Учебно-методический комплекс по дисциплине Общее библиотековедение. Раздел 3 (опд) для студентов Института интеллектуальных ресурсов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечное краеведение... 2 462.57kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Менеджмент библиотечно-информационной... 8 1811.65kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общее библиотековедение. 1 353.25kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социальные коммуникации... 5 745.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии... 1 359.52kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 324.65kb.
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 1 260.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений... 6 1497.71kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 5 773.26kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 6 423.74kb.
Цель: сформировать представление о библиотеке как информационно-поисковой... 1 76.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Общее библиотековедение. Раздел 3 (опд) - страница №1/3

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине Общее библиотековедение. Раздел 3 (ОПД)

для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

специальности 071201 Библиотечно-информационная деятельность квалификации Технолог автоматизированных информационных ресурсов



Менеджер информационных ресурсов

Библиотекарь-библиограф, преподаватель

составитель Сабинина Т.Б., к.п.н., доцент

Тюмень

2010


Оглавление

Цели и задачи дисциплины 3

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

(выписка из Государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования в области культуры и искусства) 4

Тематический план изучения дисциплины 4

Рабочая программа дисциплины 5

Темы семинарских занятий и учебной конференции 15

Тематика практических занятий 17

Темы сообщений и других видов СРС 18

Методические указания к контрольным работам 20

Контрольные вопросы к экзамену 23

Рекомендуемая литература 25

Мультимедийные технические средства обучения 29

Тестовые задания 30


1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – обеспечить фундаментальную профессиональную подготовку библиотекарей-библиографов широкого профиля, способных выполнять основные функции в универсальных и специальных библиотеках, органах информации и аналогичных структурах информационного общества, видеть перспективы развития библиотечного дела в мире и адекватным образом отражать их в своей деятельности.

Основные задачи курса определяются уровнем развития отечественного и зарубежного библиотековедения, «высокими технологиями» индустрии информации, а также законодательными актами, регулирующими высшее образование в стране. Курс вооружает студентов обобщенным знанием теоретических основ организации общественного пользования книгой, знаниями, информацией через посредство библиотек и аналогичных учреждений, знакомит с основными типами и видами библиотек, библиотечных систем, научными основами единой системы библиотечного обслуживания, исходными основаниями библиотечной науки.



Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что в результате прохождения курса студент знакомится с основными методами библиотековедческого исследования, основополагающими концепциями библиотечного дела, получает практические навыки их применения.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студент должен знать:

- состояние и уровень развития отечественного и зарубежного библиотековедения;

- теоретические и законодательные основы организации общественного пользования книгами;

- основные типы и виды библиотек;

- структуру библиотечно-информационной системы Российской Федерации;

- социальные функции библиотек;

-принципы организации библиотечного дела в стране.


2.Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

(выписка из Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования в области культуры и искусства) ОПД.Ф.04. Общее библиотековедение

Методология библиотечной науки. Основы теории формирования библиотечного фонда. Общая теория библиотечного обслуживания. Основы теории управления библиотечным делом. Библиотечный маркетинг, состояние и перспективы. Организация научно-исследовательской работы в области библиотековедения. Ведущие направления современных библиотековедческих исследований. Проблемы компьютеризации библиотечной деятельности.


3. Тематический план изучения дисциплины

Наименование разделов и тем

Аудиторные занятия

СРС

Итого

лекции

практ/сем

всего

Тема 1. Познание библиотечной теории и практики

2

2

4

4

8

Тема 2. Понятие и уровни методологии библиотековедения

2




2

6

8

Тема 3. Принципы и подходы библиотековедческих исследований

2

2

4

6

10

Тема 4. Общенаучные методы библиотечных исследований

4

2/2

8

4

12

Тема 5. Социологические методы библиотечных исследований

6

4

10

4

14

Тема 6. Количественные методы библиотечных исследований

2

2

4

4

6

Тема 7. Основы теории формирования библиотечного фонда

2




2

4

6

Тема 8. Общая теория библиотечного обслуживания

2




2

4

6

Тема 9. Основы теории управления библиотечным делом

2




2

4

6

Тема 10. Библиотечный маркетинг, состояние и перспективы

2




2

2

4

Тема 11. Научно-исследовательская работа в области библиотековедения

4

/2

6

8

14

Тема 12. Организация и методика проведения библиотечного исследования

6

2

8

6

14

Всего:

