера. // Вопросы литературы, 1968, № 1.

  3. Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М., 1991, с. 64-75, 75-81.

  4. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991, с. 11-15.

  5. Богомолов А. С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969, с. 146-165. (Современная буржуазная философия. М., 1972, с. 140-150; Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 1977, с. 198-204)

  6. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX - начала XX века. М., 1988, с. 413-459.

  7. Асмус В. Ф. Маркс и буржуазный историзм. // В. Ф. Асмус. Избранные философские труды. М., 1971, Ч. II, гл. XVI - XVII.

  8. Чесноков Г. Д. Современная буржуазная философия истории. Горький, 1972, с. 43-66. (Теория локальных культур О. Шпенглера.)


Темы

контрольных работ
Контрольная работа представляет собой реферат одного из предложенных текстов.

Замена задания и дублирование не допускается.



Объем реферата от 12 листов школьной тетради до 1 п. л.


  1. Наследники Гегеля. // Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. Критический анализ. Киев., 1983.

  2. Младогегельянская критика Гегеля. // Лазарев В. В., Рау И. А. Гегель и философские дискуссии его времени. М., 1991.

  3. Прошлое, настоящее и будущее. Критика гегелевского историзма. (Философия Цешковского и Гесса).// Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. Критический анализ. Киев., 1983.

  4. Ильенков Э. В. Идеалистическое и материалистическое понимание тождества мышления и бытия. Взгляды Фейербаха. // Историко-философские очерки. М., 1964.

  5. Любутин К. Н. материалистическое обоснование единства субъекта и объекта в философии Л. Фейербаха. // Его же. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М., 1981

  6. Любутин К. Н. Проблема отчуждения: критика религии (Фейербах). //Его же. Фейербах: философская антропология. Свердловск, 1988

  7. Любутин К. Н. Уроки философии Л. Фейербаха. Проблема единства субъекта и объекта. //Философские науки, 1975, № 2.

  8. Гулыга А. В. Во имя человека (Фейербах). // А. В. Гулыга Немецкая классическая философия. М., 1986.

  9. Митюшин А. А. Антропология Л. Фейербаха и проблема активности субъекта. // Вопросы философии ,1972, № 9.

  10. Гуровский М. Б. Месть индивида в марксовой исторической концепции. // Его же. Философские основания культурологии. М., 1977.

  11. Ойзерман Т. И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы.. //Вопросы философии, 2001, № 2.

  12. Ойзерман Т. И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм. // Вопросы философии, 2002, № 2, 3.

  13. Ватин И. В., Тищенко Ю. Р. Исторический процесс как становление человеческой индивидуальности. // Проблема человека в "Экономических рукописях 1857-1859 годов" К. Маркса. Изд-во РГУ, 1977.

  14. Батищев Г. С. "Капитал" как философское произведение. //"Капитал" Маркса, философия и современность. М., 1968.

  15. Батищев Г. С. Марксова концепция овещнения. Процесс овещнения как созидание превратных форм и разобщенности.// Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.

  16. Батищев Г. С. Марксова технология социальных связей и ее значение для критики субстанциализма и анти-субстанциализма.. // Там же.

  17. "Капитал" и философская школа Г. В. Плеханова. //Пустарнаков В. Ф. "Капитал" К. Маркса и философская мысль в России. (конец XIX - начало XX века) М., 1974.

  18. Классен Э. Г. Проблема идеального и ее разрешение К. Марксом. // Его же. Идеальное. Красноярск, 1984.

  19. Мамардашвили М. Анализ сознания в работах К. Маркса. //Его же. Как я понимаю философию. М., 1990.

  20. Соловьев Э. Ю. Личность и ситуация в социально-политическом анализе Маркса .// Его же. Прошлое толкует нас. М., 1991.

  21. Марксхаузен Томас. Понятие отчуждения в рукописи 1857-1858 гг. // Первоначальный вариант "Капитала" (Экономические рукописи К. Маркса 1857-1858 годов) М., 1987, с. 272-288.

  22. Ильенков Э. В. Способ восхождения от абстрактного к конкретному в "Капитале" Маркса. // Э. В. Ильенков. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997, с. 301-376.

  23. Давыдов Ю. Н. Отчуждение и культура. Эволюция понятия отчуждения. // Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980.

  24. Межуев В. М. Был ли Маркс утопистом?// Карл Маркс и современная философия. М., 1999.

