Учебно-методический комплекс по дисциплине «Спортивные игры: баскетбол» для специальности 050720. 65 «физическая культура» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) 1 370.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) 8 1054.71kb.
Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура (футбол) 1 222.71kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 16. 6 Плавание Специальность... 8 1930.28kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине отечественная история... 7 1530.65kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 3 429.98kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 080503. 65 соответствует... 7 633.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 5 964.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранные инвестиции»... 3 417.87kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внутрифирменное планирование»... 2 472.82kb.
"Совершенствование техники передачи мяча" 1 65.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Спортивные игры: баскетбол» для специальности - страница №1/2

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический

университет»

Кафедра спортивных игр


Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Спортивные игры: баскетбол»
для специальности – 050720.65 «физическая культура»

Утвержден на заседании

Совета факультета физической

культуры и БЖ

« 18 » октября_______ 2007 г.

Протокол № __2___

Воронеж - 2007

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический

университет»

Кафедра спортивных игр


Программа учебной дисциплины
«Спортивные игры: баскетбол»
для специальности – 050720.65 «физическая культура»

Составитель:

доцент Гусев С.В.

Воронеж - 2007


Выписка из госстандарта по дисциплине
ДПП.Ф. 15 Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: спортивные игры

Общие основы спортивных игр. Волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, хоккей, теннис, настольный теннис, бадминтон, городки: характеристика игр, обучение техники и тактике, развитие физических качеств, построение занятий.



I. Пояснительная записка

Программа разработана согласно учебного плана специальности 050720 «Физическая культура и спорт», одной из дисциплин которого является теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, в частности, «Баскетбол».

Согласно учебного плана весь учебный процесс должен быть направлен на формирование у студентов фундамента профессионально-педагогических основ, позволяющего перейти затем к дальнейшей специализации по профилю деятельности «Баскетбол».

Программа курса специализации предусматривает проведение занятий в форме лабораторных и самостоятельных занятий и учебной практики.

На лабораторных занятиях студенты овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр, методикой обучения.

На занятиях углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации группы для занятий, методика их проведения. Составление учебно-методической документации и ведение судейской документации. Организация соревнований различного уровня.

Учебная практика проводится в целях формирования у студентов профессионально-педагогических навыков показа, объяснения упражнений, овладение навыками обучения приемам игры, умение составлять учебно-методические документы, овладевать навыками судейства, проводить анализ и разбор проведенных занятий.

Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение программного материала по учебникам, учебным пособиям и дополнительным литературным источникам, выполнение домашних заданий, участие в организации и проведении соревнований, судейство соревнований, изучение опыта ведущих специалистов, проведение педагогических наблюдений и их регистрацию, методическую и научно-исследовательскую работу по теме курсовой работы, подготовку к производственной практике. Самостоятельная работа дана по курсам.

Программа предусматривает изучение избранного вида спорта по следующим разделам:


  1. Общие основы баскетбола.

  2. Основы техники и тактики баскетбола.

  3. Методика обучения технике игры.

  4. Методика обучения основам тактики игры.

  5. Основы физической подготовки в баскетболе.

  6. Организация и методика проведения занятий по баскетболу.

На I курсе студенты изучают технику игры и методику обучения основным приемам игры. Знакомятся с организацией и проведением соревнований, правилами игры.

На занятиях по учебной практике студенты овладевают профессионально-педагогическими навыками, необходимыми для самостоятельной работы.

Учет успеваемости ведется в форме опроса и выполнения заданий по пройденным темам, зачетов и экзаменов – в сроки по учебному плану.
По окончании курса студенты сдают практический норматив, предусмотренный программой курса.

1. Цель преподавания дисциплины

Программа курса предусматривает изучение вопросов теории и методики преподавания баскетбола, овладение техническими приемами и тактическими действиями, приобретение необходимых навыков и умений для самостоятельной работы преподавателя тренера по баскетболу с различным контингентом занимающихся.



2. Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:



знать:

1. Теоретические и методические основы системы физического воспитания.

