Учебно-методический комплекс по дисциплине Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и... 1 226.74kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 1 история физической... 6 1339.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история физической культуры... 4 616.74kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика... 3 390.01kb.
Учебно-методический комплекс Дисциплина: Психология физической культуры... 3 408.23kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «менеджмент и экономика... 13 2392.23kb.
Учебно-методический совет по образованию в области физической культуры... 1 113.27kb.
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений... 6 1497.71kb.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 1 314.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 3 926.02kb.
Курс «семейная педагогика» 1 53.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Социально-гуманитарные проблемы физической - страница №1/1



ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине
Социально-гуманитарные проблемы

физической культуры и спорта

основной образовательной программы



направления 032100 (62) – Физическая культура

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева


Рекомендован решением Методического совета



« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов


Авторы-разработчики

д.фил.н., доцент, доцент кафедры

философии и социологии С. В. Полатайко

старший преподаватель кафедры

философии и социологии Д. Ю. Будылин

Санкт-Петербург

2009


ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине
Социально-гуманитарные проблемы

физической культуры и спорта

основной образовательной программы



специальности 032101 (65) – Физическая культура и спорт

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева


Рекомендован решением Методического совета



« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов


Авторы-разработчики

д.фил.н., доцент, доцент кафедры

философии и социологии С. В. Полатайко

старший преподаватель кафедры

философии и социологии Д. Ю. Будылин

Санкт-Петербург

2009


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта»



  1. дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемых ВУЗом, цикла ГСЭ – общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (62) – физическая культура для студентов очной (4 курса) и заочной (5 курса) форм обучения на Педагогическом факультете ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»;

  2. дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемых ВУЗом, цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с учебным планом по специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт для студентов очной (4 курса) и заочной (6 курса) форм обучения на Тренерском факультете ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».


I. Организационно-методический раздел


  1. Цель курса

Цель изучения дисциплины «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта» – познакомить студентов с современными социально-гуманитарными проблемами в сфере физической культуры и спорта, а также возможными моделями их решения; обеспечить студентов дополнительными ресурсами для осмысления основ своей профессиональной деятельности и повышения конкурентных преимуществ в рамках получаемой специальности; содействовать формированию профессиональной ответственности.
1.2. Задачи курса

Дать представление о природе современных социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта, об особенностях формирования субъекта в сфере физической культуры и спорта, объяснить актуальные образовательные идеалы в сфере физической культуры и спорта, рассмотреть возможные модели решения социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта.


1.3. Место курса в профессиональной подготовке студентов

Дисциплина «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта» преподается на IV, V или VI году обучения, она базируется на знании основ философии, социологии, культурологии, социологии физической культуры и спорта, и даёт возможность прикладного комплексного освоения информации из цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.


1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Студент должен знать:

– Основания, происхождение и структуру личностных и общественных проблем в сфере физической культуры и спорта.

– Особенности социального формирования субъекта.

– Природу образовательных идеалов в сфере физической культуры и спорта.

– Условия существования активной образовательной среды.

– О различии социальных сред, образовательных идеалов и характера социально-гуманитарных проблем России и Западного мира.

– О соотношении биологических, социальных, психических сторон человеческой сущности в сфере физической культуры и спорта.

Студент должен уметь:
– Анализировать и осмысливать информацию по дисциплине в соотнесении с собственной профессиональной практикой.

– Моделировать решения для проблем организационной среды спортивного мира, проблем взаимоотношений в спортивных коллективах, индивидуальных стратегий образовательного и спортивного поведения.



– Вести библиографическую и терминологическую работу по дисциплине, оформлять итоги освоения дисциплины в виде сообщений, рефератов или рецензий в соответствии с академическими требованиями.