36

18

54

56

110



4. Рабочая программа по дисциплине «Общее библиотековедение». Часть 3

Тема 1. Познание библиотечной теории и практики

Знание как объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Функции знания. Истинные научные знания и заблуждения. Критерии научного знания: предметность, проблемность, обоснованность, проверяемость, системность. Формы существования истинных научных знаний. Относительное и абсолютное научное знание. Уровни научного знания: теоретический, эмпирический, уровень научных предпосылок и оснований. Уровни организации знаний в современном мире: семантическое пространство; естественные языки в виде текстового пространства; искусственные модели семантической структуры текста; средства описания элементов искусственных языков (нормативное пространство); термины индексирования.

Познание как процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Потребности практики как основная движущая сила и цель познания. Взаимосвязь познания и практики. Диалектические противоречия процесса познания. Уровни познания. Связь уровня познания и формируемого с его помощью знания. Элементы чувственного познания. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление как форма рационального познания. Элементы мышления. Понятия. Суждения. Умозаключения. Виды понятий в библиотековедении.

Практическое занятие №1 (2 часа). Тема: Выявление и изучение понятий, суждений и умозаключений в научных опубликованных и неопубликованных документах по библиотечному делу.

Тема 2. Понятие и уровни методологии библиотековедения

Методология как система наиболее общих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе; учение о методах, применяемых в определенной науке. Различие между теорией и методологией. Предмет методологии библиотечных исследований. Социальное назначение методологии.

Всеобщая философская методология. Основные законы и принципы диалектики, философские категории. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания.

Научный метод как основной способ исследования, предполагающий четко упорядоченную последовательность строго определенных его элементов, связанных однозначными правилами для достижения конкретной задачи. Классификация методов исследования, применяемых в библиотековедении. Методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровнях. Качественные и количественные методы. Общенаучные, частнонаучные и специфические библиотечные методы, их сущность, возможности и ограничения.

Методика как совокупность технических приемов исследования. Процедура как последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Техника как совокупность специальных приемов для использования того или иного метода.

Тема 3. Принципы и подходы библиотековедческих исследований

Научные принципы как основной атрибут исследовательской деятельности. Основные группы принципов, их взаимодействие.

Теоретико-описательные (библиотековедческие) принципы: общетеоретические и относящиеся к отдельным частям библиотечной деятельности.

Методологические принципы (предписательные, нормативно-регулятивные). Принцип отражения. Принцип различения и отождествления. Принцип фундаментальной роли практики. Принцип принятия гносеологических предпосылок. Принцип снятия гносеологических предпосылок. Принцип относительности адекватности рационального и чувственного отражения. Принцип историзма.

Методологические принципы социологии библиотековедения. Принцип социокультурной обусловленности. Принцип относительной самостоятельности библиотечного дела. Принцип диалогичности отношений между читателем и библиотекой. Принцип индивидуализации.

Методологические принципы регионального библиотековедения. Принцип целевой направленности. Принцип объективности. Принцип пропорциональности. Принцип регионального библиотечного воспроизводства.

Исследовательские подходы в библиотековедении. Натурный подход. Модельный подход. Структурный подход. Функциональный подход. Деятельностный подход. Системный подход. Комплексный подход. Ситуационный подход.

