Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 5 755.07kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 3 732.3kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 6 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 5 946.71kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история 11 2412.88kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных... 3 698.71kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 480.98kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история... 1 320.64kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 5 1089.77kb.
Разработка Сираевой Т. Р. учитель истории и обществознания. 1 96.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ РОССИИ (1861 – 1917гг.)
Специальность – 030401.65 История

Форма обучения: очно – заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск – 2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.


Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6.

СОДЕРЖАНИЕ


2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс курса «История России (1861-1917 гг.)» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ.

Курс «История России (1861-1917 гг.)» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием.



Цели и задачи курса

Ориентирами для работы над курсом являются темы лекций, планы семинарских занятий, представленные в рабочей программе. Источники и учебная литература, необходимые для освоения программы, указаны в списке литературы. Студенты могут также использовать и другие, не вошедшие в этот список, учебные пособия по «Истории России» для высшей школы.



Требования к знаниям, умениям и навыкам

Студент должен:

быть знаком с основными методологическими подходами к изучению истории;

понимать альтернативность, вариативность исторического процесса, уникальность человеческих цивилизаций и культур;

знать и уметь использовать ключевые понятия исторической науки для анализа исторических процессов и событий;

понимать культурно-цивилизационную специфику России, место и роль российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

иметь научное представление об основных этапах в истории Отечества, их хронологии;

знать основные исторические факты, события, имена основных исторических деятелей;

уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому.

В процессе семинарских занятий необходимо:

закрепить знания, усвоенные на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

организовать самоконтроль по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей;

выработать умение использовать понятийный аппарат исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего;

развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступлениях с докладами и сообщениями;

В процессе самостоятельной познавательной деятельности студенту необходимо:

освоить разделы рабочей программы, предназначенные для самостоятельного изучения;

по желанию выполнить одно или несколько индивидуальных заданий;

выработать навыки историографического и библиографического анализа путем написания реферативной работы.




2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Очно-заочная форма обучения


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7




ДЕ I. России второй половины XIX в.

80

20

10

10

60

ДЕ 1


1. Крестьянская реформа 1861 г.

10

4

2

2

6

2. Культура России в первой половине XIX в..

6

-

-

-

6

3. Реформы 1860-1870-х гг.

10

4

2

2

6

4. Социально-экономическое развитие пореформенной России

10

4

-

4

6

5. Освободительное движение 60 - начала 80-х гг. XIX в.

6

-

-

-

6

6. Внутренняя политика самодержавия в 80 - начале 90-х гг. XIX в.

8

2

2

-

6

7. Общественно-политическое движение 80 - начала 90-х гг. XIX в.

10

4

2

2

6

8. Внешняя политика России второй половины XIX в.

8

2

2

-

6

9. Присоединение Средней Азии к России

10

-

-

-

6

10. Культура пореформенной России

6

-

-

-

6

Промежуточный контроль

тестирование




ДЕ II. Россия начала ХХ в.

66

26

10

6

46

ДЕ 2


11. Социально-экономическое развитие в начале XX в.

10

4

2

2

6

12. Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв.

10

4

2

2

6

13. Освободительное движение в России на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905 - 1907 гг.

12

4

2

2

8

14. Внутренняя политика самодержавия в 1907 - 1914 гг.

8

2

2

-

6

15. Россия в Первой мировой воине.

4

-

-

-

6

16. Февральская революция 1917 г.

10

2

2

-

8

17. Культура России конца XIX - начала XX вв.

6

-

-

-

6

Итоговый контроль

экзамен

Итого часов

142

36

20

16

106

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования государственного образовательного стандарта к содержанию курса «история россии (1861 – 1917гг.)»
Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения.

(Мануфактурно - промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г.)
3.2 Содержание учебной дисциплины

ДЕ I. России второй половины XIX в.
Тема 1. Крестьянская реформа 1861 г.

Аудиторная работа.

