Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологич - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
Литературоведение учебно-методический комплекс дисциплины 1 265.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература... 6 1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология 5 654.32kb.
Теория литературы учебно-методический комплекс дисциплины 1 367.23kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 5 964.9kb.
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 1 260.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) 1 370.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общее библиотековедение. 3 404.84kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф»... 9 1275.4kb.
Ретроспективная оценка качества планирования и проведения ортопедического... 1 220.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура - страница №10/11

Жизнь и творчество С. Есенина.

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии. Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. В 1904 году Сергея Есенина повели в Константиновскую земскую школу, где он учился пять лет. В 1909 году Сергей Александрович Есенин окончил Константиновскую земскую школу и родители определили Сергея в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики. Его родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем, хотя сам Сергей мечтал о другом. В 1912 году Сергей Александрович Есенин, окончив Спас-Клепиковскую учительскую школу, переехал в Москву и поселился у отца в общежитии для приказчиков. Отец устроил Сергея работать в контору, но вскоре Есенин ушёл оттуда и устроился работать в типографию И.Сытина в качестве подчитчика (помощника корректора).

В Москве Есенин опубликовал своё первое стихотворение “Береза”, которое было напечатано в Московском детском журнале “Мирок”. Вступил в литературно-музыкальный кружок имени крестьянского поэта И.Сурикова. В этот кружок входили начинающий писатели и поэты из рабоче-крестьянской среды.

В 1915 году Сергей Александрович Есенин уехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург) и познакомился там с великими поэтами России 20 века с Блоком, Городецким, Клюевым. В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов “Радуница”, в который входили такие стихотворения, как “Не бродить, не мять в кустах багряных”, “Запели тесаные дороги” и другие.

В 1919 году Есенин пишет свои первые поэмы – “Инония” и “Кобыльи корабли”. В мае 1922 года Есенин отправляется за границу. Побывал в Германии, Бельгии, США. Приехав в Россию стал работать над циклами стихов “Хулиган”, “Исповедь хулигана”, “Любовь хулигана”. В 1924 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) вышел сборник стихов С.А.Есенина “Москва кабацкая”. Потом Есенин стал работать над поэмой “Анна Снегина” и уже в январе 1925 года он закончил работать над этой поэмой и опубликовал её.

14 декабря 1925 года Сергей Александрович Есенин закончил работать над поэмой “Чёрный человек”, над которой трудился 2 года. Эта поэма была напечатана уже после смерти поэта. 23 декабря этого же года Есенин приехал в Ленинград и остановился в гостинице “Англетер”. 27 декабря он напечатал своё последние в жизни стихотворение “До свиданья, друг мой, до свиданья” и в ночь с 27 на 28 декабря Сергей Есенин ушёл из жизни.



  1. Жизнь и творчество М. Шолохова.

Шолохов Михаил Александрович родился 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вешенской в крестьянской семье - писатель. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. После революции был учителем по ликвидации безграмотности, статистиком, делопроизводителем, продовольственным инспектором. Работал в комбедах (Комбед – комитет бедноты) по изъятию хлеба. В конце 1922 года приезжает в Москву, но не смог поступает на рабфак (рабфак – рабочий факультет) и трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием. Встречается здесь с поэтами и писателями группы "Молодая гвардия". В 1923 году в газете "Юношеская правда" публикуется его первый фельетон "Испытание". На следующий год рассказ "Родинка".


     В 1925 году в газетах и журналах появляются рассказы Шолохова, впоследствии объединенные в сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (1926). В конце 1926 года начинает писать роман "Тихий Дон", первая книга которого публикуется в начале 1928, сразу получив признание и восторженные отзывы М.Горького и А.Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга "Тихого Дона". Работа над завершением третьей книги прерывается, так как он начинает работу над романом "Поднятая целина", вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны.

В 1930-е продолжает работу над романом "Поднятая целина", завершает третью и четвертую книги "Тихого Дона", публикует статьи о литературе и культуре.


     Во время Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом "Правды", "Красной звезды", часто выезжал на фронт. Его очерки "На Дону", "На Смоленском направлении", рассказ "Наука ненависти" публиковались в разных изданиях и имели большую популярность. Во время войны начал публикацию глав из нового романа "Они сражались за Родину".

В 1950-е работает над продолжением романа "Они сражались за Родину", публикует рассказ "Судьба человека". В 1960 году выходит вторая книга "Поднятой целины".


     В 1965 году Шолохову М.А. присуждается Нобелевская премия за роман "Тихий Дон".
     21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер.

  1. Литература русского зарубежья (периода «первой волны эмиграции»).


Для многих отечественных писателей, поэтов, композиторов эмиграция обернулась настоящей трагедией.