2. Анатомо-физиологические особенности развития организма детей и влияние различных упражнений на развитие организма.

3. Технику и тактику игры, методы обучения.

4. Правила соревнований, методику организации и проведения соревнований различного уровня.

5. Методику проведения занятий с командами I разряда.

6. Методику записи игр, обработки и анализа собранного материала.

7. Методические приемы обучения групповым и командным действиям.


8. Основы планирования учебно-тренировочных занятий и соревнований.

9. Методы врачебного контроля в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

10. Систему управления физкультурным движением в стране.

уметь:
1. Проводить воспитательную работу с учащимися.

2. Организовать и проводить соревнования различного уровня.

3. Работать с литературными источниками.

4. Проводить с группой, классами подготовительную часть урока, урока в целом, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической подготовке. Проводить анализ, разбор урока.

5. Овладеть навыками судейства.

6. Обучить техническим приемам, подбирать упражнения для исправления ошибок в технике.

7. Провести занятия с командами младших и старших разрядов.

8. Уметь определять и исправлять ошибки у игроков.

9. Записывать игры, анализировать материал.

10. Провести учебно-тренировочные занятия по обучению и совершенствованию приемов тактики игры.

11. Составлять планы работы, методическую, учебно-спортивную и сметно-финансовую документацию.

12. Организовать строительство и эксплуатацию спортивных сооружений.

13. Успешно трудиться по специальности.

14. Вести НИР, владеть приемами проведения тестирования, оформить и представить дипломную работу к защите.



владеть навыками:

- показа (демонстрации) и объяснения техники игры, ее отдельных элементов и специальных упражнений;

- обучения различных категорий людей двигательным дей­ствиям и развития физических качеств в процессе занятий спортивными играми;

- визуального контроля за техникой выполнения игровых упражнений;

- общения, воспитательной работы, техникой речи (профес­сиональным языком) в процессе занятий спортивными играми;

- рационального применения учебного и лабораторного обо­рудования, аудиовизуальных средств, компьютерной тех­ники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе занятий спортивными играми;

- формирования здорового стиля жизни на основе потребно­сти в физической активности и регулярном применении игровых упражнений с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;

- судейства соревнований по спортивным играм.


ДПП.Ф 15 Спортивные игры: баскетбол I к. дневное отделение

Вид учебной работы



Всего часов



Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Общая трудоемкость

60




60



















Аудиторные занятия

36




36



















Лабораторно-практические занятия

36




36




















Самостоятельная работа

24




24



















Факультатив




























Курсовые работы/рефераты




























Вид итогового контроля

зач.




зач.



















ДПП.Ф 15 Спортивные игры: баскетбол I к. факультатив

Вид учебной работы



Всего часов



Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Общая трудоемкость

50

50






















Аудиторные занятия

34

34






















Лабораторно-практические занятия

34

34






















Самостоятельная работа

16

16






















Курсовые работы/рефераты




























Факультатив

50

50






















Вид итогового контроля

зач.

зач.






















ДПП.Ф 15 Спортивные игры: баскетбол II к. заочное отделение

Вид учебной работы



Всего часов



Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Общая трудоемкость

60










60













Аудиторные занятия

16










16













Лабораторно-практические занятия

16










16














Самостоятельная работа

44










44













Курсовые работы/рефераты




























Вид итогового контроля

зач.










зач.














II. Тематический план


№ п/п

Наименование

разделов тем



Всего часов в трудоемкости

Из них аудиторных

СРС

всего

лекц.

семин.