Основные причины и предпосылки отмены крепостного права. Александр II и его отношение к реформам. Подготовка крестьянской реформы. Создание Секретного комитета. Губернские комитеты. Борьба в них различных дворянских группировок. Проекты, разработанные в черноземных, нечерноземных и степных губерниях. Содержание реформы 1861 г. Крестьянские наделы, повинности, выкупная операция, правовое положение крестьян.



Самостоятельная работа.

Реформа государственных и удельных крестьян. Итоги реформы и ее значение.


Тема 2. Культура России в первой половине XIX в.

Аудиторная работа.

Особенности развития русской культуры первой половины XIX в., причины ее расцвета. Развитие науки и техники. Географические открытия. Особенности литературы. Стилевые направления в русской литературе (классицизм, романтизм, критический реализм) и их представители. Развитие журналистики и книгоиздательства.



Самостоятельная работа.

Искусство. Театр и музыкальная культура. Изобразительное искусство: живопись, скульптура, архитектура.


Тема 3. Реформы 1860-1870-х гг.

Аудиторная работа.

Предпосылки проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Сторонники и противники проведения реформ в правительстве и придворных кругах. Реформаторы (братья Милютины, великий князь Константин и др.). Реформы в сфере управления: земская и городская. Судебная реформа 1864 г.



Самостоятельная работа.

Финансовые реформы (гласность бюджета, создание Государственного и частных банков, акцизная система). Военные реформы (военно-окружная реформа, устав 1874 г.). Реформы в области народного образования.


Тема 4. Социально-экономическое развитие пореформенной России

Аудиторная работа.

Сельское хозяйство. Землевладение и землепользование. Аренда земли. Помещичье и крестьянское хозяйство. Три типа помещичьих хозяйств. Расслоение крестьянства. Крестьянская община. Развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Создание сети железных дорог и специализация районов. Главные районы зернового хозяйства, животноводства, выращивания технических культур. Рост применения вольнонаемного труда и сельскохозяйственной техники. Американский и прусский варианты развития капитализма в сельском хозяйстве России.

Промышленность. Условия развития промышленности в пореформенной России. Влияние железнодорожного строительства на развитие и размещение промышленности. Основные промышленные районы (Центрально-Промышленный, Северо-Западный, Южный, Уральский, Польский). Отраслевая структура. Текстильная, металлургическая и горнодобывающая, машиностроительная, пищевая отрасли. Дискуссия об особенностях и датировке промышленного переворота в России.

Самостоятельная работа.

Формирование классов буржуазии и пролетариата. Основные источники формирования пролетариата, увеличение прослойки постоянных и кадровых рабочих. Пролетарские центры, концентрация рабочих. Облик. Экономическое и правовое положение.

Основные источники формирования буржуазии. Предпринимательская деятельность. Формы организации капитала. Иностранный капитал в экономике России. Представительные организации буржуазии. Благотворительность. Облик.
Тема 5. Освободительное движение 60 - начала 80-х гг. XIX в.

Аудиторная работа.

Освободительное движение 60-х гг. XIX в. Русское общество и реформа 1861 г. Крестьянское движение. Отношение дворянства к реформам, консерваторы и либерально-оппозиционная часть дворянства. Правительственный конституционализм. Польское восстание 1863-1864 гг. Движущие силы и характер восстания. Подавление восстания, репрессии. Аграрная реформа 1864 г. в Польше. Революционные организации 60-х гг. XIX в. «Земля и воля» 60-х гг. XIX в.



Самостоятельная работа.

Революционное народничество 70-начала80-хгг.XIXв. Основные черты и течения в народничестве 70-х гг. (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев). Первое хождение в народ. «Земля и воля» 70-х гг. «Черный передел» и «Народная воля». «Красный террор» в конце 70-х-начале 80-х гг. XIX в. Первые рабочие организации - «Южно-российский союз рабочих» и «Северный союз русских рабочих».


Тема 6. Внутренняя политика самодержавия

в 80 - начале 90-х гг. XIX в.

Аудиторная работа.

Кризис конца 70 - начала 80-х гг. «Белый террор». «Диктатура» Лорис-Меликова. Император Александр III. Правительство Н.П. Игнатьева и его отставка. Поворот к реакции. Идеология реакции 80-х гг. (Победоносцев, Катков, Д. Толстой).