Если представители исполнительского мастерства: художники, скульпторы, архитекторы еще могли каким-то образом адаптироваться к жизни в эмиграции, то для художников слова процесс привыкания к чужой среде проходил более мучительно. Нужно сказать, что были и такие русские писатели, которые успешно писали и на иностранных языках. Особенно те, кто попал в эмиграцию в молодом возрасте: Артур Адамов, Владимир Волков, Яков Горбов, Зоя Ольденбург, Ирина Немировская и другие. Наибольшую известность и признание из таких писателей получил Владимир Набоков, перешедший на английский язык уже в зрелом возрасте. Популярны были также Лев Тарасов, писавший под псевдонимом Анри Труайя, Иосиф Кессель, княгиня З. Шаховская (псевдоним - Жак Круазе), Бабавнуков (Эммануэль Бова). Об их творчестве следует говорить как о вкладе русских в мировую культуру более чем в отечественную.

Писатели старшего поколения, особенно те, кто стал эмигрантом уже в зрелом возрасте, переживали отрыв от родины очень болезненно. Большинство их произведений, созданных за рубежом, посвящены ностальгическому описанию русского быта и нравов России.

После Октября и гражданской войны в эмиграции оказались почти все известные русские писатели и поэты. Большинство из них продолжали свои деятельность, создав целый пласт литературы. Всего в Зарубежной России с 1920 по 1970 г. на русском языке вышло около десяти тысяч книг. Более семи книг романов и новелл написал И. Бунин, получивший за свое литературное творчество в 1933 г. Нобелевскую премию. Д. Мережковский издал 10 томов исторической прозы. Ряд пьес опубликовал Б. Зайцев. Три больших романа и шесть сборников рассказов выпустил И. Шмелев. Увидели свет более десяти книг М. Осоргина, восемь романов М. Алданова. А. Куприн уже в пожилом возрасте написал в эмиграции две повести и несколько рассказов. Почти все свои художественные произведения послереволюционной поры написал в эмиграции и М. Горький. Активно публиковались в русской эмигрантской периодике со своими стихами, юмористическими и сатирическими очерками А. Аверченко, С. Черный, Дон Аминадо, Надежда Тэффи.

Активно создавалась за рубежом и русская поэзия. К середине 20-х годов в Париже собрались почти все виднейшие русские поэты как старшего поколения, прославившиеся еще в период серебряного века, так и более молодые, выпустившие до эмиграции только первые свои книги.

Эмигрантских поэтов в период между двумя войнами можно разделить делить на четыре основные группы. Во-первых, это поздние символисты. Главными наследниками символистов в эмиграции были Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский.

Вторую группу поэтов составляли последователи так называемой «парижской ноты» - периода абсолютной свободы и индивидуального своеобразия поэтического творчества. Среди поэтов, следовавших этим настроениям, были Георгий Адамович, Лидия Червинская, Ирина Одоевцева, Борис Поплавский, Игорь Чиннов и другие. Среди эмигрантских поэтов особое место занимала Марина Цветаева. Чрезвычайно индивидуальная, уникальна в своем мироощущении и в стиле Цветаева не вписывалась даже в «парижскую ноту».

К третьей группе следует отнести поэтов-экспериментаторов, пытавшихся соперничать с дадаизмом и сюрреализмом, Александра Гингера, Анну Присманову, Виктора Мамченко, Юрия Одарченко.

Четвертую группу поэтов можно представить, как поэтов, следовавших совету Ходасевича просто писать хорошие стихи, не подражая определенному течению, но всё же склонявшихся к акмеизму - например, Георгий Иванов.

Вторая мировая война смыла литературную жизнь «первой волны». Некоторые писатели к тому времени уехали в Америку - Набоков, Алданов, Цетлин. Другие - Шмелёв, Ремизов, Осоргин - оказались в оккупированных немцами зонах. Третьи же вернулись в зоны оккупации до того, как немцы заняли Францию - Мережковский, Гиппиус, Тэффи. От рук фашистов погибло несколько писателей: Юрий Фельзен, Юрий Мандельштам, Игорь Воинов, Анатолий Левицкий, Илья Фондаминский, Илья Коровин-Пиотровский, Михаил Горлин, Раиса Блох, монахиня и поэтесса Мать Мария. Среди русских эмигрантов, собравшихся в Берлине для борьбы с большевизмом, оказался романист Николай Брешко-Брешковский.

В послевоенный период поэтическое творчество в эмиграции получило новые импульсы, породившие новые поиски стиля, формы. Их разнообразие свидетельствует об абсолютной внутренней творческой свободе. Уже после войны вышли антологии и поэтические сборники, охватившие все течения в литературе Зарубежной России.

В эти годы литературное творчество за рубежом продолжало активно развиваться. На смену старшему поколению пришли как молодые русские писатели, родившиеся уже вне родины, так и новые эмигранты из числа так называемых «перемещенных лиц».




