Учебно-методический комплекс учебной дисциплины источниковедение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 3 732.3kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 2 773.19kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 480.98kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 6 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 5 1089.77kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 5 1013.66kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 6 1270.46kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 6 1159.89kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 4 866.52kb.
Рабочая программа дисциплины в10 Источниковедение Направление подготовки... 1 127.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины источниковедение - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)



f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

Специальность подготовки – 030401.65 История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12


УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Источниковедение» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием по специальности «история».

Цель курса «Источниковедение» – дать студентам знания в области теории и методологии источниковедения, соответствующие современному уровню развития исторической науки, информацию о сохранившихся комплексах исторических источников и методике работы с ними. В курсе рассматриваются как общие теоретико-методологические вопросы, так и отдельные комплексы источников. Программа строится на сочетании двух принципов – видового и хронологического. Соответственно весь материал о конкретных документальных комплексах состоит из двух разделов: источники по истории России с древнейших времен до XIX в. включительно и источники XX в. Выбранный рубеж обусловлен существенными изменениями, произошедшими в составе корпуса источников в прошлом столетии в связи с появлением новых - аудиовизуальных. В рамках каждого раздела при изучении конкретных видов источников определены свои исторические рубежи, которые учитывают формационные сдвиги в истории государства, этапы в эволюции письменных и аудиовизуальных источников.

Программа дает студентам представления об общих проблемах источниковедения как научной дисциплины и первичное представление и корпусе источников по отечественной истории и проблематике их изучения.

В списке источников и литературы указаны основные учебники и учебные пособия по курсу, а также наиболее важные издания источников различных видов и исторических эпох, монографические исследования и фундаментальные статьи, опубликованные в исторической периодике.



Цели и задачи курса. «Источниковедение» как дисциплина обеспечивает формирование основного профессионального навыка у студентов – умения работать с разнообразными историческими источниками. Для студентов-историков задачи курса могут быть конкретизированы следующим образом:

  1. обеспечить качественную профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов-гуманитариев, способных применять полученные знания и навыки в различных областях общественной жизни;

  2. помочь студенту овладеть основной совокупностью фактов и материалов по источниковедению России и научить оперировать ими в практической деятельности;

  3. изучить со студентами широкий круг научно-исследовательской литературы, познакомиться с основными историческими источниками и важнейшие из них проработать на практических занятиях;

  4. ознакомить студента с основными учениями и теориями в области источниковедения, научить использовать их применительно к различным группам источников, научить «задавать источникам вопросы» и «получать ответы»;

  5. студент должен научиться культуре мышления, уметь выражать свое мнение как в устной, так и в письменной форме.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I


1. Предмет и задачи источниковедения

10

4

2

2

8

2. История источниковедения

10

4

2

2

8

3. Методы исследования источников

12

4

2

2

10

4. Летописание Киевской Руси

10

4

2

2

8

5. Повесть временных лет

16

4




4

12

6. Русское летописание XII–XVI вв.

10

2

2




8

7. Древнерусская литература

10

2

2




8

8. Законодательные документы XI–середины XVII в.

10

2

2




6

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ II


9. Русская Правда

12

4




4

8

10. Делопроизводственные материалы Московского царства

10

2

2




8

11. Законодательные памятники середины XVII – начала XX в.

10

2

2




8

12. Общая делопроизводственная документация государственных учреждений XVIII – первой половины XIX вв.

12

2

2




10

13. Периодическая печать как исторический источник (XVIII – начало XX в.)

12

2

2




10

14. Источники личного происхождения

16

2

2




14

15. Статистические материалы XVIII – начала XX в.

8

2

2




6

Семестровый контроль

Контрольная работа

ДЕ II


16. Советское законодательство

10

2

2




8

17. Литература и искусство: историко-культурный контекст художественного произведения

16

4




4

12

18. Советское делопроизводство

10

2

2




8

19. Периодическая печать СССР

10

2

2




8

20. Источники личного происхождения и мемуары

16

2

2




14

21. Статистические источники советского периода

8

2

2




6

22. Кинофотофонодокументы (КФФД)

18

4

4




14

23. Конструирование источника


24

8




8

16

Промежуточный контроль

Контрольная работа

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

272

68

38

30

204

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Содержание ГОС по дисциплине «Источниковедение»
Теоретические проблемы источниковедения. Типология источников по разным историческим эпохам; характеристика отдельных типов источников. Закономерности возникновения и эволюции источниковой базы. Методологические принципы изучения источников. Методы работы с источниками; проблемы критики источников. Современные методы накопления и анализа источниковой информации. Современные центры хранения исторических источников и принципы их организации. Методика самостоятельной работы с источниками.
3.2 Содержание учебной дисциплины
Тема 1.

