страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по специальности: 080801 Прикладная информатика в экономике - страница №1/1
![]() ИВЭСЭП ![]() САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по специальности: 080801 — Прикладная информатика в экономике Санкт-Петербург 2006
Утверждён на заседании кафедры информатики, протокол № от Утверждён и рекомендован к печати Научно – методическим Советом протокол № от Автор – составитель В.Г. Белоголовый к.т.н., доцент Рецензенты Л.В.Кузьмин, к.ф.м.н., Аванесов Г.М., к.т.н. Ответственный за выпуск
Компьютерные работы Пояснительная запискаНастоящая программа по курсу «Информационный менеджмент» соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по специальности 080801 (старый шифр 351400) — Прикладная информатика, основанному на государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Цели и задачи курса Цель курса «Информационный менеджмент» – познакомить студента со спецификой задач информационного менеджмента, основными приемами управления созданием и внедрением информационных технологий на предприятии. Теоретическая часть курса знакомит студентов с основными принципами планирования и организации при решении задач разработки и внедрения информационных технологий на предприятии. Практическая часть курса включает в себя отработку навыков оформления документации для принятия решений и разработки проектов по внедрению информационных технологий на предприятии. Курс «Информационный менеджмент» рассчитан на один семестр. Требования к уровню подготовки. Для изучения дисциплины обучаемый должен уметь пользоваться компьютером, понимать сообщения программного обеспечения на английском языке, иметь твердые знания по дисциплинам Информатика и программирование, Информационные технологии, Разработка и стандартизация программного обеспечения и информационных технологий. В результате изучения курса обучаемый должен: знать: основные приемы менеджмента при разработке и внедрении информационных технологий; основы автоматизации документооборота на предприятии; порядок управления разработкой программного обеспечения; основы использования информационных систем для обеспечения принятия решений; основные положения международной и отечественной систем стандартизации в области разработки программного обеспечения; уметь: формулировать и решать задачи менеджмента проектирования и внедрения профессионально-ориентированных информационных систем с использованием различных технологий; использовать типовые программные средства при оформлении решений по разработке и внедрению информационных технологий;
с основными методологиями разработки программных продуктов; с состоянием и перспективами развития рынка программных средств управления разработкой программного обеспечения и информационных технологий. Виды занятий и методики обучения Изучение данного курса состоит из теоретических занятий и выполнения практических работ.
Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объём лекционного курса составляет тридцать шесть часов. На лекциях может применяться компьютерный мультимедийный проектор.
Общий объём практических занятий восемнадцать часов. Практические занятия предусматривают постановку задач преподавателем, их обсуждение и самостоятельную работу студентов под контролем и при поддержке преподавателя. Аудитория, предназначенная для занятий, оснащена персональными компьютерами, входящих в состав локальной и глобальной сети. На компьютерах инсталлированы Microsoft Solutions Developer Network 2000. Rational Rose2000. Enterprise edition. Microsoft Visio2002. Microsoft Project 2002. PROMT.
Acrobat Reader 5.0. Microsoft Office 2000. Практические занятия предусматривают постановку задач преподавателем, их обсуждение и самостоятельную работу студентов под контролем и при поддержке преподавателя. Содержание практических занятий направлено на практическое изучение современных технологий разработки и проектирования программных средств.
Самостоятельная работа заключается в том, что студенты более подробно исследуют возможности изучаемых программных средств и их применение для использования в процессе обучения и практической работе. Формы контроля По данной дисциплине предусмотрены следующие формы контроля: Оперативный контроль Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Осуществляется в виде опроса, обсуждения материала в процессе изложения и выполнения практических заданий. Итоговый контроль по курсу Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет. Методические рекомендации по изучению дисциплиныПри разработке рекомендаций по изучению дисциплины следует исходить из того, что значительная часть материала рассматривается при участии преподавателя. Время, отводимое в рамках изучения данной дисциплины: восемнадцать часов лекций и восемнадцать часов практических занятий. Для успешного освоения материала рекомендуется планировать примерно такой же объём самостоятельных работ. Рекомендуется следующий сценарий изучения дисциплины:
Рекомендации по работе с литературой:
При подготовке к зачету необходимо использовать лекционный материал, изучить вопросы, Учебно-тематический план курса
Программа дисциплины (содержание курса)Введение. Понятие информационного менеджмента. Информационный менеджмент в узком и в широком смысле. Задачи информационного менеджмента. Тема 1. Документооборот на предприятии. Соотношение понятий ИТ, ИС и управленческая структура объекта. Информационные ресурсы. Внутренняя структура предприятия, органиграммы. Внешняя среда предприятия. Организация документооборота. ИС документооборота. Стратегическое планирование развития ИТ и ИС на объекте управления.
