Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технология юридической исследовательской - страница №1/1
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
БИЗНЕСА И ПРАВА
Хмель И.В.
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«Технология юридической исследовательской работы»
для студентов заочной формы обучения
специальности 030900 Юриспруденция
Ростов-на-Дону
2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технология юридического исследовательского труда» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности Юриспруденция
Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой Сравнительного правоведения и европейских правовых исследований и утвержден Учебно-методическим советом (протокол №1 от 31.08.2011 ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.
Составитель: к.филос. наук, доцент Хмель И.В.
Рецензент: д.филос. наук Тазаян А.Б.
Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалысодержание
1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4
1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА 5
1.3.1 Лекции 5
1.3.2 Практические занятия 5
1.3.3 Интерактивные занятия 5
1.4 Самостоятельная работа 6
1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7
1.5.1 Основная литература 7
1.5.2 Дополнительная литература 7
1. Рабочая программа дисциплины
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины - формирование у студентов-юристов интеллектуального и практического инструментария, необходимого для успешного усвоения учебных дисциплин в институте и дальнейшего становления профессионального юриста-исследователя
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
-
Изучение основных форм аудиторной и внеаудиторной работы в вузе, их функций и взаимосвязи.
-
Формирование умения готовиться к лекционным, семинарским и практическим занятиям, читать тексты учебного и научного характера в соответствии с познавательной установкой.
-
Развитие навыков по поиску и отбору информации, умения эффективно использовать библиотечные фонды.
-
Отработка приемов подготовки к выступлению с докладами и рефератами, умения составлять конспекты, писать контрольные и курсовые работы.
-
Изучение специфики анализа юридических документов
1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление: о теории юридической исследовательской работы и практике составления документов.
Знать: требования, предъявляемые к составлению юридических документов
Уметь: исследовательскую юридическую работу и составлять юридические документы
Овладеть компетенциями:
добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, соблюдения принципов этики юриста (ОК-2);
владения культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи (ОК-4);
стремления к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
использования основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
работы с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА
1.3.1 Лекции
№ п/п
|
Тема лекции
|
Краткое содержание
|
Кол. Часов
|
1
|
Предмет, цель и задачи курса «Технология юридической исследовательской работы».
|
Предмет, цель и задачи курса. Понятие «умение учиться». Значение ТЮИР для становления профессионального юриста. Письменные работы, выполняемые в процессе обучения
|
2
|
|
4
|
1.3.2 Практические занятия
№ п/п
|
Тема занятия
|
Краткое содержание
|
Кол. Часов
|
1
|
Методика рационального чтения.
|
Чтение учебного текста. Изучение интегрального алгоритма чтения. Его значение для эффективной работы с текстами.
|
2
|
4
|
Работа над рефератом.
|
Понятие реферата. Основные этапы работы над рефератом. Оформление реферата. Рецензии.
|
2
|
ИТОГО:
|
4
|
1.3.3 Интерактивные занятия
№ п/п
|
Тема занятия
|
Краткое содержание и вид интерактивного занятия
|
Кол. часов
|
1
|
|
Учебным планом не предусмотрены
|
|
2
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
1.4 Самостоятельная работа
№ п/п
|
Содержание самостоятельной работы
|
Кол. часов
|
Форма контр.
|
1
|
Книга как предмет искусства и полиграфии
|
1
|
Зачет
|
2
|
Библиографический аппарат книги.
|
1
|
Зачет
|
3
|
Запись прочитанного как форма организации умственного труда.
|
1
|
Зачет
|
4
|
Общие черты и отличия справочных изданий.
|
1
|
Зачет
|
5
|
Общие правила конспектирования
|
1
|
Зачет
|
6
|
Особенности самообразовательного чтения.
|
1
|
Зачет
|
7
|
Требования к исследовательским навыкам студентов.
|
1
|
Зачет
|
8
|
Виды внимания и их активизация в ходе аудиторных занятий.
|
1
|
Зачет
|
9
|
Справочные издания. Юридические справочники.
|
1
|
Зачет
|
10
|
Составление плана для контрольной работы.
|
1
|
Зачет
|
ИТОГО:
|
10
|
|
1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.5.1 Основная литература
№ п/п
|
Перечень литературы
|
1
|
Хижняк С.П. Юридическая терминология: формирование и состав. - Саратов, 1997
|
2
|
Солодухина А.О, Солодухин А.А. Юридический диалог: теория и практика, круг проблем. – М., 1998.
|
3
|
Юридическая техника и проблемы дифференциации ответственности в уголовном праве и процессе. - Ярославль, 1999.
|
4
|
Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. - М., 2001.
|
5
|
Власенко В.А. Язык права. - Иркутск, 2009.
