Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Этос науки» по направлению подготовки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 6 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики... 1 243.44kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Науковедение» по... 1 412.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 6 725.34kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблемы истины... 1 382.19kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов юридического... 6 599.6kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 3 732.3kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии 2 773.19kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 480.98kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Философия в современном мире: компетентностный подход и новые задачи... 1 69.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Этос науки» по направлению подготовки - страница №1/1

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии


Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол №11 ___________________

от «14» июня 2011 г. «14» июня 2011 г.

Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д.

_________________________
Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины «Этос науки»

по направлению подготовки

030100 Философия

(степень «магистр»)

Форма обучения

(дневная)

Составитель: к.ф.н., доц. Водяникова И.Ф.


Ростов-на-Дону

2011

Содержание Стр.
1.Пояснительная записка………………………….3
2.Тематический план лекций……………………. .6
3. Программа курса……………………………….. 7
4. Модуль I. Природа этического знания………7
5. Рейтинг 1. Контрольные вопросы………………8
6. Модуль II. Этос науки. Этика современном

мире………………………………………………....9
7. Рейтинг 2. Контрольные вопросы………………11
8. Темы рефератов………………………………….12
9. Рейтинговая система оценки и контроля

знаний. Шкала оценки знаний студентов по

рейтинговой системе……………………………. 13
10. Литература………………………………………15
11. Учебно-методическое обеспечение курса……18
12. Глоссарий……………………………………….20

Пояснительная записка.

Данный спецкурс призван сформировать компетенции в области:

-истории исследования ценностей; ценностей в науке;

-этики и этики основных философских направлений;

-этики утилитаризма и деонтологической этики;

- экономической этики, этики и политологии;

- этики и юриспруденции;

- техноэтики и принципа ответственности;

- экологической этики;

Место спецкурса. Дисциплина по выбору студентов – «Этос науки» - логически и содержательно-методически связана с такими частями ООП как, «история философии», «философия», «философия науки», «история науки», «методология науки», «гносеология», «эпистемология» и способствует на практике эффективному применению базовых знаний из области, гносеологии, эпистемологии, истории и философии науки в этике профессиональной деятельности

В странах Запада есть попытки вывести этику из забвения, в пользу этого говорят широко распространенные там курсы прикладной этики, в частности, экологической, медицинской, биологической, технической этики. Тогда как современная отечественная этика занимает не авангардные позиции, многим десяткам зарубежных этических журналов у нас нет ни параллелей, ни альтернатив. В этих условиях нет ничего лучшего, как основательно включиться в мировой этический процесс. Данный спецкурс – приобщение к данному процессу.



Формы проведения занятий.

Спецкурс рассчитан на 14 аудиторных часа, из них лекций –10часов, круглый стол – 4 часа. Самостоятельные творческие задания: рефераты, доклады, оппонирование, рецензирование.



Формы промежуточного и итогового контроля.

Текущий рейтинговый контроль, тестирование, итоговая форма контроля – зачет.



Дидактические задачи и цели спецкурса.

Спецкурс ставит задачи познакомить студентов с основными этическими учениями современности, рассмотреть этику в соотношении с экономикой, политологией, правом, техноэтику; этику и информатику, ядерную этику, экологическую, биомедицинскую, танатологическую этику. В этом комплексе сердцевиной является научная этика, которая лишь формируется и востребована временем.



Цель спецкурса – сформировать понимание принципиального различия между философской, метафизической этикой и этикой научной. Современная научная этика – это метанаука, ее непосредственным объектом изучения являются науки в той их части, в которой они имеют дело с ценностями. Одним из оснований этики является теория принятия решений.
В результате магистрант должен:


знать

уметь

Основные современные этические учения


Сопоставлять, интерпретировать различные этические учения


Основные характеристики этики утилитаризма и деонтологической


Сравнивать, оценивать каждое из этих этических учений

Становление и современное состояние теории принятия решения

Проиллюстрировать, каким образом теория принятия решений придала этике научный базис

