Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовно-исполнительное право» Для направления «бакалавр юриспруденция» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовно-исполнительное... 4 875.72kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «уголовно-исполнительное... 9 1396.9kb.
Уголовно-исполнительное право учебно-методический комплекс 8 1889.87kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (Особенная... 13 1519.6kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (Особенная... 11 1389.76kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Назначение наказания... 1 289.71kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «арбитражное процессуальное... 4 676.12kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «наследственное право»... 10 1511.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности... 2 548.22kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 3 716.82kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 5 733.36kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (Особенная... 13 1519.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовно-исполнительное право» Для направления - страница №1/4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра уголовного права и криминологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО»

Для направления «бакалавр юриспруденция» 030. 500

Для специальности «юриспруденция» 030. 501


Составитель рабочей программы
Ст. преподаватель ______________ Ложкина Л.В.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от « 28 » августа 2008 г.

Зав. кафедрой _______________________/В.Е.Зварыгин/


Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200_г.

Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК

2008
1. Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению / специальности 030.500; 030. 501 юриспруденция (СД. 06; ОПД.Ф.22)


Предмет Уголовно-исполнительного права: взаимосвязь уголовно-исполнительного права с другими отраслями права - уголовным, уголовно-процессуальным, криминологией, конституционным, трудовым и др.; история развития Уголовно-исполнительного права в России; система Уголовно-исполнительного законодательства; понятие исполнения и отбывания наказания; исправительное воздействие на осужденных; правовое положение осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания; контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества; порядок исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества; порядок исполнения смертной казни; порядок и основания освобождения от уголовного наказания; уголовно-исполнительное законодательство зарубежных стран.



Общие требования к образованию дипломированного специалиста:
Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством


нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.
Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин:
Юрист должен:

- иметь научное представление о государственно–правовых явлениях, об


основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права;

- понимать роль государства и права в политической системе общества, в


общественной жизни в целом;

- уметь логически грамотно выражать и обосновать свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями.




2. Принципы построения курса Уголовно-исполнительное право

(название курса, дисциплины)


Курс входит в национально-региональный (вузовский) компонент;

Курс адресован студентам очной и заочной формы обучения;

Курс готовит студентов к практической деятельности в сфере борьбы с преступностью;

Ядро курса составляют положения различных пенитенциарных школ;

Программа курса построена в соответствии с рабочим планом;

В курсе выделено несколько блоков: Общая и Особенная часть;

Курс имеет практическую часть в виде конкретных заданий, составленных из материалов судебной практики; практики деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Технология обучения ориентирована на:



  • интеграцию знаний, их трансформацию в систему действий;

  • самостоятельную аналитическую деятельность студентов со специальной литературой;

  • целенаправленное, систематическое самосовершенствование, саморазвитие и самореализацию студентов;

  • подготовку студентов к самостоятельной профессиональной деятельности;

  • сочетание теоретических занятий с обсуждением проблемных вопросов на семинарских занятиях.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета в конце семестра
3. Цели курса
Целью преподавания курса «Уголовно-исполнительное право» является изучение студентами нового уголовно-исполнительного законодательства, которое по своим целям, задачам, структуре и содержанию значительно отличается от предыдущих исправительно-трудовых кодексов. В процессе преподавания курса УИП значительное внимание уделяется международно-правовым актам по пенитенциарным вопросам. В этой связи подчеркивается, что при определении правового положения осужденных конкретизированы конституционные права и свободы человека и гражданина, отражены положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, основных принципов обращения с заключенными и др.

Результатом изучения курса «Уголовно-исполнительное право» должно явиться приобретение студентами умений и навыков по толкованию и применению норм уголовно-исполнительного законодательства, положений ведомственных нормативных актов, знание особенностей порядка исполнения и отбывания наказаний, изучение правоприменительной практики учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.


4. Структура курса

Структуру курса уголовно-исполнительного права образуют Общая и Особенная части, в которых обобщены позитивные пенитенциарные знания, отражающие научное и практическое понимание основных вопросов предмета уголовно-исполнительного права, и порядок исполнения предусмотренных законом наказаний, а также порядок освобождения от наказаний.