II. Распределение тем по видам занятий
2.1. Для очной формы обучения


N

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Аудиторные

занятия (часы)

Самост. работа

(часы)

лекции

семинары

1

Природа социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта

6

2

1

3

2

Субъекты социальной сферы физической культуры и спорта: формирование и структура личностей, коллективов, учреждений

6

2

1

3

3

Проблемы организационной среды спортивного мира

6

2

1

3

4

Проблема социального формирования субъекта

6

2

1

3

5

Проблема формирования субъекта в сфере физической культуры и спорта

6

2

1

3

6

Природа образовательных идеалов

6

2

1

3

7

Представления о совершенстве и превосходстве в современном мире

6

2

1

3

8

Тело и дух в процессе образования личности

6

2

1

3

9

Модели решения социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта

6

2

1

3

10

Значение активной образовательной среды для становления личности

6

2

1

3

Итого (часов):

60

20

10

30



    1. Для заочной формы обучения




N

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Аудиторные

занятия (часы)

Самост. работа

(часы)

лекции

семинары

1

Природа социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта

6

1

0

5

2

Субъекты социальной сферы физической культуры и спорта: формирование и структура личностей, коллективов, учреждений

6

1

0

5

3

Проблемы организационной среды спортивного мира

6

1

0

5

4

Проблема социального формирования субъекта

6

1

0

5

5

Проблема формирования субъекта в сфере физической культуры и спорта

6

1

0

5

6

Природа образовательных идеалов

6

1

0

5

7

Представления о совершенстве и превосходстве в современном мире

6

1

0

5

8

Тело и дух в процессе образования личности

6

1

0

5

9

Модели решения социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта

6

0

1

5

10

Значение активной образовательной среды для становления личности

6

0

1

5

Итого (часов):

60

8

2

50


III. Содержание курса
3.1. Разделы, темы, их краткое содержание
Тема 1. Природа социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта.

Основания, происхождение и структура личностных и общественных проблем в сфере физической культуры и спорта. Рождение спорта и современные социальные проблемы. Различие социальных сред и характера социально-гуманитарных проблем России и Западного мира. Спорт как досуг, игра, труд, ритуал. Ценности в сфере физической культуры и спорта.



Семинар / Самостоятельная работа. Классификация и генезис проблем в социальной сфере физической культуры и спорта.

Вопросы для контроля.


Каково начальное значение понятий «спорт», «спортсмен», «рекорд»?

Каковы социальные функции физической культуры?


Тема 2. Субъекты социальной сферы физической культуры и спорта: формирование и структура личностей, коллективов, учреждений.

Социальная мобильность спортсменов и специалистов по физической культуре и спорту. Достижения в спортивной карьере и переустройство жизни после завершения карьеры. Гендерные характеристики в спорте.



Семинар / Самостоятельная работа. Проблемы индивидуальных стратегий образовательного и спортивного поведения.

Вопросы для контроля.


Как влияют занятия спортом на ценности и цели личной жизни?

Как связан спорт с политической и экономической сферами деятельности?


Тема 3. Проблемы организационной среды спортивного мира.

Идентификация и социализация в сфере физической культуры и спорта. Основания дифференциации (образования групп, слоев) в сфере физической культуры и спорта. Спорт и социальное управление.



Семинар / Самостоятельная работа. Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах.

Вопросы для контроля.


Как связаны социальная дифференциация и интеграция?

Каковы особенности социальной стратификации в спорте?


Тема 4. Проблема социального формирования субъекта.

Социальная среда и формирование субъекта. Значение соревнований и конфликтов в развитии общества и культуры. Спорт и регуляция агрессии.



Семинар / Самостоятельная работа. Становление индивидуального организма, личности и познающего субъекта.

Вопросы для контроля.


Что такое социальная среда?

Как соотносятся в человеке биологические, социальные, психические стороны его сущности?


Тема 5. Проблема формирования субъекта в сфере физической культуры и спорта.

Педагогика спорта. Концепции физической культуры и образования. Гуманитарный и инструментальный подходы в физической культуре и образовании. Физическая культура и социализация. Спорт и социализация.



Семинар / Самостоятельная работа. Современные спортивные практики: тело как социальная форма личности.

Вопросы для контроля.


Что представляют собой спортивное и неспортивное поведение?

Что означают обман и насилие в спорте?


Тема 6. Природа образовательных идеалов.

Социальное развитие. Образовательные идеалы в качестве аргументов социального развития. Образовательные идеалы России и Западного мира. Физическая культура и социальное развитие.



Семинар / Самостоятельная работа. Образовательные идеалы в сфере физической культуры и спорта.

Вопросы для контроля.


Чем отличается социальное развитие от социального движения?

Что такое образовательный идеал?