  1. Литература русского зарубежья («вторая и третья волна»).

Одной из главных заслуг «второй волны» в литературе были мемуарный жанр и художественная проза, запечатлевшая опыт недавнего прошлого, поскольку трагедия народа не была объективно отражена в советской литературе, а вывести рукописи из СССР до войны было нелегко. Следует отметить такие книги, как «Соловецкие острова» Геннадия Андреева, «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева, «Враг народа» Владимира Юрасова, «Укрощение искусств» и «Темный гений» Юрия Елагина.

Эмигрировав на Запад, русские писатели «третьей волны» не прекращали активной творческой работы. По отношению к «непослушным» писателям советские власти применяли новую тактику – лишение гражданства. Первым писателем, которого лишили гражданства, был Валерий Тарсис, депортированный на Запад в 1966 г. Позднее были лишены советского гражданства Александр Солженицын, Владимир Максимов, Александр Зиновьев, Василий Аксёнов, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Эдуард Кузнецов. В 70-80 годы родину вынуждены были покинуть такие талантливые писатели и поэты, как Юз Алешковский, Иосиф Бродский, Наталья Горбаневская, Сергей Довлатов, Наум Коржавин, Эдуард Лимонов и другие. Двое из писателей-эмигрантов «третьей волны» были удостоены Нобелевской премии по литературе: в 1970 г. – А. Солженицын, в 1987 г. – И. Бродский.

Спектр литературных направлений писателей «третьей волны» представляется следующим образом.

А. Солженицын и В. Максимов сохранили великие традиции реализма XIX в. В. Некрасов – также писатель традиционной реалистической школы, использовавший в творчестве «эзопов язык», чтобы обходить советского цензора – на Западе был обескуражен отсутствием привычных для него рамок. Роман В. Аксенова «Остров Крым», романы В. Войновича «Москва 2042» и «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», книга А. Зиновьева «Зияющие высоты» могут быть отнесены к облеченной в фантастику политической сатире.

А. Синявский в своем творчестве, выражая протест против реализма, обращался к жанру фантастики. Его ироничная автобиография «Спокойной ночи» была написана в модернистском духе.

Одним из самых наблюдательных и остроумных мастеров юмористического рассказа был Сергей Довлатов, умевший талантливо и иронично передавать мелкие детали эмигрантской жизни.

Традиционные жанры и приемы в поэзии представлены в творчестве Н. Коржавина и Н. Горбаневского. Авангардистское направление прослеживается в поэзии Алексея Хвостенко, Виктора Тупицына, Генриха Худякова, Константина Кузьминского.

Следует отметить, что политизация искусства является причиной крупного раскола в среде эмигрантских писателей: с одной стороны – лагерь сторонников искусства для искусства, с другою – их непримиримые противники, политические моралисты. Но в целом и те и другие вносят неоценимый вклад в общерусскую литературу.


  1. Искусство Зарубежной России.

Если говорить об искусстве Зарубежной России, то следует отметить, что оно буквально покорило весь мир. Русские художники, композиторы и музыканты-исполнители, русские оперные, балетные и драматические постановки задавали тон в мировом искусстве.

За рубежом после революции оказались очень многие выдающиеся музыкальные деятели: композиторы – А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Н. Черепнин; исполнители – В. Горовиц, А. Браиловский, А. Боровский, Б. Маркевич, Н. Орлов, А. Черепнин, Г. Пятигорский; артисты балета – А. Павлова, В. Нежинский, В. Коралли, М. Кшесинская, А. Данилова; певцы – Ф. Шаляпин, А. Вертинский и многие другие.

Большим влиянием в музыкальном мире пользовался Игорь Федорович Стравинский, которому принадлежит целый ряд нововведений в музыку. Исключительным успехом пользовались концерты С. Рахманинова. С. Прокофьев именно в эмиграции проявил свой композиторский дар. Н.Черепнин активно сочинял музыку и был директором Русской консерватории в Париже. Выдающийся дирижер Сергей Кусевицкий за рубежом завоевал мировую славу. Он возглавлял знаменитый Бостонский симфонический оркестр. Им был основан музыкальный центр, где были опера, драма и школа дирижеров.

С огромным успехом выступал за рубежом Федор Иванович Шаляпин. Собирали большое количество слушателей концепты Александра Вертинского и Вадима Козина. Музыкальным явлением стало русское хоровое искусство, завоевавшее признание во всем мире. В эмиграции были созданы хор Донских казаков, хоры под руководством С. Жарова и Н. Кострюкова, хор имени атамана Платова и другие. Под влиянием русской хоровой музыки во Франции, Германии, Австрии стали создаваться хоры, состоявшие почти целиком из иностранцев, исполнявшие русскую церковную и светскую музыку.