В Общей части курса уголовно-исполнительного права рассматриваются следующие вопросы: понятие, предмет, задачи, цели и система уголовно-исполнительного законодательства, история его развития. Анализируются его ключевые проблемы: исполнение и отбывание наказания, исправительное воздействие на осужденных, правовой статус осужденных и персонала, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

В Особенной части анализируются порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний, порядок применения средств исправления осужденных к различным видам наказания, порядок освобождения от наказаний.


Курс «Уголовно-исполнительное право» состоит из 12-ти тем и включает различные виды учебных занятий: лекции, практические и индивидуальные занятия. Для более углубленного изучения уголовно-исполнительного права служат: участие в работе научного кружка, научно-практических конференция и семинарах. Завершается изучение курса сдачей зачета.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ.


Тема 1. Понятие уголовно-исполнительного права.

  1. Понятие, предмет, метод правового регулирования уголовно-исполнительного права.

  2. Соотношение уголовно-исполнительного права с другими отраслями права.

  3. Принципы уголовно-исполнительного права.

  4. Наука уголовно-исполнительного права.

Тема 2. Уголовно-исполнительное законодательство.



  1. Понятие предмет и система уголовно-исполнительного законодательства.

  2. Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени и пространстве.

  3. Соотношение уголовно-исполнительного законодательства и международно-правовых актов в области исполнения наказания и обеспечения прав осужденных.

  4. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

  5. Виды и структура норм уголовно-исполнительного законодательства.

  6. Понятие и структура уголовно-исполнительных правоотношений

Тема 3. Исполнение наказания и применение исправительного воздействия.



  1. Понятие и признаки исполнения и отбывания наказания.

  2. Понятие, признаки исправительного воздействия.

  3. Система основных средств исправления осужденных.

Тема 4. Правовое положение осужденных.



  1. Понятие и основы правового положения осужденных.

  2. Содержание правового статуса осужденных.

  3. Основные права и обязанности осужденных.

Тема 5. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.



  1. Виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания.

  2. Уголовно-исполнительная система РФ.

  3. Персонал учреждений и исполняющих наказания: предъявляемые требования; правовая защита и социальная поддержка

  4. Средства обеспечения безопасности персонала, порядок их применения.

  5. Понятие, виды и значение контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ


Тема 6. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

  1. Порядок и условия исполнения штрафа.

  2. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

  3. Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского, почетного звания, классного чина или государственных наград.

  4. Порядок исполнения и отбывания обязательных работ.

  5. Порядок исполнения и отбывания исправительных работ.

  6. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.

Тема 7.Классификация осужденных к лишению свободы

1. Классификация осужденных к лишению свободы.


  1. Распределение осужденных по видам исправительных учреждений.

  2. Порядок перемещения и приема осужденных в исправительные учреждения.

  3. Отрядная система в исправительных учреждениях.

Тема 8. Требования режима в исправительных учреждениях



  1. Требования режима в исправительных учреждениях: понятие, классификация.

  2. Требования режима, обращенные к осужденным.

  3. Требования режима, обращенные к персоналу исправительных учреждений.

  4. Требования режима, обращенные к иным лицам, посещающим исправительные учреждения.

Тема 9. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях



  1. Охрана и надзор как одно из основных средств обеспечения режима.

  2. Меры безопасности.

  3. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях.

  4. Дисциплинарное воздействие на осужденных.

Тема 10. Прогрессивная система исполнения наказания.


1. История развития пенитенциарных систем

2. Понятие и формы реализации прогрессивной системы исполнения наказания


Тема 11. Исполнение наказаний в отношении военнослужащих.

  1. Правовое регулирование исполнения и отбывания наказания в виде ограничения по военной службе

  2. Особенности исполнении ареста в отношении военнослужащих.

  3. Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Тема 12. Освобождение от отбывания наказания.



  1. Основания освобождения от наказания. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.

  2. Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания и представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

  3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними.

Тема 13. Контроль за условно осужденными.



  1. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных.

  2. Ответственность условно осужденных за неисполнение возложенных обязанностей.

Тема 14. Исполнение наказания в виде смертной казни.



  1. Основания и порядок исполнения смертной казни.

  2. Особенности содержания осужденных к смертной казни.

Тема 15. Уголовно-исполнительное (тюремное или пенитенциарное) право зарубежных странах



  1. Исполнение наказаний в США.