Предмет и задачи источниковедения
Аудиторное изучение: Предмет и задачи источниковедения. Определения исторического источника. Классификация исторических источников. Периодизация исторических источников. Виды информации о прошлом. Фиксированные источники информации о реальности. Источниковедение – наука об источниках. Определение предмета и задач источниковедения на различных этапах развития исторической науки. Источниковедение и историческое исследование.

Самостоятельное изучение: Источниковедение и система вспомогательных исторических дисциплин. Исторический источник и исторический факт. Понятие об историческом источнике в различных теориях исторического познания.
Тема 2.

История источниковедения
Аудиторное изучение: Истоки отечественного источниковедения до XVIII в.: накопление практических навыков работы с источниками русскими летописцами, в великокняжеских и приказных канцеляриях. Собирание, изучение и издание исторических источников в ХVIII в. Становление рационалистической критики исторических источников. Исторические работы В.Н. Татищева, Г.Ф. Миллера, И.Н. Болтина и др.

Самостоятельное изучение: Развитие источниковедения в XIX – начале XX вв.: позитивистский, неокантианский и феноменологический подходы в источниковедении.

Источниковедение в XX в.: достижения отечественных и зарубежных исследователей.


Тема 3.

Методы исследования источников
Аудиторное изучение: Метод и структура источниковедческого исследования. Выработка и накопление знаний об исторической критике источников. Взаимодействие исторических концепций и источниковедческих приемов изучения и использования документов. Выделение логических этапов источниковедческого анализа, методы решения исследовательских задач на каждом этапе. Эвристический этап источниковедческого исследования. Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Задачи источниковедческого анализа: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста, установление времени, места, авторства, обстоятельства и мотивов происхождения источника; интерпретация текста, оценка его достоверности, полноты, научной значимости информации.

Самостоятельное изучение: Выработка приемов и методов обработки данных источника. Единство методологии, методики и техники источниковедческого исследования. Источниковедческий синтез.

Тема 4.

Летописание Киевской Руси
Аудиторное изучение: Общая характеристика летописания Киевской Руси. Хронологические рамки развития летописного жанра. Культурно-историческое значение летописных памятников. Функциональное значение летописных памятников.

Количественное и типовое многообразие летописных источников. Классификация летописей в исторической науке XVIII-XIX вв. Современные принципы классификации летописей. Понятия: «свод», «летописец», «хронограф». Общерусское и областное летописание.



Самостоятельное изучение: Изучение летописей в XVIII – первой половине XIX вв. «Скептическая школа». Состояние исследований летописей во второй половине XIX в. Структуралистский подход в изучении летописных памятников. А.А. Шахматов, его вклад в разработку принципов изучения летописных источников. Сравнительно-текстологические методы исследования летописей. Развитие летописного источниковедения в XX в., характеристика и сравнительный анализ двух направлений (традиционное и идеологическое). Летописное источниковедение на современном этапе.

Тема 5.

Русское летописание XII–XVI вв.
Аудиторное изучение: Местное летописание XII–XIII вв. Особенности и характер новгородского и псковского летописания. Проблемы взаимоотношения новгородского и киевского летописания.

Самостоятельное изучение: Зарождение общерусского летописания. Особенности возникновения и развития московского летописания XIV–XV вв. Древнейшие московские своды и их реконструкция. Митрополичье и великокняжеское летописание. Московский летописный свод конца XV в. Общерусский характер московского летописания. Центры общерусского летописания XVI–XVII вв. Общерусские летописные своды конца XV–XVI вв. Особенности общерусского официального летописания. Неофициальное летописание. Местное летописание XIV–XVI вв.: новгородские, псковские и тверские летописи.
Тема 6.

Древнерусская литература


Аудиторное изучение: Понятие «литература», сложности определения понятия «литературный источник». Письменная культура христианской Древней Руси. Информационные возможности использования литературного памятника в историческом исследовании.

Источниковедческое значение переводов литературных произведений в древней Руси. Жанры канонических произведений: скриптурный, литургический, вероучительный, проповеднический, агиографический (житийный). Переводы светской литературы.

Оригинальная древнерусская литература.

Самостоятельное изучение: Военно-исторические повествования. Причины появления русской публицистики, ее основные разновидности. Развлекательные жанры XV-XVII вв.
Тема 7.