Методологические подходы в библиотековедении. Социально-функциональный подход (М. И. Акилина). Структурно-функциональный подход (Ю. Н. Столяров). Деятельностный подход (М. Г. Вохрышева, Л. А. Кожевникова, О. П. Коршунов, Ю. Н. Столяров). Социокультурный подход (Н. В. Бобылева). Социологический подход (Р. А. Трофимова). Технологический подход (И. С. Пилко). Просветительский подход (А. Н. Ванеев). Аксиологический подход (А. Н. Ванеев, Г. М. Вихрева, В. Р. Фирсов). Когнитивный подход (А. И. Остапов, В. А. Фокеев). Информационный подход (А. В.Соколов, В. В. Скворцов). Маркетинговый подход (В. К. Клюев, Е. М. Ястребова). Коммуникационный подход (А. В. Соколов). Региональный подход (Е. Б. Артемьева, Н. С. Карташов, Л. А. Кожевникова, Н. Н. Нестерович). Социально-технологический подход (Н. В. Яковлева). Инновационный подход (Н. А. Толканюк, Е. С. Мартин, Е. Ю. Качанова, Н. Т. Чуприна). Сервисный подход (В. В. Брежнева, В. А. Минкина). Компетентностный подход (О. А. Калегина). Гуманистический подход (А. С. Чачко). Синергийный подход (И. М. Суслова). Другие подходы в библиотековедении.



Практическое занятие № 2 (2 часа). Тема: Выявление и изучение методологических подходов в научных работах по библиотековедению, библиографоведению и книговедению.

Тема 4. Общенаучные методы библиотечных исследований

Общенаучная методология. Общенаучные (междисциплинарные) методы. Анализ. Синтез. Индукция и дедукция. Абстрагирование. Формализация. Сравнение. Аналогия. Наблюдение как преднамеренное и целенаправленное восприятие действительности, обусловленное задачей деятельности. Виды наблюдений. Эксперимент как научно поставленный опыт, целенаправленное изучение вызванного исследователем явления в точно учитываемых условиях. Виды эксперимента. Моделирование. Прогнозирование. Классификация. Цитирование. Библиографический метод.

Частнонаучная методология. Частнонаучные (специальные) методы. Социологические методы. Опрос. Интервью. Беседа. Педагогические методы. Статистические методы. Математические методы.

Специфические библиотековедческие методы.

Классификация научных методов. Теоретические и эмпирические методы. Качественные, количественные и качественно-количественные методы.

Практическое занятие №3 (2 часа) Тема: Терминологический анализ библиотечных понятий.

Семинар №1 (2 часа). Тема: Современное состояние методологии и методики библиотековедения.

Тема 5. Социологические методы библиотечных исследований

Опрос. Функции опроса. Анкетный опрос. Беседа. Интервью. Виды бесед и интервью: свободные, формализованные, полустандартизированные. Потекстовое ретроспективное интервью. Метод фокус-групп. Экспертный опрос. Метод Дельфи. Тестирование.

Разработка методологического инструментария социологического исследования: опросные листы, мониторинговые таблицы и др. Основные правила составления опросного листа. Наличие вводной части. Инструкция по заполнению. Виды вопросов: открытые, закрытые (дихотомические, альтернативные, многоальтернативные); контактные; буферные; вопросы-фильтры; контрольные вопросы (ловушки); прямые и косвенные вопросы; тенденциозные вопросы. Логика и последовательность вопросов. Лексика (понятность для данной группы респондентов, краткость и простота конструкций, однозначность понимания, грамотность). Качество оформления текста анкеты.

Принципы формирования выборки. Выборочные (несплошные) и сплошные исследования. Виды несплошного опроса. Ошибки при формировании выборки.

Проведение опроса. Очное и заочное исследование.

Упорядочение эмпирических данных, полученных в ходе исследования. Статистическая обработка данных. Обработка открытых вопросов. Группировка и интерпретация данных. Графическое изображение.

Формирование выводов и заключений.

Практическое занятие №4 (4 часа). Тема: Анализ методики составления и результатов анкетирования.

Тема 6. Количественные методы библиотечных исследований

Использование числовых данных для установления масштаба конкретной ситуации. Измерение. Применение статистических таблиц. Методы индексов и рядов динамики. Метод корреляционного анализа. Метод определения объема выборочной совокупности. Преимущества и недостатки количественных методов.