  2. Правовое регулирование исполнения наказаний в Великобритании, Франции.

  3. Правовая регламентация исполнения наказаний в ФРГ, Японии.


5. Учебно-тематический план курса

(название) «Уголовно-исполнительное право»

Распределение часов по темам курса и видам занятий
для студентов очной формы обучения (нормативные сроки)



Тема

Лекции

Практические

1.

Понятие уголовно-исполнительного права

2

-

2.

Уголовно-исполнительное законодательство

3

-

3.

Исполнение наказания и применение

исправительного воздействия

2

2

4.

Правовое положение осужденных

2

2

5.

Система учреждений и органов, исполняющих наказания.

3

2

6.

Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

4

2

7.

Классификация осужденных к лишению свободы

2

2

8.

Требования режима в исправительных учреждениях

4

1

9.

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

3

2

10.

Прогрессивная система исполнения наказаний

1

1

11.

Исполнение наказаний в отношении военнослужащих

2

-

12.

Освобождение от отбывания наказания

2

1

13.

Контроль за условно осужденными

2

1

14.

Исполнение наказания в виде смертной казни

1

-

15.

Уголовно-исполнительное право зарубежных стран

1

-

ВСЕГО:

34 ч.

16 ч.

для студентов очной формы обучения (бакалавриат и сокращенные сроки на базе СПО)



Тема

Лекции

Практические

1.

Понятие уголовно-исполнительного права

2

-

2.

Уголовно-исполнительное законодательство

4

-

3.

Исполнение наказания и применение

исправительного воздействия

2

2

4.

Правовое положение осужденных

2

2

5.

Система учреждений и органов, исполняющих наказания.

4

2

6.

Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

4

2

7.

Классификация осужденных к лишению свободы

2

2

8.

Требования режима в исправительных учреждениях

4

1

9.

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

3

2

10.

Прогрессивная система исполнения наказаний

2

1

11.

Исполнение наказаний в отношении военнослужащих

2

-

12.

Освобождение от отбывания наказания

2

1

13.

Контроль за условно осужденными

2

1

14.

Исполнение наказания в виде смертной казни

1

-

15.

Уголовно-исполнительное право зарубежных стран

2

-

ВСЕГО:

38 ч.

16 ч.


Распределение часов по темам курса и видам занятий

для студентов заочной формы обучения

(нормативные и сокращенные сроки на базе СПО)





ТЕМА

Лекции

Практические

1.

Понятие уголовно-исполнительного права, и уголовно-исполнительного законодательства.

2 ч.

--

2.

Исполнение наказания и исправительное воздействие на осужденных.

1 ч.

--

3.

Правовое положение осужденных.

1 ч.

--

4.

Система учреждений и органов, исполняющих наказания.

1 ч.

--

5.

Порядок исполнения и отбывания лишения свободы:

а) классификация осужденных и распределение их по видам исправительных учреждений;

б) режим в исправительных учреждениях.


2 ч.


3 ч.

2 ч.


2 ч.




Итого

10 ч.

4 ч.



6. Содержание курса лекционных занятий
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права (2 часа)

Понятие уголовно-исполнительного права и его основные признаки как самостоятельной отрасли права. Предмет и метод правового регулирования.

Место уголовно-исполнительного права в системе отраслей права.

Принципы уголовно-исполнительного права и их система.

Наука уголовно-исполнительного права.
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство (3 часа)

Понятие, предмет и система уголовно-исполнительного законодательства. Общая характеристика уголовно-исполнительного кодекса РФ. Характеристика подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Соотношение уголовно-исполнительного законодательства и международно-правовых актов.

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

Применение норм уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени.

Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного законодательства.

Понятие и содержание уголовно-исполнительных правоотношений.
Лекция 3. Исполнение наказания и применение исправительного воздействия (2 часа)

Понятие, основные признаки исполнения и отбывания наказания.

Понятие и признаки исправительного воздействия как специфического воспитательного процесса, основанного на принципах и методах общей и исправительной психологии и педагогики. Система средств исправления, применяемых к осужденным. Общественно-полезный труд как одно из основных средств исправления осужденных. Режим исполнения и отбывания наказания: понятие и функции. Формы и методы воспитательной работы, проводимой с осужденными. Правовое регулирование применения к осужденным исправительного воздействия и его объем.
Лекция 4. Правовое положение осужденных (2 часа)

Понятие и основы правового положения лиц, отбывающих наказания.