  25. Кантор К. М. Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм. // Вопросы философии, 1995, № 12

  26. Длугач Т. Б. Понятие "вещи в себе" и его переосмысление в философии Марбургской школы неокантианства. //"Критика чистого разума" Канта и современность. Рига, 1984.

  27. Кассирер Э Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры. // Э. Кассирер. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

  28. Зотов А. Ф. Неокантианство: редукция философии к методологии. // Зотов А. Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  29. Филиппов Л. И. Неокантианство в России. // Кант и неокантианцы. М., 1978.

  30. Гриценко А. М. Философия культуры Марбургской школы. Минск, 1984.

  31. Лисовенко Н. А. Философия религии Марбургской школы неокантианства. Киев, 1983.

  32. Богомолов А. С. Кант, кантианство и европейская философия XIX века. // Кант и кантианцы. М., 1978.

  33. Кравченко А. А. Философия культуры Э. Кассирера. // Кант и кантианцы. М., 1978.

  34. Соболева М. Е. Система и метод в философии символических форм Э. Кассирера. // Вопросы философии, 2000, № 2.

  35. Кассирер Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы.// Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

  36. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. // Вестник Московского Ун-та, серия 7, философия, 1990, № 2.

  37. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры. // Вопросы философии, 1995, № 8.

  38. Виндельбанд В. Что такое философия.// В. Виндельбанд. Избранное. Дух и история. М., 1995.

  39. Яковенко Б. Вильгельм Виндельбанд. // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

  40. Риккерт Генрик. Философия истории. // Г. Риккерт. Философия жизни. Киев, 1998.

  41. Риккерт Г. О понятии философии.//Там же.

  42. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.// Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

  43. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры.// Георг Зиммель. Избранное. Том первый. Философия культуры. М., 1996.

  44. Зиммель Г. О сущности культуры. // Там же.

  45. Зиммель Г. Кризис культуры. // Там же.

  46. Свасьян К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу. // Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. Т. 1, М., 1993.

  47. Аверинцев С. С. "Морфология культуры" Шпенглера. // Новые идеи в философии. Ежегодник. 1991.

  48. Тавризян Г. М. Наука и мир в морфологии культуры О. Шпенглера. // Вопросы философии, 1984, № 8.

  49. Сербенко Н. И., Соколов А. Э. Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина) // Философские науки, 1990, № 7.


Самостоятельная работа студентов:
Методические рекомендации: Каждый студент готовит письменный реферат по одному из текстов, которые рекомендованы к вопросам, вынесенным на самостоятельное изучение. Объем реферата не менее 12 листов школьной тетради или до 1 печатного листа (машинописного или компьютерного набора).

Форма контроря СРС: реферат сдается преподавателю за один месяц до окончания семестра.

По всем остальным вопросам студент готовится к собеседованию, которое проводится в одну встречу, не более чем по двум вопросам, в заранее обусловленное время. По каждому из вопросов при подготовке используются не менее двух из числа рекомендованных источников.




Вопросы для самостоятельного изучения:


  1. Размежевание старо- и младогегельянства. Историко-критический метод Д. Штрауса. Философия истории Б. Бауэра.

  2. Философия действия А. Цешковского и М. Гесса.

  3. Идея личности в книге М. Штирнера "Единственный и его собственность"

  4. Философия Маркса сегодня.

  5. Проблемы познания и культуры в философии неокантианства.

  6. Философия культуры Г. Зиммеля.

  7. Социология знания К. Мангейма.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И РЕФЕРИРОВАНИЯ.


  1. Штраус.//Антология мировой философии в четырех томах, том 3, Москва, изд-во "Мысль", 1971., с 403 - 408.

    1. Бауэр// Там же ,с. 408 - 413

    2. Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. Критический анализ. Киев, изд-во "Наукова думка", 1983.

    3. Лазарев В. В., Рац И. А. Гегель и философские дискуссии его времени. М., "Наука", 1991.

    4. Корню О. Карл Марк и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность. Перевод с немецкого. Том первый. М., 1959, с. 143 - 222.




  1. Цешковский // Антология мировой философии в четырех томах. Том 3, М., "Мысль", 1971, с. 422 - 428.

    1. Гесс // Там же, с. 419 - 422.

    2. Малинин В. А., Шинкарук В. И. Август фон Цешковский "Пролегомены к историософии" //Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. Критический анализ. Киев, "Наукова думка", 1983, с. 117 - 129.

