Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологич - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
Литературоведение учебно-методический комплекс дисциплины 1 265.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература... 6 1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология 5 654.32kb.
Теория литературы учебно-методический комплекс дисциплины 1 367.23kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 5 964.9kb.
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 1 260.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) 1 370.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общее библиотековедение. 3 404.84kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф»... 9 1275.4kb.
Ретроспективная оценка качества планирования и проведения ортопедического... 1 220.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура - страница №11/11

Тема ГУЛАГа в творчестве А.И. Солженицына и В. Шаламова.

"Колымские рассказы" – шесть циклов рассказов В.Т. Шаламова. Созданы на протяжении 20 лет с 1953 по 1973 г. Публиковались частично, по мере написания, первоначально за рубежом: с 1966 в нью-йоркском "Новом журнале"; в 1978 в Лондоне вышла книга "Колымские рассказы", именно тогда началась широкая известность Шаламова во всём мире. Книга включала только часть циклов. В 1985 г. в Париже издан девятисотстраничный том, в котором представлен почти весь их объём. На родине "Колымские рассказы» как единое произведение со строгой композицией, с определённой последовательностью циклов и рассказов начинают печататься с конца 80-х годов. Намеченный самим писателем порядок расположения лег в основу двухтомного издания "Колымских рассказов", которое появилось в 1992 году, через десять лет после смерти писателя. Издание подготовлено И.П. Сиротинской, хранителем и публикатором архива Шаламова. Эпопея выстраивается в такой ряд: первый цикл - собственно "Колымские рассказы" (в парижском издании неавторское название "Первая смерть"), "Артист лопаты", "Левый берег", "Очерки преступного мира", "Воскрешение Лиственницы", "Перчатка, или КР-2".

 Автобиографическая основа, реальность судеб и ситуаций придают "Колымским рассказам" значение исторического документа. В контексте темы ГУЛАГа в русской литературе творчество Шаламова является одной из вершин - наравне с творчеством А.И. Солженицына. Имена этих писателей воспринимаются как символы разных подходов к теме: фундаментальное художественное исследование, историко-философские обобщения "Архипелага ГУЛАГ", — и картины иррационального мира Колымы у Шаламова, мира вне логики, вне правды, вне лжи, в котором властвует смерть для тел и растление для душ. Гигантский корпус "Колымских рассказов" связывает личность автора, напряжение его души, мыслей, перипетий судьбы. Двадцать лет, проведенные в лагерях – три в Приуралье, семнадцать на Колыме - нечеловеческая цена этого произведения.

Мир лагерей отражен в "Колымских рассказах" как мир абсолютного зла, могильно замкнутого пространства и остановленного времени — мир небытия. "Колымские рассказы", как и автобиографическая повесть "Четвертая Вологда", рассказ «Бутырская тюрьма» в их духовном и литературном значении относятся к итоговым для XX века ценностям русской литературы.

  Основной сюжет рассказов - выживание человека, которое неизвестно чем кончится.

Обращаясь к читателю, автор стремится донести мысль о том, что лагерь — это не отдельная, изолированная часть мира. Это слепок всего нашего общества. "В нем ничего, чего не было бы на воле, в его устройстве социальном и духовном. Лагерные идеи только повторяют переданные по приказу начальства идеи воли. Ни одно общественное движение, кампания, малейший поворот на воле не остаются без немедленного отражения, следа в лагере. Лагерь отражает не только борьбу политических клик, сменяющих друг друга у власти, но культуру этих людей, их тайные стремления, вкусы, привычки, подавленные желания". Только хорошо усвоив это знание, которое ценой собственной жизни добыли миллионы уничтоженных и ценой своей жизни донес Шаламов, мы сможем победить окружающее зло, не допустить нового ГУЛАГа.




  1. Неофициальная литература и культура (рок-культура, авторская песня).