Соотношение этики и экономики

Показать историю взаимоотношений этики и экономики, осознание единства этики и экономики в конце XX в., развитие этики под эгидой принципа ответственности


Историю взаимоотношений этики и политической науки

Дать оценку этим взаимоотношениям в различные исторические эпохи

Философcко-этические интерпретации природы техники

Показать развитие техники во второй половине XX века и актуальность принципа ответственности применительно к технической деятельности

Основные принципы биоэтики

Продемонстрировать на примерах из области биоэтики, что в этой сфере нет альтернативы этике ответственности

Приобретение этих и других знаний, умений и навыков позволит студенту повысить компетентность в важнейших методологических и практических вопросах научной этики, которая выступает рефлексией по обретению человеком свободы, справедливости и ответственности.


Учебно-тематический план Кол- во часов




Лекции




Самостоятельная работа




1

Модуль 1. Природа этического знания. Этос науки.

Этика науки в структуре философии науки



2

Этика и этика основных философских направлений

4

2

История исследования ценностей. Ценности в науке

4

Типы этических теорий: утилитаристские и деонтологические

4

3

Этика как наука о морали. Соотношение морали и права.

4

Ценность научного знания и истины

4

4

Моральный выбор и моральная ответственность. Средства и уровни этического анализа.

4

Этика цитирования. Этика соавторства.

4

5

Эволюция этоса науки от классической к постнеклассической рациональности

4

Становление и современное состояние теории принятия решения

4




Рейтинг 1.










6

Модуль 2. Этика в современном мире

«Этос науки» Р.Мертона



2

Этика и юриспруденция

4

7

Нормы научной этики

2

Экологическая этика

4

8

Биоэтика, история возникновения и принцип ответственности

2

Этика и политология

4

9

Философско-этические интерпретации природы техники

2

Этика и экономика

4




Рейтинг 2










28 36

Итого: 64 часа



Программа курса
Модуль I. Природа этического знания.

Тема 1. Этика как наука о морали.

Соотношение морали и права.

Этика – философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности. Соотношение понятий «мораль» и «нравственность». Система норм морали – идеал, воплощающийся в жизни в большей или в меньшей степени. Наука и этика. Наука исследует мир сущего, этика – мир должного, наука объясняет сами явления, этика – отношение к ним, их оценку. Этика раздел философии не столько изучающий, сколько научающий человека, этика – практическая философия.

Соотношение морали и права. Профессиональные обязанности, долг, могут быть зафиксированы законодательно в нормах права, невыполнение нормы будет караться юридическими, административными или дисциплинарными санкциями. Юридические санкции налагаются судом.

Долг и обязанность могут быть не правовой, а моральной природы. Публичный характер моральных санкций. Мораль и право – различные способы регуляции взаимоотношений между людьми.


Тема 2. Моральный выбор и моральная ответственность.

Средства и уровни этического анализа.

Нормы-предписания. Понятие идеала. Нормы-требования и нормы-рекомендации. Этика как исследование ситуаций реального и свободного выбора. Свободный выбор и ответственность. Этика об автономном человеке и автономном поступке. Моральный выбор и рациональное обоснование выбора.

Средства и уровни этического анализа Необходимость обоснования этических норм – обобщения высокого порядка – этические принципы.

Основания морали. Этический догматизм и этический релятивизм. Этические теории о происхождении морали. Религиозное происхождение морали: моральные нормы даны людям в божественном откровении. Натуралистические концепции, усматривающие источник морали в естественном законе. Теории, обосновывающие человеческую природу и источник морали, человеку от природы присуще нравственное чувство – моральная интуиция.


Тема 3. Этика утилитаризма. Деонтологическая этика.

Д.Юм, И.Бентам, Дж.Ст.Милль родоначальники утилитаризма. Утилитаризм – это признание единственного принципа – пользы. Понятие «внутреннего блага» (внутренняя польза) - такое благо, которое признается всеми. Утилитаризм правил и утилитаризм действий. Утилитаризм – как возможность пересматривать правила, во имя принципа пользы.