л/б

Дневное отделение

1

Общеподготовительные и специальные упражнения в баскетболе

3

2







2

1

2

Обучение и методика преподавания техники игры в баскетбол

6

4







4

2

3

Обучение и методика препода­вания тактики игры в баскетбол

5

4







4

1

4

Обучение и методика преподавания техники ведения мяча

4

2







2

2

5

Обучение и методика преподавания техники передачи мяча на месте

4

2







2

2

6

Обучение и методика препода­вания техники ловли мяча на месте

3

2







2

1

7

Обучение и методика преподавания техники передачи мяча в движении

4

2







2

2

8

Обучение и методика препода­вания техники остановок с мячом

3

2







2

1

9

Обучение и методика препода­вания техники поворота - вышагивание

4

2







2

2

10

Обучение и методика преподавания техники броска с места одной рукой и двумя руками

4

2







2

2

11

Обучение и методика преподавания техники броска в прыжке одной рукой

4

2







2

2

12

Обучение и методика преподавания техники броска в движении

3

2







2

1

13

Обучение и методика преподавания техники личной системы защиты

3

2







2

1

14

Обучение и методика преподавания техники зонной системы защиты

6

4







4

2

15

Организация, проведение и правила соревнований по баскетболу

4

2







2

2




Итого:

60

36







36

24

Факультатив I курс дневное отделение

1

Обучение и методика преподавания индивидуальным тактическим действиям

6

4







4

2

2

Обучение и методика преподавания групповым тактическим действиям

3

2







2

1

3

Обучение и методика преподавания командным тактическим действиям

3

2







2

1

4

Тактика нападения личной системы защиты. С одним центровым, с двумя центровыми

6

4







4

2

5

Тактика нападения зонной системы защиты

3

2







2

1

6

Тактика защиты против личной системы защиты

5

4







4

1

7

Тактика защиты против зонной системы защиты

6

4







4

2

8

Тактика нападения против смешанной системы защиты

5

4







4

1

9

Тактические взаимодействия при быстром отрыве через центр площадки

3

2







2

1

10

Тактические взаимодействия при быстром отрыве вдоль боковой линии

3

2







2

1

11

Тактические взаимодействия против разновидностей зонного прессинга по всей площадке

3

2







2

1

12

Обучение ведению протокола игры

4

2







2

2




Итого:

50

34







34

16

Заочное отделение II курс

1.

Общеподготовительные и специальные упражнения в баскетболе

8

2







2

6

2.

Обучение и методика преподавания техники игры в баскетбол

8

2







2

6

3.

Обучение и методика препода­вания тактики игры в баскетбол

7

2







2

5

4.

Обучение и методика преподавания техники ведения мяча

8

2







2

6

5.

Обучение и методика преподавания техники передачи мяча на месте

7

2







2

5

6.

Обучение и методика преподавания техники личной системы защиты

7

2







2

5

7.

Обучение и методика преподавания техники зонной системы защиты

8

2







2

6

8.

Организация, проведение и правила соревнований по баскетболу

7

2







2

5




Итого:

60

16







16

44


III. Содержание учебной дисциплины

дневное отделение

1. Общеподготовительные и специальные упражнения в баскетболе

Основные положения обучения в общеподготовительных и специальных упражнениях в баскетболе.

Упражнения для подготовительной части занятия (разминки).

Избирательно-направленные упражнения для развития физических качеств.

Типичные ошибки при обучении общеподготовительных и специальных упражнений и методы их исправления.

2. Обучение и методика преподавания технике игры в баскетбол

Основные положения обучения техники игры в баскетбол.

Последовательное овладение элементами техники игры в баскетбол.

Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники игры в баскетбол и последовательность их применения.

Обучение а) имитация элемента без мяча; б) с мячом; в) выполнение элементов в целом.

Типичные ошибки при обучении техники игры и методы их исправления. Тренировка в парах, тройках в командах к сдаче практических элементов игры.



3. Обучение и методика препода­вания тактики игры в баскетбол

Краткая историческая справка. Основные положения обучения тактики игры в баскетбол.

Последовательное овладение элементами тактики игры в баскетбол.

Основные подводящие и специальные тактические упражнения для обучения тактики игры в баскетбол и последовательность их применения.

Типичные ошибки при обучении тактики игры и методы их исправления. Тренировка в парах, тройках в командах к сдаче практических элементов игры.