Содержание правового статуса осужденных. Субъективные права, юридические обязанности, законные интересы осужденных и свободы как структурные элементы правового статуса осужденного, их понятие, характеристика.

Особенности определения правового положения осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства.

Характеристика основных обязанностей осужденных: обязанность исполнения федеральных законов, иных нормативных актов, регулирующих режим отбывания наказания, вежливое обращение к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания; явка по вызову администрации учреждений и дача объяснений по вопросам исполнения наказания.

Содержание основных прав осужденных и механизм их обеспечения.


Лекция 5. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (3 часа)

Виды учреждений и органов, исполняющих наказания. Суд, служба судебных приставов, уголовно-исполнительные инспекции, исправительные учреждения, исправительные центры, арестные дома как учреждения, исполняющие наказания. Дисциплинарная воинская часть, командование воинских частей, командование гарнизонов как органы, исполняющие наказания в отношении военнослужащих.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации. Федеральная служба исполнения наказаний как федеральный орган уголовно-исполнительной системы РФ.

Требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания, его основные права и обязанности.

Правовая регламентация применения оружия, специальных средств и физической силы.

Понятие и социально-правовое назначение контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Судебный контроль, контроль органов государственной власти, органов местного самоуправления, ведомственный, международный, общественный виды контроля как одно из эффективных способов обеспечения прав осужденных и надлежащих условий исполнения и отбывания наказания. Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний, содержания осужденных в местах отбывания наказания, соблюдения их прав.



Лекция 6. Исполнение наказания, не связанных с изоляцией осужденных от общества (4 часа)

Порядок и условия исполнения штрафа. Отсрочка и рассрочка уплаты штрафа. Неисполнение штрафа и его последствия. Злостное уклонение от уплаты штрафа, его последствия.

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Уголовно-исполнительные инспекции как учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющие данный вид наказания. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные, и органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью. Исчисление срока наказания. Правовые последствия неисполнения наказания.

Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского, почетного звания, классного чина или государственных наград.

Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ. Условия отбывания обязательных работ. Исчисление срока наказания. Ответственность осужденных за нарушения требований режима.

Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ. Обязанности уголовно-исполнительных инспекций по реализации данного вида наказания. Понятие и виды персонального учета осужденных. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные. Порядок производства удержаний, исчисление срока исправительных работ. Условия отбывания исправительных работ. Нарушение режима и его правовые последствия.

Исполнение наказания в виде ограничения свободы. Обязанности администрации исправительного центра и организации, в которых работают осужденные. Условия отбывания ограничения свободы. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к ограничению свободы. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным.
Лекция 7. Классификация осужденных к лишению свободы (2 часа)

Особенности исправительного воздействия на осужденных к аресту. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным.

Понятие, критерии и виды классификации осужденных к лишению свободы. Виды исправительных учреждения и распределение по ним осужденных к лишению свободы. Порядок направления осужденных к месту отбывания наказания. Правила раздельного содержания. Правовые основания и порядок приема осужденных в исправительные учреждения.

Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда.


Лекция 8. Требования режима в исправительных учреждениях (4 часа). Требования режима, обращенные к осужденным: режимные правила, устанавливающие распорядок дня осужденных; правила, регулирующие поведение осужденных; правила обеспечивающие реализацию специальных прав и законных интересов осужденных. Требования режима, обращенные к персоналу исправительных учреждений: по обеспечению изоляции, охраны, соблюдения прав осужденных и выполнению ими обязанностей. Правила режима, обращенные к иным лицам, посещающим исправительные учреждения.
Лекция 9. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях (3 часа)

Понятие и классификация средств обеспечения режима. Правовое регулирование охраны и надзора в исправительных учреждениях; оперативно-розыскной деятельности; и применения мер безопасности. Дисциплинарное воздействие как одно из эффективных средств обеспечения режима. Основания и порядок применения мер поощрения и взыскания. Понятие злостного нарушителя режима, правовые последствия признания осужденного злостным нарушителем. Особенности содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах.