Деонтологическая этика – этика должного: во внимание принимаются не только последствия действий, но мотивы, намерения, выбор средств их реализации. Деонтологическая этика Канта: категорический императив. Монистические и плюралистические деонтологические этические концепции.

Рейтинг 1. Контрольные вопросы.

1. Предмет этики. Основные этические категории. Соотношение понятий «мораль», «нравственность», «этика».

2. Место этики в структуре философского знания. Этика науки.

3. Соотношение морали и права.

4. Моральный выбор и моральная ответственность.

5. Средства и уровни этического анализа.

6. Основания морали.

7. Основные положения этики утилитаризма.

8. Особенности деонтологической этики.

9. Монистические и плюралистические деонтологические этики.

10.Возникновение и сущность прикладной этики ХХ века. Основные этапы.

11. Аксиология и ее предмет.

12. Ценность и истина. Ценности и оценка.

13. Ценности в современной эпистемологии.


Модуль II. Этос науки. Этика в современном мире.

Тема.1. Аксиология. Многообразие ценностей. Ценности в науке.

Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и в структуре ценностного мира. Основные значения понятия «ценность». Ценности в их исторической, социальной, экономической обусловленности. Анализ ценностей при изучении истории культуры, науки, общественного сознания и личности.

Соотношение ценности и истины. Ценности и оценки. Оценочное высказывание, описательно-оценочные выражения. Структура оценок и норм. Нормативное высказывание. Основные группы норм: традиции и обычаи, моральные принципы, правила идеала.

Ценности в современной эпистемологии. Внешние и внутренние ценности научной теории. Особенности обоснования оценок и норм. Ценности как контекст развития социальных теорий.


Тема 2. Этос науки. «Этос науки» Р.Мертона.

Этика науки - область философской и внутринаучной рефлексии, направленной на моральные аспекты: научной деятельности, взаимоотношений внутри научного сообщества, научного сообщества с обществом. Главный объект дискуссий – ответственность ученых за негативные социальные и человеческие последствия научно-технического процесса. Хельсинская декларация всемирной медицинской ассоциации. Моральная оценка познавательной деятельности.

«Этос науки» Р.Мертона. Моральные аспекты взаимоотношений ученых. Основополагающие ценности этоса науки.
Тема 3. Техноэтика и принцип ответственности.

Становление философии техники. Философия техники – рефлексия над природой и сущностью техники, оценка ее последствий для культуры – вызвана кризисом «техногенной цивилизации». Кризисы цивилизации: экологический, антропологический, кризис культуры и т.д. взаимосвязаны - техника, техническое отношение один из факторов глобального неблагополучия. Техника и технология. Проблема, поставленная философией: почему техника, создаваемая для пользы человека, постоянно оказывается разрушительной стихией для человека и природы. Приоритет технического мышления во всех сферах общества. Угрожающий характер техники и технологии. Философско-методологическая проблема – возможность управления технологией, обретение свободы в условиях тотальной технологической обусловленности. Ценности при оценке техники. Принцип ответственности – оптимальное сочетание различных ценностей и постоянная трансформация в интересах будущего.




Тема 4. Экологическая этика.

Экологическая этика на Западе: экоцентризм, биоцентризм, глубинная экология как система норм, ценностей, регулятивных установок общества, по отношению к природе, и общий характер его социокультурных взаимоотношений. Основатель глубинной экологии, норвежский философ А.Несс. Принципы глубинной экологии. Экологическая этика Б. Калликота. Природа внутренне ценна в той мере, в какой внутренне ценно «я». Дискуссионный характер экологической этики. Этические категории применительно к природному миру – скорее метафора. Сложность решения проблем экологической этики. Пути выхода из экологического кризиса. Стратегия человечества в его совокупных действиях. Две стороны стратегии: технико-технологическое перевооружение и утверждение в сознании новой нравственности.