4. Обучение и методика преподавания техники ведения мяча

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам техники ведения мяча: а) ведение в высокой, средней, низкой стойке; б) ведение с изменением направления движения; в) ведение с изменением скорости и направления. Обучение технике переводов мяча (под ногой, за спиной, поворот с мячом в правую и левую сторону) в целом и ее совершенствование.

Последовательное овладение элементами техники ведения мяча.

Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники ведения мяча и последовательность их применения.

Типичные ошибки при обучении техники ведения мяча и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.

5. Обучение и методика преподавания техники передачи мяча на месте

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам техники передачи мяча на месте. Обучение технике передачи мяча на месте в целом и ее совершенствование.

Последовательное овладение элементами техники передачи мяча на месте.

Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники передачи мяча на месте и последовательность их применения.

Типичные ошибки при обучении техники передачи мяча на месте и методы их исправления.

6. Обучение и методика препода­вания техники ловли мяча на месте

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам ловли мяча: а) двумя руками; б) одной рукой; в) в прыжке; г) на месте. Совершенствование техники ловли и передач мяча в целом.

Последовательное овладение элементами техники ловли мяча на месте.

Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники ловли мяча на месте и последовательность их применения.

Типичные ошибки при обучении техники ловли мяча на месте и методы их исправления.

7. Обучение и методика преподавания техники передачи мяча в движении

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам техники передачи мяча в движении. Обучение технике передачи мяча в движении в целом и ее совершенствование.

Последовательное овладение элементами техники передачи мяча в движении. Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники передачи мяча в движении и последовательность их применения.

Типичные ошибки при обучении техники передачи мяча в движении и методы их исправления.



8. Обучение и методика препода­вания техники остановок с мячом

Краткая историческая справка. Обучение элемента по частям без мяча. Дать определение – опорной ноги. Разучивание поворотов с мячом плечом вперед и плечом назад. Выполнение остановок после передач и после ведения. Выполнение элемента в целом.

Типичные ошибки при обучении техники остановок с мячом и методы их исправления.

9. Обучение и методика препода­вания техники поворота - вышагивание

Краткая историческая справка. Обучение элемента по частям без мяча. Дать определение – опорной ноги. Разучивание поворотов с мячом плечом вперед и плечом назад. Выполнение остановок после передач и после ведения. Выполнение элемента в целом.

Типичные ошибки при обучении техники поворота – вышагивание и методы их исправления.

10. Обучение и методика преподавания техники броска с места одной рукой и двумя руками

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам техники броска с места одной рукой: а) имитация броска без мяча; б) правильность ловли мяча; в) последовательное движение рук и ног; г) финальное движение и кисти.

Обучение техники броска с места в целом и ее совершенствование.

Последовательное овладение элементами техники броска с места.

Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники броска с места и последовательность их применения.

Типичные ошибки при обучении техники броска с места одной рукой и двумя руками и методы их исправления.



11. Обучение и методика преподавания техники броска в прыжке одной рукой

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам техники броска в прыжке: а) техника прыжка; б) обучение работе туловища и ног; в) финальное. Обучение техники броска в прыжке в целом и ее совершенствование.

Последовательное овладение элементами техники броска в прыжке.

Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники броска в прыжке и последовательность их применения.

Типичные ошибки при обучении техники броска в прыжке одной рукой и методы их исправления.

12. Обучение и методика преподавания техники броска в движении

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам техники броска в движении: а) обучение постановке ног; б) обучение работы туловища; в) обучение финальному усилию.

Обучение технике броска в движении в целом и ее совершенствование.

Последовательное овладение элементами техники броска в движении.

Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники броска в движении и последовательность их применения.

Типичные ошибки при обучении техники броска в движении и методы их исправления.



13. Обучение и методика преподавания техники личной системы защиты

Краткая историческая справка. Виды личной системы защиты. Принципиальное отличие личной системы защиты от зонной. Расположение защитника относительно опекаемого игрока. Совершенствование личной защиты в различных вариантах (по всей площадке, по площадке, с трех четвертей площадки).

Типичные ошибки при обучении техники личной системы защиты и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.