Режим особых условий.
Лекция 10. Прогрессивная система исполнения лишения наказаний (1 час)

История формирования и развития пенитенциарных систем.

Понятие, содержание и формы реализации прогрессивной системы исполнения наказаний.

Изменение условий отбывания наказания в виде лишения свободы в пределах одного вида исправительного учреждения.

Изменение объема карательного воздействия путем перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое.

Замена одного наказания другим в порядке ухудшения или улучшения условий отбывания. Условно-досрочное освобождение как завершающий этап прогрессивной системы.


Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях разных видов режима и тюрьмах.

Особенности отбывания лишения свободы осужденными женщинами.

Особенности исполнения и отбывания наказания в воспитательных колониях.
Лекция 11. Исполнение наказаний в отношении военнослужащих (2 часа).

Правовое регулирование исполнения и отбывания наказания в виде ограничения по военной службе.

Особенности исполнения ареста в отношении осужденных военнослужащих.

Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Особенности режима в дисциплинарной воинской части. Особенности правового статуса осужденных. Особенности воспитательного воздействия на осужденных военнослужащих. Условия содержания. Применение поощрений и взысканий.


Лекция 12. Освобождение от отбывания наказания (2 часа)

Основания освобождения от отбывания наказания. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.

Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания и предоставления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей.

Оказание помощи осужденным, освобождаемым от наказания, и контроль за ними.

Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания.
Лекция 13. Контроль за условно осужденными (2 часа).

Уголовно-исполнительные инспекции как учреждения, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных в период испытательного срока. Исчисление испытательного срока. Ответственность условно осужденных при уклонении и неисполнении возложенных судом обязанностей. Правовые последствия систематического или злостного неисполнения обязанностей осужденным.


Лекция 14. Исполнение наказания в виде смертной казни (1 час).

Правовые основания исполнения приговора суда о смертной казни. Особенности содержания осужденных к смертной казни.

Приведение приговора к смертной казни в исполнение.
Лекция 15. Уголовно-исполнительное право зарубежных стран (1 час).

Международные акты об обращении с осужденными: система, основное содержание.

Исполнение наказаний в США. Пенсильванская и Оборнская системы исполнения лишения свободы. Наказания, не связанные с лишением свободы.

Правовое регулирование исполнения наказаний в Великобритании, Франции.



Правовая регламентация исполнения наказаний в ФРГ, Японии.
Основная литература

  1. Блохин Ю.И. Уголовно-исполнительное право: [учеб. пособие] / Ю. И. Блохин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 285, [1] c.

  2. Зубков А.А. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учеб. пособие / А.А. Зубков. - М.: Инфра-М, 2002. - 215,[1]с.

  3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации /Отв. ред. А.И. Зубков; МЮ РФ. Глав. упр. исполнения наказаний. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2001. - 515,[1]с.

  4. Комментарий к Уголовно-исполнительскому кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. С.В. Степашина; Науч. ред. А.С. Михлин, И.В. Шмаров - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Юристъ, 2001. - 622с.

  5. Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право: Учеб. пособие для вузов рек. МО РФ / С.И. Курганов. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2004. - 430,[1]с.

  6. Российская Федерация. Кодексы Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации. Краткий комментарий профессора А.С. Михлина /Российская Федерация. Кодексы; коммент. А. С. Михлин; Акад. народ. хоз-ва при Правительстве РФ. - 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2004. - 239, [1] с.

  7. Уголовно-исполнительное право : Ючеб.для юрид.вузов /Под ред. В.И. Селиверстова. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Юриспруденция, 2002. - 362с.

  8. Уголовно-исполнительное право России: учеб. для вузов рек. МО РФ /А.С. Михлин, П.Г. Пономарев, В.И. Селиверстов и др.; под ред. В.И. Селиверстова. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Юристъ, 2004. - 571с.

  9. Угольникова Н.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Курс лекций /Н.В. Угольникова - М.: ИНФРА-М, 2002. - 183,[1]с.


Дополнительная литература


  1. Ахметшин Р.С. Классификация, распределение, прием и учет осужденных в исправительных учреждениях: фондовая лекция / Р. С. Ахметшин, С. Ф. Идрисова, О. С. Столярова ; Нижегород. акад. МВД России, Ижевск. филиал. - Ижевск, 2006. - 34 с.