Тема 5 . Биоэтика.
Биоэтикамеждисциплинарная область научных исследований, объектом изучения которой являются многие биологические исследования не только прикладного, но и фундаментального характера, моральные стороны взаимоотношений между медиком и пациентом

Принципы биоэтики: «не навреди», «делай благо», «уважения автономии пациента», «справедливости» (в смысле обоснованности: каждый должен получать, что ему причитается). Проблема справедливости в обеспечении доступности и качества медицинской помощи. Медицинская этика – разновидность профессиональной этики. Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента: правдивости, конфиденциальности, информированного согласия. Новые репродуктивные технологии: этико-правовые проблемы. Этические проблемы международного проекта «Геном человека». Смерть и умирание. Эвтаназия. Моральный смысл различных форм эвтаназии. Моральные проблемы трансплантологии. Этические проблемы оказания психиатрической помощи.

О злоупотреблениях в психиатрии. СПИД: морально-этические проблемы. Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке и на животных.

Рейтинг 2.

1.Основания науки. Идеалы и нормы.

2. Нормы и ценности научного сообщества. Уровни научного сообщества.

3. Этика науки: круг ее проблем

4. «Этос науки» Р.Мертона

5. Техноэтика. Принцип ответственности.

6.Ядерный этос.

7. Экологическая этика: круг проблем, основные направления.

8. Биоэтика. Основные принципы.

9. Моральный смысл различных форм эвтаназии.

10. СПИД: морально-этические проблемы.

11. Этика и компьютеризация.

12. Этика социального риска

13. Этика и политика

14. Медицина и права человека в современной России

15. Смерть и умирание. Эвтаназия.

16. Моральные проблемы трансплантологии

17. Этика социального риска.
Темы рефератов.


  1. Становление и современное состояние теории принятия решения.

  2. Этика прагматизма.

  3. Актуальные вопросы этики ответственности.

  4. Этика справедливости Дж. Роулза.

  5. Этика и компьютеризация

  6. Этика и герменевтика.

  7. Экзистенциализм и этика.

  8. Медицина и права человека в России.

  9. История взаимоотношений этики и экономики.

  10. Этика и политика.

  11. Концепция общественного выбора и этика.

  12. Этика и информатика.

  13. Ядерная этика.

  14. Биоэтика, история возникновения.

  15. Медицина и права человека в современной России.

  16. История медицинской этики и биомедицинских экспериментов на человеке и животных.

  17. Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента.

  18. Новые репродуктивные технологии: этико-правовые проблемы.

  19. Медицинская генетика и этика.

  20. Смерть и умирание. Эвтаназия.

  21. Моральные проблемы трансплантологии.

  22. «Спидофобия» и требования медицинской этики.

  23. Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке и животных.


Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе

Каждая дисциплина учебного плана оценивается максимально 100 баллами. Студентом могут быть заработаны дополнительные баллы (до 15) за другие виды учебной и научной работы, непредусмотренные учебным планом дисциплины (участие в конференциях, выполнение НИРС, выполнение рефератов) .

Семестровый рейтинг по дисциплине выставляется нарастающим итогом по рубежным рейтингам и заносится в рейтинговую ведомость, в зачетную книжку проставляется соответствующая оценка.

Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке:

85-100 баллов соответствует оценке «отлично»

70-84 балла соответствует оценке «хорошо»

60- 69 баллов соответствует оценке «удовлетворительно»

менее 60 баллов соответствует оценке «неудовлетворительно»


Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов


Структура


Максимальный балл

Стартовый

рейтинг


I рейтинг

II рейтинг

1.Стартовый рейтинг

Ответы : 1 вопрос

2 вопроса

3 вопроса

4 вопроса

5 вопросов




5

0

0



3

4

5









2. За посещение занятий

-всех занятий

-не менее 75%

-не менее 50%

-не менее 25%





5

5

4



3

2


5

5

4



3

2


3. За активное участие на круглом столе






-

-



-

10

8



-

4. Подготовка и зашита реферата

-





5
3

5
3

5. Ответы на тестовые задания:

50%


60%
70-80%





5

2

3



5

5

2

3



5

6. За самостоятельную работу по дополнительным

заданиям





10

3

5



5

3

5



7. За ответы на контрольные вопросы рейтинга




20

20

Всего:

5

45

50

Контрольные вопросы по дисциплине «Этос науки»


1. Предмет этики. Основные этические категории. Соотношение понятий «мораль», «нравственность», «этика».