|
1.5.2 Дополнительная литература
№ п/п
|
Перечень литературы
|
1
|
Закон: создание и толкование \ под ред.А.С. Пиголкина. - М., 2005
|
2
|
Документы и делопроизводство \ сост. М.Т. Лихачева. - М., 2008.
|
3
|
Ивакина Н.Н. Сложные предложения в процессуальных актах // Сов. юстиция. 1990. №24
|
4
|
Лустов А.В. Образцы нотариальных документов. – М, 2001.
|
1.5.3 Информационно-методическое обеспечение
№ п/п
|
Перечень
|
1
|
www.koob.ru
|
2
|
www.yugzone.ru
|
2. лекционные занятия
2.1 План и содержание лекционных занятий
Тема 1: "Предмет, цель и задачи курса ТЮИР".
Предмет
– комплекс знаний, умений, навыков, связанных с процессом порождения, трансляции, сохранения и применения результатов интеллектуального труда.
Цель
– дать студентам интеллектуальные инструменты необходимые для аудиторной и самостоятельной работы, обеспечить возможность для непрерывного повышения уровня общей и профессиональной культуры.
Задачи:
-
знать основные формы аудиторной и внеаудиторной работы в Вузе, их функции и взаимосвязь;
-
уметь подготовиться к лекционным, семинарским и практическим занятиям;
-
читать тексты учебного, научного, культурного и общественно-политического характера в соответствии с познавательной установкой;
-
готовить доклады и сообщения учебно-научного характера;
-
писать рефераты текстов в соответствии с конкретными задачами реферирования;
-
составлять конспекты прочитанных текстов, мотивированно выбирать и использовать другие формы фиксирования содержания прочитанного;
-
писать контрольные и курсовые работы.
3. Практические занятия
3.1 Планы и содержание семинарских занятий
Занятие 1. Понятие о реферате
-
Цели и задачи реферата
-
Этапы подготовки реферата
-
Требования к оформлению реферата
-
Понятие о рецензии
Занятие 1. Методика рационального чтения
-
Традиционные ошибки в чтении
-
Правильная организация процесса чтения
-
Принципы быстрочтения
4. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
4.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями
-
В письменной форме докажите необходимость деятельности юриста (ОК-4)
-
Сделайте обзор лучших сайтов по юридической тематике (ОК-12)
-
Подготовьте устный доклад на тему «Что значит быть хорошим юристом» (ОК-3, ОК-7)
4.2 Перечень тем контрольных работы
-
Особенности права как отрасли знаний
-
Основные источники правовой информации
-
Характеристика правовых периодических изданий
-
Основные особенности правовых документов
-
Требование к научной статье. Оформление научной статьи.
-
Понятие о логическом мышлении. Его развитие.
-
Понятие о вербальном мышлении. Его развитие.
-
Методы воздействия на слушающего.
-
Основные принципы и правила публичного выступления
-
Правила построения аргументации
5.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных работы
5.1 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольные работы выполняются письменно. Объем работы – 10-15 листов формата А4, написанных от руки, или напечатанных (14 шрифт, полтора интервала). Контрольная работа должна в себя включать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
Титульный лист должен содержать: название учебного заведения, название контрольной работы, фамилию и инициалы выполнившего работу, фамилию, инициалы, ученую степень проверившего работу, название города, где находится учебное заведение и год выполнения. Титульный лист не нумеруется.
Содержание включает в себя перечень всех разделов работы с указанием страниц.
Введение, как правило, составляет 1-2 страницы. Во введении объясняется, почему была выбрана именно эта тема, обосновывается ее актуальность, определяется структура работы.
Основная часть, в зависимости от объема и желания автора, может делиться на подглавы, количество которых определяется автором. В тексте обязательно должны быть ссылки на список литературы, оформленные в квадратные скобки. В скобках ставится номер источника по списку, и, в случае цитирования, в этих же скобках через запятую указывается номер страницы.
В заключении кратко резюмируется все сказанное, делаются выводы, и высказывается свое аргументированное мнение по проблеме (согласие или не согласие с приведенными выше взглядами).
-
Перечень рекомендуемой литературы
-
Хижняк С.П. Юридическая терминология: формирование и состав. - Саратов, 2000.
-
Солодухина А.О, Солодухин А.А. Юридический диалог: теория и практика, круг проблем. – М., 1998.
-
Документы и делопроизводство \ сост. М.Т. Лихачева. - М., 2005.
Контактная информация преподавателя
Фамилия, имя, отчество:
|
Хмель Инна Владимировна
|
Ученая степень:
|
Кандидат философских наук
|
Должность:
|
доцент
|
Кабинет:
|
305
|
Телефон:
|
|
e-mail:
|
willhunter@yandex.ru
|