Рок-культура

Возникновение рок-культуры и самого понятия рок — процесс, отражающий основные закономерности изменения общественного сознания в эпоху, наступившую после окончания второй мировой войны. 50-е годы на Западе становятся временем относительного товарного изобилия и политической стабильности. Вместе с тем возникает новая угроза — атомного Армагеддона. Молодежь в этот период впервые становится самостоятельным классом потребителей, на нее начинает ориентироваться индустрия развлечений. Формируется новый, универсально негативистский тип мироощущения, который определяется как "контркультурный". Молодежь стремится "...вырваться за пределы культуры, монополизированной и регулируемой государством, вернуть этике и культуре прямое и простое, непосредственно человеческое содержание. на протяжении 1963-1968 годов складываются почти все основные наиболее знаменитые группы классического рок-н-ролла." Что же такое рок? Какова его специфика? Вот наиболее исчерпывающее, на наш взгляд, определение, которое дает известный деятель русского рок-движения, много сделавший для популяризации рока в1980-е годы, Илья Смирнов: рок — новый самостоятельный жанр искусства, появившийся в середине XX века, в частности, в результате научно-технического прогресса (так же, как в начале века появилось кино). Для него характерно заимствование выразительных средств традиционных жанров: музыкального (песня), поэтического (текст) и театрального (шоу), которые образуют синкретическое целое — рок-композицию. Кроме того, — отмечает Смирнов, — для рока характерно (хотя и не обязательно) "электрическое" звучание, коллективное творчество и особая форма музыкального хэппенинга — концерта с участием зрителей — так называемый "сейшен" (от английского "session"). По своему происхождению рок — явление фольклорное, хотя и не сводимое к одному только фольклору. Рок — это не только музыкальный феномен. Его влияние на молодежную культуру и обратная связь с ней настолько важны, что правильнее говорить не только о рок-музыке, но о рок-культуре и о ее взаимоотношениях как с культурой в целом, так и с тем ее вариантом (или девиантом), который получил у исследователей (и последователей) наименование "контркультуры". Набрав энергию взлета в 50-е годы, своего расцвета рок на Западе достигает в 60-е. Первая — "битническая" — фаза контркультуры сменяется второй, характеризующейся нарастанием политического активизма молодежи (большую роль в этом сыграла война, которую вели США во Вьетнаме в 1965-73 гг.) и тенденциями к самоопределению нового поколения как противостоящего ценностным ориентирам прошлого. Происходит формирование системы ценностей, параллельной и противостоящей официальной. И рок-культура является, возможно, наиболее адекватным выражением именно этой, альтернативной, системы ценностей.



Авторская песня

Авторская (иначе – «бардовская», «поэтическая») песня – современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.

Сама по себе «поющаяся поэзия» — древнейший вид творчества, известный культурам едва ли не всех народов, и не случайно представителей авторской песни часто называют «бардами», сопоставляют с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, украинскими кобзарями и т. п., исходя, прежде всего, из того, что современный «бард», как и древний поэт, обычно сам поет свои стихи под собственный аккомпанемент на струнном инструменте (чаще всего— гитаре). Однако это все же внешние, и к тому же не всегда обязательные, признаки жанра. С. Никитин, например, создает свои песни преимущественно на стихи других поэтов. Многие песни Н. Матвеевой стали широко известны только в интерпретации Е. Камбуровой. А. Городницкий, как правило, в публичных концертах выступает в сопровождении гитариста-аккомпаниатора и т. д. Сам термин и был введен В. Высоцким для того, чтобы отделить авторскую песню от песен, которые исполняются на профессиональной эстраде. Личностное начало пронизывает авторскую песню и определяет в ней все – от содержания до манеры преподнесения, от сценического облика автора до характера лирического героя. Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, строго говоря, он не «исполняет» песню, не «демонстрирует» себя и свое творчество слушателям, а ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию. Атмосфера взаимного доверия и взаимопонимания, возникающая в ходе такого «разговора», переживаемое всеми присутствующими чувство общности, сопричастности («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» — О. Митяев) является главным признаком авторской песни, позволяющим видеть в ней особую «форму духовного общения единомышленников» (Б. Окуджава). Родившись в тесных дружеских компаниях, она является, по сути, не концертным, а бытовым жанром и изначально рассчитана на теплоту неформального общения в кругу «своих». Такой круг может быть достаточно обширным (о чем свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей авторской песни), но при этом сохраняет неформальный характер. Авторы-исполнители в основном студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены – представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников. И в этом, по-видимому, заключается один из секретов глубокого консолидирующего воздействия авторской песни.