2. Место этики в структуре философского знания.

3. Соотношение морали и права.

4. Моральный выбор и моральная ответственность.

5. Основания морали.

6. Основные положения этики утилитаризма.

7. Особенности деонтологической этики.

8. Монистические и плюралистические деонтологические этики.

9. Аксиология и ее предмет.

2. Понятие «ценности», основные значения понятия «ценность» виды ценностей.

3. Ценность и истина. Ценности и оценки.

4. Ценности в современной эпистемологии.

5. Особенности обоснования оценок и норм.

6. Этика науки: круг проблем.

7. «Этос науки» Р.Мертона.

8. Техноэтика. Принцип ответственности

9. Ядерная этика

10. Экологическая этика: круг проблем, основные направления.

11. Биоэтика. Основные принципы.

12. Моральный смысл различных форм эвтаназии.

13. СПИД: морально-этические проблемы.

14. Этика и компьютеризация.

15. Этика социального риска

16. Этика и политика

17. Медицина и права человека в современной России

18. Смерть и умирание. Эвтаназия.

19. Моральные проблемы трансплантологии

20. Этика социального риска.


Литература.

1. Беккер В. Религия и мораль // Разум и экзистенция / Под ред. И.Т.Касавина и В.Н.Поруса. СПб., 1999.



2.Биомедицинская этика / Под ред. В.И.Покровского. М., 1997.

  1. Бентам И. Введение в принципы нравственности и законодательства. М., 1998.

4. Биоэтика: проблемы и перспективы. / Под ред. А.П.Огурцова. М., 1992.

  1. Блюменберг К. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии. 1993, № 10.

  2. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998.

  3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избр. произв. М., 1990.

  4. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произв. М., 1990.

  5. Горохов В.А. Философия техники // Степин В.С. , Горохов В.А. Розов М.А. Философия науки и техники М., 1995.

  6. Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода (обзор материалов симпозиума) // Государство и право, 1998, №8.

  7. Демина Н.В. Концепция этоса науки: Мертон и другие в поисках социальной геометрии норм. Социологический журнал. № 4, 2005

  8. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.

  9. Канке В.А. Философия экономической науки. М., 2006.

  10. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.. 2000.

  11. Коновалова Л.В.Прикладная этика. М., 1998.

  12. Корационари Г. Этика и экономика: вопрос открыт // Вопросы экономики. 1993. №8.

17. Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. М.. 1996

  1. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

  2. Макашева Н. Этика и экономическая теория // Общественные науки и современность. 1992, № 3.

  3. Мамут Л.С. Ценность как проблема науки о государстве // Общественные науки и современность. 1997, № 6.

  4. Мюллер Д. Теория общественного выбора // Панорама экономической мысли конца XX столетия. В 2 т. Т 1. СПб., 2002.

  5. Нанси Ж.-Л. В ответе за существование // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск., 1998.

  6. Олсон М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики. 1993, №8.

  7. Ортега –и- Гассет Х. Размышления о технике// Вопросы философии. 1993, № 10.

  8. Острейковский В.А. Эксплуатация атомных станций. М., 1999.

  9. Патнэм Х. Почему существуют философы // Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998.

  10. Покуленко Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму // Вопросы философии. 1994, №3.

  11. Рокмор Т. К критике этики дискурса // Вопросы философии. 1995, № 1.

  12. Ролстон Х. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.. 1990.

  13. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997.

  14. Уиклер Д. и др. На грани жизни и смерти. Краткий очерк современной биоэтики в США. М., 1989.

  15. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. М.. 1986.

