Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологич - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
Литературоведение учебно-методический комплекс дисциплины 1 265.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература... 6 1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология 5 654.32kb.
Теория литературы учебно-методический комплекс дисциплины 1 367.23kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 5 964.9kb.
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 1 260.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) 1 370.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общее библиотековедение. 3 404.84kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф»... 9 1275.4kb.
Ретроспективная оценка качества планирования и проведения ортопедического... 1 220.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура - страница №2/11

План


  1. Мир людей и мир природы в творчестве И.А. Бунина (рассказ «Антоновские яблоки»).

  2. Социальная и философская проблематика произведений (рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Танька»).


Рекомендации для подготовки

К первому вопросу: раскрыть жанровую специфику рассказа «Антоновские яблоки»; определить средства изображения мира природы и мира людей в рассказе (звукопись, цветопись, детализация); лексический уровень текста (функция диалекта, просторечной и книжной лексики); речевая организация произведения (определить, кто является субъектом речи и тип повествования).

Второй вопрос: раскрыть особенности сюжета, определить, как развивается действие в пространстве и во времени; определить средства характеристики заглавного героя (портретная, речевая); попытаться раскрыть философский подтекст произведения (рассказ «Господин из Сан-Франциско»); изображение крестьянского быта в рассказе «Танька»; острота социальной проблематики в произведении; способы характеристики персонажей.
Литература

    1. Русская литература конца XIX-начала XX века/ Под. ред. Л.А. Смирновой. – М., 1993.

    2. Русская литература XX века. Хрестоматия. Составил Н.А. Трифонов.- М., 1970.

    3. Георгиева Т.С. Русская культура: История и современность: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 575 с.

    4. Мир культуры: Литература. Живопись, Архитектура. Балет/ Авт.-сост. О.М. Чернякевич. – Смоленск, 2001. – 461 с.

    5. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник/ Авт. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М., 1997. – 618 с.



Занятие № 2. Поэзия русского модернизма.

Цели: сформировать целостное представление о поэзии русского модернизма (основные поэтические течения); раскрыть специфику теорий и художественной практики модернистов; дать представление о способах создания нового поэтического языка; совершенствовать речевые навыки студентов.

План


  1. Символизм как литературное направление.

  2. Акмеизм как литературное направление.

  3. Футуризм как литературное направление.


Рекомендации для подготовки

К первому вопросу: предпосылки возникновения и развития символизма в России (связь с европейской поэзией); теоретическое обоснование символизма (работы Д.С. Мережковского, К.Д. Бальмонта, В.Я. Брюсова; поэтическая практика символистов (особенности поэтической лексики в стихотворении В.Я. Брюсова «Мучительный дар», звуковая организация стихотворения К.Д. Бальмонта «Челн томленья», лирический герой А.А. Блока (стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы», «Незнакомка»)).

Второй вопрос: кризис символизма и акмеизм (декларации Н.С. Гумилёва и О.Э. Мандельштама); деятельность «Цеха поэтов»; реализация эстетических принципов акмеизма в творчестве А.А. Ахматовой и О.Э. Мандельштама; роль предметной детали в стихотворении А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»; акмеистическая трактовка символа в стихотворении О.Э. Мандельштама «Я ненавижу свет…».

Третий вопрос: появление и развитие футуризма в России, итальянский и русский футуризм; группировки футуристов (эго- и кубофутуризм); эксперименты с поэтическим словом в творчестве футуристов; композиционный и лексический строй стихотворения И. Северянина «Сонет».
Литература

1. Русская литература конца XIX-начала XX века/ Под. ред. Л.А. Смирновой. – М., 1993.

2. Русская литература XX века. Хрестоматия. Составил Н.А. Трифонов.- М., 1970.

3. Георгиева Т.С. Русская культура: История и современность: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 575 с.

4. Мир культуры: Литература. Живопись, Архитектура. Балет/ Авт.-сост. О.М. Чернякевич. – Смоленск, 2001. – 461 с.

5. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник/ Авт. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М., 1997. – 618 с.



Занятие №3. Синтез искусств в творчестве В.В. Маяковского.

Цели: представить синтез искусств в творчестве В.В. Маяковского как отражение общей тенденции эпохи; раскрыть роль личности и творчества В.В. Маяковского в русской литературе; совершенствовать речевые навыки студентов.

План


  1. Особенности творчества В.В. Маяковского.

  2. Составление опорной схемы «Русская литература и культура рубежа XIX-XX веков».


Рекомендации для подготовки

Первый вопрос: В.В. Маяковский – художник и поэт (основные факты биографии поэта); принципы футуризма в художественной практике В.В. Маяковского: слово и ритм в стихотворении «Левый марш».

Второй вопрос: составление опорной схемы «Русская литература и культура рубежа XIX-XX веков» (понятие серебряного века русской культуры, основные художественные направления периода и их представители в различных видах искусств).
Литература

  1. Русская литература конца XIX-начала XX века/ Под. ред. Л.А. Смирновой. – М., 1993.

  2. Русская литература XX века. Хрестоматия. Составил Н.А. Трифонов.- М., 1970.

  3. Георгиева Т.С. Русская культура: История и современность: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 575 с.

  4. Мир культуры: Литература. Живопись, Архитектура. Балет/ Авт.-сост. О.М. Чернякевич. – Смоленск, 2001. – 461 с.

  5. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник/ Авт. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М., 1997. – 618 с.



Занятие №4. Литературная борьба в 20-40-е годы.

Цели: раскрыть причины активизации литературной жизни в начале 20-х годов; дать представление о многоплановости литературного процесса данного периода; проанализировать особенности цикла М. Шолохова «Донские рассказы»; совершенствовать речевые навыки студентов.

План


  1. Реферирование текста «Литература и культура советской России (20-40-е гг.).

Литературные группы 20-х годов».

  1. Герои «Донских рассказов» М. Шолохова.


Рекомендации для подготовки

Первый вопрос: выявить специфику литературного процесса 20-40-х годов; коротко охарактеризовать литературные группировки данного периода.

Второй вопрос: роль заглавия рассказа «Алёшкино сердце» в понимании авторской позиции (функция многозначности слова); сюжет (место и время действия, событийный ряд) и композиция рассказа, характеристика главного героя (особенности изображения физического и эмоционального состояния ребёнка), характеристика политкома Синицына; функция пейзажа в рассказе; нравственно-философские категории (добра, сострадания) в рассказе.
Литература

  1. Ершов Л. История русской советской литературы. – М., 1988.

  2. Русская литература XX века. Хрестоматия. Составил Н.А. Трифонов.- М., 1970.

  3. Георгиева Т.С. Русская культура: История и современность: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 575 с.

  4. Мир культуры: Литература. Живопись, Архитектура. Балет/ Авт.-сост. О.М. Чернякевич. – Смоленск, 2001. – 461 с.

  5. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник/ Авт. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М., 1997. – 618 с.



Занятие №5. Государственная политика в области культуры.

Цели: проанализировать государственную политику в области литературы и культуры в 20-40-е годы; раскрыть специфику литературного процесса в указанный период; совершенствовать речевые навыки студентов.

<< предыдущая страница   следующая страница >>



Рецензенты имеют право не только говорить людям в глаза, что они дураки, но даже доказывать им это. Георг Лихтенберг
ещё >>