Еще с 1907 г., когда С. Дягилев организовал ежегодные выступления отечественных артистов в Париже, так называемые «Русские сезоны», особым успехом пользовался за рубежом русский балет. Ведущие артисты балета А. Павлова, В. Нежинский и другие закрепили славу русского балета как исключительного явления в искусстве, работу Дягилева продолжил Сергей Михайлович Лифарь, который был не только постановщиком, но и теоретиком балета. Во всех больших городах мира русскими артистами балета были открыты балетные школы и студии, где искусство русского балета преподавалось иностранным ученикам. Среди руководителей этих школ были такие знаменитые артисты балета, как Кшесинская, Коралли, Преображенская, Егорова и другие. Русскими деятелями балета была создана наука о танце – хореология, принятая в один из старейших университетов Европы Сорбонну, где С. Лифарь получил кафедру и читал лекции по балету. В своем очерке о балете С. Лифарь писал: «Мы с гордостью утверждаем, что мировой балет всей первой половины XX века есть создание балетных сил русской эмиграции».

Следует отметить, что влияние отечественной музыкальной и исполнительской школы на мировое искусство постоянно поддерживалось не прекращавшейся эмиграцией выдающихся исполнителей. Во второй половине двадцатого века на Запад эмигрировали Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Максим Шостакович, Родион Щедрин, такие танцоры, как Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Александр Годунов, Галина и Валерий Пановы и многие другие.

В послереволюционной эмиграции оказалась также и большая группа русских актеров и театральных деятелей. В 20-е годы в европейских странах давала спектакли так называемая «Пражская группа», состоявшая в основном из артистов Московского художественного театра. В Берлине был основан «Русский романтический театр», в Париже был открыт «Русский интимный театр», «Зарубежный камерный театр», «Театр комедии и драмы», «Театр русской драмы». Русские театры были основаны и в Лондоне, других городах Европы и на Дальнем Востоке. Из наиболее известных актеров можно назвать М. Чехова, И. Мозжухина, Е. Рощину-Инсарову, В. Греча, П. Павлова, А. Вырубова. Из теоретиков театра и режиссеров следует выделить Николая Евреинова и Федора Комиссаржевского.

Особенно большой вклад в русскую и мировую культуру внесли представители изобразительного искусства. После революции за рубежом оказалось несколько сот выдающихся русских художников, скульпторов и архитекторов. Достаточно назвать лишь некоторые имена, чтобы представить значение их творчества для развития мирового изобразительного искусства. В первую очередь Николай Константинович Рерих, которому в Нью-Йорке посвящен отдельный музей. Не только картины, но и его общественная деятельность имеют большое значение. Именно он явился автором проекта международного соглашения об охране памятников культуры во время войны, получившем название «Пакта Рериха».

Мировую известность получило творчество династии Бенуа. Русские художники-абстракционисты оказали значительное влияние на западное искусство, особенно В. Кандинский, А. Ланской, С. Поляков Ф. Малявин. Не меньшую известность получили модернист М. Шагал и портретист-импрессионист Н. Милиотти, а также многие другие.

На Международной выставке в Брюсселе в 1928 г. были представлены картины 38 русских художников, работы скульпторов и архитекторов. На выставке в Париже в 1932 г. в своем творчестве были представлены 67 человек русских деятелей художественной культуры.

Не прекращалось влияние отечественных художников Зарубежной России и в более позднее время. За рубежом уже в недавнем прошлом оказались такие всемирно известные художники, как Михаил Шемякин, Лев Збарский, Эрнст Неизвестный, Виталий Комар, Александр Меламид и другие.

Велика роль русских эмигрантов в мировом кинематографе, где им приходилось порой работать под псевдонимами. Целый ряд мировых кинематографических шедевров, созданных между мировыми войнами, должны бы называться русскими, поскольку русские в их создании играли решающую роль, участвуя там в качестве сценаристов, постановщиков, актеров, операторов, композиторов, декораторов и т.д. К сожалению, участие русских в мировой кинематографии принесло славу лишь странам, где снимались кинокартины, но не славу отечественной культуре. Режиссер кинофильма «Унесенные ветром» Дэвид Селзник был сыном русского эмигранта. Его отец Лев Железняк видоизменил свою фамилию на Селзник. Сыном русских эмигрантов, окончившим в свое время русскую гимназию, является известный современный французский актер оббер Оссейн.




  1. Развитие русской литературы в годы Великой Отечественной войны (творчество К. Симонова, А. Твардовского).