    3. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. М., "Высшая школа", 1976, с. 475 - 479.




  1. Штирнер Макс. "Единственный и его собственность", Харьков, "Основа", 1994.

    1. Штирнер //Антология мировой философии в четырех томах. Том 3, М., "Мысль",1971, с. 416 - 419.

    2. Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. Критический анализ. Киев, "Наукова думка", 1983, с. 182 - 199.

    3. Лазарев В. В., Рац И. А. М. Штирнер. разрушение абсолютного и авторитетов как внутренняя гарантия свободы.

    4. Ильин И. Идея личности в учении Штирнера.// Ж. Вопросы философии и психологии, 1911, кн. 106.

    5. Корню О. Книга Штирнера "Единственный и его собственность", первоначальная критика Штирнера (Энгельсом)// Корню О. К. Маркс и Ф. Энгельс. жизнь и деятельность. Том 3, М., "Прогресс", 1968, с. 101 - 128.

    6. Левит Карл. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. СПб, "Владимир Даль, 2002, с. 223 - 226, 412 - 414, 479 - 480, 502 - 504, 550 - 554.

    7. Баллаев А. Б. К. Маркс и М. Штирнер. Спор об "иерархии". // Карл Маркс и современная философия. М., ИФ РАН, 1999, с. 291 - 301.




  1. Михайлов Ф. Т. Карл Маркс и проблема тождества бытия и сознания // Карл Маркс и собственная философия. Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К. Маркса. М., ИФ РАН, 1999.

    1. Межуев В. М. Был ли Маркс утопистом// Там же.

    2. Гобозов И. А. Парадигмальный характер материалистического понимания истории // Там же.

    3. Сухов Д. А. Идеи Маркса в русской философии // Там же.

    4. Пустарнаков В. Ф. Парадоксы в истории марксизма в России // Там же.

    5. Ойзерман Т. И. Опыт критического осмысления диалектического материализма. //Вопросы философии, 2000, № 2

    6. Рокмор Т. Об открытии Маркса после марксизма // Вопросы философии, 2000, № 4

    7. Ойзерман Т. И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии, 2001, № 2

    8. Межуев В. Н. Выступление на обсуждении книги Т. И. Ойзермана "Марксизм и утопизм" в редакции журнала "Вопросы философии"// Вопросы философии, 2004, №2, с. 52 - 63.

    9. Михайлов Ф. Т. Выступление на обсуждении книги

Т. И. Ойзермана "Марксизм и утопизм"// Там же, с 83 -

89.


4.10 Орлов В. В. Письмо в редакцию ж. "Вопросы философии" // Там же, с. 99 - 105.


  1. Кравченко А. А. Философия культуры Э. Кассирера // Кант и кантианцы. М., 1978.

    1. Длугач Т. Б. Логические обоснования научного мышления в Марбургской школе неокантианства. // Там же.

    2. Длугач Т. Б. Понятие "вещи в себе" и его переосмысление в философии Марбургской школы неокантианства" // "Критика чистого разума" Канта и современность. Рига, 1984.

    3. Лисовенко Н. А. Философия религии Марбургской школы неокантианства. Киев, "Наукова думка", 1983.

    4. Грищенко А. М. Философия культуры Марбургской школы. Минск, 1984,

    5. Свасьян К. А. Проблема человека в философии Э. Кассирера. // Буржуазная философская антропология XX века, М., 1986.

    6. Свасьян К. А. Философия культуры Кассирера// Вопросы философии. 1984, № 9

    7. Лосев А. Ф. Теория мифического мышления у Э. Кассирера // Кассирер Эрнст. Избранное. Опыт о человеке. М., "Гардарика", 1998.

    8. Фохт Б. А. Понятие символической формы и проблема значения в философии языка Э. Кассирера. // Там же.

    9. Фохт Б. А. Понятие символической формы и проблема значения философии языка Э. Кассирера. // Вопросы философии, 1998, № 9




  1. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М., "Юрист" 1996.

6.1. Зиммель Г. О сущности культуры// Там же.

6.2. Зиммель Г. Изменение форм культуры // Там же

6.3. Зиммель Г. Кризис культуры // Там же.

6.4. Зиммель Г. Конфликт современной культуры.// Там же.

6.5. Ионин Л. Г. Конфликт и трагедия культуры //

Ионин Л. Г. Георг Зиммель - социолог. М., "Наука", с. 77 - 103




  1. Манхейм Карл. Идеология и утопия.// Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., "Юрист", с. 158 - 260.