14. Обучение и методика преподавания техники зонной системы защиты

Краткая историческая справка. Виды зонной системы защиты. Принципиальное отличие зонной системы защиты от личной. Расположение защитника относительно опекаемого игрока. Совершенствование зонной защиты в различных вариантах (два – три, три-два, два-один-два, один-три-один).

Типичные ошибки при обучении техники зонной системы защиты и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры

15. Организация, проведение и правила соревнований по баскетболу

Классификация уровня соревнований. Календарь и положение соревнований. Документация соревнований (заявки, протоколы, отчет соревнований). Организация и проведение соревнований в вузе, летних спортивно-оздоровительных лагерях. Обязанности судейской коллегии (старшего судьи, секретаря, его помощника, судьи-секундометриста, оператора 24 секунд). Инвентарь и оборудование необходимое для проведения соревнований. Обучение секретарской бригады в судействе соревнований по баскетболу. Проверка место проведения соревнований и техника безопасности.

Официальные правила по баскетболу
Факультатив дневное отделение

1. Обучение и методика преподавания индивидуальным тактическим действиям

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам техники индивидуальным тактическим действиям в защите: обучение перемещениям спиной, передвижение приставным шагом, перемещение в различных направлениях по указанию преподавателя. Совершенствование индивидуальных тактических действий в игровой практике.

Типичные ошибки при обучении индивидуальным тактическим действиям и методы их исправления.

2. Обучение и методика преподавания групповым тактическим действиям

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам техники групповым тактическим действиям: а) обучение взаимодействию двух, трех и более игроков; б) обучению быстрому возращению в защиту по заданию преподавателя.

Совершенствование индивидуальных тактических действий в игровой практике. Типичные ошибки при обучении групповым тактическим действиям в баскетболе и методы их исправления.

3. Обучение и методика преподавания командным тактическим действиям

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам техники командным тактическим действиям: а) обучение зонной защите; б) обучение командной защите с выходом игроков.

Совершенствование командных тактических действий в игровой практике.

Типичные ошибки при обучении командным тактическим действиям в баскетболе и методы их исправления.



4. Тактика нападения личной системы защиты с одним центровым, с двумя центровыми

Краткая историческая справка. Расположение игроков при нападении с одним центровым. Взаимозаменяемость функциональных обязанностей. Тактические взаимодействия край-центр, край-край.

Типичные ошибки при обучении тактики нападения системы защиты с одним центровым и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.

5. Тактика нападения зонной системы защиты

Краткая историческая справка. Расположение игроков. Тактические взаимодействия через край, через центр штрафной площади, броски с дальних и средних дистанций.

Типичные ошибки при обучении тактики нападения зонной системы защиты и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.

6. Тактика защиты против личной системы защиты

Краткая историческая справка. Расположение игроков. Тактические взаимодействия через край, через центр штрафной площади, броски с дальних и средних дистанций.

Проходы к кольцу и бросок в движении.

Типичные ошибки при обучении тактики защиты против личной системы защиты и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.



7. Тактика защиты против зонной системы защиты

Краткая историческая справка. Расположение игроков. Тактические взаимодействия через край, через центр штрафной площади, броски с дальних и средних дистанций.

Проходы к кольцу и бросок в движении.

Типичные ошибки при обучении тактики защиты против зонной системы защиты и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.



8. Тактика нападения против смешанной системы защиты

Краткая историческая справка. Расположение игроков. Тактические взаимодействия через край, через центр штрафной площади, броски с дальних и средних дистанций.

Проходы к кольцу и бросок в движении.

Типичные ошибки при обучении тактики нападения против смешанной системы защиты и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.



9. Тактические взаимодействия при быстром отрыве через центр площадки

Краткая историческая справка. Подбор мяча, первый пас, движение к противоположному кольцу, выполнение передач без удара мяча в пол.

Типичные ошибки при обучении тактического взаимодействия при быстром прорыве через центр площадки и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.