Создание временных коллективов для внедрения ИТ и ИС и их менеджмент. Создание команды проекта. Организация и управление командой. Проект-разработка и проект-внедрение. Управленческая роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цикла информационного продукта. Тема 3. Обеспечение принятия решения Распределение ИТ между лицами, принимающими решения в зависимости от типа управленческой структуры. Параметры эффективного распределения ИТ в ЭИС. Типы ИС, тенденция их развития и возможности их применений на объекте управления: управленческие информационные системы, информационные системы поддержки принятия решений и информационные системы поддержки исполнения. Организация управления.
Разновидности систем менеджмента бизнеса. Особенности контрактов на закупку и разработку ИТ и ИС. Мониторинг внедрения ИТ и ИС; мониторинг их эксплуатации. Оценка и анализ их качества. Microsoft Solution Frameworks. Заключение. Итоги изучения учебной дисциплины, рекомендации по подготовке к зачету. Планы практических занятийТема 1. Анализ документооборота на предприятии. Внутренняя структура предприятия, органиграммы. Внешняя среда предприятия. Использование MS Visio2002 для отображения структуры и органиграмм. Тема 2. Оформление документации проекта Временные параметры проекта. Календарный план. Timeline. Работы, вехи. Диаграмма Гантта. Оформление с использованием Visio2002. Тема 3. Управление проектом Сетевой график проекта. Метод PERT. Использование Microsoft Project 2002. Опорный план, корректировки. Распределение ресурсов. Тема 4. Информационная поддержка бизнес-решений Информационное обеспечение IT-менеджмента. Оценка стоимости разработки/внедрения ИС. Оформление договора на создание/внедрение научно-технической продукции. Программные продукты для информационной поддержки бизнес-решений. Примерные вопросы к зачету1. Информационный менеджмент в узком и в широком смысле. Задачи информационного менеджмента.
Список рекомендуемой литературыОсновная
Вспомогательная
Выписка из образовательного стандартаСпециальность 351400 (новый шифр 080801) «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (по областям)» ОПД.Ф.08. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Понятие информационного менеджмента. Управленческая роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цикла информационного продукта. Соотношение понятий ИТ, ИС и управленческая структура объекта. Распределение ИТ между лицами, принимающими решения в зависимости от типа управленческой структуры. Параметры эффективного распределения ИТ в ЭИС. Стратегическое планирование развития ИТ и ИС на объекте управления. Типы ИС, тенденция их развития и возможности их применений на объекте управления: управленческие информационные системы, информационные системы поддержки принятия решений и информационные системы поддержки исполнения. Организация управления. Оценка преимуществ и недостатков закупки готовых или разработки новых ИТ и ИС. Критерии оценки рынка ИТ и ИС; критерии и технология их выбора. Особенности контрактов на закупку и разработку ИТ и ИС. Организация управления для различных этапов организации ИТ и ИС: разработка, внедрение и эксплуатация, состав и содержание работ. Приемы менеджмента для каждого этапа на фирмах-производителях и на фирмах-потребителях. Создание временных коллективов для внедрения ИТ и ИС и их менеджмент. Мониторинг внедрения ИТ и ИС; мониторинг их эксплуатации. Оценка и анализ их качества.
Словарь терминов (глоссарий)Анализ риска (Risk Analysis) - метод анализа, проводимый с учетом категории риска, например анализ чувствительности или моделирование возможных результатов вероятностными методами. График (диаграмма) финансовых потоков (cash-flow diagram), единственное, что подлежит анализу - общий "прямой" финансовый результат производственной программы за планировочный период. Группировка документов - обработка документов в виде, сведения их в сводные группировочные документы для последующих записей в учетные регистры синтетического и аналитического учета. Информационная модель (information model) - модель представляющая в информационных системах, данные, их структуру, взаимосвязи и операции над ними. Информационо-Поисковая Система (ИПС) information retrieval system - система поиска и выдачи информации по заданным критериям. Информационный менеджмент (information management) - совокупность методов и средств управления информационной деятельностью предприятий и организаций. Искусственный интеллект (AI, artificial intellect) способность устройства или прикладной программы обнаруживать свойства, ассоциируемые с разумным поведением человека. Модель (simulator) - программа, либо устройство, обеспечивающие имитацию определенных характеристик некоторого объекта. Объектная модель (object model) - информационная модель, компоненты которой рассматриваются как объекты. Объектами чаще всего являются информационные системы, программы, данные. Над ними выполняются разнообразные операции. Объектная модель документа Document Object Model (DOM) - схема представления объектов – элементов документа. Органиграмма (франц. organigramme) - структурная схема организации (предприятия)" или "блок (схема) программы. Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец) 1) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; 2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении; 3) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения. Планирование - одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами. Полезность - удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности - ютилях (от англ. utility - полезность), выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. Теория полезности опирается на закон убывания предельной полезности. Программное Обеспечение (ПО) (software) - комплекс программ, обеспечивающий обработку данных, передачу данных, а также разработку новых программ. Страховой запас (Safety stock) – резерв с целью гарантировать ритмичный производственный процесс. Дальнейшее изучение динамики запасов (как правило с использованием статистических методов - отсюда "статистическое управление запасами" - "statistical inventory control" - SIC) приводит к появлению еще двух понятий - "точка заказа" (reorder point - точка "перезаказа", дословно), которая определяет уровень складских запасов, при снижении планового запаса ниже которого необходимо сделать (точнее спланировать) заказ поставщику, и "уровень пополнения" (запаса товара на складе)- то есть то количество товара, выше которого не рекомендуется повышать уровень складского запаса конкретного товара. Эвристика (от греч. "heuresko" - отыскиваю, открываю). 1) Научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность 2) Приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы 3) Метод обучения 4) Один из способов создания компьютерных программ. Эвристические методы увеличивают вероятность получения работоспособного - но не всегда оптимального - решения творческой задачи, возникшей, например, из-за неразработанности конкретной теории, неполноты или недостоверности исходных данных. Экспертная система (expert system) - набор взаимосвязанных правил, использующих опыт специалистов в некоторой области для формирования механизма решения, позволяющего распознавать ситуацию и управлять ею. В экспертных системах выделяют две основных составляющих: Базы Знаний (БЗ) и механизм логического вывода. Создаются экспертные системы на основе возможностей искусственного интеллекта. Экспертные оценки Количественные и качественные (обычно в баллах или порядковых номерах, рейтингах) оценки процессов и явлений, экономических величин, показателей, выполняемые экспертами на основе суждений. Чаще всего к таким оценкам приходится прибегать, когда анализируемая величина не поддается непосредственному измерению, учету. B2B (Business-to-Business) предприятие-предприятие - сектор информационной технологии (ИТ), включающий все виды взаимоотношений между предприятиями и организациями. B2C (Business-to-Customer), предприятие-покупатель - сектор информационной технологии (ИТ), определяющий взаимодействие предприятия или организации с покупателями. Форма B2C предусматривает, в частности, функционирование электронных магазинов в сети Internet. BOM (bill of material) - в русском языке нет общего эквивалента, есть проблемно-зависимые аналоги, такие как "перечень составных частей и элементов", "рецептура", "сборочная спецификация". CMM (Capability Maturity Model) - модель зрелости процессов создания ПО, или эволюционная модель развития способности компании разрабатывать качественное программное обеспечение. CRM (Client-Related Model) - ориентированная на клиента система взаимодействия с потребителями, основанная на возможностях информационных технологий. CRP (Capacity Resources Planning) планирование загрузки производственных мощностей Объединенная система планирования MRP-CRP получила название MRP II. Индекс II подчеркивает "второй уровень" данной методологии, по сравнению с MRP. ERP (Enterprise Resource Planning), - планирование ресурсов предприятия. Основным назначением ERP систем является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия и поэтому ERP в общих чертах можно рассматривать как интегрированную совокупность следующих основных подсистем: Управление финансами, Управление материальными потоками, Управление производством, Управление проектами, Управление сервисным обслуживанием, Управление качеством, Управление персоналом. JIT Just In Time "Точно в срок" – Система управления, которая основной акцент делает на сокращении уровня запасов материалов и незавершенного производства на каждой стадии производства. Причины роста незавершенного производства, как правило определяются созданием страховых запасов, выходом из строя оборудования, низкой квалификацией персонала и т.д. MRP (Master Resources Planning) - (планирование основных ресурсов) – система и процесс планирования потребности, обьемно-календарный план производства. MPS (Master Production Schedule) - Основной производственный план-график, обьемно-календарный план. Система MRP осуществляет детализацию MPS в разрезе материальных составляющих. PDS - Pond-Draining System, SIC - Statistical Inventory Control, Система "Управление пополнением запасов". В данной системе основной акцент делается на поддержке необходимого для производства запаса материалов и комплектующих. MRP системы базируются на планировании материалов для удовлетворения потребностей производства и включают непосредственно функциональность MRP, функциональность по описанию и планированию загрузки производственных мощностей CRP (Capacity Resources Planning) и имеют своей целью создание оптимальных условий для реализации производственного плана выпуска продукции. Основные типы дискретного производства: Ориентированные на заказ с позаказной калькуляцией затрат ETO Engineering To Order Конструирование на заказ MTO Make To Order Изготовление на заказ ATO Assembling To Order Сборка на заказ Ориентированные на массовое производство RPT/MTS Repetitive (Make To Stock)Повторяющееся производство на склад СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 4 Методические рекомендации по изучению дисциплины 8 Учебно-тематический план курса 9 Программа дисциплины (содержание курса) 9 Планы практических занятий 10 Примерные вопросы к зачету 12 Список рекомендуемой литературы 13 Выписка из образовательного стандарта 14 Словарь терминов (глоссарий) 15 |
ещё >> |