    1. Фогараши А. Социология знания и социология интеллигенции. // ж. "Под знаменем марксизма", 1930, № 7 -8.

    2. Шульце Г. Критика "социологии знания" К. Манхейма// Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972.

    3. Шафф А. "Социология знания" Манхейма и проблема объективной истины.// Вопросы философии, 1956, № 4

    4. Москвичев Л. Н. Антимарксистская сущность социологии знания К. Мангейма.// Москвичев Л. Н. Современная буржуазная философия знания. Критические очерки. М., "Мысль", 1977.


Вопросы

к экзамену


  1. Размежевание старо- и младогегельянцев. Историко-критический метод Д. Штрауса. Философия истории Б. Бауэра.

  2. Философия действия А. Цешковского и М. Гесса.

  3. Книга М. Штирнера "Единственный и его собственность".

  4. Фейербах. Критика идеализма и специфика собственной материалистической концепции.

  5. Фейербах. Сущность религии.

  6. Фейербах. Идея целостности человеческого существования.

  7. Фейербах. Этика.

  8. Маркс. "Экономическо-философские рукописи 1844 г.": природа человека.

  9. Маркс. "Экономическо-философские рукописи 1844 г.": историко-материалистическое истолкование отчуждения труда.

  10. Маркс, Энгельс. "Немецкая идеология": материалистическое понимание истории.

  11. Маркс. Человек - общество. Идеальное.

  12. Маркс. Историческое назначение капитала.

  13. Маркс. "Теории прибавочной стоимости": социологический анализ познавательного процесса.

  14. Возникновение неокантианства.

  15. Проблема познания в Марбургской школе неокантианства. Требования трансцендентального метода.

  16. Коген. Теория этического социализма.

  17. Риккерт. Учение о ценностях.

  18. Виндельбанд и Риккерт: науки о природе и науки о культуре.

  19. Кассирер. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры.

  20. Кассирер. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы.

  21. Кассирер. Техника современных политических мифов.

  22. Кассирер. Естественнонаучные понятия и понятия культуры.

  23. Философия Г. Зиммеля.

  24. Шпенглер. "Закат Европы": мир как природа и мир как история

  25. Шпенглер. "Закат Европы": понятие души культуры, объективация души.

  26. Шпенглер. Культура и цивилизация.

  27. Дюркгейм. Коллективные представления как выражение социальных структур.

  28. Шелер. Исследование науки в контексте социологии знания.


Программа к итоговому государственному экзамену:

Часть 1 Философская биография Л.Фейербаха. Идея целостности человеческого существования. Коммуникативный характер сущностных свойств человека.. Критика идеализма с антропологической точки зрения. Определяющая роль чувственности в человеческом мировоззрении. Сущность религии. О соотношении теологии и спнеклятивной философии. Религия в перспективе эпох. Этическое учение Фейербаха. Специфика эвдемонизма Фейербаха. Чувственность- основа морали.

Часть 2 «Экономическо-философские рукописи 1844 гола»- первое изложение философии Маркса в общем виде. Единство человека и природы. Природа человеческой чувственности. Соотношение позиций Фейербаха и Маркса о сущности человека. Историко-материалистическое истолкование отчуждения труда. Два виде отчуждения труда. Отчуждение труда и частная собственность.

«Капитал»: механизм экономического исследования. Логическое и историческое в «Капитале».Критика антиисторизма буржуазной политической экономии.

«Теории прибавочной стоимости» К.Маркса как социологический анализ познавательного процесса.

Вопросы:


  1. Философия Л.Фейербаха

  2. Философия К.Маркса.


Темы курсовых и дипломных работ:


  1. Понятие «общения» в философии Л.Фейербаха;

  2. История как процесс развития самодеятельных организмов;

  3. К.Маркс «Капитал»: проблема сознательного и бессознательного;

  4. К.Маркс «Капитал»: общественный процесс производства как самоизменения индивида, совпадающее с изменением обстоятельств;

  5. К.Маркс «Капитал»: самоосуществление индивида как действительная свобода;

  6. К.Маркс о совпадении развития способностей рода «человек» с развитием каждого отдельного человека;

  7. К.Маркс «Капитал»: генезим интеллектуальных потенций в капитадистическом способе производства;

  8. К.Маркс: основные рубежи исторического процесса;

  9. К.Маркс об историческом назначении капитала;

  10. Философская концепция К.Маркса и учебный курс марксистско-ленинской философии в вузах СССР;

  11. Понятие мира и смысла в философии Г.Риккерта;

  12. Концепция культуры в книге О.Шпенглера «Закат Европы»;

  13. «Закат Европы» Шпенглера в зеркале русской философии.