  1. Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985–1991 гг.

Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений, установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии. Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.

«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицина («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»), М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова («Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»), А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. На театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров (Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских репрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что «открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше рассказывать было нельзя.

Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки. Как одно из наиболее значительных произведений советской литературы был оценен современниками роман Ч. Айтматова «Плаха» (1986 г.), для которого, как и для большинства произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью. Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 г.) и Д. А. Гранина «Зубр» (1987 г.). Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» (1987 г.). Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.

В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в весьма посредственных и схематичных картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 г.). Вновь популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории, становится плакат.

В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние» Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего»). Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена пользовался еженедельник «Аргументы и факты». Тираж «АиФ» перестроечной поры перекрыл все мыслимые пределы и попал в «Книгу рекордов Гиннеса».

Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд». Они пользовались очень большой популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего обсуждения. Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические катастрофы и пр. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов и др.)

Неоднозначны результаты Перестройки в сфере образования. С одной стороны гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе: слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни школьные и вузовские программы и учебники, явно устаревшими, а значит, недейственными были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские слеты, тимуровские отряды). Таким образом, стала очевидной необходимость в незамедлительных реформах.

С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как «Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось неподготовленным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической литературы. Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей, многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали заграницу.

В еще большей степени проблема «утечки умов» стала актуальна для науки. Если исследования в прикладных областях в годы Перестройки заметно оживляются, то фундаментальная наука, на протяжении десятилетий являвшаяся предметом национальной гордости, неизбежно клонится к упадку, причинами которого стали трудности с финансированием, падение престижа и потеря понимания социальной значимости работы ученого в обществе.

В целом культурные последствия Перестройки еще ждут своей оценки. Вполне очевидно, что наряду с несомненным положительным эффектом, который принесла демократизация (обретение наследия писателей, художников и музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной жизни), нельзя не заметить и отрицательных следствий не вполне продуманных реформ (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной науки).


  1. Культура последнего десятилетия ХХ в.

Отличительная особенность культуры современной России – в ее многоликости, многообразии проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни. Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить постмодернизм. Классиками европейского постмодернизма являются Хорхе-Луис Борхес, Умберто Эко, Джон Фаулз. Характерной чертой концепции постмодернизма считается «цитатность». Материалом для творческого осмысления в постмодернистском произведении становятся не столько реальные события жизни, сколько впечатления от ранее прочитанных автором книг, увиденных фильмов, услышанной музыки. Из этих впечатлений составляется мозаика нового произведения. Развивая какой-либо сюжетный ход, автор одновременно как бы намекает на какой-нибудь широко известный литературный или кинематографический образ или штамп. Например роман популярного современного писателя В. Пелевина «Чапаев и Пустота» во многом построен на аллюзиях с популярными в советское время анекдотами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, хотя речь в книге идет совсем о другом. Ничего общего у пелевинского Чапаева с реальным героем гражданской войны нет, но в нем угадываются намеки и отсылки к образу, созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других популярных произведений Пелевина «Generation П», «Амон Ра», «Жизнь насекомых» и др.

Изменение художественных вкусов выразилось еще и в том, что в «возвращенной» (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей тогда по цензурным соображениям в свет) литературе современного читателя больше интересуют уже не гражданственно-публицистические романы об эпохе сталинизма, а постмодернистские произведения с элементами «цитатной» игры: «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева (1969 г.), «Пушкинский дом» Андрея Битова (1971 г.).

С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила художественно-развлекательная литература самого различного качества: детективы, фантастика, так называемые женские романы. Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В. Доценко («Бешеный»), Ф. Незнанский («Марш Турецкого»), А. Маринина (серия романов о следователе Анастасии Каменской). На смену научной фантастике, популярной в 60–80-е гг. приходит фантастика в стиле «fantasy», родоначальником которой в мировой литературе был английский писатель и ученый Дж. Толкиен. Русское «fantasy» представлено произведениями М. Семеновой («Волкодав») и Н. Перумова («Алмазный меч, деревянный меч» и пр.) Для «fantasy» характерно использование мифологических образов, обращение к традиционному сознанию, сквозь призму которого смотрят на мир герои романов-«fantasy». Если в научной фантастике вымысел имеет, как правило, технический характер (авторы условно допускают, что существует машина времени, что возможны межзвездные перелеты и т. д.), то «fantasy» исходит из допущения реальности сказочных по сути явлений (герои пользуются магией, борются со злыми магами, общаются с драконами, эльфами, гномами и т. п.). Наиболее близкая аналогия «fantasy»– литературная «сказка для взрослых».



Постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы. Его проявления можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке. Постмодернистом может считаться популярный (скорее даже модный) художник Никас Софронов, пишущий свои картины на старых иконных досках, на которых кое-где сохранились остатки живописного слоя (тоже своеобразные «цитаты»), проступающие сквозь авторские образы.

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и несколько скандальной популярностью пользуются работы московского скульптора Зураба Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего много споров среди горожан и однозначно негативное отношение художественных критиков.

В новом российском кинематографе наиболее заметным является творчество актера и кинорежиссера Никиты Сергеевича Михалкова. Фильм «Утомленные солнцем» был удостоен «Оскара» – награды американской киноакадемии. Действие фильма происходит в 30-х гг. Главный герой – командир дивизии Котов, в образе которого воплощен типаж человека-символа сталинской эпохи: он прославленный военачальник гражданской войны, его именем называют пионерские отряды, его портрет известен каждому. Любовная линия неожиданно оказывается связанной с темой репрессий – внешне благополучная жизнь всесильного комдива, имеющего прямую телефонную связь с самим Сталиным, рассыпается в прах. Ностальгия по величию, благородству и красоте ушедшей императорской России пронизывает картину «Сибирский цирюльник», снятую в 1998 г. (в главных ролях – Олег Меньшиков и Джулия Ормонд).

Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова: «Брат» (1997 г.) и «Брат-2» (2000 г.). Центральный персонаж обоих фильмов Данила Багров, молодой человек, прошедший чеченскую войну, являет собой странное соединение наивности и жизненной умудренности, ограниченной, правда, его военным опытом; в нем уживаются доброта, благородство и страшная жестокость, позволяющая ему в поисках «правды» совершенно не задумываясь пускать в ход оружие. В фильмах звучит музыка популярных групп и исполнителей, взятая «прямо из жизни»: «Наутилус», Земфира, и пр.

В репертуарах театров появляются пьесы новых авторов: Н. Коляды, М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко.

Заметно меняется в последнее десятилетие телевидение. Появились новые, независимые от государства каналы (НТВ, ТВ-6 1993 г.) Из трибуны передовой общественной мысли оно превратилось в мощнейшее оружие политической борьбы, на которое тратятся огромные деньги, что предопределило рост профессионального уровня программ, и в то же время привело к снижению доверия к телевидению как источнику информации. Острая социально-политическая проблематика уже не вызывает былого интереса. Зрители отдают предпочтение программам, в которых освещаются вопросы частной, семейной, личной жизни. Проблемы большой политики и исторического выбора страны в телепублицистике уступили место проблемам человеческих взаимоотношений. Возникло много новых телевизионных программ соответствующей направленности: «Моя семья», «Пока все дома», «Я сама», «Про это». Много эфирного времени занимают развлекательные передачи совсем без публицистической составляющей: «Поле чудес», «Угадай мелодию».

В 90-е гг. сфера образования и науки продолжает оставаться преимущественно депрессионной. Кризис, начавшийся в 80-х, продолжает углубляться. Школьные учителя и преподаватели вузов из уважаемой и даже привилегированной группы населения, какой они были в советское время, переходят в разряд нищих «бюджетников», едва сводящих концы с концами. Процесс «утечки умов», начавшийся в годы Перестройки, приобретает поистине катастрофические масштабы. Большинство преподавателей и ученых, находящихся в активном возрасте, оказываются вынуждены оставить прежнее место работы в школе, университете или академическом институте и искать заработков на стороне. В лучшем случае они продолжают заниматься интеллектуальным трудом за границей по приглашению иностранных научных учреждений, в худшем – становятся мелкими торговцами, таксистами, уборщиками.