Одной из важнейших тем русской литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Подвиг советского народа был также и подвигом советской литературы. «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!» — эти слова прозвучали на митинге в первый день войны. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Общее число писателей-фронтовиков достигло более двух тысяч. Нельзя найти никакой исторической аналогии такому массовому участию писателей в непосредственной литературной боевой работе, которую развернули советские мастера слова в дни войны. Более трехсот литераторов не вернулось с полей сражений, среди них — Е. Петров, Ю. Крымов, А. Гайдар, М. Джалиль. Погибли также десятки молодых талантливых писателей— В. Кубанев, М. Кульчицкий, Н. Майоров, Г. Суворов, П. Коган, Н. Отрада, В. Шульчев и многие другие. Важность и действенность слова писателей во время войны засвидетельствована и тем, что произведения прозы, поэзии и драматургии заняли виднейшее место в газетах. Наряду с первостепенным политическим материалом, сводками Совинформбюро и другими сообщениями государственной важности, на страницах «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Красного флота», «Комсомольской правды» мы видим не только песни, стихотворения, публицистические статьи, но и рассказы, повести, поэмы, пьесы.

Военными корреспондентами центральных и фронтовых газет, а также радио, Совинформбюро, ТАСС стали в те дни М. Шолохов (повести «Судьба человека», «Они сражались за Родину»), А. Фадеев (роман «Молодая гвардия»). А. Платонов, К. Симонов, А. Твардовский (поэма «Василий Тёркин), В. Гроссман (роман «Жизнь и судьба»), Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»), В. Быков (повесть «Сотников»), Л. Соболев, П. Павленко, И. Эренбург, С. Михалков, А. Жаров, А. Калинин и многие другие.

Литература носила открыто агитационный характер. При всей исключительности, неожиданности вставших перед нею задач советская литература военных лет закономерно развивала творческие принципы, которые определили ее путь в предшествующие годы. Идея мира была и остается главенствующей идеей советской литературы, утверждающей пафос мирного творческого труда как основу развития полноценной человеческой личности. Этот благородный гуманистический пафос был вместе с тем пафосом действенного гуманизма, полного воли к жизни и готового к борьбе за нее. Неудивительно, что крылатыми для советских людей, вставших на битву с фашизмом, стали слова А. Твардовского:
Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

(«Василий Тёркин»)


Преемственность героических традиций, которой была насыщена вся атмосфера суровых военных лет, явилась условием и мощного взлета литературы. Лучшие произведения советской поэзии, художественной публицистики, прозы и драматургии были верны суровой правде времени, в них мужественно звучала тема партии — подлинного вдохновителя и руководителя масс, тема народа, — героя, творца великой победы. Наши писатели звали народ на защиту Родины. «Все наши мысли о ней,— писал А. Толстой в статье «Родина»,— весь наш гнев и ярость — за ее поругание и вся наша готовность — умереть за нее».

Советская литература стала подлинной художественной летописью Отечественной войны, вместе с тем она помогала народу сражаться, выражая величие его идеалов и целей, во имя которых советские люди шли на жертвы, не щадили ни своей крови, ни жизни. В войне с фашизмом советский народ защищал не только завоевания социализма, но и всю цивилизацию человечества. Советская литература приняла достойное участие в осуществлении этой всемирно-исторической миссии. Она с честью и в поэзии, и в прозе, и в драматургии выдержала выпавшие на ее долю испытания.




  1. Память о войне в русской культуре.

В крупных и богатых населенных пунктах в 1940-е и в начале 1950-х устанавливали скульптурные памятники, на которых был изображен, как правило, солдат с винтовкой и в плаще (иногда рядом изображали женщину). Фигуры демонстрируют траурную скорбь, рядом с солдатом иногда ставился щит - символ военной доблести, в руках солдат держит опущенный вниз автомат или снятую с головы каску (в знак траура), а женщина - цветы или венок. Эти солдаты, установленные в течение нескольких послевоенных лет во множестве городов и поселков, похожи друг на друга, а часто и вовсе отлиты из одной формы. Такие памятники ставились в городских скверах или на географически выделенных местах (возвышение, поворот реки).



В 1960-е годы поколение участников войны начало сменяться следующим поколением. В области установки памятников это отразилось явным образом. «Мемориализация» приобретает государственный размах. На уровне мелких населенных пунктов все активнее устанавливают большие («внешние») памятники и мемориалы, а в городах, имеющих ключевое стратегическое значение в истории Великой Отечественной войны, начинается строительство грандиозных мемориальных комплексов. С середины 1960-х годов в Ленинграде (1965-1975), Сталинграде (1967), Бресте (1971), подмосковном Дубосекове (1975), Курске (1983) и в других городах появляются уникальные памятники, созданные по специальному заказу большими бригадами художников.

В этот период действительно можно говорить о «готовых к употреблению» визуальных образах, которые сопровождают военную тему. Это, во-первых, нефигуративные пластические композиции, обозначающие торжественность места и значимость события (гранитные или бетонные конструкции, стелы, стены); во-вторых, скульптура - солдаты (образ мужественного воина-защитника), женщины (образ женщины-матери, иногда с ребенком), партизаны, журавли (после того, как в 1969 году песня Яна Френкеля и Расула Гамзатова о журавлях в исполнении Марка Бернеса стала популярной), символическая кремлевская стена (если речь идет о защитниках Москвы); наконец, Вечный огонь или изображение факела.