Тема 7. Представления о совершенстве и превосходстве в современном мире.

Эстетика спорта. Искусство и спорт. Героизм и трагизм в спорте. Олимпийское движение и социальный облик спортсмена. Олимпийская культура и спартианское воспитание.



Семинар / Самостоятельная работа. Представления о совершенстве и превосходстве в Античности.

Вопросы для контроля.


Как произошел переход от древних соревновательных культов к спорту?

Почему человеку требуется превосходить себя, стремиться к высшим достижениям и совершенству?


Тема 8. Тело и дух в процессе образования личности.

Социальность, культура и телесность человека. Телесная культура.

Модели физической культуры. Культура здоровья, здоровый образ и стиль жизни.

Цель физического образования.



Семинар / Самостоятельная работа. Образовательный идеал П. Ф. Лесгафта.

Вопросы для контроля.


Что такое здоровый образ жизни?

Какова цель физического образования?


Тема 9. Модели решения социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта.

Проблемы организационной среды спортивного мира: конфликты и решения. Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах: конфликты и решения. Проблемы индивидуальных стратегий образовательного и спортивного поведения: конфликты и решения.



Семинар / Самостоятельная работа. Разбор и регулирование конфликтов в сфере физической культуры и спорта: структурные и другие возможные модели.

Вопросы для контроля.


Какие факторы и условия способствуют развитию конфликтов?

Возможно ли управление конфликтами в социальной среде физической культуры и спорта?


Тема 10. Значение активной образовательной среды для становления личности.

Двигательная активность и социализация индивида. Социальный статус и институты социализации. Социальные барьеры.



Семинар / Самостоятельная работа. Непрерывное образование как фактор преодоления социально-гуманитарных проблем в сфере физической культуры и спорта.

Вопросы для контроля.


Каково значение проблем и конфликтов для образования личности?

Насколько возможна личная самостоятельность без социального самоуправления?




    1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов




      1. Основные методические указания

по самостоятельной работе студентов
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов приводятся вместе с тематикой для семинаров или самостоятельной работы.

Методические указания к видам контроля самостоятельной работы студентов и критерии их оценивания:

Работа обучающихся на семинарах и вне аудиторий направляется заданиями и вопросами к семинарам и самостоятельной работе и контролируется в ходе семинаров или на индивидуальных консультациях с преподавателем в устном или письменном виде.

Виды заданий:

1. Сообщение (доклад) на семинаре по заданной теме. Поощряется представление сообщения (доклада) в виде электронной презентации (5–10 слайдов).

2. Составление глоссария по пройденному курсу. (Поиск определений для каждого специального термина или концепта.)

3. Разработка модели решения выбранной проблемы в сфере физической культуры и спорта. (Структурное описание условий и оснований проблемы, выявление сторон конфликта, разработка альтернатив развития ситуации и способов регулирования отношений.)

4. Письменная контрольная работа в виде отчёта по изучению заданной темы с использованием рекомендованной литературы, либо в виде рецензии на заданный текст.


      1. Дополнительные методические указания для студентов очной

формы обучения по направлению 032100 (62) – физическая культура


        1. Перечень вопросов для прохождения I рубежного контроля




  1. Основания, происхождение и структура личностных и общественных проблем в сфере физической культуры и спорта.

  2. Рождение спорта и современные социальные проблемы.

  3. Различие социальных сред и характера социально-гуманитарных проблем России и Западного мира.

  4. Спорт как досуг, игра, труд, ритуал.

  5. Ценности в сфере физической культуры и спорта.

  6. Классификация и генезис проблем в социальной сфере физической культуры и спорта.

  7. Социальная мобильность спортсменов и специалистов по физической культуре и спорту.

  8. Достижения в спортивной карьере и переустройство жизни после завершения карьеры.

  9. Гендерные характеристики в спорте.

  10. Проблемы индивидуальных стратегий образовательного и спортивного поведения.

  11. Идентификация и социализация в сфере физической культуры и спорта.

  12. Основания дифференциации (образования групп, слоев) в сфере физической культуры и спорта.

  13. Спорт и социальное управление. Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах.

  14. Социальная среда и формирование субъекта.

  15. Значение соревнований и конфликтов в развитии общества и культуры.

  16. Спорт и регуляция агрессии.