Применение компьютера в библиотечных исследованиях.

Практическое занятие № 5 (2 часа). Тема: Подсчет и графическое изображение результатов исследования.

Тема 7. Основы теории формирования библиотечного фонда

Эволюция представлений о месте библиотечного фонда в системе «библиотека». Библиотечный фонд как один из исходных системообразующих элементов библиотеки. Соотношение библиотечного фонда с другими подсистемами библиотеки – контингентом пользователей, библиотечным персоналом, материально-технической базой.

Формирование библиотечного фонда как научное понятие. История возникновения и развития фондоведческой мысли. Работы В. И. Собольщикова, Ф. Ф. Рейсса, Е. В. Балобановой, Л. Б. Хавкиной, Н. А. Рубакина, П. М. Богданова и др. Ю. В. Григорьев – классик библиотечного фондоведения.

Тема 8. Общая теория библиотечного обслуживания

Развитие взглядов на понятие «читатель библиотеки». Обоснование терминов «абонент», пользователь», «клиент» и др. Контингент пользователей как один из исходных системообразующих элементов библиотеки. Соотношение контингента пользователей с другими подсистемами библиотеки – библиотечным фондом, библиотечным персоналом, материально-технической базой.

История и современное состояние исследований чтения в России. Централизованные исследования чтения («Советский читатель», «Специалист-библиотека-библиография», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села» и др.). Региональные и локальные исследования чтения. Социология и психология чтения.

Тема 9. Основы теории управления библиотечным делом

Теоретические взгляды на библиотеку и библиотечное дело русских ученых: М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, Л. Б. Хавкиной, Н. А. Рубакина, А. А. Покровского. Труды В. И. Ленина и Н. К. Крупской по вопросам библиотечного строительства, совершенствования управления библиотечным делом, идеологизации деятельности библиотек.

Теоретические работы О. С. Чубарьяна, И. М. Фрумина, В. В. Серова, А. Н. Ванеева, Н. С. Карташова, В. В. Скворцова, И. М. Сусловой, отражающие проблемы социальной роли библиотек в обществе, закономерности развития библиотечного дела, организационные принципы библиотечного строительства, общедоступности и демократизации библиотечных учреждений, их централизации и децентрализации, привлечения к библиотечному строительству населения.

Обогащение науки управления библиотечным делом зарубежными концепциями в области менеджмента.



Тема 10. Библиотечный маркетинг, состояние и перспективы

Основные этапы становления и развития маркетинга в России. Классические работы в области теории и практики маркетинга (Ф. Котлер и др.). Библиотечный маркетинг (В. К. Клюев, И. М. Суслова, Е. М. Ястребова, С. Г. Матлина и др.). Место маркетинговых исследований в библиотековедении.



Тема 11. Научно-исследовательская работа (НИР) в области библиотековедения

НИР как изучение и решение фундаментальных и прикладных проблем библиотечной деятельности силами коллективов библиотек, библиотечно-библиографических учреждений, профессиональных общественных объединений и отдельных специалистов.

Направления НИР: организация научных исследований и управление ими; воспроизводство научного сообщества; обмен научной информацией; потребление научного знания в других сферах библиотечной деятельности.

Научно-исследовательская работа в первой половине ХХ века. Деятельность профессиональных библиотечных объединений и отдельных специалистов (Л. Б. Хавкина, Н. А. Рубакин, Х. Д. Алчевская, А. А. Покровский, К. Н. Дерунов, В. А. Невский, Г. К. Дерман, Е. И. Шамурин, Ю. В. Григорьев и др.). Научные мероприятия 1920-гг. Основные направления и проблематика НИР.

Научно-исследовательская работа во второй половине ХХ века. Создание методических и научно-исследовательских подразделений библиотек. Расширение проблематики НИР. Диверсификация НИР. Прикладные и фундаментальные исследования. Комплексные и частные НИР. Долгосрочные НИР и экспресс-исследования. Масштабность исследований. Особенности организации. Всесоюзные и региональные централизованные исследования: «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Специалист. Библиотека. Библиография», «Советский читатель» и др. Научные школы О. С. Чубарьяна, К. И. Абрамова, Ю. Н. Столярова, А. Н. Ванеева, В. И. Терешина, А. Я. Айзенберга, В. С. Крейденко и др. Участие отечественных специалистов в международных исследованиях.