Вместе с тем в последние десятилетия XX века наметились некоторые признаки исправления ситуации. Возник рынок образовательных услуг. Более гибкой стала связь образования с жизнью: открываются новые учебные заведения, бурно развиваются специальности, на которые имеется спрос у работодателей (юриспруденция, менеджмент, политология и пр.) Система рыночных отношений позволила улучшить материальное положение тех учебных заведений, которые оказались способны давать образование, востребованное обществом. По-прежнему существуют проблемы в области фундаментальной науки, а ведь без нее теряются перспективы дальнейшего развития. Однако, несмотря на трудности российские ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Подтверждением этого стала Нобелевская премия, полученная русским физиком Ж. Алферовым в 2000 году.

Значительно увеличилась в общественной жизни современной России роль церкви. Религия постепенно заполняет место коммунистической идеологии. Во многом повышение уровня религиозности на сегодняшний день объясняется социально-экономическими проблемами, рождающими чувство неуверенности в завтрашнем дне, душевной подавленности, ощущение разобщенности.

На сегодняшний день большая часть верующих принадлежит к конфессиям, издавна существовавшим на территории страны: православной, мусульманской, иудаистской. Обращение к традиционным религиям может считаться положительным явлением, т. к. церковь является хранительницей многих исторических традиций и может дать духовные ориентиры, недостаток в которых является одной из главных проблем современного общества. Вместе с тем тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного рода тоталитарных сект и западных проповедников, деятельность которых чаще всего имеет ярко выраженную деструктивную направленность. Губительность воздействия сект на души людей наглядно проявилась в деятельности «Белого братства» (1993 г.), организаторам которого удалось вовлечь в свои сети огромное количество молодежи.



Несмотря на все политические катаклизмы, русская культура, насчитывающая уже более 1000 лет, продолжает развиваться. Современное ее состояние не дает поводов для пессимизма. Как пойдет дальнейшее развитие покажет время. Пока же можно сказать, что сохранение и преумножение культурного наследия – одно из непременных условий достойной будущности России в XXI столетии.

Словарь сложносокращённых слов и аббревиатур

Аббревиатура – слово, состоящее из начальных букв нескольких слов. Например, СССР Союз Советских Социалистических Республик,

УГПИУссурийский Государственный Педагогический Институт.

А

Агитпроп – Отдел агитации и пропаганды

«АиФ» - Аргументы и Факты (газета)

АкадемгородокАкадемический городок (город, в котором находятся учебные заведения, НИИ, научные лаборатории, живут учёные и их семьи)

Б

БДТБольшой Драматический Театр

Г

ГлавлитГлавное управление литературой

ГлавполитпросветГлавное управление политического просвещения

Госиздат Государственное издательство.
ГУЛАГ Государственное Управление Лагерями

Л

ЛЕФ - Левый Фронт искусства (литературная группировка). Лефовцы - члены литературной группы ЛЕФ

М

МАИМосковский Авиационный Институт

МГУМосковский Государственный Университет

МИД Министерство Иностранных Дел

Н

Наркомпрос Народный комиссариат просвещения

Наукоград – научный город (город, в котором находятся учебные заведения, НИИ, научные лаборатории, живут учёные и их семьи)

НИИ Научно Исследовательский Институт

НКВД Народный Комиссариат Внутренних Дел

НЭП – Новая Экономическая Политика (политика государства в области экономики в 1930-е годы)

П

Пролеткульт Пролетарская культура (организация, созданная для управления культурой в 1920-е годы)

Р

РАППРоссийская Ассоциация Пролетарских Писателей (организация, объединяющая писателей из рабочей среды)

С

СНКСовет Народных Комиссаров, политическая организация

СовинформбюроСоветское информационное бюро

СоцреализмСоциалистический реализм (художественный метод в искусстве в годы советской власти)

СШАСоединённые Штаты Америки

Т

ТАССТелеграфное Агентство Советского Союза

Ц

ЦКЦентральный Комитет

ЦК ВКП(б) или ЦК РКП(б) – Центральный Комитет Всероссийской Коммунистической Партии большевиков (правительство государства в 1930-е годы).
<< предыдущая страница  



Настоящий джентльмен — это человек, который с вами приветлив и вежлив, даже если ничего вам не продает.
ещё >>