  17. Становление индивидуального организма, личности и познающего субъекта.

  18. Педагогика спорта. Концепции физической культуры и образования.

  19. Гуманитарный и инструментальный подходы в физической культуре и образовании.

  20. Физическая культура и социализация. Спорт и социализация.

  21. Современные спортивные практики: тело как социальная форма личности.

  22. Социальное развитие. Образовательные идеалы в качестве аргументов социального развития.

  23. Образовательные идеалы России и Западного мира.

  24. Физическая культура и социальное развитие.

  25. Образовательные идеалы в сфере физической культуры и спорта.




        1. Общая схема формирования итоговой накопительной стоимости

1. Выполнение самостоятельных работ на семинарских занятиях (при 100% посещаемости и успешном выполнении может дать до 50 баллов.

2. Прохождение каждого рубежного контроля дает по 10 баллов.

3. По завершении курса проводится обязательный для всех промежуточный контроль. Максимальная стоимость 30 баллов.

При успешном выполнении пунктов 1-3 студент набирает 100 баллов за семестр.

4. В качестве дополнительной возможности (по решению преподавателя) для студентов, обучающихся по индивидуальным графикам, или в иных уважительных случаях вместо присутствия на семинарском занятии рассматривается выполнение домашнего задания в виде письменной контрольной работы (в виде отчета по изучению заданной темы с использованием рекомендованной литературы), либо в виде рецензии на заданный текст. Выполнение такого задания реферата и отчёт преподавателю может дать искомые 10 баллов, соответствующие баллам за работу на семинарском занятии.




        1. Критерии оценки выполнения заданий

1. Самостоятельная работа на семинарах оценивается по двум параметрам: усвоение терминологического аппарата соответствующей темы и самостоятельность размышления.

2. Сообщение оценивается на основе содержательной полноты, способности ясно и четко донести информацию, учитывается культура речи, способность спровоцировать аудиторию на размышление, инициировать вопросы (суметь заинтриговать и увлечь при изложении материала), а также умение модерировать дискуссию в аудитории.

3. Рубежный контроль в форме тестов оценивается в результате компьютерной обработки, рубежный контроль в форме зачета оценивается преподавателем по 10-бальной системе. Студенту предлагается 2 вопроса, ответ на каждый из которых может быть оценен до 5 баллов.

4. Промежуточный контроль в форме зачёта включает в себя устный опрос по вопросам, включающим 2 вопроса по курсу, каждый из вопросов может быть оценен до 15 баллов.

5. Глоссарий по пройденному курсу, модель решения выбранной проблемы в сфере физической культуры и спорта, письменная контрольная работа (в виде отчёта по изучению заданной темы с использованием рекомендованной литературы, либо в виде рецензии на заданный текст) оцениваются, во-первых, по содержательной полноте, во-вторых, оценивается способность студента самостоятельно освоить тему (включая самостоятельность обзора учебной литературы по теме), в-третьих, способность ясно и четко ответить на вопросы по содержанию выполненной работы.




    1. Методические рекомендации по написанию контрольной работы

для студентов заочной формы обучения
3.3.1. Тематика контрольных работ


  1. Классификация и генезис проблем в социальной сфере физической культуры и спорта.

  2. Рождение спорта и современные социальные проблемы.

  3. Различие социальных сред и характера социально-гуманитарных проблем России и Западного мира.

  4. Субъекты социальной сферы физической культуры и спорта: формирование и структура личностей, коллективов, учреждений.

  5. Социальное формирование субъекта.

  6. Проблемы организационной среды спортивного мира: конфликты и решения.

  7. Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах: конфликты и решения.

  8. Проблемы индивидуальных стратегий образовательного и спортивного поведения: конфликты и решения. Ценности и цели личной жизни в спорте.

  9. Спортивное и неспортивное поведение. Обман и насилие в спорте.

  10. Становление индивидуального организма, личности и познающего субъекта.

  11. Современные спортивные практики: тело как социальная форма личности.

  12. Значение соревнований и конфликтов в развитии общества и культуры.

  13. Природа образовательных идеалов.

  14. Представления о совершенстве и превосходстве в Античности.

  15. Образовательные идеалы России и Западного мира.