Глоссарий

1. Правогегельянство трактовало философию Гегеля как рациональную форму богословия и подчеркивало незыблемость союза философии и теологии.

2. Младогегельянство (левые гегельянцы) отрицали религиозные мотивы учения Гегеля и подчеркивали решающую роль личностного фактора в истории, противопоставляя его гегелевскому мировому духу.

3. Философия действия А. Цешковского и М. Гесса критикует философию Гегеля за ее обращенность в прошлое, за невнимание к будущему. Если у Гегеля творцом истории является мировой дух, самодеятельный логос, то Цешковский и Гесс делают акцент на деятельности реального человечества, усилиями которого только и создается обетованная земля. Человек не бессознательное орудие в руках Духа. Он сознательный деятель.

4. Идея целостности человеческого существования в философии Л. Фейербаха. Человек от животного, согласно Фейербаху, отличается не только разумом. Человек является универсальным существом. И все его существо отличается от животного. Фейербах стремится рассматривать человека во взаимодействии всех существенных человеческих свойств. Истина, считает он, не в каком-нибудь одном из свойств, а в полноте человеческой жизни. Человек существует, чтобы любить и хотеть.

5. Фейербах о сущности человека. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты.

6. Фейербах о тайне религии. Человек и в этом заключается тайна религии объективирует свою сущность и делает себя предметом этой объективированной сущности, превратившейся в субъект, в личность, он относится к себе как к объекту, но как объекту другого объекта, другого существа.

7. Специфика этики Фейербаха. Мораль не может быть выведена и объяснена из одного только Я или из чистого разума, без чувств. Она может быть объяснена и выведена из связи Я и Ты, данной только посредством чувства в противоположность к мыслящему себя Я. Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределенное между различными лицами, включающее и Я, и Ты, стало быть счастье не одностороннее, а двухстороннее или всестороннее. Поэтому мораль не может абстрагировать от принципа счастья.

8. Философия Маркса возникает при разложении гегелевской философской школы и от всех других философских концепций отличается, по оценке Энгельса (1888 год), тем, что нашла в истории развития труда ключ к пониманию всей истории общества.

9. Маркс. Вся так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.

10. Маркс. Универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть.

11. Маркс. Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы. Общество есть продукт взаимодействия людей.

12. Маркс. История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой стороны видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности.

13. Маркс о действительном жизненном процессе. Определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и политические отношения. Эмпирическое наблюдение должно в каждом отдельном случае на опыте и без всякой мистификации и спекуляции выявить связь общественной и политической структуры с производством. Общественная структура и государство постоянно возникают из жизненного процесса определенных индивидов не таких, какими они могут казаться в собственном или чужом представлении, а таких, каковы они в действительности, т.е. как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действительно проявляют себя при наличии определенных материальных, не зависящих от их произвола границ, предпосылок и условий.

14. Марксова схема материалистического понимания истории. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

15. Согласно Марксу, общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают ли они это, или нет.

16. Обобщенная характеристика Марксом драматических коллизий человеческой истории. Развитие способностей рода человек , пишет Маркс, хотя оно вначале совершается за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов, в конце концов разрушит этот антагонизм и совпадет с развитием каждого отдельного индивида.

17. Понятие идеального, согласно Марксу, характеризует суть человеческой действительности как процесса созидания и трансляции культуры, в основе которого лежит механизм представленности и положенности.

18. Неокантианство философское направление, возникшее после 1865 года в Германии. Оно характеризуется стремлением исследовать закономерности теоретического познания в сфере науки, которая к этому времени стала мощным катализатором всех социальных изменений, и культуры вообще. Поставленные задачи решаются с опорой на принципы философии Канта, что не исключало их критики и модернизации.

19. Марбургская школа неокантианства характеризуется трансцендентально-логическим истолкованием учения Канта. Познание отрывается от психики. Предмет познания не дан, а задан, т.е. формируется в процессе опыта. Главная задача представителей этой школы исследование математического естествознания.