Законодательные документы XI–середины XVII в.
Аудиторное изучение: Особенности информации, заключенной в законодательных источниках. Принципы изучения и классификации законодательных источников. Методика изучения законодательных источников. Проблема понимания и интерпретации законодательных актов. Информативные возможности, источниковедческий анализ и оценка научной значимости законодательных памятников.

Самостоятельное изучение: «Русская Правда» как памятник светского права Киевской Руси. Структура, датировка, источники «Русской правды». Общая характеристика канонического права. Классификация памятников канонического права. Характеристика основных групп: Каноны вселенских соборов; Стоглав; Каноны отцов церкви; Юридические сборники.

Законодательство Русского централизованного государства: Судебник 1498 г., Судебник 1550 г.

Порядок подготовки и издания законодательных актов в период между систематизациями законов. Указные и уставные книги: время их появления, функции, состав. Соотношение законодательных актов указной (уставной) книги с приказным делопроизводством.

Соборное уложение 1649 г. Структура Соборного уложения. Особенности источника по сравнению с предыдущими правовыми кодексами; значение для изучения социальной, экономической, политической истории России. Место Соборного Уложения в истории русского законотворчества.


Тема 8.

Делопроизводственные материалы Московского царства
Аудиторное изучение: Делопроизводственные материалы как исторический источник. Разнообразие делопроизводственных источников и возможности их статистической обработки. «Формуляр документа» и его элементы.

Структура органов государственного управления Московского царства в XVI-XVII вв. Приказная система.



Самостоятельное изучение: Основные виды приказной документации и ее источниковедческие особенности. Дипломатическая документация Посольского приказа. Организация переписей населения, расчет налогообложения. Основные виды писцового делопроизводства. Судебно-следственная документация. Монастырское делопроизводство.
Тема 9.

Законодательные памятники середины XVII – начала XX в.
Аудиторное изучение: Расширение сферы правового регулирования в условиях становления и развития абсолютной монархии. Рост количества и разнообразие групп законодательных актов, обусловленных изменением принципов управления государством. Совершенствование структуры и юридической стороны законодательного документа. Новые принципы в практике подготовки и издания законов XVIII – первой половины XIX в. Тенденции к разграничению законодательного и распорядительного документов. Результаты деятельности комиссий ХVIII в. по созданию свода законов. Отраслевые кодексы.

Самостоятельное изучение: Кодификационная деятельность в первой половине ХIХ в. Характеристика Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи: назначение, структура, состав. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».
Тема 10.

Общая делопроизводственная документация государственных учреждений XVIII – первой половины XIX вв.
Аудиторное изучение: Время, причины и условия возникновения государственного делопроизводства. Постепенная специализация и формализация содержания документов. Изменение способов фиксации информации в делопроизводственной документации. Формы делопроизводства, оформление документов, разновидности общей делопроизводственной документации. Приемы работы с делопроизводственной документацией.

Самостоятельное изучение: Разновидности системы общего документирования. Состав документов общего делопроизводства центральных и местных учреждений. Особенности общего делопроизводства, вызванные реформой государственных учреждений. Влияние законодательства на состав и содержание делопроизводственной документации. Соотношение коллежского и министерского принципов делопроизводства. Изменения в оформлении и прохождении документов в государственных учреждениях. Эволюция формуляров отдельных разновидностей документов. Влияние технических средств записи информации на содержание и форму документов.
Тема 11.

Периодическая печать как исторический источник

(XVIII – начало XX в.)

Аудиторное изучение: Условия зарождения русской периодической печати. Принципы систематизации повременных изданий. Жанровые особенности материалов периодической печати. Особенности отражения действительности в периодической печати.

Казенные и ведомственные органы печати, их информативно-пропагандистское и научно-просветительское содержание. Ликвидация монополии государства и его ведомств на печатание и распространение повременных изданий. Расширение круга издателей из числа частных лиц, обществ и объединений. Появление провинциальной печати. Разнообразие содержания изданий. Отраслевая печать.



Самостоятельное изучение: Основные группы журналов и газет ХIХ в. Оформление специфических жанров периодических изданий. Усиление публицистического и полемического начала, идейные основы русской журналистики. Роль цензуры в развитии журналистики и газетного дела. Способы отражения действительности в периодических изданиях. Изобразительные средства периодики.


следующая страница >>



Мало какая женщина согласна признать свой возраст; мало какой мужчина ведет себя соответственно своему возрасту.
ещё >>