  16. Образовательный идеал П. Ф. Лесгафта. Цель физического образования.

  17. Значение активной образовательной среды для становления личности.

  18. Значение проблем и конфликтов для образования личности.

  19. Тело и дух в процессе образования личности.

  20. Соотношение биологических, социальных, психических сторон человеческой сущности на примере спортивной деятельности.


3.3.2. Требования к оформлению и критерии оценивания

контрольных работ
Темы контрольных работ взяты из тематики для лекций, семинаров и самостоятельной работы. При подготовке контрольной работы студентам следует использовать рекомендованную литературу по соответствующей теме и дополнительные источники.

При использовании письменной формы контрольной работы по темам дисциплины или самостоятельной работы над заданными темами дисциплины (в том числе при составлении рецензии), работа должна выполняться в виде связного изложения фактов, суждений, доводов и собственных резюме обучающегося по заданным темам, в пределах от 10 до 20 предложений на каждую тему, со ссылками на рекомендуемую литературу.

Как правило, выбирается кегль 12 или 14 с одинарным или полуторным интервалом. Размер реферата для контрольной работы - от 15 до 20 машинописных страниц. Отчеты оформляются в рабочей тетради или в виде распечатки на листах формата A4.

В составе текста должны быть следующие части: титульная страница, "Содержание", "Введение", основная часть, "Заключение" и "Список литературы". Во вводной части формулируются цель реферата и актуальность рассматриваемой темы. Необходимыми частями оформления основной части контрольной работы или рецензии: формулировка рассматриваемых вопросов и план ответа по данной теме (от 2 до 7 пунктов), раскрытие темы согласно плану в ходе связного изложения. В заключительной части формулируются собственные выводы из рассмотренного материала.

В списке литературы должны быть правильно и подробно оформлены выходные данные текстов, использованных при подготовке реферата. Следует использовать достаточное количество (от 4 до 10) подходящих изданий по выбранной теме из списка рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Приветствуется использование дополнительной литературы за последние три года.

Описания текстов приводятся в алфавитном порядке (можно без нумерации).

В описании каждого текста указываются: автор, название, место издания, издательство, год издания; для периодических изданий и серий приводятся их номера; если текст составляет часть издания, то указываются соответствующие страницы.

Цитаты в тексте (а также любые материалы, которые буквально пересказаны) приводятся обязательно с точной ссылкой на источник из списка литературы; цитируемые слова выделяются кавычками. Желательно, чтобы объем цитат не превышал пятой части от каждой страницы.

Ссылка с указанием источника делается в виде постраничных сносок (внизу страницы), либо в квадратных скобках (в основном тексте). В качества образца при оформлении ссылок на литературу и списка литературы обучающимся следует использовать научные работы, рекомендованные программой курса.

Преподаватель может оценивать оформление письменной работы в баллах от 0 до 10. Ровно по одному баллу прибавляется преподавателем за каждый следующий элемент:

1) наличие в составе текста всех необходимых частей: указания темы, формулировки вопросов, плана отчета по теме (от 2 до 7 пунктов), основной части (изложения ответов на вопросы) и списка литературы;

2) соответствие основной части (фактов, положений, аргументов, выводов) теме и плану отчета;

3) грамотная письменная речь;

4) наличие в тексте цитат (буквального пересказа) со ссылками на использованные в отчете источники;

5) правильное оформление цитат и ссылок на литературу, в согласии с общими правилами и с указаниями преподавателя;

6) использование достаточного количества релевантной (подходящей) литературы по выбранной теме (рекомендованной литературы и двух дополнительных источников);

7) использование литературы за последние три года;

8) использование литературы на иностранных языках;

9) грамотное оформление списка литературы;

10) полное и подробное оформление списка литературы.




    1. Объёмные требования к зачёту

(перечень вопросов для промежуточного контроля)


  1. Основания, происхождение и структура личностных и общественных проблем в сфере физической культуры и спорта.

  2. Рождение спорта и современные социальные проблемы.

  3. Различие социальных сред и характера социально-гуманитарных проблем России и Западного мира.

  4. Спорт как досуг, игра, труд, ритуал.

  5. Ценности в сфере физической культуры и спорта.

  6. Классификация и генезис проблем в социальной сфере физической культуры и спорта.