  2. Батаев И.А. Правовые и социальные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних: монография / И.А. Батаев, Р.С. Ахметшин; ГОУВПО УдГУ. - Ижевск: Издат. дом "Удмурт. ун - т", 2005. - 134 с.

  3. Бондаренко М.В. Общетеоретические вопросы правового положения осужденных: Спец.12.00.08-Уголов.право и криминология; Уголовно-исполнит. право: Автореф. дис. на соиск.учен. степ. канд. юрид. наук /Науч. рук. В.Н. Зырянов - Ставрополь, 2002. - 21с.

  4. Данелян Р.С. Исправительные работы как вид уголовного наказаная в теории и практике: Спец.12.00.08-Угол. право и криминология; угол.-исполн. право: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук /Науч. рук. Г.И. Чечель. - Ставрополь, 2002. - 19с.

  5. Журавлев М.Е. Правовое регулирование общественных отношений в системе исполнения наказания Российской Федерации (Теоретический аспект): Спец. 12.00.01-Теория и история права и гос-ва; История правовых отношений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук /Науч. рук. Ю.А. Новиков - Ставрополь, 2002. - 24с. З-913

  6. Ивашин Д.И. Правовое положение осужденных к лишению свободы в Российской Федерации: Спец.12.00.08-Уголов.право и криминология; Уголовно-исполнит. право: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук / Науч. рук. И.В. Никитенко. - Иркутск, 2003. - 24с.

  7. Кречетников А.Г. Жизнь за решеткой: [Исправит.-труд. учреждения] /А. Кречетников. - М.: Панорама, 1992. - 28,[1] с.

  8. Кузьменко Ю.В. Региональные особенности формирования эффективного механизма занятости специфических социальных групп: Спец.08.00.01-Экон. теория; 08.00.05-Экономика и упр. народ. хоз-вом (Регион.экономика): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук /Науч. рук. В.М. Юрьев. - Тамбов, 2003. - 25с.

  9. Ложкина Л.В. Уголовно-исполнительное право: метод. комплекс /Л.В. Ложкина; УдГУ, ИПСУБ. - Ижевск, 2005. - 41, [1] с.

  10. Макаренко Н.И. Исправление осужденных к лишению свободы: вопросы теории и практики (уголовно - исполнительный аспект): спец. 12.00.08 - уголов. право и криминология ; уголов.-исполн. право: автореф. дис.на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук /Н.И. Макаренко; науч. рук. В.И. Белослудцев, В.В. Фёдоров. - Челябинск, 2006. - 26 с.

  11. Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации / Науч. ред. А.Н. Игнатов; Мин-во юстиции РФ. - М.: НОРМА, 2001. - 306с.

  12. Николюк В.В. Уголовно-исполнительное судопроизводство в СССР /В. В. Николюк. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1989. - 252,[3] с.

  13. Никитенко И.В. Гуманизация исполнения и отбывания наказания в воспитательной колонии(организационно-правовой аспект) : Спец.12.00.08-Уголов. право и криминология; уголов.-исполн. право: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук /Науч. рук. Г.С. Гаверов. - Иркутск, 2002. - 23с.

  14. Павлычева О.Н. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, по законодательству России: Спец.12.00. 08-Уголов. право и криминология; Уголовно-исполнит. право: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук /Науч. рук. В.П. Малков. - Ижевск, 2002. - 16,[2]с. - Библиогр.: с.17-18.

  15. Павлычева О.Н. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, по законодательству России: Спец.12.00.08-Уголов.право и криминология; Уголовно-исполнит. право: Дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук /Науч. рук. В.П. Малков. - Казань, 2002. - 163с. - Библиогр.: с.145-162.

  16. Российская Федерация. Кодексы Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации /Крат. коммент. А.С. Михлина. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Акад. нар. хозяйства при Правительстве РФ: Дело, 2002. - 238,[1]с.

  17. Тер-Саакян А.Г. Режим-основа исправления осужденных к лишению свободы: Спец.12.00.08 -Уголов.право и криминология; Уголовно-исполнит. право: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. юрид. наук /Науч. рук. Г.И. Чечель - Ставрополь, 2002. - 25с

  18. Уголовно-исполнительное право России: Теория. Законодательство. Междунар. стандарты. Отеч. практика ХХ века: Учеб. для вузов / Под ред А.И.Зубкова. - М.: Инфра-М, 1997. - 599с.