  16. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995.

  17. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

  18. Хаэр Р. Как же решать моральные вопросы рационально? // Мораль и рациональность. М., 1995.

  19. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. М., 1998.

  20. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей под ред. В.А.Тихоненко. М.. 1996.

37.Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека». Международные документы и аналитические материалы. / Отв. ред. Б.Г.Юдин. М., 1998.

  1. Юдин Б.Г. В фокусе исследования человек: этические регулятивы научного познания // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005

39. Этика и ответственность науки: Человек, 2000, № 5.

  1. Этос науки / РАН ИФ; Ин-т истории, естествознания и техники. Отв. ред. Л.П.Киященко и Е.З.Мирская.


Учебно-методическое обеспечение курса.

Литература, имеющаяся в зональной библиотеке ЮФУ:

2 и более экземпляров.

1.Биомедицинская этика / Под ред. В.И.Покровского. М., 1997.

2.Бентам И. Введение в принципы нравственности и законодательства. М., 1998.

3. Биоэтика: проблемы и перспективы. / Под ред. А.П.Огурцова. М., 1992.

4.Блюменберг К. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии. 1993, № 10.

5.Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998.

6.Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избр. произв. М., 1990.

7.Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произв. М., 1990.

8.Горохов В.А. Философия техники // Степин В.С. , Горохов В.А. Розов М.А. Философия науки и техники М., 1995.

9.Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.

10.Канке В.А. Философия экономической науки. М., 2006.

11.Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.. 2000.

12. Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. М.. 1996

13.Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.


14.Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. М.. 1986.

15.Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995.

16.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

15.Хаэр Р. Как же решать моральные вопросы рационально? // Мораль и рациональность. М., 1995.

16.Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. М., 1998.

17.Этика практической психиатрии. Руководство для врачей под ред. В.А.Тихоненко. М.. 1996.

18.Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека». Международные документы и аналитические материалы. / Отв. ред. Б.Г.Юдин. М., 1998.

19.Юдин Б.Г. В фокусе исследования человек: этические регулятивы научного познания // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005

20.Этос науки / РАН ИФ; Ин-т истории, естествознания и техники. Отв. ред. Л.П.Киященко и Е.З.Мирская.

Интернет ресурсы.



http://mirslovarei.com/content_fil/JETOS-NAUKI-6178.html

http://asper.wikia.com/wiki

http://nrc.edu.ru/est/r1/12.html

http://ariom.ru/wiki/JetosNauki

http://www.socjournal.ru/article/665

http://www.filosofium.ru/page.php?al=ethos

http://iph.ras.ru/page49257654.htm

Глоссарий.

Аксиология - теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.

Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов другого.

Аморализм - моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным нормам морали.

Биоэтика – междисциплинарная область научных исследований, объектом изучения которой являются многие биологические исследования не только прикладного, но и фундаментального характера, моральные стороны взаимоотношений между медиком и пациентом

Гуманизм - принцип мировоззрения, в том числе и нравственности, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть целью общества.

Деонтология – ( от греч.- deontos – нужное, должное) учение о должном.

Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом, добро является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного в поступках человека.

Добро есть то, что оценивается положительно, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства.


Долг
- одна из основных категорий этики, предписывающая выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем собственная.

Зло - категория этики, по содержанию являющаяся противоположностью добру. Зло - это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение, ведет к распаду, к отчуждению людей, к гибели.

Идеал - нравственный, в котором нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, воплотившей в себе наиболее высокие моральные качества.

Категорический императив - это сформулированный И.Кантом "нравственный закон", который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом ( т.е. чтобы все другие могли также ему следовать).

(принуждением), либо неявно (внушением, через традицию или др. путем).



Мораль - (с лат. - нравственный ) - предмет изучения теоретической дисциплины - этики. Нравственность (мораль) - одна из важнейших сфер человеческих отношений, которая предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать - нравы, обычаи, традиции - все это формы общественного воздействия на поведение людей. Мораль - это совокупность норм и правил поведения человека в обществе.

