Учебно-методический комплекс по курсу «Общая психология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 324.65kb.
Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» 4 528.74kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине психология рекламы по... 1 284.84kb.
Учебно-методический комплекс направление: 030300. 62 Психология Специальность... 2 583.19kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «дифференциальная психология» 1 183.61kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 293.07kb.
Учебно-методический комплекс направление 030300. 62 Психология Специальность... 1 279.71kb.
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 3 603.8kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «Юридическая психология» 3 589.92kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.69kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 5 773.26kb.
Закона от 24. 07. 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного... 1 262.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по курсу «Общая психология» - страница №1/13



Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Утверждено

на заседании кафедры общей психологии

от 23 октября 2009г. протокол №1

Зав. кафедрой общей психологии

к.пс.н., профессор Иванов Феликс Евгеньевич


Учебно-методический комплекс по курсу

«Общая психология»

Авторы:

(Барабанщиков В.А., член-корр. РАО, д.пс.н., проф.

Дивеев Д.А., к.пс.н.)

Москва

2009

Печатается по решению кафедры общей психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»


Барабанщиков В.А., член-корр. РАО, д.пс.н., проф.; Дивеев Д.А., к.пс.н. Общая психология. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 85) с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© (Барабанщиков В.А., член-корр. РАО, д.пс.н., проф.;

Дивеев Д.А., к.пс.н.) 2009 г.

ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста

по специальности 020400 «Психология».


ОПД.Ф.02

Общая психология




Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания.

Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.

Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция.

Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания.

Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации.

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.

Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление, творческая личность; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление; речь и речевая деятельность.

Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель.

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Общая психология» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Курс «Общей психологии» является базовым для подготовки студентов, обучающихся по программе психологических факультетов и кафедр, начиная с первого курса. Он раскрывает основания, структуру и содержание психологии как самостоятельной научной дисциплины, изучающей закономерности организации, функционирования и развития психики и поведения человека. Курс знакомит с основными психическими явлениями, способами их изучения и интерпретации, вводит в круг ключевых проблем психологической науки. Общая психология является фундаментальной научной дисциплиной, которая опирается на результаты теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, методологические и теоретические принципы, методы, основные понятия и категории психологии.



Основной целью изучения дисциплины «Общая психология» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых для профессионального решения широкого круга задач.

Задачами изучения курса являются:

  • Формирование основных, базовых представления о психике.

  • Изучение методологических оснований научного понимания предмета общей психологии.

  • Рассмотрение теоретических положений современной психологии.

  • Ознакомление с основными методами исследования психики.

  • Формирование понятийно-категориального аппарата общей психологии.

  • Изучение закономерностей и механизмов протекания психических процессов.

  • Ознакомление с феноменологией эмоциональной и мотивационной сферы человека.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

- методологические и теоретические основы общей психологии;

- основные категории общей психологии;

- особенности и закономерности протекания психических процессов;

- основные теории восприятия, внимания, памяти, мышления, мотивации и эмоций.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

- определять объект, предмет, цели и задачи исследования;

- планировать и проводить экспериментальное исследование;

- интерпретировать результаты исследования в рамках той или иной психологической теории.

Преподавание и изучение учебной дисциплины осуществляется в виде лекций, семинарских занятий, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов. В качестве контрольно-развивающих форм обучения используются рефераты, курсовая работа по тематике курса, тестовые задания, зачет, экзамены.

Образовательным стандартом отводится на изучение дисциплины «Общая психология» 540 часов, из них 264 часа аудиторных занятий: лекций, – 142 часа, семинарских занятий – 122 часа и 276 часов для самостоятельной работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Тема 1. Психология как наука. Предмет психологии


Психологические проблемы в современном мире. Академическая и неакадемическая (житейская) психология. Психология в системе общественного сознания. Объект психологии. Биологическая функция психики. Критерии психического. Стадии развития психики в филогенезе. Взаимосвязь свойств среды, способов поведения, строения нервной системы и форм психики. Общественно-историческая природа сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

Предмет психологии. Характеристики психических явлений. Базовые отношения психики. Психические явления как образы действительности и переживания субъекта. Регуляторная функция психики. Психофизиологическая проблема. Многомерность психических явлений и их классификации.


Тема 2. Методы и структура современной психологии

Методы психологии. Специфика теоретических методов психологического познания. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии. Наблюдение и самонаблюдение. Естественный, лабораторный и формирующий эксперимент. Генетический метод. Психологические тесты. Анализ продуктов деятельности. Физиологические методы в психологии. Биографический метод. Социологические методы в психологии. Психологические техники.

Задачи психологии. Место психологии в системе наук о человеке. Структура современной психологии. Характеристики общей и дифференциальной психологии. Особенности развития прикладных областей психологии. Строение психологического знания. Единство теории, эксперимента и практики в психологии.



следующая страница >>



Каждый хочет жить долго, но никто не хочет стареть. Джонатан Свифт; по другим ис
ещё >>