В конце 1980-х и начале 1990-х начинается новый тип мемориальной деятельности. К мемориалам, построенным на двадцать лет раньше, пристраиваются новые элементы. Появляется множество памятников с изображением матери (часто мать с ребенком), а также солдат. Солдаты изображены либо в бою, либо умирающими после боя, их позы полны драматизма, динамичны и экспрессивны. Монументальности и статичности, характерных для изображений 1950-х, нет. Рядом с мемориалами строятся церкви и часовни.


  1. Русская культура второй половины XX века (образование и наука).

Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в России. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине двадцатых годов двадцатого века. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены.

В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений.

В послевоенный период средняя школа стала 11-летней, правда, не надолго. Восстановление народного хозяйства требовало квалифицированной рабочей силы, появились школы рабочей молодёжи, школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Они подготовили только за 46-50-е годы около 3,5 миллиона рабочих.

В середине 60-х годов средняя школа опять стала десятилетней, но появились специализированные школы: физико-математические, с эстетическим уклоном, английские, французские и т.д. В начале 70-х начался переход к всеобщему среднему образованию, который завершился к концу 70-х годов. В первой половине 80-х годов школа становится 11-летней (правда, в основном теоретически), начиная обучение с шести лет.

В 1979 году в СССР только 0,2% населения было неграмотным, в то время как в США и Японии 0,5%, в Англии 0,7%, в остальных странах значительно больше (Европе в целом 2,3%). В 1988 году была разработана программа перестройки системы образования, в которой среднее образование рассматривалось как базовое для получения затем средне специального или высшего образования.

В годы войны сроки обучения в вузах также были сокращены до 3 лет, после войны продолжительность обучения выросла до 4-5 лет. Наиболее интенсивно шло создание новых вузов в 50-55 годах. За это время было открыто 50 новых институтов. К 1986 году на 10 000 населения в СССР приходилось 181 студент.

После войны были восстановлены Академии наук в Западных республиках Союза и создавались Академии в Казахстане, Латвии, Эстонии, в 60 –70 годы в других республиках Средней Азии. В условиях холодной войны перед учёными были поставлены колоссальные оборонные задачи. В 1949 году в СССР состоялось испытание ядерной бомбы, а через 5 лет – водородной. К началу 70-х годов в целом сложился паритет ядерных вооружений между США и СССР (правда, американцы нас могли уничтожить 35 раз, а мы их только 30).

В конце 50-60-х годов осознание того факта, что СССР вступил в эпоху научно-технической революции привело к росту ассигнований на науку, открывались не только новые НИИ, но и целые научные городки. Было организовано Сибирское отделение наук и академгородок Новосибирска, в том числе, институт ядерной физики в Дубне (Подмосковье) – международный центр для проведения исследований в области физики. Больше десятка наукоградов были закрытыми, работая на оборону и космос.

В 1954 году была пущена первая атомная электростанция. Буквально шок в мире вызвал запуск в СССР 14 октября 1957 года первого спутника земли! Через несколько месяцев в космос отправились Лайка, затем Белка и Стрелка. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек – Юрий Гагарин. Это был триумф советской науки и техники.

Целый ряд советских учёных, в первую очередь, физиков, стали лауреатами Нобелевской премий: Прохоров и Басов (совместно с американцем Ч. Таунсом) в 1964 году за создание первого лазера. Николай Семёнов в 1956 году за исследования в области химических реакций, точнее цепной реакции. В 1958 году группа советских физиков (Франк Тамм, Черенков П.) за открытие и истолкование эффекта Черенкова (так называемое – «голубое свечение»). В 1962 году Лев Ландау получил премию за основополагающие теории конденсированной материи и, в особенности, жидкого гелия; в 1978 году П.Л. Капица – за открытия в области физики низких температур.

Число научных работников выросло с 98,3 тыс. в 1940 году, до 1 миллиона 500 тыс. в 1986 году. СССР по количеству изобретений и открытий в 80 годы превзошёл более чем в 2 раза США и почти в 2 раза Японию.




  1. Русская культура второй половины XX века (литература).

Во второй половине XX века деятельность государства негативно отразилась на развитии литературы и художественной культуры. В 1946 году появилось постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором политические оценки и выводы делались в отношении детского рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки». В нём же была осуждена поэзия А. Ахматовой. В 60 – 80-е годы партия и правительство не оставляла культуру без внимания. Ежегодно выходили постановления и резолюции по вопросам культуры, но в это время они уже не носили персонального характера, а больше охватывали вопросы идеологического и программного характера. Хотя финансирование культуры велось по остаточному принципу, оно в послевоенные годы не опускалось ниже 2%, а с учётом расходов местных бюджетов, развития самодеятельности, кружков, спортивных секций значительно больше.