20. Баденская школа неокантианства исходит из трансцендентально-психологического истолкования Канта. Познание понимается как психический процесс, результатом которого является всеобщее знание. Философия понимается как наука о ценностях. Значительное место в Баденской школе занимают исследования методов познания. Науки о природе и науки о культуре разделяются по методу, а не по предмету.

21. Г. Зиммель о типической духовности. Главное для возникновения философии то, что есть, существует типическая духовность. Именно она и есть основа философского мировосприятия. Типическая духовность это не понятие. Это образ. Это глубинное чувство всеобщего момента в индивидуальных убеждениях, переживание этого момента как вещания и всеобщего . Она близка художественной правде, идущей от сердца к сердцу и захватывающей всю душу. Она родственна религиозному чувству. В философском творчестве проявляется типичность духовной индивидуальности, внутренняя объективность личности, покорной лишь своему собственному закону.

22. Г. Зиммель: духовная культура важнейший атрибут человека, конфликт в культуре. Человек отличается от животного стремлением вырваться из естественного хода вещей противопоставить себя окружающему миру. Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь, поднялся до состояния культуры, в ней обнаружили внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть обновление всей культуры.

23. Культуру можно представить, писал Зиммель, как путь души к себе самой. Всякая душа значительно больше того, что она представляет собой в настоящий момент. Каждая душа несет в себе свой собственный проект. Только с реализацией этого проекта личность из возможности становится действительностью.

24. О. Шпенглер. Душа это совокупность возможностей, которым надлежит осуществиться. До этого момента душа находится в дремотном состоянии. Она бессознательна, бесцельна, бесформенна. Пробуждение души приводит к возникновению культуры. Душа воплощается в языке, вероучениях, искусстве, государстве и прочих формах.

25. О. Шпенглер. Жизнь действительность души. В отличии от души жизнь имеет материальную оболочку. Но главное в жизни заключается в том, что каждое ее мгновение тождественно бодрствующему сознанию.

26. О. Шпенглер. Жизнь противостоит миру. Мир это царство механических законов и причинности, т.е. неживая природа. Мир это жизнь, в которой умерла душа.

27. Исторический способ познания Шпенглер противопоставляет естественному и называет его физиогномикой, или перенесением в духовную сферу искусства портрета. Историк подобен художнику. Но пишет он портреты не отдельных людей, а культур. Исторический метод Шпенглер описывает с помощью таких понятий как судьба, глубинное переживание, релятивизм, сочувствие, созерцание, сравнение, внутренняя достоверность. Главное не сумма знаний о прошлой эпохе, а чувство судьбы той или иной культуры, ее стиля, языка.

28. Концепция культуры в книге О. Шпенглера Закат Европы строится на двух постулатах. Во-первых, Шпенглер различает становление и ставшее. Во-вторых, - это различие двух фактов сознания: собственного и чужого. Собственное и чужое характеризуют становление и ставшее.

29. О. Шпенглер. Исток культурного творчества. Душа имеет две стороны: сознательную и бессознательную. Сознательная сторона познала свою конечность. Эта сторона выпадает из процесса движения. Другая сторона бессознательная. Она целиком погружена в процесс жизни. Эта сторона является главной, определяющей, она укоренена в потоке жизненного становления.



Душа стремится найти какие-то формы примирения со своей судьбой, придать ей смысл, заклясть ее. Когда душа познала свою конечность и пытается заклясть ее, то в этой ситуации таится исток культурного творчества в области философии и искусства, религии и этики, науки и техники, экономики и политики. Таким образом, переживание ставшего мира, которое Шпенглер расшифровывает как боязнь мира, является наиболее творческим из всех исконных чувствований.

Содержание



Стр.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………2

  2. Учебно-тематический план курса………………………………………3

  3. Программа курса…………………………………………………………4

  4. Литература к курсу………………………………………………………7

  5. Учебно-тематические планы семинарских занятий……………………8

  6. Список тем контрольных работ ………………………………………..16

  7. Методические рекомендации по самостоятельной работе ……………13

  8. Вопросы к экзамену………………………………………………………20

  9. Программа итогового государственного экзамена…………………….21

  10. Перечень тем для написания курсовых и дипломных работ…………..22

  11. Глоссарий…………………………………………………………………23










Экономия: умение жить сразу после получки на те же деньги, что перед самой получкой. Житель Арканзаса
ещё >>