10. Тактические взаимодействия при быстром отрыве вдоль боковой линии

Краткая историческая справка. Подбор мяча, первый пас, движение к противоположному кольцу, выполнение передач без удара мяча в пол.

Типичные ошибки при обучении тактического взаимодействия при быстром прорыве вдоль боковой линии и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.

11. Тактические взаимодействия против разновидностей зонного прессинга по всей площадке

Краткая историческая справка. Расположение игроков. Отсутствие ведения. Игра против зонного прессинга без ведения мяча. Создание количественного преимущества на отдельном участке площадке.

Типичные ошибки при обучении тактического взаимодействия против разновидностей зонного прессинга по всей площадке и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.



12. Ведение протокола

Классификация уровня подготовленности ведения протокола. Обязанности главного секретаря. Ведение протокола с судьей - секретарем.


заочное отделение

1. Общеподготовительные и специальные упражнения в баскетболе

Основные положения обучения в общеподготовительных и специальных упражнениях в баскетболе.

Упражнения для подготовительной части занятия (разминки).

Избирательно-направленные упражнения для развития физических качеств.

Типичные ошибки при обучении общеподготовительных и специальных упражнений и методы их исправления.

2. Обучение и методика преподавания технике игры в баскетбол

Основные положения обучения техники игры в баскетбол.

Последовательное овладение элементами техники игры в баскетбол.

Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники игры в баскетбол и последовательность их применения.

Обучение а) имитация элемента без мяча; б) с мячом; в) выполнение элементов в целом.

Типичные ошибки при обучении техники игры и методы их исправления. Тренировка в парах, тройках в командах к сдаче практических элементов игры.



3. Обучение и методика препода­вания тактики игры в баскетбол

Краткая историческая справка. Основные положения обучения тактики игры в баскетбол.

Последовательное овладение элементами тактики игры в баскетбол.

Основные подводящие и специальные тактические упражнения для обучения тактики игры в баскетбол и последовательность их применения.

Типичные ошибки при обучении тактики игры и методы их исправления. Тренировка в парах, тройках в командах к сдаче практических элементов игры.

4. Обучение и методика преподавания техники ведения мяча

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам техники ведения мяча: а) ведение в высокой, средней, низкой стойке; б) ведение с изменением направления движения; в) ведение с изменением скорости и направления. Обучение технике переводов мяча (под ногой, за спиной, поворот с мячом в правую и левую сторону) в целом и ее совершенствование.

Последовательное овладение элементами техники ведения мяча.

Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники ведения мяча и последовательность их применения.

Типичные ошибки при обучении техники ведения мяча и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.

5. Обучение и методика преподавания техники передачи мяча на месте

Краткая историческая справка. Обучение отдельным элементам техники передачи мяча на месте. Обучение технике передачи мяча на месте в целом и ее совершенствование.

Последовательное овладение элементами техники передачи мяча на месте.

Основные подводящие и специальные упражнения для обучения техники передачи мяча на месте и последовательность их применения.

Типичные ошибки при обучении техники передачи мяча на месте и методы их исправления.

6. Обучение и методика преподавания техники личной системы защиты

Краткая историческая справка. Виды личной системы защиты. Принципиальное отличие личной системы защиты от зонной. Расположение защитника относительно опекаемого игрока. Совершенствование личной защиты в различных вариантах (по всей площадке, по площадке, с трех четвертей площадки).

Типичные ошибки при обучении техники личной системы защиты и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.

7. Обучение и методика преподавания техники зонной системы защиты

Краткая историческая справка. Виды зонной системы защиты. Принципиальное отличие зонной системы защиты от личной. Расположение защитника относительно опекаемого игрока. Совершенствование зонной защиты в различных вариантах (два – три, три-два, два-один-два, один-три-один).

Типичные ошибки при обучении техники зонной системы защиты и методы их исправления. Отработка ведения в парах, тройках, сопротивлением и без защитников к сдаче практических элементов игры.