Время хрущевской «оттепели», сопровождавшееся борьбой против «культа личности» Сталина, отнюдь не было временем свободы. Многие деятели культуры были реабилитированы, вернулись к читателю и зрителю многие ранее запрещённые произведения. В то же время политическое преследование многих «несимпатичных» и «непонятных» руководителям государства писателей и художников, музыкантов и режиссеров продолжалась. Среди них оказался Пастернак, которого заставили отказаться от Нобелевской премии. И всё-таки в конце 50-х, начале 60 годов сделано было много. Здесь и открытие Московского кинофестиваля, и участие наших кинематографистов в зарубежных фестивалях, усиление концертной и выставочной деятельности. В это же время начало работать советское телевидение. Это приводило к рождению нового поколения советской интеллигенции, так называемых «шестидесятников». В литературе вполне официальной появлялись произведения интересные и талантливые.

В конце 50-х были написаны и важнейшие произведения оппозиционной литературы, опубликованные только во второй половине 80-х годов («Архипелаг Гулаг» А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, роман «Новое назначение» А. Бека). В литературе главной чертой 60-х годов стал поэтический бум. Он был вызван появлением целой группы молодых самобытных, друг на друга непохожих поэтов. (Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О.Сулейменов).

С поэтическим бумом связано и зарождение популярности авторской песни А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого. Очень популярным было творчество Виктора Астафьева и Валентина Распутина, писавших о русской деревне.




  1. Жизнь и творчество Б. Пастернака.

Пастернак Борис Леонидович (10.02.1890 - 30.05.1960). Родился в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак. Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,— музыка. После окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешел на историко-филологический (окончил в 1913 г.). В апреле 1912 г. Пастернак отправляется в Марбург для изучения философии. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину.

В печати Пастернак впервые выступил в альманахе "Лирика" (1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов "Близнец в тучах" (1914) и "Поверх барьеров" (1917). Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. — время создания книги "Сестра моя — жизнь" (вышла из печати в 1922 г.). До того Пастернак в 1913 г. в литературном кружке "Мусагет" прочитал доклад "Символизм и бессмертие", где уже проступала программа нового творчества. Рубеж 1920—1930-х гг. сказался в эволюции Пастернака мучительной напряженностью. После завершения поэмы "Высокая болезнь" (1923—1928) Пастернак завершает роман в стихах "Спекторский" — о судьбе русского интеллигента (1931, начат в 1925). Лирика обретала всё большую известность. В 1932 г. вышла книга лирики Пастернака "Второе рождение". В годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отделить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль", "Застава", в дальнейшем —"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.

Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла — романа "Доктор Живаго" (предварительное название — "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гете, грузинских лириков.
    1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор Живаго" был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началось преследование писателя как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Пастернакне мог жить вне России, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесённого инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака легких. Похоронен в поселке Переделкино Московской области.


  1. Жизнь и творчество В. Астафьева.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра   Павловича  Астафьева.   Его мать,   Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось семь лет. Она утонула в Енисее. Через бабушку, дедушку, через свою семью Астафьев постигал русскую общинную традицию, здоровые земные корпи, красоту и суровость сибирской земли.

В школу В. Астафьев пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. В посёлке Игарке, куда переехал на заработки его отец, окончил начальную школу.

В 1941 году Астафьев поступает в Фабрично-заводское училище, заканчивает его и уходит добровольцем на фронт.

До самого конца войны он оставался рядовым солдатом. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, в составе войск Первого Украинского фронта. За войну Виктор Петрович награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».

В 1945 году он демобилизовался вместе со  своей будущей женой, Марией Семёновной Корякиной.   Они переехали в родной город  жены – город Чусовой на Урале.

В 1951 году Астафьев написал свой первый рассказ «Гражданский человек. Вскоре автор стал литературным  работником  газеты «Чусовой рабочий».

В качестве литературного сотрудника газеты он много разъезжает по краю, много видит. За четыре года работы в «Чусовом рабочем» В. Астафьев   пишет более сотни корреспонденции, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, из которых и составляет две первые книги-«До будущей   весны» (1953г.) и «Огоньки» (1955г.), а потом задумывает роман «Тают снега», который пишет более двух лет. В.Астафьев за это время издает две книги для детей («Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот»).   Печатает  очерки и  рассказы, которые    в периодике встретили положительный отклик. Видимо, эти годы и надо считать началом профессиональной писательской деятельности В.П.Астафьева. В 1959году он поступил на Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР.

Его произведения  привлекают  внимание  самого широкого читателя, они удостоены Государственных премий, переведены и изданы   во   многих странах.