  7. Социальная мобильность спортсменов и специалистов по физической культуре и спорту.

  8. Достижения в спортивной карьере и переустройство жизни после завершения карьеры.

  9. Гендерные характеристики в спорте.

  10. Проблемы индивидуальных стратегий образовательного и спортивного поведения.

  11. Идентификация и социализация в сфере физической культуры и спорта.

  12. Основания дифференциации (образования групп, слоев) в сфере физической культуры и спорта.

  13. Спорт и социальное управление. Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах.

  14. Социальная среда и формирование субъекта.

  15. Значение соревнований и конфликтов в развитии общества и культуры.

  16. Спорт и регуляция агрессии.

  17. Становление индивидуального организма, личности и познающего субъекта.

  18. Педагогика спорта. Концепции физической культуры и образования.

  19. Гуманитарный и инструментальный подходы в физической культуре и образовании.

  20. Физическая культура и социализация. Спорт и социализация.

  21. Современные спортивные практики: тело как социальная форма личности.

  22. Социальное развитие. Образовательные идеалы в качестве аргументов социального развития.

  23. Образовательные идеалы России и Западного мира.

  24. Физическая культура и социальное развитие.

  25. Образовательные идеалы в сфере физической культуры и спорта.

  26. Эстетика спорта. Искусство и спорт. Героизм и трагизм в спорте.

  27. Олимпийское движение и социальный облик спортсмена.

  28. Олимпийская культура и спартианское воспитание.

  29. Представления о совершенстве и превосходстве в Античности.

  30. Социальность, культура и телесность человека.

  31. Телесная культура. Модели физической культуры.

  32. Культура здоровья, здоровый образ и стиль жизни.

  33. Цель физического образования. Образовательный идеал П. Ф. Лесгафта.

  34. Проблемы организационной среды спортивного мира: конфликты и решения.

  35. Проблемы взаимоотношений в спортивных коллективах: конфликты и решения.

  36. Проблемы индивидуальных стратегий образовательного и спортивного поведения: конфликты и решения.

  37. Разбор и регулирование конфликтов в сфере физической культуры и спорта: структурные и другие возможные модели.

  38. Двигательная активность и социализация индивида.

  39. Социальный статус и институты социализации. Социальные барьеры.

  40. Непрерывное образование как фактор преодоления социально-гуманитарных проблем в сфере физической культуры и спорта.


IV. Форма итогового контроля
Освоение курса «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта» предполагает в качестве формы контроля зачёт. Для студентов заочной формы обучения предварительной формой контроля является контрольная работа.

Для студентов очной формы обучения по направлению 032100 (62) – физическая культура. Освоение курса «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта» предполагает в качестве формы контроля 2 рубежных контроля (в форме зачета по материалу I раздела и в тестовой форме) и промежуточный контроль (в форме зачёта по материалу всей дисциплины). За прохождение каждого рубежного контроля студент может получить 10 баллов. Промежуточный контроль может быть оценен максимум в 30 баллов.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
5.1. Рекомендуемая литература (основная)
Полатайко С. В. Образовательные идеалы социальной философии. СПб., 2007.

Спорт, духовные ценности, культура / Рос. гос. акад. физ. культуры, Гуманит. Центр «СпАрт». Вып. 1–8.

Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта: Учебник. М., 2005.

Утишева Е. В. Физкультурное образование: Социально-педагогические и социологические проблемы. – СПб., 1997.

Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. В 2 частях / Сост.: В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков, Е. В, Стопникова. М., 2005.
5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
К теме 1.

Айзенберг К. Спортсмен // Логос. 2006. № 3. С. 3–22.

Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну: Пер. с нем. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Грей Дж. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2003.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – М.: Эксмо; Алгоритм-книга, 2003.

Лэш К. Вырождение спорта // Логос. 2006. № 3. С. 23–40.

Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали: Пер. с англ. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Физическая культура, спорт и здоровье нации: Материалы международного конгресса. – СПб., 1996.

Философия спорта: Хрестоматия / СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 2005.

Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. 2006. № 3. С. 41–62.
К теме 2.

Айзенберг К. Спортсмен // Логос. 2006. № 3. С. 3–22.

Чепик В. Д. Физическая культура в социальных процессах. – М.: ТЕИС, 1995.

Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. 2006. № 3. С. 41–62.



К теме 3.

Айзенберг К. Спортсмен // Логос. 2006. № 3. С. 3–22.

Вакан Л. Социальная логика бокса в черном Чикаго: К социологии кулачного боя // Логос. 2006. № 3. С. 104–140.
К теме 4.

Бородай Ю. М. Эротика – смерть – табу: Трагедия человеческого сознания. – М.: Гнозис, Рус. феноменологическое общество, 1996.

Винер Н. Организм в качестве сигнала // Винер Н. Человек управляющий. СПб., 2001. С. 93-102.

Касториадис К. Воображаемое установление общества: Пер. с фр. – М.: Гнозис; Логос, 2003.

Латур Б. Нового Времени не было: Эссе по симметричной антропологии: Пер. с фр. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006.

Леви-Строс К. Структурная антропология: Пер. с фр. – М.: Наука, 1983.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. – М.: Республика, 1998.

Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1991.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Пер. с англ. и фр. – М.: Междунар. педагогич. академия, 1994.

Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию: Пер. с нем. – М.: РОССПЭН, 2004.

Сёрль Дж. Рациональность в действии: Пер. с англ. – М.: Прогресс-Традиция, 2004.

Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма: Пер. с англ. – М.: Праксис, 2004.

Тард Г. Социальная логика: Пер. с фр. – СПб.: Социал.-психол. центр, 1996.

Хюбнер К. Нация: От забвения к возрождению: Пер. с нем. – М.: Канон-плюс, 2001.


К теме 5.

Алкемайер Т. Социология спорта. Телесные практики субъективации и самоинсценировки // Логос. 2006. № 3. С. 141–146.

Вакан Л. Социальная логика бокса в черном Чикаго: К социологии кулачного боя // Логос. 2006. № 3. С. 104–140.

Утишева Е. В. Гуманитарный и инструментальный подходы в истории физкультурного образования // Физическая культура студентов: Физическое воспитание, спорт, активный досуг: Материалы Республиканского науч.-метод.семинара. – СПб., 1996. – Ч. 1. – С. 18–21.

Шитикова Г.Ф. Решающая роль умственного в содержании общего физкультурного образования // Современные проблемы теории и практики физической культуры: Сб. науч. тр. – СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – 1997. – С.70–71.
К теме 6.

Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996.

Жюльен Ф. Трактат об эффективности. М., 1999.

Дарендорф Р. Тропы из утопии. М., 2002.

Мочалова И. Н. К вопросу о философско-антропологическом обосновании образовательных идеалов // Философия человека и современный мир. – СПб: Изд. РХГА, 2004.
К теме 7.

Билинский Б. Древнегреческие агоны: превосходство телесности и восхищение интеллектом / Сокр. пер. В. И. Столярова // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 1997. – Вып. 3. – С. 317–339.

Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V веков до н. э. – СПб., 2000. – Глава II («Агон в архаической и классической Греции»), глава III («Агон и высвобождение внутренних стимулов к художественному и интеллектуальному творчеству»).

Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека: Пер. с нем. – М., 1997. – Введение («Положение Греции в истории воспитания»), книга первая, раздел I («Знать и арете»).

Ляйпер Ж. М. Олимпийский идеал – является ли он по-прежнему философской основой Олимпийских игр? // Философия спорта: Хрестоматия / СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2005. С. 192–200.
К теме 8.

Красуская А. А. Физическое образование: Лекции. – СПб., 1913.

Лесгафт П. Ф. Задачи физического развития в школе // Петр Францевич Лесгафт: Главные труды. СПб., 2006. С. 102–116.

Лесгафт П. Ф. Физическое образование в школах // Петр Францевич Лесгафт: Главные труды. СПб., 2006. С. 481–494.

Мейер А. А. Идея П. Ф. Лесгафта // Известия Ленинградского Научного Института имени П. Ф. Лесгафта. 1924. Том VIII. С. 93–99.

Таймазов В. А., Курамшин Ю. Ф. и Марьянович А. Т. Петр Францевич Лесгафт: История жизни и деятельности. – СПб.: Печатный двор, 2006.