8. Организация, проведение и правила соревнований по баскетболу

Классификация уровня соревнований. Календарь и положение соревнований. Документация соревнований (заявки, протоколы, отчет соревнований). Организация и проведение соревнований в вузе, летних спортивно-оздоровительных лагерях. Обязанности судейской коллегии (старшего судьи, секретаря, его помощника, судьи-секундометриста, оператора 24 секунд). Инвентарь и оборудование необходимое для проведения соревнований. Обучение секретарской бригады в судействе соревнований по баскетболу. Проверка место проведения соревнований и техника безопасности.

Официальные правила по баскетболу.
Список литературы

Основная:


  1. Гусев С.В. Программная самоподготовка судей по баскетболу и организация проведения соревнований (учебно-метод. пособие). - ВГПУ, учебно-методическое пособие. – Воронеж, 2000.

  2. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для студ.вузов / Под ред.Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. — М.: Академия, 2004. — 400с. — (Высш. проф.образование).

  3. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 520 с.

  4. Железняк, Ю.Д., Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – М.: Академия, 2001.

Дополнительная:

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: Академия, 2000.-180 с.

  2. Баскетбол. Теория и методика обучения. / под общ. ред. Д.С. Нестеровского. – М.: Академия, 2004 – 336с.

  3. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол / Джон Р. Вуден - М.: Физкультура и спорт, 2002 – 143с.

  4. Тригорлов, Д.В. Баскетбол. Для всех и каждого: Электронное учебно-методическое пособие / // http:www.sportlib.ru/basket/trigorov/

  5. Правила соревнований по баскетболу – 2000-2005.

  6. //http: www. ref. basket. ru


V. Вопросы к зачету

I семестр

  1. Знать теорию и методику преподавания баскетбола в объеме пройденной программы. Знать правила соревнова­ний по баскетболу.

  2. Получить положительную оценку за технику выполнения передач мяча (одной от плеча, двумя от груди), остановок с мячом (шагом, прыжком), бросков в движении (одной рукой снизу, одной рукой сверху), бросков с места.

  3. Получить положительную оценку за выполнение игровой комбинации.

  4. Составить комплексы общеразвивающих упражнений для подготовительной части урока (не менее 10 упражнений в комплексе).

  1. Составить план-конспект подготовительной части занятия по баскетболу. Провести на положительную оценку подгото­вительную часть занятия.


II семестр

6. Сущность игры в баскетбол (размеры площадки, основные игровые зоны, мяч, вес, размер).

7. Зачетная комбинация (время юн. 21,; дев. 24,)

8. обязанности игроков и тренеров.

9. Организация соревнования (календарь, заявки, протокол).

10. Обязанности судей (состав, обязанности судьи, судьи-секретаря, судьи на линии).

11. Практика судейства учебных игр.


темы рефератов

  1. история возникновения баскетбола.

  2. Современные правила баскетбола и их сравнение с предыдущими.

  3. Анализ выступления сборных команд России на чемпионат Европы (мира, страны).

  4. Травматизм на занятиях по баскетболу и оказание первой медицинской помощи.

5. Организация работы секции в КФК, школе. Формы планирования. Учёт работы.

6. Урок – основная форма организации занятий баскетболом.


Темы курсовых работ

1. Оценка уровня развития быстроты у юных баскетболистов и методика ее воспитания.

2. Оценка уровня развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов и методика их воспитания.

3. Оценка уровня развития специальной выносливости у юных баскетболистов и методика ее воспитания.

4. Динамика игровых показателей в соревнованиях различной направленности.

5. Педагогический контроль как фактор повышения эффективности подготовки баскетболистов.

6. Оптимизация подготовки баскетболистов на основе применения различных тренировочных программ.

7. Методика обучения технике броска одной рукой в прыжке.

8. Индивидуализация тренировки квалифицированных баскетболистов.

9. Исследование индивидуальных особенностей юных баскетболистов.

10. Определение профиля личностных качеств студентов-баскетболистов.

11. Влияние свойств нервной системы на эффективность игровой деятельности баскетболистов.

12. Зависимость эффективности игры от особенностей внимания баскетболистов.