На протяжении  многих лет в различных городах России на сценах театров идут его   пьесы,    по произведениям В. Астафьева сняты кинофильмы.

Писатель   часто    встречался   со    своими земляками, читателями и, помня свое детдомовское детство, всячески помогал ребятам из детских домов и интернатов. В 1998 году, 26 января, он был гостем и нашей школы, где встретился с учащимися и рассказал о своей жизни и о творчестве.

Последнее  время Виктор Петрович жил на родине, в селе   Овсянка. Умер после тяжелой   болезни 29 ноября 2001 года в г. Красноярске.




  1. Русская культура второй половины XX века (художественная культура).

1970 – 1980-е годы были временем не только поэтического и литературного бума, это было и время бума театрального. Два театра: «Современник» и театр на Таганке были кумирами. «Современник» под руководством О. Ефремова пополнился молодыми и очень характерными актерами, дополнявшими друг друга: А. Вертинская, Т. Лаврова, О. Даль, Никулин и, наконец, Г. Волчек, которая уже в 60-е годы, будучи совсем молодой, поставила несколько спектаклей: «Двое на качелях», «Обыкновенная история», «На дне». В Ленинграде такую же роль, правда, менее шумно играл Большой Драматический Театр во главе с Г. Товстоноговым.

Театр на Таганке был театром наиболее оппозиционным и непокорным. В конце 60-х появились любительские театры и театры-студии. Самым известным студенческим театром был театр МАИ, затем МГУ. Эти театры всегда были переполнены. Они уже не были любительскими, в них работали профессиональные актеры и режиссеры вместе с единомышленниками студентами, как правило, театральных вузов. А кроме этого был театр сатиры А. Райкина, театр на Малой Бронной и театр Ленинского комсомола (Марк Захаров), БДТ с Товстоноговым, и театр Вахтангова. У каждого из них был не только свой стиль, но и свой зритель, который ночи напролет простаивал в кассы за билетами.

Кинобум начался в конце 70-х – начале 80-х.

«Карнавальная ночь», «Летят журавли», «Война и мир» Бондарчука, «Журналист» Герасимова, фильмы Гайдая и Юткевича. Народ очень любил фильмы Н. Михалкова и А. Тарковского.

Живопись в это время не была столь популярна. Официозная живопись вызывала раздражение, другая была труднодоступной. Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

В 1956 году в Ленинграде прошла выставка «художника-коммуниста» Пабло Пикассо, а следом – Фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957). В 1960 г. проходит выставка искусства Мексики. Советские зрители знакомятся с картинами и фресками Сикейроса, Риверы, Ороско. Через три года выставка Фернана Леже. Молодые советские художники были покорены выразительной монументальностью работ мексиканских мастеров.

В конце 50-х годов в живописи возникают новые течения: суровый стиль и «другое искусство». Художники «сурового стиля» (Е. Моисеенко, Н. Андронов, В. Попков) говорили со зрителем на понятном реалистическом языке, но говорили не о величии подвига Советского народа, а о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека. Стилистика их работ напоминала художественные искания начала века.

«Другое искусство» стремилось объединить предметное искусство модернизма и наработки абстракционизма, опыт авангарда 20-х годов, но это течение, отличающееся своей непримиримостью к партийной художественной политике, объединял в своих рядах соратников по противостоянию власти, а не по стилю. Художники этой группы (Л.Кропивницкий, О. Целков, А. Зверев, Ю. Соостер) появились на открытых выставках только в восьмидесятые годы.

С конца 50-х – 60-х годов общее оживление художественной жизни выразилось в проведении большого количества выставок, многие из них становились или постоянными или регулярными. Наиболее значительной из них стала ежегодная выставка в Манеже. Но по решению государства выставка была закрыта. Попытки устроить выставки в парке под открытом небом потерпели неудачу. Такие выставки вошли в историю искусства под названием «бульдозерные выставки». Большинство участников этих выставок в конце 60-х годов оказались диссидентами. Сегодня наиболее известными из них являются скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин.

Последствия разгона выставки в Манеже крайне негативно отразились на развитии русского изобразительного искусства. Работы новых художников не принимались на выставки, не печатались каталоги. Те, кто не уехал заграницу и не отказался от своих взглядов на искусство, вынуждены были творить для себя, жить на случайные заработки.

Столь же противоречиво развивалась и архитектура. В честь победы в Москве выстроили 7 высотных зданий, в том числе МГУ и МИД под руководством Руднева.

Отставание советской архитектуры от уровня мировой было очень заметно. Самое удивительное состоит в том, что молодые советские архитекторы не раз становились победителями международных конкурсов архитектурных проектов. Ни один из этих проектов осуществлен не был.



  1. << предыдущая страница   следующая страница >>



Уровень жизни — то, выше чего хотелось бы жить. Янина Ипохорская
ещё >>