Утишева Е. В. Гуманитарный и инструментальный подходы в истории физкультурного образования // Физическая культура студентов: Физическое воспитание, спорт, активный досуг: Материалы Республиканского науч.-метод.семинара. – СПб., 1996. – Ч. 1. – С. 18–21.
К теме 9.

Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2003.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // СоцИс, 1994, № 5.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура: Пер. с англ. – М.: АСТ; Хранитель, 2006.

Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 1998.


К теме 10.

Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.

Барабанов А. Г. Высшее физкультурное образование: Проблемы и решения. – М.: ФООН, 1995.

Виноградов П. А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. – Челябинск, 1997. – С. 15–35.

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995.

Зволинская Н. Н., Маслов В. И. Путь к идеалу высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. – 1994. – № 3/4. – С.2–8.

Копосов Н. Е. От социальных наук к свободным искусствам // Копосов Н. Е. Хватит убивать кошек! Критика социальных наук. М., 2005. С. 220-239.

Костюченко В. Ф. Специальное профессиональное образование в сфере физической культуры. – СПб., 1996.

Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / ГЦОЛИФК. – М., 1992.

Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. Вводный курс. – М.: Аспект Пресс, 1995.

Пономарев Г. Н. Личностно ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 12. – С.32–35.

Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта / Составители В. И. Жолдак, В. Г. Камалетдинов и др. – Челябинск, 1997.

Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях за рубежом: Тематическая подборка. – М.: ЦООНТИ-ФиС, 1993. – Вып. 1–6.
VI. Словарь основных терминов и понятий
Гуманитарный – относящийся к изучению человека в качестве самоценной сущности (антропоцентрический).

Девиация – отклонение в поведении социальных групп.

Идеал – образ желаемого будущего, ориентир и стимул общественного развития.

Идентичность (идентификация) – принадлежность индивида социальной группе, ориентация на ее интересы, ценности, цели, нормы.

Интеграция (социальная) – сплочение социальной группы на основе сходства (совпадения) интересов, ценностей, целей, норм.

Конформность (конформизм) – согласие с системой культурных норм, ценностей, идеалов некоторого общества.

Личность – единство социальных свойств, индивидуально принадлежащих человеку.

Мобильность – возможность (способность) индивида изменять свое положение в социальной структуре.

Нигилизм – отрицание системы культурных норм, ценностей, идеалов некоторого общества.

Социализация – процесс усвоения человеком норм и ценностей общества (культуры) через взаимодействие, общение, образование.

Социальная среда – совокупность представлений и возможностей, объединяющих людей в общее символическое (интеллектуальное) пространство существования.

Социальный – общественный, организованный историей и культурой, относящийся к общественно-историческому бытию.

Социальное действие – такое действие индивида, которое ориентировано на поведение других людей в рамках общества (истории).

Социальное развитие – количественное и качественное изменение формы социальной организации, возникновение, существование и исчезновение которой обусловлено внутренними причинами и обеспечено ресурсами социальной и географической среды

Социальный субъект – активный носитель общественно-исторических свойств.
VII. Методические рекомендации для преподавателей
Приступая к занятиям, преподаватель знакомит студентов с технологической картой и объемными требованиями по дисциплине, указывает сроки сдачи контрольных работ.

В начале прохождения каждой из тем преподавателю рекомендуется ознакомить студентов с планом лекции по теме, с заданием на семинар или самостоятельную работу по теме, с вопросами для самоконтроля, литературой для подготовки к семинарам, выполнения самостоятельной работы, написания контрольных работ по теме.

Результаты самостоятельной работы оцениваются преподавателем во время семинарских занятий или на индивидуальных консультациях.

Преподаватель может к семинарскому занятию задать оригинальный текст для прочтения, анализа, интерпретации или вопрос для самостоятельного размышления. Результаты самостоятельной работы проверяются в ходе устного опроса или в форме письменной работы (реферата).



Темы сообщений указываются преподавателем в соответствии с планом семинарского занятия. Сообщение предполагает устное выступление студента в пределах 5-15 минут. По результатам выступления проводится дискуссия: присутствующие задают вопросы (не менее 3 вопросов). В конце выступления возможен краткий опрос аудитории об основных моментах сообщения.







Если тебя выписали из сумасшедшего дома, это еще не значит, что тебя вылечили. Просто ты стал как все. Янина Ипохорская
ещё >>