Возрастание роли и значимости библиотечной НИР в современных условиях. Общероссийские и региональные библиотечные исследования. Ориентация на конечные результаты. Актуальные направления НИР:

- Изучение комплексных проблем развития и совершенствования деятельности библиотеки;

- Организация и содержание библиотечного обслуживания пользователей; - Изучение чтения, информационных потребностей пользователей, неудовлетворенного спроса;

- Формирование и использование библиотечных фондов;

- Изучение национальных фондов, фондов редких книг и книжных коллекций;

- Анализ библиотечных услуг, тенденций их развития, востребованности различных видов;

- Организация и управление библиотекой, развитие делового сотрудничества;

- Обследование состояния и условий библиотечной работы, составление социального портрета пользователей и «непользователей» библиотек;

- Создание научной документальной базы для работы и развития муниципальных библиотек;

- Исследование проблем автоматизации библиотечных процессов;

- Анализ профессиональных качеств библиотекарей;

- Библиотечно-краеведческая деятельность.

Основные проблемы исследований: совершенствование деятельности библиотеки в условиях демократического общества; критерии эффективности качества работы библиотек; динамика чтения населения в демократическом обществе; роль книги и чтения в жизни взрослого человека, детей и юношества; взаимодействие библиотек различных типов и видов; рациональное размещение и использование библиотечных ресурсов; совершенствование управления библиотечным делом.



Учебная конференция: Общероссийские и региональные библиотечные исследования ХХ века.

Тема 12. Организация и методика проведения библиотечного исследования

Особенности организации и методики разных видов исследований. Фундаментальное исследование. Поисковое исследование. Прикладное исследование. Методическое исследование. Разведывательные (пилотажные), описательные (дескриптивные), аналитические, сравнительные исследования. Однократно проводимые и повторные исследования.

Теоретико-прикладное исследование. Главная цель и задачи. Основные компоненты и результаты. Прикладное исследование. Главная цель и задачи. Основные компоненты и результаты.

Организация библиотековедческого исследования. Основные блоки.

Выявление и формулировка научной проблемы. Проблема как вопрос, на который нет ответа в накопленных знаниях. Анализ проблемной ситуации. Выдвижение гипотез.

Разработка и утверждение технического задания как исходного документа для конкретного исследования. Содержание технического задания.

Разработка программы. Методологический раздел программы: Проблема, объект и предмет исследования. Цель и задачи, основные понятия. Выбор измерителей. Формулировка рабочей гипотезы. Обоснование актуальности. Методический раздел программы: Описание методов и техники сбора информации. Процедуры обработки информации. Инструментарий. Методические и инструктивные материалы. Участники исследования. База исследования. Характеристика пробного исследования. План исследования и др. Основные этапы разработки программы. Теоретический этап. Эмпирический этап. Методологические правила разработки программы.

Оформление результатов научного исследования. Составление отчета о НИР (ГОСТ 7.32 – 2003 «Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления»). Другие формы распространения информации о научном исследовании.

Внедрение результатов научного исследования как совокупность организационно-методических и прочих мероприятий, обеспечивающих эффективность практического использования. Опосредованные и непосредственные способы внедрения. Обязательное и инициативное внедрение. Предварительное и массовое внедрение. Планы внедрения. Критерии внедрения.

Практическое занятие № 6 (2 часа) Тема: Составление отчета о курсовом исследовании.

5. Темы семинарских занятий и учебной конференции

Семинар № 1




следующая страница >>



Мы, англичане, говорим: настоящий друг тот, кто навестит тебя даже в тюрьме. Нет: настоящий друг тот, кто придет на твое выступление. Малколм Брэдбери
ещё >>