Моральная дилемма (от греч.- (di)s – дважды и lemma – предположение)- это необходимость выбора между несколькими альтернативами, приводящего в любом случае к негативному результату. Проблемность ситуации состоит в том, что любой выбор оставляет человека в драматическом, а порой в трагическом положении.

Нормы (моральные) - это социальные требования, осознанные человеком, ставшие его убеждениями и реализуемые им в поведении.

Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали. Русский вариант латинского термина "мораль" происходит от древнеславянского "нрав" (норов).

Ответственность - это способность понимать и осознавать, как отзовутся твои действия на тебе и на других, предвидеть последствия своих поступков, стремиться предотвратить возможный негативный ход событий.

Оценка (моральная) - это суждение, в котором выражается мнение человека по поводу поступков, нравов других людей, а также отношение к самому себе (самооценка).

Прагматизм - направление в философии морали - распространенное в США с начала XX века до середины. Основоположники: Чарльз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи. Основу этического учения прагматизма ( от греческого pragma – дело, действие, причем целенаправленное) заложил Уильям Джеймс. Центральный вопрос прагматизма: «что следует делать»? Акцент прагматизм делает на окончательных результатах поступков людей.

Принципы (моральные) - одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если, к примеру, норма предписывает, какие поступки человек должен совершать, то принципы дают человеку общее направление деятельности и служат основанием для более частных норм поведения.

Ригоризм - разновидность формализма в морали, заключающийся в строгом соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, вопреки интересам людей и общества. Ригоризм часто связан с фанатизмом, аскетизмом.

Совесть - категория этики , характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль.

Стыд - одно из проявлений нравственного самосознания личности, при котором человек выражает осуждение своих действий, моральных качеств.

Счастье - понятие для обозначения такого состояния человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности своей жизнью, ее полнотой и осуществлением своего человеческого назначения.

Утилитаризм ( от лат. - польза) – одна из самых авторитетных этических концепций. Сердцевину этой концепции образует концепт «полезность». Классический утилитаризм: И.Бентам, Дж.Ст.Милль и Г.Сиджуик. Согласно, И. Бентаму, наилучшее действие производит наибольшее счастье для наибольшего числа людей; поставил задачу максимизации счастья и минимизации страданий.

Убеждение (моральное) - рациональная основа нравственности, позволяющая личности совершать тот или иной поступок сознательно. Убеждениями называют глубоко укоренившиеся в сознании моральные нормы, принципы, которым человек считает обязательным следовать.

Ценности – термин, широко используемый в философии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений может выступать в качестве «предметных ценностей» - как объектов ценностного отношения.

Ценности в познании – ценности в применении к познавательному процессу оказались неоднозначными, многоаспектными. Во-первых, это ценностные ориентации внутри самого процесса познания: логико-методологические параметры – это способы объяснения, доказательства, критерии научности знания, идеалы и нормы исследования. Во-вторых, это объективно истинное предметное знание: факт, закон, гипотеза, теория и эффективное операциональное знание (научные методы), которые именно благодаря истинности обретают значимость и ценность для общества.

Этика ( с греч. - обычай) - одна из древних философских дисциплин, предметом изучения которой является мораль. Этика была призвана теоретически решать практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком. Поэтому этику было принято считать "практической" философией в отличие от чисто "теоретического знания" о природе.

Этический релятивизм – концепция, согласно которой этическая истина относительна, поскольку несоизмеримы ценности различных групп людей.

Этика науки – область философской и внутринаучной рефлексии, направленной на моральные аспекты как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения науки и научного сообщества, а также взаимоотношения науки и научного сообщества.

Эвтаназия – от греч. – благая, хорошая смерть. Впервые термин был использован Ф.Бэконом, который понимал под эвтаназией легкую,

безболезненную смерть.



Экологическая этика - система норм, ценностей, регулятивных установок общества по отношению к природе.








Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром. Иоганн Вольфганг Гёте
ещё >>