  19. Уголовно-исполнительное право России: учеб. и основные норматив. правовые акты : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ /В.В. Дедюхин, М.П. Журавлев, А.И. Зубков и др.; под ред. О. В. Филимонова. - М.: Ин-т актуал. образования "ЮрИнфоР-МГУ", 2004. - 398, [1] с

  20. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала XXI века: Учеб. для вузов рек. МО РФ /Под ред. А.И. Зубкова. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: НОРМА, 2003. - 699с.

  21. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала XXI в.: Учеб. для вузов рек. МО РФ /Под ред. А.И. Зубкова. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2002. - 699с. Шайхуллин М.С. Правовые и организационные вопросы порядка и условий рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных к лишению свободы: Спец.12.00.08-Угол. право и криминология; Уголовно-исполнит. право: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук /Науч. ред. В.Н. Королев. - Челябинск, 2003. - 22,[1]с. ; 60х84/16. - Библиогр.:с.23.

  22. Шевченко А.Е. Прогрессивно-регрессивная система исполнения уголовных наказаний: Спец.12.00.08-Уголов. право и криминология; Уголовно-исполнит. право: Автореф. дис. на соиск .учен. степ. канд. юрид. наук /Науч. рук. С.И. Дементьев. - Ставрополь, 2002. - 27с. - Библиогр.:с.27.

  23. Управление исполнения наказаний по Удмуртской Республике: [125 лет Уголовно-исполнительной системе России] / М-во юстиции РФ; Гл. ред. Г.В. Желудов ;Редкол.: Р.Н. Заппаров, Г.В. Кочкарев, Л.И. Зонова и др. - Ижевск, 2004. - 119с.


7. М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К АЗ А Н И Я

Практические занятия являются важной формой учебного процесса и преследуют цель содействовать более глубокому усвоению студентами курса «Уголовно-исполнительное право», научить самостоятельно, работать над учебным материалом и отрабатывать навыки применения уголовно-исполнительного законодательства применительно к конкретной практике деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, судов и других правоохранительных органов.

В связи с тем, что 18 декабря 1996 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла Уголовно-исполнительный кодекс и ввела его в действие с 1 июля 1997 г., изучение данного курса предполагает обращение к УИК РФ. В соответствии с указанным законом сформулированы как вопросы, подлежащие изучению, так и задачи.

В то же время в порядке преемственности студенты должны обращаться и к исправительно-трудовому кодексу (ИТК) РСФСР 1970 г., утратившему силу с 1 июля 1997 г.

На практические занятия выносятся только те вопросы, которые предусмотрены учебным планом и программой курса. Метод занятий – решение задач по правильному применению норм уголовно-исполнительного законодательства и закрепление теоретических вопросов по предлагаемым темам.

При решении задач следует исходить из того, что описанные в ней фактические обстоятельства являются установленными. Для правильного решения задач студенту необходимо подобрать и изучить рекомендованные по каждой теме нормативные материалы и учебную литературу. Решение задач следует начать с пересказа фактических обстоятельств и постановки указанных в них вопросов. В дальнейшем подобрать соответствующий нормативный акт, указать статью (часть статьи), проанализировать ее и на основе сопоставления ее положений с фактическими обстоятельствами, изложенными в фабуле задачи, дать аргументированный ответ относительно правомерности тех или иных решений.

При подготовке к занятиям серьезное внимание следует уделить изучению подзаконных нормативных актов, регулирующих и детализирующих процесс исполнения наказания, а также учебным и теоретическим источникам.
ПЛАНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятия 1, 2. Исправительное воздействие на осужденных. Правовое положение осужденных (4 часа)

Вопросы

1. Понятие и признаки исправительного воздействия. Содержание основных средств исправления осужденных.

2. Понятие, основы, содержание правового положения лиц, отбывающих наказания.

3. Основные права и обязанности осужденных.



Задачи к практическому занятию:

№1. Осужденный Красавцев написал жалобу прокурору о нарушении его прав администрацией колонии. В жалобе было сказано, что он имеет специальность токаря по металлу, а администрация колонии направила его на работу в деревообрабатывающий цех, ссылаясь на то, что производство колонии не связано с обработкой металла. В связи с этим Красавцев просил перевести его в другую колонию, так как в деревообрабатывающем цехе работать не желает.