Самостоятельная работа.

Реакция в сферах печати и народного образования. Рабочее законодательство. Социальная политика. Контрреформы.


Тема 7. Общественно-политическое движение

80 - начала 90-х гг. XIX в.

Аудиторная работа.

Демократическое движение. Народничество 80 - начала 90 - х гг. Нечаевщина. Разгром «Народной воли». «Вторые первомартовцы».

Либеральное народничество. Земская оппозиция. Студенческое движение. Крестьянское движение.

Рабочее движение. Стачечная борьба. Морозовская стачка 1885 г. Рабочее движение начала 90-х гг. в Петербурге, Донбассе, Польше.



Самостоятельная работа.

Распространение марксизма в России. Плеханов и группа «Освобождение труда». Первые марксисткие кружки и группы в России (Благоева, Точисского, Бруснева, Федосеева. Социал-демократические организации в Польше и Литве).


Тема 8. Внешняя политика России второй половины XIX в.

Аудиторная работа.

Внешняя политика между Крымской и Русско-турецкой войнами. Горчаков - министр иностранных дел. Русско-китайские отношения в конце 50 - начале 60-х гг. Борьба за отмену статей Парижского договора. Временное сближение с Францией в конце 50 - начале 60-х гг. Отношения с Пруссией. Отмена статей Парижского договора. Союз трех императоров. Восточный вопрос. Причины Русско-турецкой войны. Дипломатия накануне войны. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Военные действия. Итоги войны. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс.



Самостоятельная работа.

Внешняя политика России в конце 70 - начале 90-х гг. Возобновление союза с Германией и Австро-Венгрией. Создание Тройственного союза. Расстановка сил в Европе. Болгарский кризис 1885 г. Сближение с Францией. Русско-французский договор.


Тема 9. Присоединение Средней Азии к России

Аудиторная работа.

Государства Средней Азии. Особенности социально-экономического развития, политического строя и общественных отношений. Предпосылки продвижения России в Среднюю Азию. Завоевание Средней Азии.



Самостоятельная работа.

Последствия присоединения Средней Азии к России.


Тема 10. Культура пореформенной России

Аудиторная работа.

Школа, просвещение. Наука (П.Н. Яблочков, Д.И. Менделеев, А.Ф. Можайский, К.Э. Циолковский, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, В.О. Ключевский и др.). Расцвет литературы (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский и др.). Театр. Музыкальное искусство. «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, А. Бородин и др.). Творчество П.И. Чайковского.



Самостоятельная работа.

Изобразительное искусство. Обличительное направление в живописи конца 50 - начала 60-х гг. XIX в. (В. Перов и др.). «Передвижники» (И. Крамской, Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин и др.). Архитектура второй половины ХГХ в. (стилизаторство, эклектика, русский стиль, модерн).


ДЕ II. Россия начала ХХ в.
Тема 11. Социально-экономическое развитие в начале XX в.

Аудиторная работа.

Продолжение индустриализации. Первые монополии. Экономический кризис и его последствия. Российские предприниматели. Роль иностранных капиталов. Специфика аграрного строя России. Помещичье землевладение. Община. Противоречия социально-экономического развития.



Самостоятельная работа.

Внутренняя политика Николая II на рубеже веков. Самодержавная власть в начале века. Идея народного представительства в общественном сознании и внутренней политике. В.К. Плеве, П.Д. Святополк-Мирский.


Тема 12. Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв.

Аудиторная работа.

Русско-японская война. Инициативы России по всеобщему разоружению. Дальневосточная политика. Русско-японская война: причины, основные сражения, результаты. Сближение России с Англией. Обострение русско-германских отношении. Нарастание угрозы мировой воины.


Тема 13. Освободительное движение в России на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905 - 1907 гг.

Аудиторная работа.

Общественное движение на рубеже веков. Идеи консерватизма, либерализма, социализма, национализма в общественной жизни. Генезис политических партии. Особенности российской многопартийности.

Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, движущие силы, основные этапы и события. Манифест 17 октября 1905 г. Вооруженное восстание в Москве.

Самостоятельная работа.

Основные Законы Российской империи 1906 г. Думская монархия. Итоги революции.


Тема 14. Внутренняя политика самодержавия в 1907 - 1914 гг.

Аудиторная работа.

Реформы П. А. Столыпина. Эволюция политической системы. Аграрная реформа основные положения, ход реализации, итоги. Проекты реформ в области религиозной и национальной политики, местного самоуправления, системы образования, улучшения быта рабочих.



Самостоятельная работа.

Политика в области кооперации. Промышленный подъем. Перестройка аграрных отношений.


Тема 15. Россия в Первой мировой воине.

Аудиторная работа.

Стратегические планы и военный потенциал России и австро-германского блока накануне первой мировой войны. Вступление России в войну. Ход военных действий в 1914 г. Вступление Турции в войну на стороне австро-германского блока. Кампания 1915 г. Кампания 1916 г. Дипломатические отношения России с союзниками в ходе войны.



Самостоятельная работа.

Роль Восточного фронта в войне. Социально-экономическая и политическая обстановка в России в годы войны. Кризис режима.


Тема 16. Февральская революция 1917 г.

Аудиторная работа.

Причины, характер, движущие силы. Особенности Февральской революции. Падение монархии. Двоевластие. Временное правительство, его внутренняя и внешняя политика.



Самостоятельная работа.

Советы.
Тема 17. Культура России конца XIX - начала XX вв.



Аудиторная работа.

Развитие естественных и общественных наук. Стили и течения в искусстве. «Серебряный век» русской поэзии. Русский авангард.



Самостоятельная работа.

Меценаты. Российская культура начала XX в. - составная часть мировой культуры.


3.3 Содержание семинарских занятий
Семинар 1

Буржуазные реформы второй половины XIX в.
1) Социально-политический кризис второй половины 50-х годов

2) Подготовительная работа правительства по отмене крепостного прова.

3) Акты 19 февраля 1861 г., их содержание и значение.
Семинар 2

Буржуазные реформы второй половины XIX в. (продолжение)
1) Причины «цепной реакции» реформ 60-70-х годов.

2) Разработка и реализация земской реформы. Роль земских органов в пореформенной России.

3) Городская реформа. Деятельность городского самоуправления.

4) Проекты и осуществление судебной реформы. «Судебные уставы» 1864 г.

5) Военный министр Д.А. Милютин и реформы в армии.

6) Значение преобразований 60-70-х годов: реформы или «революция сверху».


Литература к 1 и 2 семинару
Источники:

Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.

(ПСЗ. Собрание второе. Т. XXXIX. № 40457) (Извлечения)

Учреждение судебных установлений 20 ноября 1864 г.

(ПСЗ. Собрание второе. Т. XXXIX, № 41475) (Извлечения)

Устав о воинской повинности 1 января 1874 г.

(ПСЗ. Собрание второе. Т. X, IX. Отд. 1, №52983)
Литература:

1) Великие реформы в России 1856-1874 гг. М, 1992. (Обязательное чтение всех разделов).

2) Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.

3) Берг М.А., Черняк Е.Б. Революция европейского масштаба в процессе перехода от феодализма к капитализму // Новая и новейшая история. 1988. № 3.

4) Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М, 1957.

5) Захарова Л.Г. Александр ИII Российские самодержцы. М., 1994.

6) Захарова Л.Г. Освободительные реформы в России 1861-1881 гг.//Знание-сила. 1992. № 2.

7) Захарова Л.Г. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв: М., 1991.

8) Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1989.

9) Литвак Б.Г. Реформы и революции в России // История СССР. 1991. № 2.

10) Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива? М., 1991.

11) Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60 - начале 90-х гг. XIX в. М., 1984.

12) Российские консерваторы. Сб. ст. М., 1997.

13) Российские реформаторы XIX - начала XX вв. Сб. ст. М., 1995.

14) Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978.


следующая страница >>



Вечность не есть сумма времени. Кароль Бунш
ещё >>