13. Двигательная реакция баскетболистов и взаимосвязь с эффективностью игровой деятельности.

14. Исследование оперативного мышления баскетболистов.

15. Исследование волевых качеств у баскетболистов.

16. Исследование межличностных отношений в командах по баскетболу.

17. Повышение эффективности обучения (тренировки) в баскетболе с использованием технических средств.


Темы выпускных квалификационных работ

  1. Урок – основная форма организации занятий баскетболом в школе.

  2. Внеклассная работа по баскетболу в школе.

  3. Формы и содержание занятий по баскетболу в оздоровительных лагерях со школьниками.

  4. Подвижные игры, подготовительные и подводящие упражнений как одно из средств подготовки юных баскетболистов.

  5. Особенности методики обучения и тренировки детей школьного возраста по баскетболу.

  6. Методика обучения техническим приемам игры в баскетбол на уроках в 5-8 классах. Оценка успеваемости.

  7. Методика совершенствования точности бросков мяча в корзину на занятиях с юными баскетболистами.

  8. Сравнительная характеристика способов выполнения штрафных бросков в командах ДСШ.

  9. Начальное обучение юных баскетболистов тактике игры

  10. Специальные упражнения для овладения индивидуальными, групповыми и командными тактическими действиями нападения по баскетболу на занятиях в секциях.

  11. Специальные упражнения для овладения индивидуальными, групповыми и командными тактическими действиями защиты по баскетболу на занятиях в секциях.

  12. Некоторые особенности подготовки цетрового игрока в баскетболе.

  13. Методика обучения и совершенствования юных баскетболистов в быстром прорыве.

  14. Применение заслонов в тактике игры юными баскетболистами.

  15. Применение прессинга в тактике игры юными баскетболистами.

  16. Планирование и учет учебной и внеклассной работы по баскетболу в школе. Нормы допустимых нагрузок для юных баскетболистов.

  17. Физическая подготовка на занятиях по баскетболу с детьми подготовительной, подростковой и младшей юношеских групп в ДСШ.

  18. Воспитание прыгучести у юных баскетболистов.

  19. Содержание и анализ уроков в учебно-тренировочной работе в ДСШ по баскетболу в подготовительном, соревновательном и переходном периодах.

  20. Эволюция правил соревнований по баскетболу и их влияние на развитие техники и тактики игры.


VIII. методическое обеспечение контроля знаний,

умений и практических навыков студентов

VIII.1. контрольные вопросы

1. Физическая подготовка юных баскетболистов.

2. Техническая подготовка юных баскетболистов.

3. Тактическая подготовка юных баскетболистов.

4. Соревновательная (игровая) подготовка юных баскетболистов.

5. Эволюция правил соревнований.

6. Организация соревнований по баскетболу.

7. Положение о соревнованиях.

8. Обязанности судейской бригады.

9. Способы проведения соревнований.

10. Правила поведения участников соревнований, система наказаний.

11. Начало и конец игры.

12. Итоги спортивного года. Чемпионат России, международные соревнования.

13. Общественные органы руководства работой по развитию баскетбола. Международная, Российская, областная федерации баскетбола.


VIII.2. тестовые задания

I.История возникновения и развития игры в баскетбол

1. Дата появления игры в баскетбол?

а) 1885 г. б) 1887 г.

в) 1889 г. г) 1891 г.

2. Страна родоначальник игры в баскетбол?

а) Аргентина б) Бразилия

в) Америка г) Россия

3. Дата проведения первого чемпионата СССР по баскетболу?

а) 1920 г. б) 1922 г.

в) 1923 г. г) 1925 г.

4. Дата включения баскетбола в программу олимпийских игр?

а)1932 г. б)1933 г.

в)1935 г. г)1936 г.

5. Дата проведения первого мужского и женского чемпионатов мира по баскетболу?


следующая страница >>



Обряд — религиозный пепел: он охраняет остаток религиозного жара от внешнего холода жизни. Василий Ключевский
ещё >>