Дайте ответ осужденному.

№2. Осужденный Конев, имеющий 10-летнее образование, изъявил желание продолжить свое обучение. Начальник колонии разъяснил ему, что в колонии имеется только девятилетняя школа, и посоветовал заниматься самостоятельно.

Имеется ли в данном случае нарушение прав осужденного?

№3. Своим постановлением начальник тюрьмы применил в отношении осужденного Захарова взыскание в виде водворения в ШИЗО сроком на 10 суток. Основанием для дисциплинарной ответственности послужил его отказ встретиться со служителем культа, прибывшим в тюрьму для проведения религиозных обрядов и индивидуальных бесед.

Назовите основные средства исправления осужденных. Дайте правовую оценку действиям администрации тюрьмы. Что понимается под общественным воздействием как основным средством исправления осужденных?

№4. Осужденный к лишению свободы и отбывший в обычных условиях в ИК строгого режима 1,5 года Зайкин обратился к начальнику ИК с просьбой об изменении ему условий отбывания на облегченные. При этом он указал, что добросовестно относится к труду, играет в КВН и не имеет взысканий. Однако начальник колонии в просьбе отказал на том основании, что Зайкин третий раз осужден к лишению свободы, причем последний раз за особо тяжкое преступление.

Дайте юридическую оценку решению администрации. Какие обстоятельства учитываются при дифференциации исполнения наказаний и осуществления исправительного воздействия? Какое значение имеет она для исправления осужденных?

№5. Своим приказом начальник ВК реорганизовал и изменил поименный состав четырех отрядов осужденных несовершеннолетних таким образом, что в двух отрядах оказались положительно зарекомендовавшие себя осужденные, в третьем отряде – осужденные, допускавшие отдельные нарушения режима, а в четвертом – злостные нарушители режима. Причем в этот отряд были зачислены и двое осужденных, положительно себя зарекомендовавших.

Дайте оценку действиям администрации ВК с правовой и педагогической точек зрения. Что понимается под индивидуализацией исполнения наказания и осуществления исправительного воздействия, и как она соотносится с дифференциацией названных средств?

№6. Группа осужденных к лишению свободы объявила голодовку в связи с тем, что администрация ИК общего режима в течение трех месяцев не предоставляет им работу, в связи с чем они не могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на заработанные в ИК деньги.

Почему законодатель указал в качестве основного средства исправления осужденных общественно-полезный труд? Законны ли действия осужденных? Ознакомьтесь со ст..9, 103 УИК РФ.

№ 7. Осужденный к лишению свободы Бегунов неоднократно обращался с жалобами во все инстанции вплоть до Генерального прокурора и Верховного Суда РФ о том, что администрация ИК принудительно привлекает его к работе. В очередной раз Бегунов написал жалобу в Европейский суд по правам человека, однако администрация колонии отказалась отправить ее указанному адресату на том основании, что она носит клеветнический характер.

Определите обоснованность требований осужденного и правомерность действия администрации ИК.

№ 8. Осужденный к лишению свободы Вахрушев обратился к начальнику ИК общего режима с просьбой перевести его в другую колонию, так как участники преступной группировки «Волки» угрожали ему расправой. Начальник ИК ограничился лишь переводом Вахрушева в другой отряд. Спустя три недели Вахрушеву был причинен одним из членов указанной группировки тяжкий вред здоровью.

Определите обоснованность действий администрации.

№9. Демидов, осужденный к исправительным работам сроком на 2 года, был призван на военную службу.

Правомерны ли действия должностных лиц? Какие разновидности прямого ограничения правового положения осужденных существуют в действующем законодательстве?

№10. Осужденный Дятлов, отбывающий наказание в ИК строгого режима, обратился к начальнику ИК с просьбой о том, чтобы его освободили от трудовой деятельности в ИК, поскольку он является пенсионером, и перевели положенную ему пенсию на лицевой счет.

Правомерна ли просьба Дятлова? Как должна поступить администрация ИК?


следующая страница >>



Искусство должно быть холодным. Арнольд Шенберг (по другим и
ещё >>